Jump to content

Транссахарская торговля

(Перенаправлено с Транссахарской торговли )
Карта на французском языке, показывающая основные транссахарские торговые пути (1862 г.)

Транссахарская торговля — это торговля между странами Африки к югу от Сахары и Северной Африкой , которая требует поездок через Сахару . Хотя эта торговля началась еще в доисторические времена , пик торговли длился с 8-го века до начала 17-го века нашей эры. Когда-то в Сахаре был другой климат и окружающая среда . В Ливии и Алжире , по крайней мере, с 7000 г. до н.э., присутствовало скотоводство (выпас овец и коз), крупные поселения и гончарное дело. Крупный рогатый скот был завезен в Центральную Сахару ( Ахаггар ) между 4000 и 3500 годами до нашей эры. Замечательные наскальные рисунки (датированные 3500–2500 гг. до н.э.) в засушливых регионах изображают флору и фауну, которых нет в современной пустыне. [1]

Будучи пустыней, Сахара теперь представляет собой враждебное пространство, отделяющее экономику Средиземноморья от экономики бассейна реки Нигер . Как указывает Фернан Бродель , пересекать такую ​​зону, особенно без механизированного транспорта, имеет смысл только тогда, когда исключительные обстоятельства приводят к тому, что ожидаемая выгода перевешивает затраты и опасность. [2] велась караванами верблюдов Торговля . По словам исследователя Магриба Ибн Баттуты , который когда-то путешествовал с караваном, в среднем один караван составлял 1000 верблюдов, но некоторые караваны достигали 12 000. [3] [4] Караванами руководили высокооплачиваемые берберы , которые знали пустыню и могли обеспечить защиту от собратьев- кочевников пустыни . Выживание караванов зависело от тщательной координации: бегунов отправляли вперед в оазисы за водой, которую нужно было доставить в караван, когда до него было еще несколько дней, поскольку караваны обычно не могли унести достаточно воды, чтобы совершить полный путь. В середине 14 века нашей эры Ибн Баттута пересек пустыню от Сиджилмасы через соляные шахты в Тагазе до оазиса Уалата . Впереди послали проводника и за четыре дня пути из Уалаты привезли воду навстречу каравану. [5]

Обмен культурой и религией также осуществлялся на транссахарских торговых путях. Многие государства Западной Африки в конечном итоге переняли арабскую письменность и религию Северной Африки, что привело к поглощению этих государств мусульманским миром . [6]

Ранняя транссахарская торговля

[ редактировать ]
Здание в Уалате , юго-восток Мавритании.
Оазис Билма . на северо-востоке Нигера , на Кауар фоне откоса

Древняя торговля охватывала северо-восточный угол Сахары в эпоху Накадан . Додинастические египтяне в период Накада I торговали с Нубией на юге, оазисами Западной пустыни на западе и культурами восточного Средиземноморья на востоке. Многие торговые пути шли от оазиса к оазису для пополнения запасов еды и воды. Эти оазисы имели очень важное значение. [7] Они также импортировали обсидиан из Сенегала для изготовления лезвий и других предметов. [8]

Сухопутный путь через Вади-Хаммамат от Нила к Красному морю был известен еще в додинастические времена; [9] рисунки, изображающие египетские лодки из тростника, датируемые 4000 годом до нашей эры. На тропе были найдены [10] Древние города, относящиеся к Первой династии Египта, возникли вдоль слияний Нила и Красного моря. [ нужна ссылка ] что свидетельствует о давней популярности маршрута. Он стал основным маршрутом из Фив в Красном море порт Элим на , откуда путешественники затем направлялись в Азию , Аравию или на Африканский Рог . [ нужна ссылка ] Существуют записи, подтверждающие знание маршрута между Сенусретом I , Сети, Рамсесом IV , а также, позднее, Римской империей , особенно в области добычи полезных ископаемых. [ нужна ссылка ]

Торговый путь Дарб -эль-Арбаин , проходящий через Харгу на юге и Асьют на севере, использовался еще в Древнем Королевстве для перевозки и торговли золотом , слоновой костью , специями , пшеницей , животными и растениями. [11] Позже древние римляне защищали путь, выстраивая его различными фортами и небольшими заставами, некоторые из которых охраняли крупные поселения с возделываемыми землями. [ нужна ссылка ] Описанная Геродотом как дорога, «пройденная… за сорок дней», она стала к его времени важным сухопутным маршрутом, облегчающим торговлю между Нубией и Египтом . [12] и впоследствии стал известен как Дорога Сорока Дней. Из Коббея , в 40 километрах (25 миль) к северу от аль-Фашира , маршрут проходил через пустыню к Бир-Натруму, еще одному оазису и соляной шахте, к Вади-Ховару , а затем направился в Египет. [13] Торговый путь Дарб -эль-Арбейн был самым восточным из центральных маршрутов.

Самым западным из трех центральных маршрутов была дорога Гадамес , которая шла от реки Нигер в районе Гао на север до Гата и Гадамеса и заканчивалась в Триполи .

Карта маршрута Триполи – Мурзук – озеро Чад, составленная Перфектом-Луи Монтейлем (1895 г.)

Следующим был самый простой из трех маршрутов: Гарамантинская дорога, названная в честь бывших правителей земель, через которые она проходила, а также называемая Тропой Бильмы . Гарамантинская дорога проходила к югу от пустыни возле Мурзука, а затем поворачивала на север и проходила между горами Альхаггар и Тибести , прежде чем достичь оазиса в Каваре . Из Кавара караваны проходили через огромные песчаные дюны Билмы , где в больших количествах добывали каменную соль для торговли, прежде чем достичь саванны к северу от озера Чад . [14] Это был самый короткий из маршрутов, и основным обменом были рабы и слоновая кость с юга на соль. Один исследователь начала 20-го века писал о маршруте Триполи-Мурзук-озеро Чад : «Большая часть [транссахарского] движения со средиземноморского побережья за последние 2000 лет проходила по этой дороге». [15]

Другой ливийский путь лежал из Бенгази в Куфру на земли империи Вадай между озером Чад и Дарфуром. [15]

Западными маршрутами были дорога Валата , проходящая мимо современной Уалаты, Мавритания , от реки Сенегал , и тропа Тагаза , идущая от реки Нигер, мимо соляных шахт Тагазы , на север к большому торговому центру Сиджилмаса , расположенному в Марокко , недалеко от к северу от пустыни. [13] Росту города Аудагост , основанного в V веке до нашей эры, способствовало его положение на южном конце транссахарского торгового пути. [16]

На востоке три древних маршрута соединяли юг со Средиземноморьем. Пастухи Феццана в Ливии , известные как гараманты, контролировали эти маршруты еще в 1500 году до нашей эры. Из своей столицы Джермы в Вади-Аджале Гарамантинская империя совершала набеги на север, к морю, и на юг, в Сахель. К 4 веку до нашей эры независимые города-государства Финикии распространили свой контроль на территорию и маршруты, когда-то принадлежавшие гарамантам. [13] Шиллингтон утверждает, что существующие контакты со Средиземноморьем получили дополнительный стимул с ростом портового города Карфаген . Основан ок. В 800 г. до н.э. Карфаген стал конечным пунктом поставки западноафриканского золота, слоновой кости и рабов. Западная Африка получила соль, ткань, бисер и металлические изделия. Шиллингтон продолжает определять этот торговый путь как источник выплавки железа в Западной Африке. [17] Торговля продолжалась и в римские времена. Хотя в классической литературе имеются упоминания о прямом путешествии из Средиземноморья в Западную Африку (Дэниелс, стр. 22f), большая часть этой торговли велась через посредников, населявших этот район и знающих о проходах через засушливые земли. [18] Впоследствии к I веку нашей эры Легио III Августа обеспечил безопасность этих маршрутов от имени Рима , охраняя южную границу империи в течение двух с половиной столетий. [13]

Гараманты также занимались транссахарской работорговлей . Гараманты использовали рабов в своих общинах для строительства и обслуживания подземных ирригационных систем, известных как фоггара . [19] Ранние записи о работорговле через Сахару исходят от древнегреческого историка Геродота в V веке до нашей эры, который записывает, как гараманты порабощали египтян, живших в пещерах в Судане. [20] [21] Зафиксированы две записи о римлянах, сопровождавших гарамантов в экспедициях по набегу рабов: первая в 86 году нашей эры, а вторая несколько лет спустя к озеру Чад . [20] [21] Первоначальными источниками рабов были люди Тубу , но к I веку нашей эры гараманты получали рабов из современного Нигера и Чада . [21]

В ранней Римской империи город Лепцис основал невольничий рынок для покупки и продажи рабов из внутренних районов Африки. [20] Империя ввела таможенный налог на торговлю рабами. [20] В V веке нашей эры римский Карфаген торговал черными рабами, привезенными через Сахару. [21] Черных рабов, похоже, ценили в Средиземноморье как домашних рабов за их экзотический внешний вид. [21] Некоторые историки утверждают, что масштабы работорговли в этот период могли быть выше, чем в средневековье, из-за высокого спроса на рабов в Римской империи. [21]

Знакомство с верблюдом

[ редактировать ]
Современный караван верблюдов возле гор Ахаггар в центральной Сахаре, 2006 г.

Геродот говорил о гарамантах, охотившихся на эфиопских троглодитов на своих колесницах ; этот отчет был связан с изображениями лошадей, тянущих колесницы, в современном наскальном искусстве на юге Марокко и в Феццане , что дало начало теории о том, что гараманты или некоторые другие сахарские народы создали маршруты колесниц, чтобы снабжать Рим и Карфаген золотом и слоновой костью. Однако утверждалось, что в этом раннем периоде в регионе не было обнаружено никаких скелетов лошадей, а колесницы вряд ли могли быть транспортными средствами для торговых целей из-за их небольшой вместимости. [22]

Самые ранние свидетельства существования домашних верблюдов в этом регионе датируются III веком. Используемые берберами , они обеспечивали более регулярные контакты по всей ширине Сахары, но регулярные торговые пути не развивались до начала исламского обращения Западной Африки в VII и VIII веках. [22] Развивались два основных торговых пути. Первый пролегал через западную пустыню от современного Марокко до излучины Нигера, второй – от современного Туниса до района озера Чад . Эти участки были относительно короткими и имели обширную сеть случайных оазисов, которые определяли маршрут так же неумолимо, как булавки на карте. Дальше к востоку от Феццана, где торговый путь проходил через долину Кауар к озеру Чад, Ливия была непроходима из-за отсутствия оазисов и жестоких песчаных бурь. [23] Маршрут от излучины Нигера до Египта был заброшен в 10 веке из-за его опасностей. [ нужна ссылка ]

Распространение ислама

[ редактировать ]

Было установлено несколько торговых путей, возможно, самый важный из которых заканчивался в Сиджилмасе ( Марокко ) и Ифрикии на севере. Там и в других городах Северной Африки берберские торговцы расширили контакты с исламом, поощряя обращение в другую веру, и к 8 веку мусульмане отправились в Гану. Многие жители Ганы приняли ислам, и вполне вероятно, что в результате торговля Империи стала привилегированной. Около 1050 года Гана потеряла Аудагост из-за Альморавидов , но новые золотые прииски вокруг Буре сократили торговлю через город, вместо этого принося пользу малинке на юге, которые позже основали Малийскую империю .

современная территория Нигера. Торговые пути Сахары около 1400 г., выделена

В отличие от Ганы, Мали с момента своего основания была мусульманским королевством, и при нем продолжалась торговля золотом и солью. Другими, менее важными товарами торговли были рабы, орехи кола с юга, рабские бусы и раковины каури с севера (для использования в качестве валюты). Именно при Мали процветали великие города излучины Нигера , в том числе Гао и Дженне , а Тимбукту, в частности, стал известен по всей Европе своим огромным богатством. Важные торговые центры на юге Западной Африки возникли в переходной зоне между лесом и саванной; примеры включают Бего и Боно Мансо (на территории современной Ганы) и Бондуку (на территории современного Кот-д'Ивуара ). Западные торговые пути продолжали иметь важное значение: Уадан , Уалата и Шингетти были крупными торговыми центрами на территории нынешней Мавритании, в то время как туарегские города Ассоде , а затем и Агадес, выросли вокруг более восточного маршрута на территории нынешнего Нигера .

Торговые пути Западной Сахары ок. 1000–1500. Светло-коричневой штриховкой обозначены золотые прииски: Бамбук , Буре , Лоби и Акан .

Восточный транссахарский маршрут привел к развитию долгоживущей империи Канем-Борну, а также империй Ганы, Мали и Сонгай с центром в районе озера Чад. Этот торговый путь был несколько менее эффективным и приобрел большую известность только во время беспорядков на западе, например, во время завоеваний Альмохадов .

Транссахарская работорговля , возникшая в древности , [21] продолжалось и в средние века . Рабы, привезенные со всей Сахары, в основном использовались богатыми семьями в качестве домашней прислуги. [24] и наложницы. [25] Некоторые служили в вооруженных силах Египта и Марокко. [25] Например, султан 17 века Маулай Исмаил сам был сыном раба и опирался на поддержку армии черных рабов. Государства Западной Африки импортировали высококвалифицированных солдат-рабов. [25] Подсчитано, что с 10 по 19 века от 6000 до 7000 порабощенных людей . ежегодно на север отправлялось [26] [ не удалось пройти проверку ] Возможно, около девяти миллионов порабощенных людей было вывезено по транссахарскому караванному маршруту. [27]

Торговля в Сахарском треугольнике

[ редактировать ]

Возвышение Ганской империи на территории нынешних Мали , Сенегала и южной Мавритании сопровождалось ростом транссахарской торговли. Экономика Севера испытывала нехватку золота, но временами контролировала соляные шахты, такие как Тагаза в Сахаре, тогда как страны Западной Африки, такие как Вангара, имели много золота, но нуждались в соли. Тагаза, торговый и горнодобывающий форпост, где, как записал Ибн Баттута , постройки были построены из соли, занял лидирующие позиции в торговле солью под гегемонией Империи Альморавидов . [28] Соль добывали рабы и покупали за промышленные товары в Сиджилмасе. [28] Шахтеры вырезали тонкие прямоугольные куски соли прямо из пустыни, а караванные торговцы перевозили их на юг, взимая плату за транспортировку в размере почти 80% стоимости соли. [28] Соль продавалась на рынке Тимбукту почти на вес золота. [28] Золото в виде кирпичей, слитков, чистых монет и золотого песка отправлялось в Сиджилмасу , откуда оно отправлялось в средиземноморские порты и где его чеканили в динары Альморавидов . [28]

Распространение ислама

[ редактировать ]

Распространение ислама в странах Африки к югу от Сахары было связано с транссахарской торговлей. Ислам распространялся через торговые пути, и африканцы, принявшие ислам, увеличили торговлю и коммерцию, что привело к увеличению торгового населения. [29]

Историки приводят множество причин, по которым распространение ислама способствовало торговле. Ислам установил общие ценности и правила, согласно которым велась торговля. [29] Это создало сеть верующих, которые доверяют друг другу и поэтому торгуют друг с другом, даже если они не знают друг друга лично. [30] Подобные торговые сети существовали и до ислама, но в гораздо меньших масштабах. Распространение ислама увеличило количество узлов в сети и снизило ее уязвимость. [31] Использование арабского языка в качестве общего языка торговли и повышение грамотности через коранические школы также способствовали торговле. [32]

Мусульманские купцы, ведущие торговлю, также постепенно распространяли ислам по своей торговой сети. Социальные взаимодействия с мусульманскими торговцами привели к тому, что многие африканцы приняли ислам, и многие торговцы женились на местных женщинах и воспитывали своих детей как мусульмане. [32]

Ислам распространился в Западном Судане к концу 10 века , в Чаде к 11 веку и на хауса землях в 12 и 13 веках . К 1200 году многие правящие элиты в Западной Африке обратились в ислам, а с 1200 по 1500 год произошло значительное обращение в ислам в Африке. [33]

Упадок транссахарской торговли и крах западноафриканских империй и королевств

[ редактировать ]

на Набеги португальцев побережье Западной Африки открыли новые возможности для торговли между Европой и Западной Африкой. К началу 16 века европейские торговые базы, фабрики, основанные на побережье с 1445 года, и торговля с европейцами приобрели первостепенное значение для Западной Африки. [ нечеткий ] Северная Африка потеряла как политическое, так и экономическое значение, в то время как переход через Сахару оставался долгим и опасным. Однако главным ударом по транссахарской торговле стала битва при Тондиби 1591–1592 годов. В ходе крупной военной экспедиции, организованной Саади султаном Ахмадом аль-Мансуром , Марокко направило войска через Сахару и напало на Тимбукту, Гао и некоторые другие важные торговые центры, разрушив здания и имущество и изгнав видных граждан. Это нарушение торговли привело к резкому снижению важности этих городов, и возникшая в результате враждебность значительно сократила торговлю.

Несмотря на значительное сокращение, транссахарская торговля продолжалась. Но торговые пути к западноафриканскому побережью становились все более легкими, особенно после французского вторжения в Сахель в 1890-х годах и последующего строительства железных дорог во внутренние районы страны. Железнодорожная линия от Дакара до Алжира через излучину Нигера планировалась, но так и не была построена. С обретением независимости странами региона в 1960-х годах маршруты север-юг были разделены национальными границами. Национальные правительства были враждебно настроены по отношению к национализму туарегов и поэтому приложили мало усилий для поддержания или поддержки транссахарской торговли, а восстание туарегов 1990-х годов и гражданская война в Алжире еще больше нарушили эти маршруты, закрыв многие из них.

Азалай Караван соли из Агадеса в Билму , 1985 год.

Традиционные караванные маршруты в основном лишены верблюдов, но более короткие маршруты Азалай из Агадеса в Билму и из Тимбукту в Тауденни по-прежнему регулярно, хотя и редко, используются. Некоторые представители туарегов до сих пор используют традиционные торговые пути, часто путешествуя на 2400 км (1500 миль) и шесть месяцев в году на верблюдах через Сахару, торгуя солью, доставляемой из внутренних районов пустыни в общины на окраинах пустыни. [34]

Будущее транссахарской торговли

[ редактировать ]

Африканский союз и Африканский банк развития поддерживают Транссахарское шоссе от Алжира до Лагоса через Таманрассет , чтобы стимулировать экономическое развитие, и последний отметил увеличение трафика на границе с Чадом из-за экспорта в Алжир через Нигер. [35] Маршрут асфальтирован, за исключением участка длиной 120 миль (200 км) на севере Нигера, но пограничные ограничения по-прежнему затрудняют движение. Лишь несколько грузовиков перевозят транссахарскую торговлю, особенно топливо и соль. Предлагаются еще три автомагистрали через Сахару: дополнительную информацию см. в Трансафриканских автомагистралях . Строительство автомагистралей затруднено из-за песчаных бурь.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шиллингтон, Кевин (1995) [1989]. История Африки (Второе изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 32 . ISBN  0-333-59957-8 .
  2. ^ Бродель, Фернан (1984). Ганская империя (статья) . Цивилизация и капитализм. Том. III. Харпер и Роу . Проверено 29 мая 2020 г.
  3. ^ Руж, Дэвид (21 февраля 2007 г.). «Караваны с солью из Сахары курсируют по древнему маршруту» . Рейтер .
  4. ^ «Африканский король-паломник и путешественник: Манса Муса и Ибн Баттута» .
  5. ^ Гибб, ХАР; Бекингем, К.Ф., ред. (1994). Путешествие Ибн Баттуты, 1325–1354 гг . н.э. Том. 4. Лондон: Общество Хаклюйта. стр. 948–49. ISBN  978-0-904180-37-4 .
  6. ^ Бовилл, EW (1968). Золотая торговля мавров . Издательство Оксфордского университета.
  7. ^ Шоу, Ян (2002). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 61 . ISBN  0-500-05074-0 .
  8. ^ Астон, Барбара Г.; Харрелл, Джеймс А.; Шоу, Ян (2000). "Камень". В Николсоне, Пол Т.; Шоу, Ян (ред.). Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж. стр. 5–77 [стр. 46–47]. ISBN  0-521-45257-0 . {{cite book}}: CS1 maint: location missing publisher (link) Also note: Астон, Барбара Г. (1994). Древнеегипетские каменные сосуды . Исследования по археологии и истории Древнего Египта. Том 5. Гейдельберг. стр. 23–26. ISBN  3-927552-12-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) (см. сообщения в Интернете: [1] и [2] .)
  9. ^ «Торговля в Древнем Египте» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 29 мая 2020 г.
  10. ^ «Корабль – История кораблей» . Британская энциклопедия . Проверено 29 мая 2020 г.
  11. ^ Джоббинс, Дженни (13–19 ноября 2003 г.). «Кошмар 40 дней». Аль-Ахрам (664). Каир, Египет.
  12. ^ Смит, Стюарт Тайсон . «Нубия: История» . Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, факультет антропологии . Проверено 21 января 2009 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Берр, Дж. Миллард; Коллинз, Роберт О. (2006). Дарфур: долгий путь к катастрофе . Принстон: Маркус Винер. стр. 6–7. ISBN  1-55876-405-4 .
  14. ^ Вишер, Ханнс (1 марта 1909 г.). «Путешествие из Триполи через Сахару к озеру Чад» . Географический журнал . 33 (3): 241–264. Бибкод : 1909GeogJ..33..241В . дои : 10.2307/1776898 . JSTOR   1776898 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Шоу, ВБК (1929). «Дарб эль-Арбаин. Дорога сорока дней». Суданские заметки и записи . 12 (1): 63–71. JSTOR   41719405 .
  16. ^ Лайдон, Гислен (2009), «По транссахарским тропам», По транссахарским тропам: исламское право, торговые сети и межкультурный обмен в Западной Африке девятнадцатого века , Cambridge University Press , стр. 387–400, doi : 10.1017/cbo9780511575457.010 , ISBN  978-0-511-57545-7
  17. ^ Шиллингтон (1995). п. 46.
  18. ^ Дэниелс, Чарльз (1970). Гараманты Южной Ливии . Норт-Харроу, Миддлсекс: Олеандр. п. 22 . ISBN  0-902675-04-4 .
  19. ^ Дэвид Мэттингли. «Гараманты и истоки сахарской торговли». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 27–28.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Кейт Р. Брэдли. «Апулей и работорговля к югу от Сахары». Апулей и Антонин Рим: Исторические очерки . п. 177.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эндрю Уилсон. «Экспорт Сахары в римский мир». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 192–3.
  22. ^ Перейти обратно: а б Масонен, Пекка (1997). «Транссахарская торговля и открытие Западной Африкой Средиземноморья» . В Сабуре, Мхаммед; Викор, Кнут С. (ред.). Этническая встреча и изменение культуры . Берген. стр. 116–142. ISBN  1-85065-311-9 . Архивировано из оригинала 6 декабря 1998 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Левицкий, Т. (1994). «Роль Сахары и сахарцев в отношениях между Севером и Югом». Всеобщая история Африки ЮНЕСКО . Том. 3. Издательство Калифорнийского университета. ISBN  92-3-601709-6 . Проверено 06 мая 2021 г. [ нужна страница ]
  24. ^ «Путешествие Ибн Баттуты : Часть двенадцатая - Путешествие в Западную Африку (1351–1353)» . Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Ральф А. Остин. Транссахарская Африка в мировой истории . Издательство Оксфордского университета . п. 31.
  26. ^ Фадж, JD (2001). История Африки (4-е изд.). Рутледж. п. 256. ИСБН  0-415-25247-4 .
  27. ^ «Влияние работорговли на Африку» . Апрель 1998 года.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Мессье, Рональд А. (15 июня 2015 г.). Последнее цивилизованное место: Сиджилмаса и его судьба в Сахаре . Издательство Техасского университета. ISBN  978-1-4773-1135-6 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Тойин Фалола, Мэтью М. Хитон. История Нигерии . стр. 32–33.
  30. ^ Энн Хаур. «Что отличало исламскую торговлю от доисламской торговли?». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 82–83.
  31. ^ Энн Хаур. «Что отличало исламскую торговлю от доисламской торговли?». Торговля в Древней Сахаре и за ее пределами . Издательство Кембриджского университета . стр. 95–96.
  32. ^ Перейти обратно: а б Кристоф Штробель (11 февраля 2015 г.). Глобальная Атлантика: 1400–1900 гг . Рутледж . п. 27. ISBN  9781317525523 .
  33. ^ Патрисия Пирсон. «Мир Атлантики до «Атлантического мира» ». В Тойине Фалоле Кевин Дэвид Робертс (ред.). Атлантический мир, 1450-2000 гг . Издательство Университета Индианы . стр. 10–11.
  34. ^ «Пустынная Одиссея». Африка . Эпизод 2. 2001. Канал National Geographic . В этом эпизоде ​​рассказывается о том, как племя туарегов пересекает Сахару в течение шести месяцев на верблюде.
  35. ^ «Транссахарское шоссе: «Участок Нигера почти завершен и предлагает новые экономические возможности для населения», Альберик Уссу, менеджер проекта в Нигере Африканского банка развития» (на английском, французском, арабском и португальском языках). Группа Африканского банка развития. 13 февраля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2045647dead25464dd86a02270cb553__1722638280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/53/f2045647dead25464dd86a02270cb553.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trans-Saharan trade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)