Jump to content

Моргот

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Мелькора )

Моргот
Толкиен персонаж
Информация во вселенной
Псевдонимы
  • Мелькор (изначально)
  • Арун (в старых сказаниях нуменорцев)
  • Моринготто
  • Кривые
Раса Валар
Книга(ы) Властелин колец
Сильмариллион
Дети Хурина
Берен и Лютиэн
Падение Гондолина
Кольцо Моргота

Моргот Бауглир ( [ˈmɔrɡɔθ ˈbau̯ɡlir] ; первоначально Мелькор [ˈmɛlkor] ) — персонаж, один из богоподобных Валар , из легендариума Толкина . Он является главным антагонистом легендариума Толкина , мифического эпоса, опубликованного по частям как «Сильмариллион» , «Дети Хурина» , «Берен и Лутиэн » и «Падение Гондолина» .

Мелькор — самый могущественный из Валар, но он обращается во тьму и становится Морготом, главным антагонистом Арды . Все зло в мире Средиземья в конечном итоге исходит от него. Один из Майар Ауле предает себе подобных и становится главным помощником и преемником Моргота, Сауроном .

Мелькор интерпретировался как аналог Сатаны , когда-то величайшего из всех Божьих ангелов, Люцифера , но падшего из-за гордыни ; он восстает против своего создателя. Моргота также сравнивали с Джона Мильтона в падшим ангелом « Потерянном рае» , опять-таки фигурой сатаны. Том Шиппи написал, что «Сильмариллион» отображает Книгу Бытия с ее созданием и падением, даже Мелькор начал с добрыми намерениями. Марджори Бернс отметила, что Толкин использовал скандинавского бога Одина для создания аспектов нескольких персонажей: волшебник Гэндальф получил некоторые из своих хороших качеств, а Моргот получил его разрушительность, злобу и обман. Верлин Флигер пишет, что центральным искушением является желание обладать, что по иронии судьбы поражает двух величайших фигур легендариума, Мелькора и Феанора .

Имя Моргот на синдарине Толкином (один из языков, изобретенных ) и означает «Темный враг» или «Черный враг». [ Т 1 ] Бауглир также является синдарином, что означает «Тиран» или «Угнетатель». [ Т 2 ] Таким образом, «Моргот Бауглир» — это эпитет . Его имя в Айнулиндалэ ( миф о сотворении Средиземья и первая часть «Сильмариллиона ») — Мелькор , что на квенья означает «Тот, кто возникает во власти». [ Т 3 ] [ Т 2 ] Это тоже эпитет, поскольку у него, как и у всех Валар, было еще одно настоящее имя в Валарине легендариуме , языке Валар до начала Времен), но это имя не записано. Синдаринский эквивалент Мелькора Белегур , но он никогда не используется; намеренно похожее имя — Белегурт , что означает «Великая Смерть». вместо этого используется [ Т 4 ] Другая форма его имени — Мелько, что означает просто «Могучий». [ Т 1 ]

Как и Саурон , он имеет множество других титулов: Повелитель Тьмы , Темная Сила Севера, Черная Рука и Великий Враг. Эдайны , , Люди Нуменора называют его Темным Королем и Темной Силой; нуменорцы, развращенные Сауроном, называют его Повелителем всего и Подателем свободы. Один из Эдайн, Амлак, называет его «Мастером лжи». [ Т 5 ]

Мелькора переименовывают в «Моргота», когда он уничтожает Два Древа Валинора , убивает Финвэ , Верховного короля нолдорских эльфов , и крадет Сильмарили в Первой Эпохе . [ Т 6 ] [ Т 7 ]

Вымышленная история

[ редактировать ]

Айнулиндалэ и Валаквента

[ редактировать ]

До создания Эа и Арды (Вселенной и Мира) Мелькор был самым могущественным из Айнур , «ангельских существ», созданных Эру Илуватаром . Мелькор, недовольный тем, что Эру покинул Пустоту, стремится подражать своему создателю и заполнить Пустоту разумными существами. Однако для этого требуется Нетленное Пламя, Тайный Огонь , принадлежащий только Эру; Мелькор не может его найти. Он соперничает с Эру в « Музыке Айнур» , представляя свои собственные темы. [ Т 8 ] Он привлекает к себе множество слабовольных Айнур. По иронии судьбы, эти попытки на самом деле не ниспровергают Музыку, а развивают первоначальные намерения Эру: Музыка Эру приобретает глубину и красоту благодаря раздорам и печали, которые вносят дисгармонии Мелькора. В отличие от Ауле , Мелькор слишком горд, чтобы признать, что его творения стали возможными исключительно благодаря Эру. Вместо этого Мелькор стремится соперничать с Эру. [ Т 8 ]

В раннем наброске Толкина Эльф Финрод заявляет, что «нет ничего более могущественного, чем Мелькор, кроме Эру». [ Т 9 ] В «Сильмариллионе » Эру Илуватар аналогичным образом утверждает, что «Могущественны Айнур, и самый могущественный среди них — Мелькор». [ Т 10 ]

Поскольку Великая Музыка служит образцом для всего материального творения, хаос, вызванный дисгармониями Мелькора, несет ответственность за все зло. Все в Средиземье запятнано его влиянием. [ Т 8 ] В «Кольце Моргота » Толкин проводит аналогию между Единым Кольцом , в которое Саурон вкладывает большую часть своей силы, и всей Ардой – «Кольцом Моргота» – которая содержит и искажается силой Мелькора до Переделки Мира. [ Т 11 ] В Валаквенте рассказывается, как Мелькор соблазнил многих младших Айнур, Майар , на свою службу. [ Т 12 ]

Пятый Сильмариллион

[ редактировать ]

После Творения многие Айнур входят в Эа . Самые могущественные из них — Валар , Силы Мира; меньшие, Майар, выступают в качестве их последователей и помощников. Они занялись упорядочиванием вселенной и Арды внутри нее, поскольку понимают темы Эру. Мелькор и его последователи также входят в Эа, но он разочарован тем, что его коллеги не признают его лидером нового королевства, несмотря на его большие знания. В гневе и стыде Мелькор начинает разрушать и разрушать все, что делают другие. [ Т 13 ]

Каждого из Валар привлекает определенный аспект мира. Мелькора привлекают крайности и насилие — лютый холод, палящая жара, землетрясения, тьма, жгучий свет. Его сила настолько велика, что поначалу Валар не могут его удержать; он борется с их коллективной мощью. Арда нестабильна до тех пор, пока Вала Тулкас не войдут в Эа и не склонят чашу весов. [ Т 13 ]

Источник Арды освещался двумя великими лампами, Иллуином и Ормалом, пока Мелькор не напал и не уничтожил их. На основе Карен Винн Фонстад . «Атласа Средиземья»

Изгнанный Тулкасом, Мелькор размышляет во тьме, пока Тулкас не отвлекается. Мелькор уничтожает Две Лампы и землю Валар Альмарен. Арда погружается во тьму и огонь, а Мелькор уходит в Средиземье. В более поздних версиях Мелькор также рассеивает агентов по всей Арде, копая глубоко в земле и строя огромные ямы и крепости, поскольку Арда омрачена тьмой и реками огня. [ Т 13 ]

Валар отступают в Аман на далеком Западе. Страна, где они поселяются, называется Валинор , которую они сильно укрепляют. Мелькор управляет Средиземьем из своей крепости Утумно на севере. [ Т 13 ] Его первое правление заканчивается после того, как Эльфы, старшие из Детей Илуватара , проснулись на берегах Куивиенена , и Валар решили спасти их от его злобы. Мелькор захватывает нескольких эльфов перед нападением Валар. Он мучает и развращает их, порождая первых орков . [ Т 14 ] [ Т 15 ] Другие версии описывают орков как развращенных людей или как бездушных существ, оживляемых исключительно волей своего злого повелителя. Его крепость Утумно разгоняет смертельный холод и наводит на Север бесконечную зиму; ради эльфов Валар ведут семилетнюю войну с Мелькором, победив его после осады Утумно. Эти сражения еще больше омрачают Арду. Тулкас побеждает Мелькора, связывает его специально выкованной цепью Ангайнор и приводит в Валинор. Он заключен в Залы Мандоса на три возраста. [ Т 16 ]

После освобождения Мелькора условно-досрочно отправляют в Валинор, хотя некоторые Валар продолжают ему не доверять. [ Т 6 ] Он притворяется смиренным и добродетельным, но тайно замышляет причинить вред эльфам, пробуждение которых он винит в своем поражении. Нолдор, самый опытный из трех родов эльфов, пришедших в Валинор, наиболее уязвимы для его заговоров, поскольку жаждут его знаний. Наставляя их, он пробуждает среди них волнения и недовольство. Когда Валар узнают об этом, они посылают Тулкаса арестовать его, но Мелькор уже сбежал. С помощью Унголианта , темного духа в форме чудовищного паука , он уничтожает Два Дерева Валинора , убивает Финвэ , короля нолдор, и крадет три Сильмариля , драгоценности, сделанные сыном Финвэ Феанором , наполненные свет Деревьев. Вслед за этим Феанор называет его Морготом , «Черным врагом», и эльфы впоследствии знают его только под этим именем. [ Т 7 ]

Схематическая карта Белерианда. Подземная крепость Моргота Ангбанд находится на вершине под горами Тангородрима . Эред Луин в правой части карты находятся в крайнем левом углу карты Средиземья , обозначая часть Белерианда, не разрушенную в конце Первой Эпохи .

Моргот возобновляет свое правление на севере Средиземья, на этот раз в полуразрушенной крепости Ангбанд. Он перестраивает его и возводит над ним тройную вулканическую вершину Тангородрим . Сильмарили он помещает в железную корону, которую носит всегда. Феанор и большая часть нолдор преследуют его, по пути убивая своих родственников телери и навлекая на себя Гибель Мандоса . Прибыв в Белерианд , нолдор основывают королевства и начинают войну с Морготом. Вскоре Солнце и Луна взойдут в первый раз, [ Т 17 ] и люди просыпаются. [ Т 18 ] Основные битвы включают Дагор-нуин-Гилиат (Битва под звездами, произошедшая перед первым восходом Луны), Дагор Аглареб (Славная битва), [ Т 19 ] Дагор Браголлах (Битва Внезапного Пламени), в которой прорвана осада Ангбанда. [ Т 20 ] и битва при Нирнаэт Арноэдиад (Бесчисленные Слёзы), когда армии нолдор и союзных с ними людей разбиты, а люди Востока присоединяются к Морготу. [ Т 21 ] В течение следующих нескольких десятилетий Моргот уничтожает оставшиеся эльфийские королевства, превращая их владения до острова беженцев в заливе Балар и небольшого поселения в Устьях Сириона под защитой Ульмо . [ Т 22 ] [ Т 23 ]

Перед Нирнаэт Арноэдиад Человек Берен и Эльф Лутиэн входят в Ангбанд и забирают Сильмариль из короны Моргота после того, как пение Лутиэн отправляет его спать. Его унаследовала их внучка Эльвинг, которая присоединилась к обитателям Устья Сириона. Ее муж Эарендиль , носящий на лбу Сильмариль, плывет через море в Валинор, где умоляет Валар освободить Средиземье от Моргота. [ Т 24 ]

Во время последовавшей Войны Гнева . Белерианд был разрушен Моргот призывает на свою сторону множество людей во время пятидесятилетнего конфликта, самого продолжительного и кровавого в истории Арды. Моргот полностью побежден. Тангородрим разбивается, когда Эарендиль убивает величайшего из драконов, Анкалагона Черного , который падает на него. Несколько оставшихся драконов рассеяны, а немногие выжившие Балроги прячутся глубоко под землей. Моргот убегает в глубочайшую яму и просит прощения, но ему отрезают ноги, корону превращают в ошейник, и он снова прикован цепью к Ангайнору. Валар навсегда изгоняют его из мира, выталкивая через Дверь Ночи в пустоту до тех пор, пока не наступит предсказанный Дагор Дагорат, когда он встретит свое окончательное уничтожение. Но его зло остаётся, и его воля влияет на всё живое. [ Т 25 ]

Дети Хурина

[ редактировать ]

В этой более полной версии истории, изложенной в «Квента Сильмариллион» , Хурин и его младший брат Хуор являются лидерами Дома Хадора, одного из трех родственных друзей-эльфов. В Нирнаэт-Арноэдиаде они прикрывают побег Тургона в Гондолин, жертвуя своей армией и собой. Хуор убит, но Хурин предстает перед Морготом живым. В отместку за помощь Тургону и неповиновение Моргот проклинает Хурина и его детей, привязывая Хурина к месту на Тангородриме и заставляя его стать свидетелем всего, что происходит (используя дальнозоркость Моргота) с его детьми в последующие годы. Встреча с Хурином изложена более подробно, чем в «Сильмариллионе» , и в более связном повествовании, чем в «Неоконченных сказаниях» . Это первый намек на развращение людей Морготом вскоре после их пробуждения, а также на утверждение Морготом своей власти над всей Землей через «тень моей цели». [ Т 26 ]

Властелин колец

[ редактировать ]

Мелькор кратко упоминается в главе «Нож во тьме» во «Властелине колец » , где Арагорн поет историю Тинувиэля и кратко рассказывает о роли Моргота («Великого врага») в более широкой истории Сильмарилей. [ Т 27 ]

Разработка

[ редактировать ]

В ранних версиях рассказов Толкина Мелькор/Моргот не рассматривается как самый могущественный из Валар. Его описывают как равного по силе Манвэ , вождю Валар в Арде. [ Т 28 ] Но его сила увеличивается в более поздних версиях истории, пока он не становится самым могущественным среди них. [ Т 29 ] и в последнем эссе более могущественный, чем все остальные Валар вместе взятые. Из выдающегося среди равных он превращается в существо настолько могущественное, что другие сотворенные существа не смогли полностью победить его. [ Т 30 ]

Со временем Толкин изменил как концепцию этого персонажа, так и его имя. Имя Моргот, данное Феанором, присутствовало в первых рассказах; его долгое время называли также Мелько . Толкин колебался по поводу синдарского эквивалента этого слова, который появился как Белча , Мелегор и Моэлег . Значение имени также варьировалось, относясь в разные времена к милке («жадный») или вельке («пламя»). [ Т 2 ] [ Т 31 ] Точно так же древнеанглийские переводы, разработанные Толкином, различаются по смыслу: Мелько переводится как Оргель («Гордость»), а Моргот — как Свирт-óс («Черный Бог»). [ Т 32 ] Морготу однажды была предоставлена ​​особая сфера интересов: в ранней « Сказании о Турамбаре » Тинвелинт (предшественник Тингола ) называет его «Вала Железа». [ Т 33 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Сатанинская фигура

[ редактировать ]
«Моргот – первый Темный Лорд». Картина Средиземья от Outcast, 2008 г.

Мелькор интерпретировался как аналог Сатаны , когда-то величайшего из всех Божьих ангелов, Люцифера , но падшего из-за гордыни ; он восстает против своего создателя. [ 1 ] Толкин писал, что из всех деяний Айнур худшим было «абсолютное сатанинское восстание и зло Моргота и его спутника Саурона». [ Т 34 ] Джон Р. Холмс в своей статье в «Энциклопедии Дж.Р.Р. Толкина » предполагает, что природа Мелькора перекликается с Джона Мильтона в падшим ангелом (Сатаной) «Потерянном раю» . [ 2 ] Мелькор создает «железный ад» для своих эльфийских рабов. Его жадность к еще большей власти делает его символом деспотизма современной техники. [ 3 ] Ученый-толкин Брайан Роузбери отмечает, что существует четкое соответствие христианскому мифу: Эру — Бог, Айнур — ангелы, а Мелькор — Сатана; но различия столь же поразительны, поскольку творение частично осуществляется при посредничестве Айнур. [ 4 ] Его восстание против Эру носит творческий характер, поскольку Мелькору не терпится заполнить пустоту мира вещами. Но его творчество становится разрушительным, так как запятнано гордыней. «Его желание создавать других существ для своей славы» превращается в стремление слуг и рабов следовать его собственной воле. Этот «искушение творчества» повторяется в работах Толкина противником Мелькора Феанором , который готов вести безнадежную войну, чтобы попытаться вернуть свои ценные творения, Сильмарили. [ 5 ] Исследователь Толкина Том Шиппи пишет, что «Сильмариллион», очевидно, является калькой на Книгу Бытия Толкина» (тогда как « Шир — это калька на Англию ). Шиппи цитирует друга Толкина К.С. Льюиса , который заявил, что даже сатана был создан добрым; [ 6 ] У Толкина персонаж Элронд из «Властелина колец» говорит: «Ибо вначале ничто не является злом. Даже [Темный Лорд] Саурон не был таким». [ 4 ] [ Т 35 ] Шиппи заключает, что читатель волен предположить, «что подвиг Моргота, о котором Эльдары [Эльфы] так и не узнали, был традиционным соблазнением Адама и Евы [Сатанинским] змеем », в то время как Люди в этой истории являются потомками Адама». летящий из Эдема проклятию и подверженный вавилонскому ». [ 6 ]

Одиническая фигура

[ редактировать ]

Исследователь Толкина Марджори Бернс пишет в «Легендариуме Толкина: Очерки истории Средиземья» , что Моргот, как и все персонажи Средиземья Толкина, основан на сложном «литературном супе». По ее словам, одним из элементов его конструкции является скандинавский бог Один . Толкин использовал аспекты характера и внешности Одина для странствующего волшебника Гэндальфа в шляпе, бороде и посохе, а также на сверхъестественно быстрой лошади, напоминая коня Одина Слейпнира ; для Темного Лорда Саурона с его единственным глазом; для испорченного белого волшебника Сарумана , одетого в плащ и шляпу, как Гэндальф, но с далеко летающими птицами, такими как орлы и вороны Одина. В «Сильмариллионе» также одинеском является дальновидная Вала Манвэ, которая живет на самой высокой из гор и любит «всех быстрых птиц с сильными крыльями». И как Саурон и Саруман противостоят Гэндальфу во «Властелине колец» , так и враг Моргот получает отрицательные характеристики Одина: «его безжалостность, его разрушительность, его злорадство, его всепроникающий обман». Бернс сравнивает это распределение с тем, как Скандинавский миф приписывает некоторые черты Одина богу-нарушителю спокойствия Локи . У Одина много имен, в том числе «Беглый в глазах» и «Быстрый в обмане», и в равной степени он является богом скандинавского подземного мира, «Отцом убитых». Она отмечает, что Моргота также называют «Мастером лжи» и «Демоном тьмы» и он действует как свирепый бог битвы. [ 7 ]

Воплощение собственничества

[ редактировать ]

Ученый-толкин Верлин Флигер , обсуждая раскол изначально созданного света Средиземья , сравнивает реакцию Мелькора/Моргота на Сильмарили с реакцией Феанора, создавшего эти драгоценности. Она заявляет, что центральным искушением является желание обладать, и что собственничество само по себе является «великим преступлением» в созданном Толкином мире. Она отмечает, что заповедь «Не люби слишком сильно дело рук твоих и замыслы сердца твоего» ясно изложена в «Сильмариллионе» . Флигер сравнивает описания двух персонажей Толкином: «Сердце Феанора было прочно привязано к этим вещам, которые он сам создал», а затем следует: «Мелькор жаждал Сильмарилей, и само воспоминание об их сиянии было гложущим огнем в его сердце». Она пишет, что вполне иронично то, что Мелькор и Феанор, один из величайших из Айнур, другой - самый тонкий и искусный из творческих нолдор среди эльфов - должны «возвестить тьму». [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1993 , стр. 194, 294.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Толкин, 1987 , « Этимологии ».
  3. ^ Толкин 1977 , Указательная запись «Мелькор»
  4. ^ Толкин 1996 с. 358
  5. ^ Толкин 1977 , гл. 17 «О приходе людей на Запад»
  6. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 , «Пятый Сильмариллион», гл. 6 «О Феаноре и освобождении Мелькора»
  7. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 9 «О бегстве нолдор»
  8. ^ Перейти обратно: а б с Толкин, 1977 , « Айнулиндалэ ».
  9. ^ Толкин 1993 , с. 322
  10. ^ Толкин 1977 , с. 6
  11. ^ Толкин 1993 , стр. 398–401
  12. Толкин 1977 , «Валаквента»
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Толкин 1977 , гл. 1, «О начале дней»
  14. ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  15. ^ Толкин 1993 , стр. 72-73
  16. ^ Толкин 1993 , стр. 416-421
  17. ^ Толкин 1977 , гл. 11, «О Солнце и Луне»
  18. ^ Толкин 1977 , гл. 12, «О мужчинах»
  19. ^ Толкин 1977 , гл. 13, «О возвращении нолдор».
  20. ^ Толкин 1977 , гл. 18, «О руинах Белерианда»
  21. ^ Толкин 1977 , гл. 20, «О пятой битве: Нирнаэт Арноэдиад»
  22. ^ Толкин 1977 , гл. 22, «О руинах Дориата»
  23. ^ Толкин 1977 , гл. 23, «О падении Гондолина»
  24. ^ Толкин 1977 , гл. 19 «О Берене и Лютиэн»
  25. ^ Толкин 1977 , гл. 24, «О путешествии Эарендила и Войне гнева»
  26. ^ Толкин 2007 , гл. 3, «Слова Хурина и Моргота»
  27. ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 11 «Нож в темноте»
  28. Толкин 1977 , «Валаквента», «О врагах»
  29. ^ Толкин 1977 , Айнулиндейл
  30. ^ Толкин 1993 , стр. 390-393
  31. ^ Толкин 1984 , с. 260
  32. ^ Толкин 1986 , стр. 281-283
  33. ^ Толкин 1984b , «Турамбар и Фоалоке», с. 73
  34. Carpenter 2023 , № 156, Роберту Мюррею, SJ, 4 ноября 1954 г.
  35. ^ Толкин 1954a , « Совет Элронда »

Вторичный

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f7b84c4e55afa876f8891005a46c846__1723649940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/46/6f7b84c4e55afa876f8891005a46c846.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Morgoth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)