Jump to content

Парадокс Джевонса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Гравюра с видом на Манчестер издалека: фабрики, дымовые трубы и дым.
Угольные заводы в Манчестере XIX века , Англия. Усовершенствованные технологии позволили углю стать топливом для промышленной революции , что значительно увеличило потребление угля.

В экономике парадокс Джевонса ( / ˈ ɛ v ə n z / ; иногда эффект Джевонса ) возникает, когда технологический прогресс увеличивает эффективность ( использования ресурса уменьшая количество, необходимое для любого одного использования), но падает стоимость Использование ресурсов вызывает увеличение спроса настолько, что использование ресурсов увеличивается, а не сокращается. [1] [2] [3] Правительства обычно предполагают, что повышение эффективности приведет к снижению потребления ресурсов , игнорируя возможность возникновения парадокса. [4]

В 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс заметил, что технологические усовершенствования, повысившие эффективность использования угля, привели к увеличению потребления угля в широком спектре отраслей промышленности. Он утверждал, что, вопреки распространенному мнению, нельзя полагаться на технологический прогресс для снижения потребления топлива. [5] [6]

Этот вопрос был вновь рассмотрен современными экономистами, изучающими эффекты восстановления потребления в результате повышения энергоэффективности . Помимо сокращения количества, необходимого для данного использования, повышение эффективности также снижает относительную стоимость использования ресурса, что увеличивает спрос на него. Это может противодействовать (в некоторой степени) сокращению использования из-за повышения эффективности. Кроме того, повышение эффективности увеличивает реальные доходы и ускоряет экономический рост , что еще больше увеличивает спрос на ресурсы. Парадокс Джевонса возникает, когда преобладает эффект увеличения спроса, а повышение эффективности приводит к более быстрому использованию ресурсов. [6]

Ведутся серьезные споры о масштабах восстановления энергоэффективности и значимости парадокса Джевонса для энергосбережения . может оказаться обреченным на провал . Некоторые отвергают этот эффект, в то время как другие опасаются, что стремление к устойчивому развитию за счет повышения энергоэффективности [4] Некоторые экономисты-экологи предлагают, чтобы повышение эффективности сочеталось с природоохранной политикой, которая сохраняет стоимость использования на том же уровне (или выше), чтобы избежать парадокса Джевонса. [7] Политика сохранения, которая увеличивает стоимость использования (например, ограничение и торговля или экологические налоги ), может использоваться для контроля эффекта отскока. [8]

История [ править ]

Гравюра Уильяма Стэнли Джевонса
Уильям Стэнли Джевонс , в честь которого назван эффект

Парадокс Джевонса был впервые описан английским экономистом Уильямом Стэнли Джевонсом в его книге «Угольный вопрос» 1865 года . Джевонс заметил, что в Англии потребление угля резко возросло после того, как Джеймс Уатт представил паровой двигатель Уатта , который значительно повысил эффективность угольного парового двигателя по сравнению с Томаса Ньюкомена более ранней конструкцией . Инновации Уатта сделали уголь более экономичным источником энергии, что привело к более широкому использованию парового двигателя в широком спектре отраслей промышленности. Это, в свою очередь, привело к увеличению общего потребления угля, несмотря на то, что количество угля, необходимое для какого-либо конкретного применения, сократилось. Джевонс утверждал, что повышение эффективности использования топлива имеет тенденцию увеличивать (а не уменьшать) потребление топлива, написав: «Предполагать, что экономное использование топлива эквивалентно уменьшению потребления, — это путаница идей. На самом деле это как раз обратное». [5]

В то время многие в Британии беспокоились, что запасы угля быстро истощаются, но некоторые эксперты полагали, что совершенствование технологий приведет к сокращению потребления угля. Джевонс утверждал, что эта точка зрения неверна, поскольку дальнейшее повышение эффективности приведет к увеличению использования угля. Следовательно, совершенствование технологии приведет к увеличению скорости истощения угольных месторождений Англии, и на него нельзя полагаться для решения проблемы. [5] [6]

Хотя Джевонс первоначально сосредоточился на угле, с тех пор эта концепция была распространена на другие ресурсы, например, на использование воды . [9] Парадокс Джевонса также встречается в социогидрологии , в парадоксе безопасного развития, называемом эффектом резервуара , где строительство водохранилища для снижения риска нехватки воды может вместо этого усугубить этот риск, поскольку увеличение доступности воды приводит к большему развитию и, следовательно, к увеличению количества воды. потребление воды. [10]

Причина [ править ]

Диаграмма, показывающая неглубокую кривую спроса, где падение цены со 100 до 80 долларов приводит к увеличению количества с 10 до 14.
Эластичный спрос : увеличение эффективности на 20% приводит к увеличению поездок на 40%. Расход топлива увеличивается и возникает парадокс Джевонса.
Диаграмма, показывающая крутую кривую спроса, где падение цены со 100 до 80 долларов приводит к увеличению количества с 10 до 11.
Неэластичный спрос : увеличение эффективности на 20% приводит к увеличению поездок на 10%. Парадокса Джевонса не происходит.

Экономисты заметили, что потребители склонны путешествовать больше, когда их автомобили более экономичны, что приводит к «восстановлению» спроса на топливо. [11] Повышение эффективности использования ресурса (например, топлива) приводит к снижению стоимости использования этого ресурса, если измерять его с точки зрения того, чего он может достичь (например, путешествия). Вообще говоря, уменьшение стоимости (или цены) товара или услуги приведет к увеличению требуемого количества ( закон спроса ). При более низких затратах на поездки потребители будут путешествовать больше, увеличивая спрос на топливо. Это увеличение спроса известно как эффект отскока , и оно может быть или не быть достаточно большим, чтобы компенсировать первоначальное снижение потребления топлива из-за повышения эффективности. Парадокс Джевонса возникает, когда эффект отскока превышает 100%, превышая первоначальный прирост эффективности. [6]

Размер прямого эффекта отскока зависит от ценовой эластичности спроса на товар. [12] На совершенно конкурентном рынке, где топливо является единственным используемым ресурсом, если цена на топливо остается постоянной, но эффективность увеличивается вдвое, эффективная цена поездки уменьшится вдвое (можно купить вдвое больше поездок). Если в ответ объем приобретенных поездок увеличится более чем вдвое (т.е. спрос эластичен по цене ), то потребление топлива увеличится и произойдет парадокс Джевонса. Если спрос неэластичен по цене, объем приобретенных поездок сократится более чем вдвое, а потребление топлива уменьшится. Однако товары и услуги обычно используют более одного типа ресурсов (например, топливо, рабочая сила, оборудование), и на цену могут влиять и другие факторы, помимо стоимости ресурсов. Эти факторы имеют тенденцию уменьшать эффект отскока, делая возникновение парадокса Джевонса менее вероятным. [6]

- Постулат Брукса Хаззума

В 1980-х годах экономисты Дэниел Хаззум и Леонард Брукс вновь обратились к парадоксу Джевонса на примере использования энергии обществом . Брукс, тогдашний главный экономист Управления по атомной энергии Великобритании , утверждал, что попытки сократить потребление энергии за счет повышения энергоэффективности просто повысят спрос на энергию в экономике в целом. Хаззум сосредоточился на более узком вопросе: возможность восстановления игнорировалась в обязательных стандартах производительности для бытовой техники, установленных Калифорнийской энергетической комиссией . [13] [14]

В 1992 году экономист Гарри Сондерс назвал гипотезу о том, что повышение энергоэффективности приводит к увеличению (а не снижению) энергопотребления, постулатом Хаззума-Брукса и утверждал, что эта гипотеза широко поддерживается неоклассической теорией роста (основная экономическая теория капитала). накопление , технологический прогресс и долгосрочный экономический рост). Сондерс показал, что постулат Хаззума-Брукса встречается в неоклассической модели роста при широком диапазоне допущений. [13] [15]

По словам Сондерса, повышение энергоэффективности приводит к увеличению потребления энергии двумя способами. Во-первых, повышение энергоэффективности делает использование энергии относительно более дешевым, тем самым способствуя увеличению ее потребления (прямой эффект отскока). Во-вторых, повышение энергоэффективности увеличивает реальные доходы и приводит к ускорению экономического роста, что приводит к увеличению потребления энергии во всей экономике. На микроэкономическом уровне (если рассматривать отдельный рынок), даже с учетом эффекта отскока, повышение энергоэффективности обычно приводит к снижению энергопотребления. [16] То есть эффект отскока обычно меньше 100%. Однако на макроэкономическом уровне более эффективная (и, следовательно, сравнительно дешевая) энергия приводит к более быстрому экономическому росту, что увеличивает потребление энергии во всей экономике. Сондерс утверждал, что, принимая во внимание как микроэкономические, так и макроэкономические эффекты, технологический прогресс, повышающий энергоэффективность, будет иметь тенденцию к увеличению общего энергопотребления. [13]

Политика энергосбережения [ править ]

Джевонс предупредил, что повышение эффективности использования топлива имеет тенденцию к увеличению потребления топлива. Однако это не означает, что повышение эффективности использования топлива бесполезно, если возникает парадокс Джевонса; Более высокая топливная экономичность обеспечивает большую производительность и более высокое качество жизни . [17] Например, более эффективный паровой двигатель позволил удешевить транспортировку товаров и людей, что способствовало промышленной революции . Тем не менее, если постулат Хаззума-Брукса верен, повышение эффективности использования топлива само по себе не снизит темпы истощения запасов ископаемого топлива . [13]

Ведутся серьезные споры о том, верен ли постулат Хаззума-Брукса и о значимости парадокса Джевонса для энергосбережения политики . Большинство правительств, защитников окружающей среды и НПО проводят политику, направленную на повышение эффективности, считая, что эта политика снизит потребление ресурсов и уменьшит экологические проблемы. Другие, в том числе многие экономисты-экологи , сомневаются в этой «стратегии эффективности» в отношении устойчивости и обеспокоены тем, что повышение эффективности может на самом деле привести к увеличению производства и потребления. Они считают, что для снижения использования ресурсов повышение эффективности должно сочетаться с другими политиками, ограничивающими использование ресурсов. [4] [15] [18] Однако другие экономисты-экологи утверждают, что, хотя парадокс Джевонса может возникнуть в некоторых ситуациях, эмпирические доказательства его широкой применимости ограничены. [19]

Парадокс Джевонса иногда используется, чтобы доказать, что усилия по сохранению энергии бесполезны, например, что более эффективное использование нефти приведет к увеличению спроса и не замедлит приход или последствия пика добычи нефти . Этот аргумент обычно преподносится как причина не принимать экологическую политику или не добиваться экономии топлива (например, если автомобили более эффективны, это просто приведет к большему количеству водителей). [20] [21] Против этого аргумента было выдвинуто несколько аргументов. Во-первых, в контексте зрелого рынка, такого как рынок нефти в развитых странах, прямой эффект отскока обычно невелик, и поэтому повышение эффективности использования топлива обычно снижает потребление ресурсов, при этом другие условия остаются постоянными. [11] [16] [22] Во-вторых, даже если повышение эффективности не приведет к снижению общего количества используемого топлива, остаются и другие преимущества, связанные с повышением эффективности. Например, повышение эффективности использования топлива может смягчить рост цен, дефицит и сбои в мировой экономике, связанные с истощением запасов сырой нефти. [23] В-третьих, экономисты-экологи отмечают, что использование топлива однозначно снизится, если повышение эффективности будет сочетаться с мерами вмешательства (например, налогом на топливо ), которые сохранят стоимость использования топлива на том же уровне или выше. [7]

Парадокс Джевонса указывает на то, что повышение эффективности само по себе не может привести к сокращению потребления топлива и что устойчивая энергетическая политика должна опираться также на другие виды государственного вмешательства. [8] Поскольку введение природоохранных стандартов или другие меры государственного вмешательства, повышающие стоимость использования, не демонстрируют парадокса Джевонса, их можно использовать для контроля эффекта отскока. [8] Чтобы гарантировать, что технологические усовершенствования, повышающие эффективность, сокращают потребление топлива, повышение эффективности может сочетаться с вмешательством правительства, которое снижает спрос (например, экологические налоги , ограничения и торговля или более высокие стандарты выбросов ). Экономисты -экологи Матис Вакернагель и Уильям Рис предложили, чтобы любая экономия средств от повышения эффективности «облагалась налогом или иным образом выводилась из дальнейшего экономического оборота. Предпочтительно, чтобы они были использованы для реинвестирования в природного капитала ». восстановление [7] Смягчая экономические последствия государственного вмешательства, направленного на продвижение экологически устойчивой деятельности, технологический прогресс, повышающий эффективность, может сделать введение этих мер более приемлемым и более вероятным для реализации. [24] [25] [26]

Другие примеры [ править ]

Сельское хозяйство [ править ]

Увеличение урожайности сельскохозяйственной культуры, например пшеницы, на определенной площади приведет к уменьшению площади, необходимой для достижения того же общего урожая. Однако повышение эффективности может сделать выращивание пшеницы более прибыльным и побудить фермеров переоборудовать землю для производства пшеницы, тем самым вместо этого увеличив землепользование. [27]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бауэр, Диана; Папп, Кэтрин (18 марта 2009 г.). «Перспективы обзора книги: парадокс Джевонса и миф о повышении эффективности использования ресурсов» . Устойчивое развитие: наука, практика и политика . 5 (1). дои : 10.1080/15487733.2009.11908028 .
  2. ^ Йорк, Ричард; МакГи, Джулиус Александр (2 января 2016 г.). «Понимание парадокса Джевонса» . Экологическая социология . 2 (1): 77–87. Бибкод : 2016EnvSo...2...77Y . дои : 10.1080/23251042.2015.1106060 . S2CID   156762601 .
  3. ^ Йорк, Ричард (2006). «Экологические парадоксы: Уильям Стэнли Джевонс и безбумажный офис» (PDF) . Обзор экологии человека . 13 (2): 143–147 . Проверено 5 мая 2015 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Олкотт, Блейк (июль 2005 г.). «Парадокс Джевонса». Экологическая экономика . 54 (1): 9–21. Бибкод : 2005EcoEc..54....9A . doi : 10.1016/j.ecolecon.2005.03.020 . hdl : 1942/22574 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джевонс, Уильям Стэнли (1866). «VII» . Угольный вопрос (2-е изд.). Лондон: Макмиллан и компания . ISBN  978-1-78987-646-8 . ОСЛК   464772008 . Проверено 21 июля 2008 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Олкотт, Блейк (2008). «Исторический обзор парадокса Джевонса в литературе». В Дж. М. Полимени; К. Маюми; М. Джампьетро (ред.). Парадокс Джевонса и миф о повышении эффективности использования ресурсов . Скан Земли. стр. 7–78 . ISBN  978-1-84407-462-4 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вакернагель, Матис; Рис, Уильям (1997). «Перцептивные и структурные барьеры для инвестирования в природный капитал: экономика с точки зрения экологического следа». Экологическая экономика . 20 (3): 3–24. Бибкод : 1997EcoEc..20....3W . дои : 10.1016/S0921-8009(96)00077-8 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрейре-Гонсалес, Хауме; Пуч-Вентоза, Игнаси (2015). «Политика энергоэффективности и парадокс Джевонса» . Международный журнал энергетической экономики и политики . 5 (1): 69–79 . Проверено 29 мая 2015 г.
  9. ^ Дюмон, А.; Мэр, Б.; Лопес-Ганн, Э. (2013). «Является ли эффект отскока или парадокс Джевонса полезной концепцией для лучшего управления водными ресурсами? Результаты процесса модернизации ирригации в Испании» . Водные процессии . 1 : 64–76. Бибкод : 2013AqPro...1...64D . дои : 10.1016/j.aqpro.2013.07.006 .
  10. ^ Ди Бальдасарре, Джулиано; Вандерс, Нико; АгаКучак, Амир; Куил, Линда; Рейнджкрофт, Салли; Вельдкамп, Тед И.Э.; Гарсия, Маргарет; ван Оэль, Питер Р.; Брейнл, Корбиниан; Ван Лун, Энн Ф. (ноябрь 2018 г.). «Нехватка воды усугубляется эффектами водохранилища» . Устойчивость природы . 1 (11): 617–622. Бибкод : 2018Ночь... 1..617D дои : 10.1038/ s41893-018-0159-0 ISSN   2398-9629 . S2CID   134508048 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смолл, Кеннет А.; Курт Ван Дендер (21 сентября 2005 г.). «Влияние повышения экономии топлива на пройденное транспортным средством количество миль: оценка эффекта отскока с использованием данных штата США, 1966–2001 гг.» . Политика и экономика . Проверено 1 сентября 2010 г.
  12. ^ Чан, Натан В.; Джиллингем, Кеннет (1 марта 2015 г.). «Микроэкономическая теория эффекта отскока и ее последствия для благосостояния». Журнал Ассоциации экономистов по окружающей среде и ресурсам . 2 (1): 133–159. дои : 10.1086/680256 . ISSN   2333-5955 . S2CID   3681642 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сондерс, Гарри Д. (октябрь 1992 г.). «Постулат Хаззума-Брукса и неоклассический рост». Энергетический журнал . 13 (4): 131–148. doi : 10.5547/ISSN0195-6574-EJ-Vol13-No4-7 . JSTOR   41322471 . S2CID   154484026 .
  14. ^ Херринг, Гораций (19 июля 1999 г.). «Энергоэффективность экономит энергию? Споры и их последствия». Прикладная энергетика . 63 (3): 209–226. Бибкод : 1999ApEn...63..209H . дои : 10.1016/S0306-2619(99)00030-6 . ISSN   0306-2619 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соррелл, Стив (апрель 2009 г.). «Возвращение к парадоксу Джевонса: доказательства обратного результата повышения энергоэффективности». Энергетическая политика . 37 (4): 1456–1469. Бибкод : 2009EnPol..37.1456S . дои : 10.1016/j.enpol.2008.12.003 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грининг, Лорна; Дэвид Л. Грин; Кармен Дифиглио (2000). «Энергоэффективность и потребление - эффект отскока - исследование». Энергетическая политика . 28 (6–7): 389–401. Бибкод : 2000EnPol..28..389A . дои : 10.1016/S0301-4215(00)00021-5 .
  17. ^ Райан, Лиза; Кэмпбелл, Нина (2012). «Распространение сети: многочисленные преимущества повышения энергоэффективности» . Энергетические документы МЭА . дои : 10.1787/20792581 . Проверено 5 июня 2015 г.
  18. ^ Оуэн, Дэвид (20 декабря 2010 г.). «Анналы защиты окружающей среды: дилемма эффективности» . Житель Нью-Йорка . стр. 78–.
  19. ^ Джиллингем, Кеннет; Котчен, Мэтью Дж.; Рэпсон, Дэвид С.; Вагнер, Гернот (23 января 2013 г.). «Энергетическая политика: эффект отскока преувеличен» . Природа . 493 (7433): 475–476. Бибкод : 2013Natur.493..475G . дои : 10.1038/493475a . ISSN   0028-0836 . ПМИД   23344343 . S2CID   3220092 .
  20. ^ Поттер, Эндрю (13 февраля 2007 г.). «Дизайн, благоприятный для планеты? Ба, вздор» . Маклина . 120 (5): 14. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
  21. ^ Штрассель, Кимберли А. (17 мая 2001 г.). «Сохранение отходов энергетики» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 13 ноября 2005 г. Проверено 31 июля 2009 г.
  22. ^ Готтрон, Фрэнк (30 июля 2001 г.). «Энергоэффективность и эффект отскока: снижает ли повышение эффективности спрос?» (PDF) . Национальный совет по науке и окружающей среде . Проверено 24 февраля 2012 г.
  23. ^ Хирш, РЛ; Бездек Р.; и Вендлинг Р. (2006). «Пик мировой добычи нефти и его смягчение» . Журнал Айше . 52 (1): 2–8. Бибкод : 2006AIChE..52....2H . дои : 10.1002/aic.10747 .
  24. ^ Лайтнер, Джон А.; Де Канио, Стивен Дж.; Питерс, Ирен (2003). Включение поведенческих, социальных и организационных явлений в оценку вариантов смягчения последствий изменения климата . Достижения в исследованиях глобальных изменений. Том. 8. стр. 1–64. дои : 10.1007/0-306-48160-X_1 . ISBN  978-0-7923-6802-1 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  25. ^ Фрейре-Гонсалес, Хауме (1 февраля 2021 г.). «Управление парадоксом Джевонса: политика и системные альтернативы, позволяющие избежать эффекта отскока» . Энергетические исследования и социальные науки . 72 : 101893. Бибкод : 2021ERSS...7201893F . дои : 10.1016/j.erss.2020.101893 . S2CID   234020339 .
  26. ^ Сиами, Навид; Винтер, Ральф А. (1 сентября 2021 г.). «Возвращение к парадоксу Джевонса: последствия изменения климата» . Письма по экономике . 206 : 109955. doi : 10.1016/j.econlet.2021.109955 .
  27. ^ «Дроны, посевы и парадокс Джевонса» . Центр общества, технологий и ценностей . 22 августа 2016 г. Проверено 12 мая 2022 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf3f250c165e046015cc6153db8a7d32__1712393400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/32/bf3f250c165e046015cc6153db8a7d32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jevons paradox - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)