Именование оружия в Средиземье

Именование оружия в Средиземье — это присвоение названий мечам и другому мощному оружию в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина . Названия оружия он получил на основе своих знаний о средневековье ; эта практика встречается в скандинавской мифологии и в древнеанглийской поэме «Беовульф» . Среди множества видов оружия, названных Толкином, — Оркрист и Гламдринг в «Хоббите» , а также Нарсил/Андурил во «Властелине колец» . Такое оружие несет в себе мощную символику, олицетворяющую личность и происхождение своих владельцев.
Существует множество параллелей между использованием Толкином именного оружия в его произведениях о Средиземье и средневековыми эпосами. К ним относятся их наследство как семейные реликвии, иногда королевские; их повторное открытие в древних кладах с сокровищами; их ломают и перековывают; их украшение руническими надписями ; и их взаимосвязь с жизнью их владельцев.
Фон
[ редактировать ]Именование средневекового оружия
[ редактировать ]В средневековом эпосе герои давали имена своему оружию. Имя, происхождение и сила оружия отражались на герое. Среди основных историй — истории о Сигурде Вольсунге и его мече Граме , которым он убил дракона Фафнира ; [а] [1] Беовульф и мечи Хрунтинг и Нэглинг ; [2] короля Артура , Экскалибур «Меч в камне»; [2] Ролана Дюрандаль ; Вальдера ; Мимминг [2] и рассказ Старшей Эдды о « Пробуждении Ангантира » ( Херварарквида ) и мече Тюрфинге . [3] [4]
Героическая литература не всегда давала названия своему оружию; в Древней Греции Гомер подробно щит и копье Ахилла описывает , но не дает им названий. Он не называет решающий лук Одиссея : оружие, которое позволяет ему продемонстрировать свою личность, свое имя, когда он возвращается домой на Итаку, действует в истории анонимно. Иное дело в историях и мифах средневековой Северной Европы, где название оружия, особенно меча, придавало ему индивидуальность, почти личность. Это имя, как пишет ученый-толкинист Джанет Бреннан Крофт , «обозначает оружие как семейную реликвию, связывающую поколения вместе и узаконивающую наследника, который владеет им». [4] В средневековых писаниях записано около 200 названий мечей, что соответствует скандинавской практике именования объектов в историях, например, сделанная гномами цепь Глейпнир , которая неразрывно сковывала Фенриса . гигантского волка [4]
- Хервёр будит призрак своего отца Ангантира из кургана, чтобы потребовать проклятый меч Тирфинг в качестве семейной реликвии .
Мощные мечи
[ редактировать ]Такое оружие хвалили как за силу, так и за историю. Например, Нэглинг неоднократно описывается такими эпитетами, как «острый», «блестящий», «яркий», «могучий» и «сильный», а его история явно упоминается в таких фразах, как «превосходный древний меч», «древний меч». семейная реликвия» и «старый и серый». [6] Они могут обладать магическими способностями: Экскалибур сияет. [2]
его врага так Глаза ярко светились , что они зажгли тридцать факелов , и после этого он зажег их и убил людей».
на современном английском языке:
настолько яркий в глазах его врагов, что светил, как тридцать факелов, и с его помощью он отбросил их назад и убил много людей. [7]
В скандинавской мифологии меч может сиять подобно солнцу, как в « Поэтической Эдде» : « Сурт с юга приходит / С мерцающим пламенем; Сияет от его меча / Солнце Валя -бога». [8]
Мечи могут быть семейными реликвиями в королевской семье или могут быть найдены в древних кладах сокровищ, в любом случае имея собственное происхождение и историю. [3] Лезвие меча могло быть украшено рунами ; силу, историю и магические заклинания , точно так же, как Сигурду было приказано выгравировать руны мудрости и победы на своем мече Грам. они могли придать оружию [3] [9] Историк оружия Юарт Окшотт описал меч как обладающий «мощной мистикой, которая ставит его выше любого другого предмета, созданного руками человека». [2] Мечи обладали двумя качествами, которые делали их особенно высоко ценимыми: они были дорогими в производстве и эффективными в качестве оружия. [4] [10]
В Средиземье
[ редактировать ]Оружие власти
[ редактировать ]Толкин назвал множество видов оружия, в основном , но в том числе и Эглос, копье эльфийского короля мечи Гил-Галада ; Белтрондинг, Белега ; лук [4] Драмборлег, Туора ; топор [4] и Гронд, имя одновременно злого тарана из Минас Моргула и булавы первого Темного Лорда Моргота в его сочинениях о Средиземье . [3] Как и в средневековом эпосе, меч символизировал героизм и положение своего владельца. Как выразился ученый-толкинолог Верлин Флигер , меч «провозглашает появление героя»; [11] далее, «судьбы меча и человека связаны, и уничтожение одного означает конец другого». [3] [2] [11]
Подобные темы можно ясно увидеть на примере меча Арагорна Андурил, но они аналогичным образом проходят и в рассказах Толкина о многих других названных видах оружия. Мечи Гламдринг и Оркрист, названные в «Хоббите», соответствуют двум ветвям средневекового образца, поскольку они оба древние, были выкованы в Первую эпоху и были извлечены из клада сокровищ, хранившегося тремя троллями в их пещере. . [3] [Т 1] Перековка и повторное открытие эффективно передают старую силу новому оружию и его новому владельцу и обновляют эту силу. [3] [2]
Атрибут | Властелин колец | Средневековая легенда |
---|---|---|
Возраст | Выкован в Первую эпоху для Тургона, короля Гондолина. | Древний |
Источник | Тролля Пещера | Клад сокровищ |
На самом деле каждый из этих двух мечей имеет по три названия ( полионимии ): на высоком и древнем языке (синдарине); перевод на общий язык (вестрон), переведенный на английский язык; и прозвище гоблина . [4]
Язык | Гэндальфа Меч | Торина меч |
---|---|---|
Синдарин , эльфийский язык | Гламдринг | Оркрист |
Общая речь | Вражеский молот | Гоблин-тесак |
гоблина прозвище | Битер | Укусы |
Гламдринг и Оркрист, а также нож Бильбо , используемый в качестве меча, который он назвал Стингом , светятся, когда орки находятся рядом; [2] древние мечи наводят ужас на орков и узнаваемы ими; действительно, у орков есть свои прозвища для двух знаменитых мечей — Кусака и Битера. [3] Это оружие имеет многочисленные связи со знаменитыми мечами средневековой мифологии, в том числе, по мнению ученых-толкиновцев К.С. Уэттера и Р. Эндрю Макдональда, стиль и содержание их названий, которые напоминают названия мечей в скандинавской мифологии, таких как Фотбитр и Драгвандил. («Ногокус» и «Трезовка»). [2] Действительно, в «Хоббите» , когда группа Бильбо прибывает в Ривенделл , Элронд читает рунические надписи на мечах и описывает героическую историю и происхождение найденного оружия: [Т 2]
Это старые мечи, очень старые мечи Высших Эльфов Запада, моих родственников. Они были созданы в Гондолине для войн гоблинов. Должно быть, они пришли из клада дракона или из добычи гоблинов, поскольку драконы и гоблины разрушили этот город много веков назад. Это, Торин , руны зовут Оркриста, Гоблина-тесака на древнем языке Гондолина; это был знаменитый клинок. Это, Гэндальф , был Гламдринг, Молот Врага, который когда-то носил король Гондолина. Берегите их!» [Т 2]
«Обновлен будет сломанный клинок»
[ редактировать ]Герой «Властелина колец» Арагорн, наследник королевств Гондор и Арнор , нес осколки меча Нарсила , сломанного, когда его предок Элендиль погиб в битве с Темным Лордом Сауроном . [Т 3] [3] Его имя, Нарсил, содержало корни «огня» и «белого света», что на квенья означает «Солнце и Луна» . [Т 4] Он был выкован в Первую эпоху величайшим из гномов - кузнецов Телчаром. Он придал зачарованному мечу способность сиять «светом солнца и луны», в результате чего «меч Элендиля наполнил страхом орков и людей». [Т 3] После того как он был разбит, «свет его погас, и он не был перекован заново», [Т 3] пока Арагорн не принес его в Ривенделл в конце Третьей Эпохи и в поисках уничтожения Единого Кольца . означает «Пламя Запада» Затем его переделали в Андурил, что на квенья : [Т 4]
Меч Элендиля был заново выкован эльфийскими кузнецами, и на его клинке было начертано изображение семи звезд, расположенных между серпом Луны и лучистым Солнцем, и вокруг них было написано множество рун; ибо Арагорн, сын Араторна, собирался воевать на границах Мордора . Очень ярким стал этот меч, когда он снова стал целым; свет солнца сиял в нем красным, а свет луны сиял холодным, и край его был тверд и остр. И Арагорн дал ему новое имя и назвал его Андурил, Пламя Запада. [Т 5]
Элендиля Семь звезд были геральдическим изображением , которое, в свою очередь, обозначало звезды, по одной на корабль, для семи кораблей, которые везли семь палантиров из Нуменора , острова Запада, в Средиземье. Таким образом, меч нес символику рода Элендиля и силы королевства Нуменор. [12] Вдобавок Толкин писал, что первоначальное название меча, Нарсил, «символизировало главные небесные светила [Солнце и Луну] как врагов тьмы». [Т 4]
Стихотворение, которое, по словам Арагорна, связано с его собственным именем, « Загадка Странника », называет меч «сломанным лезвием»: [2] [Т 6]
Обновится сломанный клинок,
Безкоронный снова станет королем. [Т 6]

Атрибут | Властелин колец | легенда о короле Артуре |
---|---|---|
Сломанный | После Элендиля смерти | Когда Артур сражается с королем Пеллинором |
Ограничивает эпоху | Третья Эпоха Начинается , когда Исилдур использует осколки Нарсила, чтобы разрезать Единое Кольцо. от Саурона руки ; заканчивается, когда Андурил помогает положить конец правлению Саурона | Король Артур приходит к власти с Экскалибуром ; Бедивер бросает меч после смерти Артура |
Сопровождает | Король, ведущий народ к победе | Король, ведущий народ к победе |
Волшебные ножны | Лезвие не должно быть испачкано или сломано. | Владелец никогда не потеряет кровь |
Здесь есть множество параллелей с легендой о короле Артуре. Меч в Камне сломан. Точно так же, как Экскалибур ограничивает правление короля Артура, так и Нарсил ограничивает Третью Эпоху , начиная с того, что Исилдур вырезает Кольцо из руки Саурона, и заканчивая тем, что переделанный Андурил помогает положить конец власти Саурона и восстановить Арагорна как короля. [2] Оба короля ведут свои народы к победе. [13] меча Также волшебные ножны , которые королева эльфов Галадриэль дает Арагорну, когда он покидает Лотлориэн, со словами: «Клинок, вынутый из этих ножен, не должен быть испачкан или сломан даже в случае поражения». [Т 7] аналогичны ножнам Экскалибура, которые гарантируют, что их носитель «никогда не потеряет крови, даже если вы никогда не будете так сильно ранены». [13] Эльфийские ножны описывают меч, для которого они были созданы: [Т 7]
Он был покрыт узором из цветов и листьев, выполненным из серебра и золота, а на нем были вставлены эльфийские руны, состоящие из множества драгоценных камней, имя Андурил и родословная меча. [Т 7]

Атрибут | Властелин колец | Скандинавская мифология |
---|---|---|
Изготовление | Нарсил был создан гномами | Тирфинг создали гномы Двалин и Дурин. |
Сияющий | Андурил сияет, как Солнце и Луна. | Тирфинг сияет как огонь |
Переделанный | Эльфы перековывают Нарсила в Андурил | Карлик-кузнец Регин переделывает Грам по Зигмунда предсмертному желанию |
Тема сломанного меча встречается в различных местах скандинавской мифологии . Бердж и Берк пишут, что Тирфинг, как и Нарсил, был выкован гномами, в данном случае Двалином и Дурином. Они заставили Тирфинга сиять, как огонь; Андурил сияет, как Солнце и Луна. [3] [15] Меч Сигурда Грам тоже был переделан гномом-кузнецом Регином; [14] Предсмертным желанием отца Сигурда Зигмунда было перековать его меч; и пламя вырвалось из краев бабушки. [3] [16] [10] Таким образом, меч Арагорна сочетает в себе свойства скандинавского меча Грама и Артуровского Экскалибура. [2]
Перекованная и переименованная пара Нарсил/Андурил также имеет параллель в легендариуме Толкина. Аналогичным образом переименован герой Первой Эпохи, Турина : Англахель становится Гуртангом. меч [4] Ученые-толкиновцы К.С. Уэттер и Эндрю Макдональд называют это оружие почти «живыми личностями»; [2] Крофт отмечает, что в конце Гуртанг действительно разговаривает с Турином. Однако, хотя перековка Андурила символизирует переделку Средиземья и превращение Арагорна из Рейнджера в Короля, простое переименование Гуртанга не может изменить его «по существу пагубный» характер. [4] природа. Подобно несовершенному герою Турину, который тоже носит разные имена, его характер нельзя изменить, дав ему новое имя. Напротив, меч Арагорна представляет собой настоящего героя. [4] [2]
Атрибут | Арагорн | Турин |
---|---|---|
Характер | Настоящий герой | Несовершенный, жестокий воин |
Меч был | Нарсил («Красно-белое пламя», т.е. Солнце и Луна) | Англахель, «Железо пылающей звезды». |
Меч принадлежал | Его предок Элендиль | Его друг эльф Белег |
Владелец меча убит | Бой с Темным Лордом Сауроном в рукопашной схватке | Случайно, Турин |
Меч | Перекован в Андурил, «Пламя Запада», символ надежды. | Переименован в Гуртанг, «Железо смерти». |
Владелец | Был «Страйдером», рейнджером , стал королем ; имеет много имен – Элессар (эльфийский камень), Энвиньятар (обновляющий), Эстель (надежда), Торонгил (орел звезды). | Не способен исправиться, несмотря на то, что принимает множество имен – Нейтан (обиженный), Гортол (ужасный шлем), Агарваэн (окровавленный), Аданедель (человек-эльф), Турин (тайна), Мормегил (черный меч), Турамбар ( повелитель судьбы), Дагнир Глаурунга (проклятие Глаурунга), Наэрмарт (злой) |
Меч убивает | Только по необходимости | Без разбора: Дракон Глаурунг ; Белег случайно; Брандир , несправедливо; наконец, сам Турин |
Исход | Обновление своего народа, королевства и Средиземья | Катастрофа для его народа |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грамм действительно настолько силен и остер, что может разрезать наковальню пополам. [1]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1937 , Хоббит , гл. 2 «Жареная баранина»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1937 , «Хоббит» , гл. 3 «Короткий отдых»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин, 1977 , «Сильмариллион» , «О кольцах власти и Третьей эпохе».
- ^ Перейти обратно: а б с Карпентер 2023 , № 347, Ричарду Джеффри, 17 декабря 1972 г.
- ^ Толкин 1954a , Братство Кольца , книга 2, гл. 3 «Кольцо идет на юг»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , Братство Кольца , книга 1, гл. 10 «Страйдер»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин 1954а , Братство Кольца , книга 2, гл. 8 «Прощание с Лориэном»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Огден 2013 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Whatter & McDonald 2006 , статья 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бердж и Берк, 2013 , стр. 703–705.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Крофт 2015 , статья 1.
- ^ Стивенс 1866–1867 , с. 407.
- ^ Калберт 1960 , стр. 13–20.
- ^ Мэлори 2014 , с. 30.
- ^ Гербер 1909 , стр. 1–15.
- ^ Бьок 1990 , стр. 67–68.
- ^ Перейти обратно: а б Брисбуа, 2008 г. , статья 9.
- ^ Перейти обратно: а б Флигер 1981 , стр. 40–62.
- ^ Хаммонд и Скалл 2005 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б Холл 2012 г. , статья 6.
- ^ Перейти обратно: а б Арвидссон 2002 , стр. 45–52.
- ^ Терри 1969 , стр. 250–253.
- ^ Бьок 1990 , стр. 53–54.
Источники
[ редактировать ]- Арвидссон, Хокан (ноябрь 2002 г.). «Кольцо 'Очерк мифологии Толкина' » . Мэллорн (40): 45–52. JSTOR 45321616 .
- Брисбуа, Майкл Дж. (2008). «Клинок против бремени: иконография меча во «Властелине колец» . Мифлор . 27 (1). статья 9. ISSN 0146-9339 .
- Бьок, Джесси (1990). Сага о Вольсунгах: скандинавский эпос о Сигурде, убийце драконов . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520069046 .
- Бердж, Энтони; Берк, Джессика (2013) [2007]. «Оружие Именное». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 703–705. ISBN 978-0415865111 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Крофт, Джанет Бреннан (2015). «Военные имена: сила именования в войне и конфликтах в Средиземье» . Мифлор . 34 (1). статья 9. ISSN 0146-9339 .
- Калберт, Тейлор (1960). «Повествовательные функции мечей Беовульфа». Журнал английской и германской филологии . 59 (1): 13–20. JSTOR 27707401 .
- Флигер, Верлин (1981). «Фродо и Арагорн: Концепция героя». В Айзексе, Нил Д.; Зимбардо, Роуз А. (ред.). Толкин: Новые критические перспективы . Университетское издательство Кентукки . стр. 40–62. ISBN 978-0813114088 .
- Гербер, Элен А. (1909). «1: Начало». Мифы скандинавов из Эдд и саг . Лондон: Джордж Г. Харрап и компания, стр. 1–15.
- Холл, Марк Р. (2012). «Гэндальф и Мерлин, Арагорн и Артур: Трансмогрификация Толкином артуровской традиции и ее использование в качестве палимпсеста для «Властелина колец» . Inklings Forever: опубликованные материалы коллоквиума 1997–2016 гг . 8 . статья 6. OCLC 825553191 .
- Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя . ХарперКоллинз . ISBN 978-0007209071 .
- Мэлори, сэр Томас (2014). Delphi Полное собрание сочинений сэра Томаса Мэлори (иллюстрировано) . Делфи Классика. ISBN 978-1910630358 .
- Огден, Дэниел (2013). Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мире: справочник . Издательство Оксфордского университета . п. 265. ИСБН 978-0-19-992509-4 .
- Стивенс, Джордж (1866–1867). Справочник по древнесеверным руническим памятникам Скандинавии и Англии . Том. Часть 3. Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Терри, Патрисия (1969). Стихи викингов: Старшая Эдда . Боббс-Меррилл . ISBN 978-0672603327 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Уэттер, К.С.; Макдональд, Р. Эндрю (2006). « В рукояти — слава»: резонансы средневековых мечей и знаний о мечах в «Хоббите» и «Властелине колец» Дж. Р. Р. Толкина . Мифлор . 25 (1). статья 2. ISSN 0146-9339 .