Салли МакФейг
Салли МакФейг | |
---|---|
![]() Макфейг | |
Рожденный | Куинси , Массачусетс , США | 25 мая 1933 г.
Умер | 15 ноября 2019 г. Ванкувер , Британская Колумбия , Канада | (86 лет)
Национальность | Американский |
Другие имена | Салли МакФейг ТеСелле |
Супруги |
|
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Научные консультанты | Х. Ричард Нибур |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Школа или традиция | |
Учреждения |
Салли МакФейг (25 мая 1933 г. - 15 ноября 2019 г.) [ 1 ] [ 2 ] ) была американским христианским богословом- феминисткой , наиболее известной своим анализом того , как метафора лежит в основе того , как христиане могут говорить о Боге . Она применила этот подход, в частности, к экологическим проблемам, много писала о заботе о Земле, как если бы она была «телом» Бога. Она была заслуженным богословом в Ванкуверской теологической школе , Британская Колумбия , Канада.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Макфейг родился 25 мая 1933 года в Куинси , штат Массачусетс . Ее отец, Морис Грэм Макфейг, был оптометристом. Ее мать, Джесси Рид МакФейг, была домохозяйкой. У нее была сестра Морин (1929 г.р.). Макфейг получила степень бакалавра гуманитарных наук в области английской литературы в 1955 году в Смит-колледже и степень бакалавра богословия в Йельской богословской школе в 1959 году. Затем она получила степень магистра гуманитарных наук в Йельском университете в 1960 году и получила докторскую степень в области богословия. 1964 г. - в 1966 г. была опубликована переработанная версия ее докторской диссертации под названием «Литература и христианская жизнь» . Она получила степень LittD в колледже Смита в 1977 году.
В Йельском университете на нее глубоко повлияла диалектическая теология Карла Барта , но она получила важную новую перспективу от своего учителя Х. Рихарда Нибура с его «Оценкой заботы либерализма об опыте, относительности, символическом воображении и роли привязанностей». [ 3 ] На нее глубоко повлиял Гордон Кауфман .
Салли Макфейг была заслуженным богословом в Ванкуверской теологической школе, Британская Колумбия, Канада. [ 2 ] Она также была теологом в Объединенной церкви Данбара Райерсона в Ванкувере , Британская Колумбия . В течение тридцати лет она преподавала в Школе богословия Университета Вандербильта в Нэшвилле , штат Теннесси , где была профессором богословия-плотником. Она была членом Англиканской церкви Канады . [ 1 ]
Макфейг женился на Юджине ТеСелле в 1959 году. У них было двое детей: Элизабет (1962 г.р.) и Джон (1964 г.р.). Они развелись в 1976 году. Позже Макфейг женился на Джанет Коули, и они были вместе до смерти Макфейга.
Она умерла в Ванкувере 15 ноября 2019 года. [ 2 ]
Язык богословия
[ редактировать ]Для Макфейга язык христианского богословия — это обязательно конструкция, созданная человеком, инструмент, позволяющий как можно лучше очертить природу и пределы нашего понимания Бога. По Макфейгу, то, что мы знаем о Боге, является конструкцией и должно пониматься как интерпретация: Бог как отец, как пастырь, как друг, но не что-либо из этого буквально. Хотя такие языковые привычки могут быть полезны (поскольку в западном мире, по крайней мере, люди больше привыкли думать о Боге лично, а не в абстрактных терминах). [ 4 ] : 21 ), они становятся сковывающими, когда утверждается, что Бог всегда и только (или преимущественно) такой.
Метафора как способ говорить о Боге
[ редактировать ]Макфейг заметил: «Богословие - это по большей части вымысел». [ 5 ] : 11 но множество образов или метафор может и должно улучшить и обогатить наши модели Бога. Самое главное, новые метафоры могут помочь наполнить содержанием новые способы понимания Бога, подходящие «для нашего времени». [ 5 ] : 13 и более адекватные модели для решения этически неотложных задач, стоящих перед человечеством, в первую очередь задачи заботы об экологически хрупкой планете.
Макфейг заметил: «Мы создаем миры, в которых живем, но при этом забываем, что сделали это». [ 5 ] : 6 В этом свете ее работа понимается как «помощь в разоблачении упрощенных, абсолютистских представлений об объективности » по отношению к заявлениям языка о Боге. [ 6 ] И такие образы обычно не нейтральны: в понимании Макфейг (и многих теологов-феминисток) образы Бога обычно встроены в конкретную социо-культурную и политическую систему, такую как патриархальная система, которую широко критикует феминистская теология — она утверждала, что « существуют личные, реляционные модели, которые подавлялись в христианской традиции из-за их социальных и политических последствий». [ 4 ] Но «фишка» успешной метафоры, будь то в науке или теологии, заключается в том, что она способна создать модель, которая, в свою очередь, может дать жизнь всеобъемлющей концепции или мировоззрению, которое выглядит как последовательное объяснение всего – выглядит как «реальность» или «истина». По мнению Макфейга, именно так комплекс «мужских» образов Бога долгое время функционировал на христианском Западе – но делал это таким образом, что это угнетало всех, кроме (привилегированных) мужчин. Итак, представление о Боге как «отце», «господине» или «царе» теперь, по-видимому, неизбежно вызывает в воображении гнетущие ассоциации «собственности», послушания и зависимости и, в свою очередь, диктует, сознательно или нет, целый комплекс отношений. реакции и поведение верующих теистов .
Источники новых метафор и моделей Макфейга
[ редактировать ]Это понимание меняющейся природы языка по отношению к Богу лежит в основе подхода Макфейга к «строительным блокам», которые долгое время считались основополагающими для описания веры, прежде всего Священного Писания и традиции. Но ни один из них не является для Макфейга привилегированным источником разговоров о Боге — оба «подпадают под опыт». [ 5 ] : 42 и сами по-своему являются расширенными метафорами интерпретации или «отложениями» интерпретируемого опыта языкового сообщества». Опыт Иисуса – в частности, его притчи , общение за столом и служение исцеления – делает его богатым источником «дестабилизирующих, инклюзивных и неиерархических» метафор, которые христиане могли бы с пользой позаимствовать у него как парадигматической, «основополагающей фигуры». [ 5 ] : 136 Но он не все, что им нужно. Опыт мира и отношений Бога с ним должен дополнить эту иллюстрацию и по-новому интерпретировать ее в терминах и метафорах, актуальных для этих верующих, изменяя их представление о Боге и, таким образом, заботу о земле. Как заметил Макфейг: «мы берем от Иисуса то, что нам нужно, используя подсказки и намеки… для интерпретации спасения в наше время». [ 5 ] : 45
Бог как мать
[ редактировать ]Хотя Макфейг действительно использует библейские мотивы, ее развитие выходит далеко за рамки того, что они традиционно должны передавать. Она использовала и другие, такие как представление о мире как теле Бога, образ, использовавшийся ранней церковью, но который «отошел на второй план» (по словам британского богослова Дафны Хэмпсон) . [ 7 ] : 158 ), в поисках моделей, «соответствующих» нашим потребностям. Она подчеркнула, что все модели частичны и представляют собой мысленные эксперименты с недостатками: их нужно много, и они должны функционировать вместе. [ 8 ] В ее работе о Боге как матери, например, подчеркивалось, что Бог находится за пределами мужского и женского пола, признавая двойную опасность: преувеличение материнских качеств матери, приводящее к бесполезной эссенциализации Бога (и посредством переноса также и женщин) как заботливого и самолюбивого. -жертвоприношение; или сопоставление этого образа с образом отца, что бесполезно подчеркивает гендерную природу как мужских, так и женских образов Бога. Тем не менее, она увидела в этом и другие коннотации, которые, по ее мнению, помогают переосмыслить Бога с точки зрения метафоры матери.
В частности, Бог как мать ассоциируется с началом жизни, ее воспитанием и осуществлением. Эти ассоциации позволили Макфейгу исследовать, как создание космоса как чего-то, «воплощенного» из Бога, сохраняет гораздо более тесную связь между творцом и творением, чем традиционная модель, согласно которой мир создается ex nihilo и поддерживается Богом, дистанцированным и отделенным от Вселенной. создание. Однако та самая «мать», которая «оживляет» космос, заботится о нем с жестокой справедливостью, которая требует, чтобы все живое (не только человечество) получало свою долю заботы и средств к существованию Создателя в справедливой, экологической экономике, где все ее существа процветают. Для Макфейга Бог — это тот, «кто судит тех, кто препятствует благополучию и самореализации ее тела, нашего мира». [ 5 ] : 11
Забота о творении – мир как тело Бога
[ редактировать ]Из этой метафоры развилась другая: метафора мира (или космоса) как тела Бога. Макфейг подробно развил эту метафору в книге «Тело Бога: экологическая теология» . Цель его использования — «заставить нас видеть по-другому», «думать и действовать так, как будто тела имеют значение», и «изменить то, что мы ценим». [ 9 ] : VIII, 17 Если представить себе космос как тело Бога, то «мы никогда не встретим Бога бестелесным». [ 5 ] : 184 Это значит серьезно относиться к Богу в этом космосе, поскольку «творение — это самовыражение Бога». Точно так же мы должны серьезно относиться к своему собственному воплощению (и воплощению других тел): все сущее имеет общее начало и историю (как выразился Макфейг, «мы все сотворены из пепла мертвых звезд»). [ 9 ] : 44 ), и поэтому спасение – это спасение всех земных тел (не только человеческих) и в первую очередь о лучшей жизни на земле, а не в будущей жизни. Развивая дальнейшее развитие, Макфейг утверждал, что грех , с этой точки зрения, представляет собой оскорбление других частей «тела» (других видов или частей творения) и в этом смысле только против Бога, в то время как эсхатология посвящена лучшему телесному будущему. («Творение – место спасения, спасение – направление творения» [ 9 ] : 180 ), а не более бестелесный духовный. В этой метафоре Бог — не отдаленное существо, а само бытие, и эта характеристика заставила некоторых предположить, что теология Макфейга была формой монизма . Она отстаивала свои взгляды не как монисты, а как панентеисты . [ 9 ] : 47–55 Мир, рассматриваемый как тело Бога, сильно перекликается с феминистским и панентеистским акцентом на Боге как источнике всех отношений, в то время как понимание греха Макфейгом (как, по сути, несостоятельность отношений, позволяющее другим частям сотворенного порядка процветать без нашего контроля) также типично панентеист.
Анализ - природа и деятельность Бога в мысли Макфейга
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( январь 2023 г. ) |
Панентеистическая теология Макфейга подчеркивала, что Бог глубоко вовлечен в мир (хотя и отличается от него) и заинтересован (как это видно, например, в жизни образцового Иисуса) видеть, как все это приводит к полному наслаждению богатством жизни, как это было изначально. задумано при творении. Это не всемогущий, всеведущий и неизменный Бог классического теизма и неоортодоксии: для Макфейга Бог не трансцендентен ни в каком смысле, который мы можем познать. Это побудило некоторых критиков задаться вопросом, оставляет ли нам теология Макфейга что-либо, что вообще можно было бы назвать Богом. Британский теолог Дафна Хэмпсон отмечает: «Чем больше я размышляю над этой книгой [ Модели Бога: теология для экологического, ядерного века ], тем менее я понимаю, что она теистическая». [ 7 ] : 160
Богословие, в котором Бог как творец не выступает «против» творения, имеет тенденцию смещать фокус с Бога как личности. В котором Иисус является образцовой личностью, а не единственным носителем богоподобия. В ее богословии подчеркивается роль Духа , хотя маловероятно, что это уникальный дух Иисуса. Бог как Дух является не главным инициатором творения, а «наделяющим силой, продолжающимся дыханием жизни». [ 9 ] : 155
Из этой метафоры о Боге, вовлеченном в мир, также следует, что традиционные представления о грехе и зле отбрасываются. Бог в такой степени является частью процесса «становления» мира и его сил или сущностей, что трудно говорить о « стихийных бедствиях » как о грехе: они — просто случайное (с точки зрения человеческих наблюдателей) испытание и -ошибочные пути развития мира. По мнению Макфейга, «в рамках этой расширенной перспективы мы больше не можем рассматривать зло только с точки зрения того, что приносит пользу или вред мне или моему виду. , благо одних неизбежно будет происходить за счет других». [ 9 ] : 175 И поскольку мир является телом Бога, зло происходит в Боге и по отношению к нему, а также по отношению к нам и остальному творению. [ 9 ] : 176
Соответственно, представление о человеке, нуждающемся в Божьем спасении, является анахронизмом в мире, «из которого» этого человека больше не нужно спасать, а, скорее, «в котором» ему или ей нужно научиться жить взаимосвязанно и взаимозависимо. Искупление преуменьшается, хотя и не исключается: Макфейг, что характерно, подчеркивал, что оно «должно включать все измерения творения, а не только людей» и что оно является осуществлением этого творения, а не спасением от него. [ 6 ] Это, конечно, приводит к радикальному изменению значения креста и воскресения Иисуса, чье воскресение является прежде всего, если не исключительно, подтверждением продолжающегося человеческого воплощения. Также существует упор на реализованную, а не окончательную эсхатологию. Земля становится местом, «где мы пускаем свои корни», [ 9 ] : 211 и мы живем с «надеждой против надежды» [ 9 ] : 210 что все будут участвовать в воскресении всех тел. Однако Бог сейчас и постоянно находится с человечеством: мы находимся «внутри тела Бога, живем мы или умираем». [ 9 ]
Критика
[ редактировать ]Тревор Харт, богослов бартианской традиции , в рамках которой сама МакФейг помещала свои ранние работы, говорит, что ее подход, хотя и направлен на разработку образов, которые резонируют с «современным опытом связи с Богом», [ 10 ] показывает, что она «освобождается от якорей Писания и традиции» и обращается только к опыту и авторитету как к своим наставникам. Человеческие конструкции определяют, что она скажет о Боге; ее работа — это просто антропологизация. [ 7 ] : 159 Отсутствие трансцендентного элемента в ее работе критикуется Дэвидом Фергюссоном как «фиксированное на постхристианской траектории». [ 11 ]
Макфейг защищала свой подход как просто перефокусировку, «поворот глаз богословов от небес к земле». [ 6 ] Она настаивала на соответствующей теологии, «лучшем описании христианской веры в наши дни». [ 5 ] : 14 и напомнила нам, что ее подход был задуман не как план, а как набросок изменения отношения. [ 5 ] : 122
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Литература и христианская жизнь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1966) [ 12 ]
- Говорение притчами: исследование метафоры и теологии . Филадельфия: Fortress Press (1975) [ 12 ]
- Метафорическое богословие: модели Бога в религиозном языке . Филадельфия: Fortress Press (1982) [ 4 ]
- Модели Бога: теология экологического, ядерного века . Филадельфия: Fortress Press (1987) [ 5 ]
- Тело Бога: Экологическая теология . Миннеаполис: Fortress Press (1993) [ 9 ]
- Супер-естественные христиане: как нам следует любить природу . Миннеаполис: Fortress Press (1997) [ 13 ]
- Жизнь в изобилии: переосмысление теологии и экономики для планеты, находящейся в опасности (в поисках новой концепции) . Миннеаполис: Fortress Press (2000) [ 14 ]
- Новый климат для теологии: Бог, мир и глобальное потепление . Миннеаполис: Fortress Press (2008) [ 15 ]
- Блаженны потребители: изменение климата и практика сдержанности . Миннеаполис: Fortress Press (2013)
- Новый климат для христологии: Кенозис, изменение климата и дружба с природой . Миннеаполис: Fortress Press (2021)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Доктор Салли МакФейг: выдающийся резидент-богослов» . vst.edu . Ванкуверская школа богословия . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «VST оплакивает потерю доктора Салли МакФейг» . Ванкуверская школа богословия . 15 ноября 2019 г. . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ «Бостонская совместная энциклопедия западного богословия» . люди.bu.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с Макфейг, Салли (1982). Метафорическое богословие: модели Бога в религиозном языке . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-1687-1 . OCLC 8474963 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макфейг, Салли (1 августа 1987 г.). Модели Бога: теология экологического, ядерного века . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-2051-8 . OCLC 15198636 .
- ^ Перейти обратно: а б с Макфейг, Салли (2–9 января 1991 г.). «Земная теологическая повестка дня» . Христианский век. стр. 12–15. Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 г. - через Religion Online.
- ^ Перейти обратно: а б с Хэмпсон, Маргарет Дафна (1990). Теология и феминизм . Оксфорд, Великобритания: Б. Блэквелл. ISBN 0-631-14943-0 . ОСЛК 20560150 .
- ^ Макфейг, Салли (20–27 июля 1998 г.). «Мир как Тело Бога» . Христианский век. стр. 671–673 - через Religion Online.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макфейг, Салли (1 мая 1993 г.). Тело Бога: экологическая теология . Миннеаполис. ISBN 0-8006-2735-0 . ОСЛК 27380848 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Харт, Тревор (1989) Относительно Карла Барта: Очерки к чтению его теологии . Карлайл: Патерностер, 181
- ^ Фергюссон, Дэвид (1998) Космос и Создатель . Лондон: СПКК, 8.
- ^ Перейти обратно: а б Макфейг, Салли (8 апреля 1966 г.). Литература и христианская жизнь . Нью-Хейвен и Лондон. ISBN 0-300-00989-5 . OCLC 1221396620 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Макфейг, Салли (1997). Супер, естественные христиане: как нам следует любить природу . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3076-9 . OCLC 36083599 .
- ^ Макфейг, Салли (2001). Жизнь в изобилии: переосмысление теологии и экономики для планеты, находящейся в опасности . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3269-9 . OCLC 44502441 .
- ^ Макфейг, Салли (2008). Новый климат для теологии: Бог, мир и глобальное потепление . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-6271-4 . OCLC 156832303 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Салли МакФейг, в Wikiquote
- 1933 рождения
- смертей в 2019 году
- Американские епископалы 20-го века
- Американские богословы XX века
- Англиканские богословы ХХ века
- Американские епископалы 21 века
- Американские богословы XXI века
- Англиканские богословы XXI века
- Учёные из Массачусетса
- Американские епископальные богословы
- Американские писательницы-феминистки
- Христианские богословы-феминистки
- Экотеология
- Члены епископальной церкви из Массачусетса
- Панентеисты
- Религиозные натуралисты
- Выпускники Смит-колледжа
- Преподаватели Университета Вандербильта
- Женщины-христианские богословы
- Писатели из Бостона
- Писатели из Куинси, Массачусетс
- Выпускники Йельской школы богословия