Макдональдизация
Макдональдизация – это процесс принятия обществом характеристик ресторана быстрого питания . Концепция МакВорда была предложена социологом Джорджем Ритцером в его книге 1993 года «Макдональдизация общества» . Макдональдизация — это переосмысление рационализации и научного управления . Если Макс Вебер использовал модель бюрократии, чтобы представить направление этого меняющегося общества, то Ритцер рассматривает ресторан быстрого питания как более репрезентативную современную парадигму . [1]
Аспекты
Ритцер выделил четыре основных компонента макдональдизации:
- Эффективность – оптимальный метод выполнения задачи. В этом контексте Ритцер имеет очень конкретное значение слова «эффективность». На примере клиентов McDonald's это самый быстрый способ перейти от голода к насыщению. Эффективность макдональдизации означает, что каждый аспект организации ориентирован на минимизацию времени. [2]
- Исчисляемость – цель должна быть количественной (например, продажи), а не субъективной (например, вкус). Макдональдизация разработала идею о том, что количество равно качеству и что большое количество продукта, доставленное покупателю за короткий промежуток времени, равноценно высококачественному продукту. Это позволяет людям количественно оценить, сколько они получают по сравнению с тем, сколько они платят. Организации хотят, чтобы потребители поверили, что они получают большое количество продукта за небольшие деньги. О работниках этих организаций судят по тому, насколько быстро они работают, а не по качеству выполняемой работы. [2]
- Предсказуемость – стандартизированные и единообразные услуги. «Предсказуемость» означает, что куда бы человек ни пошел, он будет получать одну и ту же услугу и получать один и тот же продукт каждый раз при взаимодействии с макдональдизированной организацией. Это касается и работников этих организаций. Их задачи очень повторяющиеся, очень рутинные и предсказуемые. [2]
- Контроль – стандартизированные и единые сотрудники, замена человеческих технологий нечеловеческими технологиями.
Благодаря этим четырем принципам индустрии быстрого питания стратегия, рациональная в узком диапазоне, может привести к вредным или иррациональным результатам. По мере распространения этих процессов на другие части общества создаются новые социальные и культурные характеристики современного общества. Например, когда в стране появляется «Макдональдс» и модели потребления унифицированы, происходит культурная гибридизация.
Демакдональдизация
Организации предпринимают усилия, чтобы отрицать рационализацию макдональдизации. Усилия связаны с сосредоточением внимания на качестве, а не на количестве, с использованием непредсказуемости услуг и продуктов и наймом более квалифицированных работников без какого-либо внешнего контроля.В национальных государствах также растут протесты с целью замедлить процесс макдональдизации и защитить их локализацию и традиционную ценность. [3]
Некоторые местные тематические исследования показывают, как корректировка рациональной модели McDonald's в соответствии с местными культурными предпочтениями приводит к уменьшению оригинального продукта McDonald's. Чем больше компания приспосабливается к местным условиям, тем большую привлекательность могут потерять научные расчеты специфически американского продукта. Это можно использовать для оправдания единообразного подхода McDonald's. Повсеместное распространение Макдональдса и единообразие его практики являются факторами, способствующими глобализации . [4]
Примеры
Новости о нездоровой еде , определяемые здесь как безобидные и тривиальные новости, подаваемые вкусными порциями, являются примером макдональдизации. Другим примером может быть Макуниверситет, который предлагает модульные учебные программы, позволяющие быстро и комбинировать степени, чтобы удовлетворить любой вкус. Снижение качества этих продуктов можно замаскировать только обширной рекламой, которая постоянно переупаковывает их, чтобы они выглядели новыми. [5]
В пенологии произошел переход от наказаний и обращения, адаптированных к отдельным правонарушителям, к попыткам контролировать категории правонарушителей, которые считаются подверженными высокому риску рецидивизма, посредством стандартизированных наказаний, например, предусмотренных законами о трех ударах или руководящими принципами вынесения приговоров. . Правонарушители классифицируются по уровню безопасности и отправляются в учреждения, которые считаются способными адекватно вывести из строя заключенных, относящихся к их категории риска. Такие технологии, как электронное наблюдение , электронный мониторинг , анализ мочи и компьютерные системы отслеживания правонарушителей , часто используются вместо людей в пенитенциарной системе. [6]
Ответ Макдональдса
Ответ McDonald's , высказанный его представителями в Соединенном Королевстве , заключается в том, что Ритцер, как и другие комментаторы, использует размер компании и узнаваемость бренда для продвижения идей, которые не обязательно связаны с деловой практикой компании. [7]
Образование
Житель Запада утверждал, что пример феномена макдональдизации можно увидеть в образовании, где наблюдается растущее сходство между западными классами и остальным миром. Слейтер [8] утверждает, что размер классов, структура и педагогика в Перу очень похожи на американские, с яркими примерами западной культуры, ориентированной на эффективность передачи знаний в других частях мира. Кроме того, Слейтер [8] далее демонстрирует, что макдональдизация образования может иметь множество негативных побочных эффектов; особенно то, что это не способствует исследованию или творчеству. Таким образом, школы станут менее эффективными в обучении детей, поскольку они не смогут развивать критическое и творческое мышление.
По словам Вонга, влияние макдональдизации затронуло и классы высшего образования. [9]
- Эффективность. Экзамены, оцениваемые с помощью компьютера, ограничивают время, необходимое преподавателям для выставления оценок своим ученикам. [9]
- Рассчитываемость – буквенные оценки и средние баллы используются и рассчитываются для измерения успехов учащегося на протяжении его академической карьеры. [9]
- Предсказуемость. Доступность курсов и требования к ним стали более стандартизированными среди университетов, что упрощает поиск похожих курсов и контента в разных местах. [9]
- Контроль. Курсы структурированы очень конкретно и должны соответствовать определенным требованиям и следовать определенным правилам. Курсы начинаются и заканчиваются одновременно в одни и те же заранее определенные дни и длятся определенное количество недель. [9]
Исследование Кэрролла (2013) описывает, как электронное обучение стало одним из крупнейших явлений в образовательной литературе в последние годы. Хотя в процессе обучения часто ожидаются потенциальные возможности электронного обучения, на самом деле основной упор делается на электронные вопросы, облегчающие обучение, при этом мало внимания уделяется его последствиям для процесса обучения. Следовательно, это часто подрывает человеческий фактор в обучении, делая процесс обучения более изолированным. В этой статье предлагается, чтобы ученые стали более осторожными, соглашаясь на содействие обучению с помощью платформ электронного обучения, не понимая полностью их влияние на учебный опыт студентов. В нем также исследуется меняющаяся роль студентов в открытии, опросе и поиске знаний, превращающаяся в «потребителей готового образования». [10]
Макдональдизация образования не ограничивается только физическими классами. Это предсказано Джорджем Ритцером [11] что МООК (массовые открытые онлайн-курсы) сделают будущее образование еще более макдональдизированным. Хотя можно создавать новый оригинальный МООК каждый семестр, более вероятно, что базовая структура будет создаваться и впоследствии каждый раз изменяться, чтобы сделать их создание более эффективным. Со временем, по мере роста интереса и качества МООК, одни и те же предварительно записанные МООК могут использоваться многими различными университетами, создавая предсказуемый контент для студентов МООК. Компьютерные экзамены будут использоваться чаще, чем письменные экзамены по эссе, чтобы сделать их более эффективными для преподавателей. Однако, поскольку МООК ограничивают количество контактов между студентом и преподавателем, будет сложно провести курс на более глубоком и значимом уровне. [11]
См. также
- Американизация
- Кокаколонизация
- Культурная глобализация
- Диснейфикация
- Нация фастфуда , книга 2001 г.
- Еда, Инк.
- Фордизм
- Глобализация
- Теория Золотых Арок предотвращения конфликтов
- Джихад против McWorld
- МакВордс
- МакВорлд
- Super Size Me — документальный фильм 2004 года.
- Walmarting
Ссылки
- ^ Ритцер, 2004:553.
- ^ Jump up to: а б с Ритцер, Джордж (2009). Макдональдизация общества . Лос-Анджелес: Pine Forge Press. дои : 10.4135/9781446279007 . ISBN 978-0-7619-8812-0 .
- ^ Ритцер, Джордж (2008). Макдональдизация общества . Лос-Анджелес: Pine Forge Press. стр. 351–384 . ISBN 978-07619-8812-0 .
- ^ Тернер, Брайан С. (2003). «Макдональдизация: линейность и ликвидность в потребительских культурах». Американский учёный-бихевиорист . 47 (2): 137–153. дои : 10.1177/0002764203256180 . S2CID 220676247 .
- ^ Скотт, Джон; Маршалл, Гордон (2009). «Макдональдизация». Социологический словарь (Третье изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780199533008.001.0001 . ISBN 978-0-19-953300-8 . OCLC 967256269 .
- ^ Шичор, Дэвид (1997). «Три удара как публичная политика: конвергенция новой пенологии и макдональдизация наказания». Преступность и правонарушения . 43 (4): 470–492. дои : 10.1177/0011128797043004005 . S2CID 145111157 .
- ^ Макдональдс Великобритания. «Ответы на вопросы» . Примите решение самостоятельно . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
Из-за глобального масштаба бизнеса McDonald's многие комментаторы стремятся использовать его бренд и международное присутствие для поддержки различных позиций и теорий, которые они хотят выдвинуть.
- ^ Jump up to: а б Слейтер (1999)
- ^ Jump up to: а б с д и Люди (2010)
- ^ Кэрролл, Ноэль (2013). «Электронное обучение – макдональдизация образования» (PDF) . Европейский журнал высшего образования . 3 (4): 342–356. дои : 10.1080/21568235.2013.833405 . S2CID 54702355 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а б Ритцер (2013)
- Ритцер, Г. (2013) «МООК и макдональдизация образования». Введение в социологию. http://georgeritzer.wordpress.com/2013/01/12/moocs-and-the-mcdonaldization-of-education/ (дата по состоянию на 30 октября 2013 г.)
- Слейтер, Р.О. (1999), (пер.) «Макдонализация образования», Education, Vol. 8, нет. 15. http://firgoa.usc.es/drupal/node/5029 (дата обращения: 30 октября 2013 г.)
- Вонг Д. (2010), http://www.stanford.edu/group/ccr/ccrblog/2010/02/mcdonaldization_and_higher_edu.html . (Дата обращения: 30 октября 2013 г.)
Дальнейшее чтение
- Макдональдизация общества Джорджа Ритцера (англ. ISBN 0-7619-8812-2 )
- Макдональдизация: Читатель Джорджа Ритцера ( ISBN 0-7619-8767-3 )
- Тезис о макдональдизации: исследования и расширения Джорджа Ритцера ( ISBN 0-7619-5540-2 )
- McCitizens Брайана Тёрнера ( OCLC 7385339725 )
- Сопротивление макдональдизации , под ред. Бэрри Смарт (англ. ОСЛК 1243595390 )
- Золотые арки Востока: Макдональдс в Восточной Азии Джеймса Л. Уотсона ( ОСЛК 237048310 )
- Социология потребления: фаст-фуд, кредитные карты и казино , под ред. Джордж Ритцер (англ. ОКЛК 966077765 )
- Макдональдизация высшего образования , под ред. Деннис Хейс и Роберт Виньярд ( дои : 10.4324/9781315270654 )
- Очаровывая разочарованный мир Джордж Ритцер ( ОСЛК 632375942 )
- Макдональдизация церкви , Джон Дрейн (англ. ОСЛК 315753136 )