Олифат
Олифат (также известный как Йелафат , Орофат , Иолофат или Вольфат ) [ 1 ] бог- обманщик в микронезийской мифологии .
Миф
[ редактировать ]Олифат был внуком бога Анулапа , сыном бога Лугейлана и смертной женщины Тариссо. Тариссо была дочерью богини-осьминога Хит. Когда жена Люгеленга Хамулюл [ 2 ] Пытаясь помешать его союзу с Тариссо, Хит танцевал так непристойно, что женщина потеряла сознание, и ее пришлось нести обратно на небо, что позволило Олифату зачать. [ 3 ] [ 4 ]
Олифат родился из головы матери. Сразу после своего рождения он убежал, стирая с себя кровь о стволы пальм и перекусывая собственную пуповину, отказываясь от прикосновения человеческих рук. Анулап предупредил мать Олифата, чтобы она никогда не позволяла ему пить из кокоса с маленьким отверстием, опасаясь, что юный бог узнает личность своего отца. Однако Олифат нашел такой кокос и, запрокинув голову, чтобы слить молоко, увидел на небесах своего отца. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Олифат завидовал своим братьям и сестрам, считая их более привлекательными, чем он. Увидев, как двое его племянников играют с акулой , Олифат со злости дал акуле острые зубы, чтобы она могла укусить мальчиков за руки. Его сестра Лугоапуп назвала виновником своего брата, в результате чего боги решили отозвать Олифата на Небеса, учитывая, что он причинял слишком много неприятностей на Земле. [ 8 ]
Отправляясь на Небеса, чтобы навестить своего отца, Олифат устроил богам хаос, опрокидывая их кастрюли, не давая им спать и соблазняя их дочерей. Осознавая их враждебность, Олифат инсценировал свою смерть, забравшись в фундамент дома, который строили боги. Когда другие боги вонзили столб в яму, в которой он находился, Олифат спрятался в специально вырытой нише и выплеснул пригоршни пережеванных листьев и красной грязи. Боги, убежденные, что видели, как внутренности Олифата хлынули наружу, предположили, что он мертв, и засыпали дыру. Однако Олифат использовал середину пальмового листа, чтобы прорваться сквозь деревянный столб и стропила здания, где он ударил скорлупу кокосового ореха и притворился злым духом. Остальные боги испугались, но Анулап разглядел проделку своего отпрыска и приказал ему спуститься. [ 5 ] [ 9 ]
Было предпринято множество попыток убить Олифата, но каждый раз ему удавалось ускользнуть благодаря хитрости. Например, когда боги попытались утопить его в рыбацкой корзине, Олифат, замаскировавшись, сбежал в ближайшее каноэ, а затем обманом лишил других богов улова рыбы. Когда они попытались его сжечь, Олифат использовал рулон кокосовой циновки, чтобы защитить себя от огня и сбежать. [ 8 ]
Другие боги тогда попытались убить Олифата, отправив его отнести еду грому, но, передав еду и разозлив гром своей наглостью, Олифат спрятался в тростнике и остался невредимым. Затем его отправили отнести еду Феле , хищной рыбе. Рыба поймала Олифата на крючок и в конце концов убила его. Однако отец Олифата нашел своего сына и воскресил его; Затем он избил Фелу дубинкой и сломал рыбе челюсть. [ 6 ]
Олифата обвиняют во многих проблемах в жизни Микронезии, включая кислое вино, тухлые яйца и нашествие термитов. Говорят также, что он отвечает за зубы акулы, хвост ската и шипы скорпены . [ 5 ] Ему, однако, приписывают подвиг Прометея , который открыл человечеству секрет огня, наняв птицу, чтобы принести тлеющий уголь с солнца. [ 10 ] Он также является мифологическим создателем татуировки . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шейла Сэвилл; Джеффри Парриндер; Крис Кук; Лилиан Мэри Баркер (18 сентября 1978 г.). Груши энциклопедия мифов и легенд: Океания и Австралия, Америка . Пелэм. п. 66. ИСБН 978-0-7207-1050-2 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Отто фон Коцебу. Путешествие открытий в Южное море и Берингов пролив . п. 198.
- ^ Патрисия Монаган (31 декабря 2009 г.). Энциклопедия богинь и героинь . АВС-КЛИО. п. 255. ИСБН 978-0-313-34990-4 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Валери Эстель Франкель (19 октября 2010 г.). От девушки к богине: путешествие героини через мифы и легенды . МакФарланд. п. 299. ИСБН 978-0-7864-4831-9 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сара Бартлетт (1 сентября 2009 г.). Библия мифологии: полное руководство по легендарным сказкам . Sterling Publishing Company, Inc., стр. 358–359. ISBN 978-1-4027-7002-9 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отто фон Коцебу; Иван Федорович Крузенштерн; Адельберт из Шамиссо; Иоганн Каспар Хорнер; Иоганн Фридрих Эшшольц (1821). Замечания [Шамиссо] (продолжение) Приложения других авторов . Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун. стр. 198–203 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Ричард Карлайон (1981). Путеводитель по богам . Хайнеманн/Дон Кихот. п. 368 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон Р.Б. Мифология всех рас . Забытые книги. стр. 258–262. ISBN 978-1-4400-8931-2 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Г.В. Спет (1 марта 1997 г.). Обряды и церемонии строителей: народные предания масонства . Издательство Кессинджер. п. 16. ISBN 978-1-56459-989-6 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Дэвид Адамс Лиминг (2005). Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 203. ИСБН 978-0-19-515669-0 . Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Бо Флуд; Берет Э. Стронг; Уильям Флуд (1 апреля 2002 г.). Микронезийские легенды . Бесс Пресс. стр. 84–. ISBN 978-1-57306-124-7 . Проверено 15 июня 2012 г.