Тандава

Тандава (также пишется как Тандавам ), также известный как Тандава Натьям , — божественный танец, исполняемый индуистским богом Шивой . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Шива изображается танцующим Тандаву в форме Натараджи .
Натья Шастра , санскритский трактат об исполнительском искусстве, описывает различные аспекты Тандавы.
Описание
[ редактировать ]Тандава, исполняемая в священном танце-драме Индии, отличается энергичными, быстрыми движениями. Танец, исполняемый с радостью, называется Ананда Тандава . Танец, исполняемый в бурном настроении, называется Раудра или Рудра Тандава . Типы Тандава, встречающиеся в индуистских текстах: Ананда Тандава, Трипура Тандава, Сандхья Тандава, Самхара Тандава, Кали (Калика) Тандава, Ума Тандава, Шива Тандава, Кришна Тандава и Гаури Тандава. [ 6 ] Тандава мудры и позы возникают внутри человека сами по себе, без его воли, если вызывается его Кундалини (шакти внутри). Мудры и позы скульптур в древнеиндийских храмах — это всего лишь изображение духовности (призванного духа, кундалини), которая на самом деле должна возникнуть в человеке как плод его практик.
Шива Тандава описывается как энергичный танец, являющийся источником цикла творения, сохранения и растворения. В то время как Рудра Тандава изображает его жестокую природу сначала как создателя, а затем как разрушителя вселенной, даже самой смерти, Ананда Тандава изображает его радостным. В Шайва-сиддханты традиции Шива как Натараджа (букв. «Король танца»). [ 7 ] ) считается верховным повелителем танца. [ 8 ]
Тандава берет свое название от Танду ( tandu ), слуги Шивы, который учил Бхарату (автора Натья Шастры ) использованию Ангахар и Каран. [ 4 ] режимы Тандавы по приказу Шивы. Некоторые ученые считают, что сам Танду, должно быть, был автором более ранней работы по драматическому искусству , которая была включена в Натья Шастру. [ 9 ] Натья Шастра изображает Шиву, рассказывающего о различных аспектах танца богу Брахме . [ 4 ]
32 Ангахары и 108 Каран обсуждаются Бхаратой в 4-й главе Натья Шастры, Тандава Лакшанам . [ 10 ] Карана — это сочетание жестов рук и ног для формирования танцевальной позы. Ангахара состоит из семи или более Каран. [ 6 ]
«Сколько различных танцев Шивы известно Его поклонникам, я не могу сказать. Без сомнения, основная идея всех этих танцев более или менее одна и та же, проявление первичной ритмической энергии. Каково бы ни было происхождение танца Шивы, оно со временем стал самым ясным изображением деятельности Бога, которым может похвастаться любое искусство или религия». - Ананда Кумарасвами [ 8 ]

Танец описывается как живописная аллегория пяти основных проявлений вечной энергии: [ 8 ]
- Шришти – творение, эволюция
- Стхити – сохранение, поддержка
- Самхара – разрушение, эволюция
- Тиродхана – иллюзия
- Ануграха – освобождение, освобождение, милость.
Танец, исполняемый женой Шивы Парвати в ответ на Тандава Шивы, известен как Ласья , в котором движения нежны, изящны, а иногда и эротичны. Некоторые ученые считают Ласью женской версией Тандавы. Есть два типа Ласьи: Джарита Ласья и Яувака Ласья.
Индуистские писания повествуют о различных случаях, когда Шива совершал Тандава. Когда Сати (первая жена Шивы, которая переродилась как Парвати) отдала свою жизнь в жертвоприношении Дакши , Шива, как говорят, совершил Рудру Тандава, чтобы выразить свое горе и гнев. говорится В Стотре Шивапрадоша , что когда Шива исполняет Сандхья Тандава , другие боги, такие как Брахма , Вишну , Сарасвати , Лакшми и Индра , играют на музыкальных инструментах и поют хвалу Шиве. [ 6 ]
Шива Тандава Стотра — это стотра (индуистский гимн), описывающий силу и красоту Шивы. Считается, что она была написана Раваной , великим преданным Шивы. [ 11 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]
Ганеша , сын Шивы, изображается в храмовых скульптурах как Аштабхуджа тандавса нритья муртис (Восьмирукая форма Ганеши, танцующего Тандаву). [ 12 ]
В «Бхагавата-пуране» говорится о Кришне , танцующем Тандаву на голове змея Калии . [ 13 ] [ 14 ] Король Чикка Девараджа (четырнадцатый махараджа Королевства Майсур ) отчеканил серию золотых монет под названием «Девараджа [с] изображением танцующего Кришны» ( tandava krishnamurti devaraja ) в ознаменование своей коронации. [ 15 ] Пурандара дас называет танцующего Кришну («Нритья Кришна») «Тандава Кришна». [ 16 ]
Согласно джайнским традициям, Индра, как говорят, исполнил Тандава в честь Ришабхи (джайнского тиртханкара) при рождении последнего. [ 17 ]
Аналогично связанное буддийское божество Акала на некоторых изображениях показано попирающим Вигнараджа, демона препятствий, в образе Тандавы.
Индийский классический танец
[ редактировать ]В танце Катхак обычно используются три типа Тандавов: Кришна Тандава, Шива Тандава и Равана Тандава, но иногда также часто используется и четвертая разновидность - Калика Тандава. [ 18 ] [ 19 ] В Бхаратанатьям и Кучипуди есть варианты, где Кришна танцует Тандаву на Калии. [ 20 ]
Танец Манипури классифицируется либо как «Тандава» (энергичный, обычно сочетается с Шивой, Шакти или Кришной в пьесах на тему воинов-спасителей), либо как ласья (нежный, [ 21 ] обычно идут с историями любви Радхи и Кришны). [ 22 ] [ 23 ] В Кришна-Тандава в Раслиле исполнение танца Манипури изящно, но с быстрыми движениями и акробатическими жестами. [ 24 ]
Скульптура
[ редактировать ]108 каранов Тандавы вдохновили скульптуры Шивы 1-го тысячелетия до нашей эры, особенно стиль Тандава, который объединяет многие из них в составное изображение, найденное в храме Натараджи в Чидамбараме . [ 25 ] [ 26 ]
Шива в образе Натараджи или Кришны, танцующего Тандаву, является повторяющейся темой в бронзовых изделиях периода Чола . Различные храмы Шивы в Южной Индии изображают танцующего Натараджу. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МВ Кёльн Скан» . www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798 , страницы 687.
- ^ «Тандава | Индийский танец» . Британская энциклопедия . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Натья-шастра IV.263-264
- ^ Далал 2014 , с. 407.
- ^ Jump up to: а б с Манохар Лаксман Варадпанде 1987 , с. 154.
- ^ Джойс Буркхальтер Флюкигер (23 февраля 2015 г.). Повседневный индуизм . Джон Уайли и сыновья. п. 74. ИСБН 978-1118528181 .
- ^ Jump up to: а б с Ананда К. Кумарасвами, «Танец Шивы», в книге « Танец Шивы: четырнадцать индийских эссе», ред. ред. (Нью-Йорк: Noonday Press), (1957) ISBN 81-215-0153-9 . Цитируется: «Натараджа», Манас, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- ^ Ежеквартальный журнал Общества исторических исследований Андхры, часть III, стр. 25-26, цитируется по Manohar Laxman Varadpande 1987 , p. 154
- ^ Рагини Деви, Танцевальные диалекты Индии, стр. 29-30. Мотилал Банарсидасс (1990) ISBN 81-208-0674-3
- ^ Ванамали (4 октября 2013 г.). Шива: истории и учения Шивы Махапураны . ISBN 978-1-62055-248-3 . OCLC 827262640 .
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде 1987 , с. 5.
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде 1987 , с. 98.
- ^ Шована Нараян (1 января 2004 г.). Индийские театральные и танцевальные традиции . Издательство Харман. п. 14. ISBN 978-8186622612 .
- ^ Калеб Симмонс (2 декабря 2019 г.). Преданный суверенитет: королевская власть и религия в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN 978-0190088910 .
- ^ Тумулури Ситхарама Лакшми (1994). Исследование сочинений Пурандарадаса и Тьягараджа . Публикации Веда Шрути. п. 116.
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде 1987 , с. 146.
- ^ Классические и народные танцы Индии . Публикации Марга. 1963. с. 43.
В Катхаке обычно используются три типа Тандавов, а именно Кришна Тандава, Шива Тандава и Равана Тандава, но иногда признается и четвертая разновидность - Калика Тандава.
- ^ Мари Джой Кертисс (1970). Катхак, классический танец Индии . Университет штата Нью-Йорк. п. 12.
- ^ Лаванья Вемсани (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. п. 220. ИСБН 9781610692113 .
Бхаратанатьям и Кучипуди разработали стиль танца, известный как Тандава, набор энергичных танцевальных движений, в основном выполняемых с быстрыми движениями ног, которые, как говорят, когда-то исполнял ребенок Кришна, когда он побеждал сепанта Калию на озере Калинд в Бриндаване. .
- ^ Вималаканта Ройя Чаудхури (2000). Словарь классической музыки хиндустани Мотилал Банарсидасс. п. 80 . ISBN 978-81-208-1708-1 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 193–194.
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. xvi–xviii, 44–45.
- ^ Ангана Джавери (1986). Традиция исполнения раслила в Манипуре на северо-востоке Индии . Мичиганский государственный университет. Кафедра театра. п. 105.
Кришна-тандава, используемый в раслиле, имеет очень оживленные и радостные танцевальные движения. Оно включает в себя небольшие быстрые движения, легкие пружинистые прыжки, быструю работу ног, вращение с головокружительной скоростью и некоторые акробатические движения. Но общий эффект этой формы — изящество и деликатность, соответствующие романтическому и юному характеру Кришны.
- ^ Далал 2014 , с. 278.
- ^ Бренда Пью Маккатчен (2006). Преподавание танца как искусства в образовании . Кинетика человека. п. 450. ИСБН 978-0-7360-5188-0 .
- ^ Сехдев Кумар (2001). Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография . Публикации Абхинава. п. 184. ИСБН 978-8170173489 .
Библиография
[ редактировать ]- Манохар Лаксман Варадпанде (1987). История индийского театра . Абхинав. ISBN 978-81-7017-278-9 .
- Реджинальд Мэсси (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-434-9 .
- Сарью Доши (1989). Танцы Манипура: классическая традиция . Публикации Марга. ISBN 978-81-85026-09-1 .
- Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. ISBN 978-81-8475-277-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание классического танца ( тандава ) , глава IV Натьяшастры.