Эселианцы
История Эстонии |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Эселианцы или осилианцы — историческое название народа, который до Северных крестовых походов в 13 веке жил на эстонском острове Сааремаа ( Осел ). [а] – остров Балтийского моря также назывался Оселия или Осилия . В письменных источниках примерно того времени [1] В литературе эпохи викингов жителей часто называли «викингами из Эстонии». [2] как написано Саксоном Грамматиком в конце XII века. Самое раннее известное использование этого слова в ( латинизированной ) форме «эзелийцев» в письменной форме было Генрихом Ливонским в 13 веке. Жители Сааремаа (Осел) упоминаются также в ряде исторических письменных источников, относящихся к эпохе эстонских викингов .
Накануне Северных крестовых походов народ, проживавший тогда на Сааремаа, был описан в Ливонской рифмованной хронике : « Эзелийцы , соседи куров ( куршей ) , окружены морем и никогда не боятся сильных армий, так как сила их в их кораблях ... Летом, когда они могут путешествовать по морю, они угнетают окружающие земли, совершая набеги как на христиан, так и на язычников». [3]
Бои и набеги
[ редактировать ]В « Хрониках Генриха Ливонского» описывается флот из шестнадцати кораблей и пятисот эзелийцев, опустошающих территорию, которая сейчас является южной Швецией , принадлежавшей тогда Дании . В XIV книге Gesta Danorum Саксон Грамматик описывает битву на Эланде в 1170 году, в которой датский король Вальдемар I мобилизовал весь свой флот для сдерживания набегов куршских и эстонских пиратов.
Ливонская рифмованная хроника описывает эзелийцев как использующих два типа кораблей: пиратику и либурну . Первый был военным кораблем, второй – преимущественно торговым. Пиратика . могла перевозить около 30 человек и имела высокий нос в форме дракона или змееголова, а также четырехугольный парус
Религия и мифология
[ редактировать ]Верховного бога эзелийцев, как его описал Генрих Ливонский, звали Тарапита . Согласно летописному преданию, Тарапита родился на лесистой горе в Вирумаа ( лат . Vironia ), материковой Эстонии, откуда он прилетел в Эзель , Сааремаа. [4] Имя Таарапита интерпретируется как «Таара, помоги!» (Таара а(в)ита по-эстонски) или «Хранительница Таары» (Таара пидаджа). Таара связана со скандинавским богом Тором . История бегства Тарапиты или Таары из Виронии на Сааремаа связана с крупной метеоритной катастрофой , которая, по оценкам, произошла в 660 ± 85 г. до н.э. , в результате которой на Сааремаа образовался кратер Каали .
Язык
[ редактировать ]Генрих Ливонский писал о встрече эзельских язычников с пленным христианским миссионером Фридрихом Целльским в XIII веке. Эселианцы цитируются словами «Лаула! Лаула! Паппи!» (Пой! Пой! Священник!), когда пытаешь миссионера. [5] Этот финник [6] Было предложено выражение, подтверждающее идентификацию эзелийцев как финской языковой группы того времени. [7]
Покорение Сааремаа
[ редактировать ]
В 1206 году датская армия под предводительством короля Вальдемара II и Андреаса, епископа Лунда, высадилась на Сааремаа и безуспешно попыталась основать крепость. В 1216 году Ливонские меченосцы и епископ Теодорих объединили свои силы и вторглись на Сааремаа по замерзшему морю. В ответ весной следующего года эзелийцы совершили набег на территории Латвии, находившиеся под властью Германии. В 1220 году шведская армия под предводительством короля Швеции Иоанна I и епископа Карла Линчёпинга завоевала Лихулу в Роталии в Западной Эстонии. В том же году эселяне напали на шведскую крепость, захватили ее и убили весь шведский гарнизон, включая епископа Линчёпинга.
В 1222 году датский король Вальдемар II предпринял попытку второго завоевания Сааремаа, на этот раз основав каменную крепость с сильным гарнизоном. Датская цитадель была осаждена и сдана в течение пяти дней, датский гарнизон вернулся в Ревель , оставив епископа Рижского Альберта Теодориха и еще нескольких человек в заложниках в качестве залога мира. Замок был сровнен с землей эселийцами. [8]
В 1227 году ливонские меченосцы и епископ Ливонии Альберт организовали совместную атаку на Сааремаа. [9] После разрушения крепости Муху и капитуляции крепости Вальяла эселианцы формально приняли христианство. [10]
В 1236 году, после разгрома ливонских меченосцев в битве при Сауле , военные действия на Сааремаа вспыхнули вновь.
Эзельцы снова приняли христианство , подписав в 1241 году договоры с магистром Ливонского ордена Андреасом де Вельвеном и епископством Эзель-Вик , устанавливающие наказания за языческие ритуалы. [11] Следующий договор был подписан в 1255 году Магистром Ордена Анно Зангерхаузенном и от имени Эзелиан старейшинами, чьи «имена» (или декларации?) были фонетически записаны латинскими писцами как Илле, Кулле, Эну, Мунтелене, Таппете, Ялде, Мелете и Торт. [12] Договор предоставил эзелийцам несколько исключительных прав. Договор 1255 года включал уникальные положения, касающиеся владения и наследования земли, социальной системы и освобождения от некоторых ограничительных религиозных обрядов.
В 1261 году война продолжилась, поскольку эзелийцы снова отказались от христианства и убили всех немцев на острове. Мирный договор был подписан после того, как объединенные силы Ливонского ордена , епископства Эзель-Вик и сил датской Эстонии, включая материковых эстонцев и латышей, разгромили эзелийцев, захватив крепость Каарма. Вскоре после этого Ливонский орден основал каменный форт в Пёйде .
24 июля 1343 года, во время восстания Юрьевой ночи , эселяне перебили всех немцев на острове, утопили всех священнослужителей и начали осаждать замок Ливонского ордена в Пёйде. Эселийцы сравняли замок с землей и перебили всех защитников. В феврале 1344 года Бурхард фон Дрейлебен возглавил поход по замерзшему морю на Сааремаа. Крепость эселийцев была захвачена, а их лидер Вессе повешен. Ранней весной 1345 года состоялся очередной поход Ливонского ордена , завершившийся договором, упомянутым в « Летописи Германа фон Вартберге» и Новгородской Первой летописи . Сааремаа оставался вассалом магистра Ливонского ордена и епископства Эзель-Вик. В 1559 году, после падения Ливонского ордена в Ливонской войне , епископство Эзель-Вик продало Сааремаа Фридриху II Датскому, который передал земли своему брату, герцогу Магнусу Гольштейнскому, пока остров не был возвращен под прямое управление Дании и в 1645 году вошёл в состав Швеция по Бремсеброскому договору .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Весилинд, Прийт Дж. (май 2000 г.). «В поисках викингов». Нэшнл Географик . 197 (5). ISSN 0027-9358 .
На протяжении веков шведские налетчики грабили восточные берега Балтики, но там они столкнулись с такими соперниками, как курсы и пиратские саарласеды, или эселианцы, с эстонского острова Сааремаа. На нынешнем гербе Сааремаа изображен баркас, а изображения викингов процветают в латвийских и эстонских легендах, украшениях и народной одежде. «Саарласеды были викингами Балтии», — сказал Бруно Пао, морской историк с Сааремаа. «Мы нашли каменные установки кораблей, курганы, клады серебра. Языческая эпоха здесь продолжалась до 13 века».
- ^ Пруденс Джонс, Найджел Пенник (2013). История языческой Европы . Рутледж. п. 166. ИСБН 9781136141720 .
- ^ Балтийский крестовый поход Уильяма Л. Урбана; п. 20 ISBN 0-929700-10-4
- ↑ Хроники Генриха Ливонского, стр. 193. ISBN 0-231-12889-4
- ^ Тамм и др. ал. (ред.) (22 апреля 2016 г.). Крестовые походы и летопись на средневековом прибалтийском фронтире . Рутледж. п. 125. ИСБН 9781317156796 . Проверено 5 октября 2018 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Журнал эстонского и финно-угорского языкознания» . Архивировано из оригинала 10 октября 2018 г. Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Фольклорные исследования / Кафедра философии, истории, культуры и искусства, Хельсинкский университет, Хельсинки (январь 2015 г.). «De situ linguarum fennicarum aetatisferreae, Pars I» . Информационный бюллетень RMN 9: 64–115 . Проверено 5 октября 2018 г.
Хроника Генриха включает цитаты, приписываемые эселианцам, такие как Лаула! Лаула, папочка! ['Петь! Пой, священник!»] (HCL XVIII.8). Выражение однозначно является финским и подтверждает идентификацию эзелийцев как финской языковой группы. Это дополнительно подтверждается финской топонимией, которая, похоже, не включает существенных более ранних слоев субстрата (по крайней мере, в свете сегодняшних исследований; ср. Калласмаа 1996–2000).
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Балтийский крестовый поход Уильяма Л. Урбана; стр 113-114 ISBN 0-929700-10-4
- ^ 1227. (2018). В «Геликоне» (ред.), «Хронология всемирной истории Хатчинсона». Абингтон, Великобритания: Геликон.
- ^ Ростон, Энн (15 августа 1993 г.). «Недавно открытый эстонский остров» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 10 октября 2018 г.
В начале 13 века жители Эселя, как тогда назывался Сааремаа, были известны пиратами в балтийских церквях. Они действительно были последними языческими оплотами в регионе; к 1227 году Ливонские меченосцы, крестоносцы, родом из Германии, заставили все остальные племена и города на территории нынешней Эстонии и Латвии подчиниться крещению или мечу. 6 января 1227 года огромная армия крестоносцев-германцев, рижан, латышей и эстонцев собралась на материке параллельно Эзелю. Они и их лошади прошли через замерзшую Балтику к крошечному острову Мона, прикрепленному дамбой к северо-восточной оконечности Эзеля. Лишенные морской защиты, эселяйцы в конце концов были вынуждены сдаться.
- ^ Фори, AJ 1993, «Военные приказы и светская война в двенадцатом и тринадцатом веках», Viator, vol. 24, стр. 79-100. (цитируется страница 99)
- ^ Ливские, эстонские и курляндские документальные книги: Помимо регестена