Праздничность
Английское слово «conviviality» означает «наслаждение праздничным обществом, праздником» или, применительно к людям, «праздничный дух или расположение». [1]
Этимология
[ редактировать ]Французский корень ( удобство использования )
[ редактировать ]Один из корней веселья зародился во Франции XIX века. Convivialité очень распространено в современном французском языке, а также зарекомендовало себя в английском языке как заимствованное слово , а также в последнее время [ по сравнению с? ] как термин в дискуссиях о совместном проживании в иммигрантских обществах. Его чеканка восходит к Жану Антельму Брийа-Саварену и его книге «Физиология желудка» 1825 года. Гастрофилософ понимал под весельем ситуацию, обычную за столом, когда разные люди собираются вместе за хорошей продолжительной трапезой, а время летит быстро. возбужденные разговоры. [2]
Испанский корень ( convivencia )
[ редактировать ]В испанском языке convivencia долгое время интерпретировалось буквально как «жизнь в компании других», но в 1948 году Америко Кастро ввел понятие la convivencia , означающее мирное сосуществование различных религиозных групп в Испании между восьмым и пятнадцатым веками. [3]
Дружелюбие в левой политике
[ редактировать ]Часть серии о |
Антипотребительство |
---|
Праздничность , или конвивиализм , — это способность людей творчески и автономно взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой для удовлетворения своих собственных потребностей. [ нужна ссылка ] Эта интерпретация связана с несколькими синонимами и родственными понятиями, но отличается от них, в том числе во французском языке: наслаждение общением с другими людьми ( convivialité ), популярный каталонский дискурс, неформальная политика на уровне соседства и политика социальной сплоченности ( Convivència ), которая рассматривает конфликты. в общем публичном пространстве как неизбежный, в конечном счете продуктивный и предпочтительный порядок, навязанный властями.
Эта интерпретация была введена Иваном Ильичем как прямая противоположность промышленной производительности, которая производит потребителей, отчужденных от способа производства вещей. Его [ двусмысленный ] Сосредоточение внимания на радостной простой жизни , локализация производственных систем, связи с марксистской экономикой и одновременная критика Ильичем чрезмерного потребления привели к тому, что веселье было подхвачено рядом академических и социальных движений, в том числе в качестве столпа замедления экономического роста . теории и практики [ нужна ссылка ]
Ivan Illich
[ редактировать ]Как описано здесь, это новое использование термина «праздник» было введено Иваном Ильичем в его книге 1973 года «Инструменты для веселья» . Иллич признал, что этот термин в английском языке, скорее всего, будет ассоциироваться с «подвыпившим весельем», но взял свое определение из родственных французских и испанских слов, в результате чего получил интерпретацию, которая, по его мнению, была ближе к современной версии эвтрапелии . Иллич ввел этот термин как противоположность промышленной производительности, а дружелюбность указывает на общество, в котором доминируют индивидуальная автономия и творчество. Он противопоставил это промышленно развитым обществам, где люди сведены к «простым потребителям», неспособным выбирать, что производить или как делать вещи в мире, которым управляет «радикальная монополия». [4] это разделило население на экспертов, которые могли использовать эти инструменты, и непрофессионалов, которые не могли. [5]
Как следует из названия книги, первоначально Ильич сосредоточил свое внимание на том, как промышленные инструменты и опыт, необходимый для их использования, ограничивают автономию людей. Он также утверждал, что эти инструменты отдалили людей от процессов производства товаров и услуг, которые формируют нашу повседневную жизнь, и привели к искажению потребительной стоимости в меновую стоимость . [6]
Ильич широко интерпретировал инструменты как рационально спроектированные устройства. К ним относятся оборудование, используемое для производства товаров и услуг, от небольших предметов, таких как дрели, до «крупных машин, таких как автомобили и электростанции», а также производственные институты (например, фабрики), а также производственные системы, которые создали то, что он назвал «нематериальными товарами…» например] образование, здравоохранение, знания или решения». [4] Примеры невеселых инструментов, против которых выступал Иллич, включали открытые карьеры, дорожные сети и школы, последний пример связан с его предыдущей работой, критикующей системы массового образования, «Общество дешколизации» . Напротив, дружелюбными инструментами были те, которые способствовали и расширяли автономию, включая большинство ручных инструментов, велосипеды и телефоны. Инструменты для праздника имеют много общего с промежуточной технологией или «технологией с человеческим лицом», описанной в книге «Маленькое красиво » современника Иллиха Э. Ф. Шумахера . В своей книге « La sociedad de la abundancia frugal» 2012 года Серж Латуш также подчеркивает «человеческий масштаб» праздничных инструментов. [5]
В сборнике эссе 1978 года, опубликованном под названием « На пути к истории потребностей», Ильич отошел от инструментов веселья и стал исследовать политику веселья, которую он определил как «борьбу за справедливое распределение свободы генерировать потребительную стоимость». это отдавало приоритет свободе тех, кто «наименее обеспечен». [7] Здесь он сосредоточил внимание на социально важных порогах. [ нужны разъяснения ] который определял возможность дружеского общения и утверждал, что такие пороги следует перевести [ как? ] [ кем? ] в общесоциальные пределы.
Современное использование в научных кругах
[ редактировать ]В начале 21 века термин «праздник» использовался в самых разных контекстах и с разными интерпретациями. Однако существует общее понимание, которое доминирует в определениях и интерпретациях этого термина: идея сосуществования с различиями. Эта концепция используется для анализа повседневного опыта, социальных встреч, взаимозависимостей и общественной интеграции людей, живущих в различных сообществах или городских условиях. [8] [9] Такое понимание веселья используется в книге открытого доступа « Дружелюбие на распутье: Поэтика и политика повседневных встреч» , вышедшей в 2020 году. [10] и фокусируется на том, как люди живут и спокойно относятся к различиям друг друга в различных обществах. В нем утверждается, что существует острая необходимость снова сосредоточить внимание на трех концепциях веселья, космополитизма и креолизации и начать диалог друг с другом. Антрополог Брэд Эриксон противопоставляет каталонскую конвивенцию снизу вверх цивилизованности, навязанной сверху, и исследует напряженность между ними в формировании основных социальных категорий и правительственных проектов. [11] [12] [13]
Недавний [ по сравнению с? ] понимание дружелюбия также часто включает анализ расовых различий, структурного неравенства и различных историй внутри мультикультурного или многорасового сообщества или городского пространства, а также того, как эти факторы влияют на веселье и сплоченность сообщества как положительным, так и отрицательным образом. [14] [15] Ученые также анализируют использование общественного пространства и архитектуры с точки зрения его влияния на веселье в таких разнообразных сообществах. [15] Сосредоточение внимания на этих вопросах в академических кругах было названо «поворотом к дружбе». [16]
Праздничность также применялась к онлайн-контексту при анализе того, как люди общаются друг с другом и создают онлайн-сообщества. [17]
Современные движения
[ редактировать ]Антиутилитарное движение и конвивиализм
[ редактировать ]Ален Кайе , французский социолог и один из основателей Антиутилитарного движения в социальных науках (МАУСС) , определяет конвивиализм как широкую гуманистическую, гражданскую и политическую философию, которая формулирует нормативные принципы, поддерживающие искусство совместной жизни на высоком уровне. начало двадцать первого века. «Изм» в «конвивиализме» ясно показывает, что на теоретическом уровне [ нужны разъяснения ] систематизация социальных и политико-теоретических перспектив должна стоять на переднем плане. [ нужны разъяснения ] . Таким образом, фокус двойственный: конвивиализм можно рассматривать как социальную научную или политическую идею, тогда как веселье можно рассматривать как живую практику. Ален Кайе опубликовал в 2020 году «Второй конвивиалистский манифест: на пути к постнеолиберальному миру» . [18] подписали триста интеллектуалов из тридцати трех стран.
Уменьшение роста
[ редактировать ]Праздничность — одна из основных концепций движения «Развитие» , появляющаяся в репрезентативных текстах, таких как «Разрастание: словарь новой эры» . [19] На понимание веселья в рамках дероста сильное влияние оказала работа Ивана Ильича (обсужденная выше), а именно его критика развития и чрезмерного потребления , а также его продвижение общества, которое ценит «радостную трезвость и освобождающую аскезу», создавая и используя «ответственно ограниченное» праздничные инструменты. [4] Понимание Илличом праздничных инструментов как освободительных, демократических и реагирующих на прямые человеческие потребности контрастирует с нынешней зависимостью общества от энергетических рабов. [ нужны разъяснения ] , экспертов и капиталистической модели производства, основанной на росте инструментов и технологий. Эти идеи [ двусмысленный ] , и особенно эта концептуализация веселья, являются центральной частью теории Дероста: как таковая работа Ильича считается одним из ранних «интеллектуальных корней Дероста». [20]
Большинство текстов, в которых обсуждается веселье в недавней литературе Degrowth, сосредоточено на технологиях (включая цифровые технологии) как расширении или адаптации внимания Ильича к инструментам веселья. [21] [22] В этой литературе общепринято, что любые технологии, подходящие для общества, развивающегося в условиях деградации, должны быть дружелюбными. С этой целью Андреа Веттер разработала Матрицу веселых технологий (MCT) как инструмент, ориентированный на дерост (компаньонный) для самоусовершенствования . [ нужны разъяснения ] оценка инструментов и технологий, политическое образование и исследования. [22]
Веселость также используется в литературе Degrowth для описания таких вещей, как общественные места, товары, природоохранные движения и даже люди. Например, Гиоргос Каллис , известный исследователь дероста, ссылается на «… праздничные блага, такие как новые общественные площади, открытые пространства, общественные сады и т. д.». и «общительный, но простой и довольный, просвещенный человек» как идеальный «человек разрастания». [23] Хотя это менее распространено, чем литература по Деросту, в которой праздность исследуется с точки зрения инструментов и технологий, существуют различные примеры того, как веселость используется как характеристика многих аспектов общества Дероста, включая само общество. Действительно, некоторые ученые описывают переход к дружелюбному обществу как одну из трех основных целей процесса снижения роста. [24]
Движение за соответствующие технологии
[ редактировать ]Основываясь на «промежуточной технологии» экономиста Эрнста Фридриха «Фрица» Шумахера в его работе «Малое прекрасно» , движение «Соответствующие технологии» включает в себя дружелюбный технологический выбор, продвигающий такие характеристики, как автономия , энергоэффективность, децентрализация , местное производство и устойчивое развитие. .
незавершенность
[ редактировать ]Фрэнсис Ньямнджо использует концепцию веселья в своем эссе о неполноте. Для Ньямнджо неполнота — это «нормальный порядок вещей». [25] и что «вещи, слова, дела и существа всегда неполны не из-за отсутствия, а из-за их возможностей». [25] Именно из-за этих возможностей мы движемся к сотрудничеству, взаимосвязи и взаимозависимости, когда пытаемся дополнить наше собственное желание реализовать наши бесконечные возможности посредством веселья. Эриксон аналогичным образом основывает способность конвивенсии способствовать изменению и освобождению на на незавершенном гротескном теле Бахтина и концепции Паоло Фрейре о людях как незавершенных, осознающих свое неполное состояние и, таким образом, участвующих в решении социальных проблем. [26]
Праздничность в искусстве и дизайне
[ редактировать ]Различные интерпретации праздника также привлекли внимание художников и дизайнеров всего мира. Недавние выставки и сотрудничество, посвященные одной или нескольким интерпретациям веселья, включают:
- 2009: Путь чая: искусство веселья в Kube в Пуле, Великобритания. [27]
- 2012: Инструменты для веселья на электростанции в Торонто, Канада [28]
- 2013: Гордиевское веселье в импортных проектах, Берлин, Германия [29]
- 2017–2021 4Cs: От конфликта к веселью через творчество и культуру. Международное сотрудничество художников и ученых [30]
- 2018: «Компьютерные инструменты» в Музее дизайна в Лондоне, Великобритания. [31]
- 2018: «Сообщество, забота и дружелюбие: масонство в Литгоу» в Доме-музее Эскбанка , Литгоу, Австралия. [32]
- 2020: Анна Эренштейн - Инструменты для веселья на C/O Berlin в Берлине, Германия [33]
См. также
[ редактировать ]- Доброжелательность – черта характера
- Сообщество
- Евтрапелия – Способность человека вести приятную беседу.
- Игривость – добровольный, внутренне мотивированный отдых.
- Раппорт – Близкие и гармоничные отношения.
- Социальная связь - термин в психологии, обозначающий ощущение близости и связи с другими.
- Остроумие – форма юмора.
- Ален Кайе – французский социолог и экономист
- Критика технологии
- Дерост - Политическое, экономическое и социальное движение
- Ли Фельзенштейн – американский компьютерный инженер
- Экономика подарков - режим обмена, при котором ценности передаются без вознаграждения.
- Серж Латуш – французский экономист и философ (1940 г.р.)
- Постиндустриальное общество - общество, сектор услуг которого обеспечивает большую экономическую ценность, чем производство.
- Э. Ф. Шумахер – британский статистик и экономист (1911–1977).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «компаньональность» . Оксфордский словарь английского языка .
- ^ Адлофф, Фрэнк (апрель 2019 г.). «Практики конвивиализма и социально-политическая теория конвивиализма» . Новос Эстудос - CEBRAP . 38 (1): 35–47.
- ^ Гутьеррес Родригес, Энкарнасьон (2020), Хемер, Оскар; Повжанович Фрикман, Майя; Ристиламми, Пер-Маркку (ред.), «Креолизация веселья: размышление об онтологии отношений и деколониальной этике через Ивана Ильича и Эдуарда Глиссана», Праздничность на перекрестке: поэтика и политика повседневных встреч , Чам: Springer International Publishing, стр. 105 –124, номер домена : 10.1007/978-3-030-28979-9_6 , ISBN 978-3-030-28979-9 , S2CID 213935581
- ^ Перейти обратно: а б с Ильич, Иван (1973). Инструменты для веселья . Лондон: Колдер и бояре. ISBN 0-7145-0973-6 . OCLC 828971 .
- ^ Перейти обратно: а б Каллис, Гиоргос (2018). Дерост . Ньюкасл-апон-Тайн. ISBN 978-1-911116-81-3 . ОСЛК 1050955200 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дериу, Марко (2015). Д'Алиса, Джеймс; Демария, Федерико; Каллис, Гиоргос (ред.). Дерост: словарь новой эпохи . Рутледж . пп. 79–82. ISBN 9781138000773 .
- ^ Ильич, Иван (1978). К истории потребностей (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 0-394-41040-8 . ОСЛК 3294617 .
- ^ Эриксон, Б. (2006). Замки: социальное тело, сосуществование и автономия. Л'Алета , 75, 20–21.
- ^
- Нил, Сара; Беннетт, Кэти; Кокрейн, Аллан; Мохан, Джайлз (01 февраля 2019 г.). «Сообщество и веселье? Неформальная общественная жизнь в мультикультурных местах» . Социология . 53 (1): 69–86. дои : 10.1177/0038038518763518 . ISSN 0038-0385 . S2CID 150035844 .
- Эльшатер, Абир (02 января 2020 г.). «Потребление продуктов питания в повседневной жизни пригодных для жизни городов: влияние дизайна на веселье» . Журнал урбанизма: международные исследования в области создания ландшафтов и устойчивости городов . 13 (1): 68–96. дои : 10.1080/17549175.2019.1666026 . ISSN 1754-9175 . S2CID 204370083 .
- ^ Хемер, Оскар; Повжанович Фрикман, Майя; Ристиламми, Пер-Маркку, ред. (2020). Веселье на перепутье: поэтика и политика повседневных встреч . Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-28979-9 . ISBN 978-3-030-28978-2 . S2CID 212968020 .
- ^ Эриксон, Б. (2011). Утопические добродетели: мусульманские соседи, ритуальная социальность и политика convivencia. Американский этнолог , 38 (1), 114–131. 10.1111/j.1548-1425.2010.01296.x
- ^ Эриксон, Б. (2020). Гротескная логика: каталонские карнавальные утопии и политика смеха. Визуальные исследования , 36 (4–5), 507–523. 10.1080/1472586X.2020.1798810
- ^ Эриксон, Б. (2011). Гражданские добродетели каганера. Карамелла: Журнал популярной музыки и культуры , 25, 47–50. http://www.revistacaramella.cat/les-virtuts-civiques-del-caganer/
- ^ Коста, Сержио (апрель 2019 г.). «Забытая связь между весельем и неравенством» . Новос Эстудос ЦЕБРАП . 38 (1): 15–32. doi : 10.25091/s01013300201900010003 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 0101-3300 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Ришбет, Клэр; Рогали, Бен (2018). «Сидение на улице: веселье, забота о себе и дизайн скамеек в городском общественном пространстве» . Труды Института британских географов . 43 (2): 284–298. дои : 10.1111/tran.12212 . ISSN 1475-5661 .
- ^ Наяк, Ануп (2017). «Очищение нации: раса, дружелюбие и воплощенные встречи в жизни молодых мусульманок из Великобритании и Бангладеш» . Труды Института британских географов . 42 (2): 289–302. дои : 10.1111/tran.12168 . ISSN 1475-5661 .
- ^ Васкес, Камилла; Крил, Саманта (01 декабря 2017 г.). «Дружелюбие через творчество: обращение к реблогам в сообщениях чата Tumblr» . Дискурс, контекст и медиа . 20 : 59–69. дои : 10.1016/j.dcm.2017.08.005 . ISSN 2211-6958 .
- ^ Интернационал, Конвивиалист (16 июня 2020 г.). «Второй конвивиалистский манифест: на пути к постнеолиберальному миру» . Гражданская социология . 1 (1): 12721. doi : 10.1525/001c.12721 . ISSN 2637-9155 . S2CID 241687429 .
- ^ Дерост: словарь новой эпохи . Джакомо Д'Алиса, Федерико Демария, Йоргос Каллис. Нью-Йорк. 2015. ISBN 978-1-138-00076-6 . OCLC 879538910 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Мартинес-Альер, Джоан; Паскуаль, Унаи; Вивьен, Франк-Доминик; Заккай, Эдвин (15 июля 2010 г.). «Устойчивый спад роста: картирование контекста, критики и будущих перспектив возникающей парадигмы» . Экологическая экономика . 69 (9): 1741–1747. дои : 10.1016/j.ecolecon.2010.04.017 . ISSN 0921-8009 .
- ^
- Кершнер, Кристиан; Вехтер, Петра; Нирлинг, Линда; Элерс, Мельф-Хинрих (01 октября 2018 г.). «Развитие и технологии: к осуществимым, жизнеспособным, подходящим и веселым воображениям» . Журнал чистого производства . 197 : 1619–1636. дои : 10.1016/j.jclepro.2018.07.147 . ISSN 0959-6526 . S2CID 158931964 .
- Мурака, Барбара; Нойбер, Фредерика (01 октября 2018 г.). «Жизнеспособные и веселые технологии: соображения по климатической инженерии с точки зрения замедления роста» . Журнал чистого производства . 197 : 1810–1822. дои : 10.1016/j.jclepro.2017.04.159 . ISSN 0959-6526 . S2CID 157931718 .
- Пансера, Марио; Элерс, Мельф-Хинрих; Кершнер, Кристиан (1 декабря 2019 г.). «Открытие мудрого цифрового техно-будущего: вклад сообщества Degrowth» . Фьючерсы . 114 : 102474. doi : 10.1016/j.futures.2019.102474 . hdl : 20.500.11850/371476 . ISSN 0016-3287 . S2CID 210382385 .
- ^ Перейти обратно: а б Веттер, Андреа (01 октября 2018 г.). «Матрица веселых технологий – оценка технологий замедления роста» . Журнал чистого производства . 197 : 1778–1786. дои : 10.1016/j.jclepro.2017.02.195 . ISSN 0959-6526 . S2CID 152158836 .
- ^ Каллис, Гиоргос (15 марта 2011 г.). «В защиту снижения роста» . Экологическая экономика . 70 (5): 873–880. дои : 10.1016/j.ecolecon.2010.12.007 . ISSN 0921-8009 .
- ^ Косме, Инес; Сантос, Руи; о'Нил, Дэниел В. (15 апреля 2017 г.). «Оценка дискурса снижения роста: обзор и анализ предложений академической политики снижения роста» . Журнал чистого производства . 149 : 321–334. дои : 10.1016/j.jclepro.2017.02.016 . ISSN 0959-6526 .
- ^ Перейти обратно: а б Ньямнджо, Фрэнсис Б. (01 мая 2017 г.). «Незавершенность: пограничная Африка и валюта веселья» . Журнал азиатских и африканских исследований . 52 (3): 253–270. дои : 10.1177/0021909615580867 . ISSN 0021-9096 . S2CID 155632957 .
- ^ Эриксон, Б. (2020). Гротескная логика: каталонские карнавальные утопии и политика смеха. Визуальные исследования , 36 (4–5), 507–523. 10.1080/1472586X.2020.1798810
- ^ «Путь чая: искусство веселья» . ArtRabbit.com .
- ^ «Инструменты для веселья» . ThePowerPlant.org .
- ^ «Гордиева веселость» . Фриз (10). 16 мая 2013 г.
- ^
- «4Cs: от конфликта к веселью через творчество и культуру» . 4cs-conflict-conviviality.eu .
- «4Cs: от конфликта к веселью через творчество и культуру» . Королевский колледж искусств.
- ^ «Веселые инструменты» . DesignMuseum.org .
- ^ «Сообщество, забота и веселье: масонство в Литгоу» . Дом-музей Эскбанка.
- ^ «Анна Эренштейн – Инструменты для веселья» . Командир Берлина.