Jump to content

Авидья (индуизм)

Авидья — это санскритское слово, буквальное значение которого — невежество , заблуждения, непонимание, неправильное знание, и оно противоположно видье . [ 1 ] Он широко используется в индуистских текстах, включая Упанишады , и в других индийских религиях, таких как буддизм и джайнизм , особенно в контексте метафизической реальности. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Авидья во всех системах Дхармы представляет собой фундаментальное невежество и неправильное восприятие феноменального мира. [ 3 ] Однако индийские религии расходятся во мнениях в деталях, например, индуизм рассматривает отрицание и неправильные представления об Атмане (душе, «я») как форме авидьи, а буддизм рассматривает отрицание и неправильные представления об Атмане (недуше, не-душе). себя) как форма авидьи. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]

Этимология и значение

[ редактировать ]

Авидья (अविद्या) — ведическое санскритское слово, состоящее из слов «а» и «видья», что означает «не видья». Слово видья происходит от санскритского корня «вид» , что означает «знать, воспринимать, видеть, понимать». [ 1 ] Следовательно, авидья означает «не знать, не воспринимать, не понимать». Термины , связанные с Вид*, широко встречаются в Ригведе и других Ведах . [ 1 ] В английских переводах древнеиндийских текстов авидья обычно переводится как «невежество», иногда как «духовное невежество». [ 7 ] [ 8 ]

Слово авидья происходит от протоиндоевропейского корня * weid — что означает «видеть» или «знать». Это родственное слово латинского vidēre (что можно перевести как «видео») и английского «wit».

Хотя авидья в индийской философии переводится как «невежество», утверждает Алекс Уэйман, это неправильный перевод, поскольку авидья означает нечто большее, чем невежество. Он предлагает лучше использовать термин «немудрость». [ 2 ] Этот термин включает в себя не только невежество из тьмы, но также затемнение, неправильные представления, ошибочное принятие иллюзии за реальность или непостоянства за постоянное, страдания за блаженство или не-я за самость (заблуждения). [ 2 ] Неправильное знание — это еще одна форма авидьи, утверждает Уэйман. [ 2 ]

Авидья представляет собой фундаментальное невежество, утверждают Джонс и Райан, неправильное восприятие феноменального мира. [ 3 ] В индуизме авидья включает в себя смешение мирской реальности с единственной реальностью, которая является постоянной, хотя и постоянно меняется. [ 3 ] Его доктрины утверждают, что существует духовная реальность, состоящая из Атмана-Брахмана, которая является истинной, вечной, нетленной реальностью вне времени. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]

В ведических текстах и ​​Упанишадах

[ редактировать ]

Авидья в самых ранних ведических текстах — это невежество, а в более поздних ведических текстах развивается и включает в себя все, что является «положительным препятствием» для духовного или недуховного знания. [ 11 ] В Упанишадах это понятие включает «недостаток знаний, недостаточное знание и ложное знание». [ 11 ]

Иша Упанишада говорит о видье и авидье в стихах 9-11:

Они говорят, что оно сильно отличается от знания, а также от невежества, говорят нам, - так мы слышали от мудрецов, которые объяснили нам это.

Знание и неведение — человек, знающий их обоих вместе, Преодолеет смерть посредством незнания и посредством знания достигнет бессмертия.

- Иша Упанишад, стихи 10-11. [ 12 ]

Катха Упанишада использует метафору слепоты для описания авидьи :

Погрязнув в невежестве, но называя себя мудрыми, воображая себя учеными, глупцы ходят, шатаясь, как группа слепых, ведомая человеком, который сам слеп.

—Катха- упанишада, стих 2.5. [ 13 ]

Мундака-упанишада ссылается на авидью, аналогичную стиху 2.5 Катха-упанишады :

Снова и снова погрязая в невежестве, дураки воображают: «Мы достигли своей цели!» По своей страсти они не понимают, эти люди, преданные обрядам».

- Мундака Упанишада, стих 1.2.9. [ 14 ]

В Йога Даршане

[ редактировать ]

Авидья описана в «Йога-сутрах» Патанджали как первая из пяти клеш , узлов страданий и продуктивного поля всех последующих. [ 15 ]

Я бесконечности и страдания. 5 ॥
анитьяшучидухханатмасу нитьяшучисухатмахьятиравидья
Неведение — это принятие того, что невечно, нечисто, болезненно и не-Я, за вечное, чистое, счастливое Атман (Я). [ 16 ]

Крия йога описана в II.2 как метод освобождения от авидьи и других клеш. Это слово также встречается в сутре II.24.

В Адвайта Веданте

[ редактировать ]

Эффект авидьи состоит в подавлении истинной природы вещей и представлении вместо нее чего-то другого. По сути, это не отличается от Майи (произносится Майя) или иллюзии. Авидья относится к индивидуальному «Я» ( Атману ), тогда как Майя является дополнением космического «Я» ( Брахмана ). В обоих случаях оно означает принцип дифференциации переживаемой реальности на субъекта («Я») и объекта, имплицитно присущий человеческому мышлению. Авидья означает то заблуждение, которое разрушает первоначальное единство (см.: недвойственность ) того, что реально, и представляет его как субъект и объект, как деятеля и результат поступка. удерживает человечество в плену самсары Именно авидья . Это невежество, «неведение, скрывающее нашу истинную сущность и правду мира», [ 17 ] это не отсутствие эрудиции; это незнание о природе «Бытия» ( Сат ). Это ограничение естественно для сенсорного или интеллектуального аппарата человека. Это ответственно за все страдания человечества. Адвайта Веданта утверждает, что искоренение этого должно быть единственной целью человечества, и это автоматически будет означать реализацию Самости ( Атмана ). [ 18 ]

Ади Шанкара говорит во введении к своему комментарию к Брахма-сутрам :

Благодаря отсутствию дискриминации сохраняется естественное человеческое поведение в форме «Я есть это» или «Это мое»; это авидья. Это наложение свойств одной вещи на другую. Установление природы реальной сущности путем отделения от нее наложенной вещи — это видья (знание, просветление).

По мнению его более поздних последователей, авидью нельзя отнести ни к «абсолютно существующей», ни к «абсолютно несуществующей». [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 918.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Алекс Уэйман (1957). «Значение немудрости (Авидья)». Философия Востока и Запада . 7 (1/2): 21–25. дои : 10.2307/1396830 . JSTOR   1396830 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 57. ИСБН  978-0-8160-7564-5 .
  4. ^ Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209–210. ISBN  978-81-208-3248-0 .
  5. ^ Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . Мотилал Банарсидасс. стр. 76–78. ISBN  978-81-208-2771-4 .
  6. ^ Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета. п. 74. ИСБН  978-0-19-517398-7 .
  7. ^ Ян Уичер (1998). Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 110, см. оба перевода Яна Уичера на одной странице. ISBN  978-0-7914-3815-2 .
  8. ^ Мариасусай Дхавамони (1973). Феноменология религии . Григорианский. п. 297. ИСБН  978-88-7652-474-5 .
  9. ^ [а] М. Хирияна (2000), Основы индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120813304 , стр. 25, 160-161;
    [b] Венди Донигер О'Флаэрти (1986), Мечты, иллюзии и другие реальности, University of Chicago Press, ISBN   978-0226618555 , страницы 118-119.
  10. ^ Линн Фулстон и Стюарт Эбботт (2009), Индуистские богини: верования и практики , Sussex Academic Press, ISBN   978-1902210438 , страницы 14–16.
  11. ^ Jump up to: а б Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии, А: От Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 376–377 со сносками. ISBN  978-1-4384-1887-2 .
  12. ^ Оливель 1998 , с. 409.
  13. ^ Оливель 1998 , с. 383.
  14. ^ Оливель 1998 , с. 441.
  15. ^ Йога-сутры, II.4
  16. ^ Йога-сутры II.5
  17. ^ Морхофф, Ульрих. «Покров Авидьи» (PDF) . Международный образовательный центр Шри Ауробиндо, Пондичерри, Индия. Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2012 г. Проверено 3 июня 2012 г.
  18. ^ «Адвайта бхава» . Индус . 14 июля 2013 г. ISSN   0971-751X . Проверено 8 января 2020 г.
  19. ^ Майеда 1992 , с. 78.

Источники

[ редактировать ]
  • Маеда, Сенгаку (1992). «Введение в жизнь и мысли Шанкары» . В Маеде, Сенгаку (ред.). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0944-9 .
  • Оливель, Патрик, изд. (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Исследования Южной Азии (на английском и санскрите). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 409. ИСБН  978-0-19-512435-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89cec5f092020e610dc1bdbef20c5e6c__1716412980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/6c/89cec5f092020e610dc1bdbef20c5e6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avidyā (Hinduism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)