Авидья (индуизм)
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Авидья — это санскритское слово, буквальное значение которого — невежество , заблуждения, непонимание, неправильное знание, и оно противоположно видье . [ 1 ] Он широко используется в индуистских текстах, включая Упанишады , и в других индийских религиях, таких как буддизм и джайнизм , особенно в контексте метафизической реальности. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Авидья во всех системах Дхармы представляет собой фундаментальное невежество и неправильное восприятие феноменального мира. [ 3 ] Однако индийские религии расходятся во мнениях в деталях, например, индуизм рассматривает отрицание и неправильные представления об Атмане (душе, «я») как форме авидьи, а буддизм рассматривает отрицание и неправильные представления об Атмане (недуше, не-душе). себя) как форма авидьи. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
Этимология и значение
[ редактировать ]Авидья (अविद्या) — ведическое санскритское слово, состоящее из слов «а» и «видья», что означает «не видья». Слово видья происходит от санскритского корня «вид» , что означает «знать, воспринимать, видеть, понимать». [ 1 ] Следовательно, авидья означает «не знать, не воспринимать, не понимать». Термины , связанные с Вид*, широко встречаются в Ригведе и других Ведах . [ 1 ] В английских переводах древнеиндийских текстов авидья обычно переводится как «невежество», иногда как «духовное невежество». [ 7 ] [ 8 ]
Слово авидья происходит от протоиндоевропейского корня * weid — что означает «видеть» или «знать». Это родственное слово латинского vidēre (что можно перевести как «видео») и английского «wit».
Хотя авидья в индийской философии переводится как «невежество», утверждает Алекс Уэйман, это неправильный перевод, поскольку авидья означает нечто большее, чем невежество. Он предлагает лучше использовать термин «немудрость». [ 2 ] Этот термин включает в себя не только невежество из тьмы, но также затемнение, неправильные представления, ошибочное принятие иллюзии за реальность или непостоянства за постоянное, страдания за блаженство или не-я за самость (заблуждения). [ 2 ] Неправильное знание — это еще одна форма авидьи, утверждает Уэйман. [ 2 ]
Авидья представляет собой фундаментальное невежество, утверждают Джонс и Райан, неправильное восприятие феноменального мира. [ 3 ] В индуизме авидья включает в себя смешение мирской реальности с единственной реальностью, которая является постоянной, хотя и постоянно меняется. [ 3 ] Его доктрины утверждают, что существует духовная реальность, состоящая из Атмана-Брахмана, которая является истинной, вечной, нетленной реальностью вне времени. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
В ведических текстах и Упанишадах
[ редактировать ]Авидья в самых ранних ведических текстах — это невежество, а в более поздних ведических текстах развивается и включает в себя все, что является «положительным препятствием» для духовного или недуховного знания. [ 11 ] В Упанишадах это понятие включает «недостаток знаний, недостаточное знание и ложное знание». [ 11 ]
Иша Упанишада говорит о видье и авидье в стихах 9-11:
Они говорят, что оно сильно отличается от знания, а также от невежества, говорят нам, - так мы слышали от мудрецов, которые объяснили нам это.
Знание и неведение — человек, знающий их обоих вместе, Преодолеет смерть посредством незнания и посредством знания достигнет бессмертия.
- Иша Упанишад, стихи 10-11. [ 12 ]
Катха Упанишада использует метафору слепоты для описания авидьи :
Погрязнув в невежестве, но называя себя мудрыми, воображая себя учеными, глупцы ходят, шатаясь, как группа слепых, ведомая человеком, который сам слеп.
—Катха- упанишада, стих 2.5. [ 13 ]
Мундака-упанишада ссылается на авидью, аналогичную стиху 2.5 Катха-упанишады :
Снова и снова погрязая в невежестве, дураки воображают: «Мы достигли своей цели!» По своей страсти они не понимают, эти люди, преданные обрядам».
- Мундака Упанишада, стих 1.2.9. [ 14 ]
В Йога Даршане
[ редактировать ]Авидья описана в «Йога-сутрах» Патанджали как первая из пяти клеш , узлов страданий и продуктивного поля всех последующих. [ 15 ]
- Я бесконечности и страдания. 5 ॥
- анитьяшучидухханатмасу нитьяшучисухатмахьятиравидья
- Неведение — это принятие того, что невечно, нечисто, болезненно и не-Я, за вечное, чистое, счастливое Атман (Я). [ 16 ]
Крия йога описана в II.2 как метод освобождения от авидьи и других клеш. Это слово также встречается в сутре II.24.
В Адвайта Веданте
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
Эффект авидьи состоит в подавлении истинной природы вещей и представлении вместо нее чего-то другого. По сути, это не отличается от Майи (произносится Майя) или иллюзии. Авидья относится к индивидуальному «Я» ( Атману ), тогда как Майя является дополнением космического «Я» ( Брахмана ). В обоих случаях оно означает принцип дифференциации переживаемой реальности на субъекта («Я») и объекта, имплицитно присущий человеческому мышлению. Авидья означает то заблуждение, которое разрушает первоначальное единство (см.: недвойственность ) того, что реально, и представляет его как субъект и объект, как деятеля и результат поступка. удерживает человечество в плену самсары Именно авидья . Это невежество, «неведение, скрывающее нашу истинную сущность и правду мира», [ 17 ] это не отсутствие эрудиции; это незнание о природе «Бытия» ( Сат ). Это ограничение естественно для сенсорного или интеллектуального аппарата человека. Это ответственно за все страдания человечества. Адвайта Веданта утверждает, что искоренение этого должно быть единственной целью человечества, и это автоматически будет означать реализацию Самости ( Атмана ). [ 18 ]
Ади Шанкара говорит во введении к своему комментарию к Брахма-сутрам :
Благодаря отсутствию дискриминации сохраняется естественное человеческое поведение в форме «Я есть это» или «Это мое»; это авидья. Это наложение свойств одной вещи на другую. Установление природы реальной сущности путем отделения от нее наложенной вещи — это видья (знание, просветление).
По мнению его более поздних последователей, авидью нельзя отнести ни к «абсолютно существующей», ни к «абсолютно несуществующей». [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 918.
- ^ Jump up to: а б с д и Алекс Уэйман (1957). «Значение немудрости (Авидья)». Философия Востока и Запада . 7 (1/2): 21–25. дои : 10.2307/1396830 . JSTOR 1396830 .
- ^ Jump up to: а б с д и Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 57. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209–210. ISBN 978-81-208-3248-0 .
- ^ Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . Мотилал Банарсидасс. стр. 76–78. ISBN 978-81-208-2771-4 .
- ^ Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета. п. 74. ИСБН 978-0-19-517398-7 .
- ^ Ян Уичер (1998). Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 110, см. оба перевода Яна Уичера на одной странице. ISBN 978-0-7914-3815-2 .
- ^ Мариасусай Дхавамони (1973). Феноменология религии . Григорианский. п. 297. ИСБН 978-88-7652-474-5 .
- ^ [а] М. Хирияна (2000), Основы индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120813304 , стр. 25, 160-161;
[b] Венди Донигер О'Флаэрти (1986), Мечты, иллюзии и другие реальности, University of Chicago Press, ISBN 978-0226618555 , страницы 118-119. - ^ Линн Фулстон и Стюарт Эбботт (2009), Индуистские богини: верования и практики , Sussex Academic Press, ISBN 978-1902210438 , страницы 14–16.
- ^ Jump up to: а б Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии, А: От Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 376–377 со сносками. ISBN 978-1-4384-1887-2 .
- ^ Оливель 1998 , с. 409.
- ^ Оливель 1998 , с. 383.
- ^ Оливель 1998 , с. 441.
- ^ Йога-сутры, II.4
- ^ Йога-сутры II.5
- ^ Морхофф, Ульрих. «Покров Авидьи» (PDF) . Международный образовательный центр Шри Ауробиндо, Пондичерри, Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2012 г. Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «Адвайта бхава» . Индус . 14 июля 2013 г. ISSN 0971-751X . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Майеда 1992 , с. 78.
Источники
[ редактировать ]- Маеда, Сенгаку (1992). «Введение в жизнь и мысли Шанкары» . В Маеде, Сенгаку (ред.). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0944-9 .
- Оливель, Патрик, изд. (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Исследования Южной Азии (на английском и санскрите). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 409. ИСБН 978-0-19-512435-4 .