Jump to content

Теория праздного класса

Теория досугового класса
Автор Торстейн Веблен
Оригинальное название Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов
Язык Английский
Жанр Экономика и социология
Издатель Макмиллан
Дата публикации
1899
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя книга
Страницы 400 чел.
ОКЛК 17647347

«Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899), написанная Торстейном Вебленом , представляет собой трактат по экономике и социологии , а также критику демонстративного потребления как функции социального класса и потребительства , которые представляют собой социальную деятельность, происходящую от социальное расслоение людей и разделение труда ; социальные институты феодального периода (IX–XV вв.), сохранившиеся до нового времени . [1]

Веблен обсуждает, как стремление к богатству и обладание им влияет на поведение человека, что современные владельцы поместий , бизнесмены, владеющие средствами производства , занялись экономически непроизводительной практикой демонстративного потребления и демонстративного досуга , которые являются бесполезными видами деятельности. которые не способствуют ни экономике, ни материальному производству полезных товаров и услуг, необходимых для функционирования общества. Вместо этого именно средний класс и рабочий класс с пользой заняты в промышленно развитых , производительных профессиях, которые поддерживают все общество.

«Теория праздного класса» (1899) была опубликована в « Позолоченный век» (1870–1900), времена баронов- миллионеров Джона Д. Рокфеллера , Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербильта , в конце XIX века. [1] Веблен представляет эволюционное развитие социальных и экономических институтов общества, в котором технология и промышленное искусство являются творческими силами экономического производства . Что в экономике производства товаров и услуг социальная функция экономики заключалась в удовлетворении материальных потребностей общества и получении прибыли для владельцев средств производства . С социологической точки зрения система промышленного производства требовала от рабочих (мужчин и женщин) усердия, эффективности и сотрудничества, в то время как владельцы фабрик заботились о прибылях и публичной демонстрации богатства; таким образом, современное социально-экономическое поведение демонстративного потребления и демонстративного досуга пережило хищническое, варварское прошлое племенной стадии современного общества. [2] : 287 

Социология и экономика, изложенные в «Теории праздного класса», показывают влияние Чарльза Дарвина и Карла Маркса , Адама Смита и Герберта Спенсера ; [3] таким образом, социально-экономическая теория Веблена подчеркивает социальную эволюцию и развитие как характеристики человеческих институтов. [4] В свое время Веблен критиковал современные (19-го века) экономические теории как интеллектуально статичные и гедонистические , и что экономистам следует принимать во внимание то, как люди на самом деле ведут себя в социальном и культурном плане, а не полагаться на теоретические выводы, призванные объяснить экономическое поведение. общества. [3] По сути, отчеты Веблена об американской политической экономии противоречили неоклассической экономике XVIII века (спроса и предложения), которая определяет людей как рациональных агентов , которые ищут полезности и максимального удовольствия от своей экономической деятельности; тогда как экономика Веблена определяет людей как иррациональных экономических агентов, которые игнорируют личное счастье в постоянной погоне за социальным статусом и престижем, присущими наличию места в обществе ( класс и экономический слой ). Веблен пришел к выводу, что демонстративное потребление не представляет собой социального прогресса, поскольку экономическое развитие Америки находилось под чрезмерным влиянием статичной экономики британской аристократии; следовательно, демонстративное потребление было антиамериканской деятельностью, противоречащей динамичной культуре индивидуализма страны . [4]

Первоначально опубликованная под названием «Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов» , книга возникла на основе трех статей, которые Веблен опубликовал в Американском журнале социологии между 1898 и 1899 годами: (i) «Начало собственности» (ii) ) «Варварское положение женщин» и (iii) «Инстинкт мастерства и утомительный труд». [5] В этих работах представлены основные темы экономики и социологии, которые он позже развил в таких работах, как: «Теория делового предприятия» (1904 г.), о том, насколько несовместимы погоня за прибылью и производство полезных товаров; и «Инстинкт мастерства и состояние промышленных искусств» (1914) о фундаментальном конфликте между предрасположенностью человека к полезному производству и социальными институтами, которые тратят впустую полезные продукты человеческих усилий. [6] [2] : 286–7 

Более того, «Теория праздного класса» представляет собой социально-экономический трактат, возникший в результате наблюдений Веблена и его восприятия Соединенных Штатов как общества с быстро развивающимися экономическими и социальными институтами. [4] Критикам его репортажа о социологии и экономике общества потребления , которым является США, особенно не понравился сатирический тон его литературного стиля, и они заявили, что на культурные взгляды Веблена негативно повлияло его суровое детство в норвежско-американском сообществе практичных и бережливых людей. и утилитарные люди, пережившие антииммигрантские предрассудки в ходе интеграции в американское общество. [2] : 286–7  [7]

Диссертация

[ редактировать ]
В стратифицированном обществе профессия военного ( военный офицер ) является занятием праздного класса.
Производство является экономически производительным занятием для квалифицированного рабочего в стратифицированном обществе. ( «Покровитель» , Жан-Эжен Бюлан , 1888 г.)
Яркий досуг: благоговейное соблюдение религиозных ритуалов — занятие для женщин из праздного класса. ( «L'offrande» , Жан-Эжен Бюлан, 1885 г.)

Концепции

[ редактировать ]

В «Теории праздного класса» Веблен ввёл следующие социологические термины:

  • Досуговый класс — представители высшего класса, освобожденные от производительного труда. [1]
  • Денежное превосходство — праздный класс демонстрирует свое экономическое превосходство, не работая. [1]
  • Денежное соревнование — экономическое стремление превзойти чужой социально-экономический статус. [8]
  • Денежная борьба — приобретение и демонстрация богатства с целью получения социального статуса. [1]
  • Подставной досуг — досуг жен и слуг как свидетельство богатства хозяина поместья. [1]
  • Отчужденный досуг — досуг прислуги реализуется от имени хозяина поместья. [1]

Многослойное общество

[ редактировать ]

Теория праздного класса установила, что экономия современного общества основана на социальной стратификации племенных политическая и феодальных обществ, а не на заслугах , социальной и экономической полезности отдельных мужчин и женщин. Примеры Веблена показывают, что многие виды экономического поведения современного общества проистекают из соответствующего поведения племенного общества, в котором мужчины и женщины практиковали разделение труда в соответствии со своей статусной группой ; люди с высоким статусом занимались охотой и войной , которые являются экономически непроизводительными занятиями, в то время как люди с низким статусом занимались сельским хозяйством и производством, которые являются экономически продуктивными занятиями. В социально стратифицированном обществе праздный класс — это члены высшего класса, освобожденные от производительного труда. [1]

(и) Род занятий

[ редактировать ]

Понятия достоинства , самооценки и чести являются основой развития социального класса и типовых различий между социальными классами; таким образом, из-за социального расслоения производительный труд стал восприниматься как позорный. Следовательно, накопление богатства не придает социального статуса, в отличие от таких свидетельств богатства, как досуг. [1] В стратифицированном обществе разделение труда, свойственное варварской культуре завоеваний , господства и эксплуатации труда, включало трудоемкие занятия для побежденных людей и легкие виды труда для завоевателей, которые, таким образом, стали праздным классом . В этом социальном контексте, хотя и низкостатусные, но производительные профессии ( лудильщик , портной , торговец товарами ) имели большую экономическую ценность для общества, чем высокостатусные, непроизводительные профессии ( военное дело , духовенство , банковское дело и т. д.), для В условиях социальной сплоченности праздный класс время от времени выполнял продуктивную работу, которая носила скорее символический , чем практический характер.

Развлекательный класс демонстрировал финансовое превосходство, не работая и: [1]

  1. Накопление имущества и материальных ценностей
  2. Накопление нематериальных благ — высшее образование, фамильный герб.
  3. Принятие архаичных социальных навыков — манер и этикета , рыцарства и кодекса поведения.
  4. Наем прислуги

(ii) Экономическая полезность

[ редактировать ]

Осуществляя политический контроль, праздный класс сохранял свой высокий социальный статус посредством прямого и косвенного принуждения, оставляя за собой профессию военного, и таким образом не позволял низшим социальным классам владеть оружием и военными навыками. Такое разделение труда ( экономическая полезность ) поставило низшие классы в зависимость от праздного класса, который установил, оправдал и увековечил роль праздного класса как защитника общества от естественных и сверхъестественных врагов, поскольку духовенство также принадлежало к праздному классу. класс досуга.

Современное общество психологически не вытеснило разделение труда на племенной стадии, а развило разделение труда по социальному статусу и социальному слою. В средневековый период (V–XV вв.) только дворяне-землевладельцы имели право охотиться и носить оружие в качестве солдат; статус и доход были параллельны. Аналогичным образом, в современном обществе квалифицированным работникам рабочего класса выплачивается доход в виде заработной платы , который уступает доходу от заработной платы , выплачиваемому образованным менеджерам, экономическое значение которых (в качестве инженеров , продавцов , кадровых клерков ) и т. д. является косвенно производительным. ; доход и статус параллельны.

(iii) Денежное соревнование

[ редактировать ]

Термин «денежное соревнование» описывает экономические усилия человека, направленные на то, чтобы превзойти социально-экономический статус богатого человека. [8] Веблен сказал, что денежная борьба за приобретение и демонстрацию богатства ради получения статуса является движущей силой развития культуры и общества. [1] Чтобы достичь, сохранить и получить более высокий социальный статус в своем социальном классе, люди с низким статусом подражают членам своего социально-экономического класса с высоким статусом, потребляя товары и услуги по завышенным ценам , которые считаются более качественными и, следовательно, более дорогими. более высокого социального класса. Стремясь к более высокому социальному статусу, люди покупают высокостатусные товары и услуги, которые они не могут себе позволить, несмотря на наличие доступных товаров, которые воспринимаются как товары более низкого качества и меньшего социального престижа и, следовательно, принадлежащие более низкому социальному классу. В обществе потребления бизнесмен был последним представителем праздного класса, варваром, который использовал свое мастерство (деловая хватка) и конкурентные навыки (маркетинг) для увеличения прибыли , манипулируя спросом и предложением среди социальных классов и их слоев. , на одни и те же продукты (товары и услуги) по разным ценам.

Современный потребительство

[ редактировать ]
  • Порабощение женщин . Изначально женщины были военной добычей, захваченной набегами варваров. В современном обществе безработная домохозяйка является экономическим трофеем, свидетельствующим о социально-экономическом развитии мужчины. Имея жену без самостоятельной экономической жизни (профессии, профессии, работы), мужчина может демонстрировать ее безработный статус как форму своего демонстративного досуга и как объект своего демонстративного потребления .
  • Популярность спорта : американский футбол социологически выгоден для сплоченности общества; тем не менее, сам по себе спорт является экономическим побочным эффектом показного досуга, растрачивающего материальные ресурсы.
  • Благочестивые обряды . Организованная религия — это тип демонстративного досуга (растраченная трата времени) и демонстративного потребления (растраченная трата ресурсов); социальная деятельность, не имеющая экономических последствий, потому что церковь – это непродуктивное использование земли и ресурсов, а духовенство (мужчины и женщины) выполняют непроизводительную работу.
  • Социальные формальности — социальные манеры — это пережитки варварского поведения, такие как уважение к тем, кто стоит выше в обществе. Сам по себе этикет не имеет большой ценности (практической или экономической), но имеет большую социальную ценность как культурный капитал , который идентифицирует, устанавливает и обеспечивает соблюдение различий места (социального слоя) внутри социального класса.

Яркая экономика

[ редактировать ]

Чтобы завоевать и сохранить уважение людей, недостаточно просто обладать богатством или властью. Богатство или власть должны быть доказаны, поскольку уважение присуждается только на основании доказательств.

Торстейн Веблен, Теория праздного класса [9]

В книге «Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов » (1899) Веблен представил, описал и объяснил концепции « демонстративного потребления » и « демонстративного досуга » в зарождающейся академической дисциплине социологии . Демонстративное потребление – это использование денег и материальных ресурсов для демонстрации более высокого социального статуса (например, серебряные столовые приборы, одежда, сшитая на заказ, слишком большой дом); а заметный досуг — это использование длительного времени для достижения удовольствий (физических и интеллектуальных), таких как спорт и изобразительное искусство . Таким образом, такие физические и интеллектуальные занятия демонстрируют свободу богатых мужчин и женщин от необходимости заниматься экономически производительной деятельностью. [10]

  • Глава I: Введение

Современное индустриальное общество развилось из варварского племенного общества, в котором существовал праздный класс, поддерживаемый подчиненным рабочим классом, занятым в экономически производительных профессиях. Люди праздного класса были освобождены от ручного труда и от занятий экономически производительными профессиями, поскольку они принадлежали к праздному классу.

  • Глава II: Денежное соревнование

Возникновение праздного класса совпадает с началом собственности , первоначально основанной на браке как форме собственности — женщин и их движимого имущества — как свидетельства доблести. По существу, материальное потребление праздного класса не имеет ничего общего ни с комфортом, ни с существованием, а в большей степени связано с социальным уважением со стороны общества и, следовательно, с самоуважением .

Денежные каноны вкуса праздного класса приписывают денежную и эстетическую ценность таким предметам искусства , как Крест Матильды (около 1000 г. н.э.), который воплощает в себе демонстративный досуг и демонстративное потребление в одном объекте.
  • Глава III: Демонстративный досуг

Среди низших социальных классов репутация человека как прилежного, эффективного и продуктивного работника является высшей формой денежного соревнования с праздным классом, доступной ему в обществе. Однако среди социальных слоев праздного класса ручной труд воспринимается как признак социальной и экономической слабости; таким образом, определяющими социальными характеристиками праздного класса являются освобождение от полезной занятости и практика демонстративного досуга как непроизводительного потребления времени.

  • Глава IV: Демонстративное потребление

Теоретически потребление предметов роскоши (товаров и услуг) ограничено праздным классом, поскольку у рабочего класса есть другие, более важные вещи и виды деятельности, на которые можно тратить свой ограниченный доход, свою заработную плату . Однако это не так, поскольку низшие классы потребляют дорогие алкогольные напитки и наркотики. При этом рабочий класс стремится подражать стандартам жизни и развлечений праздного класса, потому что они являются людьми, стоящими во главе социальной структуры с точки зрения репутации. В этом подражании праздному классу социальные манеры являются результатом непроизводительного потребления времени высшими социальными классами; таким образом, социальная полезность демонстративного потребления и демонстративного досуга заключается в расточительной трате времени и ресурсов.

  • Глава V: Денежный уровень жизни

В обществе индустриализированного производства (товаров и услуг) привычное потребление продуктов устанавливает уровень жизни человека; поэтому обходиться без продуктов труднее, чем постоянно добавлять продукты в свой образ жизни. Более того, при достижении самосохранения (еды и жилья) потребности в заметных отходах определяют экономические и промышленные улучшения общества.

  • Глава VI: Денежные каноны вкуса

Для праздного класса материальный объект становится продуктом демонстративного потребления, когда он интегрируется в канон почетного расточительства, считая его либо красивым, либо достойным обладания самим собой. Следовательно, для низших классов обладание таким предметом становится упражнением в денежном соревновании с праздным классом. Таким образом, предмет искусства, изготовленный из драгоценного металла и драгоценных камней, является более популярным предметом, чем предмет искусства, изготовленный из столь же красивых, но менее дорогих материалов, поскольку высокая цена может маскироваться под красоту, апеллирующую к чувству социального престижа. владельца-потребителя.

  • Глава VII: Одежда как выражение денежной культуры

В обществе потребления функция одежды заключается в том, чтобы определить ее владельца как мужчину или женщину, принадлежащую к определенному социальному классу, а не в защите от окружающей среды. Одежда также указывает на то, что средства к существованию ее владельца не зависят от экономически производительного труда, такого как сельское хозяйство и производство, деятельность которых требует защитной одежды. Более того, символическая функция одежды указывает на то, что ее владелец принадлежит к праздному классу и может позволить себе покупать новую одежду, когда мода меняется.

  • Глава VIII: Промышленные льготы и консерватизм

Общество развивается посредством создания институтов (социальных, государственных, экономических и т. д.), модифицированных только в соответствии с идеями прошлого, с целью поддержания социальной стабильности. В политическом плане праздный класс сохраняет свое доминирование в обществе, сохраняя устаревшие аспекты политической экономии; таким образом, их оппозиция социально-экономическому прогрессизму до такой степени, что они считают политический консерватизм и политическую реакцию почетными чертами праздного класса.

  • Глава IX: Сохранение архаических черт

Существование праздного класса влияет на поведение отдельных мужчин и женщин посредством социальных амбиций. Чтобы подняться в обществе , человек из низшего класса подражает характеристикам желаемого высшего класса; он или она приобретает привычки экономического потребления и социальных установок (архаичные черты поведения в речи, одежде и манерах). В стремлении к социальному прогрессу и соответствующему социальному престижу мужчина и женщина, избавившиеся от угрызений совести и честности, с большей легкостью поднимутся в слой праздного класса.

  • Глава X: Современные остатки доблести

Будучи владельцами средств производства , праздный класс извлекает выгоду из промышленного сообщества, но не работает в нем, и не вносит материального вклада в общее благо (благосостояние общества), но потребляет товары и услуги, производимые трудящимися. занятия. Таким образом, индивидуальный успех (социальный и экономический) человека зависит от его проницательности и свирепости, которые являются чертами характера, взращиваемыми денежной культурой общества потребления.

Женщина из праздного класса как субъект и объект демонстративного потребления и демонстративного досуга: Праздность , Джон Уильям Годвард , ок. 1900 г.
  • Глава XI: Вера в удачу

Вера в концепцию «удачи» ( Фортуна ) является одной из причин, почему люди играют в азартные игры ; аналогичным образом следует убеждение в том, что удача является частью достижения социально-экономического успеха, а не более вероятной причиной социальных связей, вытекающих из социального класса и социального слоя человека. В социальных слоях праздного класса вера в удачу сильнее в вопросах спорта (где физическое мастерство имеет значение) из-за личной гордости и сопутствующего социального престижа; следовательно, азартные игры — это проявление демонстративного потребления и демонстративного досуга. Тем не менее, азартные игры (вера в удачу) — это социальная практика, присущая каждому социальному классу общества.

  • Глава XII: Благочестивые обряды

Существование, функции и практика религии в социально стратифицированном обществе представляют собой форму абстрактного демонстративного потребления для членов сообщества человека и среди них, преданности системе ценностей, которая оправдывает существование его или ее социального класса. Таким образом, посещение церковных служб, участие в религиозных обрядах и уплата десятины являются формой заметного досуга.

  • Глава XIII: Сохранение независтнических интересов

Духовенство и женщины, принадлежащие к праздному классу, функционируют как объекты заместительного досуга, поэтому для них морально невозможно работать и продуктивно вносить вклад в жизнь общества. Таким образом, поддержание высокого социального класса более важно для женщины из праздного класса, чем для мужчины из праздного класса. Таким образом, женщины являются величайшим индикатором социально-экономического положения мужчины в соответствующем сообществе. В обществе потребления то, как женщина проводит свое время и чем она занимается, отражает социальное положение ее мужа, ее семьи и ее социального класса.

  • Глава XIV: Высшее образование как выражение денежной культуры

Образование (академическое, техническое, религиозное) представляет собой форму заметного досуга, поскольку оно не вносит прямого вклада в экономику общества. Поэтому высокостатусные, церемониальные символы книжного обучения, такие как мантия и фуражка выпускника университета, получившего образование по абстрактным предметам (естествознание, математика, философия и т. д.), пользуются большим уважением, тогда как сертификаты, низко- статус, церемониальные символы практического обучения (технологии, производство и т. д.) не пользуются большим уважением в такой же степени, поскольку современный университет является учреждением праздного класса.

Критика и критика

[ редактировать ]

Литературный стиль

[ редактировать ]

В «Теории праздного класса » Веблен использовал своеобразный и сатирический язык, чтобы идентифицировать, описать и объяснить потребительские нравы современного американского общества XIX века; так, о непрактичности этикета как формы показного досуга Веблен говорил:

Лучшую иллюстрацию [выразительного досуга] или, по крайней мере, более безошибочную, дает некий король Франции, который, как говорят, погиб из-за соблюдения хорошего тона. В отсутствие чиновника, чьей обязанностью было переносить место своего хозяина, король, не жалуясь, сидел перед огнем и позволил своей королевской персоне поджариться без возможности выздоровления. Но тем самым он спас Его Христианнейшее Величество от черной скверны. [11]

Напротив, Веблен использовал объективный язык в «Теории делового предприятия» (1904), которая анализирует в течение бизнес-цикла поведение бизнесменов . Во введении к изданию 1973 года экономист Джон Кеннет Гэлбрейт сказал, что «Теория праздного класса» Вебленом — это интеллектуальная критика американского общества . Что Веблен говорил сатирически, чтобы смягчить негативные последствия своего социально-экономического анализа социально-классовой системы США, факты, которые психологически более угрожают американскому эго и статус-кво , чем негативные последствия Карла Маркса анализа . . Что, в отличие от Маркса, который утверждал, что капитализм превосходит феодализм в обеспечении продуктов (товаров и услуг) для массового потребления, Веблен не признавал такого различия. Для него капитализм был одной из форм экономического варварства, а товары и услуги, производимые для демонстративного потребления, по своей сути бесполезны.

Во введении к изданию «Теории праздного класса» 1967 года экономист Роберт Лекачман сказал, что Веблен был мизантропом :

В детстве Веблен был известным насмешником и заядлым изобретателем злых прозвищ. Повзрослев, Веблен развил эту склонность в категорию оскорбительных высказываний и в аналогию с резкими высказываниями. В этом томе [ Теория праздного класса ] наиболее яркими категориями являются четыре: [i] демонстративное потребление, [ii] косвенное потребление, [iii] демонстративный досуг и [iv] демонстративное расточительство. Удивительно, насколько значительная часть социальной активности, высшего образования, благочестивых обрядов и потребительских товаров высшего класса, казалось, идеально вписывалась в ту или иную из этих классификаций.

- Роберт Лекачман, Введение в теорию праздного класса (изд. 1967 г.)

Успех «Теории праздного класса » (1899 г.) был обусловлен верностью, правдивостью и точностью репортажа Веблена о социально-экономическом поведении американской системы социальных классов. [12] Помимо успеха (финансового, академического, социального), который ему принесла книга, коллега-социолог сказал Веблену, что социология грубого потребительства, каталогизированная в «Теории праздного класса», сильно «трепетала голубятни Востока». Лиги Плюща особенно в академическом учреждении . [13]

В рецензии на книгу «Возможность для американской художественной литературы», состоящей из двух частей (апрель – май 1899 г.), критик Уильям Дин Хауэллс сделал трактат Веблена справочником по социологии и экономике для американской интеллигенции начала 20 века. [13] Рассматривая сначала экономику, а затем социальную сатиру в «Теории праздного класса» , Хауэллс сказал, что классовая тревога толкает американское общество к расточительному потребительству, особенно к погоне за социальным престижем . схожи Несмотря на то, что социальные классы в большинстве стратифицированных обществ , новизна американской социально-классовой системы заключалась в том, что праздный класс появился в истории США лишь недавно. [14]

Попросив романиста перевести в художественную литературу то, что сообщил социолог Веблен, Хауэллс пришел к выводу, что роман о нравах дает американской художественной литературе возможность доступно передать сатиру из «Теории праздного класса» : [15]

Было бы легко пародировать [американский праздный класс], но пародировать это было бы невыносимо, а свидетель [Веблен], сделавший это, давал бы ложные показания, в которых желательна вся правда и ничего кроме правды. Демократия, самая гордая, самая искренняя, самая пылкая, какую когда-либо знала история, развила здесь праздный класс, обладающий всеми отличительными чертами патрициата и который благодаря химии смешанных браков с европейской аристократией быстро приобретает древность. Разве это не явление, достойное самой высокой фантастики? Г-н Веблен привнес в ее изучение методы и приемы научного исследования. Переводить их в драматические термины означало бы несравненный триумф романиста, обладавшего видящим глазом и думающим умом, не говоря уже о чувствующем сердце. То, что такого не делалось до сих пор, является еще более странным, потому что в других странах художественная литература всегда имела дело с праздным классом, с аристократией ; и наш собственный праздный класс теперь предлагает не только такие же широкие возможности, как и любые другие, которыми пользовалась художественная литература в других местах, но и, достигнув максимума в английском праздном классе, приглашает американское воображение за границу на условиях беспрецедентных преимуществ.

В «Журнале политической экономии» (сентябрь 1899 г.) рецензент Джон Каммингс сказал:

Будучи вкладом в общую теорию социологии, « Теория праздного класса» д-ра Веблена не требует никакой другой похвалы за свою научную эффективность, кроме той, которую легко внушает случайное прочтение этой работы. Его в высшей степени оригинальный характер делает любое его сокращение чрезвычайно трудным и неадекватным, и такое сокращение здесь даже не может быть предпринято... Следующие страницы, однако, посвящены обсуждению некоторых точек зрения, в которых автору кажется, что писатель [Каммингс] провел неполный обзор фактов или позволил своей интерпретации фактов зависеть от личной неприязни. [16]

В эссе «Профессор Веблен» (1919) интеллектуал Х. Л. Менкен обратился к вопросам социальной психологии американцев, изложенным в «Теории праздного класса» (1899), задав вопрос:

Нравится ли мне принимать приличную ванну, потому что я знаю, что Джон Смит не может себе этого позволить, или потому, что мне нравится быть чистым? Бетховена Восхищаюсь ли я Пятой симфонией потому, что она непонятна конгрессменам и методистам, или потому, что я искренне люблю музыку? Предпочитаю ли я черепаху а-ля Мэриленд жареной печени, потому что пахарям приходится мириться с печенью, или потому, что черепаха по своей сути является более очаровательной дозой? [17] [18]

В эссе «Самая скучная книга месяца: доктор Торстейн Веблен получает корону смертоносного паслена» (1919), после рассмотрения содержания «Теории праздного класса », рецензент Роберт Бенчли обратился к вопросу о том, кто является читателями. кому Веблен говорит, что:

Однако Доктор совершил одну большую ошибку. При написании этой книги он предполагал существование [социального] класса с гораздо большим количеством досуга, чем когда-либо имел какой-либо класс в мире, — ибо разве он не рассчитывал на определенное количество читателей? [19]

Во введении к изданию 1934 года экономист Стюарт Чейз сказал, что Великая депрессия (1929–1941) оправдала экономиста Веблена, потому что «Теория праздного класса» объединила «выдающихся экономистов мира». [20] В предисловии к изданию 1953 года социолог К. Райт Миллс сказал, что Веблен был «лучшим критиком Америки, которого когда-либо создавала Америка». [21] Во введении к изданию книги 1973 года экономист Джон Кеннет Гэлбрейт обратился к автору как к субъекту и сказал, что Веблен был человеком своего времени и что «Теория праздного класса» , опубликованная в 1899 году, отражает взгляды Веблена XIX века. мировоззрение . Что в своей личности и личности социолог Веблен пренебрегал своим внешним видом и имел тенденцию быть растрепанным; что он страдал от социальной нетерпимости из-за того, что был интеллектуалом и агностиком в обществе суеверных и антиинтеллектуальных людей, и поэтому был склонен к резкости с менее умными людьми. [22]

Джон Дос Пассос пишет о Веблене в своей трилогии « США» , в третьем романе (1933) «Большие деньги». Там, в качестве одного из весьма субъективных портретов исторических деятелей всей трилогии, написанных Пассосом, Веблен представляет собой биологический набросок в «Горьком напитке» примерно на 10 страницах, предположительно ссылаясь в этом названии на болиголов, который Сократ был вынужден выпить за свои предполагаемые преступления. Портрет заканчивается этими тремя заключительными строками: «но его мемориал остается / прикован к языку / острой ясной призмой его разума».

В «Теории праздного класса » Веблен утверждает, что политическая экономия США представляет собой имитацию социально-экономически статичной монархии Великобритании.

В книге «Мирские философы: жизнь, времена и идеи великих экономических мыслителей» (1953) историк экономики Роберт Хейлбронер сказал, что социально-экономические теории Веблена применимы к « позолоченному веку » (1870–1900) грубого материализма и политической коррупции. в США XIX века, но неприменимы в экономике XXI века, поскольку теория праздного класса специфична для американского общества в целом и для общества Чикаго в частности. [23] В этом духе в книге «Богатым нет покоя» (2009) журналист Дэниел Гросс сказал:

В книге Веблен, которого К. Райт Миллс назвал «лучшим критиком Америки, когда-либо созданным Америкой», анализировал привычки и нравы привилегированной группы, которая была освобождена от промышленного труда и отличалась щедрыми расходами. Его знаменитая фраза «демонстративное потребление» относилась к расходам, которые не удовлетворяют никаких других потребностей, кроме создания престижа, культурного символа, призванного запугать и произвести впечатление. В наш век изъятых яхт, недостроенных «Мак-Особняков» и разоренных выкупов заемных средств Веблен доказывает, что 110-летняя социологическая вивисекция финансового высшего класса все еще может быть актуальной . Тем не менее, хотя Веблен часто считает, что он по-прежнему на 100 процентов прав в отношении слабостей богатых, когда дело доходит до реальной теории современного праздного класса, теперь он оказывается примерно на 90 процентов неправым. [4]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бэйн, Джонатан. 2008. « Торстейн Веблен (1857-1929) 'Заметный досуг' ». Социальная философия (весна 2008 г.) [PL 2044]. Политехнический институт Нью-Йоркского университета. Проверено 11 мая 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Новая Британская энциклопедия (15-е изд.), Vol. 12.
  3. ^ Перейти обратно: а б Ритцер 2004 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Валовой 2009 год .
  5. ^ Fine 1994 , стр. 160–1.
  6. ^ Вернон 1974 , с. 53.
  7. ^ Фредриксон 1959 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Чен, Джеймс. «Определение Торстейна Веблена» . Инвестопедия . Проверено 11 мая 2021 г.
  9. ^ Veblen 1934 , p. 36
  10. ^ Чао и Шор 1998 , с. ?.
  11. ^ Veblen 1934 , p. 33
  12. ^ Веблен 1934 , Введение Стюарта Чейза.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хейлбронер 2000 , с. 228.
  14. ^ Хауэллс 1899a .
  15. ^ Хауэллс 1899b .
  16. ^ Каммингс, Джон (1899). «Теория праздного класса». Журнал политической экономии 7 (4): 425–55. дои : 10.1086/250610 . JSTOR   1817954 . S2CID   153636752 . п. 425.
  17. ^ Менкен, Генри Луи. 1919. «Профессор Веблен», в «Предрассудках: первая серия» . Нью-Йорк: Кнопф. OCLC   325153 .
  18. ^ Менкен 1919 .
  19. ^ Бенчли, Роберт Чарльз. 1919 апрель. « Самая скучная книга месяца: доктор Торстейн Веблен получает корону смертоносного паслена ». Ярмарка тщеславия . Проверено 11 мая 2021 г.
  20. ^ Веблен 1934 , Введение Стюарта Чейза, стр. xii.
  21. ^ Веблен 1953 , Введение Райта Миллса
  22. ^ Веблен 1973 , Введение Джона Кеннета Гэлбрейта
  23. ^ Хейлбронер 2000 .
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9289ea4af3e350defdbf971ff39b8ce8__1716982680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/e8/9289ea4af3e350defdbf971ff39b8ce8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Theory of the Leisure Class - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)