Ганеш Шанкар Видьярти
Ганеш Шанкар Видьярти | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 марта 1931 г. | (40 лет)
Род занятий | Журналист, автор, писатель |
Годы активности | 1890–1931 |
Заголовок | Редактор- Пратап (1913–1931). |
Ганеш Шанкар Видьярти (26 октября 1890 — 25 марта 1931) — индийский журналист, лидер Индийского национального конгресса . [ 1 ] и активист движения за независимость . Он был важной фигурой в движении отказа от сотрудничества. [ 2 ] и движение за свободу Индии, которое однажды перевело Виктора Гюго роман «Девяносто три» , [ 3 ] и наиболее известен как основатель-редактор на языке хинди газеты Pratap . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ганеш Шанкар родился в индуистской семье Каястха в Хатгаоне/Хатгаме в районе Фатехпур. Его отец Джай Нараин, которого также пишут как Джайнараян, был учителем в средней школе, а именно в Anglo Vernacular School. [ 7 ] в Мунгаоли , который сейчас является техсилом района Ашокнагар штата Мадхья-Прадеш . Он был бедным, но глубоко религиозным индусом и приверженцем высоких идеалов. Именно при нем Ганеш Шанкар получил начальное образование и сдал экзамены в среднюю школу в частном порядке в 1907 году после обучения в Мунгаоли и Видише . Его журнал приема доступен в этой школе. Он не мог учиться дальше из-за бедности и стал клерком в валютной конторе, а затем учителем в средней школе в Канпуре . В 16 лет он также написал свою первую книгу «Хамари Атмогсаргарт» и 4 июня 1909 года женился на своей жене Чандрапракашвати Видьярти. [ 8 ]
Однако его настоящий интерес заключался в журналистике и общественной жизни, и он рано попал под влияние националистического подъема, который происходил в стране. Он стал агентом известных революционных журналов на хинди и урду – «Карамиоги» и «Свараджья», а также начал сотрудничать с ними. Он взял себе псевдоним «Видьярти» – искатель знаний. Он привлек внимание Pt. Махабир Прасад Двиведи, старейшина хинди-журналистики, который предложил ему работу помощника редактора в своем знаменитом литературном ежемесячном журнале «Сарасвати» в 1911 году. Однако Ганеш Шанкар больше интересовался текущими событиями и политикой и поэтому присоединился к Хинди еженедельник "Абхьюдая" - политический журнал того времени. Таким образом, он проходил обучение у двух величайших деятелей литературы и журналистики на хинди того времени.
В 1913 году Ганеш Шанкар вернулся в Канпур и начал свою карьеру журналиста и борца за свободу, которая закончилась только с его смертью 18 лет спустя. Он основал «Пратап», свой знаменитый революционный еженедельник, который поддерживал интересы угнетенных, где бы они ни находились, и «Пратап» оказался широко распространенным, поскольку его тираж подскочил с пятисот в 1913 году до шестисот в 1916 году. [ 9 ] Именно через эту газету он вел свои знаменитые бои за угнетенных крестьян Рае Барели , рабочих фабрик Канпура и угнетенных жителей индийских штатов. В ходе этих боев ему пришлось предстать перед многочисленными судебными преследованиями, заплатить крупные штрафы и получить пять тюремных сроков. 11 января 1915 года он произнес следующую цитату: [ 10 ]
Теперь пришло время, чтобы наша политическая идеология и наше движение не ограничивались англообразованными людьми и распространялись среди простых людей [саманья джанта], а индийское общественное мнение [локмат] не было мнением эти немногие образованные люди лишь отражают мысли всех классов страны... демократическое правление на самом деле является правилом общественного мнения».
Позже, 31 мая, он также сказал:
Презираемые крестьяне — наши истинные кормильцы [аннадата], а не те, кто считает себя особенными и смотрит свысока на людей, живущих в тяжелом труде и нищете, как на низших существ.
Он впервые встретил Ганди в 1916 году в Лакхнау и всем сердцем посвятил себя национальному движению. Он принял ведущее участие в Движении за самоуправление 1917–18 и возглавил первую забастовку текстильщиков в Канпуре. В 1920 году он начал издавать ежедневную газету «Пратап» , и именно в этом году он был приговорен к двум годам строгого заключения за защиту интересов крестьян Раэ Барели. Он был освобожден в 1922 году и почти сразу же снова отправлен в тюрьму за произнесение «крамольной» речи в качестве президента провинциальной политической конференции в Фатехгархе. В 1924 году он встретился и протестовал вместе с Бхагатом Сингхом . [ 11 ] который стал близким коллегой и другом. [ 12 ] [ 13 ] Позже он также присоединился к Чандре Шекхару Азаду . [ 14 ] Сингх был освобожден в 1924 году, его здоровье было сильно подорвано, но он не знал передышки и основал недолговечный профсоюз. [ 1 ] а также занялся подготовкой к сессии Конгресса в Канпуре в 1925 году.
В 1925 году, когда Конгресс решил участвовать в выборах в Законодательные советы провинции и организовал партию Сварадж, Ганеш Шанкар одержал от ее имени громкую победу в Канпуре и был членом Законодательного совета UP до 1929 года, когда он ушел в отставку по указанию. Конгресса. В 1925 году, после того как Ганди основал храм Бич-Вала-Чоук в Канпуре, Видьярти часто использовал его для проведения собраний. [ 15 ] В 1926 году Видьярти, считавшийся важным членом Конгресса, призвал Шива Нараяна Тандона также присоединиться к Конгрессу. В 1928 году он также основал Маздур Сабха и руководил ею до своей смерти в 1931 году. [ 4 ] В 1929 году он был избран президентом комитета Конгресса UP и был назначен первым «диктатором», возглавившим движение Сатьягра в UP. Он был сторонником языка хинди и присутствовал на конференции хинди Сахитья Саммелан в 1930 году в Горакхпуре. [ 16 ] и в марте 1930 года в парке Шраддхананд в Нью-Дели . [ 6 ] В том же году его арестовали и снова отправили в тюрьму. Он был освобожден 9 марта 1931 года в соответствии с пактом Ганди-Ирвина .
Коммунализм и смерть
[ редактировать ]Коммунализм охватил Западный Уттар-Прадеш в 1920-х годах, когда движение шуддхи набирало обороты, и Канпур не стал исключением. [ 1 ] В феврале 1927 года Видьярти и другие лидеры Конгресса организовали демонстрацию у мечети Мулгандж и сорок минут играли музыку; это было местью за нападение мусульманской толпы на музыкальный оркестр, сопровождавший индуистскую свадебную процессию. [ 1 ] Несмотря на это, Видьярти был известен своей светской политикой и симпатиями к мусульманам. [ 1 ]
В 1931 году в Канпуре произошли общественные беспорядки. [ 17 ] Несмотря на то, что ему предстояло приступить к сессии Конгресса в Карачи, он решил остаться и спасти людей, прежде чем сдаться толпе. [ 1 ] [ 17 ] Очевидцы отмечают, что он спас членов обеих общин; его дочь «заявила, что ее отец успешно спас нескольких мусульманок, но затем сразу же принялся за спасение нескольких пойманных в ловушку индусов, и на этом этапе на него напали и убили». [ 18 ] Его дочь также утверждала, что убийство было организовано колониальным правительством. [ 19 ] [ а ] Изуродованное тело Видьярти с множественными ножевыми ранами было найдено лишь несколько дней спустя рядом с мусором. [ 20 ] Старший журналист Фатехпура Премшанкар Авасти говорит, что кто не знает Амара Шахида Ганеша Шанкара Видьярти? Те, кто заложил основы индуистско-мусульманского единства, пожертвовав своей жизнью ради общественной гармонии, стали примером в истории индийской журналистики. Как может страна забыть бессмертную жертву журналиста Сиромани Ганеша Шанкара Видьярти?» [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Махатма Ганди отдал ему следующую дань уважения на страницах «Молодой Индии»: «Смерти Ганеша Шанкара Видьярти мы все могли позавидовать. Его кровь — это цемент, который в конечном итоге свяжет две общины. Никакой пакт не свяжет наши Но героизм, подобный Ганешу Шанкару Видьярти, в конце концов должен растопить самые каменные сердца, расплавить их в одно целое. Однако яд проник настолько глубоко, что кровь даже у человека. такого великого, такого самоотверженного и такого чрезвычайно смелого, как Ганеш Шанкар Видьярти, возможно, сегодня недостаточно, чтобы избавить нас от этого. Пусть этот благородный пример побудит всех нас к аналогичным усилиям, если такая возможность возникнет снова». Автор Сиярамшаран Гупта также сделал Видьярти предметом работ «Атмотсарг Патейя» и «Мринмойи Атмотсарг» . [ 22 ]
В 2006 году произошел спор, связанный с несанкционированным открытием статуи в Мунгавали, Мадхья-Прадеш, в честь Видьярти членом парламента ИНК Джотирадитьей Мадхаврао Шиндией . Полиция и правительство штата заявили, что это было несанкционировано, и конфисковали статую, несмотря на то, что местный конгрессмен и журналисты настаивали на ее восстановлении. [ 23 ] В 2007 году журналист Алок Мехта был награжден премией Ганеша Шанкара Видьярти от Национального университета журналистики и коммуникации Маханлала Чатурведи . [ 24 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Ганеша Шанкара Видьярти был сын Хари Шанкар Видьярти и две внучки Шрилекха Видьярти и Мадулекха Видьярти. [1]
Почести
[ редактировать ]- Ганеш Шанкар Видьярти Пураскар вручается известным журналистам уважаемым президентом Индии каждый год, начиная с 1989 года.
- Мемориал Ганеша Шанкара Видьярти ( GSVM ) Медицинского колледжа Канпура назван в его память.
- Ганеш Чоук, в его честь названа площадь в центре города Горакхпур .
- Пхул Баг , ранее Королевский парк в Канпуре, также назывался Ганеш Видьярти Удьян .
- Интерколледж Ганеша Шанкера Видьярти (GSV Inter College Hathgaon-Fatehpur) назван в его память.
- Интерколледж Ганеша Шанкара Видьярти Смарака (GSVS Inter College Maharajganj, UP) назван в честь его памяти.
- 18 июля 2017 года правительство штата Уттар-Прадеш переименовало аэропорт Канпур в аэропорт Ганеш Шанкар Видьярти в знак уважения к его вкладу в независимость Индии.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Видьярти вспоминает, как тетя заявила ей, что оружие раздавалось в населенных пунктах за несколько дней до начала беспорядков, и было сказано, что «Лев Канпура» [Видьярти] будет убит.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гоопту, Нандини (2001). Политика городской бедноты в Индии начала двадцатого века . Издательство Кембриджского университета . стр. 90–376. ISBN 978-0521443661 .
- ^ Панди, Гьянендра (2002). Возвышение Конгресса в Уттар-Прадеше . Гимн Пресс. стр. 37–77. ISBN 978-1843317623 .
- ^ Саймон, Шерри; Сен-Пьер, Поль (2000). Изменение терминов: перевод в постколониальную эпоху . Университет Оттавы Press. п. 89. ИСБН 978-0776605241 .
- ^ Jump up to: а б Брасс, Пол Р. (1965). Фракционная политика в индийском штате: Партия Конгресса в Уттар-Прадеше . Издательство Калифорнийского университета . стр. 169–196 .
- ^ Мукул, Акшая (3 ноября 2015 г.). Gita Press и создание индуистской Индии . ХарперКоллинз. ISBN 978-9351772316 .
- ^ Jump up to: а б Гулд, Уильям (15 апреля 2004 г.). Индуистский национализм и язык политики в позднеколониальной Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 61–100. ISBN 978-1139451956 .
- ^ Нирадж Шукла. Ганеш Шанкар Видьярти Самаджик Четна Ке Сарти . Локвани Пракашан Дели. п. 25. ISBN 9789381487853 .
- ^ «Ганеш Шанкар Видьярти: Пенман в битве против коммунализма» . www.merinews.com. 18 апреля 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Бертон, Антуанетта ; Хофмейр, Изабель (2014). Десять книг, которые сформировали Британскую империю: создание Имперского сообщества . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0822375920 .
- ^ Парамешвар Гаонкар, Дилип (2007). Культуры демократии . Издательство Университета Дьюка. п. 48. ИСБН 978-0822366720 .
- ^ Ахуджа, МЛ (2008). Выдающиеся индийцы: революционеры . Рупа и Ко ISBN 978-8129113955 .
- ^ Бакши, С.Р. (2001). Ранние арийцы до Свараджа . Саруп и сыновья. стр. 302–304. ISBN 978-8176255370 .
- ^ Мэсси, Реджинальд (2014). Шахид Бхагат Сингх и забытые индийские мученики . Публикации Абхинава. п. 177. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сингх Рана, Бхаван (2005). Чандра Шекхар Азад (Бессмертный революционер Индии) . Карманные книги с бриллиантами. стр. 53–57. ISBN 978-8128808166 .
- ^ «Полуночный подъем флага в Бич-Вала-Чоук-Манире» . timesofindia.indiatimes.com . 15 августа 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Котари, Рита (1998). Современная гуджаратская поэзия: Избранное . Сахитья Академия . п. 48. ИСБН 978-8126002948 .
- ^ Jump up to: а б Ганди, Раджмохан (2006). Ганди: Человек, его народ и империя . Издательство Калифорнийского университета . п. 327. ИСБН 978-0520255708 .
- ^ «Вспоминая Ганеша Шанкара Видьярти, редактора, который жил – и умер – ради общественной гармонии» . Проволока . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Вспоминая Ганеша Шанкара Видьярти, редактора, который жил – и умер – ради общественной гармонии» . Проволока . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Бакши, С.Р. (1988). Ганди и массовые движения . Атлантические издательства. п. 198.
- ^ «Ганеш Шанкар Видьярти Джаянти: журналист, погибший во время индуистско-мусульманских беспорядков» . Югантар Права . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Премшанкар (2006). Сиярамшаран Гупта (писатель на хинди) . стр. 5–94. ISBN 978-8126013401 .
- ^ «Открытие статуи Видьярти сталкивается с проблемами» . Индостан Таймс . 9 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2016 г. Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Награда Алоку Мехте» . thehindu.com . 18 марта 2007 года . Проверено 11 сентября 2015 г.