Jump to content

Экологизм бедных

Экологизм бедных — это набор социальных движений, возникающих в результате экологических конфликтов , когда обедневшие люди борются против могущественных государственных или частных интересов, которые угрожают их средствам к существованию, здоровью, суверенитету и культуре. Являясь частью глобального движения за экологическую справедливость , оно отличается от основного направления защиты окружающей среды тем, что уделяет особое внимание вопросам социальной справедливости вместо упора на сохранение и экологическую эффективность . [1] [2] [3] Оно становится все более важной силой для глобальной устойчивости . [4]

По описанию Джоан Мартинес Альер , защита окружающей среды бедных представляет собой набор борьбы и практик, в которых участвуют так называемые «бедные» люди всякий раз, когда им угрожают конфликты экологического распределения . [5] Конфликты экологического распределения, также определенные Мартинесом-Альером, — это социальные конфликты, которые возникают, когда экологические последствия экономической деятельности неравномерно и несправедливо распределяются среди общества; Обычно экологические последствия игнорируются и не учитываются бизнесом, и они гораздо больше затрагивают тех, у кого меньше ресурсов для борьбы с ними. [5] Таким образом, в этом смысле защита окружающей среды бедных состоит из борьбы этих бедных людей против экономической деятельности, которая несправедливо затрагивает их. [5] Примеры включают движение Чипко и борьбу коренных народов против бразильского агробизнеса . [5]

Экологизм бедных включает в себя множество экологических движений на глобальном Юге , которые поразительно недостаточно представлены в дискурсе господствующего энвайронментализма. [6] Однако бедные люди, втянутые в локальные конфликты, все больше осознают глобальное движение за экологическую справедливость, а транснациональные сети экологической справедливости позволяют этим защитникам окружающей среды потенциально заручиться международной поддержкой для своей борьбы. [6] [4]

В октябре 2011 года посол Кении в Германии Кен Осинде посадил дерево в честь Вангари Маатаи из Движения «Зеленый пояс» в саду офиса Фонда Генриха Бёлля в Берлине.

В 1988 году перуанский историк Альберто Флорес Галиндо предложил термин «экологизм бедных» для описания экосоциалистических движений крестьянского сопротивления, вдохновленный движением народников . [7] [8] В 1997 году Хоан Мартинес-Альер и Рамачандра Гуха противопоставили эти движения «полноценному энвайронментализму» глобального Севера и провели параллели между «экологизмом бедных» сельских районов и стран третьего мира и более городским движением за экологическую справедливость, возникшим в США. Штаты. [7] [9]

Разновидности энвайронментализма

[ редактировать ]

В своей книге 2002 года «Экологизм бедных » Мартинес-Альер описывает три различных течения в энвайронментализме: «культ дикой природы»; более позднее «евангелие экоэффективности» и растущее движение за экологическую справедливость или «экологизм бедных».

Культ дикой природы

[ редактировать ]

Культ дикой природы, также называемый Рамачандрой Гуха «диким мышлением» , [10] связан с движением за сохранение природы и такими людьми, как Джон Мьюир и Генри Дэвид Торо . Это движение возникло в 19 веке благодаря таким организациям, как Сьерра-клуб и Общество Одюбона ; Альдо Леопольд с его книгой 1949 года «Альманах округа Санд » также был одной из главных фигур. [5] [11]

Культ дикой природы по своей сути не направлен против экономической деятельности, но он утверждает (по словам Леопольда), что «вещь правильна, когда она имеет тенденцию сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Неправильно, когда она стремится к иному». . [11] Природоохранное движение действительно пытается ограничить воздействие экономической деятельности на природную среду. [5] Основной курс действий, предлагаемый защитниками природы, — разделить экономическую деятельность и окружающую среду, чтобы ограничить влияние первой на вторую. [5] Основными инструментами для этого являются природные заповедники и охраняемые территории , на которых регулируется деятельность человека. [5] Осуществляя это разделение, защитники природы намереваются провести «арьергардную акцию» по сохранению природы (используя цитату Леопольда в Мартинес-Алье, 2003). [11] [5] Эти «арьергардные действия» состоят из природоохранных практик, таких как управление экосистемами , восстановление среды обитания или восстановление исчезающих видов , и все они являются примерами природоохранной биологии .

Основные причины такого типа энвайронментализма весьма разнообразны. Некоторые авторы придерживаются утилитарного подхода: природа рассматривается как неотъемлемая часть экономического и социального развития, а создание заповедников и охраняемых территорий направлено на ее сохранение, чтобы оно могло продолжать предоставлять экосистемные услуги и природный капитал для общества. [5] Таким образом, потеря биоразнообразия является главной проблемой, поскольку биоразнообразие имеет решающее значение для обеспечения природного капитала и экосистемных услуг (и то, и другое имеет решающее значение для экономического развития).

Другими причинами обычно называют присущую природе эстетическую ценность , религиозную ценность природы, изначально гуманную тенденцию быть привлеченной природой ( биофилия ), а также право природы и ее видов на существование самостоятельно. [5]

Вехами этого типа природоохранной деятельности являются Конвенция о биологическом разнообразии в Рио-де-Жанейро (1992 г.) , Закон об исчезающих видах 1973 г. или создание Йеллоустонского и Йосемитского национальных парков в США. [5] В настоящее время институционально представлен Международным союзом охраны природы (МСОП) , Всемирным фондом (WWF) и The Nature Conservancy . Со стороны активистов оно представлено глубинной экологией и движением защитников природы . [5]

«Евангелие экоэффективности»

[ редактировать ]

«Евангелие экоэффективности» или «научный индустриализм». [10] XIX века зародился в трудах Мальтуса и Уильяма Стэнли Джевонса и разросся в XX веке, когда последствия загрязнения и истощения ресурсов стали более очевидными. По словам Мартинеса Альера , «евангелие экоэффективности» «обеспокоено последствиями экономического роста не только для нетронутых территорий, но также для промышленной, сельскохозяйственной и городской экономики». [5] Мартинес Альер назвал его «евангелием экоэффективности» в знак уважения к Сэмюэлю П. Хейсу , который в своей книге «Сохранение природы и евангелие эффективности» (1959) описал «Прогрессивное природоохранное движение в эпоху прогрессивного развития » как «евангелие экологической эффективности». Евангелие эффективности», в том смысле, что правительство США уделяет особое внимание эффективному управлению ресурсами. [5]

Евангелие экоэффективности задает такие вопросы, как: «Как загрязнение окружающей среды повлияет на экономическое развитие?»; «Как мы можем минимизировать загрязнение?»; «Как мы можем исправить его последствия?»; «Как минимизировать потребление ресурсов?»; и «Как мы можем превратить отходы в ресурс?». [12]

Обычно даваемые ответы идут в направлении устойчивого развития , которое в докладе Брундтланд определяется как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». [13] «Евангелие экоэффективности» обычно защищает экономический рост, но не любой ценой. [5] Вместо этого он ищет рост, который требует все меньше и меньше ресурсов и генерирует все меньше и меньше загрязнения и отходов, тем самым сводя к минимуму его воздействие и повышая его устойчивость: так называемая дематериализация экономики. [5] Защитники Евангелия обычно утверждают, что за счет повышения эффективности технологий можно достичь высокого уровня экономического развития с очень низким уровнем производства отходов и потребления ресурсов, которые будут управляемы для экосистем и, таким образом, станут устойчивыми. [5] Однако в адрес теории дематериализации было высказано много критических замечаний: главным образом, то, что закон энтропии делает невозможным бесконечное повышение эффективности технологии; [14] [15] и что разделение местных богатых экономик возможно только потому, что они передают производство материалоемких товаров на аутсорсинг развивающимся странам. [16]

Основные инструменты, предлагаемые «евангелием экоэффективности», касаются (1) экономических, экологических налогов и рынков разрешений на выбросы, и (2) технологической поддержки изменений в области материалов и энергосбережения. [5]

  1. «Евангелие экоэффективности» касается эффективности производственного процесса, то есть эффективности задействованных в нем технологий. Основное внимание уделяется поиску решений, которые повышают эффективность использования ресурсов и образования отходов/загрязнений, главным образом за счет инвестиций в исследования и разработки . [5]
  2. Он также обеспокоен эффективностью экономического рынка и рассматривает экологические проблемы как его неэффективность, а не как его структурные проблемы. Поэтому основное внимание уделяется поиску решений этой неэффективности, главным образом путем ее интернализации в рыночные счета. Евангелие поддерживается экономикой окружающей среды , дисциплиной, которая утверждает, что на рынке существуют отрицательные внешние эффекты , которые не учитываются как экономические издержки , и что, если они учитываются как таковые, рынок приспособится к сокращению этих затрат, тем самым уменьшая внешние эффекты. Некоторыми инструментами, которые экономика окружающей среды предлагает для учета этих затрат, являются экологические налоги и разрешения на выбросы. [5]

По словам Джоан Мартинес Альер , одними из наиболее видных сторонников «евангелия экоэффективности» являются Гиффорд Пинчот в США и Вуппертальский институт климата, окружающей среды и энергетики в Европе. Пинчо был главой Лесной службы США в эпоху прогресса и выступал за сохранение национальных заповедников путем планового использования и обновления. Вуппертальский институт стал пионером промышленной экологии в Европе в 90-е годы и разработал несколько высокоэффективных продуктов, таких как пассивный дом , а также разработал такие показатели, как затраты материала на единицу услуги (MIPS) .

Экологизм бедных

[ редактировать ]

И «культ дикой природы», и «евангелие экоэффективности» немного технократичны ( хотя это не всегда так). [ нужны разъяснения ] «Культ дикой природы» ассоциировался с людьми среднего и высшего класса, с учеными и статистиками. «Евангелие экоэффективности» ассоциировалось с государственной политикой, частным бизнесом , учеными и инженерами. И исторически они были связаны с Глобальным Севером и с белыми цис-гетеро мужчинами. [17]

Таким образом, энвайронментализм исторически считался элитарным, а бедность ассоциировалась с экологически вредными практиками и незаинтересованностью в экологических проблемах. Например, в докладе Брундтланд сделан вывод, что бедность является одним из наиболее важных факторов деградации окружающей среды ; [13] политолог Рональд Инглхарт также утверждал, что богатые общества с большей вероятностью будут защищать природу. Аналогичным образом, кривые Кузнеца связывают улучшение состояния окружающей среды с более высоким доходом на душу населения, подразумевая, что лекарством от деградации окружающей среды является увеличение экономического роста. Однако многочисленные тематические исследования показали, что бедные люди защищают окружающую среду от влиятельных интересов, чтобы защитить свои средства к существованию и культуру. Таким образом, по мнению Мартинеса Альера, «бедные люди» занимаются третьим течением энвайронментализма: «энвайронментализмом бедных» (или экологией средств существования , [18] экология освобождения , [19] движение за экологическую справедливость , популярный энвайронментализм , [5] и т. д.).

Экологизм бедных подчеркивает социальную справедливость и защиту земли для использования маргинализированными людьми. Мартинес-Альер опирается на политическую экологию и экологическую экономику , чтобы создать теоретическую основу для глобального движения за экологическую справедливость, которое возникает в результате локальных экологических конфликтов. Это течение энвайронментализма возникает из-за неравномерного распределения экологического вреда между различными секторами общества (то, что Мартинес Альер и Мартин О'Коннор называют конфликтами экологического распределения). [20] ), вызванный экономической активностью и экономическим ростом. Таким образом, это течение защиты окружающей среды исходит из того, что Глобальный Север экспортирует экологический ущерб Глобальному Югу . [21] или что бедные люди с большей вероятностью пострадают от экологического ущерба, чем богатые люди, или даже что расовые люди имеют больше шансов пострадать от этого, чем белые люди. [5]

Поэтому оно состоит из множества различных движений, все из которых объединяет одно: тот факт, что из-за такого неравномерного распределения экологического вреда их средства к существованию находятся под угрозой (понимание средств к существованию в широком смысле; не только материальной основы). человеческой жизни, но и культурную, общественную и индивидуальную основу). [5] Мартинес Альер утверждает, что по мере увеличения масштабов экономики «бедные люди» «лишаются доступа к экологическим ресурсам и услугам и страдают от непропорционально большого загрязнения». [5] Те «бедные люди», чьи средства к существованию находятся под угрозой, борются против экологического вреда, который им угрожает, и против тех, кто несет ответственность за экологический ущерб. [5]

Поступая таким образом, они защищают свои средства к существованию, а это часто означает, что они защищают традиционные образы жизни, которые развивались в равновесии с окружающей средой и, следовательно, являются устойчивыми. [5] [22] Эта теория утверждает, что традиционные средства существования исторически формировались под воздействием условий окружающей среды и научились адаптироваться к ним, устойчиво используя доступные ресурсы и поглотители. [22] Поэтому их защита означает защиту устойчивого образа жизни. Например, традиционные крестьяне активно защищают свой устойчивый местный образ жизни от интенсивной транснациональной модели агробизнеса. [5]

Мартинес Альер утверждает, что бедные люди, просто защищающие свои средства к существованию, часто выступают на стороне сохранения ресурсов и чистой окружающей среды, хотя они могут не претендовать на звание защитников окружающей среды и могут использовать другой язык для описания своих программ (например, суверенитет священность, и т. д.). . [5] Вместо этого он утверждает, что люди будут сопротивляться разрушению окружающей среды, которое угрожает их средствам к существованию, культуре и перспективам выживания, даже если они не заинтересованы в защите природы ради нее самой. [5] Люди не будут легко отдавать свои средства к существованию в обмен на экономические инвестиции и развитие, которые предлагают им деньги, потому что такие ценности, как суверенитет и священность, невозможно сравнивать в денежном выражении. Например, некоторые культуры считают деньги бесполезными по сравнению со ценностью священного места или по сравнению с их свободой и суверенитетом. [5] Поэтому «бедные люди» часто отказываются даже от самых экономически выгодных проектов, если они наносят вред вещам, которые им дороги и которые являются частью их средств к существованию. [5] Таким образом, защита окружающей среды бедных отчасти является борьбой за контроль над языком оценки, применяемым к затратам и выгодам от добычи ресурсов , джентрификации и других процессов, которые угрожают использованию бедными людьми своей земли.

Примеры защиты окружающей среды бедных включают борьбу против экологического расизма в Соединенных Штатах , загрязнение воздуха в городах, борьбу с минами и борьбу за доступ к воде , борьбу с лесами и т. д.

Экофеминизм

[ редактировать ]
Экофеминизм

Женское лидерство характерно для экологического движения бедных и создает пересечения с экофеминизмом . Женщины чаще выполняют социальные роли, которые приводят их в прямой контакт с природой, например, сбор воды, выращивание сельскохозяйственных культур, уход за животными, собирательство и т. д. Например, в городских условиях женщины, скорее всего, будут принимать меры против сброса мусора или других действий. загрязнение окружающей среды, даже если гендерные иерархии препятствуют их участию. [9] Конфликты экологического распределения не только затрагивают неравномерно бедных людей в целом, но и в большей степени затрагивают женщин из-за их более тесной связи с природой и загрязнением окружающей среды. Поэтому женщины, как правило, больше участвуют в экологической борьбе. [23] [24] По словам Джоанны Оксала , «для женщин, живущих в тяжелых материальных условиях, экологический активизм — это просто форма самозащиты», [25] [26] потому что они хотят защитить свои средства к существованию.

Тенденция женщин-активисток брать на себя ведущую роль в защите окружающей среды бедных слоев населения проявляется в таких примерах, как движение Чипко в Индии, движение «Зеленый пояс» в Кении, [4] и оппозиция гидроэнергетическому проекту Агуа-Зарка в Гондурасе. [27] и воплощен в таких людях, как Берта Касерес , Лесбия Уркиа , Жаннет Кавас и Маргарита Мурильо , которые все боролись за деградацию окружающей среды в Гондурасе и поэтому были убиты.

Глобальное движение

[ редактировать ]

Ученые в области политической экологии и организации экологической справедливости указывают на глобальное движение за экологическую справедливость, возглавляемое защитниками окружающей среды из бедных слоев населения мира. [28] [29] Местным движениям нужна международная поддержка, чтобы бросить вызов крупным транснациональным корпорациям, а защите окружающей среды бедных потребуется глобальное влияние, чтобы повлиять на глобальные проблемы, такие как кризис вымирания голоцена и изменение климата . [4]

Локальные конфликты все чаще находят международную поддержку и более широкое влияние. Например, борьба против плотины Типаймух в Индии началась с бедняков, чей источник воды находился под угрозой, и этот конфликт превратился в динамичное международное движение сопротивления. [6] Международные сети, такие как Oilwatch, также возникли в результате прямых действий коренных народов, борющихся против разведки нефти в таких местах, как дельта Нигера , Колумбия и Перу . [4]

Конфликты и союзы с другими формами защиты окружающей среды

[ редактировать ]

Хотя существуют некоторые явные различия, «евангелие экоэффективности», «культ дикой природы» и «экологизм» бедных частично пересекаются и переплетаются в определенных темах и могут образовывать союзы. По словам Мартинеса Альера, «у них много общего, и всем троим противостоят антиэкологисты, или они их презирают или пренебрегают», а на Глобальном Юге на них даже нападают и убивают. [5]

«Экологизм бедных» и «культ дикой природы»

[ редактировать ]

«Культ дикой природы» исторически придерживался прагматического подхода и занимался защитой естественных, «нетронутых» территорий дикой природы от деятельности человека путем запрета или, по крайней мере, регулирования деятельности человека в этом районе, создания природных заповедников или национальных парков . Основное предположение заключалось в том, что деятельность человека в целом наносит ущерб окружающей среде. Поэтому некоторые течения внутри этого движения склонны рассматривать человеческое население как основную причину разрушения окружающей среды. [5]

Таким образом, «культ дикой природы» исторически был элитарным и расистским. Например, бедняки или коренные жители считаются невежественными и неспособными уважать окружающую среду; поэтому им иногда запрещают доступ к нему. Во многих случаях их даже изгоняют с земель, на которых они жили, для создания природных заповедников (см., например, случай с парком Крюгера , случай народа батва изгнания из национального парка Кахузи-Биега обученными WWF Национальным охранники, [30] [31] или случай, когда коренные индейцы были изгнаны из своих общинных лесов в соответствии с политикой правительства [32] ).

Однако бедные и коренные народы не невежественны и на самом деле гораздо лучше осознают необходимость биоразнообразия и окружающей среды как положительного актива, заслуживающего сохранения. Со временем они осознали его ценность, поскольку от этого зависят их средства к существованию. Например, бедные фермеры часто заинтересованы в сохранении окружающей среды и почвы, поскольку знают, что это имеет решающее значение для их материального существования. Кроме того, коренные жители часто хотят сохранить ценность окружающей среды, поскольку имеют с ней духовную связь, что также имеет решающее значение для их средств к существованию. [5]

Здесь кроется возможность союза. Недавние исследования показали, что коренные народы являются эффективными хранителями большей части биоразнообразия на планете: поэтому их защита также является способом управления биоразнообразием. Например, коренные народы Бразилии продемонстрировали, что играют ключевую роль в предотвращении вырубки Амазонки тропических лесов . [33] В Канаде управление пожарами под руководством коренных народов «улучшает разнообразие экосистем, помогает управлять сложными ресурсами и снижает риск лесных пожаров за счет уменьшения запасов топлива». [34] [35] Часто коренные народы лучше управляют биоразнообразием, чем частные компании или само государство. [36]

Таким образом, союз защитников природы и бедных защитников окружающей среды может привести к эффективной защите и управлению «дикой природой». Защитники природы начали понимать, что «бедные люди» будут защищать дикую природу, если будут считать ее частью своего существования. Защитники природы начинают понимать, что природу следует защищать, защищая ее защитников.

«Евангелие экоэффективности» и «экологизм бедных»

[ редактировать ]

В то время как защита окружающей среды бедных слоев населения направлена ​​на защиту средств к существованию, евангелие экоэффективности сосредоточено на оптимизации использования ресурсов. Идеологическая основа Евангелия исходит из экономического взгляда на природу и ресурсы. Традиционно Евангелие использовалось не для защиты средств к существованию людей, а скорее для защиты экономического производства и его продления, делая его более устойчивым; они стремились оптимизировать использование ресурсов не для того, чтобы сохранить их, а для того, чтобы иметь возможность продолжать их эксплуатацию в течение более длительного периода. [5] Более того, иногда «евангелие экоэффективности» становилось основной причиной конфликтов экологического распределения . Например:

  • Юг Каталонии пострадал от большой концентрации макропроектов солнечной и эолической энергетики, которые, согласно Платформе против концентрации ветряных турбин , поставили под угрозу окружающую среду и имели негативные последствия для здоровья людей. Они требуют энергичного перехода, который передаст выгоды в руки людей, а не в руки корпоративного бизнеса. [37]
  • В Монкада-и-Рейшак (Каталония) крупный цементный завод, которым управляет Lafarge - Holcim, перешел с сжигания угля на сжигание отходов. Это изменение было оправдано его сторонниками как форма сохранения ископаемого топлива, сокращения выбросов, связанных с углем, а также как форма сокращения количества выбрасываемых отходов. Однако это привело к тому, что завод стал более загрязняющим окружающую среду, чем раньше, поскольку при сжигании отходов образуются токсичные частицы, которые поражают весь Монкада-и-Рейшак. Это негативное воздействие на жизнедеятельность населения пополнило список негативных воздействий, которые завод уже испытывал до перехода на сжигание отходов (шумовое загрязнение, выбросы частиц цемента и т. д.). Платформа против сжигания мусора Montcada i Reixac «Montcada Aire Net» с тех пор выступила против этого, объединяя людей для защиты своих средств к существованию. [38]
  • В Европе общая сельскохозяйственная политика, реализуемая Европейским Союзом, имела целью сделать сельскохозяйственное производство более эффективным за счет оптимизации его процессов для максимизации его производства. Он включал в себя переход от экстенсивного к интенсивному сельскому хозяйству, от которого выиграли в основном крупные землевладельцы. [39] Поскольку крупные монокультуры управляли высокотехнологичными замещающими более мелкими культурами, управляемыми низкотехнологичными, воздействие на окружающую среду также увеличивалось. Повсеместная почвы эрозия и загрязнение , а также лишение крестьян собственности , вызванное распространением монокультур, поставили под угрозу средства к существованию этих мелких крестьян. [40]
  • Широкое распространение генетически модифицированных культур (ГМО), рекламируют как решение проблемы отсутствия продовольственной безопасности и воздействия на окружающую среду. которые крупные корпорации, такие как Bayer - Monsanto , [41] повлияло на средства к существованию мелких крестьян из-за генетического загрязнения семян. Посевы, засеянные ГМО, опыляют растения, посаженные рядом с посевами, в которых ГМО не используются, что позволяет владельцам патентов на ГМО претендовать на право собственности на генетический код зараженных растений, что отрицательно влияет на средства к существованию посадившего их крестьянина. [42] [43] [44] Негативному воздействию ГМО-культур категорически противостоят экологические движения бедных, такие как La Via Campesina. [45]

Это показывает, что во многих случаях «евангелие» совпадает с экономическими интересами, ставя тем самым под угрозу средства к существованию людей. Однако это не всегда так: если улучшение определенного производственного процесса не руководствуется логикой максимизации выгод, оно действительно может снизить воздействие этой экономической деятельности, тем самым открывая пространство для более свободного развития средств к существованию.

Например, в тех местах, где реализована эффективная программа управления отходами, загрязнение окружающей среды было эффективно снижено. [46] Это пример того, как «Евангелие», воздействуя на производственную сторону, может открыть пространство для непроизводственной деятельности.

Кроме того, во многих случаях «Евангелие» может оказать положительное влияние, воздействуя на средства к существованию: во многих случаях для защиты средств к существованию необходимо оптимизировать использование ресурсов, которые поддерживают эти средства к существованию. Например:

  • Например, несколько сельских общин по всему миру, которые раньше не имели доступа к общей электросети, установили солнечные панели в своих домах, чтобы улучшить доступ к электричеству. [47]
  • Некоторые другие общины внедрили новые методы лесного хозяйства, чтобы сделать лесное хозяйство более эффективным, но не для увеличения производства, а для сокращения количества ресурсов, которые они используют для поддержания своих средств к существованию. [48]
  • Другим примером могут быть улучшения в сфере здравоохранения. существует множество экономических интересов Несмотря на то, что это сложнее, поскольку в отрасли здравоохранения , многие достижения в области здравоохранения сделаны для улучшения условий жизни людей, а не просто для повышения эффективности производства. Например, улучшение здоровья в области лечения рака окажет прямое положительное влияние на уровень жизни людей.
  • В Ахмадабаде (Индия) улучшение политики управления отходами открыло возможности для неофициальных сборщиков мусора, которые были официально оформлены в качестве государственных служащих, тем самым улучшив их средства к существованию, сохраняя при этом конкурентоспособные темпы переработки. [49]

У всех этих положительных примеров есть одна общая черта: в них технология не используется с логикой максимизации экономического производства. Скорее, они используются как «инструмент для веселья », который Иван Ильич описал как «инструмент, который дает каждому человеку, использующему их, величайшую возможность обогатить окружающую среду плодами своего видения». [50] Иллич также писал, что «промышленные инструменты лишают эту возможность тех, кто их использует, и позволяют их создателям определять значение и ожидания других». Большинство инструментов сегодня невозможно использовать в дружеской обстановке». [50] В приведенных примерах технология используется не просто как инструмент производства, а как инструмент улучшения условий жизни людей или повышения их устойчивости.

«Евангелие экоэффективности» и «культ дикой природы»

[ редактировать ]

«Евангелие экоэффективности» в значительной степени ориентировано на оптимизацию использования ресурсов. Это можно рассматривать либо как попытку минимизировать воздействие экономической деятельности на окружающую среду и общество, либо как попытку оптимизировать затраты производства для увеличения прибыли и увеличения инвестиций в новый капитал. В первом случае повышение эффективности может иметь положительный результат для природы, тогда как во втором случае это улучшение имеет либо нейтральные, либо плохие последствия. Есть примеры обоих случаев:

  • Например, благодаря технологическому усовершенствованию, бытовые электроприборы больше не нуждались в хлорфторуглеродных газах (CFC) для работы, что позволило сократить выбросы этого газа, разрушающего озоновый слой , и тем самым помочь уменьшить озоновую дыру . [51]
  • Напротив, есть свидетельства того, что благодаря парадоксу Джевонса большинство улучшений экономической эффективности экономической деятельности приводит не к снижению самих издержек, а к возможности производить больше при тех же затратах. [52]

«Евангелие экоэффективности» уделяет большое внимание ресурсам, предоставляемым природным капиталом и экосистемными услугами . В некоторых случаях обеспечение этих ресурсов может включать создание природных территорий или даже восстановление деградированных пространств. Например, управление лесами зародилось с утилитарной целью устойчивого управления некоторыми лесами для получения древесины и других ресурсов. [5] Некоторые природные парки были созданы с целью регулирования деятельности человека в природной среде, чтобы избежать истощения и обеспечить доступность ресурсов. В данном случае «евангелие экоэффективности» предполагает защиту природных территорий. Другой случай, когда «евангелие» предполагает защиту природы, — это когда создание некоторых природных пространств служит «моральным козлом отпущения» за увеличение экономической активности в неприродных пространствах. [53] Например, компенсация выбросов углекислого газа или восстановление экосистем предприятиями рассматривается как форма «зеленого отмывания» . некоторыми из этих авторов [53]

В целом, степень антагонизма между «евангелием экоэффективности» и «культом дикой природы» варьируется в зависимости от степени природоохранного подхода и воздействия экоэффективной деятельности на окружающую среду.

Например, глубинные экологи обычно выступают против любой формы экономической деятельности, даже если она очень эффективна, потому что они восхваляют нетронутость природы и утверждают, что любая форма экономической деятельности должна быть запрещена, даже если она экологически эффективна. [54] Однако некоторые глубинные экологи практичны и выступают за создание отдельных и нетронутых природных заповедников, которые могут сосуществовать с формами экономической деятельности, тем самым узаконивая «евангелие экологической эффективности», пока оно защищает нетронутые природные территории.

Менее радикальные формы защиты природы утверждают, что экономическая деятельность может сосуществовать с природными пространствами, пока эта экономическая деятельность является экологически эффективной. Именно в этом контексте «евангелие экоэффективности» и «культ дикой природы» обретают сильнейший союз. Например, некоторые авторы утверждают, что лесных пожаров можно избежать путем внедрения экстенсивного земледелия . [55] Другие авторы утверждают, что экологически эффективная промышленность, основанная на экологических решениях, может сосуществовать с природоохранной деятельностью. [56] В целом, менее радикальные формы природоохранной деятельности рассматривают экономическую деятельность как нечто нейтральное, пока она не угрожает природным пространствам. Как утверждает Мартинес Альер, они утверждают, что «технические изменения сделают производство товаров совместимым с экологической устойчивостью», тем самым подчеркивая «сохранение той части природы, которая все еще находится за пределами экономики». [5] ''. В общем, они выступают за устойчивое развитие при сохранении природных пространств.

Примеры «экологизма бедных»

[ редактировать ]

Некоторые примеры экологической борьбы:

  1. ^ Гуха, Рамачандра; Альер, Хуан Мартинес (1998). Разновидности энвайронментализма: очерки Север и Юг (1-е изд.). Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-564317-8 . OCLC   40163778 .
  2. ^ Мартинес-Альер, Жоан (1 июля 2014 г.). «Экологизм бедных». Геофорум . 54 : 239–241. дои : 10.1016/j.geoforum.2013.04.019 .
  3. ^ «Экологизм бедных» . Обязательства и торговля организаций экологической справедливости (EJOLT) . Проверено 5 апреля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Дэйви, Иэн (2009). «Экологизм бедных и устойчивое развитие: оценка». ЙОААГ . 4 (1): 1. CiteSeerX   10.1.1.1070.1088 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Мартинес Альер, Джоан (2003). Экологизм бедных: исследование экологических конфликтов и оценок (1-е изд.). Бат: Издательство Эдварда Элгара . стр. 10–15. ISBN  1-84064-909-7 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Ислам, г-н Сайдул; Ислам, Мэриленд Назрул (30 июня 2016 г.). « Экологизм бедных»: плотина Типаймух, экологические катастрофы и сопротивление окружающей среды за пределами границ» . Бандунг: Журнал глобального Юга . 3 (1): 1–16. дои : 10.1186/s40728-016-0030-5 . S2CID   2449282 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Мартинес Альер, Хуан (2005). Экологизм бедных: исследование экологических конфликтов и оценка . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-567328-Х . OCLC   61669200 .
  8. ^ Флорес Галиндо, Альберто (1989). «Экологизм бедных». Камбио (Лима, Перу) .
  9. ^ Перейти обратно: а б Ангеловски, Изабель; Мартинес Альер, Джоан (2014). «Возвращение к« экологии бедных »: территория и место в разрозненной глобальной борьбе». Экологическая экономика . 102 : 167–176. дои : 10.1016/j.ecolecon.2014.04.005 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Шмелев Станислав (1 декабря 2001 г.). «Экологизм: глобальная история», Рамачандра Гуха. Нью-Йорк: Лонгман (2000). Рецензия Кэтрин Хохстетлер» . Журнал политической экологии . 8 (1). дои : 10.2458/v8i1.21616 . ISSN   1073-0451 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Леопольд, Альдо (1949). Альманах округа Сэнд и зарисовки здесь и там . Издательство Оксфордского университета.
  12. ^ «Восемь способов сократить количество отходов» . Охрана природы . Проверено 19 октября 2023 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Брундтланд, Гро Гарлем (1987). Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: наше общее будущее . Документ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/42/427.
  14. ^ Джорджеску-Роген, Николас (1971). Закон энтропии и экономический процесс . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  15. ^ Донелла Х. Медоуз; Деннис Л. Медоуз; Йорген Рандерс; Уильям Беренс; Римский клуб, Potomac Associates (1972). Пределы роста: доклад проекта Римского клуба о затруднительном положении человечества . Нью-Йорк: Книги Вселенной. ISBN  0-87663-165-0 . ОСЛК   307838 .
  16. ^ Хорнборг, Альф; Мартинес-Альер, Жоан (30 ноября 2016 г.). «Экологически неравный обмен и экологический долг» . Журнал политической экологии . 23 (1). дои : 10.2458/v23i1.20220 . ISSN   1073-0451 .
  17. ^ Чех, Эрин А. (2022). «Интерсекциональная привилегия белых трудоспособных гетеросексуальных мужчин в STEM» . Достижения науки . 8 (24): eabo1558. Бибкод : 2022SciA....8O1558C . дои : 10.1126/sciadv.abo1558 . ISSN   2375-2548 . ПМК   9200289 . ПМИД   35704581 .
  18. ^ Гари, Хосеп (2000). Политическая экология биоразнообразия. Кандидатская диссертация . Оксфордский университет.
  19. ^ Пит, Ричард; Уоттс, Майкл, ред. (2004). Экология освобождения: окружающая среда, развитие и социальные движения . Рутледж. дои : 10.4324/9780203235096 . ISBN  9780203235096 .
  20. ^ Мартинес Альер, Джоан; О'Коннор, Мартин (1996). «Экологические и экономические конфликты распределения», в Р. Костанца, О. Сегура и Х. Мартинес-Альер (редакторы), «Спускаясь на Землю: практические применения экологической экономики» . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press.
  21. ^ Ларкин, Эми (2013). Экологический долг: скрытые издержки меняющейся глобальной экономики . Нью-Йорк. ISBN  978-1-137-27855-5 . OCLC   812068632 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. ^ Перейти обратно: а б Норгаард, Ричард Б. (2006). Преданное развитие: конец прогресса и коэволюционный пересмотр будущего . дои : 10.4324/9780203012406 . ISBN  9780203012406 .
  23. ^ Ли, Юн; Ван, Байронг; Сэчан, Орахорн (29 июня 2022 г.). «Является ли женский пол более экологическим? Данные из Китая» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 19 (13): 8002. doi : 10.3390/ijerph19138002 . ISSN   1661-7827 . ПМЦ   9266259 . ПМИД   35805661 .
  24. ^ Бургард, Николас, «Гендерный разрыв в экологическом движении» (2015). Тезисы и плакаты ко Дню студенческих исследований. Документ 127. http://digitalcommons.chapman.edu/cusrd_abstracts/127 .
  25. ^ Оксала, Джоанна (2018). «Феминизм, капитализм и экология» . Гипатия . 33 (2): 216–234. дои : 10.1111/hypa.12395 . ISSN   0887-5367 . S2CID   149338235 .
  26. ^ Меллор, Мэри. 1992. Нарушая границы: на пути к феминистскому зеленому социализму. Лондон: Вираго
  27. ^ Перейти обратно: а б ЭДЖОЛТ. «Проект гидроэлектростанции Агуа-Зарка, Гондурас | EJAtlas» . Атлас экологической справедливости . Проверено 1 апреля 2023 г.
  28. ^ Мартинес Альер, Джоан; Темперамент, Лия; Дель Бене, Даниэла; Шайдель, Арним (2016). «Существует ли глобальное движение за экологическую справедливость?» . Журнал крестьянских исследований . 43 (3): 731–755. дои : 10.1080/03066150.2016.1141198 . S2CID   156535916 .
  29. ^ Шайдель, Арним (июль 2020 г.). «Экологические конфликты и защитники: глобальный обзор» . Глобальное изменение окружающей среды . 63 : 102104. doi : 10.1016/j.gloenvcha.2020.102104 . ПМЦ   7418451 . ПМИД   32801483 .
  30. ^ «Смертельные рейды являются последним случаем злоупотреблений в отношении коренного населения батва в парке ДРК, заявляют группы» . Экологические новости Монгабая . 21 декабря 2021 . Проверено 1 апреля 2023 г.
  31. ^ «Силой очистить лес: организованное насилие против батвы в национальном парке Кахузи-Биега» . Группа по правам меньшинств . 17 февраля 2022 г. . Проверено 1 апреля 2023 г.
  32. ^ Диллон, Амрит (22 февраля 2019 г.). «Миллионы лесных коренных жителей Индии будут выселены» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 1 апреля 2023 г.
  33. ^ Цинь, Юаньвэй; Сяо, Сянмин; Лю, Фанг; де Са э Силва, Фабио; Симабукуро, Ёсио; Арай, Эджидио; Фернсайд, Филип Мартин (март 2023 г.). «Сохранение лесов на территориях коренных народов и охраняемых территориях бразильской Амазонки» . Устойчивость природы . 6 (3): 295–305. дои : 10.1038/s41893-022-01018-z . ISSN   2398-9629 . S2CID   255680675 .
  34. ^ Хоффман, Кира М.; Кристиансон, Эми Кардинал; Диксон-Хойл, Сара; Коупс-Гербитц, Келси; Николакис, Уильям; Диабо, Дэвид А.; Маклеод, Робин; Мичелл, Герман Дж.; Мамун, Абдулла Аль; Захара, Алекс; Мауро, Николас; Гилкрист, Джо; Росс, Рассел Майерс; Дэниелс, Лори Д. (31 марта 2022 г.). «Право на сжигание: препятствия и возможности для управления пожарной безопасностью под руководством коренных народов в Канаде» . ГРАНИ . 7 : 464–481. doi : 10.1139/facets-2021-0062 . S2CID   247891618 .
  35. ^ Хоффман, Кира М.; Дэвис, Эмма Л.; Уикхэм, Сара Б.; Шанг, Кайл; Джонсон, Александра; Ларкинг, Тейлор; Лорио, Патрик Н.; Куинь Ле, Нху; Свердфагер, Эмили; Трант, Эндрю Дж. (10 августа 2021 г.). «Сохранение биоразнообразия Земли является неотъемлемой частью управления пожарами коренных народов» . Труды Национальной академии наук . 118 (32): e2105073118. Бибкод : 2021PNAS..11805073H . дои : 10.1073/pnas.2105073118 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   8364180 . ПМИД   34362847 .
  36. ^ Сзе, Джоселин (8 декабря 2021 г.). «На землях коренных народов вырубка лесов меньше, чем в охраняемых территориях, находящихся под государственным управлением, в большинстве тропиков» . Разговор . Проверено 1 апреля 2023 г.
  37. ^ «Манифест ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПОстрадавших от концентрации ветряных генераторов – eltrill.org» (на каталонском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б ЭДЖОЛТ. «Цементный завод, работающий на сжигании отходов, в Монкада-и-Рейшак, Испания | EJAtlas» . Атлас экологической справедливости . Проверено 1 апреля 2023 г.
  39. ^ Агроэкология (13 октября 2011 г.). «Новая общая сельскохозяйственная политика: ни зеленее, ни справедливее • Ecologuestas en Acción» . Экологи в действии (на испанском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  40. ^ Агроэкология (16 сентября 2008 г.). «За новую аграрную политику • Экологи в действии» . Экологи в действии (на испанском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  41. ^ Байер (Год: Неизвестен). Генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры: вклад компании Bayer в основанный на фактах общественный дискурс. https://www.bayer.com/sites/default/files/Genetically%20Modified%20Crops%20Bayer%27s%20contribution%20to%20a%20fact-based%20discourse%20-%20July%202022.pdf
  42. ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Патенты на растения: главная угроза для фермеров | DW | 03.09.2019» . DW.COM (на европейском испанском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  43. ^ Права, природа (12 февраля 2021 г.). «Опасное решение признает патентные права Monsanto/Bayer на семена» . Биоразнообразие в Латинской Америке (на европейском испанском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  44. ^ Харрис, Пол (12 февраля 2013 г.). «Монсанто подала в суд на мелких фермеров, чтобы защитить патенты на семена, - говорится в отчете» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 9 апреля 2023 г.
  45. ^ Пьеррик (4 апреля 2012 г.). «Луча против Монсанто – Виа Кампесина» . Via Campesina Español (на испанском языке) . Проверено 9 апреля 2023 г.
  46. ^ Уиллис, Кэтрин; Хардести, Бритта Дениз; Винс, Джоанна; Уилкокс, Крис (17 июня 2022 г.). «Местное управление отходами успешно снижает загрязнение прибрежных районов пластиком» . Одна Земля . 5 (6): 666–676. Бибкод : 2022OEart...5..666W . дои : 10.1016/j.oneear.2022.05.008 . ISSN   2590-3322 . S2CID   249562648 .
  47. ^ Лоренцо, Э. (1998). <3::AID-PIP158>3.0.CO;2-H «Фотоэлектрическая электрификация сельской местности» . Прогресс в фотоэлектрической энергетике: исследования и приложения . 5 :3–27. doi : 10.1002/(SICI)1099-159X(199701/02)5:1<3::AID-PIP158>3.0.CO;2-H .
  48. ^ Трипати, Шанкар; Субеди, Раджан; Адхикари, Хари (январь 2020 г.). «Модель изменения лесного покрова после вмешательства общественной системы управления лесным хозяйством в средних холмах Непала: практический пример» . Дистанционное зондирование . 12 (17): 2756. Бибкод : 2020RemS...12.2756T . дои : 10.3390/rs12172756 . hdl : 10138/319122 . ISSN   2072-4292 .
  49. ^ Оутс, Ле; Судмант, Эндрю; Гулдсон, Энди; Гиллард, Росс (2018). Сокращение отходов и улучшение средств к существованию для всех: Уроки управления отходами из Ахмадабада, Индия . Лондон и Вашингтон, округ Колумбия: Коалиция за городской переход.
  50. ^ Перейти обратно: а б Ильич, Иван (1979). Инструменты для веселья . [Лондон]: Фонтана. ISBN  0-00-635709-1 . OCLC   16491889 .
  51. ^ «Хлорфторуглероды и разрушение озона» . Американское химическое общество . Проверено 15 мая 2023 г.
  52. ^ Олкотт, Блейк (1 июля 2005 г.). «Парадокс Джевонса» . Экологическая экономика . 54 (1): 9–21. doi : 10.1016/j.ecolecon.2005.03.020 . ISSN   0921-8009 .
  53. ^ Перейти обратно: а б «Корпорации обращаются к лесным кредитам, чтобы стать «углеродно-нейтральными» » . Новости Эн-Би-Си . 6 декабря 2021 г. . Проверено 15 мая 2023 г.
  54. ^ Дженсен, Деррик (2006). Финал, Том 2 .
  55. ^ «Создание менее огнеопасных ландшафтов сократит вдвое площадь, которая, как ожидается, будет затронута пожарами в ближайшие 30 лет – блог CREAF» . 28 августа 2020 г. . Проверено 15 мая 2023 г.
  56. ^ Маес, Иоахим; Джейкобс, Сандер (январь 2017 г.). «Природные решения для устойчивого развития Европы: устойчивое развитие Европы» . Письма о сохранении . 10 (1): 121–124. дои : 10.1111/conl.12216 . S2CID   86180626 .
  57. ^ Франкеса, Жауме (2 октября 2022 г.). «Борьба с ветром: получение ценностей и культивирование достоинства в Южной Каталонии». Капитализм Природа Социализма . 33 (4): 18–36. дои : 10.1080/10455752.2022.2165259 . ISSN   1045-5752 . S2CID   255736327 .
  58. ^ «Перуанский фермер подает в суд на крупную энергетическую компанию, чтобы спасти свой дом» . Время . 5 октября 2018 г. Проверено 1 апреля 2023 г.
  59. ^ Деонандан, Каловати; Тэтэм, Ребекка; Филд, Бреннан (2017): Активизм женщин коренных народов против горнодобывающей промышленности: гендерный анализ борьбы в Эль-Эсторе в Гватемале. В: Гендер и развитие 25/3, стр. 405–419.
  60. ^ Ассис, Виллем (май 2003 г.). «Давид против Голиафа в Кочабамбе: права на воду, неолиберализм и возрождение социального протеста в Боливии» . Латиноамериканские перспективы . 30 (3): 14–36. дои : 10.1177/0094582X03030003003 . ISSN   0094-582X . S2CID   144673266 .
  61. ^ НацияБайшМонтсени. «Информационная записка городского совета Ллинарс-дель-Вальес о пруде в районе старой бобилы» . www.naciodigital.cat (на каталанском языке) . Проверено 13 мая 2023 г. .
  62. ^ «Столкновения на демонстрации против проекта водораздела во Франции» . Франция 24 . 25 марта 2023 г. . Проверено 13 мая 2023 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d8030f97dfed9bc7a35b4062f4d0528__1714623120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/28/5d8030f97dfed9bc7a35b4062f4d0528.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Environmentalism of the poor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)