Эдит Гарруд
Эдит Маргарет Гарруд | |
---|---|
![]() Гарруд демонстрирует дзю-дзюцу своему мужу, одетому как полицейский, в «Эскизе». | |
Рожденный | Эдит Маргарет Уильямс 1872 Бат, Сомерсет , Англия |
Умер | 1971 (98–99 лет) |
Род занятий | по боевым искусствам Инструктор Драматург |
Супруг | Уильям Гарруд |
Эдит Маргарет Гарруд ( урожденная Уильямс ; 1872–1971) — британская художница боевых искусств , суфражистка и драматург. Она была первой британской женщиной-преподавателем дзю-дзюцу и одной из первых женщин-инструкторов боевых искусств в западном мире .
Гарруд познакомилась с дзю-дзюцу в 1899 году вместе со своим мужем Уильямом; они учились у Садакадзу Уэниси , а позже она открыла собственное додзё в Лондоне . Сторонница избирательного права женщин , Гарруд присоединилась к Лиге свободы женщин в 1906 году, где основала клуб самообороны . Чтобы рекламировать, какую пользу женщины могут получить от джиу-джитсу, Гарруд писала для журналов вымышленные сценарии самообороны, которые она иногда устраивала как театральное представление избирательного права с костюмами и реквизитом.
Гарруда больше всего помнят за обучение отряда телохранителей Женского социально-политического союза методам самообороны дзю-дзюцу, чтобы защитить своих лидеров от ареста и насилия со стороны представителей общественности. Гарруду приписывают создание образа воинственного борца за избирательное право, обученного рукопашному бою, который стал олицетворением борьбы боевиков за голоса.
Жизнь
[ редактировать ]Эдит Маргарет Уильямс родилась в 1872 году в Бате, Сомерсет . [ 1 ] Выросшая в Уэльсе, она продолжила образование в Англии, где стала инструктором по физической культуре для девочек. [ 2 ] В 1892 году она встретила Уильяма Гарруда , коллегу-инструктора, специализирующегося на боксе и борьбе, на уроках, которые он проводил. В следующем году они поженились и переехали в Лондон , где Уильям работал тренером по физической культуре в университетах. [ 3 ]
В 1899 году Гарруды познакомились с искусством дзюдзюцу, став свидетелями демонстрации Эдварда Уильяма Бартона-Райта , англичанина, который изучал Синдэн Фудо-рю дзюдзюцу и Кодокан дзюдо, живя в Кобе , Япония, между 1893 и 1897 годами. [ 4 ] Бартон-Райт продвигал джиу-джитсу и другие боевые искусства посредством выставок и турниров в мюзик-холле. Он также был основателем Бартицу , «Нового искусства самообороны». [ 4 ] и владелец Школы оружия и физической культуры Бартицу . [ 2 ] Школа Бартона-Райта, где он проводил занятия по самообороне для мужчин и женщин, была первой известной школой японских боевых искусств в Европе. [ 4 ] Гарруды тренировались под руководством школьных инструкторов дзю-дзюцу Юкио Тани и Садакадзу Уэниши , двух опытных мастеров боевых искусств, которых Бартон-Райт привез из Японии. [ 2 ] После закрытия школы Бартицу в 1902 году Гарруды продолжили обучение под руководством Уэниши в его собственном «Золотой квадрат» додзё — «Школа японской самообороны» . [ 5 ] В конце 1908 года Уэниши решил вернуться в Японию, и Гарруды переняли у него додзё, став инструкторами. [ 6 ] Эдит Гарруд продолжала давать уроки женщинам и детям, а Уильям обучал мужчин. [ 7 ] Год спустя Эдит открыла собственное додзё, Школу дзю-дзюцу , в Аргайл Плейс. [ 8 ] Эдит стала первой британской женщиной-преподавателем дзю-дзюцу. [ 9 ] и одна из первых женщин-инструкторов боевых искусств в западном мире. [ 10 ]
Будучи сторонницей избирательного права женщин , [ 11 ] Гарруд присоединилась к Лиге свободы женщин (WFL) в 1906 году. [ 12 ] Чтобы рекламировать преимущества дзю-дзюцу специально для личной защиты женщин, Гарруды выходили на сцену на выставках в мюзик-холле и публичных демонстрациях. Во время некоторых выступлений Уильям переодевался полицейским, а Эдит играла суфражистку, которую он безуспешно пытался арестовать. [ 6 ] По мере того как ее известность росла, в 1907 году Эдит сыграла главную роль в короткометражном фильме « Леди-спортсменка»; или «Джиу-джитсу сбивает стопы» , продюсером которого выступила Gaumont British Picture Corporation , режиссером выступил Альф Коллинз . [ 6 ] В 1908 году она была назначена главой Женского спортивного общества , легкоатлетического отделения ВФЛ. [ 13 ]
В мае 1909 года боевой Женский социально-политический союз (WSPU) организовал «Женскую выставку» на катке Принца в Найтсбридже , куда Эдит была приглашена провести выставку дзю-дзюцу. Объяснив принципы и приемы дзю-дзюцу, она предложила зрителям проверить ее навыки. Среди добровольцев, как известно, был скептически настроенный мужчина-полицейский, которого в конечном итоге подвергли броску через плечо. [ 14 ] Активисты WSPU, известные как « суфражистки », [ 15 ] часто сталкивались с насилием во время своей предвыборной кампании, и к Гарруду, как к известному исполнителю и инструктору боевых искусств, обратилась лидер WSPU Эммелин Панкхерст и попросила тренировать их членов. [ 16 ] В ответ Гарруд учредила в своем додзе Клуб самообороны суфражисток, который проводится два раза в неделю исключительно для членов WSPU и размещает рекламу в официальной газете организации « Голосование за женщин» . [ 11 ] В конце 1909 года в журнале по физической культуре « Здоровье и сила » в отчете о занятиях Гарруда по самообороне использовалось насмешливое подстрекательское название «Джу-юцуфражистки: новый террор полиции». [ 12 ] Гарруд хотел, чтобы ее обучение рассматривалось не как поощрение к нападению на полицейских, а скорее как средство защиты женщин от нападений. [ 17 ] В написанной в ответ статье под названием «Суфражистки дзю-дзюцу: миссис Гарруд отвечает своим критикам », опубликованной в журнале Health & Strength , она подчеркнула, что «полицейские в целом являются лучшими друзьями и поклонниками суфражисток» и попросили присматривать за ними и «возмущаться любой проявленной им дерзостью». [ 18 ] В том же году в эссе для журнала «Голосование за женщин » Гарруд изложила свое видение расширения прав и возможностей женщин, достигнутого с помощью боевых искусств: [ 19 ]
Это японское изобразительное искусство дзю-дзюцу или самообороны, которое оказалось более чем достойным противостояния простой грубой силе и, следовательно, является не только хорошим достижением, но и необходимой защитой для женщины, которой приходится защищать себя на протяжении всей жизни. . . . физическая сила кажется единственной вещью, в которой женщины не продемонстрировали своего равенства с мужчинами, и пока мы ждем медленно происходящей эволюции, приводящей к этому равенству, мы могли бы с таким же успехом взять время за чуб и использовать науку, иначе джиу-джитсу. [ 20 ]
- Эдит Гарруд, Мир, в котором мы живем: самооборона, голосование за женщин , март 1910 г.
23 июля 1910 года «Здоровье и сила» опубликовали «Девицу против отчаяния» , сценарий самообороны, написанный Гаррудом. В вымышленной истории рассказывается о миниатюрной женщине на пустынной улице, которая отражает атаку двух нападавших мужчин блоками , захватами и бросками. [ 21 ] По мере того как ее слава росла, она была представлена в сатирической карикатуре Артура Уоллиса Миллса, опубликованной в журнале Punch , в рисунке под названием «Суфражистка, которая знала джиу-джитсу». В фильме «Арест» изображена крошечная женщина, играющая мускулами в окружении толпы перепуганных полицейских. Пьеса Эдит «Девица против Отчаяния» была переиздана вместе с мультфильмом по просьбе редактора Punch . [ 22 ] 6 июля 1910 года в иллюстрированном журнале «Очерк» была опубликована статья под названием «Если хочешь заработать время, брось полицейского!». В нем Эдит в традиционном эдвардианском платье и шляпе использовала джиу-дзюцу на полицейском, которого играл ее муж Уильям, аналогично тому, как они это делали на сцене. [ 23 ]
В 1911 году журнал «Здоровье и сила» анонсировал новую драму «Избирательное право» , поставленную Гаррудом и репетировавшуюся в ее додзё. В пьесе под названием «Джу-дзюцу как укротитель мужа: игра суфражисток с моралью» рассказывается, как жена торговца укрощает своего пьяного мужа и заставляет его подчиниться после того, как он напал на нее, используя свои навыки дзю-дзюцу и мастерство самообороны. [ 24 ] Статья иллюстрирована фотографиями Гарруда, исполняющего приемы из пьесы. [ 25 ] По мнению историка Венди Роуз, «идея о том, что такое обучение может дать женщинам возможность защитить себя от домашнего насилия, самой личной и наиболее распространенной формы насилия и угнетения женщин, олицетворяет надежду женщин на демонтаж патриархальной структуры власти». [ 26 ] В январе 1911 года Гарруд поставил сцены борьбы для полемической пьесы под названием «Что должна знать каждая женщина» . [ 3 ] Во время празднования коронации короля Георга V 22 июня 1911 года Эдит возглавила шествие легкоатлетического дивизиона WFL через Лондон. [ 27 ] С 1911 года, в ответ на возросший спрос, Гарруд перевела свой Клуб самообороны суфражисток в Академию Палладиум, танцевальную школу на Аргайл-стрит. [ 3 ]
Обучение телохранителя WSPU
[ редактировать ]
В 1913 году правительство, возглавляемое Асквитом, приняло так называемый «Закон о кошках и мышах» , согласно которому суфражисток, лидеры объявившие голодовку, могли быть законно освобождены из тюрьмы, чтобы выздороветь дома, прежде чем их повторно арестовывают для отбытия наказания. [ 28 ] В ответ WSPU создала подразделение защиты, состоящее только из женщин, из тридцати человек, известное в WSPU как «Телохранитель». Его роль заключалась в защите лидера WSPU Панкхерста от повторного ареста в соответствии с Законом о кошках и мышах. [ 29 ] Лидеры WPSU начали советовать всем женщинам движения обучаться навыкам самообороны. [ 30 ] Газетные сообщения называли их «джиуджитсуфражистками» и «амазонками». Гарруд стал тренером Телохранителей, обучая их дзюдзюцу и использованию индийских дубинок в качестве защитного оружия. Их уроки проходили в нескольких секретных местах, чтобы избежать внимания полиции. [ 31 ] [ 32 ]
Телохранитель провел ряд широко разрекламированных рукопашных боев с полицейскими, которые пытались арестовать Панкхерста, наиболее известные из которых произошли во время так называемой «Битвы при Глазго» 9 марта 1914 года и во время «Рейда WSPU на Букингемский дворец». «24 мая 1914 года. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
В нескольких случаях им также удавалось организовать успешные побеги и спасение, используя такие тактики, как маскировка и использование приманок, чтобы сбить с толку полицию. Ряд этих инцидентов описан в неопубликованных мемуарах члена телохранителя Кэтрин «Китти» Маршалл под названием «Побеги и приключения суфражисток» . Журналисты придумали термин «суфражистство» — сочетание слов «суфражистка» и «джиу-джитсу». [ Примечание 1 ] – описать свои методы самообороны, саботажа и уловок. [ 32 ] [ 36 ]
Телохранитель был расформирован вскоре после начала Первой мировой войны . [ 37 ] поскольку Панкхерст решил приостановить воинствующие избирательные действия и поддержать британское правительство в военных действиях. [ 38 ] Когда конфликт закончился в 1918 году, женщины старше тридцати получили право голоса, что фактически положило конец суфражистскому движению в Великобритании. Всеобщее избирательное право появилось десять лет спустя. [ 39 ]
Дальнейшая жизнь и наследие
[ редактировать ]
Эдит и Уильям Гарруд продолжали работать инструкторами по самообороне и дзю-дзюцу до 1925 года, когда они продали свою школу. [ 37 ] У них было как минимум двое детей, сын и дочь. [ 1 ] Уильям Гарруд умер в 1960 году в возрасте 87 лет. [ 3 ] 19 июня 1965 года, по случаю своего 94-летия, Гарруд стала героем тематической статьи, опубликованной в журнале Woman под названием «Дорогая миссис Гарруд, если бы я знал вас тогда…», во время интервью, которое она продемонстрировала об английском журналисте Годфри Уинне, некоторых из ее техник захвата рук. [ 40 ] Она умерла в 1971 году в возрасте 99 лет. [ 37 ]
В журнальной статье 2018 года Майк Каллан, Конор Хеффернан и Аманда Спенн утверждали, что, хотя использование дзю-дзюцу Гаррудом и WSPU было недолгим, ее занятия «знакомили женщин с новыми идеями о возможностях их пола и подрывали общепринятые представления об их гендере». уязвимость» и способствовал тому, что искусство стало частью культуры того времени, что непреходящее значение продемонстрировали сторонники кампании Кристабель Панкхерст 1918 года всеобщей избирательной в Сметвике, используя дзюдзюцу против оппонентов. [ 41 ]
Академик Саймон Келли написал в главе книги 2019 года, что «мы очень мало знаем о ранних годах или дальнейшей жизни [Гарруда]» и что ограниченные доступные источники, такие как журнальные и газетные статьи, о Гарруде и Телохранителе «создали тайну». ... что в последние годы приобрело почти фольклорный характер, поскольку рассказы о секретной группе женщин-бойцов боевых искусств циркулировали в новостях и социальных сетях». [ 42 ]
Исследователь театра и перформанса Диана Лузер написала в 2011 году, что: [ 24 ]
Важность Эдит Гарруд заключается в ее понимании и раскрытии более широкого политического потенциала, закодированного в навыках дзю-дзюцу. Приняв дзю-дзюцу как радикальное физическое и политическое действие, которое одновременно разрушило гендерные ожидания и мужской идеал, на котором основывался дискурс британского национализма, Гарруд помог изменить культурную идентичность женщин, одновременно изменив значение японских боевых искусств с точки зрения социальных целей и пола, класса. и национальная идентичность. В эту эпоху востребованной личной и политической автономии использование Гаррудом боевых искусств отражало социальные изменения и способствовало им.
Образы в популярной культуре и поминках
[ редактировать ]
- В документальной драме «Год телохранителя» (1982) для британского канала Channel 4 режиссера Ноэля Берча рассказывается о группе суфражисток, сбегающих от полиции после протеста с разбиванием окон и укрывающихся в школе джиу-джитсу Эдит Гарруд. [ 43 ]
- Роман Джиллиан Линскотт «Идеальная дочь» (2002) представляет собой сюжет, ориентированный на боевые искусства, с Эдит Гарруд в роли второстепенного персонажа. [ 44 ]
- Додзё миссис Гарруд (2003), пьеса Питера Хилтона о причастности Гарруда к суфражисткам. [ 45 ] [ 44 ]
- The One Show (2014): короткий документальный фильм о Гарруде, представленный Хонор Блэкман, был показан в программе BBC One . [ 40 ]
- Суффраджитсу: Амазонки миссис Панкхерст (2015), трилогия графического романа, в которой Гарруд появляется в эпизодической роли. [ 32 ]
- Суфражистка (2015), фильм режиссёра Сары Гаврон с Хеленой Бонэм Картер . Бонэм Картер смоделировала свою игру по образцу Гарруда и даже попросила создателей фильма сменить имя ее героини с Кэролайн на Эдит. В фильме есть сцена, в которой ее героиня обучает самообороне группу суфражисток. Бонэм Картер сказала, что Гарруд, которая могла защитить себя от мужчин, вдвое превышающих ее вес и размер, стала настоящим источником вдохновения для ее персонажа. [ 46 ]
- Никто не защитит нас: скрытая история телохранителей-суфражисток (2019), документальный фильм, в котором актриса Линн Бейкер изображает Эдит Гарруд во время нескольких реконструкций. [ 47 ]
- Энола Холмс (2020), фильм режиссера Гарри Брэдбира , в котором главный герой (чья мать Юдория играет Бонэм Картер) обучается дзю-дзюцу инструктором по имени Эдит, которую играет Сьюзи Вокома . [ 48 ]
установил мемориальную доску Ислингтонского народа возле бывшего дома Гарруда на Торнхилл-сквер 30 июня 2011 года муниципальный совет Ислингтона в Лондоне . Надпись на мемориальной доске гласила: «Эдит Гарруд 1872–1971. Суфражистка, знавшая джиу-джитсу, жила здесь». [ 49 ] В 2013 году Гарруд был включен в скульптуру на Finsbury Park . автобусной станции и станции метро [ 50 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд 2003 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с Келли 2019 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Королевская оружейная палата 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грин и Свинт 2010 , с. 452.
- ^ Годфри 2012 , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Келли 2019 , с. 12.
- ^ Грин и Свинт 2010 , с. 635.
- ^ Годфри 2010 , с. 159.
- ^ Буш 2001 , с. 614.
- ^ Победы 2020 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Лузер 2010 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б ЧС 2018 , с. 7.
- ^ Годфри 2010 , с. 99.
- ^ Келли 2019 , с. 14.
- ^ Парламент Великобритании .
- ^ Келли 2019 , с. 9.
- ^ Леонард и Уолдрон 2021 , стр. 3–8.
- ^ Годфри 2012 , с. 106.
- ^ Келли 2019 , с. 16.
- ^ Годфри 2012 , с. 105.
- ^ Лузер 2010 , с. 10.
- ^ Годфри 2012 , с. 102.
- ^ Келли 2019 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Лузер 2010 , с. 11.
- ^ Роуз 2017 , с. 112.
- ^ Роуз 2017 , с. 173.
- ^ Келли 2019 , с. 18.
- ^ Годфри 2012 , с. 100.
- ^ Келли 2019 , с. 17.
- ^ Роуз 2017 , с. 133.
- ^ Роуз 2017 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с д Руз и Паркинсон 2015 .
- ^ Реберн 1974 , стр. 223–225.
- ^ Браун 2021 .
- ^ Грейси и Данахер 2003 , с. 58.
- ^ CHS 2018 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Курчак 2015 .
- ^ Первис 2002 , с. 270.
- ^ Парламент Великобритании 2 .
- ^ Перейти обратно: а б Игра в прошлое .
- ^ CHS 2018 , с. 12.
- ^ Келли 2019 , с. 20.
- ^ Робертсон 2018 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Свинт 2010 , с. 636.
- ^ Путеводитель по театрам Нью-Йорка, 2017 .
- ^ Трюффо-Вонг 2015 .
- ^ Вимео 2019 .
- ^ EW.com 2020 .
- ^ islington.gov.uk 2015 .
- ^ Express.co.uk 2013 .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Кроуфорд, Элизабет (2003). Женское избирательное движение: Справочник 1866–1928 гг . Женская и гендерная история. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-43402-1 .
- Брусс, Мишель (2001). Кристенсен, Карен; Гуттман, Аллен; Пфистер, Гертруда (ред.). Международная энциклопедия женщин и спорта . Справочник Macmillan США. ISBN 978-0-02-864954-2 .
- Ганье, Тэмми (2020). Тенденции в боевых искусствах . Тенденции танцев и фитнеса. eBooks2go Incorporated. ISBN 978-1-5457-5146-6 .
- Годфри, Эмелин (2010). Мужественность, преступность и самооборона в викторианской литературе: дуэль с опасностью . Криминальные файлы. Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-0-230-27345-0 .
- Годфри, Эмелин (2012). Женственность, преступность и самооборона в викторианской литературе и обществе: от поклонников кинжалов до суфражисток . Криминальные файлы. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-30031-6 .
- Грейси, Ренцо; Данахер, Джон (2003). Овладение джиу-джитсу . Овладение боевыми искусствами. Кинетика человека. ISBN 978-1-4925-8266-3 .
- Грин, Томас; Свинт, Джозеф (2010). Боевые искусства мира: Энциклопедия истории и инноваций . АВС-КЛИО.
- Келли, Саймон (2019). «Эдит Гарруд: Жюйсуфражистка». В МакМюррее, Роберт; Пуллен, Эллисон (ред.). Власть, политика и исключение в организации и управлении . Routledge сосредоточил внимание на женщинах-писателях, занимающихся организационными исследованиями. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-06364-6 .
- Первис, июнь (2002 г.). Эммелин Панкхерст: Биография . Женская и гендерная история. Рутледж. ISBN 978-0-415-23978-3 .
- Реберн, Антония (1974). Воинствующие суфражистки . Новая английская библиотека.
- Робертсон, А. (2018). Показ протеста: визуальные повествования об инакомыслии во времени, пространстве и жанре . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-70218-8 .
- Роуз, Венди Л. (2017). Ее собственный герой: истоки женского движения самообороны . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-4798-2853-1 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Браун, Ханна (11 июля 2021 г.). «Битва при Глазго: «скрытая» история суфражисток и самообороны Шотландии от «суфражитсу» до индийских клубов» . Шотландец .
- Соллоси, Мэри (23 сентября 2020 г.). «Хелена Бонем Картер рассказывает о том, как по-новому взглянуть на классику с помощью «Энолы Холмс» » . Развлекательный еженедельник .
- «Фронтмен Soul II Soul получил награду за скульптуру в Лондоне» . Ежедневный экспресс . 26 апреля 2013 г.
- «Недавние мемориальные доски - Совет Ислингтона» . islington.gov.uk . 22 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2015 г.
- Курчак, Сара (10 июля 2015 г.). «Эдит Гарруд и джиу-джитсу суфражистского движения» . ПОРОК .
- «Фирменные истории в театре на Гринвич-стрит» . Путеводитель по театрам Нью-Йорка . 10 ноября 2005 г.
- Руз, Камила; Паркинсон, Джастин (5 октября 2015 г.). « Суфражистка: как суфражистки давали отпор, используя боевые искусства» . Новости Би-би-си.
- Кейс, Рой (8 марта 2021 г.). «Бартицу: Искусство самообороны. Часть 2» . Игра в прошлое .
- «Начало суфражистского движения» . Парламент Великобритании .
- «Женщины получают право голоса» . Парламент Великобритании .
- Трюффо-Вонг, Оливия (22 октября 2015 г.). «Эдит в «Суфражистке» основана на реальном человеке? Фильм вдохновлен реальными борцами за права женщин» . Суета .
- Клиффорд, Бриджит (8 февраля 2018 г.). «Суперженщина из Вест-Кантри» . Королевские оружейные палаты . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 1 октября 2021 г.
- «Никто не защитит нас: скрытая история телохранителей-суфражисток» – через Vimeo.
Журналы
[ редактировать ]- Каллан, Майк; Хеффернан, Конор; Спенн, Аманда (2018). «Женское дзюдзюцу и дзюдо в начале двадцатого века: случаи Фиби Робертс, Эдит Гарруд и Сары Майер» (PDF) . Международный журнал истории спорта . 35 (6). Рутледж, Группа Тейлора и Фрэнсиса: 530–553. дои : 10.1080/09523367.2018.1544553 . hdl : 2299/21915 . S2CID 150727363 - из исследовательского архива Хартфордширского университета.
- Леонард, Зеб; Уолдрон, Дэвид (2021). «Роль джиу-джитсу в борьбе за избирательное право женщин» . Агора: Журнал Ассоциации учителей истории Виктории . 56 (1): 3–8.
- Лузер, Диана (2010). «Радикальные тела и опасные дамы: боевые искусства и женские выступления, 1900–1918 - Международное театральное исследование» . Международное театральное исследование . 36 (1): 3–19. дои : 10.1017/S0307883310000684 . ISSN 1474-0672 . S2CID 154300075 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джиу-джитсу сбивает ног Короткометражный фильм производства Gaumont British Picture Corporation с участием Эдит Гарруд. (список IMDb)
- Мир, в котором мы живем. Манифест самообороны Гарруда по боевым искусствам в книге «Голосование за женщин» от 4 марта 1910 года.
- Пьеса «Девица против Отчаянного Гарруда» в журнале «Health & Strength» от 23 июля 1910 года.
- Дзю-дзюцу как укротитель мужа: игра суфражисток с одноактной пьесой морального Гарруда, описанная в журнале «Здоровье и сила» от 8 апреля 1911 года.
СМИ, связанные с Эдит Маргарет Гарруд, на Викискладе?