Ресакрализация природы
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
Ресакрализация природы — термин, используемый в экологической философии для описания процесса восстановления священного качества природы . Основное предположение состоит в том, что природа имеет сакральный аспект, который был утерян в новое время в результате секуляризации современных мировоззрений . Говорят, что эти светские мировоззрения несут прямую ответственность за духовный кризис « современного человека », который в конечном итоге привел к нынешней деградации окружающей среды . Эта перспектива подчеркивает важность изменения человеческого восприятия природы посредством включения различных религиозных принципов и ценностей, которые связывают природу с божественным . Иранский Алистер философ Сейед Хосейн Наср первым концептуализировал тему ресакрализации природы в современном языке, которая позже была изложена рядом теологов и философов, включая МакГрат , Салли МакФейг и Розмари Рэдфорд Рютер .
Историческое развитие
[ редактировать ]По словам Тарика М. Квадира, Сейед Хосейн Наср является «первым человеком, который когда-либо подробно писал о философском и религиозном измерении [экологического] кризиса». [1] Квадир приходит к этому выводу, «основываясь на [его] неспособности найти какую-либо сопоставимую научную работу до книги Насра « Встреча человека и природы: духовный кризис современного человека» (Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1968), посвященную религиозным и философским проблемам. корни современного экологического кризиса». [2] Наср впервые изложил свою точку зрения в эссе 1965 года, расширив ее в серии лекций, прочитанных в Чикагском университете в следующем году, в мае 1966 года, за несколько месяцев до того, как Линн Уайт-младший прочитал свою знаменитую лекцию перед Американской академией искусств и Sciences 26 декабря 1966 г. (опубликовано в журнале Science в 1967 г. под названием «Исторические корни нашего экологического кризиса »). [3] [4] [5] [6] Лекции Насра были позже опубликованы под названием « Встреча человека и природы: духовный кризис современного человека» в 1968 году, в которых он подробно аргументировал «возрождение священного взгляда на Вселенную для борьбы с современным экологическим кризисом». ". [7] Тема ресакрализации природы впоследствии стала важной проблемой в трудах многих богословов и философов. [8] [9]
Фон
[ редактировать ]Альмут Берингер, комментируя работу Насра, утверждает, что несколько исторических процессов, в первую очередь появление светского гуманизма во время и после эпохи Возрождения , способствовали «абсолютизации земного человека» и формированию светской редукционистской науки внутри христианской цивилизации . [10] Наср считает, что экологическая катастрофа является результатом духовного кризиса «современного человека», вызванного редукцией и тривиализацией религиозных представлений о природе, Вселенной и человечестве. Наср выступает против научных рассуждений, сравнивающих человеческое тело с машиной, а мир с набором ресурсов, которыми люди могут манипулировать. Он ставит под сомнение предполагаемые концептуальные ограничения науки в светских рамках, которые исключают интерпретации, не подчиняющиеся физическим принципам. [11]
Именно секуляризованное мировоззрение сводит природу к чисто материальной сфере, отрезанной от мира Духа, которую можно грабить по своему желанию ради того, что обычно называют человеческим благосостоянием, но что на самом деле означает иллюзорное удовлетворение нескончаемой жадности, без которой потребитель общество не существовало бы. [12]
- Цитируется Сейедом Хоссейном Насром в книге Сары Элизабет Робинсон, «Точки соприкосновения в священной природе: раскрытие экологической солидарности между Насром и Рютером» , 2014 г.
Для Насра экологический кризис – это «кризис души», который «технологизированная наука» не может вылечить в одиночку, поскольку «современный человек» нуждается в духовном возрождении. По мнению Насра, «современный человек» потерял из виду то, кем он является по отношению к Богу и природе. Эта забывчивость подразумевает пренебрежение священной основой человеческого тела и тела природы. Экологическая катастрофа изображается как внешнее проявление внутреннего недуга, живущего в душах мужчин и женщин, которые покинули рай ради земли и теперь находятся на грани ее разрушения. Таким образом, для Насра духовный дисбаланс является основным источником экологических проблем. Чтобы решить эту проблему, он исследует взгляды различных религий на порядок природы и призывает «современных» людей воспринимать природу через сакральную перспективу. [11]
По словам Алистера МакГрата , «упадок модернистской антипатии к религии» способствовал существенным дебатам о значении религии в человеческой культуре и интеллектуальной жизни. Благодаря ресакрализации природы, которая вызвала возобновление интереса к «религиозным прочтениям природы», значение религии в экологических проблемах в современную эпоху становится все более общепризнанным. Для Макграта религия является естественным, неизбежным компонентом человеческого существования и культуры, несмотря на модернистские инициативы социальной инженерии, направленные на ее исчезновение во многих местах. [8] По мнению Альмута Берингера, беглый анализ истории показывает, что жизнь без осознания священного космоса — это культурное недоразумение и историческая аномалия, которую западной цивилизации следует пересмотреть. [13]
Концепция
[ редактировать ]![]() |
Среда |
---|
|
В книге «Человек и природа » (1968) Наср обращает внимание на духовный кризис, лежащий в основе экологической проблемы. По словам Яна С. Мевораха, Наср в этом трактате не предлагает конкретную исламскую теологию окружающей среды . Скорее, он утверждал, что традиционная исламская теология придерживается того, что он называет символистским духом, который видит духовные качества природы так же, как и ее физические количества. Этот дух соединяет людей с природой, связывает естественное со сверхъестественным и рассматривает природу как священный источник откровения, как сказано в Коране . [14]
Точно так же, как существует множество небес, каждое из которых принадлежит определенному религиозному космосу, и, тем не менее, одно Небо, отражением которого является каждое из отдельных небес, но, по сути, это само Небо, так существует множество земель и форм религиозных знание этих земель. Но существует точка зрения, которая охватывает многие существенные черты этих разнообразных форм религиозного знания, несмотря на их различия, ведущую к знанию Земли, которое было бы узнаваемо различными религиозными традициями, по крайней мере, в их разумном измерении, если не в их [конкретном] измерении. ] богословские, социальные и юридические формулировки. Именно в свете этих знаний, почерпнутых из различных традиций – которые сегодня фактически могут во многом обогатить другие традиции – мы должны стремиться вновь утвердить священное качество природы и говорить о ее ресакрализации. [15]
- Цитируется Сейедом Хоссейном Насром в книге Исмаила Аль-Ханифа, « Еж кровоточит зеленым: Религия и порядок природы Сейеда Хоссейна Насра» , 1998.
По мнению Насра, ресакрализация природы не подразумевает придание ей сакральности, поскольку это находится за пределами человеческих возможностей. Это просто влечет за собой снятие завесы невежества и гордыни, скрывавших священность природы от взора человечества. По мнению Насра, сохранение святости жизни требует повторного открытия священного качества природы. [16]
Природа уже сакрализована Самим Священным, и ее ресакрализация означает больше, чем что-либо еще, трансформацию внутри человека, который сам потерял свой Священный Центр, чтобы иметь возможность заново открыть Священное и, следовательно, снова созерцать священное качество природы. [17]
- Цитируется Сейедом Хоссейном Насром в книге Сары Робинсон-Бертони, «Ключевые мыслители по вопросам окружающей среды» , 2017 г.
По мнению Насра, природа навсегда священна, потому что она была сакрализована божественным, несмотря на незнание человеком ее священности. Ресакрализация происходит, когда люди осознают божественность в природе. Он говорит о внутренней трансформации посредством изменения точки зрения; таким образом, ресакрализация природы означает переориентацию людей на божественное во всем, включая функционирование природы. [18] Как заявил Альмут Берингер, «ресакрализация природы — это не столько задача вмешательства и «действия» в природу, сколько задача самотрансформации, способ «бытия», основанный на смирении». [16] По мнению Реза Шаха-Каземи , святотатство, совершенное руками людей на суше и на море, может быть исправлено только путем ресакрализации, которая может быть осуществлена только индивидуальными духовными усилиями, с одной стороны, и милостью Божией - с другой. [19] Фарзин Вахдат цитирует Насра, говорящего, что это возможно только в том случае, если будут возрождены метафизические знания, относящиеся к природе. [20]
Темы
[ редактировать ]Очарование природы
[ редактировать ]В своей книге «Возрождение природы » Алистер МакГрат пытается проанализировать современный экологический кризис и его предполагаемые корни в западной истории, заявляя, что «корни нашего экологического кризиса лежат в возникновении эгоцентричного взгляда на реальность, который пришел в обладание оборудованием, необходимым для достижения своих целей». [21] Он называет «светское кредо западной культуры двадцатого века» «самой эгоцентричной религией в истории», уходящей корнями в эпоху Просвещения восемнадцатого века, и основополагающей предпосылкой, что «человечество является арбитром всех идей и ценностей». ". [22] По мнению Макграта, «правильное отношение к природе основано на возрождении нашей способности к чудесам, основанной на нашем понимании природы самой реальности». Если природа была разочарована, то, по мнению Макграта, лекарством будет ее повторное зачарование. [22] По его словам, «зачаровать природу – это не просто обрести новое уважение к целостности и благополучию; это значит распахнуть двери на более глубокий уровень существования». [23] Он выступает за восстановление концепции природы как творения Бога и адекватных действий, согласовывая взгляды и действия с убеждениями. [23] Джон Харт сравнивает идеи МакГрата и Насра о природе, указывая на сходство обоих. По его словам, оба эти мыслителя «призывают к религиозному восстановлению традиционных отношений и действий на Земле, чтобы Природа могла быть «ресакрализована» (Наср) и «заново очарована» (МакГрат)». [24]
Бог как Аль Мухит
[ редактировать ]В книге «Ислам и экологический кризис» (1992) Наср предлагает исламскую доктрину Бога, в которой он подчеркивает изображение Корана как Всеохватывающего ( Мухит ), как сказано в стихе: «Но Богу принадлежит все, что на небесах». и на земле: и Он объемлет ( мухит ) все сущее» (4:126). Он указывает, что термин «мухит» также относится к окружающей среде. По его словам, «люди погружены в Божественный Мухит и не осознают его только из-за собственной забывчивости и небрежности ( гафла )», что он считает «основным грехом души», который необходимо преодолеть воспоминанием ( зикр ). Таким образом, помнить о Боге — значит видеть Его повсюду и переживать Его реальность как аль-Мухита . По мнению Насра, экологический кризис можно объяснить неспособностью человечества признать Бога как истинную «среду», которая окружает и поддерживает все. Современное стремление рассматривать природную среду как «онтологически независимый порядок реальности», отделенный от Божественной Среды, без освобождающей милости которой она задыхается и умирает, достигает кульминации в экологической катастрофе. По мнению Насра, вспоминая Бога как Аль Мухит означает осознание священных качеств природы и рассмотрение природы как знаков Бога, пронизанного Божественным Присутствием Его Реальности. [14] По словам Яна С. Мевораха, Наср стремится ресакрализировать природу, «возвышая божественное имя аль-Мухит» и признавая тесные отношения природы с Богом. [25]
Мир как тело Бога
[ редактировать ]Салли МакФейг предлагает новую модель отношений Бога и мира вместо доминирующей христианской богословской модели Бога как царя мира. Согласно этой новой модели, со вселенной связаны как имманентность Бога, так и трансцендентность Бога. По Макфейгу, «если Бог — это одухотворенное тело всей вселенной, то и трансцендентное измерение Бога — Дух — и имманентное измерение Бога — тело — тесно связаны с миром природы, в котором мы живем». [26] По словам Макфейга, когда люди воспринимают Бога как находящегося над вселенной и вдали от нее, они склонны воображать себя оторванными от мира и властвующими над ним. Макфейг верит, что приближение Бога к миру заставит нас отождествить себя с миром и полюбить его. [27]
Экофеминистская теология
[ редактировать ]Экофеминистки подвергают сомнению представления о природе и женщинах как о пассивных ресурсах эксплуатации, уделяя особое внимание традициям западной науки и религии. По мнению Розмари Рэдфорд Рютер , глобальный экофеминизм показывает, как эти тенденции деградации окружающей среды и истощения взаимосвязаны в глобальной экономической системе, ориентированной на более богатых бенефициаров рыночной экономики. По мнению Рютера, экофеминизм объединяет исследования экологии с феминизмом, демонстрируя идеологические и социально-структурные связи между силами, желающими доминировать над природой, и женщинами. [11] По мнению Мелиссы Рафаэль, феминистская концепция священного в некотором смысле сделала бы все сакраментальным в своих попытках ресакрализировать природу; но только до определенного момента. Хотя с точки зрения имманентности божественного в творении все вещи считаются священными в их сотворенном состоянии. [28]
Эко-аскетические практики
[ редактировать ]Наср выступает за аскетизм в западных обществах для решения экологического кризиса. Он отвергает представление о том, что аскетизм подразумевает антиприродные настроения, повторяя традиционное мусульманское предостережение против жадности как крайне разрушительной силы для религиозности и вредной для окружающей среды. Наср превозносит мировоззрение Св. Франциска о связи с природой, одновременно критикуя людей, которые отвергают аскетические знания на мировом рынке, запятнанном жадностью, которая коммерциализирует и разрушает природу. По мнению Насра, современный мир должен принять аскетизм как средство контроля над своими желаниями и уничтожения внутреннего монстра, без которого невозможно справиться с жадностью, которая приводит к нынешней деградации природы. [29]
Точно так же Розмари Рэдфорд Рютер размышляет о «контрастах» внутри христианского аскетизма и о том, как они связаны с экологической и антиэксплуататорской этикой. Для нее «христианская антиматериальность» показывает «[P] образцы пренебрежения и бегства от земли». Однако «аскетизм также можно понимать не как отказ от тела и земли, а скорее как отказ от эксплуатации и излишеств и, таким образом, как возврат к эгалитарной простой жизни в гармонии с другими людьми и природой». [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Квадир 2013 , с. 4.
- ^ Квадир 2013 , с. 35.
- ^ Фольц 2006 , стр. 1151.
- ^ Джонстон 2012 , стр. 221.
- ^ Мурад, Мунджед М. (2012). «Внутренняя и внешняя природа: исламский взгляд на экологический кризис» . Ислам и наука . 10 (2).
- ^ Гаде 2019 , стр. 207.
- ^ Хоэл и Ногейра-Годси 2011 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б МакГрат 2008 , с. 39.
- ^ Люстиг, Броуди и Маккенни 2008 , с. 116.
- ^ Берингер 2006 , стр. 30.
- ^ Jump up to: а б с Робинсон 2014 , стр. 187.
- ^ Робинсон 2014 , стр. 186.
- ^ Берингер 2006 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Меворах 2017 , с. 321.
- ^ Аль-Ханиф 1998 , стр. 348.
- ^ Jump up to: а б Берингер 2006 , стр. 38.
- ^ Робинсон-Бертони 2017 , с. 303.
- ^ Робинсон 2014 , стр. 190.
- ^ Каземи 2017 , с. 103.
- ^ Вахдат 2015 , с. 218.
- ^ Харт 2013 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Харт 2013 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Харт 2013 , с. 43.
- ^ Меворах 2017 , стр. 315–316.
- ^ Меворах 2017 , с. 322.
- ^ Меворах 2017 , стр. 318–319.
- ^ Меворах 2017 , с. 319.
- ^ Рафаэль 1996 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Робинсон 2014 , стр. 193.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Ханиф, Исмаил (1998). «Еж истекает зеленой кровью: Религия и порядок природы Сейеда Хосейна Насра». Социальная эпистемология . 12 (4). Информа UK Limited: 345–361. дои : 10.1080/02691729808578891 . ISSN 0269-1728 .
- Робинсон-Бертони, Сара (2017). «Сейед Хосейн Наср». В Палмере, Дж.А.; Купер, Делавэр; Купер, Д. (ред.). Ключевые мыслители по вопросам окружающей среды . Ключевые руководства Routledge. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-134-75624-7 .
- Берингер, Альмут (2006). «Восстановление священной космологии: Сейед Хоссейн Наср, вечная философия и образование в области устойчивого развития» . Канадский журнал экологического образования . 11 (1): 26–42. ISSN 1205-5352 .
- Фольц, Ричард (2006). «Сейед Хосейн Наср». В Тейлоре, Брон (ред.). Энциклопедия религии и природы . Континуум. ISBN 9780199754670 .
- Фольц, Ричард (2013). «Экология в исламе». В Рунехове, Анна Л.К.; Овьедо, Луис (ред.). Энциклопедия наук и религий . Спрингер. ISBN 978-1402082641 .
- Фольц, Ричард С. (2006a). "Ислам". В Готлибе, Роджер С. (ред.). Оксфордский справочник по религии и экологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199747627 .
- Гаде, Анна М. (2019). «Мусульманский энвайронментализм как религиозная практика: рассказы о невидимом». Мусульманский энвайронментализм: религиозные и социальные основы . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231191050 .
- Харт, Дж. (2013). Космическое достояние: дух, наука и космос . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-63087-057-7 .
- Хоэл, Нина; Ногейра-Годси, Элейн (2011). «Трансформация феминизма: религия, женщины и экология» . Журнал по изучению религии . 24 (2): 5–15. JSTOR 24764281 .
- Джонстон, Дэвид Л. (2012). «Внутримусульманские дебаты по экологии: актуален ли шариат?» . Мировоззрения . 16 (3): 218–238 [221]. дои : 10.1163/15685357-01603003 . JSTOR 43809777 .
- Люстиг, бакалавр; Броуди, бакалавр; Маккенни, врач общей практики (2008). Изменение природы: Том II: Религия, биотехнология и государственная политика . Философия и медицина. Спрингер Нидерланды. ISBN 978-1-4020-6923-9 .
- МакГрат, А.Е. (2008). Секрет Полишинеля: новый взгляд на естественное богословие . Уайли. ISBN 978-1-4051-2691-5 .
- Меворах, Ян С. (2017). «Божественная среда (аль-Мухит) и Тело Бога: Сейед Хосейн Наср и Салли МакФейг ресакрализуют природу». Уайли Блэквелл, компаньон по религии и экологии . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd. doi : 10.1002/9781118465523.ch23 .
- Квадир, Тарик М. (2013). Традиционный исламский энвайронментализм: видение Сейеда Хоссейна Насра . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-6143-0 .
- Рафаэль, М. (1996). Теалогия и воплощение: постпатриархальная реконструкция женской сакральности . Серия феминистской теологии. Академик Блумсбери. ISBN 978-1-85075-757-3 .
- Каземи, Реза Шах (2017). «От святотатства к сакрализации: взгляды Сейеда Хосейна Насра на экологический кризис в свете Священного Корана» (PDF) . Священная сеть . 40 : 103–11.
- Робинсон, Сара Элизабет (2014). «Точка соприкосновения в священной природе: обнаружение экологической солидарности между Насром и Рютером» . В Сильвермане, Эл.; фон дер Хорст, Д.; Бауман, В. (ред.). Голоса феминистского освобождения . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-54369-5 .
- Вахдат, Ф. (2015). Исламский этос и призрак современности . Гимн Ближневосточных исследований. Гимн Пресс. ISBN 978-1-78308-439-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакар, Осман (2017). «Природа как священная книга: основной элемент философского учения Сейеда Хосейна Насра». Священная сеть . 40 : 75–101.