Поездка на Луну
Поездка на Луну | |
---|---|
Режиссер | Жорж Мельес |
Написал | Жорж Мельес |
Продюсер: | Жорж Мельес |
В главных ролях |
|
Кинематография |
|
Под редакцией | Жорж Мельес |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | |
Страна | Франция |
Язык | Тихий |
Бюджет | ₣ 10,000 |
Путешествие на Луну ( французский : Le voyage dans la lune ) [ а ] — французский научно-фантастический приключенческий фильм 1902 года , сценарий, режиссёр и продюсер Жорж Мельес . Вдохновленный романом Жюля Верна 1865 года « С Земли на Луну» и его продолжением 1870 года «Вокруг Луны» , фильм рассказывает о группе астрономов, которые путешествуют на Луну в капсуле с пушечным двигателем, исследуют поверхность Луны, сбегают из подземелья. группа селенитов (лунных жителей) и возвращаются на Землю с пленным селенитом. Мельес возглавляет ансамбль французских театральных артистов в роли главного героя профессора Барбенфуйлиса.
Хотя фильм исчез в безвестности после ухода Мельеса из киноиндустрии, он был открыт заново примерно в 1930 году, когда любители кино начали осознавать важность Мельеса для истории кино. Оригинальный раскрашенный вручную отпечаток был обнаружен в 1993 году и восстановлен в 2011 году.
«Путешествие на Луну» заняло 84-е место среди 100 величайших фильмов 20-го века по версии The Village Voice . [ 6 ] Этот фильм остается самым известным фильмом Мельеса, а момент, когда капсула приземляется в глаз Луны, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых изображений в истории кино.
Сюжет
[ редактировать ]На заседании Астрономического клуба его президент профессор Барбенфуллис [ б ] [ с ] предлагает экспедицию на Луну . Обратившись к некоторым инакомыслящим, пять других отважных астрономов — Нострадамус, [ д ] Алькофрисбас, [ и ] Омега, Микромегас, [ ж ] и Парафагарамус — соглашаются с планом. Построена космическая капсула в форме пули и огромная пушка, позволяющая запустить ее в космос. Астрономы садятся на борт, и их капсула выстреливается из пушки с помощью «морских пехотинцев», большинство из которых играют молодые женщины в матросских костюмах. Человек на Луне наблюдает за приближающейся капсулой, и в знаковом кадре она попадает ему в глаз. [ г ]
Безопасно приземлившись на Луну, астрономы выходят из капсулы (без скафандров или дыхательных аппаратов) и наблюдают, как вдалеке поднимается Земля. Утомленные путешествием, они разворачивают одеяла и засыпают. Пока они спят, проходит комета , появляется Большая Медведица с человеческими лицами, выглядывающими из каждой звезды, старый Сатурн высовывается из окна своей окруженной кольцами планеты, а Фиби , богиня Луны, появляется сидящей на качелях в форме полумесяца. Фиби вызывает снегопад, который будит астрономов, и они ищут убежища в пещере, где обнаруживают гигантские грибы. Один астроном открывает зонтик; он быстро пускает корни и сам превращается в гигантский гриб.
В этот момент появляется селенит ( инсектоид- инопланетный обитатель Луны, названный в честь одной из греческих лунных богинь Селены ), но его легко убивает астроном, поскольку существа взрываются, если в них нанести сильный удар. Появляются новые селениты, и астрономам становится все труднее уничтожить их, поскольку они окружены. Селениты захватывают астрономов и увозят их во дворец своего царя. Астроном снимает селенитского короля с трона и бросает его на землю, заставляя его взорваться.
Астрономы бегут обратно в свою капсулу, продолжая атаковать преследующих селенитов, и пятеро попадают внутрь. Шестой астроном, сам Барбенфуллис, использует веревку, чтобы опрокинуть капсулу через выступ на Луне в космос. Селенит пытается захватить капсулу в последнюю минуту. Астроном, капсула и селенит проваливаются в космос и приземляются в океане на Земле, где их спасает корабль и отбуксирует на берег. Последний эпизод (отсутствующий на некоторых копиях фильма) изображает праздничный парад в честь возвращения путешественников, включая показ пленного селенита и открытие памятной статуи с девизом « Labor omnia vincit ». [ ч ]
Бросать
[ редактировать ]Когда снималось «Путешествие на Луну» , киноактеры выступали анонимно, без указания авторства; практика предоставления вступительных и заключительных титров в фильмах была более поздним нововведением. [ 11 ] Тем не менее, на основе имеющихся данных можно реконструировать следующие детали актерского состава:
- Жорж Мельес в роли профессора Барбенфуйлиса и Луны. [ 1 ] [ 12 ] Мельес, французский кинорежиссер и фокусник-новатор, которого сейчас считают первым человеком, осознавшим потенциал повествовательного кино . [ 13 ] уже добился значительного успеха со своими киноверсиями «Золушки» (1899) и «Жанны д'Арк» (1900). [ 14 ] Его активное участие во всех своих фильмах в качестве режиссера, продюсера, сценариста, дизайнера, техника, публициста, редактора и часто актера делает его одним из первых кинематографических авторов . [ 15 ] Говоря о своей работе в позднем возрасте, Мельес так прокомментировал: «Самая большая трудность в реализации моих собственных идей заставляла меня иногда играть главные роли в моих фильмах... Я был звездой, даже не подозревая, что являюсь ею, поскольку этого термина еще не было». существовать." [ 16 ] В общей сложности Мельес сыграл как минимум 300 из 520 своих фильмов. [ 17 ]
- Блюэтт Бернон в роли Фиби (женщины на полумесяце). Мельес открыл для себя Бернон в 1890-х годах, когда она выступала певицей в кабаре L'Enfer. Она также появилась в его адаптации «Золушки» 1899 года . [ 18 ]
- Франсуа Лальман в роли офицера морской пехоты. Лаллеман был одним из штатных операторов кинокомпании Star Film. [ 18 ]
- Анри Делануа в роли капитана ракеты. [ 1 ]
- Жюль-Эжен Легри в роли руководителя парада. Легри был фокусником, выступавшим в театре сценических иллюзий Мельеса, Театре Робер-Удена в Париже. [ 19 ]
- Виктор Андре, Дельпьер, Фаржо, Кельм и Брюнне в роли астрономов. Андре работал в Театре Клюни ; остальные были певцами во французских мюзик-холлах. [ 20 ]
- балета Театра дю Шатле Звезды [ 20 ] и в качестве пушечных дежурных. [ 8 ]
- Акробаты Фоли-Бержер в роли селенитов. [ 20 ]
Производство
[ редактировать ]Вдохновение
[ редактировать ]Когда в 1930 году его спросили, что вдохновило его на написание «Путешествия на Луну» , Мельес назвал Жюля Верна романы «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Историки кино, первым из которых был французский писатель середины 20-го века Жорж Садуль , часто предлагали роман Герберта Уэллса « Первые люди на Луне» (1901), французский перевод которого был опубликован за несколько месяцев до того, как Мельес снял фильм. как еще одно вероятное влияние. Садул утверждал, что первая половина фильма (вплоть до выстрела снаряда) заимствована у Верна, а вторая половина, приключения путешественников на Луне и на Луне, заимствована у Уэллса. [ 21 ]
Помимо этих литературных источников, различные киноведы предполагают, что Мельес находился под сильным влиянием других произведений, особенно Жака Оффенбаха оперы-феерии «Путешествие в Луне» (несанкционированная пародия на романы Верна) и «Путешествие на Луну». аттракциона на Панамериканской выставке 1901 года в Буффало, Нью-Йорк . [ 22 ] [ 23 ] Французский историк кино Тьерри Лефевр предполагает, что Мельес опирался на обе эти работы, но по-разному: похоже, он взял структуру фильма — «путешествие на Луну, высадку на Луну, встречу с инопланетянами с уродством». , подземный поход, интервью с Человеком на Луне и жестокое возвращение к реальности на Земле» — прямо из аттракциона 1901 года, но также включало в себя множество сюжетных элементов (в том числе присутствие шести астрономов с псевдонаучными именами, телескопы, превращающиеся в табуреты, лунная пушка, установленная над землей, сцена, в которой Луна приближается к зрителю, лунная метель, сцена восхода Земли и путешественники с зонтиками), не говоря уже о пародийном тоне фильма, из Оффенбахской оперы-феерии. [ 24 ]
Съемки
[ редактировать ]Как отмечает научный писатель Рон Миллер , «Путешествие на Луну» было одним из самых сложных фильмов, снятых Мельесом, и в нем использовались «все приемы, которые он выучил или изобрел». [ 25 ] Это был его самый длинный фильм; [ я ] и бюджет, и продолжительность съемок были необычайно щедрыми: фунтов стерлингов . создание фильма обошлось в 10 000 [ 29 ] и на это ушло три месяца. [ 30 ] Операторами были Теофиль Мишо и Люсьен Тенги, которые ежедневно работали с Мельесом в качестве штатных сотрудников в кинокомпании Star Film . Помимо работы операторами, операторы Мельеса также выполняли для компании случайную работу, например, проявляли пленку и помогали в установке декораций, а другой штатный оператор, Франсуа Лаллеман, появился на экране в роли морского офицера. [ 31 ] Напротив, Мельес нанимал своих актеров для каждого фильма, привлекая талантливых людей из парижского театрального мира, с которыми у него было много связей. Им платили один луидор в день, что было значительно выше, чем предлагали конкуренты, и в полдень им давали полноценный бесплатный обед с Мельесом. [ 32 ]
Киностудия Мельеса, которую он построил в Монтрёе, Сен-Сен-Дени, в 1897 году. [ 33 ] представляло собой здание, похожее на оранжерею , со стеклянными стенами и стеклянным потолком, пропускающим как можно больше солнечного света - концепция, используемая большинством фотостудий с 1860-х годов; он был построен с теми же размерами, что и собственный Театр Робер-Уден Мельеса (13,5 × 6,6 м ). [ 34 ] На протяжении всей своей кинокарьеры Мельес работал по строгому графику: планировал фильмы по утрам, снимал сцены в самые яркие часы дня, присматривал за кинолабораторией и Театром Робер-Уден ближе к вечеру и посещал спектакли в парижских театрах. вечером. [ 32 ]
По воспоминаниям Мельеса, большая часть необычной стоимости «Путешествия на Луну» объяснялась механическими декорациями и, в частности, костюмами селенитов, которые были изготовлены для фильма из картона и холста. прототипы голов, ступней и коленных чашечек Сам Мельес лепил из терракоты , а затем создавал гипсовые формы . для них [ 35 ] Специалист по изготовлению масок, вероятно, из крупнейшей парижской фирмы по производству масок и коробок Maison Hallé, использовал эти формы для изготовления картонных версий для актеров. [ 36 ] Хотя других подробностей о создании фильма мало, историк кино Жорж Садуль утверждал, что Мельес, скорее всего, сотрудничал с художницей Клодель в создании декораций и с Жанной д'Альси в создании костюмов. [ 8 ] Один из задников для фильма, показывающий внутреннюю часть мастерской со стеклянной крышей, в которой построена космическая капсула, был окрашен так, чтобы выглядеть как настоящая студия со стеклянной крышей, в которой снимался фильм. [ 37 ]
Многие спецэффекты в «Путешествии на Луну» , как и во многих других фильмах Мельеса, были созданы с использованием техники замены , при которой оператор камеры останавливал съемку на время, достаточное для того, чтобы что-то на экране можно было изменить, добавить или убрать. Мельес тщательно совместил полученные снимки, чтобы создать явно магические эффекты, такие как превращение телескопов астрономов в табуреты. [ 38 ] или исчезновение взрывающихся селенитов в клубах дыма. [ 39 ] Другие эффекты создавались с использованием театральных средств, таких как сценическая техника и пиротехника . В фильме также присутствуют переходные растворения . [ 40 ]
, Кадр с псевдослежением в котором камера приближается к Человеку на Луне, был создан с использованием эффекта, который Мельес изобрел в прошлом году для фильма «Человек с резиновой головой» . [ 41 ] Вместо того, чтобы попытаться направить свою тяжелую камеру к актеру, он поставил кресло с шкивом на пандус с перилами, поместил актера (покрытого до шеи черным бархатом) на стул и потянул его к камере. [ 42 ] Помимо технической практичности, эта техника также позволяла Мельесу контролировать расположение лица в кадре с гораздо большей степенью специфичности, чем позволяло перемещение его камеры. [ 42 ] Замещающий монтаж позволил модели-капсуле внезапно появиться в глазах актера, играющего Луну, завершая кадр. [ 38 ] Еще один примечательный эпизод в фильме - погружение капсулы в настоящие океанские волны, снятый на натуре, был создан с помощью мультиэкспозиции : кадр капсулы, падающей на черном фоне, накладывается на кадры океана. За кадром следует подводный вид капсулы, плывущей обратно на поверхность, созданный путем объединения движущегося картонного выреза капсулы с аквариумом, содержащим головастиков и воздушные форсунки. [ 10 ] Спуск капсулы с Луны был освещен в четырех кадрах, что заняло около двадцати секунд кинохроники. [ 43 ]
Раскраска
[ редактировать ]Цветные репродукции производились для небольшого процента фильмов Мельеса и рекламировались вместе с черно-белыми версиями по более высокой цене. Примерно с 1897 по 1912 год эти репродукции (для таких фильмов, как «Королевство фей» , «Невозможное путешествие» , «Севильский цирюльник » и «Путешествие на Луну ») раскрашивались вручную в Элизабет и Берты Тюилье красочной лаборатории в Париже. . [ 44 ] Тюилье возглавляли студию из двухсот женщин, рисовавших прямо на пленке кистями тщательно подобранных цветов. Каждому работнику был назначен определенный цвет для нанесения на кадр пленки в стиле конвейера , причем для одной пленки иногда использовалось более двадцати цветов. В среднем лаборатория Тюилье производила около шестидесяти раскрашенных вручную копий фильма. [ 45 ]
Музыка
[ редактировать ]Хотя фильмы Мельеса были немыми, они не предназначались для молчаливого просмотра; экспоненты часто использовали bonimenteur или рассказчика, чтобы объяснить историю, разворачивающуюся на экране, в сопровождении звуковых эффектов и живой музыки. [ 46 ] Сам Мельес проявлял большой интерес к музыкальному сопровождению своих фильмов и подготовил специальные саундтреки к некоторым из них, в том числе к «Королевству фей». [ 47 ] и «Севильский цирюльник» . [ 48 ] Он не требовал конкретной музыки для какого-либо фильма, что давало экспонентам свободу выбирать любое сопровождение, которое они считали наиболее подходящим. [ 49 ] Когда фильм был показан в мюзик-холле «Олимпия» в Париже в 1902 году, к нему, как сообщается, была написана оригинальная музыка. [ 50 ]
В 1903 году английский композитор Эзра Рид опубликовал фортепианную пьесу под названием « Путешествие на Луну: комическая описательная фантазия» , которая повторяет сцену за сценой фильма Мельеса и, возможно, использовалась в качестве музыки к фильму; [ 51 ] возможно, он был заказан самим Мельесом, который, вероятно, встретил Рида во время одной из его поездок в Англию. [ 49 ] Среди более поздних композиторов, записавших партитуру к «Путешествию на Луну» , - Николя Годен и Жан-Бенуа Дункель из Air (реставрация 2011 года; см. раздел « Раскрашенная вручную версия» ниже), [ 52 ] Фредерик Ходжес, [ 52 ] Роберт Израэль, [ 52 ] Эрик ЛеГуэн, [ 53 ] Лоуренс Леэрисси (праправнук Мельеса), [ 54 ] Джефф Миллс , [ 52 ] Дональд Сосин [ 55 ] и Виктор Янг (за сокращенную гравюру, представленную в качестве пролога к фильму 1956 года « Вокруг света за 80 дней »). [ 56 ]
Стиль
[ редактировать ]Стиль фильма, как и большинства других фильмов Мельеса, нарочито театральный. Декорации очень стилизованы, напоминающие традиции сцены XIX века, и сняты стационарной камерой, расположенной так , чтобы воспроизводить точку зрения зрителя, сидящего в театре. [ 57 ] [ Дж ] Этот стилистический выбор был одним из первых и крупнейших новшеств Мельеса.
Хотя первоначально он следовал популярной тенденции того времени, снимая в основном реалити-фильмы (короткие о « срезах жизни » документальные фильмы , запечатлевшие реальные сцены и события для камеры), в первые несколько лет съемок Мельес постепенно перешел в гораздо менее распространенный жанр. жанр художественных повествовательных фильмов, которые он называл своими сценами или «искусственно организованными сценами». [ 11 ] На новый жанр большое влияние оказал опыт Мельеса в театре и магии, особенно его знакомство с популярной французской сценической традицией фейри , известной своими фантастическими сюжетами и впечатляющими визуальными эффектами, включая роскошные декорации и механически обработанные сценические эффекты. [ 59 ] В рекламе он с гордостью описывал разницу между своими новаторскими фильмами и реалиями, которые до сих пор снимают его современники: «Эти фантастические и художественные фильмы воспроизводят сценические сцены и создают новый жанр, совершенно отличный от обычных кинематографических представлений реальных людей и реальных улиц. " [ 60 ]
Поскольку «Путешествие на Луну» предшествовало развитию повествовательного монтажа фильмов такими режиссерами, как Эдвин С. Портер и Д. У. Гриффит , в нем не используется кинематографический словарь, к которому позже привыкла американская и европейская публика, словарь, построенный на целенаправленном использовании такие методы, как различные ракурсы камеры, врезка, сопоставление кадров и другие кинематографические идеи. [ 61 ] Скорее, каждая установка камеры в фильме Мельеса задумана как отдельная драматическая сцена, не прерываемая видимым монтажом, - подход, соответствующий театральному стилю, в котором был создан фильм. [ 62 ] [ к ]
Точно так же киноведы отметили, что самый известный момент в «Путешествии на Луну» играет с временной непрерывностью, показывая событие дважды: сначала показано, как капсула внезапно появляется в глазу антропоморфной луны; затем, на гораздо более близком плане, приземление происходит совсем по-другому и гораздо более реалистично: капсула фактически падает на правдоподобную лунную местность. [ 64 ] Этот вид нелинейного повествования , в котором время и пространство рассматриваются как повторяемые и гибкие, а не как линейные и причинные, является весьма нетрадиционным по стандартам Гриффита и его последователей до появления непрерывного монтажа. Подобные эксперименты со временем проводили и другие кинематографисты. (Портер, например, широко использовал временную прерывистость и повторение в своем фильме 1903 года « Жизнь американского пожарного» .) [ 64 ] [ 65 ] Позже, в двадцатом веке, с спортивном телевидении появлением на мгновенного повтора , временное повторение снова стало привычным способом показа аудитории. [ 64 ]
Поскольку Мельес не использует современный кинематографический словарь, некоторые киноведы создали другие рамки мышления, с помощью которых можно оценивать его фильмы. Например, некоторые недавние академики, хотя и не обязательно отрицают влияние Мельеса на кино, утверждают, что его работы лучше понимать как впечатляющие театральные произведения, уходящие корнями в сценическую традицию феерии XIX века . [ 66 ]
Точно так же Том Ганнинг утверждал, что винить Мельеса в том, что он не изобрел более интимный и кинематографический стиль повествования, значит неправильно понимать цель его фильмов; По мнению Ганнинга, первое десятилетие истории кино можно считать «кино аттракционов», в котором кинематографисты экспериментировали со стилем презентации, основанным на зрелище и прямом обращении, а не на сложном монтаже. Хотя привлекательность стиля кинопроизводства снизилась в популярности в пользу более интегрированного подхода «сюжетного фильма», он остается важным компонентом определенных типов кино, включая научно-фантастические фильмы , мюзиклы и авангардные фильмы . [ 67 ]
Темы
[ редактировать ]Благодаря новаторскому использованию тем научных амбиций и открытий « Путешествие на Луну» иногда называют первым научно-фантастическим фильмом . [ 69 ] [ 70 ] [ л ] В «Краткой истории кино» утверждается, что она систематизировала «многие основные общие ситуации, которые до сих пор используются в научно-фантастических фильмах». [ 72 ] Возможны и другие гендерные обозначения; Мельес рекламировал фильм как грандиозное зрелище . [ 12 ] термин, относящийся к типу захватывающей парижской сценической феерии, популяризированной Жюлем Верном и Адольфом д'Эннери во второй половине девятнадцатого века. [ 73 ] Ричард Абель описывает фильм как принадлежащий к жанру фейерверков . [ 50 ] как и Фрэнк Кесслер. [ 74 ] Его также можно охарактеризовать просто как фильм-трюк , всеобъемлющий термин для популярного раннего жанра новаторских короткометражных фильмов, наполненных спецэффектами - жанр, который сам Мельес систематизировал и популяризировал в своих ранних работах. [ 75 ]
«Путешествие на Луну» имеет весьма сатирический тон и высмеивает науку девятнадцатого века, преувеличивая ее в формате приключенческого рассказа. [ 76 ] Фильм не претендует на научность; настоящие волны в сцене приводнения — единственная уступка реализму. [ 8 ] Киновед Элисон МакМахэн называет «Путешествие на Луну» одним из самых ранних примеров патафизического фильма, говоря, что он «стремится показать нелогичность логического мышления» с сатирически изображенными неумелыми учеными, антропоморфным лунным лицом и невозможными нарушениями законов физики. . [ 77 ] Историк кино Ришар Абель считает, что Мельес стремился в фильме «перевернуть иерархические ценности современного французского общества и выставить их на посмешище в буйстве карнавала». [ 77 ] Точно так же литературовед и киновед Эдвард Вагенкнехт описал фильм как произведение, «высмеивающее претензии профессоров и научных обществ и одновременно апеллирующее к человеческому чувству удивления перед лицом неизведанной вселенной». [ 78 ]
также имеет сильную антиимпериалистическую направленность. Сатира фильма [ 4 ] [ 68 ] Киновед Мэтью Соломон отмечает, что последняя часть фильма (парад и поминки отсутствуют в некоторых репродукциях) особенно ярка в этом отношении. Он утверждает, что Мельес, который ранее работал политическим карикатуристом, выступающим против Буланжа , высмеивает в фильме империалистическое господство, представляя своих колониальных завоевателей неуклюжими педантами, которые безжалостно нападают на инопланетные формы жизни, с которыми они встречаются, и возвращаются с плохо обращающимися пленниками среди фанфар самолюбия. поздравление. Статуя Барбенфуйлиса, показанная в финальном кадре фильма, даже напоминает напыщенных и запугивающих колонизаторов из политических карикатур Мельеса. [ 68 ] Киновед Элизабет Эзра согласна с тем, что «Мельес высмеивает претензии колонизаторов на завоевание одной культуры другой», и добавляет, что «его фильм также тематизирует социальную дифференциацию в тылу, подобно тому, как иерархические модели на Луне показаны для имеют любопытное сходство с теми, кто живет на земле». [ 4 ]
Выпускать
[ редактировать ]Мельес, начавший «Путешествие на Луну» в мае 1902 года, закончил фильм в августе того же года и в том же месяце начал продавать репродукции французским дистрибьюторам. [ 35 ] С сентября по декабрь 1902 года раскрашенная вручную репродукция « Путешествия на Луну» демонстрировалась в Театре Робер-Удена Мельеса в Париже. Фильм был показан после утренних выступлений в субботу и четверг коллеги Мельеса и коллеги-фокусника Жюля-Эжена Легри, который выступил в роли лидера парада в двух финальных сценах. [ 19 ] Мельес продавал черно-белые и цветные репродукции фильма через свою кинокомпанию Star Film . [ 19 ] где фильму был присвоен каталожный номер 399–411. [ 2 ] [ м ] и дан описательный подзаголовок. Грандиозное зрелище в 30 картинах . [ 12 ] [ н ] Во Франции черно-белые отпечатки продаются за 560 фунтов стерлингов, а раскрашенные вручную — за 1000 фунтов стерлингов. [ 29 ] Мельес также продал фильм косвенно через Чарльза Урбана в компанию Warwick Trading Company Лондоне. [ 19 ]
Многие обстоятельства, связанные с фильмом, в том числе его необычный бюджет, продолжительность и время производства, а также его сходство с нью-йоркским аттракционом 1901 года, указывают на то, что Мельес особенно стремился выпустить фильм в Соединенных Штатах. [ 30 ] [ о ] Из-за безудержного кинопиратства Мельес так и не получил большую часть прибыли от популярного фильма. [ 81 ] В одном сообщении сообщается, что Мельес продал отпечаток фильма парижскому фотографу Шарлю Гершелю для использования в алжирском театре при строгом условии, что отпечаток будет показан только в Алжире. Гершель продал отпечаток и другие фильмы Мельеса Edison Manufacturing Company сотруднику Альфреду К. Абади , который отправил их прямо в лаборатории Эдисона для копирования и продажи Vitagraph . Копии отпечатка распространились среди других фирм, и к 1904 году Зигмунд Любин , компания Selig Polyscope и Эдисон начали распространять его. [ 19 ] Распечатка фильма, сделанная Эдисоном, даже предлагалась в раскрашенной вручную версии, доступной по более высокой цене, как это сделал Мельес. [ 44 ] Мельеса часто вообще не упоминали в титрах; в течение первых шести месяцев проката фильма единственным американским экспонентом, упоминавшим Мельеса в рекламе фильма, был Томас Линкольн Тэлли , [ 82 ] который выбрал этот фильм в качестве первой презентации своего Электрического театра. [ 29 ]
В целях борьбы с проблемой кинопиратства, ставшей ясной во время выхода фильма «Путешествие на Луну» открыл в Нью-Йорке американский филиал кинокомпании Star Film , которым руководил его брат Гастон Мельес , Мельес в 1903 году . продавать фильмы Мельеса напрямую и защищать их, зарегистрировав в соответствии с авторским правом США. [ 83 ] В предисловии к англоязычному изданию каталога Star Film Company говорилось: «Открывая фабрику и офис в Нью-Йорке, мы готовы и полны решимости энергично преследовать всех фальшивомонетчиков и пиратов. Мы не будем говорить дважды, мы будем действовать!» [ 84 ]
Были заключены различные торговые соглашения с другими кинокомпаниями, включая American Mutscope and Biograph , Warwick Trading Company , Charles Urban Trading Co., Роберта В. Пола студию и Gaumont . [ 83 ] В ходе этих переговоров цена продажи печатной продукции в размере 0,15 доллара США за фут была стандартизирована для всего американского рынка, что оказалось полезным для Мельеса. Более поздняя стандартизация цен, проведенная компанией Motion Picture Patents Company в 1908 году, ускорила его финансовый крах, поскольку его фильмы были непрактично дорогими по новым стандартам. После 1908 года его фильмы вышли из моды того времени, поскольку причудливое волшебство вышло из моды. [ 83 ]
Прием
[ редактировать ]Согласно мемуарам Мельеса, его первые попытки продать «Путешествие на Луну» французским ярмарочным экспонентам потерпели неудачу из-за необычно высокой цены на фильм. Наконец, Мельес предложил одному из таких экспонентов бесплатно одолжить распечатку фильма для показа. Аплодисменты с самого первого показа были такими восторженными, что посетители ярмарки заполнили зал до полуночи. Экспонент немедленно купил фильм, а когда ему напомнили о его первоначальном нежелании, он даже предложил добавить 200 фунтов стерлингов, чтобы компенсировать «неудобства [Мельеса]». [ 84 ] Фильм имел явный успех во Франции и «Олимпия» в Париже. несколько месяцев непрерывно транслировался в мюзик-холле [ 50 ]
«Путешествие на Луну» было встречено с особенно большим энтузиазмом в Соединенных Штатах, где (к огорчению Мельеса) его пиратство со стороны Любена, Селига, Эдисона и других дало ему широкое распространение. Экспоненты в Нью-Йорке , округ Вашингтоне , Колумбия , Кливленде, Детройте , Новом Орлеане и Канзас-Сити сообщили о большом успехе фильма в своих кинотеатрах. [ 85 ] Фильм также имел успех в других странах, включая Германию, Канаду и Италию, где он был в центре внимания до 1904 года. [ 85 ]
«Путешествие на Луну» было одним из самых популярных фильмов первых нескольких лет двадцатого века, с которым конкурировала лишь небольшая горстка других ( такие же впечатляющие фильмы Мельеса, как «Королевство фей» и «Невозможное путешествие »). среди них были [ 86 ] В конце жизни Мельес заметил, что «Путешествие на Луну» было «определенно не одним из моих лучших», но признал, что оно широко считается его шедевром и что «оно оставило неизгладимый след, потому что было первым в своем роде». [ 87 ] Больше всего Мельес гордился фильмом « Человечество сквозь века» (1908), серьезной исторической драмой, которая теперь считается утерянной . [ 88 ]
повторное открытие
[ редактировать ]Черно-белая печать
[ редактировать ]После финансовых трудностей и упадка Мельеса большинство копий его гравюр были утеряны. В 1917 году его офис был занят французскими военными, которые переплавили многие пленки Мельеса, чтобы собрать следы серебра из кинопленки и сделать каблуки для ботинок из целлулоида. Когда в 1923 году был снесен Театр Робер-Уден, хранившиеся там репродукции были проданы на развес продавцу подержанной пленки. Наконец, в том же году Мельес впал в ярость и сжег все оставшиеся негативы в своем саду в Монтрей. [ 89 ] В 1925 году он начал продавать игрушки и конфеты на стенде на вокзале Монпарнас в Париже. [ 90 ] «Путешествие на Луну» было практически забыто в истории и оставалось незамеченным в течение многих лет. [ 86 ]
Благодаря усилиям поклонников истории кино, особенно Рене Клера , Жана Жоржа Ориоля и Поля Жильсона , Мельес и его работы были заново открыты в конце 1920-х годов. 16 декабря 1929 года в Париже в зале Плейель прошел «Гала Мельес» в честь режиссера, а в 1931 году он был награжден Орденом Почетного легиона . [ 91 ] Во время возрождения интереса к Мельесу киноменеджер Жан Моклер и один из первых киноэкспериментаторов Жан Акме Лерой независимо друг от друга отправились на поиски сохранившейся репродукции « Путешествия на Луну» . Моклер получил копию из Парижа в октябре 1929 года, а Лерой нашел копию в Лондоне в 1930 году, хотя оба отпечатка были неполными; У Моклера отсутствовала первая сцена, а у Лероя отсутствовала вся финальная сцена с парадом и памятной статуей. Эти гравюры время от времени демонстрировались на ретроспективах (в том числе на Гала-Мельесе), показах авангардного кино и других особых случаях, иногда в презентациях самого Мельеса. [ 92 ]
После смерти Лероя в 1932 году его коллекция фильмов была куплена Музеем современного искусства в 1936 году. Приобретение музеем и последующие показы фильма «Путешествие на Луну » под руководством куратора МоМА Айрис Бэрри снова открыли фильм для зрителей. широкая аудитория американцев и канадцев [ 92 ] и окончательно утвердил его как веху в истории кино. [ 38 ] Неполный отпечаток Лероя стал наиболее часто встречающейся версией фильма и исходным отпечатком для большинства других копий, включая Cinémathèque Française . репродукцию [ 92 ] Полная версия фильма, включая всю сцену празднования, была окончательно реконструирована в 1997 году на основе различных источников Cinémathèque Méliès , фондом, созданным семьей Méliès. [ 93 ]
Раскрашенная вручную печать
[ редактировать ]Ни одна раскрашенная вручную репродукция « Путешествия на Луну» не сохранилась до 1993 года, когда одна из них была передана Кинотеке Каталонии анонимным дарителем как часть коллекции из двухсот немых фильмов. [ 94 ] Неизвестно, была ли эта версия, раскрашенная вручную, отпечатанная с негатива второго поколения, раскрашена в лаборатории Элизабет Тюилье, но использованная перфорация предполагает, что копия была сделана до 1906 года. Флаг развевался во время сцены запуска на этой копии. окрашен в цвет, напоминающий флаг Испании , что указывает на то, что раскрашенная вручную копия была сделана для испанского экспонента. [ 95 ]
В 1999 году Антон Хименес из Filmoteca de Catalunya сообщил о существовании этого репродукции, которая, по его мнению, находилась в состоянии полного разложения, Сержу Бромбергу и Эрику Ланге из французской кинокомпании Lobster Films. Бромберг и Ланге предложили обменять недавно обнаруженный фильм Сегундо де Чомона на раскрашенную вручную печать, и Хименес согласился. Бромберг и Ланге консультировались с различными специализированными лабораториями, пытаясь восстановить пленку, но, поскольку катушка с пленкой, по-видимому, разложилась в твердую массу, никто не верил, что восстановление возможно. Следовательно, Бромберг и Ланге сами приступили к разделению кадров пленки, обнаружив, что только края пленки разложились и слиплись вместе, и, таким образом, многие сами кадры все еще можно было спасти. [ 96 ] В период с 2002 по 2005 год различные попытки оцифровки позволили сохранить 13 375 фрагментов изображений с отпечатка. [ 97 ] В 2010 году компания Lobster Films, Фонд кино Groupama Gan и Фонд Technicolor Foundation for Cinema Heritage начали полную реставрацию раскрашенной вручную печати. [ 94 ] Оцифрованные фрагменты раскрашенного вручную отпечатка были собраны и восстановлены, а недостающие кадры воссозданы с помощью черно-белого отпечатка, находящегося во владении семьи Мельес, и преобразованы во времени для воспроизведения с подлинной скоростью немого кино. , 16 кадров в секунду. Реставрация завершена в 2011 году. [ 98 ] в Technicolor в Лос-Анджелесе. лабораториях [ 99 ] Затраты на восстановление составили 1 миллион долларов. [ 100 ]
Премьера восстановленной версии состоялась 11 мая 2011 года, через восемнадцать лет после ее открытия и через 109 лет после ее первоначального выпуска, на Каннском кинофестивале 2011 года , с новым саундтреком французской группы Air . [ 101 ] Реставрация была выпущена Flicker Alley на двух дисках Blu-ray и DVD , включающих как цветную, так и черно-белую версии фильма «Необыкновенное путешествие» , а также полнометражный документальный фильм Бромберга и Ланге о реставрации фильма. 2012. [ 102 ] В The New York Times А.О. Скотт назвал реставрацию «безусловно, кинематографическим событием года, а может быть, и столетия». [ 103 ]
Наследие
[ редактировать ]Как отмечается в «Краткой истории кино» , «Путешествие на Луну» объединило «зрелище, ощущение и техническое волшебство, чтобы создать космическую фантазию, ставшую международной сенсацией». [ 72 ] Он оказал глубокое влияние на более поздних кинематографистов, привнеся креативность в кинематографическую среду и предложив фантазию вместо чистого развлечения, что было редкой целью в кино в то время. Кроме того, новаторские методы монтажа и спецэффектов Мельеса широко копировались и стали важными элементами этого средства массовой информации. [ 104 ] Фильм также стимулировал развитие кинематографической научной фантастики и фэнтези, продемонстрировав, что научные темы работают на экране и что реальность может быть преобразована с помощью камеры. [ 72 ] [ 105 ] В интервью 1940 года Эдвин С. Портер сказал, что, посмотрев «Путешествие на Луну» и другие фильмы Мельеса, он «пришёл к выводу, что картина, рассказывающая историю, может привлечь зрителей обратно в кинотеатры, и приступил к работе». в этом направлении». [ 38 ] Точно так же Д. У. Гриффит просто сказал о Мельесе: «Я всем ему обязан». [ 13 ] Поскольку этим американским режиссерам широко приписывают разработку современной техники повествования в кино, литературовед и киновед Эдвард Вагенкнехт однажды подвел итог важности Мельеса для истории кино, отметив, что Мельес «глубоко повлиял как на Портера, так и на Гриффита, а через них и на весь ход американского кино». изготовление." [ 78 ]
Этот фильм остается самым известным фильмом Мельеса, а также классическим примером раннего кино, особенно хорошо известен образ капсулы, застрявшей в глазу Человека в Луне. [ 106 ] Этот фильм неоднократно упоминался в других творческих произведениях. [ 19 ] начиная от несанкционированного ремейка Сегундо де Чомона 1908 года «Экскурсия на Луну». [ 107 ] благодаря обширной дани Мельесу и фильму в романе Брайана Селзника 2007 года «Изобретение Уго Кабре» и его Мартина Скорсезе экранизации «Хьюго» 2011 года . [ 108 ] Киновед Эндрю Дж. Рауш включил «Путешествие на Луну» в число «32 самых важных моментов в истории [кино]», заявив, что оно «изменило способ производства фильмов». [ 109 ] В эссе Кьяры Феррари о фильме в книге «1001 фильм, которую вы должны увидеть, прежде чем умереть », в которой «Путешествие на Луну» ставится в качестве первой записи, утверждается, что фильм «напрямую отражает театральную личность своего режиссера» и что фильм «заслуживает внимания». законное место среди вех мировой истории кино». [ 104 ]
См. также
[ редактировать ]- 1902 год в научной фантастике
- Список ранних цветных художественных фильмов
- Список фильмов с участием инопланетян
- Tonight, Tonight (песня The Smashing Pumpkins) § Музыкальное видео
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Путешествие на Луну , распространенное англоязычное название, [ 2 ] [ 4 ] впервые был использован в американских каталогах Мельеса. Первоначально в британских каталогах он был помечен как « Путешествие на Луну » без первоначального артикля. [ 5 ] Точно так же, хотя фильм впервые был продан во Франции без начальной статьи в названии, [ 5 ] впоследствии он стал широко известен как Le Voyage dans la Lune . [ 2 ] [ 4 ]
- ^ Имена собственные взяты из официального англоязычного каталога описания фильма: см. Méliès 2011a , стр. 227–29.
- ↑ Barbenfouillis по-французски означает «запутанная борода». [ 7 ] Это имя, вероятно, пародирует президента Импи Барбикена, героя романа Жюля Верна « С Земли на Луну» ; Мельес ранее использовал это имя в другом контексте в 1891 году для сценического магического номера «Le Décapité Recalcitrant». [ 8 ]
- ^ Имя предполагаемого пророка .
- ^ Алькофрибас — псевдоним Франсуа Рабле .
- ↑ Имя космического путешественника из одноименного рассказа Вольтера .
- ^ Изображение представляет собой визуальный каламбур : фраза dans l'œil , буквально «в глаза», является французским эквивалентом английского слова « яблочко ». [ 9 ]
- ^ «Labor omnia vincit» в переводе с латыни означает «труд побеждает все». [ 10 ]
- ↑ Общая длина фильма составляет около 260 метров (примерно 845 футов). [ 2 ] что при предпочитаемой Мельесом скорости проецирования от 12 до 14 кадров в секунду, [ 26 ] это около 17 минут. [ 3 ] Фильмы, снятые в ту же эпоху современниками Мельеса, компанией Edison Manufacturing Company и братьями Люмьер , имели в среднем примерно треть этой длины. [ 27 ] Мельес продолжал снимать более длинные фильмы; его самая длинная «Покорение полюса » достигает 650 метров. [ 28 ] или около 44 минут. [ 3 ]
- ↑ Неподвижное положение камеры, ставшее одной из характерных торговых марок Мельеса, было одним из важнейших элементов стиля. Хотя он часто перемещал камеру, снимая реалии на открытом воздухе (например, 15 из 19 его короткометражных фильмов о Парижской выставке 1900 года были сняты с помощью движущейся камеры), он считал театральную точку зрения более подходящей для художественных фильмов, поставленных в его студии. [ 58 ]
- ↑ Спецификация видимого монтажа необходима, потому что на самом деле Мельес часто использовал сращивание и монтаж в своих сценах не только для создания трюковых эффектов, но и для того, чтобы во время производства разбить свои длинные сцены на более мелкие дубли . Таким образом, «Путешествие на Луну» на самом деле содержит более пятидесяти кадров. Все такое редактирование было намеренно сделано так, чтобы быть незаметным для зрителя; угол камеры остался прежним, и действие плавно продолжалось во время сращивания благодаря тщательному подбору кадров. [ 63 ]
- ↑ Более ранний фильм Мельеса «Гугюс и автомат» также был номинирован как первый научно-фантастический фильм. [ 71 ]
- ^ В системе нумерации Мельеса фильмы были перечислены и пронумерованы в соответствии с порядком их производства, а каждый каталожный номер обозначает около 20 метров пленки; таким образом , «Путешествие на Луну» длиной около 260 метров значится под номером 399–411. [ 79 ]
- ^ Слово tableau , используемое во французском театре для обозначения «сцены» или «сценической картины», в каталогах Мельеса относится к отдельным эпизодам фильма, а не к смене сцен; таким образом, Мельес насчитал тридцать картин в сценах « Путешествия на Луну» . [ 27 ]
- ↑ Историк Ричард Абель отмечает, что истории о путешествиях на Луну, будь то в печати, на сцене или в качестве тематических аттракционов, были очень популярны в Америке в то время; Действительно, предыдущий фильм Мельеса « Сон астронома » часто демонстрировался в Соединенных Штатах под названием «Путешествие на Луну». [ 80 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вемер и Дюваль, 2011 , стр. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаммонд, Пол (1974), Marvelous Méliès , Лондон: Гордон Фрейзер, с. 141, ISBN 0-900406-38-0
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Расчеты частоты кадров производятся по следующей формуле: 845 футов / (( n кадров/с * 60 секунд) / 16 кадров на фут) = x . Видеть Элкинс, Дэвид Э. (2013), «Таблицы и формулы: футы в минуту для формата 35 мм, 4 перфорации» , Веб-сайт руководства Camera Assistant (сопутствующий сайт для руководства Camera Assistant [Берлингтон, Массачусетс: Focal Press, 2013 г.) ]) , получено 8 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эзра 2000 , стр. 120–21.
- ^ Перейти обратно: а б Мальтет и Маннони 2008 , с. 344
- ^ Опрос критиков Village Voice (2001), «100 лучших фильмов» , moviesite.org , AMC , заархивировано из оригинала 13 июня 2016 г. , получено 2 августа 2013 г.
- ^ Розен 1987 , с. 748
- ^ Перейти обратно: а б с д Очерк реконструкции , с. 111
- ^ Кесслер 2011 , с. 123
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер 1979 , с. 98
- ^ Перейти обратно: а б Эзра 2000 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Мальтет и Маннони 2008 , с. 125
- ^ Перейти обратно: а б Кук 2004 , с. 18
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 106
- ^ Эзра 2000 , с. 17
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 166.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 88
- ^ Перейти обратно: а б Вемер и Дюваль, 2011 , стр. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соломон 2011 , с. 2
- ^ Перейти обратно: а б с Мельес 2011b , с. 234: «Я помню, что в «Путешествии на Луну» Луна (женщина в полумесяце) была Блюэтт Бернон, певицей мюзик-холла, звездами были балетки из театра дю Шатле, а мужчины (главные) Виктор Андре из театра Клюни, Дельпьер, Фаржо, Кельм, Брюне, певцы мюзик-холла и я — селениты были акробатами из Фоли Бержер».
- ^ Лефевр 2011 , стр. 50, 58.
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 166–67.
- ^ Лефевр 2011 , стр. 51–58.
- ^ Лефевр 2011 , стр. 53–58.
- ^ Миллер, Рон (2006), «Спецэффекты: введение в магию кино» , «Книги двадцать первого века», стр. 15, ISBN 978-0-7613-2918-3
- ^ Соломон 2012 , с. 191
- ^ Перейти обратно: а б Кук 2004 , с. 15
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 285
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейзер 1979 , с. 99
- ^ Перейти обратно: а б Лефевр 2011 , с. 51
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 165–67.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер 1979 , стр. 42–43.
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 9
- ^ Фрейзер 1979 , с. 41; размеры согласно Wemaere & Duval 2011 , стр. 163
- ^ Перейти обратно: а б Мельес 2011b , стр. 233–34
- ^ Моррисси, Приска (2014), «Гардероб Жоржа Мельеса: происхождение и использование костюмов в кинематографических видах», в Мальтете, Жак; Годро, Андре; Ле Форестье, Лоран (ред.), Мельес, перекресток достопримечательностей; за которым следуют «Переписки Жоржа Мельеса (1904–1937)» , Ренн: Presses universitaire de Rennes, стр. 177–188 (здесь 183)
- ^ Фрейзер 1979 , с. 95
- ^ Перейти обратно: а б с д Соломон 2011 , с. 6
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 85.
- ^ Очерк реконструкции , с. 112
- ^ Фрейзер 1979 , с. 96
- ^ Перейти обратно: а б Фрейзер 1979 , стр. 91–93.
- ^ Ганнинг, Том (1994), Д. У. Гриффит и истоки американского повествовательного фильма: ранние годы биографии , University of Illinois Press, стр. 37, ISBN 978-0-252-06366-4
- ^ Перейти обратно: а б Юмибе, Джошуа (2012), Движущийся цвет: ранний фильм, массовая культура, модернизм , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, стр. 71–74, ISBN 978-0-8135-5296-5
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 169.
- ^ Эзра 2000 , с. 27
- ^ Фрейзер 1979 , с. 118
- ^ Маркс, Мартин Миллер (1997), Музыка и немое кино: контексты и тематические исследования, 1895–1924 , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 72, ISBN 0-19-506891-2 , получено 21 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Байер, Катя (26 мая 2011 г.), «Le Voyage dans la lune de Georges Méliès par Serge Bromberg» , Format Court , получено 8 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Абель, Ричард (1998), Кино едет в город: французское кино, 1896–1914 , Беркли: University of California Press, стр. 70, ISBN 9780520912915
- ^ Маркс, Мартин (4 февраля 2012 г.), Музыка для путешествия на Луну : неясная английская партитура к известной французской фантазии (тезисы конференции), Американское музыковедческое общество , заархивировано из оригинала 9 марта 2014 г. , получено 8 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беннетт, Карл, «Путешествие на Луну» , Silent Era , получено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Волшебник Мельес», WorldCat , OCLC 123082747
- ^ Лефевр, Франсуа-Оливье (18 апреля 2012 г.), «Жорж Мельес – A la conquête du cnématographe» , DVDClassik , получено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Путешествие на Луну», WorldCat , OCLC 731957033.
- ^ Кон, Искусство (1956), Альманах Майкла Тодда «Вокруг света за 80 дней» , Нью-Йорк: Random House, стр. 59–61.
- ^ Кук 2004 , стр. 15–16.
- ^ Мальтет 2002 , § 2
- ^ Сенелик, Лоуренс (2000), «Феерия» , Кембриджский путеводитель по театру , Credo Reference , получено 11 марта 2014 г.
- ^ Ковач, Кэтрин Сингер (осень 1976 г.), «Жорж Мельес и Феерия », Cinema Journal , 16 (1): 1–13, doi : 10.2307/1225446 , JSTOR 1225446
- ^ Дэнсигер 2007 , стр. 3–4.
- ^ Кук 2004 , с. 14
- ^ Соломон 2011 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Склар, Роберт (1993), Фильм: Международная история среды , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, стр. 33–36.
- ^ Кук 2004 , с. 22
- ^ Годро, Андре; Ле Форестье, Лоран (2011), Мельес, carrefour des аттракционы (программа академической конференции), Международный культурный центр Серизи-ла-Саль , получено 23 июля 2013 г.
- ^ Кук 2004 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Соломон, 2011 г. , стр. 9–12.
- ^ Крид, Барбара (2009), Экраны Дарвина: эволюционная эстетика, время и сексуальное проявление в кино , Академические монографии, с. 58, ISBN 978-0-522-85258-5
- ^ Фишер, Деннис (17 июня 2011 г.), режиссеры научно-фантастических фильмов, 1895–1998 гг ., МакФарланд, с. 9, ISBN 978-0-7864-8505-5
- ^ Менвилл, Дуглас; Реджинальд, Р. (1977), Грядущие события: иллюстрированная история научно-фантастического фильма , Нью-Йорк: Times Books, стр. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Диксон, Уилер Уинстон; Фостер, Гвендолин Одри (2008), Краткая история кино , издательство Rutgers University Press, стр. 12, ISBN 978-0-8135-4475-5
- ^ Марго, Жан-Мишель (2003), «Введение», в Верне, Жюль (редактор), « Путешествие через невозможное» , Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, стр. 13, ISBN 1-59102-079-4
- ^ Кесслер 2011
- ^ Паркинсон, Дэвид (2012), 100 идей, которые изменили фильм , Лондон: издательство Laurence King, стр. 19
- ^ Фрейзер 1979 , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б МакМахан, Элисон (2005), Фильмы Тима Бертона: анимация живого действия в современном Голливуде , Continuum International Publishing Group, стр. 4, ISBN 0-8264-1566-0
- ^ Перейти обратно: а б Вагенкнехт 1962 , стр. 35–36.
- ^ Соломон 2011 , с. 7
- ^ Абель 2011 , стр. 130–35
- ^ Фрейзер 1979 , с. 46
- ^ Абель 2011 , с. 136
- ^ Перейти обратно: а б с Фрейзер 1979 , стр. 46–48.
- ^ Перейти обратно: а б Розен 1987 , с. 755
- ^ Перейти обратно: а б Соломон, 2011 г. , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Соломон 2011 , с. 3
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 162.
- ^ Фрейзер 1979 , с. 191
- ^ Фрейзер 1979 , с. 54
- ^ Мальтет и Маннони 2008 , с. 10
- ^ Фрейзер 1979 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с Соломон, 2011 г. , стр. 3–5.
- ^ Соломон 2011 , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б Вемер и Дюваль, 2011 , стр. 12.
- ^ Бромберг, Серж (октябрь 2012 г.), « Le Voyage dans la Lune : Une restauration exemplaire» (PDF) , Journal of Film Preservation , 87 : 13, заархивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2014 г. , получено 12 января 2014 г.
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 183.
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 183–84.
- ^ Wemaere & Duval 2011 , стр. 184–86.
- ^ Сэвидж, София (2 мая 2011 г.), «Канны 2011: Полностью восстановленное путешествие Мельеса на Луну в цвете для показа премьеры фестиваля» , Indiewire , получено 23 февраля 2014 г.
- ^ Паризи, Паула (10 октября 2017 г.), «Путешествие на Луну: восстановленный блокбастер» , VFX Voice , получено 27 марта 2018 г.
- ^ Каннский фестиваль (20 мая 2011 г.), «Путешествие на Луну - обратный путь» , The Daily 2011 , Каннский кинофестиваль , получено 23 февраля 2014 г.
- ^ Flicker Alley (21 января 2012 г.), «Ответы на ваши вопросы - путешествие на Луну в цвете» , Flicker Alley , получено 23 февраля 2014 г.
- ^ Скотт, АО; Даргис, Манохла (14 декабря 2011 г.), «Старомодная слава в эпоху Netflix» , The New York Times , стр. AR8 , получено 2 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шнайдер, Стивен Джей (1 октября 2012 г.), 1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть, 2012 г. , Octopus Publishing Group, стр. 20, ISBN 978-1-84403-733-9
- ^ Кавин, Брюс Ф. (январь 1992 г.), Как работают фильмы , University of California Press, стр. 51, ISBN 978-0-520-07696-9
- ^ Соломон 2011 , с. 1
- ^ Соломон 2011 , с. 13
- ^ Хоберман, Дж. (24 февраля 2012 г.), «Хьюго и магия кинообмана» , The Guardian , получено 4 мая 2014 г.
- ^ Рауш, Эндрю Дж. (2004), Поворотные моменты в истории кино , Citadel Press, ISBN 978-0-8065-2592-1
Библиография
[ редактировать ]- Абель, Ричард (2011), « Путешествие на Луну как американский феномен», в Соломоне, Мэтью (редактор), «Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press , стр. 129–42, ISBN. 978-1-4384-3581-7
- Кук, Дэвид А. (2004), История повествовательного фильма , Нью-Йорк: WW Norton & Company, ISBN 0-393-97868-0
- Дэнсигер, Кен (2007), Техника монтажа фильмов и видео: история, теория и практика , Нью-Йорк: Focal Press, ISBN 978-0-240-80765-2
- Попытка воссоздать каталог французских звездных фильмов; за которым следует анализ каталога фильмов Жоржа Мельеса, перечисленных во Франции , Буа д'Арси: Служба архивов фильмов Национального центра кинематографии, 1981, ISBN. 2903053073
- Эзра, Элизабет (2000), Жорж Мельес , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-5395-1
- Фрейзер, Джон (1979), Искусственно организованные сцены: фильмы Жоржа Мельеса , Бостон: GK Hall & Co., ISBN 0-8161-8368-6
- Кесслер, Фрэнк (2011), « Путешествие на Луну в роли Феи », в Соломоне, Мэтью (редактор), «Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: State University of New York Press, стр. 115–28, ISBN . 978-1-4384-3581-7
- Лефевр, Тьерри (2011), « Путешествие на Луну : составной фильм», в Соломоне, Мэтью (редактор), «Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: State University of New York Press , стр. 49–64, ISBN. 978-1-4384-3581-7
- Мальтет, Жак (2002), « Особые виды выставки 1900 года , снятые Жоржем Мельесом» , 1895: Revue de l'Association française de recherche sur l'histoire du cinéma , 36 , получено 24 января 2014 г.
- Мальтет, Жак; Маннони, Лоран (2008), Работы Жоржа Мельеса , Париж: Éditions de La Martinière, ISBN 978-2-7324-3732-3
- Мельес, Жорж (2011a) [первоначально опубликовано в 1902 году], «Фантастическое ... путешествие на Луну», в Соломоне, Мэтью (редактор), «Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: штат University of New York Press, стр. 227–32, ISBN. 978-1-4384-3581-7
- Мельес, Жорж (2011b) [написано в 1930 году], «Ответ на вопросник», в Соломоне, Мэтью (редактор), «Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: State University of New York Press, стр. . 233–34, ISBN. 978-1-4384-3581-7
- Розен, Мириам (1987), «Мельес, Жорж» , в Уэйкмане, Джоне (редактор), Мировые кинорежиссеры: Том I, 1890–1945 , Нью-Йорк: The HW Wilson Company, стр. 747–65 , ISBN 0-8242-0757-2
- Соломон, Мэтью (2011), «Введение», в Соломоне, Мэтью (редактор), « Фантастические путешествия кинематографического воображения: путешествие Жоржа Мельеса на Луну» , Олбани: State University of New York Press, стр. 1–24, ISBN 978-1-4384-3581-7
- Соломон, Мэтью (осень 2012 г.), «Жорж Мельес: первый волшебник кино (1896–1913) / Жорж Мельес на бис: новые открытия (1896–1911)», Moving Image , 12 (2): 187–92, doi : 10,5749 /movingimage.12.2.0187 , ISSN 1532-3978 , JSTOR 10.5749/movingimage.12.2.0187
- Вагенкнехт, Эдвард (1962), Фильмы в эпоху невинности , Норман: University of Oklahoma Press
- Вемер, Северин; Дюваль, Жиль (2011), Цвет, найденный в Voyage dans la Lune (PDF) , Groupama Gan Foundation for Cinema и Technicolor Foundation for Cinema Heritage, заархивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2011 г. , получено 10 августа 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путешествие на Луну на IMDb
- Путешествие на Луну в AllMovie
- Путешествие на Луну в базе данных TCM Movie
- Путешествие на Луну в каталоге художественных фильмов AFI
- Путешествие на Луну в Rotten Tomatoes
- Был ли привод НАСА вдохновлен Жоржем Мельесом? - Письмо НАСА на Wayback Machine (архивировано 28 июля 2020 г.)
- Le Voyage dans la lune доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве.
- фильмы 1902 года
- Научно-фантастические приключенческие фильмы 1900-х годов
- Короткометражные фильмы 1902 года
- Фильмы по мотивам «С Земли на Луну»
- Французские черно-белые фильмы
- Фильмы Жоржа Мельеса
- Французские научно-фантастические приключенческие фильмы
- Французские немые короткометражные фильмы
- Научно-фантастические фильмы 1902 года
- Фильмы по нескольким произведениям
- Фильмы по мотивам научно-фантастических романов
- Немые научно-фантастические приключенческие фильмы
- Заново открытые французские фильмы
- Новые фильмы 1900-х годов
- Фильмы, действие которых происходит на Луне
- Фильмы о внеземной жизни
- Трюковые фильмы