Jump to content

Деревья в Средиземье

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Толкин любил деревья, особенно эту черную сосну в Оксфордском ботаническом саду , и часто фотографировался с ними. [1] [2] Его внук Михаил сделал последнюю известную фотографию с этим деревом, которое он назвал Лаокоон . [3]

Деревья играют множество ролей в . Р. Р. Толкина фантастическом мире Средиземья Дж , некоторые из них, такие как Старик Ива, действительно служат персонажами сюжета. И для Толкина лично, и для его произведений о Средиземье забота о деревьях действительно имела большое значение. Действительно, ученый-толкин Мэтью Дикерсон писал: «Было бы трудно переоценить важность деревьев в произведениях Дж. Р. Р. Толкина». [4]

Толкин заявил, что первобытное человеческое понимание заключалось в общении с другими живыми существами, включая деревья. Древобород , древесный великан или энт , пасет деревья, включая хуорнов, которые находятся на полпути между энтами и деревьями, либо оживляясь, либо снова становясь древовидными.

Некоторые виды деревьев играют важную роль в рассказах Толкина, например, высокие деревья Мэллорна в сердце Лотлориэна . В Тома Бомбадила «Старом лесу» Старик Уиллоу - злобный и падший дух дерева преклонного возраста, контролирующий большую часть леса. В начале творения Два Дерева Валинора , одно серебряное, одно золотое, дали свет райскому царству Валинора .

Комментаторы писали, что деревья дали Толкину возможность выразить свою эко-критику, противостоящую нанесению ущерба индустриализации.

«Глубокое чувство к деревьям»

[ редактировать ]
Впечатление художника от стенда с Дж. Р. Р. Толкина. «мифическими» и «волшебными» Мэллорна деревьями

В письме своему издателю в 1955 году Толкин написал: «Я (очевидно) очень люблю растения и, прежде всего, деревья, и всегда любил; и я считаю, что плохое обращение с ними человека так же трудно переносить, как некоторые находят плохое обращение с животными. ". [Т 1]

Биограф Толкина Джон Гарт пишет, что «глубокое чувство к деревьям — это наиболее характерная реакция Толкина на мир природы». [5] Исследователи Толкина Шелли Сагуаро и Дебора Коган Такер отмечают, что Толкин явно любил деревья; его часто фотографировали с ними, например, с большой черной сосной в Оксфордском ботаническом саду . [1] [2] «Мифическое дерево мэллорн» может быть волшебным: но для Толкина все деревья были, как они пишут, в некотором смысле «волшебными». [1] Дикерсон добавляет, что Толкин использовал дерево как изображение своего собственного творения в «Листе» Ниггла ; и когда его друг К.С. Льюис умер, он применил эту картину к себе, написав, что чувствовал себя «как старое дерево, которое теряет все свои листья один за другим: это похоже на удар топора у корней». [4] [Т 2]

Цветы и растения Средиземья используются для реалистичного создания вторичного мира. По мнению Дины Хэзелл, это одновременно выполняет «повествовательную функцию, дает ощущение места и оживляет характеристику». [6]

Породы деревьев в Средиземье

[ редактировать ]

Определенную роль играют определенные виды деревьев, такие как высокие деревья Мэллорна в Лотлориэне; Галадриэль дает Сэму Гэмджи семя более или менее волшебного Мэллорна. [1] После « Очистки Шира » он сажает его на праздничном поле, недалеко от центра Шира , чтобы заменить любимое дерево, срубленное людьми Шарки. [Т 3] [Т 4] Когда Фродо входит в Лотлориэн и впервые знакомится с деревьями Мэллорна: «Он чувствовал наслаждение от дерева и прикосновения к нему, не как лесник и не как плотник; это было наслаждение от самого живого дерева». [Т 5]

Толкин был вдохновлен деревьями в Англии. [1] Старый дуб в лесу Савернаке.

Стихотворение Толкина «Пойте все радостные!» В конце «Хоббита» в последнем стихе есть упоминание о шести видах деревьев: [Т 6]

Колыбельная! Колыбельная! Ольха и Ива !
Не вздыхайте больше , Сосна , до утреннего ветра!
Осенняя луна! Темна будет земля!
Тише! Тише! Дуб , Ясень и Терн !

Хоббит , «Последний этап»

Последняя фраза, называющая три английских дерева, перекликается Редьярда Киплинга с ее припевом: с «Песней о дереве» [7]

Из всех деревьев, которые растут такими прекрасными,
Старую Англию украшать,
Нет никого великого под Солнцем,
Чем Дуб, Ясень и Торн.

Редьярд Киплинг , «Песня о дереве»

Исследователь Толкина Том Шиппи пишет, что, хотя Толкин не упоминает Киплинга, он разделяет « тему неизменной английскости », наблюдаемую в произведениях Киплинга. [8] Толкин называет те же три дерева в «Дереве и листе» : «Каждый лист дуба, ясеня и шипа — уникальное воплощение узора…»; Сагуаро и Такер пишут, что это «призыв к тому, чтобы «сказки о выздоровлении помогли нам сделать»». [1] Дейл Нельсон в Энциклопедии Толкина JRR Киплинга пишет, что близость Пака к этим трем деревьям «делает его родственником Бомбадилу и Древобороду». [9]

Отдельные деревья

[ редактировать ]

Мифические символы

[ редактировать ]
Арда в годы деревьев . Два Дерева Валинора осветили Благословенное Царство .

Два Древа Валинора , Тельперион и Лорелин, одно серебряное, другое золотое, дали свет райскому царству Валинора , [Т 7] где «На протяжении долгих веков Валар жили в блаженстве в свете Дерев за горами Амана». [Т 8] Так продолжалось до тех пор, пока они не были уничтожены злым гигантским пауком Унголиантом и первым Темным Лордом Мелькором , оставив только цветок и плод, которые стали Луной и Солнцем для Средиземья. [Т 9] Ученый-толкин Мэтью Дикерсон пишет, что Два Дерева — «самые важные мифические символы во всем легендариуме». [4] Часть света Дерев была сохранена в Сильмарилях , центральных в мифологии Сильмариллиона . [Т 8] [Т 10]

Белое Дерево было символом королей Гондора .

Другое дерево, Галатилион, было создано по образу Тельпериона. Один из его саженцев, Келеборн, был привезен на остров Тол Эрессеа. Один из его саженцев был отдан Людям Нуменора , и он стал Нимлотом, Белым Древом Нуменора. Он был разрушен королем Ар-Фаразоном, попавшим под влияние Саурона; но герой Исильдур спас один из его плодов и, прибыв в Средиземье после крушения Нуменора, посадил его семена; одно из них превратилось в Белое Древо Гондора . Когда линия королей Гондора рухнула, Белое Древо умерло и стояло мертвое и безлистное, но все еще почитаемое, в королевском дворе города Минас Тирит на протяжении веков правления Наместников Гондора . Когда Арагорн вернулся королем, он нашел саженец Белого Дерева на горе за городом. [Т 11] [4] Он возвращается с ним в цитадель и сажает его во дворе, где оно быстро зацветает. [Т 11] Сагуаро и Такер называют это «намеренно религиозным языком и образами». [1] Дикерсон пишет, что это символ королевской власти Арагорна, происходящий от Нимлота, Белого Древа Нуменора, которое само произошло от Тельпериона. [4]

Переводчик и автор Толкина Стефани Лушенин описывает противоположные роли полезной березы и злой ивы в символике деревьев Толкина, считая, что растения - это не просто зеленый фон, но постоянно несут смысл. [10] Карри отмечает, что деревья Толкина не просто символы, а отдельные личности в повествовании. Он упоминает реальный пример: «тополь с огромными ветвями», который рос возле дома Толкина; когда его «внезапно изрезал и изувечил его владелец», он отмечает, что Толкин описал это событие как «варварское наказание за любые преступления, в которых его могли обвинить». В Средиземье Карри цитирует рассказ Энта или древесного гиганта Древоборода об уничтожении предательским волшебником Саруманом в лесу Фангорн: «Будь проклят он, корень и ветвь! Многие из этих деревьев были моими друзьями, существами, которых я знал по орех и желудь; у многих были свои собственные голоса, которые теперь потеряны навсегда, и там, где когда-то были поющие рощи, остались пни и ежевика». [11]

Осенняя природа

[ редактировать ]

Старик Уиллоу — злобный древесный дух преклонного возраста в Старом лесу Тома Бомбадила , физически появляющийся как большая ива на берегу реки Уизивиндл, но распространяющий свое влияние по всему лесу, который, как объясняет Толкин, [Т 12] [1]

Но никто не был опаснее Великой Ивы: сердце его было гнило, но сила его была зелена; и он был хитер, и повелителем ветров, и его песня и мысль разносились по лесам по обе стороны реки. Его серый жаждущий дух черпал силу из земли и распространялся, как тонкие корневые нити в земле и невидимые веточки в воздухе, пока не взял под свою власть почти все деревья Леса от Изгороди до Даунса. [Т 13]

Толкин, католик , считал, что живые существа, такие как деревья, пострадали от грехопадения . [1] Средневековая скульптура падения в Нотр-Дам де Пари

Сагуаро и Такер отмечают, что критики озадачились этим изображением, поскольку оно не соответствует образу Толкина как защитника окружающей среды, «обнимающего деревья». Они пишут, что деревья (как и другие существа) в мире Толкина подвержены порче грехопадения человека , упоминая католицизм Толкина. Они заявляют, что, хотя сочинения Толкина о значении деревьев граничат с языческими, и Ветхий , и Новый Завет используют деревья в качестве символов: Древо познания добра и зла в Бытии, Крест , дерево смерти в Евангелиях, и Древо Жизни в Откровении (22:2); и что Толкину удается «объединить все эти элементы» во «Властелине колец» : смерть, творение, суб-творение, воссоздание. [1] Дикерсон пишет, что Старик Уиллоу указывает как на то, что природа, как и Человек, падшая, так и на то, что она активно враждебна Человеку. [4] Критик Толкина Джаред Лобделл сравнивает «предательство естественных вещей в живом мире», наблюдаемое в персонаже старика Уиллоу, с рассказом Алджернона Блэквуда «Ивы». [9] [12]

Анимированные деревья

[ редактировать ]

Лес Фангорн — это царство Древоборода (также называемого Фангорном), древесного великана или Энта (от древнеанглийского «гигант»), одного из старейших живых существ или даже самого старого живого существа в Средиземье. Энты — пастухи деревьев; они полностью разумны, но очень похожи на деревья: у них руки-ветви, ноги-корни, лица, а также способность двигаться и говорить. Среди их подопечных - хуорны, которые представляют собой либо деревья, находящиеся в процессе оживления, либо энты, которые снова становятся древовидными. [Т 14] [Т 15] [13] Деревья в Старом лесу не столь явно разумны, но они тоже передают эмоции, даже мстительность, стремясь помешать вторжению хоббитов. [14]

Экокритика

[ редактировать ]

Дикерсон комментирует, что деревья служат «мощным средством экологической критики [Толкина]». [4] Дерево вечеринки в Хоббитоне недалеко от центра Шира появляется в начале и в конце «Властелина колец» : в начале как дерево, которое случайно оказалось на поле вечеринки, в счастливом месте; срубили головорезы Сарумана . в конце концов, его бесполезно [Т 16] [Т 3] Дикерсон пишет, что «злые пути» Сарумана раскрываются именно в его «бессмысленном разрушении» деревьев Фангорна, и отмечает, что Древобород называет Сарумана «проклятым убийцей деревьев». [4] [Т 17] Критик Толкина Пол Кохер отмечает, что Древобород говорит, что энты питают гораздо большую симпатию к деревьям, чем пастухи к своим овцам, потому что «энты «хорошо проникают внутрь других вещей»». Он также цитирует заявление Древоборода о том, что он «не полностью на чьей-либо стороне, потому что никто полностью не на моей стороне… никто не заботится о лесах так, как я забочусь о них», но отмечает, что, тем не менее, им движет знание что Саруман принял чью-либо сторону в Войне Кольца, чтобы принять меры против него. Сарумана Он разрушает промышленный Изенгард , чьи фабрики Саруман снабжал топливом, вырубая деревья Древоборода. После разрушения Единого Кольца Арагорн отдаёт широкие земли под новый лес; но, как пишет Кочер, Толкин дает «зловещие намеки на то, что дикий лес не будет процветать в наступающую эпоху человечества», которая последует. [15]

См. также

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Карпентер 2023 , Письма , № 165 Хоутону Миффлину , июнь 1955 г.
  2. Carpenter 2023 , Письма , № 251 Присцилле Толкин , 26 ноября 1963 г.
  3. ^ Jump up to: а б Толкин 1955 , книга 6, гл. 8 « Очищение Шира »
  4. Толкин 1955 , книга 6, гл. 9 «Серые гавани»
  5. ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 6 «Лотлориэн»
  6. ^ Толкин 1937 , гл. 19 «Последний этап»
  7. ^ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 1 «О начале дней»
  8. ^ Jump up to: а б Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  9. ^ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 8 «О тьме Валинора»
  10. ^ Сильмариллион , «Квента Сильмариллион», гл. 8 «О тьме Валинора»
  11. ^ Jump up to: а б Толкин 1955 , книга 6, гл. 5 «Наместник и король»
  12. ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 6 «Старый лес»
  13. ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 7 «В доме Тома Бомбадила»
  14. ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 4 «Древобород»
  15. ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 9 «Обломки и Джетсам»
  16. ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 1 «Долгожданная вечеринка»
  17. Толкин 1955 , книга 6, гл. 6 «Много расставаний»

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сагуаро, Шелли; Такер, Дебора Коган (2013). Глава 9. Толкин и деревья Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит и Властелин колец» . Пэлгрейв Макмиллан (Новые журналы дел). стр. 138–154. ISBN  978-1-137-26399-5 .
  2. ^ Jump up to: а б Таунсенд, Эмма (6 августа 2014 г.). «Черная сосна Толкина: почему мы любим старые деревья?» . Независимый .
  3. ^ О'Бирн 2019 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дикерсон 2013 .
  5. ^ Гарт 2020 , стр. 112–131.
  6. ^ Hazell 2015 , Введение.
  7. ^ Киплинг, Редьярд . «Песня о дереве» . Общество Киплинга . Проверено 15 мая 2020 г.
  8. ^ Шиппи 2005 , с. 397.
  9. ^ Jump up to: а б Нельсон, Дейл (2013) [2007]. «Литературные влияния: девятнадцатый и двадцатый века». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 372–377. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  10. ^ Лушенин, Стефани «Ива и береза ​​— символизм дерева у Толкина» [Береза ​​и ива — символизм дерева Толкина] в Уиллисе 2011 , глава 1
  11. ^ Карри 2000 , с. 283.
  12. ^ Лобделл, Джаред (2004). Мир колец: язык, религия и приключения Толкина . Открытый суд . п. 9. ISBN  978-0-8126-9569-4 . OCLC   54767347 .
  13. ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя . ХарперКоллинз . стр. 372–373. ISBN  978-0-00-720907-1 .
  14. ^ Коэн 2009 , стр. 91–125.
  15. ^ Кохер 1974 , стр. 102–103.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72afb9e6e7c7a27b44d7669b69beac55__1711960080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/55/72afb9e6e7c7a27b44d7669b69beac55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trees in Middle-earth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)