Йога в США

История йоги в Соединенных Штатах начинается в 19 веке с философов Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо ; Поэма Эмерсона «Брахма» излагает индуистскую философию йоги. Более широкий интерес к йоге можно отнести к индуистского лидера Вивекананды визиту из Индии в 1893 году; он представил йогу как духовный путь без поз ( асан ), сильно отличающийся от современной йоги как упражнения . Однако две другие ранние фигуры, защитница прав женщин Ида К. Крэддок и бизнесмен и оккультист Пьер Бернар , создали свои собственные интерпретации йоги, основанные на тантре и ориентированные на физическое удовольствие.
Практика йоги, состоящая в основном из физических поз, началась в 1919 году, когда пионер йоги, основанной на асанах, Йогендра привез свою систему, основанную на физической культуре , в Соединенные Штаты. С 1948 года Индра Деви , ученица Кришнамачарьи , привлекла внимание общественности к йоге, обучая знаменитых учеников в своей голливудской студии. Развилось большое разнообразие систем асан, в том числе точная йога Айенгара и Паттабхи Джойса энергичная аштанга-виньяса-йога и ее побочные эффекты силовой йоги . Также процветали духовные стили, в том числе Трансцендентальная Медитация и Интегральная Йога . Несмотря на это, американская йога во многом оторвалась от своих религиозных корней, став частью космополитической «глобальной популярной». [ 1 ]
Ранние пионеры
[ редактировать ]
Задолго до того, как йога пришла в Соединенные Штаты, мыслители-новаторы начали усваивать индийскую мысль. [ 2 ] Среди первых был поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон . В 1857 году он опубликовал стихотворение «Брахма» в первом номере литературного журнала The Atlantic Monthly , в создании которого он участвовал. Произведение содержало строки: «Я сомневающийся и сомнение, я гимн, который поет брамин». [ 3 ] Эмерсон выражал индуистскую философию недвойственности Адвайты . Среди других индуистских писаний он изучал Бхагавад-гиту , в которой Кришна учит Арджуну йоге. Эмерсон был безжалостно [ 4 ] высмеивали, и в течение месяца после его появления было опубликовано 26 пародий на стихотворение; Американцы начали заниматься индуистской философией. [ 5 ]
Генри Дэвид Торо тоже читал переводы индуистских текстов, часто цитируя Бхагавад -гиту , и пытался медитировать во время своей аскетической жизни – что само по себе является показателем того, насколько сильно на него повлияли эти тексты – в лесу в Уолдене . Стефани Сайман утверждает, что он заслужил звание йога . [ 6 ]
Другим пионером была мадам Блаватская , соосновательница в 1875 году Теософского общества в Нью-Йорке, ее философия сочетала в себе несколько азиатских традиций. [ 7 ] [ 8 ] В течение шести лет она неоднократно подчеркивала важность системы йоги Патанджали , прежде чем отправиться в Индию и на Цейлон и удивить американскую общественность, внезапно обратившись в буддизм , традиция, которую, как отмечает Сайман, еще более презирали в Соединенных Штатах XIX века. чем индуизм. [ 7 ] [ 8 ]
Прибытие
[ редактировать ]
В 1893 году Свами Вивекананда прочитал несколько лекций во Всемирном парламенте религий в Чикаго . [ 9 ] Это событие фактически ознаменовало начало йоги в Соединенных Штатах и рождение современной йоги как транснационального движения. За ней последовала в 1896 году его популярная книга « Раджа Йога» . [ 10 ] [ 11 ] Он учил сочетанию йоги с дыханием ( пранаямой ), медитацией и характерной западной идеей позитивного мышления, заимствованной из нового движения мысли . Как и другие индусы из высших каст и британские колониальные офицеры в Индии того времени, он категорически отвергал практику асан и хатха-йоги . [ 12 ]
Ида К. Крэддок заинтересовалась йогой и тантрой в конце 19 века, когда американцы ставили под сомнение христианскую ортодоксальность, в то время как другие изо всех сил пытались ее поддержать. Как женщина и создательница системы техник повышения сексуального удовольствия, она подверглась нападкам. Среди ее источников была « Шива-самхита» и, в частности, описание Ваджроли-мудры , включающей задержку эякуляции и практику приема сексуальных жидкостей через пенис. Она еще больше разозлила религиозных фундаменталистов, заявив, что Бог был третьим партнером в сакральном сексуальном союзе, а в 1899 году создала Церковь йоги. Она была осуждена и заключена в тюрьму в Нью-Йорке в 1902 году за непристойность и богохульство . Ученый-йога Андреа Джайн отмечает, что это положило начало расколу между современной физической йогой, прославляющей тело, и более традиционной медитативной практикой, которая, как и йога Вивекананды, по существу избегала его. [ 13 ]

Другая противоречивая фигура, Пьер Бернар , привлекла к йоге внимание подозрительной американской публики, но, несмотря на преследования, сумела привлечь к себе скромных последователей эксцентриков, включая своего племянника Теоса Бернара . Он учился йоге у тантрического йогина Сильве Хамати, человека смешанного происхождения, которому удалось добраться до Линкольна, штат Небраска , по-видимому, из Калькутты . Хамати научил Бернарда комбинации асан, включая позу лотоса и стойку на голове , очищениям ( шаткармам ), включая дхаути , и контролю дыхания ( пранаяме ). [ 15 ] В знаменитом подвиге Бернард использовал свои навыки пранаямы для имитации смерти (Кали мудра): врач на глазах у толпы свидетелей не смог пощупать его пульс. [ 16 ] Бернар и Хамати создали Тантрический Орден, окутанный волнующей степенью секретности, с семью уровнями посвящения, включающими мантры , асаны, пранаяму и доктрину. [ 17 ] [ 18 ] Оскорбленные зрители описали это как «похоть, лицемерие и черную магию ». [ 19 ] В конце концов, в 1918 году Бернар переехал в Найак, штат Нью-Йорк , и создал «эзотерический загородный клуб для «тантриков»», поддерживаемый богатыми покровителями, включая некоторых из Вандербильтов . Члены клуба изучали хатха-йогу, которая, как заверил Бернард, увеличит их удовольствие от жизненных удовольствий, и посещали «роскошные цирки» и другие развлечения. [ 18 ]
Йога как асаны
[ редактировать ]Между войнами
[ редактировать ]
йоги Асаны были привезены в Соединенные Штаты в 1919 году Йогендрой , которого иногда называют «отцом современного йогического Возрождения». [ 20 ] на его систему повлияла физическая культура Макса Мюллера ; его Американский институт йоги в Гарримане, штат Нью-Йорк , действовал несколько лет. [ 20 ] В следующем году индуистский духовный лидер Парамаханса Йогананда рассказал о крийя-йоге в Бостоне, а в 1925 году он основал Содружество самореализации в Лос-Анджелесе, где обучал йоге, включая асаны, дыхание, пение и медитацию, десяткам тысяч людей. Американцы, как описано в его классической книге «Автобиография йога» 1946 года . [ 9 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Йога и медитация появляются в книге Маргариты Аньель 1931 года « Искусство тела: ритмические упражнения для здоровья и красоты» , иллюстрированной студийными фотографиями , на Джона де Мирджиана которых Агниэль сидит с закрытыми глазами для медитации в Сиддхасане , полулежа в Супта Вирасане и перевернутом положении. в Халасане , каждый раз одетый в блестящее серебряное бикини с соответствующим тюрбаном. [ 24 ] [ 25 ] статью, В 1938 году Агниэль написал для журнала «Нудист» изображающую обнаженных женщин, практикующих йогу, сопровождаемую текстом о внимании к дыханию. Социальный историк Сара Шранк отмечает, что имело смысл объединить нудизм и йогу , поскольку «оба были упражнениями по здоровому образу жизни; оба были контркультурными и богемными; оба подчеркивали тело; и оба были чувственными, но не явными эротическими». [ 26 ]
Книга Теоса Бернарда 1943 года « Хатха-йога: отчет о личном опыте» представила хатха-йогу как сложную, трудную практику, требующую серьезной приверженности, и была первой книгой, включающей набор высококачественных фотографий около 30 асан. Он был племянником Пьера Бернара, и, вопреки его утверждению, что он учился хатха-йоге у гуру в Индии, его учителем, по всей вероятности, был его отец. [ 9 ] [ 27 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1948 году Индра Деви , ученица пионера современной йоги Тирумалая Кришнамачарьи , открыла свою голливудскую студию йоги, обучая асанам таких знаменитостей, как актриса Глория Суонсон . В результате йога стала гламурной и приемлемой, особенно для женщин . [ 9 ] [ 28 ] Индийский гуру йоги и борец за мир Свами Вишнудевананда приехал в Сан-Франциско в 1958 году и основал Шивананда-йога-веданта-центры по всему миру со штаб-квартирой в Монреале, Канада. Его «Полная иллюстрированная книга йоги» (1960) была первым крупным иллюстрированным руководством, показывающим и описывающим около 90 асан йоги и многочисленные вариации на 146 монохромных пластинах, многие из которых были полностраничными. [ 9 ] [ 29 ] [ 30 ]

Ричард Хиттлман запустил свое телешоу о йоге «Йога для здоровья » в 1961 году, что позволило ему продать миллионы экземпляров своих книг по йоге. аспекты йоги, Он тщательно минимизировал эзотерические такие как кундалини и тонкое тело , хотя лично он верил, что целью йоги действительно является « сознание чистого блаженства ». [ 31 ] И шоу, и книги представили йогу широкой аудитории в Соединенных Штатах. [ 9 ] [ 32 ] [ 31 ] Затем последовали другие телешоу о йоге, в том числе Лилиаса Фолана « WCET сериал Лилиас, Йога и ты!» , который проходил с 1970-х по 1990-е годы, помогая сделать йогу приемлемой для общественности по всей стране. [ 33 ] [ 34 ]
В 1966 году другой ученик Кришнамачарьи, его зять Б.К.С. Айенгар , опубликовал свой влиятельный труд «Свет йоги » с беспрецедентно точными описаниями и иллюстрациями около 200 асан в 600 монохромных фотографиях. [ 9 ] [ 35 ] Его ученица Мэри Данн помогла создать Институт йоги Айенгара в Сан-Франциско в 1978 году, а затем Ассоциацию йоги Айенгара в Нью-Йорке. [ 36 ] Также в 1966 году Амрит Десаи начал преподавать йогу в Пенсильвании. он назвал свою организацию Содружеством Крипалу Йоги В 1974 году ; свой нынешний центр он открыл в Массачусетсе в 1983 году, откуда преподает свою собственную форму йоги, сочетающую асаны, пранаяму и медитацию. [ 9 ] [ 37 ] [ 38 ]
Еще один ученик Кришнамачарьи, К. Паттабхи Джойс , приехал в Соединенные Штаты в 1975 году, положив начало продолжительному увлечению в стране Аштанга Виньяса йогой . [ 39 ] Виньяса ; — это движение, которое соединяет позы йоги вместе В результате получается непрерывная последовательность упражнений, которую можно изучать и практиковать в целом, превращая йогу в энергичное аэробное упражнение . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Аштанга-йога дала начало различным дополнительным стилям, включая силовую йогу в 1990-х годах. [ 42 ] с одной формой, созданной в 1995 году Берил Бендер Берч. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] и другие Брайана Кеста , ученика К. Паттабхи Джойса, и барона Батиста , обучавшегося горячему стилю Бикрам Йоги . [ 46 ] Бикрам Чоудхури прибыл в Соединенные Штаты в 1971 году и к 1974 году создал свой собственный стиль йоги: студии нагревались до 105 °F (41 °C). Он был очень харизматичным, его обучал йоге бодибилдер Б.С. Гош , младший брат Йогананды, и, как и Джойс, считал хатха-йогу религией. [ 47 ] Двое мужчин относились к йоге серьезно, тяжело и с интенсивностью, которая требовала образа жизни, основанного на йоге; до этого момента это рассматривалось как медленная, нежная, женственная форма упражнений , и занятия состояли в основном из женщин. Практика была настолько жаркой и потной и требовала такой подвижности, что одежда была сведена к новому минимуму: мужчины часто носили только длинные шорты, а женщины носили леггинсы без ног , спортивные бюстгальтеры и небольшие майки . [ 48 ]
Йога как духовная практика
[ редактировать ]
С 1918 года Пьер Бернар и его жена Бланш ДеВри руководили студиями йоги для женщин , предлагая сочетание духовных практик, включая тантру , традиционную индийскую медицину и ведическую философию . Они повлияли на американское восприятие йоги в следующем столетии, сочетая атлетизм, экзотику, сексуальность и готовность отделить религиозные практики от их исходных религий. [ 14 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
Американская йога снова обратилась к духовному в 1960-х годах. Махариши Махеш Йоги распространил свою Трансцендентальную Медитацию в Соединенных Штатах в 1960-х годах, а затем и по всему миру. [ 9 ] [ 52 ] Индийский духовный учитель Свами Сатчидананда приехал в США в 1966 году, основав в Вирджинии институт интегральной йоги , а в 1969 году открыв фестиваль Вудсток . [ 9 ] [ 53 ] Профессор Гарварда Ричард Альперт отправился в Индию в качестве паломника. Он вернулся в Соединенные Штаты как гуру по имени Рам Дасс и в 1970 году совершил поездку по университетским кампусам, поощряя образ жизни, полный духовного поиска, подкрепленный своей книгой « Будь здесь и сейчас» . [ 9 ] [ 54 ]
В 1975 году преподаватель йоги Джудит Ласатер и другие основали Yoga Journal ; с самого начала он стал рекордным журналом американской йоги. [ 55 ] [ 56 ] Однако в 1970-х и 1980-х годах американцы рассматривали йогу в основном как еще одну форму упражнений, наряду с аэробикой и бегом , и ее практиковало незначительное меньшинство. Ее имидж изменился, когда в 1989 году учителя йоги Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф открыли в Нью-Йорке студию своей явно духовной Дживамукти-йоги . Асаны практиковались перед изображениями божеств под музыку. [ 57 ] К 2009 году Лиза Миллер могла бы написать в Newsweek : «Мы [американцы] теперь все индуисты». [ 58 ] -кафетерий», сделанное религиоведом Стивеном Протеро Она процитировала описание американской «религии божественных гастрономов , где люди могут свободно выбирать и смешивать йогу, католицизм и буддийские ретриты, если это сочетание им подходит. [ 58 ] Историк Кэтрин Альбанезе утверждает, что американские метафизики создали «новый американский продукт йоги», в котором тело само по себе является сосудом для духа. [ 59 ] Журналистка Стефани Сайман отмечает, что йога, требующая усилий, имеет протестантский оттенок, поскольку она является одновременно «снисходительностью и покаянием». [ 60 ] [ 61 ]
Космополитическая йога
[ редактировать ]
По данным исследования Ipsos , к 2016 году 36,7 миллиона американцев занимались йогой, зарабатывая на занятиях, одежде, такой как штаны для йоги , и оборудовании, включая коврики для йоги , на сумму 16 миллиардов долларов по сравнению с 10 миллиардами долларов в 2012 году. Около 72 процентов практикующих занимались йогой. женщины. [ 62 ]
Историк Джаред Фармер отметил, что если бы население, практикующее йогу, было религиозной группой, оно легко превзошло бы количество американских индуистов, мусульман, атеистов, мормонов и евреев вместе взятых. [ 63 ] Фармер выделяет 12 общих тенденций в истории йоги в США с 1890-х по 21 век:
периферийное к центральному; от локального к глобальному; от мужчины к (преимущественно) женщине; от духовного до (в основном) светского ; от сектантского к универсальному; нищий к потребительству ; от медитативного к постуральному; интеллектуальный к экспериментальному; от эзотерического к доступному; устное и практическое обучение; текстовые и фотографические изображения поз; из искаженных социальных изгоев в гибких социальных победителей. [ 64 ]
Принимая во внимание все эти тенденции, Фармер заявил, что современная йога как упражнение принадлежит к Шриниваса Аравамудана . категории «глобально популярных» [ 64 ] который Фармер назвал «постколониальным царством религиозного космополитизма». [ 64 ]

По мнению Ласатера, американская йога в XXI веке утратила «мягкость, последовательность и направленность практики». [ 66 ] сменилось амбициями. Ласатер считает, что многие американцы «путают асаны с йогой». [ 66 ] Шранк, просматривая литературу в 2014 году, отметил, что книга журналиста Уильяма Броуда « Наука йоги» , «безжалостно раскритикованная американским йога-сообществом», [ 67 ] однако серьезно относился к йоге как к терапии разума, тела и духа. [ 67 ] Шранк описывает ситуацию с йогой в Соединенных Штатах как «сложную динамику между транснациональной историей, культурным присвоением и терапевтической наукой ». Шранк отмечает, что ни одна из книг, которые она рецензировала, не затрагивала феминистские, классовые или расовые аспекты американской йоги, хотя большинство практикующих — женщины и лишь немногие — представители этнических меньшинств. [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фермер 2012 .
- ^ Голдберг 2013 , стр. 26–46.
- ^ Сайман 2010 , стр. 11–14, 20–25.
- ^ Симан 2010 , с. 13.
- ^ Симан 2010 , стр. 11–14.
- ^ Сайман 2010 , стр. 26–36.
- ^ Jump up to: а б Сайман 2010 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Гольдберг, 2013 , стр. 47–66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хаммонд 2018 .
- ^ Сайман 2010 , стр. 37–61.
- ^ Голдберг 2013 , стр. 67–86.
- ^ Синглтон 2018 .
- ^ Джайн 2015 , стр. 22–25.
- ^ Jump up to: а б Сайман, 2010 , стр. 80–115.
- ^ Сайман 2010 , стр. 80–83.
- ^ Симан 2010 , с. 84.
- ^ Сайман 2010 , стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2015 , стр. 25–26.
- ^ Симан 2010 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Мишра 2016 .
- ^ Риччи 2007 .
- ^ Синглтон 2010 , стр. 131–132.
- ^ Йогананда 1971 .
- ^ Аньиэль 1931 .
- ^ Рутледж 2014 .
- ^ Шкаф 2016 , стр. 159–160.
- ^ Винхоф 2011 .
- ^ Деви 1953 .
- ^ Вишнудевананда 1988 .
- ^ Сайман 2010 , стр. 179–197.
- ^ Jump up to: а б Сайман 2010 , стр. 246–247.
- ^ Хайамс 1961 .
- ^ Сайман 2010 , стр. 247–248.
- ^ Шнайдер 2003 , стр. 10–15.
- ^ Айенгар 1991 .
- ^ Шнайдер 2003 , стр. 50–54.
- ^ Крипалу 2019 .
- ^ Пайзер 2019 .
- ^ Jump up to: а б Сайман 2010 , стр. 272–277.
- ^ Аштанга 2011 .
- ^ YJ Аштанга 2019 .
- ^ Пайзер б 2019 .
- ^ Синглтон 2010 , с. 176.
- ^ YJ Power 2019 .
- ^ Берч 1995 .
- ^ Джойс 1995 .
- ^ Сайман 2010 , стр. 268–272.
- ^ Сайман 2010 , стр. 276–278.
- ^ Гершон 2018 .
- ^ Лэйкок 2013 .
- ^ Любовь 2010 .
- ^ Голдберг 2013 , стр. 151–175.
- ^ Голдберг 2013 , стр. 197–209.
- ^ Голдберг 2013 , стр. 219–235.
- ^ Сайман 2010 , стр. 244–245, 248–249.
- ^ Шнайдер 2003 , с. 88.
- ^ Сайман 2010 , стр. 264–267, 281–283.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2009 .
- ^ Альбанезе 2007 , с. 347.
- ^ Симан 2010 , с. 291.
- ^ Фермер 2012 , с. 156.
- ^ Ипсос 2016 .
- ^ Фермер 2012 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с Фермер 2012 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Гардероб 2014 , стр. 169–182.
- ^ Jump up to: а б Шнайдер 2003 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Гардероб 2014 , с. 173.
Источники
[ редактировать ]- Аньель, Маргарита (1931). Искусство тела: ритмические упражнения для здоровья и красоты . Лондон: BT Бэтсфорд . OCLC 1069247718 .
- Альбанезе, Кэтрин (2007). Республика разума и духа: культурная история американской метафизической религии . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-13615-9 . OCLC 191732654 .
- Аштанга (2011). «Основы Аштанга йоги» . Аштанга йога. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года.
- Берч, Берил Бендер (1995). Силовая йога: тренировка общей силы и гибкости . Саймон и Шустер. п. 291. ИСБН 978-0-02-058351-6 .
- Деви, Индра (1953). Вечно молодой, вечно здоровый: упрощенная йога для современной жизни . Прентис Холл . OCLC 652377847 .
- Фермер, Джаред (2012). «Америкасана». Обзоры по американской истории . 40 (1): 145–158. дои : 10.1353/rah.2012.0016 .
- Гершон, Ливия (14 марта 2018 г.). «Как Америка приняла йогу» . JSTOR Daily.
- Гольдберг, Филип (2013). Американская Веда: от Эмерсона и Битлз до йоги и медитации — как индийская духовность изменила Запад . Пресса «Три реки» . ISBN 978-0-385-52135-2 . OCLC 808413359 .
- Хаммонд, Холли (2018). «Хронология и история йоги в Америке» . Журнал йоги .
- Ипсос (январь 2016 г.). «Исследование йоги в Америке 2016» . Ipsos по связям с общественностью. стр. 1–87.
- Хайамс, Джо (2 августа 1961 г.). «Хиттлман знакомит женщин с йогой». Вашингтон Пост .
- Айенгар, БКС (1991) [1966]. Свет йоги: Йога Дипика . Торсоны . ISBN 978-1855381667 .
- Джайн, Андреа (2015). Продающая йога: от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-939024-3 . OCLC 878953765 .
- Джойс, К. Паттабхи (ноябрь 1995 г.). «Письмо Шри К. Паттабхи Джойса в журнал Yoga Journal» . Библиотека Аштанга йоги.
- Крипалу (2019). «Наша история» . Крипалу Центр йоги и здоровья .
- Лэйкок, Джозеф (2013). «Йога для новой женщины и нового мужчины: роль Пьера Бернара и Бланш ДеВри в создании современной постуральной йоги» . Религия и американская культура: журнал интерпретации . 23 (1): 101–136. дои : 10.1525/rac.2013.23.1.101 . JSTOR 10.1525/rac.2013.23.1.101 .
- С любовью, Роберт (2010). Великая судьба: невероятное рождение йоги в Америке . Викинг Пресс . ISBN 978-0670021758 .
- Миллер, Лиза (15 августа 2009 г.). «Теперь мы все индуисты» . Newsweek .
- Мишра, Дебашри (3 июля 2016 г.). «Однажды: с 1918 года этот институт йоги обучает поколения, создавая историю» . Мумбаи: Индийский экспресс .
- Пайзер, Энн (6 января 2019 г.). «Основы крипалу-йоги» . Очень хорошо подходит.
- Пайзер Б, Энн (8 января 2019 г.). «История силовой йоги и польза для здоровья» . Очень хорошо подходит.
- Риччи, Жанна (28 августа 2007 г.). «Парамаханса Йогананда» . Журнал йоги .
- Рутледж, Изобель (28 ноября 2014 г.). «Медитация и современность: образ Маргариты Аньель» . Добро пожаловать в библиотеку .
- Шнайдер, Кэрри (2003). Американская йога: пути и практики величайших мастеров йоги Америки . Барнс и Ноубл. ISBN 978-0760745588 .
- Шранк, Сара (2014). «Американская йога: формирование современной культуры тела в Соединенных Штатах» . Американские исследования . 53 (1): 169–182. дои : 10.1353/ams.2014.0021 .
- Шранк, Сара (2016). Берила, Бет; Кляйн, Мелани; Робертс, Челси Джексон (ред.). Обнаженная йога и сексуализация асан . Лексингтонские книги . ISBN 978-1-4985-2803-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-539534-1 . ОСЛК 318191988 .
- Синглтон, Марк (2018). «Древние и современные корни йоги» . Журнал йоги .
- Сайман, Стефани (2010). Тонкое тело: история йоги в Америке . Фаррар, Штраус и Жиру . ISBN 978-0-374-53284-0 . OCLC 456171421 .
- Винхоф, Дуглас (2011). Белый лама: жизнь тантрического йогина Теоса Бернарда, посланника Тибета в Новый Свет . Книги Гармонии . ISBN 978-0385514323 .
- Вишнудевананда, Свами (1988) [1960]. Полная иллюстрированная книга йоги . Пресса «Три реки» . ISBN 0-517-88431-3 .
- YJ Аштанга (2019). «Аштанга-йога» . Журнал йоги .
- YJ Power (2019). «Силовая йога» . Журнал йоги .
- Йогананда, Парамаханса (1971) [1946]. Автобиография йога . Сообщество самореализации . ISBN 978-0-87612-079-8 . ОСЛК 220261 .