Закон спроса

В микроэкономике закон спроса является фундаментальным принципом, который гласит, что существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса. Другими словами, «при прочих равных цены товара ( условиях по мере увеличения ↑) объем спроса будет уменьшаться (↓) ; и наоборот, по мере снижения цены товара (↓) объем спроса будет увеличиваться (↑ ) ) ». [1] Альфред Маршалл сформулировал это так: «Когда мы говорим, что спрос человека на что-либо увеличивается, мы имеем в виду, что он будет покупать больше этого, чем раньше, по той же цене, и что он будет покупать столько же, сколько и раньше, по более высокой цене». цена". [2] Однако закон спроса делает только качественное утверждение в том смысле, что он описывает направление изменения величины требуемого количества, но не величину изменения.
Закон спроса представлен графиком, называемым кривой спроса , где объем спроса отложен по оси X, а цена — по оси Y. Кривые спроса имеют нисходящий наклон по определению закона спроса. Закон спроса также работает вместе с законом предложения, определяя эффективное распределение ресурсов в экономике через равновесную цену и количество .
Важно отметить, что соотношение между ценой и объемом спроса сохраняется до тех пор, пока оно соблюдается при прочих равных условиях: объем спроса изменяется обратно пропорционально цене, когда доход и цены на другие товары остаются постоянными. [3] Если все остальные условия не равны, закон спроса не обязательно будет выполняться. [4] В реальном мире существует множество факторов, определяющих спрос, помимо цены, например, цены на другие товары, доход потребителя, предпочтения и т. д. [5] Есть также исключения из закона спроса, такие как товары Гиффена и совершенно неэластичные товары.
Обзор [ править ]
Экономист Альфред Маршалл представил наглядную иллюстрацию закона спроса. [2] Эта графическая иллюстрация до сих пор используется для определения и объяснения множества других концепций и теорий в экономике. Простое объяснение закона спроса состоит в том, что при прочих равных условиях при более высокой цене потребитель будет требовать меньшего количества товара, и наоборот. Закон спроса применим к различным организационным и деловым ситуациям. Примерами могут служить определение цен, формирование государственной политики и т.д. [6] Вместе с законом предложения закон спроса обеспечивает нам равновесную цену и количество. Более того, закон спроса и предложения объясняет, почему товары оцениваются на таком уровне, на каком они есть. Они также помогают нам определить возможности для покупки товаров или активов, которые кажутся заниженными (или продажи по завышенной цене). [7]
На закон спроса в значительной степени опирается управленческая экономика, которая представляет собой отрасль экономики, которая применяет микроэкономический анализ к принятию управленческих решений для принятия обоснованных решений по ценообразованию, производству и маркетинговым стратегиям. В этом контексте понимание альтернативных факторов, влияющих на закон спроса, становится решающим для менеджеров и лиц, принимающих решения. [8]
- Эффект дохода : Эффект дохода — это изменение количества спроса на товар или услугу в результате изменения покупательной способности потребителей. Когда цены растут, покупательная способность потребителей снижается, что приводит к снижению объема спроса. И наоборот, снижение цен увеличит покупательную способность и приведет к увеличению объема спроса.
- Эффект замещения : Эффект замещения – это изменение количества спроса на товар или услугу вследствие изменения относительных цен на товары-заменители. Когда цена товара увеличивается, потребители могут переключить свое потребление на относительно более дешевые товары-заменители, что приведет к снижению спроса на исходный товар.
- Ценовые ожидания. Ожидания потребителей относительно будущих цен могут повлиять на их текущий спрос на товары или услуги. Если потребители ожидают, что цены вырастут в будущем, они могут увеличить свое текущее потребление, чтобы избежать повышения цен в будущем. И наоборот, если они ожидают падения цен, они могут задержать потребление, что приведет к снижению объема спроса.
- Размер рынка и демография . Размер рынка и его демография также могут влиять на закон спроса. Изменения численности населения, возрастного распределения и уровня доходов могут повлиять на общий спрос на товары или услуги, тем самым влияя на соотношение между ценой и объемом спроса.
Важным понятием, которое следует усвоить из закона спроса, является разница между спросом и требуемым количеством. Спрос относится к кривой спроса . На изменение спроса указывает сдвиг кривой спроса. С другой стороны, величина спроса относится к определенной точке кривой спроса, которая соответствует определенной цене. Таким образом, изменение величины спроса означает движение вдоль существующей кривой спроса. Однако из закона спроса есть некоторые исключения. Например, если цена на сигареты растет, спрос на них не снижается. Исключения из закона спроса обычно подходят для товаров Гиффена и товаров Веблена, что более подробно объясняется ниже.
Четырьмя основными типами эластичности спроса являются ценовая эластичность спроса, перекрестная эластичность спроса, эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по рекламе. [3]
История [ править ]
Знаменитый закон спроса был впервые сформулирован Шарлем Давенаном (1656-1714) в его эссе «Вероятные методы обеспечения выгоды людей в торговом балансе (1699)». [9] Однако случаи его понимания и использования были гораздо раньше, когда Грегори Кинг (1648-1712) продемонстрировал закон спроса. Он представил взаимосвязь между ценой на пшеницу и урожаем, где результаты показали, что если урожай упадет на 50%, цена вырастет на 500%. Эта демонстрация проиллюстрировала закон спроса, а также его эластичность. [10]
Перейдя в 1890 год, экономист Альфред Маршалл задокументировал графическую иллюстрацию закона спроса. [2] В «Принципах экономики» (1890 г.) Альфред Маршалл согласовал спрос и предложение в единой аналитической системе. Формулировка кривой спроса обеспечивалась теорией полезности, а кривая предложения определялась издержками. Эту идею кривой спроса и предложения мы до сих пор используем для разработки рыночного равновесия и поддержки множества других экономических теорий и концепций. Благодаря общему согласию с этим наблюдением, экономисты пришли к выводу о действительности закона в большинстве ситуаций. Экономист также считает Альфреда Маршалла пионером стандартных диаграмм спроса и предложения и их использования в экономическом анализе, включая приложения в области социального обеспечения и потребительского излишка. [10]

Математическое описание [ править ]
Рассмотрим функцию , где какое количество товара требуется , – функция спроса , это цена товара и список параметров, отличных от цены.
Закон спроса гласит, что . Здесь — оператор частной производной . [1]
Приведенное выше уравнение, построенное с учетом требуемого количества ( ) на -ось и цена ( ) на По оси - кривая спроса , также известная как график спроса. Кривая спроса имеет нисходящий наклон, иллюстрируя обратную зависимость между объемом спроса и ценой. Следовательно, нисходящая кривая спроса воплощает в себе закон спроса.
Более конкретно: [3]
Это функциональная зависимость, при которой количество, требуемое потребителем, зависит от цены товара , денежный доход потребителя , цены на другие товары и вкус потребителя .
Другой распространенный способ выразить закон спроса без навязывания функциональной формы заключается в следующем: [11]
Эта формула утверждает, что для всех возможных цен p' и p и соответствующих требований x' и x цены и спрос должны двигаться в противоположных направлениях, т.е. по мере роста цен спрос должен уменьшаться, и наоборот. Обратите внимание, что потребности представляют собой пакеты потребностей , а не отдельные потребности. Спрос на один товар все еще может увеличиться, даже если его цена также увеличилась, если существует другой товар, цена которого выросла и который в достаточной степени заменен. Если товар i является товаром Гиффена, цена которого увеличивается, в то время как цены других товаров остаются фиксированными (так что ), закон спроса явно нарушен, так как у нас есть и то, и другое. (по мере увеличения цены) и (поскольку мы считаем товаром Гиффена), так что .
Спрос и требуемое количество [ править ]
Очень важно понимать разницу между спросом и требуемым количеством, поскольку на экономическом жаргоне они используются для обозначения разных вещей.
С одной стороны, спрос относится к кривой спроса . Изменения спроса графически изображаются сдвигом кривой спроса влево или вправо. [1] Изменения кривой спроса обычно вызываются пятью основными факторами, а именно: количеством покупателей, потребительским доходом, вкусами или предпочтениями, ценой сопутствующих товаров и будущими ожиданиями.

С другой стороны, объем спроса относится к определенной точке, расположенной на кривой спроса, которая соответствует определенной цене. Таким образом, объем спроса представляет собой точное количество товара или услуги, требуемое потребителем по определенной цене, зависящее от других определяющих факторов. Об изменении величины спроса может свидетельствовать движение вдоль существующей кривой спроса, вызванное только изменением цены.
Например, давайте возьмем пример рынка жилья. Увеличение или снижение цен на жилье не сдвинет кривую спроса, а скорее вызовет движение вдоль кривой спроса на жилье, т.е. изменение количества спроса. Но если мы посмотрим на ставки по ипотеке (фактор, отличный от цены), даже если цены на жилье останутся неизменными, повышение ставки по ипотечным кредитам приведет к снижению готовности покупать по любой цене, сдвигая кривую спроса влево. Потребители будут покупать меньше, хотя цена останется той же. [12] С другой стороны, более низкая ставка по ипотечным кредитам приводит к более высокой готовности покупать по любой цене и в конечном итоге смещает кривую спроса вправо. [13] Потребители теперь будут покупать больше, хотя цена совсем не изменилась. [12] Такое изменение спроса можно объяснить эластичностью спроса.
спроса Эластичность
Эластичность спроса относится к чувствительности спроса на товары по сравнению с колебаниями других экономических факторов, таких как цена, доход и т. д. Закон спроса объясняет, что взаимосвязь между спросом и ценой прямо обратная. Однако спрос на некоторые товары более восприимчив к изменению цены, чем на другие. Существует четыре основных эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по рекламе. [3]
Ценовая эластичность спроса [ править ]
Изменение спроса в зависимости от изменения цены известно как ценовая эластичность спроса . Формула для расчета коэффициента ценовой эластичности спроса представляет собой процентное изменение количества спроса, деленное на процентное изменение цены.
Ценовая эластичность спроса может быть классифицирована как эластичная, неэластичная или унитарная. Эластичный спрос возникает, когда процентное изменение объема спроса превышает процентное изменение цены. Это означает, что небольшое изменение цены приводит к значительному изменению объема спроса. Неэластичный спрос возникает, когда процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены. Унитарная эластичность возникает, когда процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, включают наличие товаров-заменителей, долю доходов, расходуемых на товар, характер товара (независимо от того, является ли он необходимостью или роскошью), а также рассматриваемый временной горизонт. [14]
спроса эластичность Перекрестная
Перекрестная эластичность спроса — это экономическая концепция, которая измеряет относительное изменение спроса на товар, когда цена на другой товар меняется. Формула для расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса рассчитывается путем деления процентного изменения количества спроса на товар А на процентное изменение цены товара Б.
Перекрестная эластичность спроса, также часто называемая перекрестной ценовой эластичностью спроса, позволяет компаниям устанавливать конкурентоспособные цены на товары-заменители и дополняющие товары . Таким образом, метрическая цифра, полученная с помощью уравнения, определяет силу как взаимоотношений, так и конкуренции между двумя товарами. [15]
спроса доходу Эластичность по
Эластичность спроса по доходу — это инструмент экономического измерения, разработанный для измерения чувствительности спроса на количество товаров при изменении реального дохода потребителя. Чтобы рассчитать эластичность спроса по доходу, процентное изменение количества спроса делится на процентное изменение доходов потребителей.
Эластичность спроса по доходу позволяет предприятиям анализировать и дополнительно прогнозировать влияние деловых циклов на общий объем продаж. [16] Таким образом, эластичность спроса по доходу позволяет разделить товары на нормальные и некачественные товары . Положительное измерение предполагает, что товар является нормальным товаром, а отрицательное измерение предполагает, что товар является товаром низкого качества. Эластичность спроса по доходу эффективно отражает представление потребителей о том, является ли товар роскошью или необходимостью.
Эластичность спроса по рекламе [ править ]
Эластичность спроса по рекламе измеряет эффективность рекламной кампании с точки зрения создания новых продаж. Чтобы рассчитать эластичность спроса по рекламе, процентное изменение количества спроса делится на процентное изменение расходов на рекламу. [17]
Бизнес использует эластичность спроса на рекламу для измерения эффективности рекламы в создании новых продаж. Положительная эластичность указывает на успех рекламы, поскольку спрос на товары увеличился. Однако это измерение также зависит от наличия заменителей, поведения потребителей и цен на рекламируемый товар. [17]
Исключения из закона спроса [ править ]
Эластичность спроса подчиняется закону спроса и его определению. Однако существуют товары и конкретные ситуации, которые бросают вызов закону спроса. Как правило, величина спроса на товар увеличивается с уменьшением цены на товар, и наоборот. В некоторых случаях это может быть неправдой. Есть определенные товары, которые не подчиняются закону спроса. К ним относятся товары Гиффена , товары Веблена , основные или необходимые товары и ожидания будущих изменений цен. Дополнительные исключения и подробности приведены в разделах ниже:
Товары Гиффена [ править ]
Первоначально предложенный сэром Робертом Гиффеном , экономисты расходятся во мнениях относительно существования товаров Гиффена на рынке. Товар Гиффена описывает товар низшего качества, который с ростом цены увеличивает спрос на продукт. Например, во время Великого голода в Ирландии 19 века картофель считался товаром Гиффена. Картофель был основным продуктом питания ирландцев, поэтому рост цен оказал большое влияние на доходы. В ответ люди отказались от предметов роскоши, таких как мясо и овощи, и вместо этого стали покупать больше картофеля. Следовательно, по мере роста цен на картофель увеличивался и объем спроса. [18] Это приводит к восходящему наклону кривой спроса, что противоречит фундаментальному закону спроса. [19]
Товары Гиффена нарушают закон спроса из-за того, что эффект дохода доминирует над эффектом замещения . Это можно проиллюстрировать уравнением Слуцкого для изменения собственной цены товара:
Первое слагаемое в правой части представляет собой эффект замещения, который всегда отрицателен. Второе слагаемое в правой части — это эффект дохода, который может быть положительным или отрицательным. Для товаров низшего качества это отрицательное значение, поэтому вычитание этого значения означает добавление его положительного абсолютного значения. Непроизводный компонент эффекта дохода является мерой существующего спроса потребителя на товар. Это означает, что если потребитель тратит большую часть своего дохода на товар худшего качества, то повышение цены может привести к тому, что эффект дохода будет доминировать над спросом потребителя на товар. эффект замещения. Это приводит к положительной частной производной спроса на товар по его цене, что нарушает закон спроса.
Ожидание изменения цены товара [ править ]
Если рост цены на товар заставляет домохозяйства ожидать дальнейшего роста цены на товар, они могут начать покупать большее количество товара даже по уже возросшей цене. [6] Аналогичным образом, если домохозяйство ожидает снижения цены на товар, оно может отложить его покупки. Таким образом, некоторые утверждают, что в таких случаях нарушается закон спроса. В этом случае кривая спроса не имеет наклона слева направо; вместо этого он представляет собой обратный наклон сверху справа вниз влево. Эта кривая известна как кривая исключительного спроса.
Основные или необходимые товары [ править ]
Товары, которые нужны людям, независимо от их цены, являются основными или необходимыми товарами. Хорошим примером являются лекарства, покрываемые страховкой. Увеличение или уменьшение цены такого товара не влияет на величину спроса на него.
Определенные сценарии торговли акциями [ править ]
Покупатели акций, действующие в соответствии с заблуждением «горячей руки», будут увеличивать покупки, когда цены на акции растут. [20] Другие причины для покупки дорогих акций заключаются в том, что предыдущие покупатели, которые повышали цену, являются доказательством качества выпуска или, наоборот, что низкая цена выпуска может свидетельствовать о проблемах с жизнеспособностью. Аналогичным образом, спрос среди коротких трейдеров во время короткого сжатия может увеличиваться по мере роста цен.
Товары Веблена [ править ]

В отличие от товаров Гиффена , которые являются товарами низкого качества, товары Веблена, как правило, являются товарами высокого качества. Спрос на товары Веблена увеличивается с ростом цены. Примерами товаров Веблена являются в основном предметы роскоши, такие как бриллианты, золото, драгоценные камни, всемирно известные картины, антиквариат и т. д. [6] Товары Веблена, по-видимому, противоречат закону спроса из-за своей эксклюзивности в том смысле, что если цена роскошного и дорогого продукта увеличится, он может больше привлечь группу, заботящуюся о своем статусе, поскольку он станет еще больше недосягаемым. для среднего потребителя. Торстейн Веблен называл этот вид потребления покупкой товаров, которые не обладают дополнительной полезностью или функциональностью, но предлагают статус и отражают социально-экономическое положение. [22] Проще говоря, эти товары покупаются не ради удовлетворения, а ради «снобской привлекательности» или «хвастовства». [22] Соответственно, все эти факторы также приводят к восходящему наклону кривой спроса на товары Веблена в определенном ценовом диапазоне.
Гэри С. Беккер и Кевин М. Мерфи проанализировали товары Веблена. Их анализ спроса на картины мастеров и на другие предметы доказывает Веблен, в значительной степени полагаясь на распределительную роль цен на рынках с социальными взаимодействиями. [23]
См. также [ править ]
- Выявленные предпочтения
- Проблема агрегации
- Представитель агент
- Методологический индивидуализм
- Спрос (экономика)
- Соотношение цена-качество
- Второй закон спроса ( эластичность цены с течением времени)
- Третий закон спроса ( эффект Алчиана-Аллена )
- Спрос и предложение
- Закон предложения
- Трагедия общего пользования
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Николсон, Уолтер; Снайдер, Кристофер (2012). Микроэкономическая теория: основные принципы и расширения (11-е изд.). Мейсон, Огайо: Юго-Запад. стр. 27, 154. ISBN. 978-111-1-52553-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маршалл Абхишек, Альфред (1892). Элементы экономики промышленности . Лондон: Макмиллан. стр. 77, 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Закон спроса: что это такое, определение, примеры» . Мунданопедия . 31 декабря 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «Закон спроса | Введение в бизнес [устарело]» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ http://www.investopedia.com/terms/l/lawofdemand.asp ; Инвестопедия, дата обращения 9 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Закон спроса: утверждение, объяснение и исключения» . Фактор фактов . 04.03.2019 . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Хейс, Адам. «Определение закона спроса» . Инвестопедия . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ «Что такое закон спроса в экономике и как он работает?» . Инвестопедия . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Криди, Джон (1986). «О «Законе» спроса» короля-Давенанта1» . Шотландский журнал политической экономии . 33 (3): 193–212. дои : 10.1111/j.1467-9485.1986.tb00826.x . ISSN 1467-9485 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Очень краткая история спроса и предложения» . Достойная канадская инициатива . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Мас-Колелл, Андреу (1995). Микроэкономическая теория . Майкл Деннис Уинстон, Джерри Р. Грин. Нью-Йорк. ISBN 0-19-507340-1 . ОСЛК 32430901 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Изменения спроса и предложения | Микроэкономика» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ «Видео: Изменение спроса против изменения требуемого количества | Введение в бизнес» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Ценовая эластичность спроса, ее типы и факторы, влияющие на нее» . Инвестопедия . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Хейс, Адам. «Перекрестная эластичность спроса» . Инвестопедия . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Хейс, А. «Эластичность спроса по доходу» . Инвестопедия . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кентон, Уилл. «Рекламная эластичность спроса (AED)» . Инвестопедия . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Мэнкью, Грегори (2007). Принципы экономики . Юго-западное обучение Cengage. п. 470. ИСБН 978-0-324-22472-6 .
- ^ Эндрю Блументаль. «Знакомство с товарами Гиффена» . Инвестопедия . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Джонсон, Джозеф; Теллис, Дж.Дж.; Макиннис, диджей (2005). «Неудачники, победители и предвзятые сделки». Журнал потребительских исследований . 2 (32): 324–329. дои : 10.1086/432241 . S2CID 145211986 .
- ^ IsEqualTo. «IsEqualTo — полноценное образовательное приложение для студентов» . isequalto.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каррид-Халкетт, Элизабет; Ли, Хёджон; Художник Гэри Д. (2019). «Товары Веблена и городские различия: экономическая география демонстративного потребления» . Журнал региональной науки . 59 (1): 83–117. дои : 10.1111/jors.12399 . ISSN 1467-9787 . S2CID 158494416 .
- ^ Беккер, Г.С. и Мерфи, К.М. (2000). Социальная экономика: поведение рынка в социальной среде , Harvard University Press, 08 января 2000 г., стр. 8–15, ISBN. 978-0-674-00337-8