Скульптура Зимбабве
Скульптура и, в частности, каменная скульптура — это искусство, которым Зимбабве хорошо известно во всем мире.
Происхождение
[ редактировать ]В Центральном Зимбабве находится « Великая Дайка » – источник змеевидных пород многих типов, включая твердую разновидность, которую местные жители называют пружинным камнем . Ранняя доколониальная культура народов шона заселила высокогорное плато около 900 г. н. э., а « Великий Зимбабве », датируемый примерно 1250–1450 гг. н.э., представлял собой город с каменными стенами, археологические раскопки которого свидетельствуют о искусной обработке камня. Стены были построены из местного гранита, при их строительстве не использовался никакой раствор. [1] При раскопках шесть птиц из мыльного камня и чаша из мыльного камня в восточной ограде памятника были обнаружены , поэтому художественные формы из мыльного камня были частью этой ранней культуры, а местные жители уже были предрасположены к искусству, создавая произведения из различных природных материалов, таких как волокна, дерево. , глина и камень для функциональных, эстетических и ритуальных целей. [2] Однако резьба по камню как искусство не имела прямого происхождения до наших дней, и только в 1954 году начался ее современный ренессанс. Это было тогда, когда Фрэнк МакИвен стал советником новой Национальной галереи Родоса , которая должна была быть построена в Хараре , и с 1955 по 1973 год был ее директором-основателем (она открылась в 1957 году). Он встретился с Томасом Мукаробгвой , молодым художником из числа коренного населения, погруженным в сельские знания и духовность, и предложил ему возможность продолжить карьеру в искусстве. Мукаробгва стал «идеальным наставником, который познакомит директора новой галереи с нравами и обычаями африканского народа». [3] : 34 Это было знакомство с местным художником Джорамом Маригой и его ранней резьбой по мягкому камню, которое побудило МакИвена поощрять первых резчиков по мыльному камню создавать произведения, отражающие их культуру. Школа-мастерская, созданная галереей, вскоре привлекла больше художников, многие из которых уже прошли ту или иную форму художественного обучения в первых миссионерских школах и стали признанными практиками искусства. [3] : 38 В их число входили Джозеф Ндандарика , Джон Такавира и Кингсли Самбо . [4] [5] Зарождающееся художественное движение развивалось относительно медленно, но получило мощный импульс в 1966 году Томом Бломфилдом , белым южноафриканским фермером, выращивающим табак, чья ферма в Тенгененге недалеко от Гуруве имела обширные залежи змеевидного камня, пригодного для резьбы. Сам скульптор по камню, Бломфилд хотел разнообразить использование своей земли и пригласил на нее новых скульпторов, чтобы сформировать сообщество работающих художников. Частично это произошло потому, что в то время действовали международные санкции против белого правительства Родезии, возглавляемого тогда Яном Смитом, провозгласившим Одностороннюю декларацию независимости в 1965 году, и табак больше не мог приносить достаточный доход. Соответственно, Тенгененге означает «Начало начала» — в данном случае нового значительного предприятия.

Скульпторы первого поколения 20 века.
[ редактировать ]Дальнейшие подробности создания «первого поколения» новых скульпторов Шона приводятся в отдельных биографиях его ведущих членов: Бернарда Матемеры , Сильвестра Мубайи , Генри Мукаробгва , Томаса Мукаробгва , Генри Муньярадзи , Джорама Мариги , Джозефа Ндандарика , Бернарда Такавира и его брат Джон . В эту группу также входит семья Мукомберанва ( Николас Мукомберанва и его протеже Андерсон Мукомберанва , Лоуренс Мукомберанва , Тагума Мукомберанва , Нетсай Мукомберанва , Энника Мукомберанва и Несберт Мукомберанва ). Все эти художники создали работы, которые выставлялись по всему миру, и некоторые из них теперь включены в завещание МакИвена Британскому музею . [6] [7]
В первые годы своего развития зарождающееся «скульптурное движение Шона» описывалось как художественный ренессанс, художественный феномен и чудо. Критики и коллекционеры не могли понять, как жанр искусства развивался с такой энергией, спонтанностью и оригинальностью в районе Африки, который не имел ничего из великого скульптурного наследия Западной Африки и ранее описывался с точки зрения изобразительного искусства как художественно бесплодный. . [8] [9] [10] [11]

Пятнадцать лет санкций против Родезии ограничили международную экспозицию скульптуры. Тем не менее, главным образом благодаря усилиям Фрэнка МакИвена , работа была показана на нескольких международных выставках, некоторые из которых перечислены ниже. Этот период до обретения независимости стал свидетелем оттачивания технических навыков, углубления выразительной силы, использования более твердых и различных типов камней и создания множества выдающихся произведений. «Движение скульптуры Шона» находилось в стадии реализации и имело много покровителей и сторонников.
- 1963 Новое искусство Родезии, Фестиваль искусств Содружества, Королевский фестивальный зал , Лондон.
- 1968-9 Новое африканское искусство: Школа мастерских Центральной Африки, МОМА , Нью-Йорк (гастролировал в США)
- 1969 Современное африканское искусство, Центр искусств Камдена , Лондон.
- 1970 Современные скульптуры Вукуту, Музей современного искусства города Парижа.
- 1971 Современная скульптура африканского шона, Музей Родена , Париж.
- 1971 Галерея 101, Йоханнесбург
- 1971 Галерея художников, Кейптаун
- 1972 Скульптуры Шона из Родезии, Галерея ICA , Лондон.
- 1972 Галерея Helliggyst, Копенгаген.
- 1972 МОМА , Нью-Йорк.
- 1979 Искусство Африки, Берлин . Staatliche Kunstalle отправилась в Бремен и Стокгольм.
- 1979 Галерея Feingarten, Лос-Анджелес.
Пост-независимость
[ редактировать ]
С момента обретения независимости в 1980 году скульптура продолжала выставляться в художественных столицах мира, и большое признание получили такие современные художники, как Доминик Бенхура и Тапфума Гуца. [12] и сама форма искусства.
Поддержка и поощрение исходили из многих источников.
- Спонсоры различных сообществ скульптур, в том числе в Тенгененге. [13] и Чапунгу [14] были наиболее влиятельными. После обретения независимости появились и другие сообщества, например, Центр искусств Читунгвиза, который был инициативой Программы развития Организации Объединенных Наций и Министерства образования и культуры Зимбабве, предоставившего землю.
- Коммерческие спонсоры в Зимбабве, в том числе AVAC Arts, Baringa Corporation, Nedlaw Investment and Trust Corporation, Zimre Holdings Limited, BAT (которые частично финансируют Мастерскую Школы Национальной галереи) и Mobil (которые поддерживают ежегодную выставку «Наследие Зимбабве»). в галерее).
- Правительство Зимбабве, особенно благодаря поддержке Национальной галереи, которая теперь имеет региональные центры в Булавайо и Мутаре, а также заказывает такие произведения искусства, как статуя Роберта Мугабе .
- Меценаты, которые покупают работы или пишут предисловия к каталогам международных выставок. Примеры известных людей в этой категории включают Ричарда Аттенборо , Ричарда Э. Гранта и Джошуа Нкомо .
- Среди других заметных участников этого сектора - AVAC Arts. [15] основан Терренсом Т. Мусийива. AVAC Arts, основанная в 2003 году, создала один из первых веб-сайтов в Зимбабве, который продвигает международную торговлю произведениями искусства из Зимбабве. Идея заключалась в том, чтобы показать, как Интернет можно использовать в качестве инструмента содействия адаптации и использованию новых технологий для улучшения условий жизни арт-сообщества в Зимбабве.
- Группа специализированных дилеров, которые выставляют работы в своих галереях по всему миру и передают свой энтузиазм по поводу этого вида искусства посетителям, которые, просматривая, покупая и наслаждаясь объектами, распространяют этот энтузиазм.
Рой Гатри процитировал статью 1991 года в The Sunday Telegraph в своем предисловии к выставке в Южной Африке. [16] напомнить любителям искусства, что
«Сегодня широко распространено мнение, что искусство обязательно должно быть международным... Но против этой тенденции можно обнаружить отдельные очаги сопротивления, которые предполагают, что хорошее искусство может (и, возможно, должно) быть местным делом – продуктом определенного места. И одна из самых замечательных в современном мире – это школа скульпторов, которая процветала среди племени шона в Зимбабве в течение последних 30 лет... помещенная рядом с мрачными вещами, столь любимыми международной арт-бюрократией – как они. были на биеннале 1990 года – эти африканские резные фигурки сияют в пустынном мире».
Несмотря на растущий мировой спрос на скульптуры, пока мало что из того, что, как опасался МакИвен, могло быть просто коммерциализацией стиля «аэропортового искусства», не произошло. Самые преданные своему делу художники демонстрируют высокую степень честности, никогда не копируя и по-прежнему работая исключительно вручную, со спонтанностью и уверенностью в своих навыках, не ограничиваясь навязанными извне представлениями о том, каким должно быть их «искусство». Сейчас, спустя более пятидесяти лет после первых пробных шагов к новой скульптурной традиции, многие зимбабвийские художники зарабатывают на жизнь, занимаясь скульптурой полный рабочий день, и самые лучшие из них могут выдержать сравнение с современными скульпторами где-либо еще. Скульптура, которую они создают, говорит о фундаментальных человеческих переживаниях - таких переживаниях, как горе, восторг, юмор, тревога и духовный поиск - и всегда умудрялась передать их очень простым и прямым способом, который является одновременно редким и чрезвычайно освежающим. Художник «работает» вместе со своим камнем, и считается, что «все существующее в природе не является неодушевленным» — оно обладает собственным духом и жизнью. Всегда осознаешь вклад камня в готовую скульптуру, и действительно повезло, что в Зимбабве доступен великолепный ассортимент камней, из которых можно выбирать: твердый черный родниковый камень, богато окрашенный серпентин и мыльный камень , твердый серый известняк и полудрагоценные вердит и лепидолит . [17] [18] [19] [20]
Джонатан Зилберг отметил, что в Зимбабве существует параллельный рынок для того, что он называет скульптурами потока , предметом которых является семья ( укама в Шоне), и которые производятся по всей стране, от пригорода Хараре до Гуруве на северо-востоке и Мутаре. на востоке. Эти легкодоступные и недорогие формы скульптуры, по его мнению, представляют больший интерес для местных чернокожих зимбабвийцев, чем полуабстрактные фигуративные скульптуры того типа, которые в основном можно увидеть в музеях и экспортировать за границу. Скульптуры потока по-прежнему способны демонстрировать новаторство в искусстве, и большинство из них вырезаны индивидуально, в стилях, характерных для отдельных художников. [21]
Другой художник, Брин Таурай Мтеки, создал большую скульптуру под названием «Чиппи», которая была открыта во время шестых Всеафриканских игр , проходивших в Зимбабве в сентябре 1995 года. Эта скульптура также служила талисманом игр. Его высота 2,5 метра, и теперь он выставлен на Национальном спортивном стадионе в Хараре рядом с пламенем Игр как часть постоянной коллекции. В 1996 году Мтеки, ныне проживающий в Европе, был удостоен серебряных медалей Ольсница, Ауэрбаха и Адорфа в Германии. [22] [3] : 32
Некоторые скульпторы в Зимбабве работают не только с камнем, но и с другими материалами. Например, на выставке «Наследие Зимбабве» в 1988 году Пол Маховани получил Почетную награду за свое металлическое произведение «Нгози», а в 1992 году металлическое произведение Джозефа Чаноты «Думая о засухе» получило ту же награду. Булавайо был центром металлической скульптуры, где работали такие художники, как Давид Ндлову и Адам Мадебеле. Артур Азеведо, который работает в Хараре и создает сварные металлические скульптуры, получил Почетную награду президента на Первой биеннале наследия Мобил Зимбабве в 1998 году. [23] Резьба по дереву имеет долгую историю в Зимбабве, и одними из ее ведущих представителей являются Зефания Тшума и Моррис Тендай. [9]
Международные выставки
[ редактировать ]- 1982 Галерея Джанет Флейшер, Филадельфия , США.
- 1984 Генри Тенгененге, Институт Содружества , Лондон
- 1985 «Сокровища искусства из Африки», Франкфурт , Германия.
- 1985 Генрих Тенгененге, Галерея Фейнгартен, Лос-Анджелес , США.
- 1989 Зимбабве-оп-де-Берг, Фонд Бельден-оп-де-Берг, Вагенинген , Нидерланды.
- 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
- 1990 Наследие Зимбабве (Национальная галерея Зимбабве), Окленд , Новая Зеландия.
- 1994 Магия Генри, Галерея современного изобразительного искусства. [24] Итон, Беркшир , Великобритания
- 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
- 2001 Tengenenge Art, Селия Винтер-Ирвинг , Всемирный художественный фонд, Нидерланды
- 2001 (Постоянная выставка): Скульптура Зимбабве: Традиция в камне , Атланта , США, в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон Атланты . Работы Агнес Ньянхонго , Гедиона Ньянхонго , Норберта Шамуярила , Ламека Бонджиси , Эдронса Рукози , Сильвестра Мубайи , Джо Мутасы , Николаса Мукомберанвы , Гладмана Зинеки , Тапфумы Гутсы и Амоса Супуни . [25]
- 2004–05 Сокровища Зимбабве: африканская каменная скульптура Шона , Галерея Дэвида Барнетта, Милуоки , США [26]
- 2008 Духи в камне - Искусство и животные Африки , Музей естественной истории Сан-Диего. [27]
- 2014 Абу-Даби, [Объединённые Арабские Эмираты] Выставки и заказные произведения искусства
Перспективы
[ редактировать ]
В 2017 году компьютеризированную скульптуру представил художник Boarding Dzinotizei . Его цифровые скульптуры Шоны отражают жизнь зимбабвийского общества посредством 3D-печати . Переданное сообщение представляет собой утрату значения тотемов в культуре Шона. В данном случае это изображается через упрощенные формы и недостающие части тела. [28]
Нынешние плохие экономические условия в Зимбабве и недавняя гиперинфляция означают, что художникам страны становится все труднее процветать и зарабатывать на жизнь, занимаясь скульптурой полный рабочий день. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Нидхэм Д.Э., Машингаидзе Е.К., Бхебе Н. (1984) «От железного века до независимости, История Центральной Африки», стр. 17. Лонгман, Англия. ISBN 0-582-65111-5
- ^ «Великий Зимбабве (11-15 век)» . Метрополитен-музей.
- ^ Перейти обратно: а б с Сибанда, Д.; Чикуа, Р.; Чабата, FM; Тинди-Игл, Т.; Мандангу, З. (2015). Взгляд на искусство в Зимбабве: перспективы/факты . Кербер Верлаг. п. 151. ИСБН 3866789378 .
- ^ Мортон, Элизабет (2003). «Нед Патерсон и традиция миссии Кирены» . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Мортон, Элизабет (2012). «Мастерская отца Джона Гробера в миссии Серима» . Академия.edu . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Коллекция МакИвена» . britishmuseum.org . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Зильберг, Джонатан (13 июля 2006 г.). «Коллекция скульптур Шоны Фрэнка МакИвена в Британском музее» . Национальная галерея Зимбабве . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Арнольд М.И. (1981) «Зимбабвийская каменная скульптура». Издательство Louis Bolze, Булавайо. ISBN 0797407472
- ^ Перейти обратно: а б Мор Ф. (1987) «Английская скульптура». Jongwe Printing and Publishing Co, Хараре. ISBN 0797407812
- ^ Винтер-Ирвинг К. (1991). «Каменная скульптура в Зимбабве», издательство Roblaw Publishers, Хараре, ISBN 0908309147 (мягкая обложка) ISBN 0908309112 (тканевый переплет)
- ^ Султан, О. (1994) «Жизнь в камне: зимбабвийская скульптура - рождение формы современного искусства». ISBN 9781779090232
- ^ Spring C. (2008) «Ангаза Африка: африканское искусство сейчас», Laurence King Publishing, ISBN 9781856695480
- ^ Лейтен, Х. (1994) "Tengeenge", Кастил Гроенвельд, Баарн, Нидерланды. ISBN 9074281052
- ^ Гатри Р. (2000) «Чапунгу: обычаи и легенды - культура в камне». Каталог выставки Кью ASIN B001ANIIXW
- ^ «АВАК Артс» . АВАК Артс .
- ^ Гатри Р. (1997) «Каменная скульптура Зимбабве». Каталог для выставки в Кирстенбош, отпечатан в Scanshop, Кейптаун.
- ^ Касфир С. Л. (2000). «Современное африканское искусство», Темза и Гудзон, Лондон. ISBN 0500203288
- ^ Уиллетт Ф (2002). «Африканское искусство», Темза и Гудзон, Лондон. ISBN 0500203644
- ^ Винтер-Ирвинг К. (2004) «Части времени: антология статей о каменной скульптуре Зимбабве, опубликованная в The Herald и Zimbabwe Mirror 1999–2000». Мамбо Пресс, Зимбабве, ISBN 0869227815
- ^ Касфир С. Л. (2007). «Африканское искусство и колониальная встреча: изобретение глобального товара». Издательство Университета Индианы. ISBN 0253219221
- ^ Зилберг, Дж. (2006). «Вариации и инновации в зимбабвийских рефератах о материнстве и детях» . Национальная галерея Зимбабве.
- ^ Проблемный Масау (04 сентября 2013 г.). «Мтеки возвращается к своим корням» . Вестник . Хараре . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ См. ежегодные каталоги « Наследие Зимбабве» , выпускаемые Национальной галереей.
- ^ «Галерея современного изобразительного искусства Итона: Дом» . www.cfag.co.uk.
- ^ « Скульптура Зимбабве», сайт аэропорта Атланты» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2011 г.
- ^ Барнетт, Дэвид и Джеймс Коверт (2004). Сокровища Зимбабве: африканская каменная скульптура Шона. Милуоки: Галерея Дэвида Барнетта.
- ^ «Музей естественной истории SD демонстрирует африканское искусство шона» . Общественные СМИ КПБС . 08 июля 2008 г. Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Тафадзва Зимойо (9 мая 2017 г.). «Изучение 4-го поколения скульпторов Шона» . Вестник . Хараре . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Ларкин, Лэнс (2014). Вслед за камнем: зимбабвийские скульпторы занимают место в мире искусства XXI века (pdf) (Диссертация). Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн . Проверено 2 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Сайт искусств AVAC» . Проверено 8 октября 2020 г.
- «ZimSculpt, веб-сайт кураторов скульптур Зимбабве по всему миру» . Проверено 8 октября 2020 г.
- «Сайт галереи Утонга» . Проверено 8 октября 2020 г.