Адольф Шписс
Адольф Шписс | |
---|---|
![]() Иллюстрация из «Путеводителя по истории физического воспитания » Фреда Юджина Леонарда. Леа и Фебигер, 1923 (художник в титрах не указан) | |
Рожденный | |
Умер | 9 мая 1858 г. Дармштадт , Великое герцогство Гессен, Германская Конфедерация. | ( 48 лет
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Гиссена ( теология ) Университет Мартина Лютера в Галле-Виттенберге ( теология ) |
Академическая работа | |
Дисциплина | Гимнастика Очные виды спорта |
Карл Адольф Шписс (3 февраля 1810 — 9 мая 1858) — немецкий гимнаст и педагог, внесший вклад в развитие школьной гимнастики для детей обоего пола в Швейцарии и Германии .
Биография
[ редактировать ]Отец
[ редактировать ]Отец Шписса, Иоганн Бальтазар Шписс (1782–1841), сын тюрингского фермера и мастера-кузнеца, сначала готовился к должности учителя в начальной школе, но после нескольких лет профессионального опыта во Франкфурте-на-Майне решил продолжил обучение и так завершил курс богословия в Гиссенском университете и сразу после сдачи экзамена, в 1807 году, стал учителем и проректором латинской школы в Лаутербахе. Туда он привез свою невесту Луизу Вернер из Саарбрюккена , которую впервые встретил во Франкфурте. Адольф Шписс родился в Лаутербахе , Гессен , и был старшим из пятерых детей. Его младший брат Герман Шписс стал соучредителем коммуны Беттина, штат Техас, в 1847 году. [ 1 ]
В 1811 году отец принял пастырскую должность в евангелическо-лютеранской церкви в Оффенбахе , через Майн от Франкфурта, и в дополнение к своим церковным обязанностям открыл частную школу, готовившую для старших классов гимназии ( высшей классической школы) или для коммерческая карьера. За десять лет до этого он наблюдал за методами, используемыми в Шнепфентале , и познакомился там с ГутсМутсом и другими учителями, возобновленными частыми последующими визитами. Поэтому было естественно, что одной из особенностей ежедневной программы должна быть гимнастика, как ее описал и практикует ГутсМутс — ходьба на бревне , прыжки, бег, лазание, метание, катание на коньках, плавание и т. д., а также всевозможные игры. Каждую неделю в течение года проводились экскурсии с преподавателями, а в зимние месяцы проводились уроки танцев.
Образование
[ редактировать ]Адольф Шписс поступил в школу своего отца в возрасте шести лет или меньше. Несколько лет спустя, в 1819 году, Фриц Гессемер , только что вернувшийся из Гиссенского университета , познакомил учеников с новой гимнастикой Яна , и брусья и турник к оборудованию теперь добавились . В 1824 году некоторые мальчики организовали небольшое общество с целью регулярно заниматься гимнастикой во внеклассное время. Они встретились на частной площадке для прогулок в саду (нем. Turnplatz ) советника (нем. Хофрат Яна Deutsche Turnkunst ) А. Андре, используя в качестве руководства книгу , в нескольких милях к востоку, других токарей . Вскоре они встретили в Ханау совместные пешие экскурсии на хребет Таунус , с которыми в 1826 и 1827 годах совершались .
Весной или летом 1828 года Шписс отправился в Гиссенский университет, чтобы продолжить изучение теологии. Он сразу же присоединился к Burschenschaft , которая была организована десятью годами ранее и теперь скрывалась под названием Waffenverbindung (Оружейная ассоциация). Он усердно занимался фехтованием, любимым упражнением студентов, и к концу года стал опытным. Он совершил множество экскурсий по горам и замкам с друзьями и проявил мастерство во всех видах физической активности — верховой езде, плавании, катании на коньках, танцах и гимнастике. Он также занимался музыкой и рисованием. Он встретил Яна во время экскурсии в горы Гарц .
В 1829 году Шписс продолжил богословские исследования в университете Галле . В Галле были возможности для занятий на турнике, брусьях, и на лошади, и фехтованию тоже, но наибольший интерес вызывали определенные подвижные игры — студенты, часто сотня и более, собирались два раза в неделю в Пассендорфе. , пели и играли вместе до наступления темноты. В конце декабря Шписс уехал на несколько месяцев в Берлин, где часто посещал частный тренажерный зал Эйзелена и выучил много новых упражнений от Филиппа Феддерна, помощника Эйселена.
Весной 1830 года Шписс вернулся в Гиссен и принял активное участие в жизни своего Burschenschaft. Он начал обучать гимнастике сначала дюжину мальчиков в саду Турнплац , а позже почти 150 в одном из городских парков. Он модифицировал традиционный метод, собирая все количество учеников в одну группу в начале каждого урока для выполнения различных простых упражнений в ритме, когда они стояли или маршировали, или для бега и прыжков под руководством одного учителя.
Власти земли Гессен искали агитацию в пользу объединенной Германии и уже уведомили университет, что ни один студент, связанный с запрещенными организациями, такими как Burschenschaft , не будет допущен к регулярным экзаменам. Однако июльская революция во Франции оказала стимулирующее влияние. В начале 1831 года местная ассоциация объединилась с общим немецким Burschenschaft, и ее члены открыто демонстрировали признаки своей симпатии к радикальному элементу. В таких обстоятельствах к любому возрождению старого Турнена (гимнастики в стиле Яна) наверняка будут относиться с опаской. Весной 1831 года прежний запрет был продлен, и публичные занятия группами больше не допускались. После нескольких месяцев частного обучения в Шпредлингене , новом приходе своего отца, Шписс вернулся в Гиссен и успешно сдал экзамены по теологии 2 апреля 1832 года.
Бургдорф, Швейцария
[ редактировать ]После окончания школы Шписс стал частным репетитором в семье гессенского графа Зольмс-Рёдельхайма в Ассенхайме . Примерно в это же время, во время посещения его семьи в Шпредлингене , однажды вечером дружелюбный судья сообщил его отцу, что, если Адольф будет найден в доме на следующее утро, он будет подвергнут аресту. Поэтому Шписс сразу же уехал и благополучно добрался до Ассенгейма.
В 1833 году его отец прочитал в газете объявление о том, что город Бургдорф, Швейцария, ищет человека, который мог бы возглавить физическое воспитание в начальной школе. Священнослужитель, понимая, что пребывание в нейтральной стране было единственным безопасным вариантом для его сына, учитывая существующие политические условия, сразу же написал предложение Адольфу на это место. В августе пришло известие, что Адольфа назначили учителем гимнастики, пения, письма и рисования. (В 1835 году география и история были заменены письмом и рисованием.) 5 октября он покинул дом со своим младшим братом Германом и, путешествуя через Базель, 21-го числа прибыл в Бургдорф, готовый начать работу в государстве, которое должно было быть его домом на следующие пятнадцать (1833–1848).
Городские власти построили для школы новое, красивое и просторное здание и поставили теперь во главе ее Фридриха Фребеля , уже широко известного своей книгой «Воспитание человека» (1826). Также присутствовали Генрих Лангеталь (1792–1879) и Вильгельм Миддендорф (1793–1853), которые четырнадцать лет были связаны с Фребелем в его школе в тюрингской деревне Кайльхау, а после нескольких лет в Бургдорфе снова должны были стать его помощниками. когда в Бланкенбурге, еще одном тюрингском городе, открылся первый детский сад. Все трое были членами Свободного корпуса Лютцова во время Освободительной войны и, проживая в Берлине, попали под влияние Яна и его работы на Хазенхайде- Турнплац .

Шписс обнаружил, что эти коллеги готовы сотрудничать с ним на каждом этапе, и все они работали вместе в полной гармонии, чтобы дать как можно более широкое обучение детям, находящимся под их опекой. Спортивный зал под открытым небом, первоначально спроектированный по плану Яна в 1824 году и прекрасно расположенный в роще недалеко от левого берега Эмме, с видом на восток - на лесистые скалы из песчаника за ручьем, а на запад - на древний замок. теперь был увеличен вдвое и полностью переоборудован в соответствии с пожеланиями нового учителя. В самом замке, где Песталоцци пять лет вел свою школу (1799–1804) и написал «Как Гертруда учит своих детей» (1801), был оборудован зал для зимнего использования.
Весной 1834 года мальчики школы, включая даже самых младших, начали систематически заниматься гимнастикой в течение двух часов подряд три дня в неделю, и вскоре интерес девочек тоже пробудился, и были организованы специальные занятия. были сформированы и разработаны подходящие упражнения для удовлетворения их потребностей. Были частые пешие экскурсии по окрестностям. Раз в год, осенью, выставка (нем. Turnfest проводилась ). Новая дисциплина, которая охватывала учеников обоего пола и всех возрастов, рассматривалась как важнейшая часть школьного обучения.
Вскоре внимание кантональных школьных властей было привлечено к эксперименту Бургдорфа, и в результате Шписс получил в 1835 году дополнительную должность учителя гимнастики в обычной школе (нем. Landschullehrer-Seminar ), расположенной в десяти милях отсюда, в Мюнхенбухзее. где у него было около 100 учеников и образцовая школа на 80 детей. Шписс выполнял аналогичные задачи в других школах по соседству, в том числе в школе для девочек в Кирхберге. Для собственного удовольствия и дальнейшего обучения он присоединился к небольшому гимнастическому обществу мужчин (нем. Männerturnverein ) в Бургдорфе, посетил Тернеров в Берне и Хофвиле, а также посетил ежегодный швейцарский Турнфест, проводимый в Берне (1839 г.), Базеле (1841 г.), и Цюрих (1842 г.).
Шписс обнаружил, что материалы и методы «Немецкого искусства искусства» Яна недостаточны для его нужд. Поэтому мало-помалу он начал разрабатывать и испытывать новые группы упражнений, прежде всего то, что он называл «свободными упражнениями», или такие, которые не требуют или вообще никакого снаряда, или только такого, который можно носить в руках. Они предназначались для обеспечения быстрого контроля и изящного владения телом в обычных условиях, когда ученик стоял или шел на обычной опорной поверхности, и в этом отличались от форм, обычно практиковавшихся на старой Турнплац .
Чтобы обучить этим свободным упражнениям одновременно большое количество учеников, он разработал маршевые упражнения (нем. Ordnungsübungen ), с помощью которых весь класс двигался как единое целое, и таким образом улучшались дисциплина и порядок, поскольку каждый ученик учился действовать как часть целого, и любое желаемое расположение частей может быть быстро обеспечено. Следующим шагом был обзор всего гимнастического материала в попытке разработать более удовлетворительную классификацию, чем та, которая принята в книгах Гутсмутса, Deutsche Turnkunst Эйзелена Яна и Turntafeln (1837). Результатом этого исследования стала публикация Шписсом в 1840 году первой части (по свободным упражнениям) его «Системы гимнастики» (нем. Lehre der Turnkunst ), за которой последовала вторая часть (по упражнениям в висе) в 1842 году и третья часть ( по вспомогательным упражнениям, включая балансировку и прыжки — нем. Stemmübungen ) в 1843 году.
Прусская инициатива
[ редактировать ]Летом 1842 года Шписс вернулся в Германию, привлеченный признаками приближающегося возрождения гимнастики в Пруссии и желанием обсудить свои взгляды с другими людьми со схожими интересами. В приказе прусского кабинета министров от 6 июня 1842 года говорилось, что физическое воспитание «формально признано необходимой и неотъемлемой частью мужского образования». Шписс обнаружил, что Ганс Фердинанд Массман в Мюнхене был слишком крепко женат на Турнене в его студенческие годы, чтобы принять с какой-либо симпатией предложенные нововведения, но Ян, гостем которого он был в течение двух дней во Фрейбурге, и Эйзелен, которого он видел на водопое, - месте под Берлином, были более сердечны в своем отношении.
10 августа Шписс посетил прусского министра Эйххорна, которому было поручено привести в исполнение приказ кабинета министров. По просьбе Эйххорна, вернувшись в Бургдорф, Шписс завершил визит 18 октября официальным изложением своих идей относительно существенных особенностей государственной системы физического воспитания в школах: «Мысли о методе, которому следует следовать в сделать гимнастику неотъемлемым элементом народного образования». Предложенные в нем шаги были предприняты, по крайней мере частично, почти всеми немецкими землями, а автора Адольфа Шписса прозвали «основателем школьной гимнастики в Германии и гимнастики для девочек в частности».
Базель, Швейцария
[ редактировать ]
Двумя годами ранее Шписс женился на своей бывшей ученице Мари Бури, и необходимость найти более обширную и более прибыльную сферу деятельности, несомненно, была во многом связана с поездкой в Берлин; но вызов Массмана в прусскую столицу в 1843 году положил конец всем надеждам в этом направлении. При дальнейших попытках он получил вызов из Базеля на должность преподавателя гимнастики и истории в двух высших школах для мальчиков — Гимназии и Реальной школе — и в приюте для сирот. Он приступил к этим обязанностям в мае 1844 года. В марте следующего года он был освобожден от работы по истории, чтобы у него было время для обучения гимнастике в государственной женской школе (нем. Töchterschule ), а также велась подготовка к прогрессивному улучшение физической подготовки во всех школах города.
Свободный наконец посвятить все свои мысли одному предмету, он закончил в 1846 году четвертую и последнюю часть своей «Системы гимнастики» , а в следующем году смог опубликовать первый том практического руководства для учителей ( Turnbuch für Schulen ). , содержащий поэтапные серии упражнений, подходящие для мальчиков и девочек в возрасте от шести до десяти лет. Второй том, охватывающий возраст от десяти до шестнадцати лет, был завершен в 1851 году, после того как он покинул Базель и вернулся в Германию.
Дармштадт, Германия
[ редактировать ]В мае 1848 года Шписс принял предложение министра фон Гагерна Гессенского и переехал в Дармштадт , столицу Великого герцогства, чтобы взять на себя задачу по внедрению гимнастики в школах этого государства, начиная с высших школ и обычных школ Германии. такие сообщества, которые были готовы сделать этот шаг немедленно. Он также должен был подготовить необходимый преподавательский состав, а затем руководить их работой. Зарплата нового « оберштудиен-асессора » была установлена в размере 2000 гульденов. Уроки немедленно начались с занятий в двух средних школах для мальчиков ( Гимназия и Реальная школа ) и в высшей школе для девочек ( Mädchen — или Töchterschule ). В большом саду, расположенном недалеко от центра города, зал бывшего трактира был превращен в спортзал путем установки вдоль одной стороны рядов вертикальных шестов , горизонтальных перекладин и лестниц и добавления к ним гигантского шага , параллельных брусьев, баки, стойки для прыжков и скакалки, ходули и шесты для прыжков в воду.
В 1849 году обычный четырехнедельный курс был пройден примерно для 30 учителей начальных и высших школ, большинство из которых были из Дармштадта, но один из Дрездена и десять из Майнца, Оффенбаха, Вормса и других гессенских городов. Обучение велось главным образом посредством образцовых занятий, проводимых Шписсом в их присутствии, и после наблюдения за ними самим учителям предоставлялась возможность практиковать те же упражнения. В ответ на приглашение он возглавил аналогичный курс в Ольденбурге , столице одноименного Великого Герцогства , в 1851 году. В течение следующих нескольких лет штат приезжал в Дармштадт время от времени, чтобы ознакомиться с его методом. В списке иностранных посетителей в период 1852–1854 гг. указаны педагоги из Швеции (1), Бельгии (1), Швейцарии (3), Австрии (4), Пруссии (6), Саксонии (2), Вюртемберга (2), Бадена. (5), Ольденбург (4), Франкфурт-на-Майне (8) и более мелкие земли Германии.
В 1852 году был открыт новый крытый спортзал (нем. Turnhaus ) для занятий мальчиков и девочек из разных школ. В нем был зал размером сто на шестьдесят футов, который можно было превратить в две комнаты с помощью подвижной перегородки. Он был окружен двойной Тернплац и был первым зданием такого рода в Германии. Публичные выставки в следующем году и еще раз в 1855 году знакомили родителей, учителей, великокняжескую семью, а также государственные и городские власти с характером его творчества.
В 1855 году ухудшение здоровья вынудило Шписса прервать свою до сих пор неустанную деятельность. Туберкулез развился в легком, раненном ударом меча, когда он был студентом в качестве секунданта на дуэли. Попытки остановить его продвижение, прожив в Таунусе и в течение двух лет в Веве , на Женевском озере , оказались безуспешными. Он вернулся в Дармштадт, в последний раз посетив там Турнхаус осенью 1857 года, и умер в следующем году.
Работает
[ редактировать ]- Преподавание гимнастики (Система гимнастики). Базель, книжный магазин Швайгхаузера. В четырех томах:
- «Гимнастика в художественной гимнастике для обоих полов» (Свободные упражнения для обоих полов, 1840 г.)
- «Висячие упражнения для обоих полов, 1842 г., 2-е изд., 1871 г.»;
- «Поддерживающие упражнения для обоих полов с приложением об упражнениях лежа на земле 1843 г., 2-е изд., 1874 г.»;
- «Гимнастика в общих упражнениях, в теории упорядоченных отношений в подразделениях множества для обоих полов» (Групповое упражнение для обоих полов, с инструкциями по упорядоченной координации больших чисел; 1846; 2-е изд., Базель: Бенно Швабе, 1885 г.)
- Школьная тетрадь для руководства учителями упражнениями . Базель, книжный магазин Швайгхаузера. В двух томах:
- «Упражнения для возрастной группы от шестого до десятого года для мальчиков и девочек» (Упражнения для мальчиков и девочек от 6 до 10 лет; 1847; 2-е расширенное и улучшенное изд. Дж. К. Лиона, 1880 г.)
- «Упражнения для возрастной группы от десяти до шестнадцати лет для мальчиков и девочек» (Упражнения для мальчиков и девочек от 10 до 16 лет; 1851 г.; 2-е изд., как указано выше, Базель: Бенно Швабе, 1889 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Фред Юджин Леонард (1923). Путеводитель по истории физического воспитания . Филадельфия и Нью-Йорк: Леа и Фебигер. С. 109–117 .
- ^ «Шписс, Герман» . Справочник Техаса онлайн . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 1 июля 2021 г.