Карты Толкиена


Карты Дж. Р. Р. Толкина , изображающие его вымышленное Средиземье и другие места в его легендариуме , помогали ему в развитии сюжета, направляли читателя через его часто сложные истории и способствовали созданию впечатления глубины и построения мира в его произведениях.
Толкин заявил, что он начал с карт и развивал на их основе свои сюжеты, но он также хотел, чтобы его карты были живописными. Более поздние писатели- фантасты также часто включают карты в свои романы.
Издатель Allen & Unwin поручил Полине Бэйнс нарисовать карту Средиземья на основе черновиков карт Толкина и его аннотаций; это стало культовым. Однако более поздняя переработка карт издателем HarperCollins сделала карты более профессиональными, потеряв ощущение рисованности карт Толкина.
Карты
[ редактировать ]Хоббит
[ редактировать ]В «Хоббите» есть две простые карты и всего около 50 топонимов. По мнению критика Толкина Тома Шиппи , карты в значительной степени декоративны в традиции «Здесь живут тигры», ничего не добавляя к истории. [ 2 ] Первая — это карта Трора, в художественном произведении, переданном Торину , на которой мало что изображено, кроме Одинокой горы, нарисованной в общих чертах с линиями хребтов и входов, и частей двух рек, украшенных пауком и его паутиной, английскими надписями и стрелками, а также двумя текстами. написанное рунами . [ Т 1 ] Другой — рисунок « Дикой страны », от Ривенделла на западе до Одинокой горы и Смауга дракона на востоке. Туманные горы нарисованы в трех измерениях. Мирквуд показан как смесь тесно расположенных символов деревьев, пауков и их паутины, холмов, озер и деревень. На карте надпечатаны географические названия красного цвета. [ Т 2 ] На обеих картах есть толстая вертикальная линия недалеко от левой стороны, та, что на карте Дикой земли, отмечена «Край дикой природы». Эта линия представляла собой напечатанное обозначение поля школьной газеты, к которой прилагалась напечатанная инструкция «Не писать на этом поле». [ 3 ]
Карты Толкина были нарисованы и написаны от руки. Издатели попросили их перерисовать, чтобы они лучше подходили для строчной печати, чтобы буквы были более четкими и использовалось меньше цветов. [ 4 ]
Властелин колец
[ редактировать ]

«Властелин колец» содержит три карты и более 600 топонимов. Карты представляют собой большой рисунок северо-западной части Средиземья , на котором показаны горы, как если бы они рассматривались в трех измерениях, и побережья с множеством ватерлиний; [ Т 3 ] более подробный рисунок «Части Шира »; [ Т 4 ] и контурная карта Кристофера Толкина частей Рохана , Гондора и Мордора , очень разных по стилю. [ 3 ] [ Т 5 ] Толкин много лет работал над книгой, используя нарисованную от руки карту всего северо-запада Средиземья на квадратной (не миллиметровой) бумаге, каждый квадрат размером 2 см представляет 100 миль. На карте было много пометок карандашом и различными чернилами, добавленными за прошедшие годы; старые из них выцвели и стали почти неразборчивыми. В результате интенсивного использования бумага становилась мягкой, рвалась и желтела, а сгиб в центре пришлось зашивать скотчем. [ 7 ] Он сделал подробный рисунок карандашом, тушью и цветным карандашом на миллиметровой бумаге , увеличенный в пять раз по длине по сравнению с основной картой Средиземья. Его сын Кристофер нарисовал контурную карту по проекту. Готовая карта точно воспроизвела контуры, особенности и метки рисунка его отца, но не включила маршрут (с датами), пройденный хоббитами Фродо и Сэмом на пути к уничтожению Единого Кольца на Горе Рока . Отец и сын отчаянно работали, чтобы закончить карту к публикации: [ 6 ]
Мне пришлось посвятить много дней, последние три практически без еды и ночлега, рисованию с изменением масштаба и корректировкой большой карты, над которой [Кристофер] затем работал 24 часа (с 6 утра до 6 утра без кровати), перерисовывая только что время. [ 8 ]
Шиппи отмечает, что многие из нанесенных на карту мест никогда не используются в тексте. [ 2 ] Карта Шира — единственная, на которой указаны политические границы в форме делений между административными округами или фартингами. [ 3 ]
Сильмариллион
[ редактировать ]Первое издание «Сильмариллиона» содержит две карты. Есть большой раскладной рисунок Белерианда . [ Т 6 ] Горный массив Эред Луин на правом краю примерно соответствует одноименному горному хребту на левом краю основной карты «Властелина колец» . Другой представляет собой уменьшенный рисунок центральной части той же территории с побережьями, горами и реками, но без лесов, на котором красным цветом напечатаны имена лидеров эльфов в каждой части Белерианда. [ Т 7 ]
Другие континенты и регионы, описанные в «Сильмариллионе», не отображены в книге, но Толкин нарисовал эскизы Арды на ранних стадиях ее развития, включая Валинор (Аман), и карту звездообразного острова Нуменор , с небольшим количеством деталей, кроме побережья (с ватерлинией) и горы, что в итоге было напечатано в «Неоконченных рассказах» . [ Т 8 ] Некоторые другие отсутствия могут быть существенными; Кристофер Толкин писал, что часто упоминаемая Гномья дорога через горы, граничащие с Белериандом, не показана, поскольку жившие там нолдорские эльфы никогда не пересекали горы. [ 3 ]
Функции
[ редактировать ]Эстетический опыт
[ редактировать ]Стиль карт Толкина сочетает в себе иллюстративные принципы и цели с картографической практикой. Элис Кэмпбелл в «Энциклопедии Толкина Дж. Р. Р. » пишет, что, хотя у них есть то, что Толкин назвал «архаичным воздухом», они не являются подлинно средневековыми по стилю. [ 9 ] В частности, он допускает пробелы между объектами — нововведение 18-го века, которое означало, что нарисованные объекты были надежными. [ 9 ] Кэмпбелл утверждает, что стиль картографирования Толкина перекликается с Уильяма Морриса : «Искусством и ремеслом» «они функциональны, но с акцентом на изящество и красоту», и, по ее мнению, находятся где-то между иллюстрацией и картографией . [ 9 ]
Толкин действительно писал, что «должны быть живописные карты, дающие больше, чем просто указатель того, что сказано в тексте». [ Т 9 ] Таким образом, его карты выполняют как минимум три функции: помочь автору построить последовательный сюжет; направлять читателя; и через «живописный», эстетический опыт привести читателя в воображаемый вторичный мир . [ 10 ]
От карты к сюжету
[ редактировать ]
В 1954 году Толкин написал писательнице Наоми Митчисон : [ Т 10 ]
Я разумно начал с карты и подогнал историю (обычно с тщательным учетом расстояний). Другой путь приводит к путанице и невозможностям, и в любом случае составлять карту из рассказа — утомительная работа — боюсь, вы это уже поняли. [ Т 10 ]
Прежде чем прийти к сюжету, Толкин разработал не только карты, но и названия и языки. [ 12 ] Он уже использовал древнескандинавский язык для обозначения гномов Дейла (на востоке) в «Хоббите» и современный английский для обозначения хоббитов Шира (на западе); его выбор древнеанглийского языка для всадников Рохана подразумевал лингвистическую карту Средиземья с различными народами, языками и регионами. [ 13 ]
Карен Винн Фонстад , автор «Атласа Средиземья» , [ 14 ] отметил, что в таком мире письмо должно основываться на детальном знании каждого из множества типов деталей; она, как и Толкин, обнаружила, что не может продолжить работу с атласом, пока не освоит их все. Для создания работы необходимо было понять пройденные расстояния, хронологию поисков, геологию и местность. [ 15 ]
Впечатление глубины
[ редактировать ]Кэмпбелл заявил, что «с любовью детализированные» карты помогли сформировать истории и создать «правдоподобное целое». [ 9 ] По мнению Шиппи, «названия и карты придают Средиземью тот вид солидности и протяженности как в пространстве, так и во времени, которого так явно не хватает его преемникам [в фэнтези 20-го века ]». [ 16 ] Один из способов, которым это работает, утверждает он, заключается в том, что читатели, далекие от анализа этимологии топонимов, как это обычно делал Толкин, воспринимают их как ярлыки, «как вещи... находящиеся в очень тесной, однозначной связи с тем, что они называют». этикетка". [ 17 ] Это, в свою очередь, делает карты «чрезвычайно полезными для фантазии, поскольку они отягощают ее повторяющимися неявными заверениями в существовании вещей, которые они обозначают, и, конечно же, в их природе и истории». [ 17 ]
Геоморфологические вопросы
[ редактировать ]
Геолог Tor.com Алекс Экс в своей статье на обрисовывает несоответствие между картами Толкина и геоморфологическими процессами тектоники плит , которые формируют земные континенты и горные хребты . Горы образуются в основном рядом с субдукции зонами , где океаническая кора скользит под континентальной корой или где континенты сталкиваются и сминаются. Растяжение континентальной коры за счет подъема магмы создает сломанные горстовые и грабеновые формы рельефа. Экс комментирует, что ни один из них не создает прямых угловых соединений горных хребтов, подобных тем, которые можно увидеть вокруг Мордора и на обоих концах Туманных гор на картах Толкина. Изолированные вулканы далеко в глубине суши, такие как Роковая гора , возможны, но маловероятны: большинство таких вулканов являются островами и встречаются примерно прямолинейными группами по мере того, как кора движется через горячую точку в мантии Земли . [ 18 ]
Экс указывает на еще одну проблему, связанную с реками Толкина. Каждая из крупнейших рек Земли истощает возвышенность суши, образуя водосборный бассейн ; Река в бассейне уносит воду и осадки вниз к морю или, если посмотреть с другой стороны, регулярно разветвляется на все более мелкие ручьи, ведущие вверх в холмы. С другой стороны, такая река, как Андуин , имеет очень мало рукавов: она течет более или менее как один большой поток на протяжении сотен миль и параллельно хребту Мглистых гор, а не прямо вниз по склону и в сторону от него. Хуже того, один из немногих ее притоков , Энтов, разветвляется в дельту реки , в основном ровное место, где река заканчивается, обычно у моря; но Андуин продолжает течь мимо этого места, спускаясь с горы. Экс оправдывает еще одну странность, а именно то, что Андуин прорезает брешь (между Белыми горами Гондора и Эфель-Дуатом Мордора); это необычно, но может случиться, как, например, когда река Колорадо пересекает гористую провинцию Бассейнов и Хребтов : река была там до гор и прокладывала себе путь вниз через скалы быстрее, чем горы росли вверх. Экс отмечает, что внутренние районы Море Рун, кажется, находится на дне водосборного бассейна. Опять же, это может случиться; но должен быть водораздел, возвышенность, отделяющая его от соседних водосборных бассейнов, в частности от бассейна Андуина. Но реки Лихолесья текут на восток, к Морю Рун, двигаясь по невидимому склону с невидимых холмов Лихолесья. [ 19 ]
Фэнтезийные карты до и после Толкина
[ редактировать ]Предшественники
[ редактировать ]На фронтисписе книги Уильяма Морриса » 1897 года «Разрушающее наводнение была карта, показывающая город на великой реке, «Лесной Мастерлесс», «Пустынную пустошь», и города с английскими названиями, такими как «Вестчипинг» и «Истчепинг». [ 20 ] Судя по всему, эта карта была первой фэнтезийной картой в современном понимании, определяющей полностью вымышленный мир. [ 21 ] Толкин заявил, что хотел подражать стилю и содержанию романов Морриса. [ 22 ] и что он использовал их элементы. [ 23 ] [ 24 ] Другие опубликованные примеры, которые Толкин, возможно, имел в виду при создании своих карт, включают карты Джонатана Свифта , который включил карты в свои «Путешествия Гулливера» 1726 года , и карты Роберта Льюиса Стивенсона в его приключенческий рассказ 1883 года «Остров сокровищ» . [ 10 ]
-
в современном стиле Первая фэнтезийная карта : карта на фронтисписе в книге Уильяма Морриса 1897 года. «Разрушающий потоп» [ 21 ]
Влияние
[ редактировать ]Карты Толкина установили совершенно новый стандарт для фэнтезийных романов, так что их использование стало ожидаемым в жанре, который он во многом создал. [ 10 ] Питер Джексон решил использовать карту Средиземья Толкина в своей «Властелин колец» трилогии фильма . [ 25 ] [ 10 ] Среди более поздних авторов бестселлеров в жанре фэнтези Джордж Р.Р. Мартин использовал карты во всех своих книгах «Песнь льда и пламени» , начиная с «Игры престолов» . [ 10 ]
Производные карты
[ редактировать ]
Знаменитая карта-плакат
[ редактировать ]В 1969 году издатель Толкина «Аллен и Анвин» поручил иллюстратору Полине Бэйнс нарисовать карту Средиземья. Толкин предоставил ей копии своих черновых карт для «Властелина колец » и аннотировал ее копию карты своего сына Кристофера 1954 года для «Братства кольца» . Allen & Unwin опубликовали карту Бэйнса в виде плаката в 1970 году. Она была украшена верхним и нижним колонтитулом, изображающим некоторых персонажей Толкина, а также виньетками с местами некоторых из его рассказов. Карта-плакат стала «культовой» Средиземья. Она была единственным иллюстратором, которого одобрил Толкин. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Редакция
[ редактировать ]Кэмпбелл пишет, что переработка карт издателями HarperCollins для более позднего издания « Властелина колец» сделала картографию «безвкусной, современной, профессиональной иллюстрацией». [ 1 ] По ее мнению, это «непреднамеренный возврат к декоративным, но технически неточным картам в средневековом стиле». [ 1 ] то, что она считает ошибочным, поскольку в своих картах «Толкин больше хотел точности, чем украшения». [ 1 ] Кроме того, в новой редакции теряется то, что она называет «иллюзией собственных чистых копий старых карт Бильбо , которые предполагали культуру без печатных станков и гравюры», благодаря «очаровательному рукописному почерку» Толкина. [ 1 ]
Фанатская картография
[ редактировать ]Вселенная Толкина была объектом значительных картографических усилий фанатов, некоторые из которых опубликовали свои работы в печати. К ним относится Карен Винн Фонстад «Атлас Средиземья» . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин, 1937 , в начале
- ^ Толкин 1937 , в конце
- ^ Толкин, 1954 , раскладная карта в первом издании.
- ↑ Толкин, 1954 , карта перед первой главой.
- ^ Толкин, 1955 , раскладная карта в первом издании.
- ^ Толкин, 1977 , раскладная карта на задней стороне обложки.
- ↑ Толкин 1977 , карта в главе 14 «О Белерианде и его королевствах».
- ^ Толкин 1980 , начало части 2 «Вторая эпоха»
- ^ Карпентер 2023 , письмо № 141 Аллену и Анвину , 9 октября 1953 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Карпентер 2023 , письмо № 144 Наоми Митчисон , 25 апреля 1954 г.
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 2013 , с. 408.
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 2013 , с. 407.
- ^ Hammond & Scull 1995 , стр. 90–95.
- ^ Макилвейн 2018 , стр. 394–395.
- ^ Перейти обратно: а б Макилвейн, 2018 г. , стр. 394–397.
- ^ Макилвейн 2018 , стр. 400–401.
- ^ Макилвейн 2018 , с. 394.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 2013 , с. 405.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сундмарк 2017 , стр. 221–238.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 131–133.
- ^ Шиппи 2005 , с. 133.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 126–133.
- ^ Фонстад 1991 , с. 1.
- ^ Фонстад 2006 , стр. 133–136.
- ^ Шиппи 2005 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Акс 2017а .
- ^ Перейти обратно: а б Акс 2017б .
- ^ Моррис 1897 , фронтиспис.
- ^ Перейти обратно: а б Сми 2007 , стр. 75–82.
- ^ Плотник 2023 , №1
- ^ Плотник 2023 , №226
- ^ Толкин 1937 , с. 183, примечание 10
- ^ Уокер 1981 , статья 9.
- ^ Перейти обратно: а б Макилвейн 2018 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Бодлиан 2016 .
- ^ Скалл и Хаммонд 2017 , стр. 112–113.
- ^ Дэниэлсон 2018 .
Источники
[ редактировать ]- Экс, Алекс (1 августа 2017a). «Карта Толкина и запутанные горы Средиземья» . Тор.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- Экс, Алекс (10 октября 2017b). «Карта Толкина и загадочные речные системы Средиземья» . Тор.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- Бодлиан (13 июня 2016 г.). «Редкая карта Средиземья выставлена в Бодлианской библиотеке» . Бодлианская библиотека . Проверено 10 июля 2020 г.
- Кэмпбелл, Алиса (2013) [2007]. «Карты». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 405–408. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Дэниэлсон, Стентор (21 июля 2018 г.). «Перечитывая карту Средиземья: взаимодействие фанатской картографии с Легендариумом Толкина» . Журнал исследований Толкина . 6 (1). Статья 4.
- Фонстад, Карен Винн (1991). Атлас Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 0-618-12699-6 .
- Фонстад, Карен Винн (2006). «Написание «НА» карте». Толкиенские исследования . 3 (1): 133–136. дои : 10.1353/tks.2006.0018 . S2CID 170599010 .
- Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (1995). Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10322-1 .
- Кеннеди, Маев (3 мая 2016 г.). «Аннотированная карта Средиземья Толкина, приобретенная Бодлианской библиотекой» . Хранитель . Проверено 10 июля 2020 г.
- Макилвейн, Кэтрин (2018). Толкин: Создатель Средиземья . Бодлианская библиотека . п. 384. ИСБН 978-1851244850 .
- Моррис, Уильям (1897). Разрушающий Потоп . Келмскотт Пресс . п. фронтиспис.
- Скалл, Кристина ; Хаммонд, Уэйн Г. (2017). Товарищ и путеводитель JRR Tolkien . Том. 2 (2-е изд.). ХарперКоллинз. ISBN 978-0-0082-1454-8 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз. ISBN 978-0-2611-0275-0 .
- Сми, Лилла Джулия (2007). Изобретая фантазию: прозаические романы Уильяма Морриса (PDF) . Сиднейский университет (докторская диссертация).
- Сундмарк, Бьёрн (2017). «Картирование Средиземья: толкиеновское наследие». В Гоге, Нина; Кюммерлинг-Мейбауэр, Беттина (ред.). Карты и картографирование в детской литературе: Пейзажи, морские и городские пейзажи . Издательство Джона Бенджамина. стр. 221–238. ISBN 978-90-272-6546-3 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Уокер, Р.К. (1981). «Картография фэнтези» . Мифлор . 7 (4). статья 9.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Взгляды на картографирование воображаемого мира Дж.Р.Р. Толкина, Сабина Тимпф, профессор геоинформатики, Аугсбургский университет