Транссахарская торговля
Транссахарская торговля — это торговля между странами Африки к югу от Сахары и Северной Африкой , которая требует поездок через Сахару . Хотя эта торговля началась еще в доисторические времена , пик торговли длился с 8-го века до начала 17-го века нашей эры. Когда-то в Сахаре был другой климат и окружающая среда . В Ливии и Алжире , по крайней мере, с 7000 г. до н.э., присутствовало скотоводство (выпас овец и коз), крупные поселения и гончарное дело. Крупный рогатый скот был завезен в Центральную Сахару ( Ахаггар ) между 4000 и 3500 годами до нашей эры. Замечательные наскальные рисунки (датированные 3500–2500 гг. до н.э.) в засушливых регионах изображают флору и фауну, которых нет в современной пустыне. [1]
Будучи пустыней, Сахара теперь представляет собой враждебное пространство, отделяющее экономику Средиземноморья от экономики бассейна реки Нигер . Как указывает Фернан Бродель , пересекать такую зону, особенно без механизированного транспорта, имеет смысл только тогда, когда исключительные обстоятельства приводят к тому, что ожидаемая выгода перевешивает затраты и опасность. [2] велась караванами верблюдов Торговля . По словам исследователя Магриба Ибн Баттуты , который когда-то путешествовал с караваном, в среднем один караван составлял 1000 верблюдов, но некоторые караваны достигали 12 000. [3] [4] Караванами руководили высокооплачиваемые берберы , которые знали пустыню и могли обеспечить защиту от собратьев- кочевников пустыни . Выживание караванов зависело от тщательной координации: бегунов отправляли вперед в оазисы за водой, которую нужно было доставить в караван, когда до него было еще несколько дней, поскольку караваны обычно не могли унести достаточно воды, чтобы совершить полный путь. В середине 14 века нашей эры Ибн Баттута пересек пустыню от Сиджилмасы через соляные шахты в Тагазе до оазиса Уалата . Впереди послали проводника и за четыре дня пути из Уалаты привезли воду навстречу каравану. [5]
Обмен культурой и религией также осуществлялся на транссахарских торговых путях. Многие государства Западной Африки в конечном итоге переняли арабскую письменность и религию Северной Африки, что привело к поглощению этих государств мусульманским миром . [6]
Ранняя транссахарская торговля
[ редактировать ]Древняя торговля охватывала северо-восточный угол Сахары в эпоху Накадан . Додинастические египтяне в период Накада I торговали с Нубией на юге, оазисами Западной пустыни на западе и культурами восточного Средиземноморья на востоке. Многие торговые пути шли от оазиса к оазису для пополнения запасов еды и воды. Эти оазисы имели очень важное значение. [7] Они также импортировали обсидиан из Сенегала для изготовления лезвий и других предметов. [8]
Сухопутный путь через Вади-Хаммамат от Нила к Красному морю был известен еще в додинастические времена; [9] рисунки, изображающие египетские лодки из тростника, датируемые 4000 годом до нашей эры. На тропе были найдены [10] Древние города, относящиеся к Первой династии Египта, возникли вдоль слияний Нила и Красного моря. [ нужна ссылка ] что свидетельствует о давней популярности маршрута. Он стал основным маршрутом из Фив в Красном море порт Элим на , откуда путешественники затем направлялись в Азию , Аравию или на Африканский Рог . [ нужна ссылка ] Существуют записи, подтверждающие знание маршрута между Сенусретом I , Сети, Рамсесом IV , а также, позднее, Римской империей , особенно в области добычи полезных ископаемых. [ нужна ссылка ]
Торговый путь Дарб -эль-Арбаин , проходящий через Харгу на юге и Асьют на севере, использовался еще в Древнем Королевстве для перевозки и торговли золотом , слоновой костью , специями , пшеницей , животными и растениями. [11] Позже древние римляне защищали путь, выстраивая его различными фортами и небольшими заставами, некоторые из которых охраняли крупные поселения с возделываемыми землями. [ нужна ссылка ] Описанная Геродотом как дорога, «пройденная… за сорок дней», она стала к его времени важным сухопутным маршрутом, облегчающим торговлю между Нубией и Египтом . [12] и впоследствии стал известен как Дорога Сорока Дней. Из Коббея , в 40 километрах (25 миль) к северу от аль-Фашира , маршрут проходил через пустыню к Бир-Натруму, еще одному оазису и соляной шахте, к Вади-Ховару , а затем направился в Египет. [13] Торговый путь Дарб -эль-Арбейн был самым восточным из центральных маршрутов.
Самым западным из трех центральных маршрутов была дорога Гадамес , которая шла от реки Нигер в районе Гао на север до Гата и Гадамеса и заканчивалась в Триполи .
Следующим был самый простой из трех маршрутов: Гарамантинская дорога, названная в честь бывших правителей земель, через которые она проходила, а также называемая Тропой Бильмы . Гарамантинская дорога проходила к югу от пустыни возле Мурзука, а затем поворачивала на север и проходила между горами Альхаггар и Тибести , прежде чем достичь оазиса в Каваре . Из Кавара караваны проходили через огромные песчаные дюны Билмы , где в больших количествах добывали каменную соль для торговли, прежде чем достичь саванны к северу от озера Чад . [14] Это был самый короткий из маршрутов, и основным обменом были рабы и слоновая кость с юга на соль. Один исследователь начала 20-го века писал о маршруте Триполи-Мурзук-озеро Чад : «Большая часть [транссахарского] движения со средиземноморского побережья за последние 2000 лет проходила по этой дороге». [15]
Другой ливийский путь лежал из Бенгази в Куфру на земли империи Вадай между озером Чад и Дарфуром. [15]
Западными маршрутами были дорога Валата , проходящая мимо современной Уалаты, Мавритания , от реки Сенегал , и тропа Тагаза , идущая от реки Нигер, мимо соляных шахт Тагазы , на север к большому торговому центру Сиджилмаса , расположенному в Марокко , недалеко от к северу от пустыни. [13] Росту города Аудагост , основанного в V веке до нашей эры, способствовало его положение на южном конце транссахарского торгового пути. [16]
На востоке три древних маршрута соединяли юг со Средиземноморьем. Пастухи Феццана в Ливии , известные как гараманты, контролировали эти маршруты еще в 1500 году до нашей эры. Из своей столицы Джермы в Вади-Аджале Гарамантинская империя совершала набеги на север, к морю, и на юг, в Сахель. К 4 веку до нашей эры независимые города-государства Финикии распространили свой контроль на территорию и маршруты, когда-то принадлежавшие гарамантам. [13] Шиллингтон утверждает, что существующие контакты со Средиземноморьем получили дополнительный стимул с ростом портового города Карфаген . Основан ок. В 800 г. до н.э. Карфаген стал конечным пунктом поставки западноафриканского золота, слоновой кости и рабов. Западная Африка получила соль, ткань, бисер и металлические изделия. Шиллингтон продолжает определять этот торговый путь как источник выплавки железа в Западной Африке. [17] Торговля продолжалась и в римские времена. Хотя в классической литературе имеются упоминания о прямом путешествии из Средиземноморья в Западную Африку (Дэниелс, стр. 22f), большая часть этой торговли велась через посредников, населявших этот район и знающих о проходах через засушливые земли. [18] Впоследствии к I веку нашей эры Легио III Августа обеспечил безопасность этих маршрутов от имени Рима , охраняя южную границу империи в течение двух с половиной столетий. [13]
Гараманты также занимались транссахарской работорговлей . Гараманты использовали рабов в своих общинах для строительства и обслуживания подземных ирригационных систем, известных как фоггара . [19] Ранние записи о работорговле через Сахару исходят от древнегреческого историка Геродота в V веке до нашей эры, который записывает, как гараманты порабощали египтян, живших в пещерах в Судане. [20] [21] Зафиксированы две записи о римлянах, сопровождавших гарамантов в экспедициях по набегу рабов: первая в 86 году нашей эры, а вторая несколько лет спустя к озеру Чад . [20] [21] Первоначальными источниками рабов были люди Тубу , но к I веку нашей эры гараманты получали рабов из современного Нигера и Чада . [21]
В ранней Римской империи город Лепцис основал невольничий рынок для покупки и продажи рабов из внутренних районов Африки. [20] Империя ввела таможенный налог на торговлю рабами. [20] В V веке нашей эры римский Карфаген торговал черными рабами, привезенными через Сахару. [21] Черных рабов, похоже, ценили в Средиземноморье как домашних рабов за их экзотический внешний вид. [21] Некоторые историки утверждают, что масштабы работорговли в этот период могли быть выше, чем в средневековье, из-за высокого спроса на рабов в Римской империи. [21]
Знакомство с верблюдом
[ редактировать ]Геродот говорил о гарамантах, охотившихся на эфиопских троглодитов на своих колесницах ; этот отчет был связан с изображениями лошадей, тянущих колесницы, в современном наскальном искусстве на юге Марокко и в Феццане , что дало начало теории о том, что гараманты или некоторые другие сахарские народы создали маршруты колесниц, чтобы снабжать Рим и Карфаген золотом и слоновой костью. Однако утверждалось, что в этом раннем периоде в регионе не было обнаружено никаких скелетов лошадей, а колесницы вряд ли могли быть транспортными средствами для торговых целей из-за их небольшой вместимости. [22]
Самые ранние свидетельства существования домашних верблюдов в этом регионе датируются III веком. Используемые берберами , они обеспечивали более регулярные контакты по всей ширине Сахары, но регулярные торговые пути не развивались до начала исламского обращения Западной Африки в VII и VIII веках. [22] Развивались два основных торговых пути. Первый пролегал через западную пустыню от современного Марокко до излучины Нигера, второй – от современного Туниса до района озера Чад . Эти участки были относительно короткими и имели обширную сеть случайных оазисов, которые определяли маршрут так же неумолимо, как булавки на карте. Дальше к востоку от Феццана, где торговый путь проходил через долину Кауар к озеру Чад, Ливия была непроходима из-за отсутствия оазисов и жестоких песчаных бурь. [23] Маршрут от излучины Нигера до Египта был заброшен в 10 веке из-за его опасностей. [ нужна ссылка ]
Распространение ислама
[ редактировать ]Было установлено несколько торговых путей, возможно, самый важный из которых заканчивался в Сиджилмасе ( Марокко ) и Ифрикии на севере. Там и в других городах Северной Африки берберские торговцы расширили контакты с исламом, поощряя обращение в другую веру, и к 8 веку мусульмане отправились в Гану. Многие жители Ганы приняли ислам, и вполне вероятно, что в результате торговля Империи стала привилегированной. Около 1050 года Гана потеряла Аудагост из-за Альморавидов , но новые золотые прииски вокруг Буре сократили торговлю через город, вместо этого принося пользу малинке на юге, которые позже основали Малийскую империю .
В отличие от Ганы, Мали с момента своего основания была мусульманским королевством, и при нем продолжалась торговля золотом и солью. Другими, менее важными товарами торговли были рабы, орехи кола с юга, рабские бусы и раковины каури с севера (для использования в качестве валюты). Именно при Мали процветали великие города излучины Нигера , в том числе Гао и Дженне , а Тимбукту, в частности, стал известен по всей Европе своим огромным богатством. Важные торговые центры на юге Западной Африки возникли в переходной зоне между лесом и саванной; примеры включают Бего и Боно Мансо (на территории современной Ганы) и Бондуку (на территории современного Кот-д'Ивуара ). Западные торговые пути продолжали иметь важное значение: Уадан , Уалата и Шингетти были крупными торговыми центрами на территории нынешней Мавритании, в то время как туарегские города Ассоде , а затем и Агадес, выросли вокруг более восточного маршрута на территории нынешнего Нигера .
Восточный транссахарский маршрут привел к развитию долгоживущей империи Канем-Борну, а также империй Ганы, Мали и Сонгай с центром в районе озера Чад. Этот торговый путь был несколько менее эффективным и приобрел большую известность только во время беспорядков на западе, например, во время завоеваний Альмохадов .
Транссахарская работорговля , возникшая в древности , [21] продолжалось и в средние века . Рабы, привезенные со всей Сахары, в основном использовались богатыми семьями в качестве домашней прислуги. [24] и наложницы. [25] Некоторые служили в вооруженных силах Египта и Марокко. [25] Например, султан 17 века Маулай Исмаил сам был сыном раба и опирался на поддержку армии черных рабов. Государства Западной Африки импортировали высококвалифицированных солдат-рабов. [25] Подсчитано, что с 10 по 19 века от 6000 до 7000 порабощенных людей . ежегодно на север отправлялось [26] [ не удалось пройти проверку ] Возможно, около девяти миллионов порабощенных людей было вывезено по транссахарскому караванному маршруту. [27]
Торговля в Сахарском треугольнике
[ редактировать ]Возвышение Ганской империи на территории нынешних Мали , Сенегала и южной Мавритании сопровождалось ростом транссахарской торговли. Экономика Севера испытывала нехватку золота, но временами контролировала соляные шахты, такие как Тагаза в Сахаре, тогда как страны Западной Африки, такие как Вангара, имели много золота, но нуждались в соли. Тагаза, торговый и горнодобывающий форпост, где, как записал Ибн Баттута , постройки были построены из соли, занял лидирующие позиции в торговле солью под гегемонией Империи Альморавидов . [28] Соль добывали рабы и покупали за промышленные товары в Сиджилмасе. [28] Шахтеры вырезали тонкие прямоугольные куски соли прямо из пустыни, а караванные торговцы перевозили их на юг, взимая плату за транспортировку в размере почти 80% стоимости соли. [28] Соль продавалась на рынке Тимбукту почти на вес золота. [28] Золото в виде кирпичей, слитков, чистых монет и золотого песка отправлялось в Сиджилмасу , откуда оно отправлялось в средиземноморские порты и где его чеканили в динары Альморавидов . [28]
Распространение ислама
[ редактировать ]Распространение ислама в странах Африки к югу от Сахары было связано с транссахарской торговлей. Ислам распространялся через торговые пути, и африканцы, принявшие ислам, увеличили торговлю и коммерцию, что привело к увеличению торгового населения. [29]
Историки приводят множество причин, по которым распространение ислама способствовало торговле. Ислам установил общие ценности и правила, согласно которым велась торговля. [29] Это создало сеть верующих, которые доверяют друг другу и поэтому торгуют друг с другом, даже если они не знают друг друга лично. [30] Подобные торговые сети существовали и до ислама, но в гораздо меньших масштабах. Распространение ислама увеличило количество узлов в сети и снизило ее уязвимость. [31] Использование арабского языка в качестве общего языка торговли и повышение грамотности через коранические школы также способствовали торговле. [32]
Мусульманские купцы, ведущие торговлю, также постепенно распространяли ислам по своей торговой сети. Социальные взаимодействия с мусульманскими торговцами привели к тому, что многие африканцы приняли ислам, и многие торговцы женились на местных женщинах и воспитывали своих детей как мусульмане. [32]
Ислам распространился в Западном Судане к концу 10 века , в Чаде к 11 веку и на хауса землях в 12 и 13 веках . К 1200 году многие правящие элиты в Западной Африке обратились в ислам, а с 1200 по 1500 год произошло значительное обращение в ислам в Африке. [33]
Упадок транссахарской торговли и крах западноафриканских империй и королевств
[ редактировать ]на Набеги португальцев побережье Западной Африки открыли новые возможности для торговли между Европой и Западной Африкой. К началу 16 века европейские торговые базы, фабрики, основанные на побережье с 1445 года, и торговля с европейцами приобрели первостепенное значение для Западной Африки. [ нечеткий ] Северная Африка потеряла как политическое, так и экономическое значение, в то время как переход через Сахару оставался долгим и опасным. Однако главным ударом по транссахарской торговле стала битва при Тондиби 1591–1592 годов. В ходе крупной военной экспедиции, организованной Саади султаном Ахмадом аль-Мансуром , Марокко направило войска через Сахару и напало на Тимбукту, Гао и некоторые другие важные торговые центры, разрушив здания и имущество и изгнав видных граждан. Это нарушение торговли привело к резкому снижению важности этих городов, и возникшая в результате враждебность значительно сократила торговлю.
Несмотря на значительное сокращение, транссахарская торговля продолжалась. Но торговые пути к западноафриканскому побережью становились все более легкими, особенно после французского вторжения в Сахель в 1890-х годах и последующего строительства железных дорог во внутренние районы страны. Железнодорожная линия от Дакара до Алжира через излучину Нигера планировалась, но так и не была построена. С обретением независимости странами региона в 1960-х годах маршруты север-юг были разделены национальными границами. Национальные правительства были враждебно настроены по отношению к национализму туарегов и поэтому приложили мало усилий для поддержания или поддержки транссахарской торговли, а восстание туарегов 1990-х годов и гражданская война в Алжире еще больше нарушили эти маршруты, закрыв многие из них.
Традиционные караванные маршруты в основном лишены верблюдов, но более короткие маршруты Азалай из Агадеса в Билму и из Тимбукту в Тауденни по-прежнему регулярно, хотя и редко, используются. Некоторые представители туарегов до сих пор используют традиционные торговые пути, часто путешествуя на 2400 км (1500 миль) и шесть месяцев в году на верблюдах через Сахару, торгуя солью, доставляемой из внутренних районов пустыни в общины на окраинах пустыни. [34]
Будущее транссахарской торговли
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( июль 2024 г. ) |
Африканский союз и Африканский банк развития поддерживают Транссахарское шоссе от Алжира до Лагоса через Таманрассет , чтобы стимулировать экономическое развитие, и последний отметил увеличение трафика на границе с Чадом из-за экспорта в Алжир через Нигер. [35] Маршрут асфальтирован, за исключением участка длиной 120 миль (200 км) на севере Нигера, но пограничные ограничения по-прежнему затрудняют движение. Лишь несколько грузовиков перевозят транссахарскую торговлю, особенно топливо и соль. Предлагаются еще три автомагистрали через Сахару: дополнительную информацию см. в Трансафриканских автомагистралях . Строительство автомагистралей затруднено из-за песчаных бурь.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиллингтон, Кевин (1995) [1989]. История Африки (Второе изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 32 . ISBN 0-333-59957-8 .
- ^ Бродель, Фернан (1984). Ганская империя (статья) . Цивилизация и капитализм. Том. III. Харпер и Роу . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Руж, Дэвид (21 февраля 2007 г.). «Караваны с солью из Сахары курсируют по древнему маршруту» . Рейтер .
- ^ «Африканский король-паломник и путешественник: Манса Муса и Ибн Баттута» .
- ^ Гибб, ХАР; Бекингем, К.Ф., ред. (1994). Путешествие Ибн Баттуты, 1325–1354 гг . н.э. Том. 4. Лондон: Общество Хаклюйта. стр. 948–49. ISBN 978-0-904180-37-4 .
- ^ Бовилл, EW (1968). Золотая торговля мавров . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Шоу, Ян (2002). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 61 . ISBN 0-500-05074-0 .
- ^ Астон, Барбара Г.; Харрелл, Джеймс А.; Шоу, Ян (2000). "Камень". В Николсоне, Пол Т.; Шоу, Ян (ред.). Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж. стр. 5–77 [стр. 46–47]. ISBN 0-521-45257-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) Also note: Астон, Барбара Г. (1994). Древнеегипетские каменные сосуды . Исследования по археологии и истории Древнего Египта. Том 5. Гейдельберг. стр. 23–26. ISBN 3-927552-12-7 .{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (см. сообщения в Интернете: [1] и [2] .) - ^ «Торговля в Древнем Египте» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Корабль – История кораблей» . Британская энциклопедия . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Джоббинс, Дженни (13–19 ноября 2003 г.). «Кошмар 40 дней». Аль-Ахрам (664). Каир, Египет.
- ^ Смит, Стюарт Тайсон . «Нубия: История» . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, факультет антропологии . Проверено 21 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Берр, Дж. Миллард; Коллинз, Роберт О. (2006). Дарфур: долгий путь к катастрофе . Принстон: Маркус Винер. стр. 6–7. ISBN 1-55876-405-4 .
- ^ Вишер, Ханнс (1 марта 1909 г.). «Путешествие из Триполи через Сахару к озеру Чад» . Географический журнал . 33 (3): 241–264. Бибкод : 1909GeogJ..33..241В . дои : 10.2307/1776898 . JSTOR 1776898 .
- ^ Перейти обратно: а б Шоу, ВБК (1929). «Дарб эль-Арбаин. Дорога сорока дней». Суданские заметки и записи . 12 (1): 63–71. JSTOR 41719405 .
- ^ Лайдон, Гислен (2009), «По транссахарским тропам», По транссахарским тропам: исламское право, торговые сети и межкультурный обмен в Западной Африке девятнадцатого века , Cambridge University Press , стр. 387–400, doi : 10.1017/cbo9780511575457.010 , ISBN 978-0-511-57545-7
- ^ Шиллингтон (1995). п. 46.
- ^ Дэниелс, Чарльз (1970). Гараманты Южной Ливии . Норт-Харроу, Миддлсекс: Олеандр. п. 22 . ISBN 0-902675-04-4 .
- ^ Дэвид Мэттингли. «Гараманты и истоки сахарской торговли». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кейт Р. Брэдли. «Апулей и работорговля к югу от Сахары». Апулей и Антонин Рим: Исторические очерки . п. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эндрю Уилсон. «Экспорт Сахары в римский мир». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 192–3.
- ^ Перейти обратно: а б Масонен, Пекка (1997). «Транссахарская торговля и открытие Западной Африкой Средиземноморья» . В Сабуре, Мхаммед; Викор, Кнут С. (ред.). Этническая встреча и изменение культуры . Берген. стр. 116–142. ISBN 1-85065-311-9 . Архивировано из оригинала 6 декабря 1998 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Левицкий, Т. (1994). «Роль Сахары и сахарцев в отношениях между Севером и Югом». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО . Том. 3. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 92-3-601709-6 . Проверено 06 мая 2021 г. [ нужна страница ]
- ^ «Путешествие Ибн Баттуты : Часть двенадцатая - Путешествие в Западную Африку (1351–1353)» . Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Ральф А. Остин. Транссахарская Африка в мировой истории . Издательство Оксфордского университета . п. 31.
- ^ Фадж, JD (2001). История Африки (4-е изд.). Рутледж. п. 256. ИСБН 0-415-25247-4 .
- ^ «Влияние работорговли на Африку» . Апрель 1998 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мессье, Рональд А. (15 июня 2015 г.). Последнее цивилизованное место: Сиджилмаса и его судьба в Сахаре . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1-4773-1135-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Тойин Фалола, Мэтью М. Хитон. История Нигерии . стр. 32–33.
- ^ Энн Хаур. «Что отличало исламскую торговлю от доисламской торговли?». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 82–83.
- ^ Энн Хаур. «Что отличало исламскую торговлю от доисламской торговли?». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 95–96.
- ^ Перейти обратно: а б Кристоф Штробель (11 февраля 2015 г.). Глобальная Атлантика: 1400–1900 гг . Рутледж . п. 27. ISBN 9781317525523 .
- ^ Патрисия Пирсон. «Мир Атлантики до «Атлантического мира» ». В Тойине Фалоле Кевин Дэвид Робертс (ред.). Атлантический мир, 1450-2000 гг . Издательство Университета Индианы . стр. 10–11.
- ^ «Пустынная Одиссея». Африка . Эпизод 2. 2001. Канал National Geographic . В этом эпизоде рассказывается о том, как племя туарегов пересекает Сахару в течение шести месяцев на верблюде.
- ^ «Транссахарское шоссе: «Участок Нигера почти завершен и предлагает новые экономические возможности для населения», Альберик Уссу, менеджер проекта в Нигере Африканского банка развития» (на английском, французском, арабском и португальском языках). Группа Африканского банка развития. 13 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боахен, Альберт Аду (1964). Великобритания, Сахара и Западный Судан 1788–1861 гг . Оксфорд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бовилл, Эдвард Уильям (1995). Золотая торговля мавров . Принстон: Маркус Винер. ISBN 1-55876-091-1 .
- Харден, Дональд (1971) [1962]. Финикийцы . Хармондсворт: Пингвин.
- Шиллингтон, Кевин , изд. (2004). «Туареги: Такедда и транссахарская торговля» . Энциклопедия истории Африки . Фицрой Дирборн. ISBN 1-57958-245-1 .
- Уормингтон, Б.Х. (1964) [1960]. Карфаген . Хармондсворт: Пингвин.
- Масонен, Пекка (1997). «Транссахарская торговля и открытие Западной Африкой Средиземноморья» . В Сабуре, Мхаммад; Викор, Кнут С. (ред.). Этническая встреча и изменение культуры . Берген. ISBN 1-85065-311-9 . Архивировано из оригинала 6 декабря 1998 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Росс, Эрик (2011). «Историческая география транссахарской торговли». В Крятли, Грациано; Лайдон, Гислен (ред.). Транссахарская книжная торговля: рукописная культура, арабская грамотность и интеллектуальная история в мусульманской Африке . Лейден: Брилл. стр. 1–34. ISBN 978-90-04-18742-9 .
- «Транссахарская торговля золотом 7–14 веков» . Музей современного искусства .
- Шегруш, Лага (2010). «Транссахарская энергетическая геополитика» . Геополитическое обозрение (на французском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года.
- Шегруш, Лага (2010). «Транссахарская энергетическая геополитика, игра и ставки?» . Энергетический обзор, исследование (на французском языке).