Техноструктура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |

Техноструктура — это группа технических специалистов, аналитиков внутри организации (предприятия, административного органа), обладающая значительным влиянием и контролем над ее экономикой. Этот термин был придуман экономистом Джоном Кеннетом Гэлбрейтом в книге «Новое индустриальное государство» (1967). Обычно это относится к управленческому капитализму , при котором менеджеры и другие ведущие администраторы компаний, ученые или юристы сохраняют больше власти и влияния, чем акционеры, в процессе принятия решений и управления. [1]
Исторический контекст [ править ]
Борьба за власть между техноструктурой и акционерами была впервые упомянута Торстейном Вебленом в «Теории праздного класса» (1899), где он задавался вопросом, кто из менеджеров и акционеров должен контролировать предприятие. В то время и до конца 1980-х годов акционеры, неспособные эффективно перегруппироваться и организоваться, не могли оказать достаточного давления, чтобы эффективно противодействовать процессу принятия управленческих решений. После Второй мировой войны быстрое увеличение числа акционеров еще больше ослабило их коллективную власть. Это было воспринято Гэлбрейтом как разрыв между собственностью капитала и руководством предприятием.
Цели техноструктуры [ править ]
Поскольку техноструктура представляет собой иерархическую систему влиятельных сотрудников внутри предприятия, ее основной целью является не максимизация их прибыли, а выживание, непрерывный рост и максимальный размер. Хотя компания должна поддерживать приемлемые отношения со своими акционерами, гегемонистский рост более выгоден для техноструктуры.
По мнению Генри Минцберга , влияние техноструктур основано на системах экспертизы, но техноструктура получает власть в той степени, в которой она может развивать системы бюрократического контроля. [2] Сильная организационная идеология снижает потребность в бюрократическом контроле и техноструктуре. [2] Таким образом, техноструктура обычно сопротивляется развитию и/или поддержанию организационной идеологии. [2]
Поскольку структуры контроля и адаптации, которые проектирует техноструктура, более необходимы, когда что-то меняется, техноструктура выступает за постоянные изменения. [2] Это происходит, даже если они бесполезны для самой организации. [2] С другой стороны, Минцберг считает, что такие изменения, как правило, носят осторожный характер, поскольку техноструктура пытается стандартизировать работу всех остальных частей организации, а крупные изменения усложняют эту задачу. [2]
Среди целей организации техноструктура предпочитает те, которые оперативны и измеримы, поскольку они позволяют легче продемонстрировать полезность бюрократического контроля. [2] Среди этих целей техноструктура отдает предпочтение целям, связанным с эффективностью, экономическими целями. [2]
Упадок техноструктуры [ править ]
Отсутствие контроля над техноструктурой привело к злоупотреблениям со стороны руководства, особенно в отношении заработной платы во время экономического кризиса 1970-х годов. Это вызвало поддержку новых экономических идеологий , таких как Чикагская школа Милтона Фридмана . Более того, Закон о пенсионном обеспечении сотрудников 1974 года потребовал гораздо большей прозрачности со стороны предприятий и возможного противодействия их решениям. В 1980-е годы набирающая силу и влиятельная неолиберальная идеология осуждала разрыв между капиталом и решениями. Неолиберальные экономические теории, основанные на вере в новую развивающуюся экономику, были введены в конце 1980-х годов, вынудив управленческий капитализм уступить акционерам.
Результаты [ править ]
Основная цель неолиберальных экономических теорий — максимизация прибыли для максимизации стоимости акций. Это, очевидно, сильно отличалось от целей техноструктуры, вызвавшей массовую реструктуризацию в 1990-е годы. Чтобы максимизировать прибыль, предприятиям теперь приходилось принимать драконовские меры по сокращению расходов и обеспечению прибыли акционерам. Это значительно способствовало экспорту ручного труда или простых работ в зарубежные страны, где рабочая сила намного дешевле, и вызвало массовые увольнения в развитых странах. Аналогичным образом, это привело к снижению заработной платы и вызвало снижение доходов рабочего класса. Как это ни парадоксально, зарплаты менеджеров выросли, а постоянное требование прибыли сыграло важную роль в бухгалтерских скандалах 2002 года.
Сноски [ править ]
- ^ Джон Кеннет Гэлбрейт, Новое индустриальное государство , с. 71 HMCO 1967 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Генри Минцберг , «Власть внутри и вокруг организаций», Prentice Hall , 1983, стр. 134-137 [1]
Ссылки [ править ]
- Джон Кеннет Гэлбрейт, «Новое индустриальное государство» , компания Houghton Mifflin Company, Бостон, 1967; Библиотека Конгресса (67-11826)
См. также [ править ]
