Прахаллада Натака
Прахаллада Натака | |
---|---|
![]() Раджа или Хираньякашьяпа и Прахаллада | |
Середина | Одисси музыкальная танцевально-драматическая |
Типы | экака (единственное число), бади (конкурс двух трупп) |
Зародившаяся культура | Культура Одиа |
Начальная эпоха | 19 век |
Прахаллада Натака ( Одиа : ପ୍ରହଲ୍ଲାଦ ନାଟକ Прахаллада Натака , или просто Раджа Ната) — традиционная пьеса, родом из индийского штата Одиша . Он повествует историю Вишну человека-льва аватара , Нрусингхи или Нарасимхи , посредством более чем 200 песен, основанных на почти 30 рагах музыки Одисси . Спектакль основан на тексте Раджи Рамакрушны Чхотарая, короля Джалантары, небольшого королевства в бывшей южной Одише, ныне в районе Шрикакулам штата Андхра-Прадеш . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В округе Ганджам было восемнадцать феодальных вождей, или заминдаров , называвших себя раджами. Они были покровителями искусства, литературы и культуры. Прахаллада Натака родился в одном из таких королевств, или заминдари . [ 2 ]
Основной текст Прахаллада Натаки был написан в середине 19 века Раджей Рамакрушной Чхотарая. [ 3 ] Доктор Бхагабан Панда датирует его 1829-1927 годами, Суреш Балабантарай относит его создание к 1857-1905 годам. [ 4 ] и доктор Джон Эмиг датирует это 1870-80 годами. [ 5 ] Рамакрушна был раджей небольшого княжеского государства Джалантара в южной части Одиши, граничащей с современным Андхра-Прадешем (регион до района Северный Шрикакулам был частью древней Калинга , и подавляющее большинство населения до 20-го века составляло Одиа). столетие формирования государства). Хотя его приписывают радже, исследователи сходятся во мнении, что большая часть текста была написана музыкантом-поэтом Одисси Гурахари Паричхой из Паралакхемунди . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] По словам доктора Пурны Махапатры, пьеса была впервые написана в Тарале Рамачандрой Сурадео, царем Таралы, а затем распространилась на Джалантару, чья версия стала самой известной.
Хотя существует множество других пьес на ту же тему, пьеса Рамакрушны обычно считается лучшим примером рутины, и ей подражали другие раджи, в том числе Кишор Чандра Харичандан Джагаддеб Рэй из Суранги, Падманабха Нараяна Деба из Паралахемунди и Рамачандра Сурадео из Таралы. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Оригинал рукописи хранился в Мадрасской библиотеке восточных рукописей, был собран Управлением культуры правительства штата Орисса 8 марта 1938 года и надежно хранился в бывшей библиотеке Рэйвеншоу (ныне библиотека Каника). В Государственном музее Одиши хранится бумажная рукопись текста, скопированная где-то в 1920-х годах. [ 4 ] [ 7 ]

спектакль представили 172 труппы В прошлом веке в Гянджамском районе . По состоянию на конец 1990-х годов спектакль ставили примерно 57 деревенских театральных трупп из-за сокращения аудитории. [ 1 ] Сегодня существует всего около пятидесяти трупп, поскольку число профессиональных раджей сократилось со 150 до 20. [ 6 ]
Производительность
[ редактировать ]
Каждое представление длится 12 часов. Полная пьеса, разыгрываемая при королевских дворах южных гадажат Одиши , часто занимала до 7 ночей.
У Прахаллада Натаки есть несколько персонажей, но лишь некоторые из них остаются актуальными на протяжении всей пьесы. ним относятся Хираньякашьяпа Раджа К ; его жена Лилабати ; их сын Прахаллада ; и сутрадхара . министры Хираньякашьяпы Бипрачитти и Тримастака вместе с часовым, или дуари Время от времени на протяжении всей пьесы сцену занимают . Раньше женские персонажи играли актеры-мужчины. Но теперь в этом участвуют и женщины.
Прахаллада Натака исполняется под открытым небом. Здесь используется уникальная семиступенчатая платформа, называемая манча . Это деревянная платформа высотой около шести футов. Верхняя часть платформы имеет площадь около 6 х 4 футов, на которой установлен трон Хираньякашьи. Манча . обычно разборная и легко разбирается Его возводят перед началом представления. Пространство перед манчей используется как сцена. Это пространство идентифицируется как Королевский двор Хираньякашьяпы (содержащий семь ступеней, которые символизируют его господство над семью мирами). Стул, установленный на вершине платформы, действует как его трон. возводится временный столб . напротив Манчи В последней сцене, где появляется Нрусингха, [ 4 ] [ 7 ]
Маске, используемой для Нрусингхи, обычно исполнилось одно или два столетия. Ему регулярно поклоняются в деревенском святилище в течение всего года, и его носят только во время представлений. В знак уважения исполнители поддерживают ритуальную чистоту, что обычно означает воздержание от невегетарианской еды и спиртных напитков. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Ориши Сангита |
Одисси музыка |
---|
![]() |
Композиторы |
Шастры |
Композиции |
Инструменты |
Музыка – это жизнь Прахаллада Натаки. Поскольку музыка доминирует, солист, также известный как Гахака, должен быть отличным вокалистом. Ему также приходится запоминать весь репертуар песен. Гахака не только певец, но и переводчик, комментатор и постановщик спектакля. У него нет сложного грима или костюма, но есть специфические песни и диалоги. Он поет хвалебные речи божествам, знакомит публику с ситуациями и высказывает отрицательные стороны персонажа. В качестве переводчика перед ним стоит задача объяснить непрофессионалам загадочные диалоги пьесы. По этой причине Гахака также известен в традиции как Сутрадхара , что связано с использованием термина «Сутрадхара» в санскритских пьесах. [ 3 ]
В репертуаре Прахаллада Натаки более трехсот песен. Все песни классические, основаны на музыке Одисси и содержат традиционные раги и талы, уникальные для традиции Одисси. Дхьяна-шлоки соответствующих раг поются перед началом любой песни. В песнях часто используется пади , характерная черта музыки Одисси. Ударный инструмент, используемый в музыке Прахаллада Натаки, — мардала . В ансамбль, который обычно стоит на одной стороне манчи , входят Мардала , Мухабина , Джини , Джханджа и Гармониум . [ 3 ]
Признание
[ редактировать ]
Несколько исполнителей получили награды Академии Сангит Натак , Индия. К ним относятся Рагхунатх Сатпати (1980), Симанчал Патро (1990), Кришна Чандра Саху (2000) как лауреаты премии Академии и Брундабан Йена (2006), Прамод Кумар Нахак (2008) как лауреаты премии Юва Пураскар . [ 8 ] Некоторые выдающиеся гуру начала 20-го века - Гуру Гханасьяма Бадатья, Гуру Ишвара Прадхан, Гуру Банкини Сатпати, Гуру Арджуна Паниграхи (Адхикари), Гуру Рагхунатх Сатпати, Гуру Кришна Чандра Саху (Кансари), Гуру Тринатх Прадхан (Кампа), Гуру Симанчала Патро. и Гуру Махешвар Рана. Среди известных гуру этой формы в современную эпоху - Гуру Гокулананда Прадхан (сын Гуру Тринатха Прадхана) и Гуру Брундабана Джена.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джон Эмиг (2013). «Кризис и разногласия в Прахлада Натаке Ганджама». В Кульке, Герман (ред.). Изображение Ориссы . Публикация Прафуллы.
- ^ Перейти обратно: а б Паттанаик, Дхирендра Натх (1998). Народный театр Ориссы . Бхубанешвар: Академия Орисса Сангит Натак. стр. 29–36.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пани, Дживан (2004). «Индийский народный театр». Назад к истокам: Очерки исполнительского искусства Индии . Нью-Дели: Манохар. стр. 106–110. ISBN 8173045607 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Балабантарай, Суреш (2006). Раджа Рамакришна Чхотарая бирачита Прахлада Натака [ Раджа Рамакришна Чхотарая бирачита Прахлада Натака ] (в Одиа). Бхубанешвар: Бахи Патра.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиг, Джон (сентябрь 2001 г.). Катьял, Анджум (ред.). «Использование невзгод: воплощения культуры и кризиса в Прахлада натаке Ориссы». Ежеквартальный журнал театра «Чайка» . 31 . Фонд искусств «Чайка»: 33–55.
- ^ Перейти обратно: а б Патнаик, Сунил (28 декабря 2010 г.). «Редкий вид искусства находит мало желающих – 150-летний традиционный танец чахнет в забвении» . Телеграф . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чхотрай, Раджа Рамакрушна (1973). Панда, Бхагабан (ред.). ପ୍ରହ୍ଲାଦ ନାଟକ [ Прахлад Натака ]. Серия восточных текстов Ориссы (Ория) (в Одиа). Бхубанешвар: Управление по делам культуры.
- ^ «СНА || Список награжденных» . sangeetnatak.gov.in . Проверено 26 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Прахаллада Натакой, на Викискладе?