Олигопсония
![]() |
Закон о конкуренции |
---|
![]() |
Основные понятия |
Антиконкурентная практика |
Правоохранительные органы и организации |
Число | Один | Немного |
---|---|---|
Продавцы | Монополия | Олигополия |
Покупатели | Монопсония | Олигопсония |
Олигопсония рыночная (от греческого ὀλίγοι ( oligoi ) «немногие» и ὀψωνία ( opsōnia ) «покупка») — это форма , при которой количество покупателей невелико, в то время как число продавцов теоретически может быть большим. Обычно это происходит на рынке ресурсов, где многочисленные поставщики конкурируют за продажу своей продукции небольшому числу (часто крупных и влиятельных) покупателей. Это контрастирует с олигополией , где много покупателей, но мало продавцов. Олигопсония – это форма несовершенной конкуренции .
Термины монополия (один продавец), монопсония (один покупатель) и двусторонняя монополия имеют схожие отношения.
Примеры отрасли [ править ]
В каждом из этих случаев покупатели имеют большое преимущество перед продавцами. Они могут натравливать одного поставщика на другого, тем самым снижая свои затраты. Они также могут диктовать поставщикам точные спецификации в отношении графиков поставок, качества и (в случае сельскохозяйственной продукции) сортов сельскохозяйственных культур. Они также перекладывают на поставщиков большую часть рисков перепроизводства, естественных потерь и колебаний циклического спроса. [ нужна ссылка ]
Сельское хозяйство [ править ]
Одним из примеров олигопсонии в мировой экономике является какао , где три фирмы ( Cargill , Archer Daniels Midland и Barry Callebaut ) покупают подавляющее большинство мирового производства какао-бобов, в основном у мелких фермеров в странах третьего мира. Аналогично, американские производители табака сталкиваются с олигопсонией производителей сигарет , где три компании ( Altria , Brown & Williamson и Lorillard Tobacco Company ) покупают почти 90% всего табака, выращенного в США и других странах. [ нужна ссылка ]
Публикация [ править ]
В издательском деле США на долю пяти издательств, известных как « Большая пятерка», приходится около двух третей публикуемых книг. [1] Каждая из компаний имеет ряд специализированных изданий , которые обслуживают различные сегменты рынка и часто носят имена ранее независимых издателей. Выходные данные создают иллюзию существования множества издателей, но выходные данные внутри каждого издателя координируются, чтобы избежать конкуренции друг с другом, когда они стремятся приобрести новые книги у авторов. [ нужна ссылка ]
Таким образом, у авторов остается меньше по-настоящему независимых источников для своей работы. Это снижает размер авансов, выплачиваемых авторам, и заставляет авторов угождать вкусам издателей, чтобы обеспечить публикацию, уменьшая разнообразие точек зрения. [ нужна ссылка ]
Розничная торговля [ править ]
В течение как минимум 30 лет супермаркеты в развитых странах мира [ который? ] приобрели все большую долю продуктовых рынков. При этом они усилили свое влияние на поставщиков (какие продукты питания выращиваются, как они обрабатываются и упаковываются), что оказывает глубокое воздействие на жизнь и средства к существованию фермеров и рабочих во всем мире. [2] Помимо увеличения своей доли рынка среди потребителей, консолидация поставщиков означает, что розничные торговцы могут обладать значительной рыночной властью. В некоторых странах это привело к обвинениям в злоупотреблениях, неэтичном и незаконном поведении. [3]
Ситуация в Австралии является хорошим примером, поскольку два ритейлера, Coles и Woolworths, контролируют 70% национального продовольственного рынка. [4]
Ссылки [ править ]
- ^ Качка, Борис (9 июля 2013 г.). «Большая игра книжного издательства» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Потребители Интернешнл. «Отношения между супермаркетами и поставщиками» . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Справочная информация (23 марта 2013 г.). «Потери в войне супермаркетов» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Потребители Интернешнл. «Отношения между супермаркетами и поставщиками» . Проверено 11 июня 2013 г.
Источники [ править ]
- Бхаскар В., А. Мэннинг и Т. То (2002) «Олигопсония и монопсонистическая конкуренция на рынках труда», Журнал «Экономические перспективы», 16, 155–174.
- Бхаскар В. и Т. То (2003) «Олигопсония и распределение заработной платы», European Economic Review, 47, 371–399.