Народные танцевальные формы Одиши
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2012 г. ) |
Несколько форм народного танца развились в разных регионах Одиши , Одисси и Чхау наиболее популярными формами являются . Танец самбалпури — самый популярный танец западной Одиши, и он нравится многим.
Громко Кхела
[ редактировать ]Лауди Кхела, также известная как Гауда Нача, представляет собой форму танца, практикуемую в некоторых прибрежных районах Одиши, включая Каттак , Джаджапур , Джагацинхпур , Пури , Хурду , Бхадрак , Балешвар , Дхенканал и Ангул . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Традиционно исполнителями являются молодые мальчики из каст « Гауда » или « Гопал » ( Ядав ). [ 7 ] Этот танец исполняется во время Дола Пурнима ( Холи ). Танец посвящен Кришне и его супруге Радхе . Танцоры носят одежду, связанную с Кришной, гхагуди (маленькие колокольчики вместо поясов) и павлиньи перья. [ 8 ] [ 9 ] Каждый танцор несет две палки и ритмично ударяет по палочкам друг друга. Танец обычно сопровождают сингха (рог буйвола) и флейта.
Другие народные танцы
[ редактировать ]Танец Гумура (или Танец Гумра) — одна из самых популярных и ведущих форм народного танца в Одише. Его классифицируют как народный танец, поскольку дресс-код Гумуры больше напоминает племенной танец, но недавние исследователи утверждают, что различные мудры и танцевальные формы, присутствующие в Гумуре, больше похожи на другие классические танцевальные формы Индии. Хронология танца Гумура не ясна. Многие исследователи утверждают, что это был военный танец в древней Индии, который использовал Равана в Рамаяне. Танец Гумура изображен в Храме Солнца в Конарке, что подтверждает, что эта форма танца возникла еще в средневековый период. В «Мадхья Парбе» «Сарала Мхабхараты» Гумура упоминается как:
Дхола Мадала Гади дже Гумура Баджаи
Гумура дже Гуму Гуму Хой Гараджай
В Чанди Пуране упоминается:
Биратвара Бирадхола Даунди Гумура
Кадамардала Баджанти Мари Галатура
Гумура также использовался как танец дарбари в княжеском государстве Калаханди и исполнялся бывшим государством Калаханди во время войны. Типичный смешанный звук, исходящий от таких музыкальных инструментов, как Гумура, Нишан, Дхол, Таал, Мадал и т. д., а также выражения и движения артистов делают этот танец «героическим танцем». За тысячи лет танец Гумура превратился из военного танца в танцевальную форму для культурной и общественной деятельности. В наши дни танец ассоциируется с социальным развлечением, расслаблением, любовью, преданностью и дружеским братством среди всех классов, вероисповеданий и религий. Традиционно этот танец также ассоциируется с празднованием Нуакхай и Дасахара в Калаханди и на большей части юго-западной Одиши. Танец гхумура до сих пор распространен на уровне деревень на юго-западе Ориссы и в некоторых частях, граничащих с Андхра-Прадешем и Чхаттисгархом. Регион Калаханди взял на себя ведущую роль в популяризации и сохранении своей уникальной самобытности танца Гумура. Калаханди в основном известен как земля Гумуры. Танец Гумура получил возможность представлять нацию на различных международных мероприятиях в Дели, Москве, Калькутте и других городах Индии. Танец Гумура также является одной из наиболее изученных форм народного танца в Ориссе. [ 10 ]
Рук Мар Нача (и танец Чхау ) зародился и исполняется в районе Маюрбхандж в Одише , а также в Нилагири округа Балешвар . Он основан на традициях боевых искусств. Танец представляет собой стилизованную пародию на битву, в которой две группы танцоров, вооруженных мечами и щитами, поочередно атакуют и защищаются энергичными движениями и элегантными стойками. Особенно примечательна сопровождающая музыка, отличающаяся своей ритмической сложностью и энергичной перкуссией. Среди инструментов - «Махури» - инструмент с двумя язычками, «Дхола» - двусторонний барабан бочкообразной формы, «Дхумса» - полусферический барабан и «Чадчади» - короткий цилиндрический барабан.

Готи пуа — мальчики-танцоры, переодевающиеся девочками. Это ученики акхад , или гимназий, основанных Рамачандрой Девой I в Пури , на периферии храма. Поскольку они были ответвлениями системы акада, готи пуа также стали известны как акада пила – мальчики, прикрепленные к акадам. Другая причина, часто приводимая в оправдание появления системы готи пуа, заключается в том, что некоторые последователи религии вайшнавов не одобряли танец женщин как предлога для поклонения – они ввели практику танцев мальчиков, одетых как девочки. Слово «готи» означает «один», «одинокий», а «пуа» — «мальчик», но готи-пуа всегда танцуют парами. Мальчиков набирают примерно с шести лет и продолжают выступать до 14 лет, затем становятся преподавателями танцев или присоединяются к драматическим труппам. Готи пуа теперь являются частью профессиональных команд, известных как далс, каждую из которых возглавляет гуру. Мальчики обучаются около двух лет, в течение которых, усвоив базовую технику, они изучают элементы танца, орнаментального и экспрессивного. Готи пуа, будучи молодыми людьми в годы становления, могут адаптировать свое тело к танцу гораздо более гибко, чем махари. Презентацию готи пуа умело сопровождает группа из трех музыкантов, играющих на пахавадже, джини или тарелках и фисгармонии. Мальчики поют сами, хотя иногда в группу входит дополнительный певец.
Баага Наача или танец тигра
Народный танец Самбалпури исполняется в Бинка и Сонепуре района Субарнапур в течение месяца чайтра. Танцор (только мужчины) раскрашивает свое обнаженное тело желтыми и черными полосами, как у тигра, и прикрепляет подходящий хвост. Один или несколько танцоров переходят из дома в дом, и когда собирается толпа, начинается танец. Танцоров сопровождают барабанщик и колокольчик, исполняющий музыку. Танец – это не что иное, как ритмичное акробатическое движение. Во время танца они издают шипящие звуки. Танец тигра также исполняется в Берхампуре во время Тхакурани Джатры.
Далхай : В основном далхай назван в честь богини Далхай Деви. Хотя Дуссера является поводом для народного танца Самбалпури Далхай, это самый популярный народный танец Одиши , его исполнение очень распространено на всех других фестивалях, таких как Бхайджунтия, Пхагун Пуни, Нуакхай и т. Д. Его в основном танцуют молодые женщины Бинджала. , Куда, Мирдха, Сама и некоторые другие племена округов Самбалпур , Балангир , Сундаргарх , Баргарх и Нуапада . Во время этого танца к ним присоединяются мужчины в качестве барабанщиков и музыкантов. Танец сопровождается богатым оркестром народной музыки, играемым на нескольких инструментах, известных как Дхол , Нисан, Тамки, Таса и Махури. Однако игрок Дхола контролирует темп, танцуя перед девушками. Оно известно как Далхай, потому что в начале и конце каждой строфы это слово используется как обращение к подруге. В песнях представлена история любви Радхи и Кришны , эпизоды из Рамаяны и Махабхараты , описание природных пейзажей. Песня, связанная с этим танцем, поется в Самбалпури. Одия . Молодые женщины время от времени танцуют и поют. Песни отличаются особым разнообразием с добавкой «Далхай Го», которая является обращением к подруге. Танцуя под сверхъестественные ритмы Дхола, они ставят ноги вместе и сгибают колени. В другом движении двигаются вперед и назад в полусидячем положении. Иногда они делают концентрические круги по часовой стрелке и против часовой стрелки. Женщины обычно одеваются в красочные сари Самбалпури и носят шарф на плечах, держа концы внизу обеими руками. Их прочные оправы, украшенные традиционными украшениями, выдерживают напряжение танца в течение долгих часов. Танец Далхай имеет несколько дополнительных форм для всех возрастов и групп:
Танцы в исполнении девочек: Чхиоллаи, Хумобаули и Даулигит.
Танцы в исполнении подростков: Саджани, Чхата, Дайка и Бхекани.
Танцы в исполнении молодежи: Расаркели, Джайпхул, Майла Джада, Баямана, Гунчикута.
Человек, поклоняющийся работе, сочиняет «Карму» и «Джумер», воодушевляющие Господа Вишвакарму и богиню Карамашани.
Танец Дхап: Этот народный танец Самбалпури в основном исполняется племенем Кандха в Западной Одише . В танце участвуют как мужчины, так и женщины. Мужчины одной деревни танцуют с женщинами другой деревни. Обычно в них принимают участие неженатые юноши и девушки. Танец исполняется во время свадебной церемонии и чаще ради развлечения . Танец назван так из-за сопровождающего его инструмента «Дхап». Дхап имеет форму ханджари, сделанного из дерева, одна сторона которого открыта, а другая покрыта куском шкуры животного. Танцор дхап держит дхап левой рукой, перекинув через левое плечо пращу, и бьет как правой, так и левой рукой.
Карма Наах : Карам или Карма буквально означает «судьба» на языке Самбалпури . Этот пасторальный народный танец Самбалпури исполняется во время поклонения богу или богине судьбы (Карам Девта или Карамсани Деви), которого люди считают причиной удачи и неудачи. Он начинается с Бхадра Шукла экадаши (одиннадцатого дня яркой луны месяца Бхадра) и длится несколько дней. Это популярно среди племен зарегистрированного класса (например, племена Бинджал, Хариа, Кисан и Кол) в округах Балангир , Калаханди , Сундаргарх , Самбалпур и Маюрбхандж. Этот танец посвящен Карамсани, божеству, дарующему детей и хороший урожай. После совершения пуджи следует пение и танцы под аккомпанемент барабана (маандала), тарелок и т. д. Танцевальное представление, полное энергии и энергии в сочетании с очарованием молодежи, украшено яркими костюмами из пышной красной ткани, украшенными павлиньими цветами. перья, искусно выполненные украшения из маленьких раковин, приводят как зрителей, так и исполнителей в состояние транса и экстаза. В этом танце принимают участие и мужчины, и женщины, и они продолжают заниматься им всю ночь. Искусные движения мальчиков с зеркалом в руках указывают на традиционный образец занятий любовью в ходе танцев и пения. Танец исполняется иногда группой мальчиков, иногда группой девочек, а иногда представителями обоих полов вместе. Тематика песен представляет собой описание природа , обращение к Кармасани, желания, устремления людей, любовь и юмор.
Джумаир : Джумаир — народный танец Северной Одии и Западной Одиши. Его исполняют во время сезона сбора урожая и фестивалей.
Кейсабади : В этой форме народного танца Самбалпури могут принимать участие только мужчины. Некоторые из них держат палки длиной в два фута. Они танцуют в разных формах, ударяя палочками в соответствии с ритмами песни, которую поют. Первым поет ведущий, а за ним следуют остальные. Они поют и в каждой строфе кричат «Хайдо». Основная тема песни взята из истории любви Радхи и Кришны.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нанда, Канху (6 апреля 2013 г.). «Народный танец Одихсы «Лауди Кхела» во время фестиваля Дола теряет свою славу и очарование» . Виды Одиши . Проверено 11 августа 2020 г.
- ^ «Калинга Махотсав» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «Об искусстве и художниках – Телеграф Индия» .
- ^ «shodhganga.inflibnet.ac.in» (PDF) .
- ^ «Искусство и культура | Район Дхенканал: Одиша | Индия» .
- ^ ":: Наследие Одиши ::" .
- ^ Деи, Таапои (2005). «Исследование эколого-экономических и социальных аспектов островных сообществ дельты Маханади Орисса». Кандидатская диссертация . hdl : 10603/191646 .
- ^ Орисса (Индия) (1966). Справочники округа Орисса: Пури . Суперинтендант правительственной прессы Ориссы.
- ^ Тарадатт. «Географические справочники округа Одиша: Каттак» (PDF) . ОТДЕЛ ОБЩЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ОДИШИ .
- ^ КБ Наяк, Народный танец «Гумура» - Слава Калаханди, в «Племенных танцах Индии», под редакцией Р.Д. Трибхувана, PR Трибхувана, Нью-Дели, 1999, стр. 79–89