Jump to content

Двусторонняя монополия

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, состоящая как из монополии (единственного продавца), так и из монопсонии (единственного покупателя). [1]

Двусторонняя монополия — это рыночная структура, в которой участвуют один поставщик и один покупатель, сочетающая монопольную власть на стороне продавца (т. е. единственного продавца) и монопсоническую власть на стороне покупателя (т. е. единственного покупателя). Такая рыночная структура возникает в ситуациях, когда количество участников ограничено или когда поиск альтернативных поставщиков обходится дороже, чем работа с одним поставщиком. На двустороннем рынке и покупатели, и продавцы стремятся максимизировать свою прибыль. Хотя продавец может попытаться повысить цены на продукцию в качестве единственного поставщика, покупатель все равно может договориться о минимально возможной цене, поскольку у продавца нет других покупателей, которым он мог бы продавать.

Обзор [ править ]

В стандартной монопольной структуре монополист продает множеству покупателей, не имея рыночной власти, тем самым давая монополисту право устанавливать собственную цену и количество для оптимизации своей прибыли. Тот же дисбаланс власти возникает при монопсонии, где монопсонист является единственным покупателем на рынке, состоящем из многих продавцов. [2]

Переговоры между покупателями и продавцами во многом аналогичны переговорам между двумя людьми. Таким образом, большинство выводов теории двусторонней монополии справедливы независимо от того, являются ли стороны переговоров монополистами в строгом смысле этого слова. В результате теория двусторонней монополии и теория торга идентичны. Более того, независимо от того, являются ли стороны переговоров монополистами в строгом смысле этого слова, большинство выводов теории двусторонней монополии остаются верными. Таким образом, теорию двусторонней монополии можно также назвать теорией двусторонней олигополии, теорией двусторонней ограниченной конкуренции или теорией переговоров. Однако мы будем использовать термин «двусторонняя монополия», поскольку это общепринятая и широко понимаемая фраза. [3]

Увеличение переговорной силы одной фирмы в двусторонней монополии приводит к увеличению социального внимания другой фирмы, а также к снижению ее собственного социального внимания. Это также приводит к увеличению собственной прибыли фирмы, ведущей переговоры, и уменьшению прибыли других фирм, но не оказывает никакого влияния на объем продаж, цену, общую прибыль, потребительский излишек или социальный излишек. Как и в симметричном случае, производители и розничные продавцы выбирают более высокое социальное внимание в рамках сотрудничества, чем в случае отсутствия сотрудничества, и этот выбор полностью решает проблему двойной маргинализации . [4]

Характеристики [ править ]

Двусторонняя монополия требует сотрудничества как монополиста, так и монопсониста для максимизации их соответствующих прибылей. Артур Лайон Боули утверждал, что обе стороны следуют стратегии ценового лидерства, при которой продавец устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, а покупатель в ответ устанавливает количество, чтобы максимизировать свою прибыль. [5] Эту стратегию можно проанализировать с помощью теории торговых игр Нэша , при этом рыночная цена и выпуск будут определяться такими силами, как переговорная сила покупателя и продавца, при этом окончательная цена устанавливается между точками максимальной прибыли обеих сторон. Модель двусторонней монополии часто используется в ситуациях, когда издержки переключения для обеих сторон непомерно высоки.

Отсутствие альтернатив на данном рынке уступает место вертикальной интеграции , когда монополист и монопсонист сливаются, чтобы контролировать как добывающие, так и перерабатывающие предприятия. [6] Примером монополиста, использующего вертикальную интеграцию для максимизации своего контроля, является Standard Oil в Соединенных Штатах, которая наиболее известна своей монополией на добычу и переработку нефти в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. [7] Рыночная власть, которую Standard Oil приобрела благодаря своей монополии на добычу нефти, позволила ей осуществлять необоснованный контроль над железными дорогами, используемыми для транспортировки нефти. Standard Oil вынудила железные дороги обслуживать исключительно бизнес Standard Oil и снизить цены, иначе Standard Oil выведет весь свой бизнес из этой железнодорожной компании. В этом случае двусторонняя монополия быстро превратилась в структуру вертикальной интеграции, при этом «Стандард Ойл» стала одновременно монополистом и монопсонистом.

В экономической теории цена на двустороннем монопольном рынке изначально считалась неопределенной. Это связано с тем, что окончательная цена на двустороннем монопольном рынке формируется в результате процесса переговоров между покупателями и продавцами. Относительная переговорная сила покупателей и продавцов сводит эту неопределенность к ограниченному решению. Верхняя граница — это цена, которая была бы зафиксирована, если бы продавец не имел переговорной силы, а нижняя граница — это цена, которая была бы зафиксирована, если бы покупатель не имел переговорной силы. Если рыночная цена установлена ​​в этом диапазоне, рынок считается двусторонней монополией. [8]

Экономическая теория предполагает, что рынок с двусторонней монополией может быть относительно менее эффективным, чем типичный рынок с множеством покупателей и продавцов, а количество продукции относительно меньше, чем на рынке с множеством продавцов. Рассмотрим случай фиксированных предельных издержек. Стоимость покупателя составляет 2 или 4 доллара. Конкуренция нескольких продавцов может привести к цене ниже 2 долларов и эффективному уровню торговли. Напротив, если есть только один продавец, он предпочтет предложить товар по максимальной цене в 4 доллара, чтобы максимизировать прибыль. Фактическая стоимость покупателя в половине случаев будет составлять 2 доллара, и никакой торговли не произойдет, что демонстрирует неэффективность одного поставщика по сравнению с несколькими поставщиками. [8]

История [ править ]

Литература по двусторонней монополии имеет давнюю традицию в микроэкономике, а часто упоминаемая проблема двойной маргинализации восходит к Шпенглеру (1950). [9]

Джоан Робинсон в 1920-е годы
Джоан Робинсон в 1920-е годы

Концепция двусторонней монополии имеет значительную историю в экономической теории. Он был предложен британским экономистом Джоан Робинсон в 1920-х годах. Робинсон была одним из выдающихся экономистов 20-го века и внесла важный вклад в изучение рынков несовершенной конкуренции и теории монополии.

В 1933 году Джоан Робинсон ввела термин « монопсония » в своей книге «Экономика несовершенной конкуренции» , чтобы описать монопсоническую силу покупателя в сопротивлении продавцу. Книга внесла значительный вклад в экономическую теорию монополий и рынков с несовершенной конкуренцией.

Модель [ править ]

Двусторонняя монополия — это рынок труда, на котором стороной предложения является профсоюз, а стороной спроса — монополия. Из-за монопольной власти обеих сторон равновесный уровень занятости будет ниже, чем на конкурентном рынке труда, но равновесная заработная плата может быть выше или ниже, в зависимости от того, какая из сторон ведет переговоры лучше. Профсоюзы, как правило, предпочитают более высокую заработную плату, а монополисты, как правило, предпочитают более низкую заработную плату, но результаты модели неопределенны.Когда вся переговорная сила принадлежит стороне спроса, мы имеем дело с ситуацией, аналогичной двусторонней монополии, как показано на графике в точке m, где цена Pm ниже монопольной цены (PM) и цены рынка совершенной конкуренции. (ППК). Когда переговорная сила принадлежит стороне предложения, фирма-монополист сокращает объем продаж с Qm до QM, чтобы получить более высокие цены и прибыль. Однако, когда обе стороны в равной степени разделяют переговорную силу, может произойти совместная максимизация прибыли , которая может быть достигнута посредством сговора или даже вертикальной интеграции, если две фирмы сливаются, что позволит обеим фирмам получить соответствующий уровень выпуска на совершенно конкурентном рынке ( С). Однако двусторонняя монополия приводит к худшим результатам для обеих фирм, что приводит к очень небольшому количеству (Q BM), продаваемому по относительно низкой цене (P BM).

На таких рынках как покупатели, так и продавцы обладают переговорными позициями и возможностями, что затрудняет определение рыночных цен и объемов продаж. Конечная цена сделки и объем продаж на рынке зависят от баланса сил между двумя сторонами.

Хотя торговые стороны имеют общий интерес в достижении соглашения, могут возникнуть конфликты по поводу конкретных условий соглашения. Это можно сравнить с ситуацией, когда две команды имеют общий интерес в поддержании хороших рабочих отношений, но расходятся во мнениях относительно того, как распределять ограниченные ресурсы на вещи, которые каждая сторона считает важными.

Если профсоюз не обладает значительной переговорной силой, обе фирмы попадут в игру «дилемма заключенного» с широким диапазоном параметров, касающихся способности профсоюза вести переговоры. Однако в действительности, если переговорная сила профсоюза не слишком сильна, вертикально связанные фирмы могут совместно взять на себя обязательства по эффективной переговорной программе, которая может помочь координировать более низкие линейные цены по вертикальной цепочке, сохраняя при этом прибыльность. Поступая таким образом, они решают проблему двойной маргинализации и увеличивают общую прибыль. [9]

Примеры [ править ]

Согласно теории торговых игр Нэша, рыночное ценообразование и выпуск будут контролироваться такими силами, как переговорная сила покупателя и продавца, при этом окончательная цена устанавливается между точками наибольшей прибыли обеих сторон. В тех случаях, когда издержки переключения обеих сторон неприемлемо велики, обычно используется модель двусторонней монополии. [10]

  • Профсоюз (монополист-поставщик рабочей силы) сталкивается с единственным работодателем в фабричном городе (монопсонист занятости). [11]
  • ВМС США являются единственным покупателем атомных авианосцев в Соединенных Штатах, а Huntington Ingalls Industries является единственным продавцом, поскольку Министерство обороны США выдает лицензию только Huntington Ingalls Industries. [10]
  • Шахты по добыче бурого угля и буроугольные электростанции являются двусторонней монополией, поскольку стоимость транспортировки бурого угля не позволяет осуществлять транспортировку на большие расстояния. Таким образом, электростанции расположены рядом с буроугольными шахтами и являются единственным покупателем бурого угля. [10]

Ограничение [ править ]

Двусторонняя монополия имеет ряд ограничений, которые следует учитывать при анализе последствий такой рыночной структуры. [12]

  • двусторонняя монополия требует специфической и уникальной рыночной структуры с одним поставщиком и одним покупателем, что обычно не наблюдается в большинстве отраслей.
  • предположения о совершенной информации и рациональном поведении, сделанные в модели двусторонней монополии, могут не соответствовать реальным сценариям.
  • Динамичный и развивающийся характер рынков означает, что число участников и условия могут быстро меняться, что приводит к результатам, которые могут отличаться от предположений о двусторонней монополии.
  • результаты двусторонней монополии могут быть непредсказуемыми, поскольку баланс сил может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, что затрудняет точные прогнозы.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Марк Хирши, Основы управленческой экономики, Cengage Learning, 2008, стр. 474.
  2. ^ Блэр, Роджер Д.; Сокол, Д. Дэниел (2015). Оксфордский справочник по международной антимонопольной экономике, том 1 (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. п. 365. ИСБН  978-0199859191 .
  3. ^ Сцитовский, Тибор (2013). Благосостояние и конкуренция . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-136-52177-5 . OCLC   862613815 .
  4. ^ Фернандес-Руис, Хорхе (16 апреля 2023 г.). «Переговорная сила в двусторонней монополии и совместном выборе корпоративной социальной ответственности» . Письма по прикладной экономике . 30 (7): 859–864. дои : 10.1080/13504851.2022.2027328 . ISSN   1350-4851 . S2CID   246070091 .
  5. ^ Калиновский, Славомир (2015). «Ценовая скидка на увеличенный заказ как кооперативная игра в двусторонней монополии». Экономика и общество . 8 (3): 108–118.
  6. ^ Лайон Боули, Артур (1 декабря 1928 г.). «Двусторонняя монополия». Экономический журнал . 38 (152): 651–658. дои : 10.2307/2224123 . JSTOR   2224123 .
  7. ^ Священник Джордж Л. (9 мая 2012 г.). «ПЕРЕСМОТРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СТАНДАРТНОЙ МОНОПОЛИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ: ДОМИНИРОВАНИЕ НАД КОНКУРИРОВАННЫМИ КАРТЕЛЯМИ». Обзор законодательства Южной Калифорнии . 85 : 508.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макнаб, Роберт (22 июня 2016 г.). Энциклопедия стратегического менеджмента Пэлгрейва . Пэлгрейв Макмиллан, Лондон. ISBN  978-1-349-94848-2 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фанти, Лучано; Буччелла, Доменико (2019). «Повестка дня переговоров в объединенной в профсоюзы двусторонней монополии» . Труд . 33 (4): 450–462. дои : 10.1111/labr.12166 . ISSN   1121-7081 . S2CID   203445219 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Теория науки (28 февраля 2020 г.). «Двусторонняя монополия» . ХКТ Консалтинг . Проверено 3 мая 2022 г.
  11. ^ «Двусторонняя монополия» . Экономика в помощь . Проверено 3 мая 2022 г.
  12. ^ «Двусторонняя монополия: определение, характеристика, примеры» . Инвестопедия . Проверено 23 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76cd69970e981b38d55b2dc8f6bcabce__1713711240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/ce/76cd69970e981b38d55b2dc8f6bcabce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bilateral monopoly - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)