Николас Мукомбервана
Николас Мукомбервана | |
---|---|
![]() Николас Мукомбервана | |
Рожденный | Оберт Матиас 1940 |
Умер | 12 ноября 2002 г. Хараре , Зимбабве |
Национальность | Зимбабвийский |
Образование | Миссия Серима, провинция Масвинго и неофициально |
Известный | Скульптура |
Движение | Скульптура Шона |
Супруг | Грейс Мукомбервана |
Дети | Андерсон Мукомберанва , Энника Мукомберанва , Лоуренс Мукомберанва , Нетсай Мукомберанва , Тагума Мукомберанва , Тендай Мукомберанва |
Родственники | Несберт Мукобервана (племянник) |
Награды | Лауреат премии Недлоу, 1989 г. |
Николас Мукомберанва (1940–12 ноября 2002 г.) был зимбабвийским скульптором и учителем рисования. Он был одним из самых известных протеже Школы мастерских Национальной галереи Зимбабве . Он был наставником семьи Мукомберанва скульпторов . Мукомберанва женился на своей первой жене, скульпторе Грейс , в 1965 году, и у них родилось восемь детей. [ 1 ] В 1965 году он решил завершить карьеру в полиции и полностью посвятить себя скульптору. В течение следующего десятилетия он продолжал оттачивать свое мастерство, разработав один из самых характерных личных стилей, присущих его поколению зимбабвийских скульпторов по камню. Гамбит оправдал себя, и к концу 1970-х и в 1980-х его работы демонстрировались на многих площадках. Его работы выставлялись в галереях по всему миру. Он также стал наставником многих художников в Зимбабве, в том числе своих детей Андерсона Мукомберанвы , Энники Мукомберанвы , Лоуренса Мукомберанвы , Нетсаи Мукомберанвы , Тагумы Мукомберанвы , Тендаи Мукомберанвы и племянника Несберта Мукомберанвы , которые также являются скульпторами. Он остается одним из самых известных художников Зимбабве.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Мукомберанва родился в Бухера районе провинции Маникаленд в 1940 году. Его звали Оберт Матафи, он был первенцем второй жены своего отца Маракии Чихуте, которая умерла, когда Оберту было два года. С тех пор его воспитывала первая жена Маракии Майгуру. В 1958 году в миссии Святого Бенедикта Оберт крестился Николаем и взял фамилию Мукомберанва в честь предка. [ 1 ]
Николас посещал начальную школу Звишавани , в то время как его отец работал на близлежащих Королевских асбестовых рудниках. Искусство не преподавалось в школе, но к 15 годам Николас создал свою первую скульптуру из глины. К 17 годам его приняли в миссию Святого Бенедикта в Чиендамбуя, где его признали опытным в живописи и рисовании, и поэтому ему было предложено переехать в миссию Серима , провинция Масвинго . Там отец Гребер поощрял скульптуру и резьбу по дереву , а Николас столкнулся с сочетанием традиционной христианской иконографии и племенных африканских произведений искусства.

Мукомберанва находился под сильным влиянием уроков рисования, узоров и резьбы, которые он получил от Гребера и школьного учителя рисования Корнелиуса Мангумы. Мукомберанва создал свои первые художественные работы еще во время учебы в школе, создав шесть резных фигурок для церкви Серима. В их число входят четыре цементных ангела в башне, а также два деревянных ангела для часовни. [ 2 ]

Однако после продуктивного года в Сериме Мукомберанва был исключен и переехал в Солсбери (ныне Хараре), устроившись на работу офицером британской полиции Южной Африки , где он оставался в течение 15 лет (1962–76). [ 1 ] Несмотря на то, что его год в Сериме был коротким, его стиль во многом определялся полученным там опытом. Его работы были типично архитектурными, вырезаны только с одной стороны. Кроме того, на более поздних геометрических этапах он в значительной степени полагался на узоры, изученные в Сериме. [ 3 ]
Николас все еще рисовал для развлечения, и в 1962 году он встретил Фрэнка МакИвена , тогдашнего директора Национальной галереи Родезии (сегодня Национальная галерея Зимбабве), который вдохновил его заняться резьбой по камню. МакИвен предоставил материалы и провел обучение в мастерской в подвале Галереи, и вскоре Мукомберанва в свободное время начал заниматься скульптурой, создавая свое первое каменное произведение. Вор Макьюэн помог получить это и другие произведения международного признания за рубежом. [ 4 ]
В 1968 году Улли Байер написал [ 5 ]
«Скульптура Мукомберанвы полна идей и изобретений, у него большое разнообразие взглядов и выражений, и ему нравится изображать целые группы переплетенных фигур. Он работает с множеством разных камней, постоянно используя текстуры и цвета. Настроение его скульптур всегда медитативные, иногда религиозные, и они очень высокого качества».
В 1969 году жена Фрэнка МакИвена Мэри (урожденная Макфадден) основала Вукуту, скульптурную ферму недалеко от Ньянги , а в 1970 году МакИвен организовал для Николаса творческий отпуск в полиции и провел там 6 месяцев, работая над большими кусками черного Пенхалонга змеевика , из которых образовались бы часть выставки Музея Родена . В конце концов он бросил работу в полиции, чтобы полностью посвятить себя скульптуре. [ 1 ]
Ранние выставки
[ редактировать ]Международные выставки, на которых были представлены скульптуры Николаса, вплоть до отставки Фрэнка МакИвена с поста директора музея в 1973 году, перечислены ниже.
- 1964 Международная художественная выставка, Лусака.
- 1965 Новое искусство Родезии, Фестиваль искусств Содружества, Королевский фестивальный зал , Лондон.
- 1968 Родезийская скульптура, гастролировала по Южной Африке.
- 1969 Современное африканское искусство, Центр искусств Камдена , Лондон.
- 1970 Современные скульптуры Вукуту, Музей современного искусства города Парижа.
- 1971 Современная скульптура африканского шона, Музей Родена , Париж.
- 1972 Скульптуры Шона из Родезии, Галерея ICA , Лондон.
Скульптурное движение Шона
[ редактировать ]Мукомберанва был центральной частью раннего «Движения скульптур Шона». В первые годы роста зарождающееся «скульптурное движение Шона» описывалось как художественный ренессанс, художественный феномен и чудо. Критики и коллекционеры не могли понять, как жанр искусства развивался с такой энергией, спонтанностью и оригинальностью в районе Африки, который не имел ничего из великого скульптурного наследия Западной Африки и ранее описывался с точки зрения изобразительного искусства как художественно бесплодный. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

В период 1965–1980 годов работы Николаса вместе с работами других ведущих членов Школы мастерских, таких как Сильвестр Мубайи , Джорам Марига и Джозеф Ндандарика, были неотъемлемой частью движения скульптур Шона. «Первое поколение» новых скульпторов Шоны получило международное признание, несмотря на санкции, введенные в отношении Южной Родезии благодаря МакИвену. Три из ранних работ Николаса и работы многих художников первого поколения сейчас находятся в завещании МакИвена Британскому музею . [ 4 ]
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]В 1976 году Николас уволился из полиции, чтобы стать профессиональным скульптором, и к 1977 году провел аншлаговую выставку работ в галерее Гудмана в Йоханнесбурге . В 1978 году он договорился о покупке фермы недалеко от Рувы у Роя Гатри, основателя парка скульптур Чапунгу , и именно там он поселился со своими женами (на своей второй жене Бетти он женился в 1976 году) и семьей. [ 1 ] Используя доходы от своих работ, Мукомберанва инвестировал в сельскохозяйственные угодья и многие считали его одним из самых способных фермеров Зимбабве. По мере того, как его сельскохозяйственные владения расширялись, он все больше полагался на членов своей семьи в выполнении трудоемких задач по скульптуре, таких как полировка.

Стиль
[ редактировать ]Скульптуры Мукомберанвы изображали человеческие формы на различных уровнях абстракции, а иногда изображали животных , птиц или духовные чувства ; большинство из них были тщательно отполированы, хотя в некоторых случаях он противопоставлял гладкие участки участкам с большой шероховатостью. Он работал в основном с твердым камнем, используя местные материалы, такие как опал, кобальт и другие серпентины , особенно местный вариант, называемый пружинным камнем, найденный в Тенгененге .
Селия Винтер-Ирвинг сказала о Николасе [ 8 ]
«В отличие от многих других скульпторов, Мукомберанва говорит на основе личного опыта, а не пересказывает то, что он услышал или ему сказали. Для него убеждения должны быть личными, а не привычными. сохранил свое искусство».
Выставки
[ редактировать ]В июне – июле 1993 года к Николасу присоединились его четыре сына Андерсон (1968 г.р.), Малахия (1970 г.р.), Тендай (1974 г.р.) и Лоуренс (1976 г.р.), которые представили выставку своих скульптур в Парке скульптур Чапунгу . в Хараре . [ 10 ]
К концу тысячелетия репутация Мукомберанвы еще больше укрепилась благодаря многочисленным выставкам, на которых были представлены его работы. Некоторые из них перечислены ниже. Позже в своей карьере он замедлил производство произведений искусства, чтобы заняться сельским хозяйством и разведением крупного рогатого скота на ферме Рува. Он производил меньше, создавая больше личных скульптур и значительно замедляя темп своей жизни.
- 1974 Фестиваль африканских художников, Чикаго , США.
- 1978 Божьи люди и звери, Галерея Гудмана, Йоханнесбург , Южная Африка.
- 1981 Фестиваль «Искусство в действии», Уотерперри , Великобритания.
- 1981 Искусство Африки, Институт Содружества , Лондон , Великобритания.
- 1983 Каменные скульптуры из Зимбабве, Франкфурт , Германия.
- 1984 Скульптура Шоны, студия Pulchri , Гаага , Нидерланды.
- 1984 Студия Plazzotta , Челси, Лондон , Великобритания
- 1985 Сокровища искусства из Зимбабве, Франкфурт , Германия.
- 1985 Зимбабвийская каменная скульптура, Художественный музей Кресге , Университет штата Мичиган , США.
- 1985 и 1987 гг. Современная каменная скульптура, Галерея скульптур Ирвинга, Сидней , Австралия.
- 1986 Африканский центр, Лондон , Лондон , Великобритания
- 1986-8 «Душа в камне», Перт , Сидней , Мельбурн и Канберра , Австралия
- 1986 Современные скульптуры из Зимбабве, Вена , Австрия.
- 1987. Современная каменная скульптура из Зимбабве, Барбикан-центр , Лондон , Великобритания.
- 1987 Наследие Зимбабве, ЮНЕСКО , Париж , Франция.
- 1987 Галерея африканского влияния, Бостон , США.
- 1989 Зимбабве-оп-де-Берг, Фонд Бельден-оп-де-Берг, Вагенинген , Нидерланды.
- 1989 Скульптура Шоны, Галерея Роберта Стила, Аделаида , Австралия.
- Почетное упоминание 1990 года, Выставка африканской скульптуры, Венецианская биеннале , Италия.
- 1990 Современные африканские художники – меняющиеся традиции, Музей-студия, Нью-Йорк , США.
- 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
- 1990 Персональная выставка, Окленд , Новая Зеландия.
- 1990 Каменная скульптура из Зимбабве, Музей Миллесгорден , Стокгольм , Швеция.
- 1992 Международный симпозиум по скульптуре Шона, Токио , Япония.
- 1993 Николас и семья, Парк скульптур Чапунгу , Хараре , Зимбабве.
- 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
- 2004 Ретроспектива, Sun Gallery, Скоттсдейл, Аризона , США.
Выставочные экспонаты
[ редактировать ]Некоторые из выставочных произведений Мукомберанвы, такие как «Жадный» (1985) и «Развращающая сила денег» (1985), гастролировали по всему миру; например, в Йоркширский парк скульптур в 1990 году, [ 11 ] где выставленные работы включали образцы всех художников, принимавших участие в выставке Музея Родена 1971 года . В каталоге «Чапунгу: Культура и легенда – Культура в камне» к выставке в Кью Гарденс в 2000 году изображены скульптуры Николаса «Мой опыт » (Спрингстон, 1992) на стр. 58-59, Человек в трансе (Спрингстон, 1987), с. 92-93, Женщины Мудрости (Опаловый камень, 1987) на с. 102-103 и «Развращающая сила денег» (Limestone, 1985) на стр. 114-115. [ 12 ]
Международные выставки (институции, хранящие творчество Николая)
[ редактировать ]Работы Мукомберанвы находятся в коллекциях Национальной галереи Зимбабве а также Музея современного искусства в Зимбабве , в Нью-Йорке ; Филдовый музей естественной истории , Чикаго , Художественный музей Индианаполиса. [ 13 ] и Британский музей . [ 4 ] [ 8 ] На выставке зимбабвийских скульптур в аэропорту Атланты «Традиция в камне» в Атланте, штат Джорджия, изображен Нзузу, Дух Воды (зеленый змеевидный камень). [ 14 ]
Похвалы и награды
[ редактировать ]- В 1989 году Николас стал абсолютным победителем на ежегодной выставке Недлоу/Баринга в Национальной галерее Зимбабве за свою работу «Уличный нищий» и был выбран вместе с Тапфумой Гутсой и Генри Муньярадзи представлять Зимбабве на нью-йоркской выставке «Современные африканские художники - меняющиеся». Традиция». [ 1 ]
- В 1986 году премьер-министр Роберт Мугабе вручил Николаю специальную награду за вклад в изобразительное искусство Зимбабве.
- В 1983 году работы Николаса под названием «Вождь » были изображены на марке Зимбабве, выпущенной в ознаменование Дня Содружества 14 марта 1983 года. Они составляли стоимость в 1 доллар в наборе, дополненном работами Генри Муньярадзи , Джозефа Ндандарики и Джона Такавиры .
Влияние на других скульпторов
[ редактировать ]В 2000 году Мукомберанва дал видеоинтервью с Джонатаном Зилбергом, в котором рассказал о своей работе, включая свое раннее обучение в миссии Серима. [ 15 ]
Мукомберанва внезапно скончался 12 ноября 2002 года. Все его дети стали скульпторами: его сыновья Андерсон , Малахия , Тендай , Лоуренс и Тагума ; и его дочери Нэцай и Энника . Другой сын, его восьмой ребенок, трагически утонул. [ 8 ] Николас был также дядей и учителем Несберта Мукомберанвы и наставником афроамериканского скульптора М. Скотта Джонсона. соответствующая цитата старшего сына Андерсона. Памяти Николаса может послужить [ 16 ]
.... мудрец, скульптор, отец для меня, образ отца для многих, многих скульпторов, работающих с камнем в Зимбабве. Несмотря на то, что он ушел, он остается с нами, потому что его мудрость направляет наши скульптуры и действия, которые мы предпринимаем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гатри Р. «Николас Мукомберанва», The Gallery Shona Sculpture (Pvt) Ltd, издательство ZPH, Зимбабве, 1989 г., ISBN 0-949225-83-5 .
- ^ Мортон, Элизабет (2012). «Мастерская отца Джона Гробера в миссии Серима» . Академия.edu . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Элизабет Мортон, «Покровитель и художник в формировании зимбабвийского искусства». В ред. Г. Салами и М.Б. Висона, «Спутник современного африканского искусства». Чичестер: Джон Уайли и сыновья, 2013, 242–3.
- ^ Jump up to: а б с «Коллекция МакИвена» . britishmuseum.org . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Улли Б. «Современное искусство в Африке», Pall Mall Press, Лондон, 1968, ISBN 0-269-99283-9
- ^ Арнольд, Мичиган (1981) Зимбабвийская каменная скульптура . Издательство Louis Bolze, Булавайо. ISBN 0-7974-0747-2
- ^ Мор Ф. (1987) Скульптура Шона . Jongwe Printing and Publishing Co, Хараре. ISBN 0-7974-0781-2
- ^ Jump up to: а б с д Винтер-Ирвинг К. (1991). Каменная скульптура в Зимбабве , издательство Roblaw Publishers, Хараре, ISBN 0-908309-14-7 (мягкая обложка) ISBN 0-908309-11-2 (в тканевом переплете)
- ^ Султан, О. (1994) Жизнь в камне: зимбабвийская скульптура - рождение формы современного искусства . ISBN 978-1-77909-023-2
- ^ Модсли, Дж. (1993) «Николас и семья». Каталог выставки, Парк скульптур Чапунгу . Нет ISBN
- ^ Современная резьба по камню из Зимбабве, 1990 г., ISBN 1-871480-04-3
- ^ Каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу, 2000 г., 136 страниц, полноцветная печать, с фотографиями Джерри Хардман-Джонса и текстом Роя Гатри (без ISBN)
- ^ « Законодатели » . imamuseum.org . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ «Каменная скульптура Шона переносит Африку в аэропорт Атланты» . 29 сентября 2019 г.
- ^ Зильберг, Джонатан (2001). «Николас Мукомберанва. (фильм/видео)» . Африканское искусство . 34 (3): 80. дои : 10.2307/3337883 . JSTOR 3337883 . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Предисловие к книге Winter-Irving C. (2003) New Visions in Stone (по заказу арт-промоутеров Тима и Дон Андерсон с Гленном Салливаном), Хараре (без ISBN)