Натараджасана

Натараджасана ( санскрит : натражасан , латинизированное : Натараджасана ), Повелитель танцевальной позы . [ 1 ] или поза танцора [ 2 ] стоя, балансирующая и прогибающаяся назад — это асана в современной йоге как упражнение . [ 1 ] Оно происходит от позы классической индийской танцевальной формы Бхаратнатьям , которая изображена на храмовых статуях в храме Натараджи в Чидамбараме . Натараджа , «Танцующий король», в свою очередь является аспектом индуистского бога Шивы , изображенного на бронзовых статуях династии Чола . Асана, скорее всего, была введена в современную йогу Кришнамачарьей в начале 20-го века и подхвачена его учениками, такими как Б.К.С. Айенгар , который сделал эту позу своей подписью. Натараджасана входит в число поз йоги, часто используемых в рекламе , обозначая такие желательные качества, как гибкость и грация.
Этимология и мифология
[ редактировать ]Название происходит от санскритского эпитета नटराज Натараджа , «Танцующий король». [ а ] одно из имён, данных индуистскому богу Шиве в его форме космического танцора, [ 4 ] и आसन asana означает «поза» или «сидение». [ 5 ] Натараджа — это аспект Шивы, «чей экстатический танец разрушения закладывает основу для создания и поддержания вселенной». [ 6 ] На значимость образа танцующего Шивы указывают его жесты: он изображен с четырьмя руками, стоящий на Авидье , демоне невежества. В своих руках он отбивает время на барабане и держит пламя Видьи , знания. Иногда он держит раковину, обозначающую Ом , универсальный космический звук. Он поднимает руку в жесте бесстрашия Абхаямудра . [ 6 ]
Поза входит в число примерно двадцати асан, изображенных на танцевальных статуях Бхаратнатьям 13–18 веков Восточного Гопурама , храма Натараджи, Чидамбарама . [ 7 ]
В современной йоге
[ редактировать ]![]() Гуру йоги Б.К.С.Айенгар в Натараджасане |
«Являясь фирменной позой Айенгара, самого известного мастера постуральной йоги, Натараджасана стала представительной позой йоги конца 20-го века... Айенгар видел себя аватаром Натараджи. И он явно (иногда отчаянно) хотел, чтобы мы видели его как воплощение Натараджи, поэтому он был близок к тому, чтобы смешать йогина и танцора». — Эллиот Голдберг [ 8 ] |
Ученый йоги Эллиот Голдберг отмечает, что Натараджасана не встречается ни в одном средневековом тексте по хатха-йоге , не упоминается ни одним путешественником в Индию до 20-го века и не встречается в художественных изображениях йоги, таких как Шритаттванидхи или Махамандир недалеко от Джодхпура. что эта поза, как и некоторые другие, была введена в современную йогу Кришнамачарьей Голдберг утверждает , в начале 20-го века и подхвачена его учениками, такими как Б.К.С. Айенгар , которые сделали эту позу визитной карточкой современной йоги; Гольдберг предполагает, что Айенгар передал эту позу также Шивананде , поскольку Айенгар прислал ему полный фотоальбом, показывающий Айенгара во всех его асанах. [ 8 ] В своем обзоре Натараджасаны в своем « Свете йоги» Айенгар пишет , что бог Шива создал более 100 танцев, от нежных до жестоких, из которых самым известным является Тандава , «космический танец разрушения». [ 9 ] Он описывает Натараджасану как «энергичную и красивую позу» и изображен демонстрирующим эту позу на обложках некоторых изданий своей книги. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]Говорят, что эта эстетичная, растягивающая и балансирующая асана требует концентрации и изящества; [ 10 ] он используется в индийской классической танцевальной форме Бхаратанатьям . [ 7 ] Актер Мэриэл Хемингуэй описывает Натараджасану как «красивую позу огромной силы», сравнивая баланс и напряжение рук и ног со стрельбой из лука и называя ее «очень трудной позой для удержания». [ 11 ]
В позу входит стоя в Тадасане , сгибая одно колено и вытягивая ногу назад до тех пор, пока ее можно будет обхватить рукой с этой стороны. Затем ногу можно вытянуть назад и вверх, выгибая спину и вытягивая другую руку вперед. [ 12 ] [ 1 ] Для полной позы и более сильного растягивания поверните заднюю руку, подняв ее через плечо, и возьмитесь за стопу. [ 1 ]
Вариации
[ редактировать ]Вытягивание обеих рук вверх и назад с локтями вверх для захвата задней стопы создает более напряженную позу. [ 2 ]
Позу можно изменить, схватив ремень вокруг задней части стопы. [ 12 ] или держась за опору, например стену или стул. [ 2 ]
-
Натараджасана в Бхаратанатьям . классическом индийском танце
-
Вариант с захватом поднятой ноги обеими руками.
-
Вариация, продемонстрированная российским преподавателем йоги Ниной Мел.
-
Занятия на свежем воздухе в Лихтенштейне
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Повелитель танцевальной позы» . Журнал йоги . 28 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Суонсон, Энн (2019). Наука йоги: поймите анатомию и физиологию, чтобы усовершенствовать свою практику . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство DK. стр. 114–117. ISBN 978-1-4654-7935-8 . OCLC 1030608283 .
- ^ Герштейн, Нэнси (2008). Направляющий свет йоги: уроки для учителей йоги . Кинетика человека. стр. 118–. ISBN 978-0-7360-7428-5 .
- ^ Кумарасвами, Ананда (1957). Танец Шивы: четырнадцать индийских очерков . Солнечный поворот. стр. 58–59. ОСЛК 2155403 .
- ^ Синха, Южная Каролина (1996). Словарь философии . Публикации Анмола. п. 18. ISBN 978-81-7041-293-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кайвалья, Аланна (15 ноября 2013 г.). «Радость миру: Повелитель танца» . Журнал йоги . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхаванани, Ананда Балайоги; Бхаванани, Девасена (2001). «БХАРАТАНАТЬЯ И ЙОГА» . Архивировано из оригинала 23 октября 2006 года.
Он также отмечает, что эти позиции [танца Бхаратанатьям] очень похожи на асаны йоги, а на стенах Гопурама в Чидамбараме танцоры изображают по крайней мере двадцать различных классических асан йоги, включая Дханурасану. , Чакрасана, Врикшасана, Натараджасана, Тривикрамасана, Ананда Тандавасана, Падмасана, Сиддхасана, Какасана, Вришчикасана и другие.
- ^ Перейти обратно: а б Голдберг, Эллиотт (2016). Путь современной йоги: история воплощенной духовной практики . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. стр. 223, 395–398 и изображение на обложке. ISBN 978-1-62055-567-5 . OCLC 926062252 .
Как фирменная поза Айенгара, самого известного мастера постуральной йоги, Натараджасана стала типичной позой йоги конца 20-го века... Айенгар видел себя аватаром Натараджи. И он явно (иногда отчаянно) хотел, чтобы мы увидели в нем воплощение Натараджи. Таким образом, он был близок к тому, чтобы объединить йогина и танцора.
- ^ Перейти обратно: а б Айенгар, БКС (1991) [1966]. Свет на йоге . Торсоны . стр. 419–422. ISBN 978-1855381667 .
- ^ Рамасвами, Шриватса (2001). Йога для трех этапов жизни: развитие вашей практики как формы искусства, физиотерапия и руководящая философия . Внутренние традиции . п. 186. ИСБН 978-0-89281-820-4 .
- ^ Хемингуэй, Мариэль (2004) [2002]. В поисках баланса: мемуары о йоге . Саймон и Шустер. стр. 71–72. ISBN 978-0743264327 .
- ^ Перейти обратно: а б Сен-Пьер, Эмбер (9 января 2017 г.). «Устранение неполадок с позой короля танцора» . DoYouЙога . Проверено 29 января 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сарасвати, Свами Сатьянанда (1 августа 2003 г.). Асана Пранаяма Мудра Бандха . Nesma Books Индия. ISBN 978-81-86336-14-4 . Проверено 9 апреля 2011 г.
- Сарасвати, Свами Сатьянанда (январь 2004 г.). Систематический курс древних тантрических техник йоги и крии . Nesma Books Индия. ISBN 978-81-85787-08-4 . Проверено 9 апреля 2011 г.