терапия
Таара (варианты имени включают Тоору , Тарапита и Тарапита ), также известная как Уку или Джумал , [ 1 ] — выдающийся бог в эстонской мифологии , имеющий сильное сходство с финским Укко и германским Тором .
Этимология
[ редактировать ]Ливонский немецкий топоним Торейда (также Торейда и интерпретируется Treiden ), зафиксированный в Ливонской хронике, как «сад Таары – Тор » от Таара + *aida «сад». Если эта трактовка верна, то теоним Таара был известен и в Ливонии. [ 2 ]
Имя Тарапита интерпретируется как «Таара, помоги!» ( эстонский : Таара, а(в)ита! ) и «Удар молнии Таары» ( эстонский : Таара пикне ). [ 3 ]
История
[ редактировать ]В « Хрониках Генриха Ливонского» Тарапита упоминается как верховный бог эзелийцев ( жителей Сааремаа ), также хорошо известных виронским племенам в северной Эстонии . Согласно хронике, когда в 1220 году крестоносцы вторглись в Виронию, в Виронии был красивый лесистый холм, где, по мнению местных жителей, родился Тарапита и откуда он улетел на Сааремаа. Считается, что холм [ кем? ] Холм Эбавере в Ляэне - современном Вирумаа .
Тарапита также вдохновила эстонское неоязыческое движение, известное как таараласед или таараусулисед . В середине XIX века Таара стала популярной в национальном движении как антигерманский и антилютеранский символ, а создатели эстонской псевдомифологии сделали Таару верховным богом эстонского пантеона. С этого периода второй по величине город Эстонии Тарту поэтически назывался Тааралинн («город Таара»).
Таара была известна тавастийскому племени Финляндии. В старом культовом месте, ныне известном как Лаурин Ляхде (Фонтан Лаури) в графстве Джанаккала , тавастианцы поклонялись Тааре еще в 18 веке, но в конечном итоге были закрыты церковными властями. [ нужна ссылка ]
Тарапита, возможно, была известна среди славян острова Рюген , где датские крестоносцы уничтожили языческого идола по имени Турупит в 1168 году. [ нужна ссылка ]
Историю о полете Таары из Виронии на Сааремаа связывают с крупного метеорита падением , образовавшего кратер Каали на Сааремаа. Одним из сторонников теорий о метеоре и его последствиях был историк Леннарт Мери , президент Эстонии с 1992 по 2001 год, написавший несколько книг на эту тему.
Вариации, подобные имени « Тор », известны многим народам, говорящим на уральских языках . У хантов есть бог по имени Торум , у саамов – Турмс , у самоедов – Тере . Финский епископ Микаэль Агрикола упоминает в 1551 году бога войны по имени Турисас , хотя это, скорее всего, относится к Турисасу ; У финнов был также бог урожая, удачи и успеха по имени Туури . [ нужна ссылка ]
Согласно нескольким средневековым хроникам, эстонцы не работали по четвергам (дням Тора), а ночи четверга назывались «вечерами Тоору ». Некоторые источники говорят, что эстонцы собирались в священном лесу ( Хийс ) по вечерам в четверг, где волынщик сидел на камне и играл, в то время как люди танцевали и пели до рассвета. [ нужна ссылка ]
Генриха Упоминания о Тарапите в Ливонской хронике
[ редактировать ]Тарапита пять раз упоминается в Ливонской хронике священником миссионером - Генрихом. Первое упоминание связано с миссией в Виронии на севере Эстонии, остальные относятся к завоеванию и крещению островов Муху и Сааремаа (Осилия) у западного побережья материковой Эстонии .
Вырубка статуй богов в Виронии
[ редактировать ]Наряду с первым упоминанием Генри представляет историю о Тарапите, летящем из леса на вершине холма в Виронии на остров Сааремаа. Согласно летописи, миссионеры свалили с холма изображения и статуи богов. Говорят, что местные жители удивились тому факту, что статуи не истекают кровью, что усилило их веру в проповеди священников.
Услышав это, священники, слегка улыбаясь и тряся ногами от пыли, поспешили в другие города на границе Виронии и крестили три города, где была гора и прекраснейший лес, в котором, по их словам, был уроженец Виронии. Осилианцы, великий бог по имени Тарапита, прилетел из этого места в Осилию. И пошел другой жрец, вырубая изображения и подобия богов, сделанные там, и изумились, что кровь не текла, и больше поверили словам жрецов. [ 4 ]
Осада городища Муху
[ редактировать ]Согласно летописи, осажденные в городище Муху эстонцы в радости восклицали Тарапите и взывали к священной роще ( немусу ) о помощи, как осаждавшие христиане молились Богу и взывали к Иисусу о помощи.
Армия христиан ликует, кричит, взывает к Богу. Они тоже кричат, радуясь своей Тарапите. Те люди, эти призывают Иисуса, во имя и славу которого они доблестно возносятся; [ 5 ]
Крещение дворянских сыновей в Вальяле
[ редактировать ]Когда сыновья знати крестятся в побежденном городище Вальяла (Вальдия), Тарапиту изгоняют из форта:
Их отдают детям знати, чей первый почтенный епископ Ригенсисский с великой радостью и преданностью поливал оглашенных святым источником крещения; другие священники поливали других, которые также с радостью были введены в город, чтобы проповедовать Христа, чтобы изгнать Тарафита, который был богом осилийцев. [ 6 ]
Крещение Сааремаа после победы
[ редактировать ]Священники разошлись по Сааремаа, чтобы проповедовать Христа и изгнать Тарапиту.
После совершения этих мистерий в городе Вальдия пришли гонцы, посланные из всех городов и килигундов в Осили, с жалобами на мир и с просьбой о таинстве крещения. Армия ликует, а заложникам дарован мир и братская любовь. Говорят, что шведы должны вернуть своих детей в плен. Они повиновались, пообещали восстановить и привели с собой в свой стан священников, которые будут проповедовать Христа, которые изгонят Фарапиту вместе с остальными языческими богами, которые омоют народ святым крещением. И вот священники во всех станах Осилии крестят весь народ обоего пола с великой радостью и слезами радости, потому что столько тысяч родили Господу через баню возрождения духовное дитя, новую возлюбленную Богом невесту от среди народов. [ 7 ]
Заключение хроники
[ редактировать ]В заключительном отрывке летописи Генрих выражает радость по поводу того, что Дева Мария помогла рижским миссионерам изгнать Тарапиту и утопить фараона (т. е. Дьявола ).
Слава Богу и Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии, слуги Его, стоявшие в Осилии, смиренно принимают такие заложники и дани, восстанавливают всех пленников имени христианского и возвращаются с победой! То, что до сих пор не могли сделать цари, эта блаженная дева через своих слуг-ригийцев вкратце и мягко совершила, во славу своего имени. Когда это будет завершено, то, что было сделано, весь народ крещен, фарафитяне изгнаны, фараон утоплен, пленники освобождены, вернитесь с радостью к Ригенсам. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эстонское обозрение, том 1 . Эстонское обзорное бюро. 1919. с. 145.
- ^ http://www.folklore.ee/folklore/vol26/sutrop.pdf Таарапита – Великий Бог Эселийцев. Статья Урмаса Сутропа
- ^ Леннарт Мери , (1984). «Серебро Белее»
- ↑ Chronicon Livoniae Генриха = Ливонские хроники Генриха. 1982. Traductionem paravit Ричард Кляйс, Энн Тарвел textum curavit et commentatus est. Перевод Ричарда Кляйса, отредактированный и прокомментированный Энн Тарвел. Эстонская книга, Revalie = Таллинн, XXIV 5, стр. 216.
- ↑ Ливонские хроники Генриха, 30 4, стр. 268.
- ↑ Ливонские хроники Генриха, 30 5, стр. 270.
- ↑ Ливонские хроники Генриха, 30 5, стр. 270, 272.
- ↑ Ливонские хроники Генриха, 30 6, стр. 272.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Таарапита – Великий Бог Эселийцев. Статья Урмаса Сутропа
- Хейнапуу, Отт. «Идеальный и реальный сакральный ландшафт: Дубовые рощи Таары» (PDF) . Тартуский университет .
- «Хроника Генриха Ливонского» , переведенная и отредактированная Джеймсом А. Брандейджем, Колумбийский университет, 1961 г.; переработанная в 2003 г.; 288 страниц. ISBN 0-231-12888-6 (попробуйте эту ссылку: http://cup.columbia.edu/search?q=henry+livonia )
- Рут Уильямсон, «Анализ первоисточников хроники Генриха Ливонского »
- Indriķa hronika - полный текст летописи Генриха на латышском языке с комментариями.
- Полный текст хроники Генриха на русском языке с комментариями.
- Библиография Генриха Латвийского