Дилемма ежа

, Дилемма ежа а иногда и дилемма дикобраза , — это метафора проблем человеческой близости . Он описывает ситуацию, в которой группа ежей стремится приблизиться друг к другу, чтобы разделить тепло в холодную погоду. Однако им следует держаться отдельно, так как они не могут не поранить друг друга своими острыми шипами . Хотя все они разделяют намерение установить тесные взаимные отношения, этого может не произойти по причинам, которых они не могут избежать.
Артур Шопенгауэр придумал эту метафору для обозначения положения личности в обществе. Несмотря на добрую волю, люди не могут быть близкими без риска взаимного вреда, что приводит к осторожным и осторожным отношениям. Разумно охранять себя вместе с другими из страха пораниться, а также из страха причинить вред. Эта дилемма может способствовать добровольной изоляции . [ 1 ]
Шопенгауэр
[ редактировать ]
Эта концепция берет свое начало в следующей притче немецкого философа Шопенгауэра : [ 2 ] [ 3 ]
Одним холодным зимним днем несколько дикобразов сбились в кучу, чтобы благодаря взаимному теплу не замерзнуть. Но вскоре они почувствовали воздействие своих игл друг на друга, что заставило их снова раздвинуться. Теперь, когда потребность в тепле снова свела их вместе, неудача с иглами повторилась, так что они оказались между двух зол, пока не нашли подходящее расстояние, на котором они могли лучше всего терпеть друг друга. Таким образом, потребность в обществе, вытекающая из пустоты и однообразия жизни людей, объединяет их; но их многочисленные неприятные и отталкивающие качества и невыносимые недостатки еще раз разъединяют их. Средняя дистанция, которую они наконец обнаруживают и которая позволяет им выдерживать совместное пребывание, — это вежливость и хорошие манеры. Тому, кто не соблюдает этого, в Англии говорят «держаться на расстоянии» . В силу этого, правда, потребность во взаимном тепле будет удовлетворена лишь частично, но зато укол игл не будет ощущаться. Однако тот, у кого много собственной внутренней теплоты, предпочтет держаться подальше от общества, чтобы не причинять и не получать неприятностей. или раздражение. - Шопенгауэр (1851) Парерга и Паралипомена [ 2 ]
Фрейд
[ редактировать ]
В сферу психологии оно вошло после того, как эту сказку открыл и перенял Зигмунд Фрейд . Рассказ Шопенгауэра был процитирован Фрейдом в сноске к его работе 1921 года « Групповая психология и анализ эго» (нем. Massenpsychologie und Ich-Analyse ). Фрейд заявил о своей поездке в Соединенные Штаты в 1909 году: «Я собираюсь в США, чтобы увидеть дикого дикобраза и прочитать несколько лекций». [ 3 ]
Социально-психологические исследования
[ редактировать ]Дилемма привлекла эмпирическое внимание в современных психологических науках . Джон Манер и его коллеги (Натан ДеУолл, Рой Баумайстер и Марк Шаллер ) ссылались на «проблему дикобраза» Шопенгауэра при интерпретации результатов экспериментов по изучению того, как люди реагируют на остракизм . [ 4 ] Исследование показало, что участники, испытавшие социальную изоляцию, с большей вероятностью будут искать новые социальные связи с другими.
В популярной культуре
[ редактировать ]Притча о дилемме ежа упоминалась в аниме-сериале Neon Genesis Evangelion , особенно в его четвертом одноименном эпизоде . [ 5 ]
Отмеченный наградами короткометражный фильм «Генри» представляет собой модернистскую версию дилеммы ежа: в этой истории еж в конечном итоге находит социальный комфорт благодаря черепахе, то есть другому социальному существу, неуязвимому для его шипов. В контексте исходной дилеммы это можно рассматривать как отражение необходимости изменчивости социальных предпочтений человека.
Японская вокалоидная песня «Харинезуми » Тоты Касамуры посвящена дилемме ежа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фейт, Вальтер (28 марта 2020 г.). «Дилемма ежа» . Психология сегодня . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Шопенгауэр, А. (1851). Парерга и Паралипомена: Краткие философские очерки . Издательство Оксфордского университета. том II, глава XXXI, раздел 396, страницы 651–652. ISBN 978-0521871853 .
- ^ Jump up to: а б Прочник, Георгий (2007). «Иллюзия дикобраза» . Журнал «Кабинет» . № 26 . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Манер Дж.К., ДеВалл К.Н., Баумайстер Р.Ф. и Шаллер М. (2007). Мотивирует ли социальная изоляция межличностное воссоединение? Решение «проблемы дикобраза». Журнал личности и социальной психологии , 92, 42–55» (PDF) . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Хроники Евангелиона (на японском языке). Том. 2. Журналы Sony. п. 23.