Макдональдизация общества
Макдональдизация общества была впервые предложена социологом Джорджем Ритцером в статье для «Журнала американской культуры». [1] и расширен в его книге 1993 года. одноименной [2] Ритцер предполагает, что во второй половине 20-го века социально структурированная форма ресторана быстрого питания стала организационной силой, представляющей и распространяющей процесс рационализации на сферу повседневного взаимодействия и индивидуальной идентичности. Макдональдс 1990-х годов служит примером. [3] Согласно обзору соответствующего академического текста в 2002 году, в книге в научный дискурс был введен термин « макдональдизация» как способ описания социального процесса, который производит «ошеломляющее сходство». [4]
В книге «Макдональдизация» Ритцер расширяет и обновляет центральные элементы работ Макса Вебера и проводит критический анализ влияния социально-структурных изменений на человеческое взаимодействие и идентичность. Центральной темой веберовского анализа современного общества был процесс рационализации ; далеко идущий процесс, в ходе которого традиционные способы мышления были заменены анализом целей/средств, связанным с эффективностью и формализованным социальным контролем . Вебер утверждал, что архетипическим проявлением этого процесса была бюрократия ; крупная формальная организация, характеризующаяся иерархической структурой власти, устоявшимся разделением труда , письменными правилами и положениями, безличностью и заботой о технической компетентности. Бюрократические организации не только представляют собой процесс рационализации, структура, которую они навязывают человеческому взаимодействию и мышлению, способствует этому процессу, ведя ко все более рационализированному миру. Этот процесс затрагивает все аспекты повседневной жизни.
Приложения и альтернативы концепции макдональдизации
[ редактировать ]Макдональдизация упоминается более чем в 8600 публикациях. [5] и был применен к бесчисленным учреждениям из архивов [6] в университеты [7] и зоопарки. [8] Тезис о макдональдизации вошел в культуру и получил широкое признание.
Однако есть и критики этой концепции. Аарон Ахувиа и Элиф Изберк-Билгин утверждают, что, хотя макдональдизация представляет собой определенную совокупность сил, в постиндустриальных обществах существует противоположная тенденция, которую они называют eBayization. [9] В то время как макдональдизация обеспечивает однородность и предсказуемость, eBayизация обеспечивает разнообразие, приключения и сюрпризы. Тони Блэкшоу представляет ИКЕАизацию как еще один контртренд, отличающийся семью измерениями: • Дом (другое слово для обозначения сообщества) • Демократия • Неисчислимость и непредсказуемость • Провинциализм • Протестантская трудовая этика • Крутость • Свобода. [10]
К 40-летию статьи Ритцера Журнал американской культуры опубликовал статью «Развертывание модели Макдональдса: введение в динамическую социальную теорию», в которой Титус Александер утверждает, что «анализ Ритцера не позволяет людям решать социальные проблемы или улучшать общество. что угодно, это парализует людей, заставляя их поверить в то, что макдональдизация — это неудержимый монстр, на которого они бессильны повлиять». Александр использует «Макдоналдс», чтобы проиллюстрировать тезис о том, что институты — это повседневные социальные эксперименты, воплощающие знания о том, как действовать в обществе. Сам McDonald's постоянно адаптируется к сложным культурам и контекстам, используя девять различных уровней анализа. Александр стремится показать, как социальные исследования могут дать людям возможность улучшить общество, работая над институтами как социальными моделями («динамические социальные теории»), ссылаясь на Toyota, модель социальной помощи Буурцорг и кооперативы как альтернативные модели макдональдизации. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ритцер, Джордж (март 1983 г.). «Макдональдизация общества». Журнал американской культуры . 6 (1): 100–107. дои : 10.1111/j.1542-734X.1983.0601_100.x . ISSN 1542-7331 .
- ^ Уорнер, Малькольм (1 декабря 1993 г.). «Макдональдизация общества (рецензия на книгу)». Журнал общего менеджмента . 19 (2): 86–90. дои : 10.1177/030630709301900207 . S2CID 220067523 .
- ^ «Макдональдизация общества, 6-е изд.» . Новости справочной и исследовательской книги . 25 (3). Август 2010. Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Гилберт, Эллен Д. (15 апреля 2002 г.). «Обзор: фаст-фуд, ускоренный путь: иммигранты, большой бизнес и американская мечта» . Библиотечный журнал . 127 (7): 112. Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ « «Макдональдизация»: Поиск статей — Библиотеки UW-Madison» . search.library.wisc.edu . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г. Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Цехановский, Адриан (21 сентября 2023 г.). «Макдональдизация архивов (вступление к дискуссии)» . Архейон . 124 : 87–127. дои : 10.4467/26581264ARC.23.001.17861 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г. Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Хейс, Деннис; Виньярд, Робин (22 марта 2022 г.). Макдональдизация высшего образования актуализируется . Интернет-руководства по Routledge. дои : 10.4324/9781003262497-9 . ISBN 978-1-032-20147-4 . S2CID 246520475 .
- ^ «Макдональдизация и диснейнизация зоопарков» . Блог BeautySlayer . 2014-11-12. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г. Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Ахувиа, Аарон; Изберк-Билгин, Элиф (5 ноября 2011 г.). «Границы тезиса о макдональдизации: eBayизация и восходящие тенденции в постиндустриальной потребительской культуре». Потребительские рынки и культура . 14 (4): 361–384. дои : 10.1080/10253866.2011.604496 . ISSN 1025-3866 . S2CID 144616586 – через Routledge.
- ^ Блэкшоу, Тони (24 февраля 2010 г.). Досуг . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203855959 . ISBN 978-0-203-85595-9 . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г. Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Александр, Тит (24 сентября 2023 г.). «Развертывание модели Макдональдса: введение в динамическую социальную теорию» . Журнал американской культуры . 46 (3): 232–241. дои : 10.1111/jacc.13467 . ISSN 1542-7331 .