Учение и философия Свами Вивекананды
Свами Вивекананда был индуистским монахом из Индии. Его учение и философия представляют собой переосмысление и синтез различных направлений индуистской мысли, в первую очередь классической йоги и (Адвайты) Веданты . Он смешал религию с национализмом и применил эту новую интерпретацию к различным аспектам образования, веры, формирования характера, а также к социальным вопросам, касающимся Индии. Его влияние распространилось также на запад, и он сыграл важную роль в распространении йоги на западе .
Адвайта Веданта
[ редактировать ]Западный эзотеризм
[ редактировать ]Синтезируя и популяризируя различные направления индуистской мысли, в первую очередь классическую йогу и (Адвайта) Веданту, Вивекананда находился под влиянием западных идей, таких как универсализм , через миссионеров- унитариев , которые сотрудничали с Брахмо Самадж . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его первоначальные убеждения были сформированы концепциями Брахмо, которые включали веру в бесформенного Бога и осуждение идолопоклонства . [ 6 ] [ 7 ] и «упорядоченное, рационализированное, монотеистическое богословие, сильно окрашенное избирательным и модернистским прочтением Упанишад и Веданты». [ 8 ] Он пропагандировал идею о том, что «божественное, абсолютное существует внутри всех людей, независимо от социального статуса». [ 9 ] и что «видение божественного как сущности других будет способствовать любви и социальной гармонии». [ 9 ] Благодаря своим связям с Кешуба Чандры Сена Нава Видханом , [ 10 ] масонская ложа , [ 11 ] Садхара Брахмо Самадж , [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Сена» и «Группа надежды , Вивекананда познакомился с западным эзотерикой . [ 15 ]
Рамакришна
[ редактировать ]В 1881 году Нарендра впервые встретил Рамакришну, который стал его духовным центром после смерти его собственного отца в 1884 году. По словам Банхатти, именно Рамакришна действительно ответил на вопрос Нарендры, кто действительно видел Бога, сказав: «Да, я видел Его так, как вижу». ты, только в бесконечно более интенсивном смысле». [ 16 ] Рамакришна постепенно привел Нарендру к мировоззрению, основанному на Веданте, которое «обеспечивает онтологическую основу для « шиваджняне дживер сева », духовной практики служения людям как реальным проявлениям Бога». [ 17 ] По словам Майкла Тафта, Рамакришна примирил дуализм формы и бесформенного. [ 18 ] относительно Высшего Существа как Личного, так и Безличного, активного и неактивного. Рамакришна заявил, что
Личное и Безличное — одно и то же, как молоко и его белизна, алмаз и его блеск, змея и ее извивающееся движение. Невозможно представить одно без другого. Божественная Мать и Брахман едины. [ 19 ]
Тем не менее, Вивекананда находился под большим влиянием Брахмо Самаджа и его новых идей, чем Рамакришны. [ 20 ]
Адвайта Веданта
[ редактировать ]особые права и привилегии в отношении права на универсальное знание Упанишад Адхикаривада в индуизме претендовал на . Вивекананда отверг Адхикариваду, которая, по его мнению, была результатом чистого эгоизма , и игнорировал как бесконечные возможности человеческой души , так и тот факт, что все люди способны получать знания, если они передаются на их собственных языках . [ 21 ] [ 22 ] Он утверждал, что нет никаких оснований ограничивать доступ к универсальному знанию Упанишад по признаку касты или религии .
Вивекананда пропагандировал, что сущность индуизма лучше всего выражена в Ади Шанкары философии Адвайта Веданты . [ 23 ] Тем не менее, вслед за Рамакришной и в отличие от Адвайта Веданты, Вивекананда считал, что Абсолют одновременно имманентен и трансцендентен. [ примечание 1 ] По словам Анила Суклала, неоведанта Вивекананды «примиряет Двайту, или двойственность, и Адвайту, или недуализм», рассматривая Брахмана как «единого без второго», но «одновременно квалифицированного, сагуна, и бескачественного, ниргуна». [ 24 ] [ примечание 2 ] Вивекананда резюмировал Веданту следующим образом, придав ей современную и универсалистскую интерпретацию: [ 23 ] демонстрируя влияние классической йоги:
Каждая душа потенциально божественна. Цель состоит в том, чтобы проявить эту Божественность внутри, контролируя природу, внешнюю и внутреннюю. Делайте это либо работой, либо поклонением, либо умственной дисциплиной, либо философией – одним, несколькими или всеми из них – и будьте свободны. В этом вся религия. Доктрины, или догмы, или ритуалы, или книги, или храмы, или формы — всего лишь второстепенные детали.
Йога и Санкхья
[ редактировать ]Акценту Вивекананды на нирвикальпа самадхи предшествовало влияние средневековой йоги на Адвайта Веданту. [ 25 ] В соответствии с такими текстами Адвайта Веданты, как Дриг-Дрешья-Вивека (14 век) и Ведантасара (Садананды) (15 век), Вивекананда рассматривал самадхи как средство достижения освобождения. [ 26 ] [ примечание 3 ]
Вивекананда популяризировал понятие инволюции , термин, который Вивекананда, вероятно, взял у западных теософов , особенно у Елены Блаватской , в дополнение к идее эволюции Дарвина и, возможно, относится к санкхьи термину саткарья . [ 29 ] Теософские идеи инволюции имеют «много общего» с «теориями происхождения Бога в гностицизме, каббале и других эзотерических школах». [ 29 ] По словам Миры Нанды, «Вивекананда использует слово «инволюция» именно так, как оно появляется в теософии: нисхождение или вовлечение божественного сознания в материю». [ 30 ] Говоря о духе, Вивекананда обращается к пране или пуруше , полученным («с некоторыми оригинальными особенностями») из санкхьи и классической йоги , представленной Патанджали в « Йога-сутрах» . [ 30 ]
Вивекананда связывал мораль с контролем над разумом, рассматривая истину, чистоту и бескорыстие как качества, укрепляющие мораль. [ 31 ] Он советовал своим последователям быть святыми, бескорыстными и иметь шраддху (веру). Вивекананда поддерживал брахмачарью , [ 32 ] полагая, что это источник его физической и умственной выносливости и красноречия. [ 33 ]
Индийский национализм и личностное развитие
[ редактировать ]Национализм был важной темой в мысли Вивекананды. Он считал, что будущее страны зависит от ее народа, и его учение сосредоточено на человеческом развитии. [ 34 ] Он хотел «запустить механизм, который донесет благороднейшие идеи до порога даже самых бедных и подлых». [ 35 ]
Национализм
[ редактировать ]Вивекананда сыграл важную роль в росте индийских националистических настроений в конце 19 и 20 веках, воодушевляя многих индийцев своим успехом и привлекательностью на Западе. Его пример помог укрепить гордость за культурное и религиозное наследие Индии и поддержал движение за независимость Индии . Вивекананда участвовал в нескольких из этих движений, призывая к независимости Индии от британского правления. Свами Вивекананда считал Индию благословенным Пуньябхуми , «землей добродетели»:
... земля, где человечество достигло вершины щедрости, чистоты, спокойствия, прежде всего, земля самоанализа и духовности - это Индия . [ 36 ]
По словам Вивекананды, будущее страны зависит от ее народа, и он заявил, что «созидание человека — моя миссия». [ 34 ] Религия играет центральную роль в этом человеческом творчестве, утверждая, что «проповедовать человечеству его божественность и то, как заставить ее проявляться в каждом движении жизни». [ 37 ] Именно скоординированная сила воли приведет к независимости, даже если сорок миллионов британцев будут управлять тремястами миллионами жителей Индии . По словам Вивекананды, эти сорок миллионов британцев объединили свои воли, и это привело к бесконечной власти, и это было причиной их успеха. Вивекананда предписывал, что для создания великого будущего Индии вся суть будет заключаться в организации, накоплении силы, координации воли. [ 38 ]
Личностное развитие и религия
[ редактировать ]В соответствии с влиянием западных идей, Вивекананда подчеркивал важность индивидуального развития. Свами Вивекананда понял, что для того, чтобы сделать каждого человека великим и каждую нацию великой, необходимы три вещи, а именно: убежденность в силах добра; отсутствие ревности и подозрительности; и помогая всем, кто пытается быть и творить добро. [ 39 ] Свами Вивекананда предложил попытаться отказаться от зависти и тщеславия и научиться сообща работать на благо других. Он рассказал, что чистота, терпение и настойчивость преодолевают все препятствия. Он предложил набраться смелости и работать дальше. Терпение и упорный труд, по мнению Свами Вивекананды, – единственный способ добиться успеха.
По словам Свами Вивекананды, «вера в себя и вера в Бога – вот секрет величия». Свами Вивекананда заметил, что история мира — это история нескольких людей, которые верили в себя, и именно вера вызывает божественность внутри. Поэтому он сказал, что если люди будут верить в триста тридцать миллионов индуистских мифологических богов и во всех богов, которых иностранцы имеют сейчас и до сих пор не верят в себя, спасения не будет. [ 40 ] Для Вивекананды религия была не просто теорией, а реальной практикой, которую нужно было применять в жизни, превращая животное в человека, а человека в Бога. [ 41 ] заявляя, что «это бытие и становление, а не слушание или признание; это вся душа превращается в то, во что она верит». [ 37 ] Он ненавидел религиозные ритуалы, практиковавшиеся в то время. [ 42 ] Вивекананда также отметил, что изолированной медитации недостаточно:
Приливная волна западной цивилизации сейчас несется по всей стране. Сейчас невозможно просто сидеть в медитации на горных вершинах, ни в малейшей степени не осознавая ее полезности. Сейчас нужна интенсивная Кармайога , с безграничной храбростью и неукротимой силой сердца. Только тогда народ страны пробудится.
Социальные услуги
[ редактировать ]Социальная служба
[ редактировать ]Социальное служение было важным аспектом идей Вивекананды и новшеством, которое отличалось как от Адвайта Веданты, так и от Рамакришны. Тем не менее он приписывал эти идеи обоим, пытаясь примирить их со своими собственными идеями.
По словам Вивекананды, важное учение, которое он получил от Рамакришны, заключалось в том, что Джива — это Шива (каждый человек — это сама божественность). Поэтому он сделал упор на Шива Джнане Джива Сева (служить простым людям, считая их проявлением Бога). Согласно Вивекананде, человек потенциально Божественен, поэтому служение человеку — это действительно служение Богу. [ 43 ]
Отсутствие травм
[ редактировать ]Свами Вивекананда называл джайнских монахов первыми великими аскетами. [ 44 ] Он похвалил их древние знания о присутствии низших форм жизни в воде: [ 45 ]
Ужасная вещь, убивающая эти низкие формы жизни. Итак, эти монахи, если бы они умерли от жажды, они бы никогда не убили этих животных, выпив воду. То, что мы называем этикой, они просто выводят из одного великого принципа ненанесения вреда и совершения добра. [ 46 ]
Кастовая система
[ редактировать ]Он подчеркнул, что кастовая система не возникла по рождению, как это принято в древних индуистских традициях. Речь идет больше о социальной структуре, то есть о профессии, где ребенок, рожденный в семье кшатриев, также может стать брахманом. Разительный контраст был замечен в представлениях Вивекананды о кастовой системе. Как ни странно, он поддерживал систему Варн, описанную в Ведах. Раскрывая преимущества кастовой системы, он сказал, что разделение труда является великим благом этой системы. Это приведет к совершенству в любой профессии.
Это разделение, конечно, приведет к кастовому движению по пути прогресса. Однако он также разоблачил пороки этой системы. Неприкасаемость была его худшей частью. Итак, Вивекананда раскритиковал этот тип «Не трогай». Он хотел обуздать этот тип догматизма в обществе.
Образование
[ редактировать ]Вивекананда считал, что образование — это проявление совершенства уже в мужчинах. [ 37 ] Ему было жаль, что существующая система образования не дает человеку возможности стоять на ногах, не учит его уверенности в себе и уважению к себе. Для Вивекананды образование было не только сбором информации, но и чем-то более значимым; он считал, что образование должно созидать человека, давать жизнь и формировать характер. Для него образование было ассимиляцией благородных идей. [ 34 ]
Образование – это не тот объем информации, который мы вкладываем в ваш мозг и беспорядочно циркулирует там всю жизнь. У нас должно быть строительство жизни, создание человека, формирование характера, ассимиляция идей. Если вы усвоили пять идей и сделали их своей жизнью и характером, вы образованнее, чем любой человек, имеющий наизусть целую библиотеку... [ 47 ] [ 48 ]
Свами Вивекананда считал, что образование, которое получают мальчики и девочки, очень негативное. Он считает, что такое образование не обретает уверенности или самоуважения, поэтому, по мнению Свами Вивекананды, детям следует давать только позитивное образование. [ 49 ] Свами Вивекананда сказал, что если молодых мальчиков и девочек поощрять и не подвергать все время излишней критике, со временем они обязательно станут лучше. [ 50 ]
Он также сказал молодежи:
Поставьте перед собой задачу распространения образования в массах. Скажите им и дайте им понять: «Вы — наши братья, неотъемлемая часть наших тел, и мы любим вас и никогда не ненавидим вас». [ 51 ]
Женственность
[ редактировать ](«я», «сущности») нет никаких половых различий Свами Вивекананда предупредил, что совершенно несправедливо проводить различие между полами, поскольку в Атмане , душа не имеет ни пола, ни касты, ни несовершенства. Он предложил не думать о том, что есть мужчины и женщины, а только о том, что есть люди. [ 52 ] Свами Вивекананда считал: «Лучшим термометром прогресса нации является ее отношение к своим женщинам». [ 52 ] и невозможно вернуть утраченную гордость и честь Индии, если они не попытаются улучшить положение женщин. [ 53 ] Вивекананда считал мужчин и женщин двумя крыльями птицы, а птица не может летать только на одном крыле. Поэтому, по его мнению, нет шансов на благополучие мира, если не улучшится положение женщины.
Свами Вивекананда заметил, что почти везде к женщинам относятся как к игрушкам. В современных странах, таких как Америка, женщины более независимы, тем не менее, как заметил Вивекананда, мужчины низко кланяются, предлагают женщине стул и на одном дыхании делают комплименты типа «О, как прекрасны твои глаза…» и т. д. Вивекананда почувствовал, мужчина пока не имеет никакого права на это и затевать, и любая женщина не должна этого допускать. По мнению Свами Вивекананды, такие вещи развивают менее благородную сторону человечества. Они не склонны к благородным идеалам. [ 54 ]
По мнению Вивекананды, идеалом женственности в Индии является материнство – чудесная, бескорыстная, всестрадающая, всегда прощающая мать. [ 55 ] Вивекананда чувствовал, что в Индии существует два великих зла – попирание женщин и перемалывание бедных посредством кастовых ограничений. [ 56 ]
По мнению Свами Вивекананды , Сита типична для Индии – идеализированной Индии. Свами Вивекананда заверил, что если мировая литература прошлого и мировая литература будущего полностью исчерпаны, то найти другую Ситу не удастся, потому что Сита уникальна, персонаж изображен один раз и навсегда. было несколько Свами Вивекананда считал, что, возможно, Рамы , но не более одной Ситы. [ 57 ] [ 58 ] Сита была истинным индусом по натуре, заключил Вивекананда, человеком, который никогда не причинял вреда. [ 59 ]
Влияние на западную духовность
[ редактировать ]Знакомство Вивекананды с западным эзотеризмом принесло ему большой успех в западных эзотерических кругах, начиная с его речи в 1893 году в Парламенте религий. Вивекананда адаптировал традиционные индуистские идеи и религиозность к потребностям и пониманию своей западной аудитории, которую особенно привлекали и были знакомы с западными эзотерическими традициями и движениями, такими как трансцендентализм и новая мысль . [ 60 ] Важным элементом в его адаптации индуистской религиозности было введение его модели четырех йоги, которая включает Раджа-йогу Патанджали , его интерпретацию Йога-сутр , [ 61 ] который предложил практические средства для реализации божественной силы, которая занимает центральное место в современном западном эзотеризме. [ 60 ] В 1896 году была опубликована его книга «Раджа-йога» , которая имела мгновенный успех и оказала большое влияние на западное понимание йоги. [ 62 ] [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Майкла Тафта, Рамакришна примирил дуализм формы и бесформенного, [ 18 ] относительно Высшего Существа как Личного, так и Безличного, активного и неактивного. [ 19 ] Рамакришна: «Когда я думаю о Верховном Существе как о бездеятельном – не создающем, не сохраняющем и не разрушающем – я называю Его Брахманом или Пурушой, Безличным Богом. Когда я думаю о Нем как о активном – творящем, сохраняющем и разрушающем – я называю Его Шакти или Майя или Пракрити, Личностный Бог. Но различие между ними не означает различия. Личное и Безличное — это одно и то же, как молоко и его белизна, алмаз и его белизна. блеск, змея и ее извивающееся движение невозможно представить себе одно без другого. [ 19 ]
- ^ Sooklalmquoytes Chatterjee: «Веданта Шанкары известна как Адвайта, или недуализм , чистый и простой. Поэтому ее иногда называют Кевала-Адвайтой, или безоговорочным монизмом. Ее также можно назвать абстрактным монизмом, поскольку Брахман, Высшая Реальность , согласно ему, лишен всех качеств и различий, ниргуна и нирвишеша [...] Нео-Веданта также является Адвайтой, поскольку она утверждает, что Брахман, Высшая Реальность, едина без второй, экамевадвитиям . Но в отличие от традиционной Адвайты Шанкары, это синтетическая Веданта, которая примиряет Двайту, или дуализм, и Адвайту, или не-. дуализм, а также другие теории реальности. В этом смысле его также можно назвать конкретным монизмом, поскольку он утверждает, что Брахман есть. как квалифицированные, сагуна, так и некачественные, ниргуна (Чаттерджи, 1963: 260)». [ 24 ]
- ^ Традиция Адвайта Веданты в средневековые времена находилась под влиянием йогической традиции и таких текстов, как « Йога Васиштха» и «Бхагавата Пурана» , и включала в себя их элементы . [ 27 ] « Йога-Васиштха» стала авторитетным исходным текстом в традиции Адвайта-веданты в 14 веке, в то время как «Дживанмуктививека » Видьяраньи (14 век) находилась под влиянием (Лагху-)Йога-Васиштхи , которая, в свою очередь, находилась под влиянием кашмирского шиваизма . [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Король 2002 .
- ^ Кипф 1979 .
- ^ Рамбачан 1994 .
- ^ Хальбфасс 1995 .
- ^ Райнхарт 2004 .
- ^ Бхуян 2003 , с. 5.
- ^ Чаттопадхьяя 1999 , с. 29.
- ^ Мишелис 2004 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Наводнение 1996 , с. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Мишелис 2004 , с. 99.
- ^ Мишелис 2004 , с. 100
- ^ Сен 2006 , стр. 12–14.
- ^ Банхатти 1995 , с. 8.
- ^ Бадринатх 2006 , с. 20.
- ^ Мишелис 2004 , с. 19-90, 97-100.
- ^ Банхатти 1995 , с. 58.
- ^ Махарадж 2020 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Тафт 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Свами Сарадананда. Шри Рамакриша Великий Учитель . Том. 1. Перевод Свами Джагадананды (5-е изд.). Мадрас.: Шри Рамакришна Матх. стр. 558–561. ISBN 978-81-7823-483-0 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Мишелис 2005 , с. 49.
- ^ Полное собрание сочинений Свами Вивекананды, том 5 . Kartindo.com. 1923. с. 361. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Полное собрание сочинений Свами Вивекананды Свами Вивекананды. Том 5, Заметки из лекций и бесед.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1994 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б Суклал 1993 , с. 33.
- ^ Мадайо 2017 , с. 5.
- ^ Команс 1993 .
- ^ Мадайо 2017 , с. 4-5.
- ^ Мадайо 2017 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Хехс 2020 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Нанда 2010 , с. 335
- ^ Бхуян 2003 , с. 93.
- ^ Сейфер 2001 , с. 164.
- ^ Вивекананда 2001 , Беседы и диалоги, Глава «VI – X Шри Прия Натх Синха», Том 5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вивекананда 1996 , стр. 1–2.
- ^ «Жизнь и учение Свами Вивекананды» . Белур Математика. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ «Ланкийская связь Вивекананды» . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Свами Вивекананда: Жизнь и учения , Belur Math, заархивировано из оригинала 30 марта 2012 г. , получено 30 марта 2012 г.
- ^ «Будущее Индии» . ramakrishnavekananda.info . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Электронная книга Свами Вивекананды» (PDF) . сайт сознательного существования . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ Вивекананда 1996 , стр. 110–111.
- ^ «Высказывания Свами Вивекананды» . abuddhistlibrary.com . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Универсальное учение Свами Вивекананды» . ramakrishna.org . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «ИДЕОЛОГИЯ Рамакришна Матха и Миссия Рамакришна Веды» . belurmath.org . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ БУДДИЙСКАЯ ИНДИЯ Для 22–23 лет.
- ^ БУДДИЙСКАЯ ИНДИЯ, пункт 24.
- ^ «Буддийская Индия» .
- ^ s: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды / Том 3 / Лекции от Коломбо до Альморы / Будущее Индии
- ^ «Цитаты Свами Вивекананды» . jnanagni.com . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ s: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды / Том 4 / Перевод: Проза / Образование, которое нужно Индии
- ^ s: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды / Том 7 / Беседы и диалоги / X
- ^ Нарасимхананда, Свами (2012). Читатель Вивекананды . Адвайта Ашрам. п. 335.ISBN 9788175058354 .
- ^ Перейти обратно: а б «Мысли о женщинах» . пишитеспирит.нет . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Письма Вивекананды» . Ангельский огонь . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ Вивекананда 1996 , стр. 68–69.
- ^ «Свами Вивекананда» . rkmdelhi.org . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Письма, написанные из Чикаго в январе 1895 года миссис Оле Булл» . vivekananda.net . Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 30 марта 2012 г.
- ^ «Сита Валмики» . Hindupedia.com . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ «Взгляд ведантиста на Ситу» . yabaluri.org . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ s: Полное собрание сочинений Свами Вивекананды / Том 4 / Лекции и беседы / Рамаяна
- ^ Перейти обратно: а б Мишелис 2004 , с. 119-123.
- ^ Мишелис 2004 , с. 123-126.
- ^ Мишелис 2004 , с. 125-126.
- ^ Мишелис 2004 , с. 149-180.
Источники
[ редактировать ]- Бадринатх, Чатурведи (2006). Свами Вивекананда, Живая Веданта . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306209-7 .
- Банхатти, GS (1995), Жизнь и философия Свами Вивекананды , Atlantic Publishers & Distributors, ISBN 978-81-7156-291-6
- Бхуян, PR (2003), Свами Вивекананда: Мессия возрождающейся Индии , Нью-Дели: Atlantic Publishers & Distributors, ISBN 978-81-269-0234-7
- Чаттопадхьяя, Раджагопал (1999), Свами Вивекананда в Индии: корректирующая биография , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1586-5
- Команс, Майкл (1993), Вопрос о важности самадхи в современной и классической Адвайта Веданте. В: Философия Востока и Запада Vol. 43, № 1 (январь 1993 г.), стр. 19–38.
- Флад, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- Хальбфасс, Вильгельм (1995), Филология и конфронтация: Пол Хакер о традиционной и современной Веданте , SUNY Press
- Хис, Питер (2020), «Теория духовной эволюции Шри Ауробиндо», в книге Маккензи Браун, К. (редактор), « Азиатские религиозные ответы на дарвинизм: эволюционные теории в культурных контекстах Ближнего Востока, Южной Азии и Восточной Азии» , Springer Nature
- Джексон, Карл Т. (1994), «Основатели», Веданта для Запада: движение Рамакришны в Соединенных Штатах , Индианаполис, Индиана: Indiana University Press, ISBN 978-0-253-33098-7
- Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Рутледж
- Кипф, Дэвид (1979), Брахмо Самадж и формирование современного индийского сознания , Atlantic Publishers & Distri
- Мадайо, Джеймс (2017), «Переосмысление нео-Веданты: Свами Вивекананда и выборочная историография Адвайта-Веданты», Religions , 8 (6): 101, doi : 10.3390/rel8060101
- Махарадж, Айон (2020). «Шиваджняне дживер сева: пересмотр практической веданты Свами Вивекананды в свете Шри Рамакришны». Журнал исследований Дхармы . 2 (2): 175–187. дои : 10.1007/s42240-019-00046-x . S2CID 202387300 .
- Мишелис, Элизабет Де (2004), История современной йоги: Патанджали и западный эзотеризм , Continuum, ISBN 978-0-8264-8772-8
- Нанда, Мира (2010), «Дети мадам Блаватской: современные индуистские встречи с дарвинизмом», в Льюисе, Джеймсе Р.; Хаммер, Олав (ред.), Справочник по религии и авторитету науки , BRILL
- Рамбачан, Анантананд (1994), Границы Священного Писания: новая интерпретация Вед Вивеканандой , Гонолулу, Гавайи: University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1542-4
- Райнхарт, Робин (1 января 2004 г.). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-905-8 .
- Зайфер, Марк (2001), Волшебник: Жизнь и времена Николы Теслы: Биография гения , Цитадель, ISBN 978-0-8065-1960-9
- Сен, Амия (2006), Незаменимый Вивекананда: антология нашего времени , Orient Blackswan, ISBN 978-81-7824-130-2
- Суклал, Анил (1993), «Неоведанта-философия Свами Вивекананды» PDF) , Нидан , (
- Тафт, Майкл (2014), Недуализм: Краткая история вневременной концепции , Головоногие Рекс
- Вивекананда, Свами (1996), Свами Локешварананда (редактор), Моя Индия: Индия вечная (1-е изд.), Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны, стр. 1–2, ISBN 81-85843-51-1