Йога (философия)
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Философия йоги — одна из шести основных ортодоксальных школ индуистской философии . [ 1 ] [ 2 ] хотя только в конце первого тысячелетия нашей эры йога упоминается как отдельная школа мысли в индийских текстах, отличная от санкхьи . [ 3 ] [ 4 ] [ сеть 1 ] Древняя, средневековая и большая часть современной литературы часто называет философию йоги просто йогой . [ 1 ] [ 5 ] Систематическое собрание идей йоги можно найти в « Йога-сутрах» Патанджали . [ 6 ] [ 7 ] ключевой текст йоги [ сеть 1 ] которое оказало влияние на все другие школы индийской философии. [ 8 ] [ 9 ]
Метафизика йоги — это дуализм санкхьи . [ сеть 1 ] в котором Вселенная концептуализируется как состоящая из двух реальностей: Пуруши (сознания-свидетеля) и Пракрити (природы). Джива (живое существо) рассматривается как состояние, в котором пуруша связана с Пракрити в той или иной форме, в различных перестановках и комбинациях различных элементов, чувств, чувств, деятельности и ума. [ 10 ] В состоянии дисбаланса или невежества одна или несколько составляющих подавляют другие, создавая своего рода рабство. Конец этого рабства называется освобождением, или мокшей , как в школах йоги, так и в школах санкхьи индуизма. [ 11 ] и может быть достигнуто проницательностью и самоограничением. [ 12 ] [ сеть 1 ]
Этическая теория йоги-философии основана на Яме и Нияме , а также на элементах теории Гуны Санкхьи. [ сеть 1 ] Эпистемология философии йоги, как и школа санкхьи, опирается на три из шести праман как на средство получения достоверного знания. [ 13 ] К ним относятся Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод) и Шабда ( Аптавачана , слово/свидетельство надежных источников). [ 14 ] [ 15 ] Философия йоги отличается от тесно связанной с ней нетеистической / атеистической школы санкхьи тем, что включает концепцию «личного, но по существу бездействующего божества» или «личного бога» (Ишвары). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
История
[ редактировать ]Йога-практика
[ редактировать ]Истоки практики йоги неясны, но, похоже, она возникла в аскетической среде в первом тысячелетии до нашей эры. Некоторые из его самых ранних обсуждений и идей прото-Самкхьи можно найти в индийских текстах I тысячелетия до нашей эры, таких как Катха Упанишада , Шветашватара Упанишада и Майтри Упанишада . [ 19 ]
Корень слова «Йога» находится в гимне 5.81.1 Ригведы , посвящении восходящему утром богу Солнца (Савитри), интерпретируемом как «иго» или «йогический контроль». [ 20 ]
Они задействуют ум или задействуют ум , брахманы, величайшие мудрецы брахманов (...) [ 21 ]
Провидцы огромного просветленного провидца йогически [युञ्जते, [юнджанте] контролируют свой ум и свой интеллект... (…) [ 20 ]
- Ригведа 5.81.1
Однако Ригведа не описывает философию йоги в том же значении или контексте, что и в средневековье или в наше время. Ранние ссылки на практики, которые позже стали частью философии йоги, сделаны в Брихадараньяка-упанишаде , древнейшей Упанишаде. Гэвин Флуд переводит это так: «...став спокойным и сосредоточенным, человек воспринимает себя ( атман ) внутри себя». Практика пранаямы (сознательного регулирования дыхания) упоминается в гимне 1.5.23 Брихадараньяка-упанишады ( ок. 900 г. до н. э. ), а практика пратьяхара (отстранения от чувств) упоминается в гимне 8.15 Чандогья-упанишады ( ок. 800–800 гг . до н.э.). 700 г. до н. э. ). [ 22 ] [ 23 ]
Катха Упанишада, датируемая примерно серединой I тысячелетия до нашей эры, в стихах с 2.6.6 по 2.6.13 рекомендует путь к Самопознанию, родственный Санкхье, и называет этот путь Йогой . [ 24 ]
Деванагари:
Когда пять чувств установлены с умом,
То, что не движется интеллектом, называется высшим предназначением. 10 ॥
Такое устойчивое удержание чувств считается йогой .
не влияет процесс Тогда на йогу созидания и разрушения. 11 ॥ [ 25 ]
ИАСТ:
йада панчаватиштханте джнанани манаса саха |
буддхишка на вицештате тамахух парамам гатим || 10 ||
там йогамити маньянте стхираминдриядхаранам |
апраматтастада бхавати йоги хи прабхавапьяу || 11 ||
Только когда Манас (ум) с мыслями и пятью чувствами останавливаются,
и когда Буддхи (интеллект, сила разума) не колеблется, это называют высшим путем.
Это то, что называют йогой , спокойствием чувств, концентрацией ума.
Это не бездумная беззаботная медлительность. Йога — это творение и разрушение.
Практика йоги также упоминается в основополагающих текстах других ортодоксальных школ, таких как Вайшешикха-сутры, Ньяя-сутры и Брахма-сутры .
Отдельный даршан
[ редактировать ]Йога как отдельная школа мысли упоминается в индийских текстах конца I тысячелетия н.э. [ 3 ] Систематическое собрание идей школы йоги индуизма можно найти в « Йога-сутрах» Патанджали . После его распространения в первой половине I тысячелетия н.э. многие индийские ученые рассмотрели его, а затем опубликовали к нему свои Бхашья (заметки и комментарии), которые вместе образуют канон текстов, названный Патанджалайогашастра («Трактат о йоге Патанджали»). ). [ 6 ] [ 7 ] Йога как отдельная философская школа была включена в средневековые индийские тексты как одна из шести ортодоксальных школ; [ 4 ] Другими школами являются Санкхья , Ньяя , Вайшешика , Мимамса и Веданта . [ 28 ] По словам Брайанта,
Санкхью и йогу не следует считать разными школами до очень позднего времени: первое упоминание о самой йоге как об отдельной школе, по-видимому, содержится в трудах Шанкары в 9 веке нашей эры. [ сеть 1 ]
Ларсон отмечает, что существуют многочисленные параллели в концепциях санкхьи школы индуизма , йоги и школ мысли Абхидхармы , особенно со 2 века до нашей эры до 1 века нашей эры. [ 19 ] «Йога-сутры» Патанджали могут представлять собой синтез этих трех традиций. Из школы индуизма санкхья «Йога-сутры» переняли «рефлексивное различение» ( адхьявасая ) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм, а также три эпистемических метода получения достоверного знания. [ 19 ] буддизма Абхидхармы Ларсон полагает, что из идеи ниродхасамадхи , как предполагает Ларсон, «Йога-сутры» исходят из стремления к измененному состоянию сознания, но в отличие от буддизма, который верит в отсутствие фиксированного «я», йога является физикалистской, как и санкхья, в вере в то, что у каждого человека есть «я» и душа. [ 19 ] Третья концепция, которую «Йога-сутры» синтезируют в свою философию, — это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа. [ 19 ]
Философия
[ редактировать ]Философия йоги – это санкхья. В обоих случаях основополагающие концепции включают две реальности: Пурушу и Пракрити . [ 28 ] Пуруша определяется как та реальность , которая представляет собой чистое сознание и лишена мыслей и качеств. Пракрити — это эмпирическая, феноменальная реальность, которая включает в себя материю, а также разум, органы чувств и чувство идентичности (самость, душа). [ 28 ] В обеих школах живое существо считается союзом материи и разума. Школа йоги отличается от школы санкхьи своими взглядами на онтологию Пуруши , на аксиологию и на сотериологию. [ 29 ] [ 30 ]
Метафизика
[ редактировать ]Метафизика Йоги-Самкхьи — это форма дуализма . Он рассматривает сознание и материю, я/душу и тело как две разные реальности. [ 31 ]
Система санкхья-йоги поддерживает дуализм между сознанием и материей , постулируя две «непреодолимые, врожденные и независимые реальности: Пурушу и Пракрити . Хотя Пракрити является единой сущностью, школы санкхья-йоги допускают множественность Пуруш в этом мире. Неразумная, непроявленная, беспричинная, всегда активная, неощутимая и вечная Пракрити — единственная конечный источник мира объектов. Пуруша рассматривается как сознательный принцип, пассивный наслаждающийся ( бхокта ), а Пракрити — это объект наслаждения ( бхогья ). Санкхья-йога считает, что Пурушу нельзя рассматривать как источник неодушевленного мира, поскольку разумное начало не может трансформироваться в бессознательный мир. Эта метафизика представляет собой плюралистический спиритуализм, форму реализма, построенную на основе дуализма. [ 32 ]
Философия йоги заимствует теорию Гуны из Санкхьи. [ сеть 1 ] Теория гун утверждает, что три гуны (врожденные склонности, качества) присутствуют в разных пропорциях во всех существах, и эти три — это саттва- гуна (доброта, созидательная, гармоничная), раджас- гуна (страсть, активная, запутанная) и тамас- гуна (тьма) . разрушительный, хаотичный). [ 33 ] [ 34 ] Эти три присутствуют в каждом существе, но в разных пропорциях, а фундаментальная природа и психологические особенности существ являются следствием относительной пропорции этих трёх гун . [ сеть 1 ] Когда в человеке преобладает саттва- гуна, проявляются качества ясности, мудрости, созидательности, гармонии и миролюбия; когда преобладает раджас, проявляются привязанность, жажда, деятельность, движимая страстью, и беспокойство; а когда у человека преобладает тамас, проявляется невежество, заблуждение, деструктивное поведение, вялость и страдание. Теория гун лежит в основе философии ума в школе йоги индуизма. [ сеть 1 ]
Ранние исследователи философии йоги утверждают, что Пуруша (сознание) по своей природе является саттвой (конструктивной), а Пракрити (материя) по своей природе является тамасом (хаотичным). [ сеть 1 ] Они также утверждают, что люди при рождении обладают буддхи (интеллектом, саттвой). По мере развития жизни и взбалтывания этого буддхи он создает асмиту или ахамкару (эго, раджасическое). Когда эго, в свою очередь, перемешивается жизнью, манас вырабатывается (характер, настроение, тамасик). Вместе буддхи , ахамкара и манас взаимодействуют и составляют читту (ум) в школе йоги индуизма. [ сеть 1 ] Безудержная модификация читты вызывает страдание. Образ жизни, который дает человеку возможность все лучше осознавать свое сознание и духовность, присущие буддхи , — это путь к высочайшему потенциалу и более безмятежной, содержательной, освобожденной жизни. Сутра Патанджали «Йога» начинается со второго стиха Книги 1 с определения йоги как «удержания читты от вритти » . [ 35 ]
Сотериология
[ редактировать ]Школа йоги в индуизме утверждает, что невежество является причиной страданий и самсары . [ сеть 1 ] Освобождение, как и многие другие школы, — это устранение невежества, которое достигается посредством различающей проницательности, знания и самосознания. Йога -сутры — это трактат школы йоги о том, как этого достичь. [ сеть 1 ] Самадхи — это состояние, в котором развивается экстатическое осознание, утверждают ученые йоги, и именно так человек начинает процесс осознания Пуруши и истинного Я. Далее утверждается, что это осознание вечно, и как только это осознание достигнуто, человек никогда не сможет перестать осознавать; это мокша , сотериологическая цель в индуизме. [ сеть 1 ]
Патанджали Третья книга «Йогасутры» посвящена сотериологическим аспектам философии йоги. Патанджали начинает с утверждения, что все разделы йоги являются необходимой основой для достижения состояния самосознания, свободы и освобождения. В стихах с III.4 по III.5 он называет три последние ступени йоги саньямой и называет ее технологией «различения принципов», овладения читтой и самопознанием. [ 36 ] [ 37 ] В стихе III.12 «Йогасутры» утверждают, что этот принцип различения затем дает человеку возможность совершенствовать сант (спокойствие) и удиту (разум) в своем уме и духе посредством сосредоточенности. Это приводит к способности различать шабду (слово), артху (значение) и пратьяю (понимание), и эта способность дает человеку возможность с состраданием понимать крик/речь всех живых существ. [ 38 ] [ 39 ] Как только йог достигает этого состояния саньямы , это приводит к необычным способностям, интуиции, самопознанию, свободе и кайвалье , сотериологической цели йога. [ 38 ]
Преимущества философии йоги в индуизме затем суммируются в стихах с III.46 по III.55 Йогасутр, в которых говорится, что первые пять частей ведут к телесным совершенствам, таким как красота, привлекательность, сила и выносливость; в то время как последние три ступени посредством саньямы приводят к умственному и психологическому совершенству восприятия, собственной природы, господству над эгоизмом, различающему знанию чистоты, себя и души. [ 40 ] [ 41 ] Однажды достигнутое знание необратимо, говорится в Книге IV «Йогасутры».
Этические правила
[ редактировать ]Этические правила в текстах школы йоги индуистской философии включают как теорию ценностей, основанную на соблюдении положительных ценностей и избегании отрицательных, так и эстетическую теорию блаженства с внутренней и внешней точек зрения. [ 42 ] [ 43 ] Ценности, которые следует соблюдать, называются Ниямами , а те, которых следует избегать, упоминаются в Яме в философии йоги.
Более шестидесяти различных древних и средневековых текстов философии йоги обсуждают Яму и Нияму . [ 44 ] [ 45 ] Конкретная теория и список ценностей варьируются в зависимости от текста, однако Ахимса , Сатья , Астея , Свадхьяя , Кшама и Дайя входят в число наиболее обсуждаемых этических концепций в большинстве этих текстов. [ 44 ]
Пять ям, перечисленных Патанджали в Йогасутре 2.30: [ 46 ]
- Ахимса (अहिंसा): ненасилие , непричинение вреда другим живым существам. [ 47 ]
- Сатья (सत्य): правдивость, нефальшь. [ 47 ] [ 48 ]
- Астея (Asteya): неворовать [ 47 ]
- Брахмачарья (ब्रह्माचर्य): целомудрие, отказ от измены своему партнеру. [ 48 ]
- Апариграха (Апариграха): отсутствие жадности, [ 47 ] нестяжательство [ 48 ]
Патанджали во второй книге объясняет, как и почему каждое из вышеперечисленных самоограничений помогает личностному росту человека. Например, в стихе II.35 Патанджали утверждает, что добродетель ненасилия и непричинения вреда другим ( ахимса ) ведет к отказу от вражды, состоянию, которое ведет йогина к совершенству внутренней и внешней дружбы со всеми, всем . [ 49 ] [ 50 ] Другие тексты школы йоги в индуизме включают Кшаму (क्षमा, прощение), [ 51 ] Дхрити (धृति, стойкость, не сдаваться в невзгодах), Дайя (दया, сострадание), [ 51 ] Арьява (Арьява, нелицемерие) [ 52 ] и Митахара (मितहार, размеренная диета). [ 53 ]
Часть ниямы . теории ценностей в школе йоги включает добродетельные привычки, поведение и обряды [ 54 ] [ 55 ] Йогасутра перечисляет ниямы как: [ 56 ]
- Шаука : чистота, ясность ума, речи и тела. [ 57 ]
- Сантоша : удовлетворенность, принятие других, принятие своих обстоятельств такими, какие они есть, чтобы преодолеть или изменить их, оптимизм по отношению к себе. [ 58 ]
- Тапас : настойчивость, настойчивость, аскеза. [ 59 ] [ 60 ]
- Свадхьяя : изучение Вед (см. Шабда в разделе эпистемологии), изучение себя, саморефлексия, самоанализ своих мыслей, речей и действий. [ 60 ] [ 61 ]
- Ишварапранидхана : созерцание Ишвары (Бога/Высшего Существа, Брахмана , Истинного Я, Неизменной Реальности). [ 58 ] [ 62 ]
Как и в случае с Ямой , Патанджали объясняет, как и почему каждая из вышеперечисленных Ниям помогает в личностном росте человека. Например, в стихе II.42 Патанджали утверждает, что добродетель довольства и принятия других такими, какие они есть ( Сантоша ) приводит к состоянию, когда внутренние источники радости имеют наибольшее значение, а тяга к внешним источникам удовольствия прекращается. [ 63 ] Другие тексты школы йоги расширили список ценностей Ниямы , включив в него такие модели поведения, как астика (आस्तिक, вера в личного Бога, вера в себя, убежденность в том, что в Ведах/Упанишадах содержится знание), Дана (दान, благотворительность, обмен с другими), [ 64 ] Хри (ह्री, раскаяние и принятие своего прошлого/ошибок/невежества, скромности) [ 65 ] Мати (मति, думать и размышлять, примирять противоречивые идеи) [ 66 ] и Врата (व्रत, решения и обеты, посты, благочестивые обряды). [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Эпистемология
[ редактировать ]Школа йоги, как и школа санкхьи, считает Пратьякшу или Дрштам (прямое чувственное восприятие), Ануману (вывод) и Шабду или Аптавачану (устное свидетельство мудрецов или шастр) единственными действительными средствами познания или Прамана . [ 14 ] В отличие от некоторых других школ индуизма, таких как Адвайта Веданта , йога не приняла следующие три Прамана : Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вытекающее из обстоятельств) или Анупалабди (невосприятие, негативное/когнитивное доказательство). [ 15 ]
- Пратьякша (प्रत्यक्ष) означает восприятие. В индуистских текстах оно бывает двух типов: внешнее и внутреннее. Внешнее восприятие описывается как возникающее в результате взаимодействия пяти чувств и мирских объектов, тогда как внутреннее восприятие описывается этой школой как восприятие внутреннего чувства, ума. [ 70 ] [ 71 ] Древние и средневековые индийские тексты выделяют четыре требования для правильного восприятия: [ 72 ] Индрийартхасанникарша (непосредственное переживание органами чувств человека объекта, независимо от того, что изучается), Авьяпадешья (невербальное; правильное восприятие достигается не по слухам , по мнению древнеиндийских ученых, когда орган чувств человека полагается на принятие или отвержение чужого восприятие), Авьябхичара (без блуждания; правильное восприятие неизменно и не является результатом обмана, потому что орган чувств или средства наблюдения смещаются, неисправны, подозрительны) и Вьявасаятмака (определенное; правильное восприятие исключает суждения, вызывающие сомнение, либо потому, что из-за неспособности наблюдать все детали или из-за того, что мы смешиваем умозаключение с наблюдением и наблюдаем то, что хотим наблюдать, или не наблюдаем то, что не хотим наблюдать). [ 72 ] Некоторые древние ученые предложили «необычное восприятие» как прамана и назвали его внутренним восприятием, и это предложение оспаривалось другими индийскими учеными. Концепции внутреннего восприятия включали пратибху (интуицию), саманьялаксанапратьякшу (форму индукции от воспринимаемой специфики к универсальной) и джнаналаксанапратьякшу (форму восприятия предшествующих процессов и предыдущих состояний «темы исследования» путем наблюдения за ее текущим состоянием). . [ 73 ] Кроме того, некоторые школы индуизма рассмотрели и усовершенствовали правила принятия неопределенного знания из Пратьякша-пранамы , чтобы противопоставить нирную (определенное суждение, заключение) анадхьявасайе (неопределенное суждение). [ 74 ]
- Анумана (अनुमान) означает умозаключение. Это описывается как достижение нового вывода и истины на основе одного или нескольких наблюдений и предыдущих истин путем применения разума. [ 75 ] Наблюдение за дымом и предположение об огне — пример Анумана . [ 70 ] Во всех индуистских философиях, кроме одной, [ 76 ] это действенное и полезное средство познания. В индийских текстах метод умозаключения объясняется как состоящий из трех частей: пратиджня (гипотеза), хету (причина) и дрштанта (примеры). [ 77 ] Гипотеза далее должна быть разбита на две части, утверждают древнеиндийские учёные: садхья (идея, которую необходимо доказать или опровергнуть) и пакша (объект, на котором садхья основывается ). Вывод условно верен, если сапакша присутствуют (положительные примеры как доказательство) и если випакша (отрицательные примеры как контрдоказательство) отсутствуют. Для строгости индийские философии также предусматривают дальнейшие эпистемические шаги. Например, они требуют Вьяпти – требования, чтобы хету (причина) обязательно и отдельно учитывала вывод во «всех» случаях, как в сапакше , так и випакше . [ 77 ] [ 78 ] Условно доказанная гипотеза называется нигаманой ( выводом). [ 79 ]
- Шабда (शब्द) означает полагаться на слова, свидетельства надежных экспертов прошлого или настоящего. [ 80 ] [ 81 ] Хирияна объясняет Шабда-прамана как концепцию, означающую надежные экспертные заключения. Школы индуизма, которые считают это эпистемически обоснованным, предполагают, что человеку необходимо знать множество фактов, и при ограниченности времени и энергии он может напрямую изучить только часть этих фактов и истин. [ 82 ] Он должен сотрудничать с другими, чтобы быстро приобретать и делиться знаниями и тем самым обогащать жизнь друг друга. Этот способ получения надлежащего знания не устный и не письменный, а посредством Шабда (звука). [ 82 ] Надежность источника важна, и законное знание может быть получено только из шабда надежных источников. [ 80 ] [ 82 ] Разногласия между школами индуизма заключались в том, как обеспечить надежность. Некоторые школы, такие как Чарвака , заявляют, что это невозможно, и поэтому Шабда не является настоящей праманой . В других школах дебаты означают установление надежности. [ 83 ]
Бог в школе йоги индуизма
[ редактировать ]Философия йоги допускает концепцию Бога, в отличие от близкородственной школы индуизма санкхья , которая не является теистической. [ 29 ] VIII века Индуистские учёные, такие как Ади Шанкара , а также многие современные академические учёные описывают школу йоги как «школу Самкья с Богом». [ 2 ] [ 17 ] [ 30 ]
Йога -сутры Патанджали используют термин Ишвара в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45. С момента выхода Сутр индуистские учёные спорят и комментируют, кто или что такое Ишвара . Эти комментарии варьируются от определения Ишвары как «личного бога» до «особого Я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [ 17 ] [ 84 ] Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [ 85 ]
Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я ( пуруша-вишеша )», [ 86 ]
Санскрит: трогают желания последствий страданий, действий и Верховную Личность Бога последствий.
– Йога-сутры I.24
Эта сутра йогической философии индуизма добавляет характеристики Ишвары как особого «Я», на которое не влияют (апарамришта, апарамришта ) препятствия/невзгоды (клеша, клеша ), обстоятельства, созданные прошлым или текущими действиями (карма, карма) . ), плоды своей жизни (випака, випака ) и свои психологические склонности или намерения (ашая, ашая). [ 87 ] [ 88 ]
Источники текста
[ редактировать ]Наиболее изученные тексты древней и средневековой эпохи философской школы йоги включают тексты Патанджали , Бхаскары , Харибхадры (джайнского ученого), Бходжи и Хемачандры . [ сеть 1 ] [ 89 ]
Ссылки на учение школы йоги индуизма изобилуют древнеиндийскими текстами других ортодоксальных школ индуизма, например, стих 5.2.17. [ 90 ] из Вайшешика-сутры из Канады, принадлежащей школе индуизма Вайшешика и датируемой 1-м тысячелетием до нашей эры, [ 91 ] государства [ 92 ]
Удовольствие и боль возникают в результате контакта души, чувств, ума и объекта. Непроисхождение этого следует, когда ум становится устойчивым в душе. После этого в воплощенной душе нет боли. Это и есть Йога .
- Вайшешика Сутра 5.2.15–5.2.16, [ 92 ]
Ньяя -сутры Акшапады датируются периодом с 4 по 2 век до нашей эры. [ 91 ] и принадлежащий к школе индуизма ньяя , в главе 4.2 обсуждает важность йоги следующим образом: [ 3 ]
Нам предписано практиковать медитацию в таких местах, как лес, пещера или песчаная отмеля. Такие возможности [утверждает оппонент] могут возникнуть даже в релизе. Это, отвечаем мы, не так, потому что знание должно возникнуть только в теле, уже находящемся в состоянии формирования. А в нашем выпуске отсутствует тело. Для этой цели должно произойти очищение нашей души воздержанием от зла и соблюдением определенных добродетелей, а также следованием духовным наставлениям, почерпнутым из йоги . Чтобы обеспечить освобождение [мокшу], необходимо изучать и следовать этому трактату о знании [йоге], а также проводить дискуссии с теми, кто учится в этом трактате.
- Ньяя Сутра 4.2.42–4.2.47, [ 93 ]
« Брахма -сутры» Бадараяны , по оценкам , были завершены в сохранившейся форме ок. 400–450 гг. н.э., [ 94 ] хотя оригинальная версия могла быть древней и написана между 500 и 200 годами до нашей эры, [ 95 ] [ 91 ] принадлежащий к школе индуизма Веданта , в главе 2 предполагает существование текста под названием «Йога Смрити». Ученые спорят, был ли этот текст предшественником или же он аналогичен «Йогасутре» Патанджали, но ни одна из предпосылок не ясна. [ 3 ] Стихи Брахма-сутр утверждают, что дуализм преобладающей философии йоги опровергнут, поскольку ценность йоги заключается в средстве реализации Самости, а не в утверждениях о Самости, противоречащих ведическим текстам. Радхакришнан переводит текст следующим образом:
Если говорят, что это приведет к недостатку, не оставляющему места для определенных смрити, мы говорим не так, потому что это приведет к недостатку, не оставляющему места для некоторых других смрити [дальнейшего знания], и из-за невосприятия других. Тем самым [теория Прадханы] Йога Смрити опровергается.
« Йога Васиштха» — это синкретический текст по философии йоги, датированный по разным временам VI–XIV веками нашей эры. [ 98 ] Он построен как диалог между мудрецом Васиштхой ведической эпохи и царем-философом Рамой из индуистского эпоса Рамаяна . [ 99 ] В тексте синтезированы элементы веданты , джайнизма , йоги , санкхьи , шайва-сиддханты и буддизма махаяны . [ 99 ] Среди прочего, в различных главах текста обсуждается философия йоги. В разделе 6.1 Йога Васиштха представляет йогу следующим образом: [ 100 ]
Йога — это полное превосходство ума, и она бывает двух типов. Самопознание — это один тип, другой — это сдерживание жизненной силы самоограничениями и психологическими обусловленностями. Йога стала означать только последнее, однако оба метода приводят к одному и тому же результату. Для некоторых самопознание посредством исследования затруднено, для других трудна йога. Но я убежден, что путь исследования легок для всех, потому что Самопознание — это вездесущая истина. Теперь я опишу вам метод йоги.
- Васиштха Раме, Йога Васиштха 6.1.12–13, [ 100 ]
См. также
[ редактировать ]- Рая йога
- преданная йога
- Читтабхуми
- Йога знаний
- Karma yoga
- Синсин-тоицу-до , японская йога.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 100–101, 333–340.
- ^ Jump up to: а б Морис Филлипс (опубликовано как сборник Макса Мюллера ), «Эволюция индуизма , происхождение и рост религии» , стр. 8, в Google Книгах , доктор философии. Диссертация, присужденная Бернским университетом, Швейцария, стр. 8
- ^ Jump up to: а б с д Уичер 1999 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Лоуренс (2014), в «Спутнике Блумсбери по индуистским исследованиям» (редактор: Джессика Фрейзер), Bloomsbury Academic, ISBN 978-1-4725-1151-5 , страницы 137–150.
- ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0-415-64887-5 , страницы 43–46 и вводная глава.
- ^ Jump up to: а б Маас 2006 .
- ^ Jump up to: а б Ларсон, с. 21–22.
- ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0-415-64887-5 , страницы 20–29.
- ^ Рой Перретт, Индийская этика: классические традиции и современные проблемы, Том 1 (редактор: П. Билимория и др.), Ashgate, ISBN 978-0-7546-3301-3 , страницы 149–158.
- ^ Самкхья - Британская энциклопедия индуизма (2014)
- ^ Джеральд Джеймс Ларсон (2011), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120805033 , страницы 36–47.
- ^ Йога Васиштха 6.1.12-13
- ^ Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3067-5 , стр. 238
- ^ Jump up to: а б с Ларсон 1998 , с. 9
- ^ Jump up to: а б с * Элиотт Дойче (2000), в «Философии религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0-8153-3611-2 , страницы 245–248;
- Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3067-5 , стр. 238
- ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0-415-64887-5 , страницы 39-41.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд Пфлюгер, Чистота и сила личности в Йогасутре, в книге «Теория и практика йоги» (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 38-39.
- ^ Ковур Т. Беханан (2002), Йога: ее научная основа, Дувр, ISBN 978-0-486-41792-9 , страницы 56-58.
- ^ Jump up to: а б с д и Ларсон, стр. 43-45.
- ^ Jump up to: а б Берли, Микель (2000). Хатха-йога: ее контекст, теория и практика . Дели: Мотилал Банарсидасс . п. 25 . ISBN 978-8120817067 .
Хатха-йога: ее контекст, теория и практика.
- ^ Санскрит: '
Источник: Ригведа, книга 5, глава 81 , Wikisource. - ^ Мирча Элиаде (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-14203-6 , страницы 117–118.
- ^ Макс Мюллер , Упанишады, Священные книги Востока - Часть 1, Oxford University Press, Цитата: (Тот, кто занимается) самообучением, концентрирует все свои чувства на Самости, никогда не причиняя боли никакому существу, кроме как в момент тиртхас, тот, кто ведет себя так всю свою жизнь, достигает мира Брахмана и не возвращается, да, он не возвращается».
Г.Н. Джа: Чандогья Упанишада VIII.15, стр. 488 - ^ Макс Мюллер (1962), Катха Упанишад, в Упанишадах - Часть II, Dover Publications, ISBN 978-0-486-20993-7 , стр. 22.
- ↑ Катха Упанишада 2.VI.10-11 Wikisource
- ^ WD Whitney, Перевод Катха-Упанишад , Труды Американской филологической ассоциации, Vol. 21, страницы 88–112.
- ^ Пол Деуссен , Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 298-299.
- ^ Jump up to: а б с Джессика Фрейзер (2014), в «Спутнике Блумсбери по индуистским исследованиям» (редактор: Джессика Фрейзер), Bloomsbury Academic, ISBN 978-1-4725-1151-5 , страницы 24–25.
- ^ Jump up to: а б Рой Перретт (2007), Этика санкхья-йоги, Индийская этика: классические традиции и современные вызовы (редакторы: Пурушоттама Билимория и др.), Том. ISBN 978-0-7546-3301-3 , стр. 151
- ^ Jump up to: а б Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога – индийская метафизика опыта , Рутледж, ISBN 978-0-415-64887-5 , страницы 31–46.
- ^ Хейни 2002 , с. 17; Исаак и Дангвал 1997 , с. 339.
- ^ Шарма 1997 , стр. 149–68.
- ^ Албан Виджери (1930), Принципы индуистской этики, Международный журнал этики , Vol. 40, № 2, стр. 234-237
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM , Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 978-0-8239-3179-8 , стр. 265
- ^ Вивеканада, с. 115.
- ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 GN Jha (Переводчик); Архив Гарвардского университета, страницы 94–95.
- ^ Грегор Мэле (2007), Аштанга-йога: практика и философия , ISBN 978-1-57731-606-0 , страницы 237-238.
- ^ Jump up to: а б Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы – Книга 3 Г.Н. Джа (Переводчик); Архив Гарвардского университета, страницы 108–126.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, страницы 108-109.
- ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 GN Jha (Переводчик); Архив Гарвардского университета, страницы 127–134.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, страницы 132–139.
- ^ Роберт С. Хартман (2002), Познание добра: критика аксиологического разума, Родопи, ISBN 978-9042012202 , страницы 224-225.
- ^ Говард Кауард (2002), Йога и психология: язык, память и мистицизм, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-5500-5 , страницы 42–46, 88–89, 109–110.
- ^ Jump up to: а б С.В. Бхарти (2001), Йога-сутры Патанджали : с изложением Вьясы, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120818255 , Приложение I, страницы 672-691.
- ^ Жан Варенн и Кольтман Дерек (1977), Йога и индуистская традиция, University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-85116-7 , страницы 197-202.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Лохтефельд, «Яма (2)», Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том. 2: N – Z, Rosen Publishing. ISBN 978-0-8239-3179-8 , стр. 777
- ^ Jump up to: а б с Арти Дханд (2002), Журнал религиозной этики, 30 (3), страницы 347–372.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, стр. 80.
- ^ Ян Э.М. Хубен и Карел Райк ван Коой (1999), Насилие отрицается: насилие, ненасилие и рационализация насилия в истории культуры Южной Азии, Brill Academic, ISBN 978-9004113442 , стр. 5
- ^ Jump up to: а б Стюарт Совацкий (1998), Слова души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтический нарратив, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0-7914-3949-4 , стр. 21
- ^ Дж. Синха, Индийская психология , с. 142, в Google Книгах , Том 2, Мотилал Банарсидас, OCLC 1211693 , стр. 142
- ^ Десаи, БП (1990). «Место питания в йоге» . Древняя наука о жизни . 9 (3): 147–153. ПМЦ 3331325 . ПМИД 22557690 .
- ^ Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0-7360-7016-4 , страницы 13–16.
- ^ Ю Савай (1987), Природа веры в традиции Шанкаран Веданты , Numen, Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Шарма и Шарма, Индийская политическая мысль, Atlantic Publishers, ISBN 978-8171566785 , стр. 19
- ^ Jump up to: а б Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь, ISBN 978-0-7360-7016-4 , страницы 16–17.
- ^ Кельбер, Вашингтон (1976). «Тапас», Рождение и духовное возрождение в Ведах, История религий, 15 (4), 343–386.
- ^ Jump up to: а б С.А. Бхагват (2008), Йога и устойчивое развитие. Журнал йоги, осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
- ↑ Полировка зеркала Yoga Journal, ГЭРИ КРАФСОУ, 25 февраля 2008 г.
- ^ Ишвара + Пранидхана, Ишвара и Пранидхана
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, стр. 84.
- ^ Уильям Оуэн Коул (1991), Моральные проблемы в шести религиях, Хайнеманн, ISBN 978-0-435-30299-3 , страницы 104–105.
- ^ Шри Монье Уильямса Санскритско-английский словарь
- ^ Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически организованный , с. 740, в Google Книгах , Мати, Мани, страницы 740–741.
- ^ С.В. Бхарти (2001), Йога-сутры Патанджали: с изложением Вьясы, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120818255 , Приложение I, страницы 680-691.
- ^ Микель Берли (2000), Хатха-йога: ее контекст, теория и практика, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120817067 , страницы 190-191.
- ^ Хартмут Шарфе, Справочник по востоковедению - Образование в Древней Индии, Брилл, ISBN 978-9004125568 , страницы 217-222.
- ^ Jump up to: а б М. М. Камаль (1998), «Эпистемология философии чарвака», Журнал индийских и буддийских исследований , 46 (2): 13-16.
- ^ B Матилал (1992), Восприятие: очерк индийских теорий познания , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-823976-5
- ^ Jump up to: а б Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии , том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидассом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 160-168.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии , том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 168-169.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии , том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 170-172.
- ^ W Halbfass (1991), Традиции и размышления, State University of New York Press, ISBN 0-7914-0362-9 , страницы 26–27.
- ^ Школа Чарвака - исключение.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Лохтефельд, «Анумана» в «Иллюстрированной энциклопедии индуизма» , том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 46–47.
- ^ Карл Поттер (2002), Предпосылки философии Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0779-0
- ^ Монье Уильямс (1893), Индийская мудрость - религиозные, философские и этические доктрины индусов , Luzac & Co, Лондон, стр. 61
- ^ Jump up to: а б * Элиотт Дойче (2000), в «Философии религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0-8153-3611-2 , страницы 245–248;
- Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3067-5 , стр. 238
- ^ DPS Bhawuk (2011), Духовность и индийская психология (редактор: Энтони Марселла), Springer, ISBN 978-1-4419-8109-7 , стр. 172.
- ^ Jump up to: а б с М. Хирияна (2000), Основы индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120813304 , стр. 43
- ^ П. Биллимория (1988), Шабдапрамана: слово и знание, Исследования классической Индии, том 10, Springer, ISBN 978-94-010-7810-8 , страницы 1–30.
- ^ * Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Апоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с афоризмами высшей преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55–93;
- Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126-129
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3815-2 , стр. 86
- ^ * Оригинал на санскрите с переводом 1 : Философия йоги Т. Р. Татья (переводчик), с комментариями Бходжараджи; Архивы Гарвардского университета;
- Перевод 2 : Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы Г. Н. Джа (переводчик) с примечаниями; Архивы Гарвардского университета;
- Перевод 3 : Йогасутры Патанджали Чарльз Джонстон (переводчик)
- ^ aparAmRSTa , kleza, karma, vipaka and ashaya ; Sanskrit English Dictionary , Koeln University, Germany
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 31–45.
- ^ CK Chapelle (2003), Примиряющие йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-5900-3 , страницы 12–15, 39–48.
- ↑ В некоторых рукописях Вайшейшики Даршана этот стих обозначается как 6.1.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Брэнниган (2009), Достижение баланса: введение в традиционные азиатские ценности, Роуман и Литтлфилд, ISBN 978-0-7391-3846-5 , стр. 7
- ^ Jump up to: а б Оригинальный санскрит и перевод: Вайшешика-сутра Канады с комментариями Шанкары Мишры Б.Д. Басу (переводчик), Священные книги индусов, том 6, Архив Университета Торонто; Современный перевод : Йоханнес Бронкхорст (2000), Две традиции медитации в Древней Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120811140 , стр. 64.
- ^ Оригинальный санскрит и перевод: Ньяя Сутры Готамы С.К. Видьябхушаны (переводчик), Ашрам Бхуванешвари, Архивы Университета Торонто
- ^ Хадзиме Накамура (1989). История ранней философии Веданты: Часть 1 . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 436. ИСБН 81-208-0651-4 . , Цитата: «...можно считать, что 400-450 годы — это период, в течение которого Брахма-сутры были составлены в дошедшей до нас форме».
- ^ Оливер Лиман (1999), Ключевые концепции восточной философии, Routledge, ISBN 978-0-415-17363-6 , страница xiv
- ^ Брахма Сутра Сарвепалли Радхакришнан (переводчик, 1960), Лондон: Джордж Аллен, страницы 333-335
- ↑ Более поздний перевод того же стиха см. в Jan EM Houben and Karel Rijk van Kooij (1999), Violence Denied, Brill Academic, ISBN 978-9004113442 , стр. 149.
- ^ С. Венкатесананда (автор) и К. К. Шапель (редактор, 1985), «Краткая йога-васиштха», State University of New York Press, ISBN 978-0-87395-954-4 , страница x
- ^ Jump up to: а б С. Венкатесананда (автор) и К. К. Шапель (редактор, 1985), «Краткая йога-васиштха», State University of New York Press, ISBN 978-0-87395-954-4 , страницы xi-xii
- ^ Jump up to: а б С. Венкатесананда (автор) и К. К. Шапель (редактор, 1985), «Краткая йога-васиштха», State University of New York Press, ISBN 978-0-87395-954-4 , страницы 275, также 239-246, 272-277.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Акхилананда, Свами ; Олпорт, Гордон В. (1999). Индуистская психология . Рутледж. ISBN 978-0-203-00266-7 .
- Хейни, Уильям С. (2002), Культура и сознание: возрожденная литература , Нью-Джерси: Издательство Бакнеллского университета, ISBN 1611481724
- Исаак-младший; Дангвал, Риту (1997), Труды. Международная конференция по когнитивным системам , Нью-Дели: Allied Publishers Ltd, ISBN. 81-7023-746-7
- Ларсон, Джеральд Джеймс (1998), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения , Лондон: Мотилал Банарасидасс , ISBN 81-208-0503-8
- Ларсон, Джеральд Джеймс (2008), Энциклопедия индийской философии: Йога: индийская философия медитации , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-3349-4
- Маас, Филипп А. (2006), Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции , Ахен: Шейкер, ISBN 3-8322-4987-7
- Сен, Амия П. (2006). «Раджа-йога: наука самореализации». Незаменимый Вивекананда . Ориент Блэксван. стр. 219–227. ISBN 978-81-7824-130-2 .
- Шарма, К. (1997), Критический обзор индийской философии , Нью-Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81-208-0365-5
- Вивекананда, Свами (1980). Раджа Йога . Центр Рамакришны-Вивекананды. ISBN 0-911206-23-Х .
- Уичер, Ян (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-3815-2
- Вуд, Эрнест (1951). Практическая йога, древняя и современная, являющаяся новым, независимым переводом афоризмов йоги Патанджали . Райдер и компания.
- Веб-ресурсы
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ален Даниэлу (1991), Йога: освоение тайн материи и Вселенной , ISBN 978-0-89281-301-8 , Приложение D: Основные санскритские трактаты по йоге.
- Карл Олсон (2007), «Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение», издательство Rutgers University Press, ISBN 978-0-8135-4068-9 , Глава 5
- Карл Поттер (2009), Энциклопедия индийской философии, том. 1: Библиография, ISBN 978-8120803084 , Библиография школы йоги в индуизме , страницы 1073–1093.
- Мэле, Грегор (2007). Аштанга-йога: практика и философия . Новая Всемирная библиотека.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Йога и свобода: пересмотр классической йоги Патанджали , Ян Уичер (1998), Философия Востока и Запада, Vol. 48, № 2, стр. 272–322.
- Йога и современная философия , Мирча Элиаде (1963), Журнал общего образования, Vol. 15, № 2, страницы 124–137.
- Дуализм разума и сознания в философии санкхья-йоги , Пол Швейцер (1993), Философия и феноменологические исследования, Vol. 53, № 4, стр. 845–859.
- Самскары в философии йоги и западной психологии , Н. Мишра (1953), Философия Востока и Запада, Vol. 2, № 4, стр. 308–316.
- Платон в свете йоги , Джеффри Голд (1996), Философия Востока и Запада, Том. 46, № 1 (январь 1996 г.), страницы 17–32.
- Йога в Адвайта-Веданте Шанкары Т.С. Рукмани (2006), Анналы Института восточных исследований Бхандаркара, Том. 87, страницы 123–134.
- Общая системная философия и санкхья-йога: некоторые замечания , М.К. Баннерджи (1982), Philosophy East and West, Vol. 32, № 1, стр. 99–104.
- Йогасутры Патанджали - синтез многих йогических традиций Т.С. Рукмини (1981), Анналы Института восточных исследований Бхандаркара, Том. 62, страницы 213–218.
- Йог и богиня Николас Ф. Гир (1997), Международный журнал индуистских исследований, Vol. 1, № 2, страницы 265–287.
- Философско-литературные исследования Исследовательский отдел Кайвальядхамы