Повторы
Gjenganger датский ( норвежский : Gjenganger , Attergangar или Gjenferd ; призрак : Genganger или Genfærd ; шведский : Gengångare ) в фольклоре был термином, обозначающим ревенанта , дух или скандинавском умершего из могилы. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Гьенгангер состоит из двух частей; префикс связан с «снова» или «против», «навстречу» (сравните немецкие : gegenüber , gegen ) и í gegn («против»), от í («внутри, дальше») и gegn («прямо, прямо» ) и Ganger , которое происходит от слова, означающего «ступня» или «ходок», то есть оно означает «снова идти», как и «ходить после смерти». Форма attergangar происходит от atter, означающего «снова», и происходящего от * afteraz, означающего «от, вдали от», но с добавлением контрастного суффикса * -teros , что по сути означает «после ходьбы», «уходя от в отличие от близкого», снова подразумевая ходьбу после смерти. [ 2 ]
Характеристики
[ редактировать ]могло У гженгангера быть несколько причин вернуться из загробной жизни. Убитые люди и их убийцы редко могли спокойно спать в своих могилах. Люди, совершившие самоубийство, часто возвращались в виде гженгангере . В других случаях люди возвращались из могилы, потому что что-то не сделали. Чаще всего им нужен был кто-то, кто помог бы им сделать это, прежде чем они наконец смогли обрести покой.
Гьенгангер в скандинавской традиции принял полностью телесную форму. Обычно он не имел никаких призрачных качеств. В старых традициях гженгангер был очень злым и жестоким по своей природе, возвращаясь из могилы, чтобы мучить свою семью и друзей. Их родственники приняли серьезные меры предосторожности, чтобы они оставались в могилах.
Эта традиция жестоких гьенгангеров восходит к эпохе викингов , где они присутствуют во многих исландских сагах, в том числе: «Саге о Греттисе» , «Саге об Эйрбиггье» и «Саге об Эрике Рыжем» . В этой традиции гженгангер был смертным существом. Примером этого является Греттир, убивающий гьенгангера Гламра своим мечом. эпохи викингов Этих гженгангере часто называли драуграми , и, вероятно, это разные названия одного и того же явления. [ 3 ] [ 4 ]
Защита и профилактика
[ редактировать ]У людей было множество способов как защитить себя от гженгангера , так и помешать людям стать им.
- Распятия и христианские заклинания
- Рисование символов, особенно креста.
- Перед захоронением гроб трижды пронесли вокруг церкви.
Традиция кучи камней или веток ( варпа ) часто обозначала место, где кто-то умер. Считалось, что, проходя мимо этого места, нужно бросить на варп еще один камень/ветку в память о том, что там произошло. Иногда это может принести удачу в дальнейших путешествиях, а невыполнение этого требования может привести к неудачам и опасным несчастным случаям. Многие из этих варпов сейчас исчезли, но в некоторых местах варпы отмечены знаком или чем-то подобным.
Современная эпоха
[ редактировать ]В несколько более новой традиции гженгангер остается жестоким существом , хотя и менее прямым, но теперь становится скорее распространителем болезней. Эти гженгангере нападали на людей так называемой «щипком мертвеца» ( dødningeknip ). Ущипку часто назначали, когда человек спал. И лесное существо ( хульдра ), и водяные духи ( нёккен ) также обвинялись в том же, используя укусы вместо щипков, часто направленных в лицо жертвы. Эта вера в существование существ, нападающих на людей во сне, использовалась как предостережение против засыпания в определенных местах; возле кладбища, гор или воды. [ 5 ]
В более позднем шведском фольклоре проводится различие между традиционным gjenganger , по-шведски называемым gengångare , и другим типом призраков, известным как gast . Хотя генгангаре выглядел практически идентично живому человеку, гаст , как известно, был прозрачным и/или скелетообразным на вид, что делало невозможным увидеть, кем был фантом при жизни. И хотя шведскую версию генгангаре обычно считали довольно безвредной, известно, что именно газ вызывает болезни. Также известно, что они вызывали несчастные случаи и пугали людей без видимой причины, кроме того, что им это нравилось.
Сегодня это в основном сравнимо с современным восприятием призраков, которые чаще всего имеют неземную форму и ненасильственную природу. Слово gjenganger используется реже, современное слово призрак ( spøkelse ) в основном взяло верх. Там, где встречается термин «гженгангер» , его можно рассматривать просто как синоним призрака. Соответствующая словесная фраза снова идти ( gå igjen ) — это всего лишь один из способов сказать «преследовать» по отношению к призракам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «завсегдатаи» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Этимология слов «дальше» и «снова» stackexchange.com
- ^ Уильям Моррис и Эйрик Магнуссон (транс). «Сага о Греттире» . База данных исландских саг . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Уильям Моррис и Эрик Магнуссон (транс). «Сага об Эйрбиггии» . База данных истории Исландии . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ «Хульдра» . Национальная энциклопедия AB . Проверено 1 июня 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эспеланд, Велле (2002) Призрак! Беспокойные завсегдатаи традиций и истории (Осло: Гуманистический форлаг) ISBN 9788290425574
- Ходне, Орнульф (1995) Веттер и испуганный в норвежском фольклоре (Осло: издательство JW Cappelen) ISBN 978-8202154967
- Ходне, Орнульф (2008) Загадочные места в Норвегии (Осло: JW Cappelens forlag) ISBN 9788202282134
- Сивертсен, Биргер (2000) Для некоторых троллей (Осло: Andresen & Butenschøn AS) ISBN 9788276940701