Заметный досуг

Часть серии о |
Антипотребительство |
---|
Демонстративный досуг — это концепция, введенная американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом в «Теории праздного класса» (1899). Показной или видимый досуг проводится ради демонстрации и достижения социального статуса . [1]
В концепцию включены те формы досуга, которые кажутся полностью мотивированными социальными факторами, например, длительный отпуск в экзотические места и привоз сувениров. [1] Демонстративный досуг наблюдается во всех обществах, где стратификация существует . Демонстративный досуг способствует прославлению непроизводительного труда, тем самым оправдывая поведение наиболее влиятельных классов и побуждая низшие классы восхищаться, а не оскорблять праздный класс. Это помогает праздному классу сохранить свой статус и материальное положение. Более известная концепция Веблена о « демонстративном потреблении » используется, когда непроизводительность можно более эффективно продемонстрировать посредством расточительных расходов. [2]
Веблен утверждал, что демонстрационный досуг имеет глубокие исторические корни, уходящие в доисторические времена, и что с течением времени он «эволюционировал» в различные формы. Один из примеров, который он привел, заключался в том, как в века дворянство средние было освобождено от ручного труда, который был предназначен для крепостных . [3] Как и владение землей, воздержание от труда является типичным проявлением богатства, и оно становится все более проблематичным по мере того, как общество превращается в индустриальное. [4] С появлением индивидуальной собственности праздный класс полностью перестает вносить вклад в благосостояние своего сообщества. Они больше не выполняют почетных должностей, тем самым полностью сводя на нет свою полезность для общества. И по мере того, как общество отходит от охоты и сельского хозяйства и движется к индустриализации, праздный класс больше не может просто отбирать ресурсы у других. Здесь Веблен предлагает нам образ разлагающегося лорда или леди, потерявших свое состояние, но неспособных заниматься трудом, чтобы жить. [5] Эта богатая элита считает труд чёрным и вульгарным, однако, как только они больше не могут жить достойной жизнью в свободное время, они страдают от неспособности сохранить себя.
Веблен определяет досуг как непроизводительное потребление времени. Богатые тратят время непроизводительно из-за отвращения к черному труду, а также из-за доказательства своей финансовой способности жить праздной жизнью. Но бывают моменты, когда даже дворянина не видят публично, и тогда он должен дать удовлетворительный отчет о том, как он тратит время. [6] [7] Часто его рассказ проявляется через появление слуг или каких-то мастеров. Материальное доказательство досуга — еще один способ, с помощью которого дворянин демонстрирует свое богатство, даже когда он находится вне поля зрения общественности. Предметы, трофеи или знания, не имеющие практического применения, — все это примеры вещей, которые богатые используют, чтобы продемонстрировать свое богатство и досуг. Кроме того, ношение одежды высокой моды является примером демонстрации потребления. [8] Демонстрация правил этикета и воспитания, а также формальных и церемониальных обрядов — это еще одна демонстрация непродуктивного (и, следовательно, неторопливого) использования времени. [9]
Для праздного класса также недостаточно вести праздную жизнь ; их слуги также должны заниматься досугом, несмотря на то, что они являются наемными помощниками. Им дают униформу, просторные помещения и другие материальные предметы, свидетельствующие о богатстве их работодателя: чем роскошнее одежда и помещения слуг, тем больше денег хозяин может свободно тратить. Это пример « демонстративного потребления », формы демонстративного досуга. [9] Домашняя прислуга создает иллюзию «денежной порядочности» домашнему хозяйству, несмотря на физический дискомфорт, который испытывает праздный класс при виде прислуги, производящей труд.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скотт, Дэвид (2016), «Заметный досуг», Энциклопедия социологии Блэквелла , Американское онкологическое общество, стр. 1–2, doi : 10.1002/9781405165518.wbeos0704 , ISBN 978-1-4051-6551-8
- ^ «Как сейчас выглядит заметный досуг? | Искусственность» . 17 декабря 2019 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Торстен Веблен: Теория праздного класса: Глава 3: Демонстративный досуг» . broku.ca . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Гросс, Дэниел (1 июля 2009 г.). «Нет покоя богатым» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Леона Токер — заметный досуг и оскорбительная сексуальность в Мэнсфилд-парке Джейн Остин» . Коннотации . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «Небеса: фотографическое исследование налоговых убежищ» . 13 августа 2015 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Броннер, Фред; де Хоог, Роберт (13 ноября 2019 г.). «Заметный досуг: социальная видимость культурного опыта» . Международный журнал рыночных исследований . 63 (3): 300–316. дои : 10.1177/1470785319880715 . ISSN 1470-7853 .
- ^ Картер, Майкл. «Торстейн Веблен» . ЛюбовьЗнать . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хипстерский труд демонстративного досуга» . http://politicsandcultural.org . Проверено 20 апреля 2020 г.