Jump to content

Латиноамериканская социальная археология

Латиноамериканская социальная археология ( LASA ) — это школа мысли, разработанная в Латинской Америке в 1970-х и 1980-х годах и ориентированная на применение исторического материализма к интерпретации археологических данных. Это ортодоксальное течение марксизма , поскольку оно придерживается диалектического материализма .

В латиноамериканской социальной археологии существуют два основных направления. Первый был инициирован перуанским археологом Луисом Г. Лумбрерасом и черпал большую часть своего вдохновения в работах Вере Гордона Чайлда и автора основополагающей книги La Arqueología como Ciencia Social (1984). [ 1 ] Большинство статей его и его последователей были опубликованы в журнале Gaceta Arqueológica Andina, южноамериканском археологическом журнале, выходившем на протяжении 1990-х годов. Лумбрерас был отмечен за создание нового взгляда на археологию за ценный вклад не только в описательном и аналитическом аспекте, но и в теоретическом плане определения перуанской археологии. Он является одним из основателей латиноамериканской социальной археологии за его вклад в сбор данных и участие в развитии и интеграции общества.

Другое основное течение, вдохновленное работами Лумбрераса, состоит из археологов, входящих в группу Оастепек. [ 2 ] среди них: Луис Ф. Бейтэ (Чили), И. Варгас Аренас (Венесуэла), Марио Саноха Обедиент (Венесуэла), Марсио Велос Маджоло Большая часть их работ была опубликована в журнале « Бюллетень американской антропологии» , издаваемом Панамериканским институтом географии. Вся продукция этой группы по марксистской теории и археологии была обобщена Луисом Ф. Бэйтом в его книге « Процесс исследования в археологии» (1998). [ 3 ]

Археология как общественная наука

[ редактировать ]

В 1976 году Луис Г. Лумбрерас опубликовал сборник некоторых статей по перуанской археологии, а также пять глав, посвященных марксистской теории и ее потенциалу для археологических исследований. На эту работу сильно повлиял Чайлд (1954), особенно его однолинейная концепция культурной эволюции (Чайльд 1964). После этой работы Лумбрерас опубликовал множество статей в Gaceta Arqueológica Andina . Большинство из них переиздано в книге Arqueologia y Sociedad .

Трехкатегориальная система

[ редактировать ]

Самый интересный вклад археолога Оастепека - это система, предложенная для понимания «социальных целостностей или тотальности». К классическому различию между инфраструктурой и надстройкой они добавили различие между формой и содержанием (Bate 1998).

Они предполагают, что общество имеет три уровня существования: культуру, образ жизни и общественно-экономическую формацию (СЭФ). Последняя представляет собой систему сущностного содержания общества, т. е. диалектическую связь между производительными силами, производственными отношениями и некоторой общей формой идеологии и институтов. СЭФ является общим для всех обществ с одинаковым уровнем развития. Культура — это феноменологическое единичное проявление отдельного общества.

Образ жизни — это промежуточная категория, которая относится к особенностям способа производства, определяемым экологическими переменными. Например, для способа производства «Собирательство» или «Охотник-собиратель» вы можете определить различные образы жизни в соответствии с классической дихотомией «Собиратель-Коллекционер».

Кроме того, все три уровня имеют отличительные временные ритмы. SEF является более медленным из трех, поскольку многие изменения в Образе Жизни или Культуре могут произойти до того, как произойдет революционная эволюция способа производства.

Трехкатегориальная система является своего рода ответом на дебаты о социокультурно-однолинейном социальном эволюционизме и многолинейном эволюционизме.

В своих комментариях к книге «Социальная археология в Латинской Америке: признание» археологи Аугусто Оюэла-Кайседо, Армандо Анайя и Карлос Г. Элера отмечают вклад Паттерсона в латиноамериканскую социальную археологию и донесение этой информации до англоговорящих людей как аспект развития археологии как дисциплины, который ранее игнорировался. [ 4 ] Однако они критикуют его статью за преувеличение важности явления, весьма ограниченного во времени.

Социальная археология в Латинской Америке стала прямым следствием политических изменений в правительствах Чили, Перу и Венесуэлы. В конце 60-х – начале 80-х годов произошел всплеск признания марксистской идеологии . Толерантность к альтернативным государственным моделям можно увидеть при поддержке социалистических администраций того времени, таких как чилийский левый Сальвадор Альенде , [ 5 ] но этот период закончился быстрым переходом от левой идеологии к крайне правой и изгнанием археологов и интеллектуалов с социальных позиций. Латиноамериканских «социальных археологов», вышедших из этой эпохи (Бейт, Лумбрерас, Варгас и Саноха), можно считать частью поколения активистов, которое было активно вовлечено в марксистскую политическую идеологию или находилось под ее влиянием. [ 5 ] Этот активизм был понят как часть «революционного политического компромисса». [ 6 ] В этот период восстаний и социального движения также преобладало презрение к Соединенным Штатам и другим империалистическим странам за их участие в латиноамериканской археологии, в результате чего в социальной археологии появился термин «археология протеста». [ 7 ]  

  1. ^ Альварес, Мириан Р.; Фиоре, Даная (1993). «Археология как общественная наука: заметки для теоретико-эпистемологического подхода» . Бюллетень американской антропологии (27): 21–38. ISSN   0252-841X . JSTOR   40978010 .
  2. ^ Археология в Латинской Америке . Политис, Густаво., Альберти, Бенджамин, 1968-. Лондон: Рутледж. 1999. ISBN  0-415-13308-4 . OCLC   41319888 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Летучая мышь, Луис Фелипе. (1998). Исследовательский процесс в археологии . Барселона: Критика / Грихальбо Мондадори. ISBN  84-7423-880-3 . OCLC   39368740 .
  4. ^ Триггер, Брюс Г. (1989). История археологической мысли . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-32878-0 . OCLC   17982627 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Оюэла-Кайседо, Аугусто; Анайя, Армандо; Элера, Карлос Г.; Вальдес, Лидио М. (апрель 1997 г.). «Социальная археология в Латинской Америке?: Комментарии к Т.К. Паттерсону» . Американская древность . 62 (2): 365–374. дои : 10.2307/282518 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   282518 . S2CID   151670890 .
  6. ^ Ривера, Марио А; Орельяна, Марио (1994). Чили: институциональное развитие и идеологический контекст. История латиноамериканской археологии . Олдершот: Всемирная серия археологии.
  7. ^ Матос, Мендьета, Рамиро (1994). Перу: «Некоторые комментарии». История латиноамериканской археологии . стр. 104–123. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейт, Л. Ф. 1998. Исследовательский процесс в археологии . Критические издания, Барселона.
  • Чайлд, В.Г. 1954. Истоки цивилизации . Фонд экономической культуры, Мексика. (Человек делает себя сам)
  • Чайлд, В.Г. 1964. Социальная эволюция .
  • Лумбрерас, Л.Г. 1984 (1976). Археология как общественная наука . Дом Америк, Гавана, Куба.
  • Лумбрерас, Л.Г. 2005. Археология и общество . Институт перуанских исследований, Лима.
  • Макгуайр, Р. (1993). «Археология и марксизм». Археологический метод и теория . 5 : 101–158. JSTOR   20170230 .
  • Варгас Аренас, И. 1985. «Образ жизни: категория посредничества между социальной формацией и культурой». В Бюллетене американской антропологии 12.
  • Варгас Аренас, И. 1986. «Общество и природа: вокруг посредничества и решимости измениться в доклассовом FES». В Бюллетене американской антропологии 13:65-74.
  • Варгас Аренас, И. 1987. «Племенная социально-экономическая формация». В Бюллетене американской антропологии 15:15-26.
  • Варгас Аренас, И. 1989. «Теории о вождестве как образе жизни: пример Карибского бассейна». В Бюллетене американской антропологии 20: 19–30.
  • Вело Маджиоло, М. 1984. «Археология повседневной жизни: нюансы, история и различия». В Бюллетене американской антропологии 10: 5-21.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ffe006ae03e7117e769eda41fccd614__1675014120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/14/9ffe006ae03e7117e769eda41fccd614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Latin American social archaeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)