Jump to content

Феанор

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Феанор
Толкиен персонаж
Феанор (слева) угрожает Финголфину
Средиземье о Работа Тома Лобака , 2007 г.
Информация во вселенной
Псевдонимы Феанаро,
Куруфинвэ
Раса Эльфы
Книга(ы) Сильмариллион (1977)

Феанор ( IPA: [ˈfɛ.anɔr] ) — вымышленный персонаж в романе Дж. Р. Р. Толкина « Сильмариллион ». Он создает письмо Тенгвар , палантирские камни наблюдения и три Сильмариля , искусно выкованные драгоценности, которые дают книге свое название и тему, вызывая разделение и разрушение. Он старший сын Финвэ , короля нолдорских эльфов , и его первой жены Мириэль.

Сильмарили Феанора составляют центральную тему «Сильмариллиона» , когда люди и эльфы сражаются с силами зла за обладание ими. После того, как Темный Лорд Моргот крадет Сильмарили, Феанор и семь его сыновей приносят Клятву Феанора , клянясь сражаться с любым и каждым — будь то Эльф , Человек , Майя или Вала — кто удерживает Сильмарили.

Клятва предписывает Феанору и его сыновьям продвигаться в Средиземье , совершая при этом зверства против своих собратьев-эльфов, первое Родоубийство в гаванях Телери. Феанор умирает вскоре после прибытия в Средиземье; его сыновья объединяются ради победы над Морготом и возвращения Сильмарилей, но в конечном итоге наносят еще больший вред эльфам.

Ученый-толкин Джейн Ченс считала, что гордость Феанора привела к его падению, наряду с развращением Морготом эльфов и людей как отражением сатаны искушения Адама и Евы и стремления к богоподобным знаниям, как в Эдемском саду . Другие сравнивали Феанора с англосаксонским лидером Биртнотом, чья глупая гордость привела к поражению и смерти в битве при Малдоне . Том Шиппи пишет, что гордость — это, в частности, желание создавать вещи, отражающие его собственную личность, и сравнивает это с собственным желанием Толкина создавать суб-творения . Джон Эллисон далее сравнивает эту творческую гордость с гордостью главного героя романа Томаса Манна 1947 года «Доктор Фауст» Толкина , отмечая, что и этот роман, и собственный легендариум были ответом на мировую войну.

Вымышленная история

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Отец Феанора — Финвэ , первый король нолдор ; его мать, Мириэль, умирает, «поглощенная духом и телом», вскоре после его рождения. [ 1 ] Феанор «стал самым могущественным во всех частях тела и разума: в доблести, в выносливости, в красоте, в понимании, в мастерстве, в силе и хитрости: из всех Детей Илуватара, и яркое пламя было в нем. " Финвэ снова женится и имеет несколько детей, в том числе сводных братьев Феанора Финголфина и Финарфина . Феанор учится у своего тестя Махтана, который был учеником богоподобного Вала Ауле . Он становится мастером и кузнецом драгоценных камней, изобретателем письменности Тенгвар и создателем волшебных камней-зрителей, палантиров . [ Т 1 ]

Сильмарили

[ редактировать ]

Феанор «в величайшем из своих достижений захватил свет Двух Древ , чтобы создать три Сильмарили , также называемые Великими Драгоценностями, хотя они не были просто сверкающими камнями, они были живыми, нетленными и священными». [ Т 2 ] Даже Валар с их богоподобными силами не могли их скопировать. Фактически, сам Феанор не мог их скопировать, поскольку в их создание уходит часть его сущности. Их ценность близка к бесконечности, поскольку они уникальны и незаменимы. Вала « Варда освятила Сильмарили, чтобы после этого ни смертная плоть, ни нечистые руки, ни что-либо злое не могло коснуться их, ибо они были бы опалены и засохли». [ Т 2 ]

Феанор ценит Сильмарили и с подозрением относится к Валар и Эльфам, которые, по его мнению, жаждут их. Вала Мелькор , недавно вышедший из заключения и ныне проживающий в Валиноре , видит возможность посеять раздор среди нолдор. Феанор отказывается общаться с Мелькором, но все еще вовлечен в его заговор. Феанор сердито предупреждает Финголфина не распространять ложь и угрожает убить его. В наказание Валар изгнали Феанора в его отдаленный дом Форменос на двенадцать лет. Финвэ тоже уходит на Форменос. [ Т 2 ]

Валар узнают, что Мелькор манипулирует Феанором, и посылают одного из своих, Тулкаса , чтобы схватить Мелькора, но тот уже сбежал. Феанор мудро понимает, что цель Мелькора — заполучить Сильмарили, «и он запер двери своего дома перед лицом самого могущественного из всех жителей Эа ». [ Т 2 ] Валар приглашают Феанора и Финголфина в Валинор, чтобы заключить мир. Финголфин протягивает руку своему сводному брату, признавая место Феанора как старшего. Феанор соглашается, но вскоре Мелькор и Унголиант уничтожают Два Дерева. [ Т 3 ] оставив Сильмарили единственным сохранившимся светом Деревьев. Валар просят Феанора отдать их, чтобы они могли восстановить Деревья. Феанор отвечает: «Может быть, я и смогу открыть свои драгоценности, но никогда больше я не сделаю им подобных; и если мне придется разбить их, я разобью свое сердце». [ Т 4 ] Он отказывается отдать Сильмарили по собственному желанию. Посланники с Форменоса сообщают ему, что Мелькор убил Финвэ и украл Сильмарили. Таким образом, Яванна не может исцелить Два Дерева. [ Т 4 ]

За этот поступок Феанор называет Мелькора «Морготом», «Черным врагом». [ Т 4 ] Феанор восстает против Великого Врага, обвиняя Валар в деяниях Моргота. [ Т 4 ] Он произносит речь в эльфийском городе Тирион, убеждая большую часть своего народа вернуться в Средиземье, чтобы отомстить за Финвэ и освободиться от Валар. Вместе с семью его сыновьями они приносят Клятву Феанора: [ Т 4 ]

Они поклялись клятвой, которую никто не сможет нарушить и которую никто не должен принимать, именем даже Илуватара, призывая на себя Вечную Тьму, если они не сдержат ее... ...поклявшись преследовать с местью и ненавистью до конца Мировой Вала, Демон, Эльф или Человек, еще не рожденный, или любое существо, большое или маленькое, доброе или злое, которое время должно родить до конца дней, кто должен держать, брать или хранить Сильмариль от своего владения.

Возвращение в Белерианд

[ редактировать ]

Арда в Первой Эпохе . Эльфы мигрировали по Средиземью ; многие из них отправились в Валинор (зеленые стрелки слева). Убийство Финвэ Мелькором, в свою очередь, привело к бегству нолдор (красные стрелки вправо) обратно в Белерианд в Средиземье.

Чтобы попасть в Средиземье, Феанор отправляется к берегам Амана и просит мореплавателей Телери помощи у . Когда они отказываются, Феанор приказывает нолдор украсть корабли. Телери сопротивляются, и многие из них убиты. Битва стала известна как Родиное убийство в Альквалонде, или первое родственное убийство. [ Т 4 ] Его сыновья позже совершают еще два военных действия против эльфов в Средиземье от его имени. В раскаянии Финарфин, третий сын Финвэ, берет свое войско и поворачивает назад. Они приняты Валар, и Финарфин правит как Верховный король нолдор в Валиноре. Остальные эльфы, те, кто следует за Феанором и Финголфином , становятся жертвами Судьбы Мандоса , поскольку им будет причинен вред, если они продолжат восстание против Валар. Кораблей не хватает, чтобы перевезти всех нолдор через море, поэтому Феанор и его сыновья возглавляют первую группу. [ Т 4 ] По прибытии на дальний запад Белерианда они решают сжечь корабли и оставить Финголфина и его людей. Финголфин в ярости возвращается в Белерианд длинным и трудным сухопутным путем, через северные льды. [ Т 4 ]

Моргот собирает свои армии из своей крепости Ангбанд и атакует лагерь Феанора в Митриме. Эту битву назвали Битвой под Звездами, или Дагор-нуин-Гилиат , поскольку Солнце и Луна еще не были созданы. Нолдор выигрывают битву. Феанор вместе со своими сыновьями продвигается в Ангбанд. Он приближается к Ангбанду, но попадает в засаду, устроенную отрядом Балрогов , и вокруг него мало эльфов. Он яростно сражается с Готмогом , капитаном Балрогов. Его сыновья нападают на Балрогов с огромным войском эльфов и прогоняют их; но Феанор знает, что его раны смертельны. Он трижды проклинает Моргота, но глазами смерти видит, что его эльфы без посторонней помощи никогда не разрушят темные башни Тангородрима . [ Т 4 ]

Последствия

[ редактировать ]

Клятва Феанора касается влюбленных Берена и Лютиэн . Они крадут Сильмариль у Моргота, что приводит к братоубийству и многолетним раздорам среди эльфов. [ Т 5 ] пока Эарендил не унесет Сильмариль на Запад. [ Т 6 ] Этот Сильмарил потерян для Сынов Феанора, но два других остаются в короне Моргота. Их тоже украли: один заканчивается в земле, другой в море. [ Т 6 ]

Согласно пророчеству Мандоса, после окончательного возвращения Мелькора и поражения в Дагор Дагорате мир изменится, и Валар вернут Сильмарили. Феанор выйдет из Чертогов Мандоса и подарит Яванне Сильмарили. Феанор сломает их, а Йаванна оживит Два Дерева. Горы Пелори сравняются с землей, и свет Двух Древ наполнит мир вечным блаженством. [ Т 7 ] [ Т 8 ]

Дом Феанора

[ редактировать ]
Я могу Мириэль
Финвэ
нолдор
индейцы
из Ваньяра
Нерданель
Феанор
создатель Сильмарилей
Нашел мороженое
Фингольф
Пойдем
Хорошо, хорошо
Маэдрос Маглор Келегорм Карантир Куруфин Амрод Амрас
меня празднуют
создатель колец

Короли нолдор в Валиноре

Верховные короли нолдор в изгнании (в Средиземье)

Все изображенные персонажи — эльфы .

Разработка

[ редактировать ]

Первоначально Феанора звали Куруфинвэ («искусный [сын] Финвэ Толкина ») на вымышленном языке квенья , . Он известен как Феанаро , «дух огня» на квенья, от fëa («дух») и nár («пламя»). Феанаро — его «материнское имя» или Амилессэ , имя, данное матерью эльфа при рождении или через несколько лет после него, и это было одно из их настоящих имен. [ Т 9 ]

Толкин написал по крайней мере четыре версии самой Клятвы Феанора, найденной в «Истории Средиземья» . Три самые ранние версии встречаются в «Песнях о Белерианде» : в аллитеративном стихе (около 1918–1920-х годов), в главе 2 «Стихи, рано оставленные» « Бегство нолдоли из Валинора » . Строки 132–141; [ 2 ] в рифмующихся куплетах (около 1928 г.), в главе 3 « Слова о Лейтиан ». Песнь VI, строки 1628–1643; и в другой форме, как это вновь изложено Келегормом, третьим сыном Феанора, в главе 3 «Слова о Лейтиан». Песнь VI, строки 1848–1857 гг. [ 3 ] Более поздняя версия встречается в Кольце Моргота . [ 4 ] Феанор — один из тех главных персонажей, которых Толкин, который также использовал для иллюстрирования своих произведений , снабдил особым геральдическим изображением . [ 5 ]

Гордый англосаксонский лидер Биртнот, возможно, вдохновил Толкина на создание Феанора. [ 6 ] Статуя в Малдоне работы Джона Даблдея

Гордость и падение

[ редактировать ]

Ученый -толкин Джейн Ченс считает развращение Морготом эльфов и людей явно библейским, поскольку оно «отражает развращение Адама и Евы сатаной в ; стремление к власти и богоподобному существованию — это то же самое стремление к познанию добра и зла, наблюдаемое Саду Иден ». [ 7 ] Она рассматривает Сильмарили как символы того же желания. Она определяет желание Феанора походить на Валар в создании «своих вещей» как мятежную гордость и что, как и Мелькор, он «поддается «жадной любви»» своих творений, которая приводит к его падению. Она указывает, что восстание Феанора повторяется восстанием нуменорца Ар -Фаразона, а затем в конце «Сильмариллиона» (ангельской) Майей Сауроном который , становится Темным Властелином « Властелина колец» . [ 7 ]

Джейн Ченс Сравнение Феанора и Моргота
с библейскими персонажами из Книги Бытия [ 7 ]
Толкин Библия Действие Результат
Моргот развращает Людей , Эльфов Изгнанный, его крепость Ангбанд разрушена, Белерианд утонул.
Сатана развращает Адама и Еву осенний ангел
Феанор мятежная гордость, стремление к гордыне и богоподобию создают Сильмарили Падение: его смерть, катастрофа для его народа, гибель Белерианда
Адам и Ева стремление к богоподобному познанию добра и зла Падение человека , изгнанного из Эдемского сада

Филолог Елизавета Солопова предполагает, что образ Феанора был вдохновлен англосаксонским вождём Биртнотом , и в частности его появлением в поэме « Битва при Малдоне ». В стихотворении рассказывается, как он был убит в той битве , которая произошла в 991 году. Толкин описал Биртнота как введенного в заблуждение «гордостью и неуместным рыцарством, оказавшимся фатальными» и как «слишком глупого, чтобы быть героем». [ Т 10 ] а Феанором движет «непреодолимая гордость», которая стала причиной смерти его и бесчисленных последователей. [ 6 ]

Гордость за суб-творение

[ редактировать ]
Саморазрушительную гордость Феанора своим собственным творением можно сравнить с гордостью «Доктора Фауста» Томаса Манна в лице вымышленного композитора 20-го века Адриана Леверкюна , переработкой легенды о Фаусте . [ 8 ] Английская гравюра 1740 года о договоре доктора Фауста с Дьяволом.

Исследователь Толкина Том Шиппи отмечает, что Феанор и его «Сильмарили» особым образом связаны с темой «Сильмариллиона » : грехом эльфов является не человеческая гордыня, как в библейском грехопадении , а их «желание создавать вещи, которые навсегда будут отражать или воплотить свою индивидуальность». Эта эльфийская форма гордости побудила Феанора выковать Сильмарили и, как предполагает Шиппи, побудила Толкина писать свои художественные произведения: «Толкин не мог не видеть в Феаноре и Сарумане часть себя , разделяющую их, может быть, законное, а может быть и незаконное желание «подчинить себе» . -создавать'." [ 9 ]

Джон Эллисон, пишущий в Общества Толкина журнале «Мэллорн» , проводит сравнение между Феанором и легендой о Фаусте , в частности Томаса Манна версией в его романе 1947 года «Доктор Фауст» . По мнению Эллисона, история жизни обоих персонажей представляет собой «гений, окончательно превратившийся в безумие; творческий порыв обращается против своего обладателя и уничтожает его, а вместе с ним и значительную часть структуры общества». [ 8 ] Он описывает как параллельное изображение Манном своего персонажа Фауста Леверкюна в разваливающейся нацистской Германии и начало Толкином своей мифологии на фоне краха Европы до 1914 года в Первой мировой войне . Феанор, пишет он, не является точным эквивалентом доктора Фауста: он не заключает договора с дьяволом ; но и Феанор, и Леверкюн перерастают своих учителей в творческих способностях. Эллисон называет Леверкюна «Феанором нашего времени» и отмечает, что мир Толкина, как он виден в «Феаноре», далек от простой битвы добра со злом, имеет «созидательные и разрушительные силы в человеческой природе... неразрывно связанные; сущность « падшего мира », в котором мы живем». [ 8 ] Он добавляет, что Феанор занимает центральное место во всем легендариуме Толкина , «стержень, на котором вращается вся великая Сказка». [ 8 ]

Анализ Джона Эллисона сходства Феанора с Леверкюном
в Томаса Манна версии легенды о Фаусте [ 8 ]
Феанор Толкиена Маннс Леверкюн
«Гений окончательно превратился в безумие»
«творческое стремление обращается против своего обладателя и уничтожает его», и большая часть общества
Толкин считает, что «зеленая страна Англии разрушена и разграблена в результате промышленного и коммерческого развития». Манн считает, что Германия начала 20-го века «собирается скатиться в варварство»

Как и Шиппи, Эллисон связывает создание Феанором Сильмарилей с тем, что, по его мнению, было собственным убеждением Толкина: что это был «опасный и недопустимый акт», выходящий за рамки того, что Создатель предназначил для эльфов. Далее Эллисон предполагает, что, хотя Феанор не представляет Толкина напрямую, в его действиях есть что-то, что можно применить к жизни Толкина. Толкин называет Феанора « феем »; Эллисон отмечает, что Толкин проанализировал свое имя как tollkühn с тем же значением. Кроме того, Эллисон пишет, что Толкин, похоже, ощущал конфликт между своим собственным «субтворением» и своей католической верой. [ 8 ]

Родословная как показатель характера

[ редактировать ]

Шиппи и ученый-толкин Верлин Флигер отмечают, что Толкин считал родословную руководством к характеру. [ 10 ] [ 11 ] Шиппи пишет, что «Сильмариллион» перекликается с этой верой в скандинавской мифологии и что, возможно, необходимо изучить генеалогические древа, чтобы ясно понять, как все это работает: [ 10 ]

Тома Шиппи Анализ влияния происхождения на характер [ 10 ]
Характер Родословная Эффект
Феанор чистый нолдор и по отцу, и по матери Творческий, упрямый, эгоистичный
Сводные братья Феанора Финарфин и Финголфин. мать (Индис) принадлежит к «старшей» расе», Ваньяр. «Превосходит» Феанора «в сдержанности и щедрости».
Дети Финарфина Финрод и Галадриэль мать (Эарвен) принадлежит к «младшей» расе, Телери. Относительно симпатичный
Дети Финголфина, например Аредель «смешанный нолдор/ваньяр» "Безрассудный"
Сыновья Феанора чистый нолдор Агрессивный, несимпатичный

«Тонкий» и «искусный»

[ редактировать ]

Флигер пишет, что огонь Феанора стимулирует его творчество, создавая прекрасные буквы феанорианского письма и драгоценности, включая, к несчастью, Сильмарили. Она комментирует, что Толкин, очень тщательно подбирая слова, называет Феанора «тонким», по этимологии латинского sub-tela , «под основой (плетения)», отсюда и крестообразные уточные нити, идущие против волокон, опасная часть ткани жизни; и «умелый», по этимологии от индоевропейского skel- , «резать», как и нолдор в целом, склонный вызывать раскол среди эльфов; и действительно, его выбор и Сильмарили ведут к разделению и войне, к убийству эльфов эльфами, краже кораблей телеринских эльфов в Амане и, в свою очередь, к дальнейшим бедствиям за морем в Белерианде. [ 12 ]

Анализ Верлин Флигер выбора Толкином терминов для Феанора [ 12 ]
Условия Толкина Этимология Подразумеваемое
"тонкий" Латинское: sub-tela , «под основой » плетения. Человек, идущий против течения, опасен
"опытный" Индоевропейский skel- «резать». Человек, вызывающий разногласия, тот, кто вызывает конфликты

Начальный

[ редактировать ]
  1. Толкин 1977 , Глава 6 «О Феаноре и освобождении Мелькора»
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Толкин 1977 , Глава 7, «О Сильмарилях и волнениях нолдор».
  3. ^ Толкин 1977 , гл. 8, «О затемнении Валинора»
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Толкин 1977 , Глава 9, «О бегстве нолдор».
  5. Толкин 1977 , Глава 19, «О Берене и Лютиэн»
  6. ^ Перейти обратно: а б Толкин 1977 , Глава 24, «О путешествии Эарендила»
  7. ^ Толкин 1986 , гл. 3: «Квента Нолдоринва»
  8. ^ Толкин 1994 , Часть 2, «Поздний Квента Сильмариллион», «Последние главы Квента Сильмариллион»
  9. Толкин 1996 , Глава 11 «Шибболет Феанора»
  10. ^ Толкин 1966 , стр. 4, 22

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Популярная музыка» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Финвэ и Мириэль . Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 212–213. ISBN  978-0-415-96942-0 .
  2. ^ Толкин 1985 , гл. 2 «Стихи, рано покинутые».
  3. ^ Толкин 1985 , гл. 3 «Слово о Лейтиан».
  4. ^ Толкин 1993 , «Анналы Амана».
  5. ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (1995). Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . Хоутон Миффлин . стр. 192, 195. ISBN.  978-0-395-74816-9 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Солопова, Елизавета (2009). Языки, мифы и история: введение в лингвистическую и литературную основу художественной литературы Дж. Р. Р. Толкина . Нью-Йорк: Книги Норт-Лендинг . п. 42. ISBN   978-0-9816607-1-4 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ницше, Джейн Шанс (1980) [1979]. Искусство Толкиена . Папермак. стр. 131–133. ISBN  0-333-29034-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эллисон, Джон (июль 2003 г.). «От Феанора до доктора Фауста: путь творца к самоуничтожению». Мэллорн (41): 13–21. JSTOR   45320486 .
  9. ^ Шиппи 2005 , стр. 273–274.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Шиппи 2005 , стр. 282–284.
  11. ^ Флигер 1983 , стр. 88–131.
  12. ^ Перейти обратно: а б Флигер 1983 , стр. 95–107.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 962e96d625239185ec085d7a6cb35cf5__1724600940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/f5/962e96d625239185ec085d7a6cb35cf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fëanor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)