Тирумалай Кришнамачарья
Кришнамачарья | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 28 февраля 1989 г. | (100 лет)
Национальность | Индийский |
Занятие | Учитель йоги |
Известный | «Отец современной йоги» |
Тирумалай Кришнамачарья (18 ноября 1888 г. - 28 февраля 1989 г.) [ 1 ] [ 2 ] был индийским учителем йоги , аюрведическим целителем и учёным. Его считают одним из самых важных гуру современной йоги . [ 3 ] и его часто называют « Отцом современной йоги » за его широкое влияние на развитие постуральной йоги . [ 4 ] [ 5 ] Как и более ранние пионеры физической культуры, такие как Йогендра и Кувалаянанда , он внес свой вклад в возрождение хатха-йоги . [ 6 ] [ 7 ]
Кришнамачарья имел ученые степени во всех шести ведических даршанах , или индийских философиях. Находясь под покровительством короля Майсура Кришны Раджи Вадияра IV , Кришнамачарья путешествовал по Индии, читая лекции и демонстрируя пропаганду йоги, включая такие подвиги, как, по-видимому, остановка его сердцебиения. [ 8 ] Его широко считают архитектором виньясы . [ 6 ] в смысле соединения дыхания с движением; Созданный им стиль йоги стал называться Вини-йогой или Виньяса-крама-йогой . В основе всего учения Кришнамачарьи лежал принцип «Учите тому, что подходит человеку». [ 9 ] Хотя в других частях мира его почитают как йога, в Индии Кришнамачарья в основном известен как целитель, который использовал как аюрведические , так и йогические традиции, чтобы вернуть здоровье и благополучие тем, кого он лечил. [ 6 ] Он написал четыре книги по йоге — «Йога Макаранда» (1934 г.), «Йогаасанагалу» (ок. 1941 г.), [ 10 ] Йога Рахасья и Йогавалли (глава 1 – 1988 г.), а также несколько эссе и поэтических сочинений. [ 11 ]
Среди учеников Кришнамачарьи были многие из самых известных и влиятельных учителей йоги: Индра Деви (1899–2002); К. Паттабхи Джойс (1915–2009); БКС Айенгар (1918-2014); его сын ТКВ Десикачар (1938-2016); Шриватса Рамасвами (род. 1939); и А.Г. Мохан (1945 г.р.). Айенгар, его зять и основатель Айенгар-йоги , благодарит Кришнамачарью за то, что он вдохновил его изучать йогу еще мальчиком в 1934 году. [ 12 ] [ 13 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Кришнамачарья родился 18 ноября 1888 года в Мучукундапуре, в районе Читрадурга современной Карнатаки , в Южной Индии , в семье ортодоксального телугу. [ 14 ] Семья Айенгара . Его родителями были Тирумалай Шриниваса Татачарья, известный учитель Вед , и Ранганаякиамма. [ 15 ] Кришнамачарья был старшим из шести детей. У него было два брата и три сестры. В шесть лет он прошел образовательное таинство упанаяны . Затем он начал учиться говорить и писать на санскрите по таким текстам, как Амаракоша , и повторять Веды под строгой опекой своего отца. [ 2 ]
Когда Кришнамачарье было десять лет, умер его отец. [ 16 ] В возрасте двенадцати лет он отправился в Майсур , тогда самый крупный город в Карнатаке , где его прадед, Шриниваса Брахматантра Паракала Свами, был главой Паракала Матха . Он продолжил обучение под руководством своего прадеда в Майсурском университете. [ 15 ]
Образование
[ редактировать ]Кришнамачарья провел большую часть своей юности, путешествуя по Индии, изучая шесть даршанов или индийских философий: вайшешику , ньяю , санкхью , йогу , мимансу и веданту . [ 17 ] В 1906 году, в возрасте восемнадцати лет, Кришнамачарья покинул Майсур, чтобы поступить в университет в Банарасе , также известном как Варанаси, городе сотен храмов и высоко ценимом североиндийском центре традиционного обучения. [ 18 ] Во время учебы в университете он изучал логику и санскрит, работая с Брахмашри Шивакумаром Шастри, «одним из величайших грамматиков того времени». [ 19 ] Он заявил, что научился Мимамсе у Брахмасри Трилинги Рамы Шастри. [ 2 ]
В 1914 году он снова уехал в Банарас, чтобы посещать занятия в Куинс-колледже, где, как он утверждал, получил ряд педагогических сертификатов. В течение первого года у него практически не было финансовой поддержки со стороны семьи. Чтобы поесть, он следовал правилам, установленным для религиозных нищих: каждый день он должен был приходить только в семь домов и возносить молитву «в обмен на пшеничную муку, которую нужно смешать с водой для лепешек». [ 20 ] В конце концов Кришнамачарья покинул Куинс-колледж, чтобы изучать саддаршану (шесть даршанов) ведической философии в Университете Патны в Бихаре, штате на востоке Индии. Он получил стипендию для изучения Аюрведы под руководством Вайдьи Кришнакумара из Бенгалии. [ 2 ]
Кришнамачарья утверждал, что его пригласили на коронацию раджи Дикканхата (княжество в Дарбханге ), на которой он победил в дебатах учёного по имени Бихари Лал и получил награды и почести от раджи. [ 21 ] Он заявил, что его пребывание в Банарасе длилось 11 лет. Он также утверждал, что учился у мастера йоги Шри Бабу Бхагавана Даса и сдал экзамен по санкхья-йоге в Патне. [ 2 ] и что многие из его инструкторов признали его выдающиеся способности в йоге, а некоторые просили, чтобы он обучал их детей. [ 22 ]
Рассказ о Рамамохане Брахмачари и Йога Корунте
[ редактировать ]Кришнамачарья рассказал своим ученикам, включая Айенгара, «воображаемую историю, как выяснилось, тысяч асан». [ 23 ] Марк Синглтон и Тара Фрейзер отмечают, что он давал противоречивые описания фактов своей жизни, иногда отрицая истории, рассказанные ранее, а иногда озорно. [ 24 ] добавление новых версий. [ 24 ] Согласно одной из таких историй, рассказанной Моханом, во время каникул, которые длились около трех месяцев, Кришнамачарья совершал паломничество в Гималаи . [ 22 ] Кришнамачарья утверждал в своей «Йога-макаранде» , что по предложению Ганганатха Джаха он стремился продолжить свое обучение йоге, разыскивая мастера по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который, по слухам, жил в горах за пределами Непала и предположительно освоил 7000 асан. [ 25 ] Для этой затеи Кришнамачарье пришлось получить разрешение вице-короля Симлы лорда Ирвина, страдавшего тогда диабетом. [ 22 ] По просьбе вице-короля Кришнамачарья отправился в Симлу и в течение шести месяцев обучал его йогическим практикам. Здоровье наместника улучшилось, и у него появилось уважение и привязанность к Кришнамачарье. [ 26 ] В 1919 году вице-король организовал поездку Кришнамачарьи в Тибет, предоставив трех помощников и взяв на себя все расходы. Через два с половиной месяца ходьбы Кришнамачарья прибыл в школу Шри Брахмачари, предположительно пещеру у подножия горы Кайлас , где мастер жил со своей женой и тремя детьми. [ 6 ] Кришнамачарья утверждал, что под опекой Брахмачари провел семь с половиной лет. [ 27 ] изучение сутр Патанджали Йога - , изучение асан и пранаямы , а также изучение терапевтических аспектов йоги . [ 6 ] Предположительно, его заставили выучить наизусть всю « Йога Корунту» на языке гуркхов , хотя никаких свидетельств существования этого текста не существует. По традиции, по окончании обучения у гуру Кришнамачарья спросил, какова будет его оплата. Учитель ответил, что Кришнамачарья должен «взять жену, вырастить детей и стать учителем йоги». [ 28 ] [ 29 ]
Согласно легенде, Кришнамачарья затем вернулся в Варанаси . Махараджа Джайпура призвал его служить руководителем Видья-шалы в Джайпуре; но так как ему не нравилось отвечать перед многими людьми, Кришнамачарья вскоре вернулся в Варанаси. В соответствии с желанием своего гуру, чтобы он жил жизнью домохозяина, Кришнамачарья женился на Намагириамме в 1925 году. После женитьбы Кришнамачарья был вынужден по обстоятельствам работать на кофейной плантации в районе Хасан. Именно после лекции по Упанишадам в мэрии Майсура в 1931 году он привлек к себе внимание как ученый, что в конечном итоге привело к его работе во дворце. [ 29 ]
Майсурские годы
[ редактировать ]В 1926 году махараджа Майсура Кришна Раджа Вадияр IV (1884–1940) был в Варанаси, чтобы отпраздновать 60-летие своей матери, и услышал об обучении Кришнамачарьи и его навыках как йога-терапевта. [ 30 ] Махараджа встретил Кришнамачарью и был настолько впечатлен поведением, авторитетом и ученостью молодого человека, что нанял Кришнамачарью обучать его и его семью. [ 30 ] Первоначально Кришнамачарья преподавал йогу в Майсурском дворце . [ 31 ] Вскоре он стал доверенным советником махараджи и получил признание Астаны Видвана — дворцовой интеллигенции. [ 32 ]
В 1920-е годы Кришнамачарья проводил множество демонстраций, чтобы стимулировать массовый интерес к йоге. Они включали остановку пульса, остановку автомобилей голыми руками, выполнение сложных асан и подъем тяжелых предметов зубами. [ 6 ] Архивные записи Дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране с лекциями и демонстрациями. [ 33 ]
В 1931 году Кришнамачарью пригласили преподавать в колледже санскрита в Майсуре. Махараджа, который чувствовал, что йога помогла ему вылечить многие недуги, попросил Кришнамачарью открыть под его патронажем школу йоги. [ 6 ] [ 34 ] и впоследствии ему было предоставлено крыло соседнего дворца, дворца Джаганмохан , чтобы основать Йогашалу, независимое учреждение йоги. [ 31 ] открывшийся 11 августа 1933 года. [ 30 ] [ 35 ]
В 1934 году он написал книгу «Йога Макаранда» («Сущность йоги»), изданную Майсурским университетом. Во введении к «Йоге Макаранде » Кришнамачарья перечисляет « Шритаттванидхи» , трактат XIX века, содержащий раздел йоги Майсура Махараджи Кришнараджи Водеяра III (1794–1868), как один из источников для своей книги. В «Традиции йоги Майсурского дворца » Норман Сьоман утверждает, что Кришнамачарья находился под влиянием Шритаттванидхи и Вьяяма Дипики , западного руководства по гимнастике, написанного гимнастами Майсурского дворца. [ 36 ] Марк Синглтон утверждает, что на него повлияли пионеры йоги 20-го века Йогендра и Кувалаянанда , и что все трое «плавно включают элементы физической культуры в свои системы «йоги». [ 7 ]
Кришнамачарья, в отличие от более ранних гуру йоги, таких как Йогендра , «жестко критиковал своих учеников», включая своего молодого зятя Б.К.С. Айенгара. [ 37 ] Столь же раздражительным он был и дома со своей семьей. По мнению историка йоги Эллиота Голдберга , Айенгар «никогда не оправится от ущерба, нанесенного ему насилием со стороны Кришнамачарьи» в подростковом возрасте, и даже близко не сможет осознать тот ущерб, который был нанесен ему жестоким обращением со стороны Кришнамачарьи. [ 38 ]
В 1940 году умер Кришна Раджа Вадияр IV. Его племянник и преемник Джаячамараджендра Вадияр (1919–1974), меньше интересовавшийся йогой, больше не поддерживал публикацию текстов и отправку групп учителей в близлежащие районы. [ 39 ] После политических изменений в 1946 году, примерно в то время, когда Индия получила независимость , было создано новое правительство, и полномочия махараджей были ограничены. Финансирование школы йоги было прекращено. [ 40 ] и Кришнамачарья изо всех сил пытался сохранить школу. В возрасте 60 лет (1948 г.) Кришнамачарья был вынужден много путешествовать, чтобы найти учеников и обеспечить свою семью. [ 40 ] Йогашалу в Майсуре приказал закрыть К.С. Редди , первый главный министр штата Майсур, и школа в конечном итоге закрылась в 1950 году. [ 6 ]
Мадрасские годы
[ редактировать ]Покинув Майсур, Кришнамачарья переехал в Бангалор. на пару лет [ 41 ] а затем в 1952 году был приглашен переехать в Мадрас (ныне Ченнаи) известным юристом, который обратился за помощью к Кришнамачарье в исцелении от инсульта. К тому времени Кришнамачарье было уже за шестьдесят, и его репутация строгого и устрашающего учителя несколько смягчилась. В Мадрасе Кришнамачарья устроился преподавателем в колледж Вивекананды. Он также начал набирать учеников йоги разного происхождения и в разных физических состояниях, что требовало от него адаптировать свое обучение к способностям каждого ученика. Всю оставшуюся часть своей преподавательской жизни Кришнамачарья продолжал совершенствовать этот индивидуальный подход, который стал известен как Вини-йога . [ 6 ] [ 42 ] Многие считали Кришнамачарью мастером йоги, но он продолжал называть себя учеником, потому что чувствовал, что всегда «изучает, исследует и экспериментирует» с практикой. [ 43 ] На протяжении всей своей жизни Кришнамачарья отказывался признавать свои новаторские учения, а вместо этого приписывал эти знания своему гуру или древним текстам. [ 6 ] Хотя его знания и учение оказали влияние на йогу во всем мире, Кришнамачарья никогда не покидал родную Индию. Журнал йоги писал:
Возможно, вы никогда о нем не слышали, но Тирумалай Кришнамачарья повлиял на вашу йогу или, возможно, даже изобрел ее. Практикуете ли вы динамические серии Паттабхи Джойса , изысканные выравнивания Б.К.С. Айенгара , классические позы Индры Деви или индивидуальные виньясы Винийоги, ваша практика исходит из одного источника: брамина ростом пять футов и два дюйма, родившегося более сто лет назад в маленькой южноиндийской деревне. [ 6 ]
Развивая и совершенствуя различные подходы, Кришнамачарья сделал йогу доступной миллионам людей по всему миру. [ 6 ]
Подход
[ редактировать ]Кришнамачарья был врачом аюрведической медицины . Он «обладал огромными знаниями в области питания, фитотерапии, использования масел и других средств». [ 44 ] Кришнамачарья как практикующий аюрведист имел привычку начинать с детального обследования, чтобы определить наиболее эффективный путь для пациента. [ 45 ] По словам Кришнамачарьи, хотя источник или очаг заболевания находится в определенной области тела, он предполагал, что многие другие системы тела, как психические, так и физические, также будут затронуты. В какой-то момент во время или после первичного осмотра Кришнамачарья спрашивал, готов ли пациент следовать его указаниям. Этот вопрос был важен для лечения пациента, потому что Кришнамачарья чувствовал, что, если человек не может ему полностью доверять, у него мало шансов на исцеление. [ 46 ]
Как только человек начал встречаться с Кришнамачарьей, он работал с ним или с ней на нескольких уровнях, включая корректировку его диеты; создание лекарственных трав; и создать серию поз йоги, которые будут наиболее полезны. Наставляя человека по практике йоги, Кришнамачарья особенно подчеркивал важность сочетания работы с дыханием ( пранаямы ) с позами ( асанами ) йоги и медитацией ( дхьяной ) для достижения желаемой цели. [ 47 ]
Кришнамачарья «считал йогу величайшим подарком Индии миру». [ 48 ] Его наставления по йоге отражали его убежденность в том, что йога может быть как духовной практикой, так и способом физического исцеления. [ 49 ] Его стиль йоги теперь известен как Виньяса Крама Йога. [ 50 ] Кришнамачарья основывал свое учение на « Йога-сутрах» Патанджали Йога и « -Яджнавалкье» . Хотя Кришнамачарья был глубоко предан вайшнавизму , он также уважал различные религиозные убеждения или неверия своих учеников. [ 51 ] Бывший студент вспоминает, что во время медитации Кришнамачарья велел студентам закрыть глаза и «думать о Боге. Если не Бог, то солнце. Если не солнце, то ваши родители». [ 6 ] Благодаря учениям, которые он получил от своего отца и других наставников, Кришнамачарья относился к каждому ученику как к «абсолютно уникальному». [ 52 ] полагая, что наиболее важным аспектом преподавания йоги является то, что ученика «обучают в соответствии с его или ее индивидуальными способностями в любой момент времени». [ 53 ] Для Кришнамачарьи путь йоги означал разные вещи для разных людей, и каждого человека следует обучать так, чтобы он или она ясно понимали. [ 54 ]
Среди учеников Кришнамачарьи были многие из самых известных и влиятельных учителей йоги 20-го века: Индра Деви ; К. Паттабхи Джойс ; БКС Айенгар ; ТКВ Десикачар ; Шриватса Рамасвами ; и А.Г. Мохан (1945 г.р.). [ 12 ] [ 13 ]
Студент | Отношение | Известный | Основанная школа | Самая известная книга |
---|---|---|---|---|
Индра Деви (1899–2002) | ученик | Йога со Голливуда звездами | — | Йога для американцев, 1959 г. |
К. Паттабхи Джойс (1915–2009) | ученик | Майсурский стиль | Аштанга-виньяса йога | Йога Мала 1999 г. и
Руководство по Аштанга йоге с Лино Миле, 2003 г. |
БКС Айенгар (1918-2014) | шурин | Точность, реквизит | Айенгар Йога | Свет на йоге , 1966 г. |
T. K. V. Desikachar (1938-2016) | сын | Винйога | Кришнамачарья Йога Мандирам | Сердце йоги 1995 г. |
Шриватса Рамасвами (1939-) | ученик | Виньяса крама йога | — | Полная книга Виньяса йоги 2005 г. |
А.Г. Мохан (1945-) | ученик | Свастха-йога и Аюрведа | — | Йога для тела, дыхания и ума , 2002 г. |
Ванда Скаравелли (1908–1999) | Будучи ученицей по доверенности, Кришнамачарья послал Айенгара и Дешикачара обучать ее [ 55 ] | — | Попросила своих последователей не называть школы йоги ее именем. [ 56 ] | Пробуждение позвоночника 1991 |
Достижения как учёный
[ редактировать ]Кришнамачарью высоко ценили как учёного. Он получил ученые степени в области философии, логики, богословия, филологии и музыки. [ 6 ] [ 57 ] Ему дважды предлагали должность Ачарьи в Шривайшнавской сампрадае , но он отказался, чтобы остаться со своей семьей, в соответствии с желанием своего гуру. [ 6 ]
Он также обладал обширными знаниями об ортодоксальных индуистских ритуалах. Его ученость в различных даршанах ортодоксальной индийской философии принесла ему такие титулы, как Санкхья-йога-шикхамани , Мимамса-ратна , Мимамса-тиртха , Ньяячарья , Ведантавагиша , Веда-кесари и Йогачарья . [ 58 ]
Одно из самых выдающихся учений Кришнамачарьи было о кундалини. Для него кундалини — это не поднимающаяся энергия. Скорее, это блокировка, которая не позволяет пране (дыханию) подняться. [ 59 ]
Работает
[ редактировать ]- Школа йоги (1934)
- Йогаасанагалу (ок. 1941 г.)
- Йога Рахасья (2004)
- Йогавалли (Глава 1 - 1988)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мохан 2010 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кришнамачарья Йога Мандирам» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 года.
- ^ Синглтон и Фрейзер 2014 , стр. 83–106.
- ^ Мохан, АГ; Мохан, Ганеш (5 апреля 2017 г.) [2009]. «Воспоминания о мастере» . Журнал йоги . Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года.
- ^ «Интервью YJ: Партнеры по миру» . Журнал йоги . Архивировано из оригинала 21 мая 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пажес Руис 2001 .
- ^ Jump up to: а б Синглтон 2010 , с. 111.
- ^ Мохан 2010 , с. 7.
- ^ Мохан 2010 , с. 38.
- ^ Синглтон 2010 , с. 240.
- ^ Мохан 2010 , стр. 128–130.
- ^ Jump up to: а б с Айенгар 2006 , стр. xvi–xx.
- ^ Jump up to: а б с Синглтон и Фрейзер 2014 , с. 83.
- ^ Дирк Р. Глогау: Годы обучения и путешествий йога. В: Немецкий форум йоги , 04/2013, 02:19 ( PDF, 0,4 МБ. Архивировано 12 апреля 2021 г. на Wayback Machine )
- ^ Jump up to: а б Мохан 2010 , с. 1.
- ^ Пирс, Мартин (январь – февраль 1988 г.). «Лев зимой». Журнал йоги : 61–62.
- ^ http://malankazlev.com/kheper/topics/eastern/6darshanas.htm . Архивировано 19 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ Мохан 2010 , с. 2.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 38.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 40.
- ^ «Кришнамачарья – Царь и юноша» . Аштанга Йога Шала, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Мохан 2010 , с. 3.
- ^ Смит и Уайт 2014 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Синглтон и Фрейзер 2014 , с. 85.
- ^ Кришнамачарья, Тирумалай. Йога Макаранда . п. 25. Каннада, издание 1934 года, Мадурай CMV Press.
- ^ Мохан 2010 , стр. 3–4.
- ^ Мохан 2010 , с. 5.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Синглтон 2010 , стр. 184–186, 197.
- ^ Jump up to: а б с Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Сьоман 1999 , с. 52.
- ^ Айенгар 2000 , с. 53.
- ^ Сьоман 1999 , с. 53.
- ^ Мохан 2010 , с. 6.
- ^ Синглтон 2010 , с. 181 и далее.
- ^ Jump up to: а б Кушман, Энн (28 августа 2007 г.). «Йога сквозь время» . Журнал йоги . Архивировано из оригинала 9 июля 2014 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ Голдберг 2016 , стр. 370–371.
- ^ Гольдберг 2016 , с. 375.
- ^ Desikachar & Cravens 1998 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 96.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 101.
- ^ Мохан 2010 , стр. 38–43.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 104.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 124.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 129.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 111.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 123.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. XVIII.
- ^ «Виньяса Крама Йога» . Гармоничная йога. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Мохан 2010 , с. 107.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 20.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. 22.
- ^ Десикачар и Крейвенс 1998 , с. XIX.
- ^ Вишнер, Нэн (5 мая 2015 г.). «Наследие Ванды Скаравелли» . Йога Интернешнл. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Уайлкрофт, Теодора (2020). Пост-линейная йога: от Гуру до #metoo . Шеффилд: Издательство Equinox. п. 15. ISBN 978-1-78179-940-6 . OCLC 1152054676 .
- ^ Мохан 2010 , стр. 3–5.
- ^ «Интервью недели: ТКВ Десикачар, основатель Кришнамачарья Йога Мандирам» . Интернет-архивы Ченнаи. Архивировано из оригинала 20 октября 2008 года . Проверено 19 октября 2008 г.
- ^ Аткинсон 2022 , с. 6.
Источники
[ редактировать ]- Аткинсон, Саймон (2022). Кришнамачарья о Кундалини: истоки и логичность его позиции . Бристоль: Равноденствие. ISBN 9781800501522 .
- Десикачар, ТКВ ; Крейвенс, Ричард Х. (1998). Здоровье, исцеление и не только: йога и живая традиция Кришнамачарьи . Диафрагма. ISBN 0-89381-941-7 .
- Голдберг, Эллиотт (2016). Путь современной йоги: история воплощенной духовной практики . Внутренние традиции. ISBN 978-1-62055-567-5 . OCLC 926062252 .
- Айенгар, БКС (2000). Астадала Йогамала . Нью-Дели, Индия: Allied Publishers. ISBN 978-8177640465 .
- Айенгар, БКС (2006). Свет на жизнь: йога-путешествие к целостности, внутреннему миру и абсолютной свободе . Родейл. ISBN 978-1594865244 .
- Мохан, АГ (2010). Кришнамачарья: его жизнь и учение . Бостон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-800-4 .
- Пажес Руис, Фернандо (2001). «Наследие Кришнамачарьи» . Журнал йоги (май/июнь 2001 г.).
- Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539534-1 .
- Синглтон, Марк ; Фрейзер, Тара (2014). «4. Т. Кришнамачарья, отец современной йоги». В Синглтоне, Марк ; Голдберг, Эллен (ред.). Гуру современной йоги . Издательство Оксфордского университета. стр. 83–106. ISBN 978-0-19-993871-1 .
- Сьоман, Н.Е. (1999) [1996]. Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Нью-Дели, Индия: Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-389-2 .
- Смит, Фредерик М.; Уайт, Джоан (2014). «6. Стать иконой: Б.К.С. Айенгар как учитель йоги и гуру йоги». В Синглтоне, Марк ; Голдберг, Эллен (ред.). Гуру современной йоги . Издательство Оксфордского университета. стр. 122–146. ISBN 978-0-19-993871-1 .
- Шриватсан, Мала (1997) Шри Кришнамачарья Пурначарья . Кришнамачарья Йога Мандир. ОСЛК 39292632.
СМИ
[ редактировать ]- Дарс, Жан-Франсуа (директор); Папийо, Анн (режиссер) (1989). Сто лет блаженства (документальный). CNRS.
- Вадияр, Кришна Раджа (спонсор) (1989) [1938]. Т. Кришнамачарья Асаны (Фильм). Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- Шмидт-Гарре, Ян (режиссер) (2012). Дыхание богов : Путешествие к истокам современной йоги (документальный фильм). ПАРС Медиа.