Jump to content

Салли МакФейг

Салли МакФейг
Макфейг
Рожденный ( 1933-05-25 ) 25 мая 1933 г.
Умер 15 ноября 2019 г. (15 ноября 2019 г.) (86 лет)
Национальность Американский
Другие имена Салли МакФейг ТеСелле
Супруги
  • ( м. 1959; дивизия 1976)
  • Джанет Коули
Академическое образование
Альма-матер
Научные консультанты Х. Ричард Нибур
Влияния
Академическая работа
Дисциплина Теология
Школа или традиция
Учреждения

Салли МакФейг (25 мая 1933 г. - 15 ноября 2019 г.) [ 1 ] [ 2 ] ) была американским христианским богословом- феминисткой , наиболее известной своим анализом того , как метафора лежит в основе того , как христиане могут говорить о Боге . Она применила этот подход, в частности, к экологическим проблемам, много писала о заботе о Земле, как если бы она была «телом» Бога. Она была заслуженным богословом в Ванкуверской теологической школе , Британская Колумбия , Канада.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Макфейг родился 25 мая 1933 года в Куинси , штат Массачусетс . Ее отец, Морис Грэм Макфейг, был оптометристом. Ее мать, Джесси Рид МакФейг, была домохозяйкой. У нее была сестра Морин (1929 г.р.). Макфейг получила степень бакалавра гуманитарных наук в области английской литературы в 1955 году в Смит-колледже и степень бакалавра богословия в Йельской богословской школе в 1959 году. Затем она получила степень магистра гуманитарных наук в Йельском университете в 1960 году и получила докторскую степень в области богословия. 1964 г. - в 1966 г. была опубликована переработанная версия ее докторской диссертации под названием «Литература и христианская жизнь» . Она получила степень LittD в колледже Смита в 1977 году.

В Йельском университете на нее глубоко повлияла диалектическая теология Карла Барта , но она получила важную новую перспективу от своего учителя Х. Рихарда Нибура с его «Оценкой заботы либерализма об опыте, относительности, символическом воображении и роли привязанностей». [ 3 ] На нее глубоко повлиял Гордон Кауфман .

Салли Макфейг была заслуженным богословом в Ванкуверской теологической школе, Британская Колумбия, Канада. [ 2 ] Она также была теологом в Объединенной церкви Данбара Райерсона в Ванкувере , Британская Колумбия . В течение тридцати лет она преподавала в Школе богословия Университета Вандербильта в Нэшвилле , штат Теннесси , где была профессором богословия-плотником. Она была членом Англиканской церкви Канады . [ 1 ]

Макфейг женился на Юджине ТеСелле в 1959 году. У них было двое детей: Элизабет (1962 г.р.) и Джон (1964 г.р.). Они развелись в 1976 году. Позже Макфейг женился на Джанет Коули, и они были вместе до смерти Макфейга.

Она умерла в Ванкувере 15 ноября 2019 года. [ 2 ]

Язык богословия

[ редактировать ]

Для Макфейга язык христианского богословия — это обязательно конструкция, созданная человеком, инструмент, позволяющий как можно лучше очертить природу и пределы нашего понимания Бога. По Макфейгу, то, что мы знаем о Боге, является конструкцией и должно пониматься как интерпретация: Бог как отец, как пастырь, как друг, но не что-либо из этого буквально. Хотя такие языковые привычки могут быть полезны (поскольку в западном мире, по крайней мере, люди больше привыкли думать о Боге лично, а не в абстрактных терминах). [ 4 ] : 21  ), они становятся сковывающими, когда утверждается, что Бог всегда и только (или преимущественно) такой.

Метафора как способ говорить о Боге

[ редактировать ]

Макфейг заметил: «Богословие - это по большей части вымысел». [ 5 ] : 11  но множество образов или метафор может и должно улучшить и обогатить наши модели Бога. Самое главное, новые метафоры могут помочь наполнить содержанием новые способы понимания Бога, подходящие «для нашего времени». [ 5 ] : 13  и более адекватные модели для решения этически неотложных задач, стоящих перед человечеством, в первую очередь задачи заботы об экологически хрупкой планете.

Макфейг заметил: «Мы создаем миры, в которых живем, но при этом забываем, что сделали это». [ 5 ] : 6  В этом свете ее работа понимается как «помощь в разоблачении упрощенных, абсолютистских представлений об объективности » по отношению к заявлениям языка о Боге. [ 6 ] И такие образы обычно не нейтральны: в понимании Макфейг (и многих теологов-феминисток) образы Бога обычно встроены в конкретную социо-культурную и политическую систему, такую ​​как патриархальная система, которую широко критикует феминистская теология — она утверждала, что « существуют личные, реляционные модели, которые подавлялись в христианской традиции из-за их социальных и политических последствий». [ 4 ] Но «фишка» успешной метафоры, будь то в науке или теологии, заключается в том, что она способна создать модель, которая, в свою очередь, может дать жизнь всеобъемлющей концепции или мировоззрению, которое выглядит как последовательное объяснение всего – выглядит как «реальность» или «истина». По мнению Макфейга, именно так комплекс «мужских» образов Бога долгое время функционировал на христианском Западе – но делал это таким образом, что это угнетало всех, кроме (привилегированных) мужчин. Итак, представление о Боге как «отце», «господине» или «царе» теперь, по-видимому, неизбежно вызывает в воображении гнетущие ассоциации «собственности», послушания и зависимости и, в свою очередь, диктует, сознательно или нет, целый комплекс отношений. реакции и поведение верующих теистов .

Источники новых метафор и моделей Макфейга

[ редактировать ]

Это понимание меняющейся природы языка по отношению к Богу лежит в основе подхода Макфейга к «строительным блокам», которые долгое время считались основополагающими для описания веры, прежде всего Священного Писания и традиции. Но ни один из них не является для Макфейга привилегированным источником разговоров о Боге — оба «подпадают под опыт». [ 5 ] : 42  и сами по-своему являются расширенными метафорами интерпретации или «отложениями» интерпретируемого опыта языкового сообщества». Опыт Иисуса – в частности, его притчи , общение за столом и служение исцеления – делает его богатым источником «дестабилизирующих, инклюзивных и неиерархических» метафор, которые христиане могли бы с пользой позаимствовать у него как парадигматической, «основополагающей фигуры». [ 5 ] : 136  Но он не все, что им нужно. Опыт мира и отношений Бога с ним должен дополнить эту иллюстрацию и по-новому интерпретировать ее в терминах и метафорах, актуальных для этих верующих, изменяя их представление о Боге и, таким образом, заботу о земле. Как заметил Макфейг: «мы берем от Иисуса то, что нам нужно, используя подсказки и намеки… для интерпретации спасения в наше время». [ 5 ] : 45 

Бог как мать

[ редактировать ]

Хотя Макфейг действительно использует библейские мотивы, ее развитие выходит далеко за рамки того, что они традиционно должны передавать. Она использовала и другие, такие как представление о мире как теле Бога, образ, использовавшийся ранней церковью, но который «отошел на второй план» (по словам британского богослова Дафны Хэмпсон) . [ 7 ] : 158  ), в поисках моделей, «соответствующих» нашим потребностям. Она подчеркнула, что все модели частичны и представляют собой мысленные эксперименты с недостатками: их нужно много, и они должны функционировать вместе. [ 8 ] В ее работе о Боге как матери, например, подчеркивалось, что Бог находится за пределами мужского и женского пола, признавая двойную опасность: преувеличение материнских качеств матери, приводящее к бесполезной эссенциализации Бога (и посредством переноса также и женщин) как заботливого и самолюбивого. -жертвоприношение; или сопоставление этого образа с образом отца, что бесполезно подчеркивает гендерную природу как мужских, так и женских образов Бога. Тем не менее, она увидела в этом и другие коннотации, которые, по ее мнению, помогают переосмыслить Бога с точки зрения метафоры матери.

В частности, Бог как мать ассоциируется с началом жизни, ее воспитанием и осуществлением. Эти ассоциации позволили Макфейгу исследовать, как создание космоса как чего-то, «воплощенного» из Бога, сохраняет гораздо более тесную связь между творцом и творением, чем традиционная модель, согласно которой мир создается ex nihilo и поддерживается Богом, дистанцированным и отделенным от Вселенной. создание. Однако та самая «мать», которая «оживляет» космос, заботится о нем с жестокой справедливостью, которая требует, чтобы все живое (не только человечество) получало свою долю заботы и средств к существованию Создателя в справедливой, экологической экономике, где все ее существа процветают. Для Макфейга Бог — это тот, «кто судит тех, кто препятствует благополучию и самореализации ее тела, нашего мира». [ 5 ] : 11 

Забота о творении – мир как тело Бога

[ редактировать ]

Из этой метафоры развилась другая: метафора мира (или космоса) как тела Бога. Макфейг подробно развил эту метафору в книге «Тело Бога: экологическая теология» . Цель его использования — «заставить нас видеть по-другому», «думать и действовать так, как будто тела имеют значение», и «изменить то, что мы ценим». [ 9 ] : VIII, 17 Если представить себе космос как тело Бога, то «мы никогда не встретим Бога бестелесным». [ 5 ] : 184  Это значит серьезно относиться к Богу в этом космосе, поскольку «творение — это самовыражение Бога». Точно так же мы должны серьезно относиться к своему собственному воплощению (и воплощению других тел): все сущее имеет общее начало и историю (как выразился Макфейг, «мы все сотворены из пепла мертвых звезд»). [ 9 ] : 44  ), и поэтому спасение – это спасение всех земных тел (не только человеческих) и в первую очередь о лучшей жизни на земле, а не в будущей жизни. Развивая дальнейшее развитие, Макфейг утверждал, что грех , с этой точки зрения, представляет собой оскорбление других частей «тела» (других видов или частей творения) и в этом смысле только против Бога, в то время как эсхатология посвящена лучшему телесному будущему. («Творение – место спасения, спасение – направление творения» [ 9 ] : 180  ), а не более бестелесный духовный. В этой метафоре Бог — не отдаленное существо, а само бытие, и эта характеристика заставила некоторых предположить, что теология Макфейга была формой монизма . Она отстаивала свои взгляды не как монисты, а как панентеисты . [ 9 ] : 47–55  Мир, рассматриваемый как тело Бога, сильно перекликается с феминистским и панентеистским акцентом на Боге как источнике всех отношений, в то время как понимание греха Макфейгом (как, по сути, несостоятельность отношений, позволяющее другим частям сотворенного порядка процветать без нашего контроля) также типично панентеист.

Анализ - природа и деятельность Бога в мысли Макфейга

[ редактировать ]

Панентеистическая теология Макфейга подчеркивала, что Бог глубоко вовлечен в мир (хотя и отличается от него) и заинтересован (как это видно, например, в жизни образцового Иисуса) видеть, как все это приводит к полному наслаждению богатством жизни, как это было изначально. задумано при творении. Это не всемогущий, всеведущий и неизменный Бог классического теизма и неоортодоксии: для Макфейга Бог не трансцендентен ни в каком смысле, который мы можем познать. Это побудило некоторых критиков задаться вопросом, оставляет ли нам теология Макфейга что-либо, что вообще можно было бы назвать Богом. Британский теолог Дафна Хэмпсон отмечает: «Чем больше я размышляю над этой книгой [ Модели Бога: теология для экологического, ядерного века ], тем менее я понимаю, что она теистическая». [ 7 ] : 160 

Богословие, в котором Бог как творец не выступает «против» творения, имеет тенденцию смещать фокус с Бога как личности. В котором Иисус является образцовой личностью, а не единственным носителем богоподобия. В ее богословии подчеркивается роль Духа , хотя маловероятно, что это уникальный дух Иисуса. Бог как Дух является не главным инициатором творения, а «наделяющим силой, продолжающимся дыханием жизни». [ 9 ] : 155 

Из этой метафоры о Боге, вовлеченном в мир, также следует, что традиционные представления о грехе и зле отбрасываются. Бог в такой степени является частью процесса «становления» мира и его сил или сущностей, что трудно говорить о « стихийных бедствиях » как о грехе: они — просто случайное (с точки зрения человеческих наблюдателей) испытание и -ошибочные пути развития мира. По мнению Макфейга, «в рамках этой расширенной перспективы мы больше не можем рассматривать зло только с точки зрения того, что приносит пользу или вред мне или моему виду. , благо одних неизбежно будет происходить за счет других». [ 9 ] : 175  И поскольку мир является телом Бога, зло происходит в Боге и по отношению к нему, а также по отношению к нам и остальному творению. [ 9 ] : 176 

Соответственно, представление о человеке, нуждающемся в Божьем спасении, является анахронизмом в мире, «из которого» этого человека больше не нужно спасать, а, скорее, «в котором» ему или ей нужно научиться жить взаимосвязанно и взаимозависимо. Искупление преуменьшается, хотя и не исключается: Макфейг, что характерно, подчеркивал, что оно «должно включать все измерения творения, а не только людей» и что оно является осуществлением этого творения, а не спасением от него. [ 6 ] Это, конечно, приводит к радикальному изменению значения креста и воскресения Иисуса, чье воскресение является прежде всего, если не исключительно, подтверждением продолжающегося человеческого воплощения. Также существует упор на реализованную, а не окончательную эсхатологию. Земля становится местом, «где мы пускаем свои корни», [ 9 ] : 211  и мы живем с «надеждой против надежды» [ 9 ] : 210  что все будут участвовать в воскресении всех тел. Однако Бог сейчас и постоянно находится с человечеством: мы находимся «внутри тела Бога, живем мы или умираем». [ 9 ]

Тревор Харт, богослов бартианской традиции , в рамках которой сама МакФейг помещала свои ранние работы, говорит, что ее подход, хотя и направлен на разработку образов, которые резонируют с «современным опытом связи с Богом», [ 10 ] показывает, что она «освобождается от якорей Писания и традиции» и обращается только к опыту и авторитету как к своим наставникам. Человеческие конструкции определяют, что она скажет о Боге; ее работа — это просто антропологизация. [ 7 ] : 159  Отсутствие трансцендентного элемента в ее работе критикуется Дэвидом Фергюссоном как «фиксированное на постхристианской траектории». [ 11 ]

Макфейг защищала свой подход как просто перефокусировку, «поворот глаз богословов от небес к земле». [ 6 ] Она настаивала на соответствующей теологии, «лучшем описании христианской веры в наши дни». [ 5 ] : 14  и напомнила нам, что ее подход был задуман не как план, а как набросок изменения отношения. [ 5 ] : 122 

Выберите библиографию

[ редактировать ]
  • Литература и христианская жизнь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета (1966) [ 12 ]
  • Говорение притчами: исследование метафоры и теологии . Филадельфия: Fortress Press (1975) [ 12 ]
  • Метафорическое богословие: модели Бога в религиозном языке . Филадельфия: Fortress Press (1982) [ 4 ]
  • Модели Бога: теология экологического, ядерного века . Филадельфия: Fortress Press (1987) [ 5 ]
  • Тело Бога: Экологическая теология . Миннеаполис: Fortress Press (1993) [ 9 ]
  • Супер-естественные христиане: как нам следует любить природу . Миннеаполис: Fortress Press (1997) [ 13 ]
  • Жизнь в изобилии: переосмысление теологии и экономики для планеты, находящейся в опасности (в поисках новой концепции) . Миннеаполис: Fortress Press (2000) [ 14 ]
  • Новый климат для теологии: Бог, мир и глобальное потепление . Миннеаполис: Fortress Press (2008) [ 15 ]
  • Блаженны потребители: изменение климата и практика сдержанности . Миннеаполис: Fortress Press (2013)
  • Новый климат для христологии: Кенозис, изменение климата и дружба с природой . Миннеаполис: Fortress Press (2021)
  1. ^ Перейти обратно: а б «Доктор Салли МакФейг: выдающийся резидент-богослов» . vst.edu . Ванкуверская школа богословия . Проверено 21 ноября 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «VST оплакивает потерю доктора Салли МакФейг» . Ванкуверская школа богословия . 15 ноября 2019 г. . Проверено 16 ноября 2019 г.
  3. ^ «Бостонская совместная энциклопедия западного богословия» . люди.bu.edu .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Макфейг, Салли (1982). Метафорическое богословие: модели Бога в религиозном языке . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-1687-1 . OCLC   8474963 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макфейг, Салли (1 августа 1987 г.). Модели Бога: теология экологического, ядерного века . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-2051-8 . OCLC   15198636 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Макфейг, Салли (2–9 января 1991 г.). «Земная теологическая повестка дня» . Христианский век. стр. 12–15. Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 г. - через Religion Online.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хэмпсон, Маргарет Дафна (1990). Теология и феминизм . Оксфорд, Великобритания: Б. Блэквелл. ISBN  0-631-14943-0 . ОСЛК   20560150 .
  8. ^ Макфейг, Салли (20–27 июля 1998 г.). «Мир как Тело Бога» . Христианский век. стр. 671–673 - через Religion Online.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макфейг, Салли (1 мая 1993 г.). Тело Бога: экологическая теология . Миннеаполис. ISBN  0-8006-2735-0 . ОСЛК   27380848 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Харт, Тревор (1989) Относительно Карла Барта: Очерки к чтению его теологии . Карлайл: Патерностер, 181
  11. ^ Фергюссон, Дэвид (1998) Космос и Создатель . Лондон: СПКК, 8.
  12. ^ Перейти обратно: а б Макфейг, Салли (8 апреля 1966 г.). Литература и христианская жизнь . Нью-Хейвен и Лондон. ISBN  0-300-00989-5 . OCLC   1221396620 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Макфейг, Салли (1997). Супер, естественные христиане: как нам следует любить природу . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-3076-9 . OCLC   36083599 .
  14. ^ Макфейг, Салли (2001). Жизнь в изобилии: переосмысление теологии и экономики для планеты, находящейся в опасности . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-3269-9 . OCLC   44502441 .
  15. ^ Макфейг, Салли (2008). Новый климат для теологии: Бог, мир и глобальное потепление . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN  978-0-8006-6271-4 . OCLC   156832303 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73f09f34b8ed552c9972ed01d64bc439__1708659360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/39/73f09f34b8ed552c9972ed01d64bc439.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sallie McFague - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)