Сага об Эйрбиггии
![]() Скандинавы высаживаются в Исландии , с картины Оскара Арнольда Вергеланда , 1877 год. | |
Автор | Анонимный |
---|---|
Переводчик | Пол Эдвардс, Герман Палссон, Уильям Моррис, Эрик Магнуссон |
Язык | исландский , древнескандинавский |
Жанр | Исландские саги , исландская литература |
Дата публикации | 13-14 века |
Место публикации | Исландия |
Сага об Эйрбиггии (англ. Древнескандинавское произношение: [ˈœyrˌbyɡːjɑ ˈsɑɣɑ] ; Исландское произношение: [ˈeirˌpɪcːa ˈsaːɣa] ) — одна из саг исландцев ; ее название можно перевести как «Сага о народе Эйри». [ 1 ] Оно было написано анонимным писателем и описывает давнюю вражду между Снорри Годи и Арнкелем Годи, двумя сильными вождями норвежской общины, обосновавшейся в Исландии . Название немного вводит в заблуждение, поскольку оно касается также кланов из Торснеса и Альптафьорда в Исландии . Самый центральный персонаж - Снорри Торгримссон, которого называют Снорри Годи и Снорри Священником. Снорри был племянником героя саги о Гисле , а также широко фигурирует в саге о Ньяле и саге о Лаксделе . Еще один главный интерес « Саги об Эйрбиггье» — проследить несколько ключевых семей, заселивших Исландию, особенно вокруг полуострова Снайфедльснес .
Сага обычно не считается художественно равной саге об Эгиле , саге о Ньяле и саге о Лаксдале . Тем не менее, он ценится по многим причинам, включая исторические и фольклорные элементы. Сага характеризуется явным интересом к старым знаниям, ритуалам , языческим обычаям и суевериям . Сага включает несколько упоминаний о колонизации Гренландии и одно упоминание об экспедиции в Винланд . В нем также упоминается путешествие Гудлейфра Гудлаугссона и его команды в Великую Ирландию , которая, как говорили, существовала за пределами Винланда.
Отрывки « Саги об Эйрбиггье» сохранились во фрагментах XIII века и в многочисленных рукописях XIV века. [ 2 ] [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
Сага изображает различные семьи и отдельных людей, живущих в Исландии в Снайфедльснесе. На Снайфедльснесе происходят постоянные бои между различными кланами, в основном из-за ресурсов, таких как древесина, собственность и домашний скот. Различные норвежцы, представленные в саге, постоянно обращаются к Снорри и Арнкель за советом и разрешением принять юридические и/или физические меры против преступников, которые обидели их.
История «Саги об Эйрбиггье» часто вращается вокруг действий, проистекающих из жадности, страха, амбиций или откровенной подлости, поскольку она описывает хладнокровный торг между фермерами и вождями . Все события саги происходят в одном небольшом регионе Снайфелльснес , перемещаясь между Альптафьордом, который врезается в северный берег полуострова, и Хельгафеллом , усадьбой на Торснесе, где Снорри Годи . проживал [ 4 ] Сага показывает устойчивый переход от язычества в Исландии к христианству в течение примерно двадцати лет.

Скорее всего, сага была полностью написана в середине или конце XIII века, но историкам пока не удалось определить точную дату. Повествование начинается во времена норвежского поселения в Исландии еще в 9 веке, но большинство событий происходит в конце 10 - начале 11 века. Есть также внутренние свидетельства того, что автор саги знал о саге о Лаксделе и саге об Эгилсе .
Как и все исландские саги, «Сагу об Эйрбиггье» следует воспринимать не как надежное историческое свидетельство, а как повествование, основанное на устной семейной истории. Многие места, события и люди вполне реальны, но в историю входят фантастические эпизоды с элементами фольклора, включая колдовство , одержимый скот и ревенантов . Хотя годи Арнкель, своего рода трагический герой саги, восхваляется выше любого другого персонажа ( að hann hefir verið allra menna best að sér um alla hluti í fornum sið og manna vitrastur , гл. 37), автор склонен чтобы сосредоточиться на более успешном сопернике Арнкеля Снорри , который был не только ранним поборником христианства на Снайфедльснесе, но и предком семьи Стурлунгов , доминировавшей в исландской политике в первой половине 13 века.
Обзор
[ редактировать ]- Правительство
- Сага об Эйрбюггья демонстрирует скандинавскую систему законности на Снайфедльснесе , в которой использовался суд присяжных . Обычно существовал местный вождь , который следил за границами собственности, разрешал споры между землевладельцами и кровную месть, а также преследовал преступников. Снорри Годи , в частности, был главным вождем Снайфедльснеса и занимался местными спорами по поводу дров, кровной мести и распределения собственности. Также видно, как Снорри подвергает призраков суду за их привидения . В главе 55 саги показано, как Снорри и его племянник Киартан вызывают Торира Деревянную Ногу и других призраков, которые приходят и уходят по Фродис-воде без разрешения и лишают людей жизни и удачи. Эти испытания положили конец призракам, произошедшим во Фродис-Уотер.
- Женщины
- Женщины, представленные в «Саге», — характеры яркие и волевые. Они могли владеть собственностью, становиться торговцами, жениться и командовать легионами моряков. Например, Гейррид, сестра Гейррода из Эре, приказала рабочим построить ей большой вестибюль, в котором она могла рассматривать всех мужчин, проходивших мимо в попытках найти будущего мужа. [ 5 ]
- Ритуал смерти
- Сага показывает, что после смерти в стене, ближайшей к тому месту, где находился труп, прорезали дыру, и через дыру тело выносили из дома. Считалось, что если мертвеца пронести через входную дверь, его призрак запомнит, как входить и выходить из дома, и вернется, чтобы преследовать дом. [ 6 ]
- Религия
- Сага показывает сильный переход от язычества к христианству . [ 7 ] После того, как альтинг официально принял христианство, Снорри Годи и несколько других важных людей из Снайфедльснеса построили церкви на своей земле, хотя священников для отправления мессы не было. [ 8 ] Неясно, сколько норманнов на самом деле перешло из скандинавского язычества в христианство . Археологические данные свидетельствуют о том, что языческие и христианские захоронения имели место в Исландии, в частности на Снайфедльснесе . [ 9 ] Многие исландские скандинавы крестились и называли себя христианами, но мало что из их старых языческих ритуалов и верований было оставлено; например, кремация трупа и обильное питье после похорон были языческими ритуалами . [ 10 ]
Выдающиеся персонажи
[ редактировать ]
Снорри Годи
[ редактировать ]Снорри выступал в роли вождя Снайфедльснеса , и автор постоянно изображает его мудрым классическим героем. Основное внимание в саге сосредоточено на его жизни. Снорри также принял христианство и объявил христианство официальной религией Исландии . Он разрешил строительство христианских церквей вокруг Снайфедльснеса .
Снорри был среднего роста и несколько худощав, белокур на вид, с прямым лицом и светлой кожей; желтые волосы и рыжая борода; в повседневной жизни он был кроток в настроении; маленькие люди знали о его мыслях, хорошо это или плохо; он был человеком мудрым и во многом предвидевшим, терпеливым в гневе и глубоко ненавидящим; Он был добрым советом для своих друзей, но его недруги сочли его советы холодными.
- Сага об Эйрбиггья, глава 15
В главе 37 Снорри и его приемные братья убивают Арнкеля, пока он работает на своей ферме. В последовавшем судебном деле об убийстве Арнкеля только Торлейф Торбрандссон (Þorbrandsson) был признан виновным и объявлен вне закона. [ 11 ] Снорри, после убийства Арнкеля, позже встал на сторону своих приемных братьев Торбрандссонов (Þorbrandssons) в их вражде с семьей Торлакссонов. Он принял участие в битве при Альфтафьорде со своими приемными братьями и спас их после того, как все они были ранены в битве при Виграфьорде. [ 12 ] Позже между двумя семьями был достигнут компромисс, после того как Снорри ухаживал за своей дочерью с сыном Тормода Торлакссона. [ 13 ] Снорри также предпринял попытку убить Бьёрна Асбрандссона , у которого был роман со своей сестрой Турид, когда она была замужем за Тороддом Торговцем Данью, брак, который Снорри помог устроить. Бьорн отбил атаку Снорри, но позже его убедили покинуть Исландию. [ 14 ]
Снорри в последние годы своей жизни успешно вел борьбу против Оспака Кьяллакссона, норвежца, который собрал группу людей, которые постоянно нападали и грабили его соседей. Снорри и его банда убили Оспака и других членов его группы. Снорри пощадил сына Оспака и позволил ему унаследовать ферму отца. [ 15 ] У Снорри было несколько детей, и он смог создать брачные союзы со многими ведущими семьями Исландии. Среди потомков Снорри были Стурлунги через его сына Халлдора. [ 16 ]
Арнкель
[ редактировать ]Арнкель, как и Снорри, был вождем народа Холифелла, и его также называли Арнкель-Жрец. Автор часто изображает его врагом Снорри. Арнкель предоставляет норвежцам, живущим в Исландии, аналогичную информацию по таким вопросам, как права собственности и кровная месть. Арнкель стал участвовать в дальнейших спорах со Снорри после того, как отец Арнкеля, Торольф Остановившаяся, обвинил Снорри в краже его дров. По мере развития саги Арнкель претендует на собственность вокруг Снайфедльснеса , в которой он также претендует на землю у народов, которыми он руководил. [ 17 ] [ 18 ]
Арнкель наконец вступает в физический спор со Снорри и Торбрандссонами (Торбрандссон), приемными братьями Снорри. Снорри и его приемные братья нападают и убивают Арнкеля, пока он работал на своей ферме. [ 19 ]
Арнкель приложил свой меч и щит к стогу сена, а теперь взял свое оружие и защищался им; но теперь у него начали собираться раны, и вместе с тем они поднялись в сад вокруг него. Тогда Арнкель вскочил на стог сена и какое-то время защищался, но таков был конец материи, что он упал, и его там, в саду, накрыли сеном; после этого Снорри и его люди отправились домой в Холифелл.
- Сага об Эйрбиггии
Эрик Красный
[ редактировать ]Сага рассказывает Эриком Рыжим об открытии Гренландии . Он пробыл там три зимы, вернулся в Исландию на зиму , а затем вернулся на постоянное место жительства в Гренландию. В саге не указывается конкретное время, когда это произошло, но предполагается, что это произошло за четырнадцать лет до того, как Снорри объявил христианство официальной религией Снайфедльснеса . [ 20 ]
Сказки о привидениях в саге
[ редактировать ]Сага Эйрбюггья описывает многочисленные сверхъестественные события, которые в основном состоят из нежити, поднимающейся из пола, и драугров, приходящих в дом, чтобы согреться у огня. Драугры скандинавских в Саге обладают смесью характеристик, «типичных» для призраков .
Торольф Остановившаяся Нога
[ редактировать ]
В главе 31 « Саги об Эйрбиггье» рассказывается о смерти Торольфа Хальт-Фута, который также является отцом Арнкеля. Торольф перевоплощается в драугра и устрашающего мародера, который покидает свою могилу, чтобы вызвать разрушения вокруг Торснеса . В приключениях Торольфа с нежитью также прослеживается особый подтекст легенд о Дикой Охоте . Тело Торольфа закапывают, перезахороняют, сжигают и перевоплощают в быка, хотя он продолжал вызывать неослабевающий ужас в течение почти года, прежде чем, наконец, был навсегда похоронен Арнкелем, который похоронил его останки на склоне холма. Арнкель построил высокую каменную стену вокруг могилы Торольфа, чтобы Торольв не смог ее преодолеть. Однако Торольф, казалось, постоянно бродил по склону холма, где он был похоронен. [ 17 ] [ 21 ]
Это событие произошло осенью в Хваммре: [однажды] ни пастух, ни овцы не вернулись домой. Утром был произведен обыск, и пастух был найден мертвым недалеко от пирамиды из камней Торольфа; он был весь угольно-черный, и все кости были сломаны. Он был похоронен недалеко от Торольфа. Из всех овец в долине некоторые были найдены мертвыми, а остальные, заблудшие в горах, так и не были найдены. Всякий раз, когда птицы приземлялись на могилу Торольфа, они падали замертво».
- Сага об Эйрбиггья, глава 34<

Торгунна
[ редактировать ]В главах 50–51 саги изображена болезненная и богатая женщина-мореплаватель по имени Торгунна с юга Исландии, которая на смертном одре просила, чтобы ее похоронили в Скалахольте , сожгли ее простыни и постельные принадлежности, а ее богатство пожертвовали христианам. церковь. После смерти Торгунны друг Тородд сжигает все ее постельные принадлежности, кроме простыней, которые он подарил своей жене. Тородд жертвует свое богатство церкви и перевозит ее тело в гробу на юг, в Скалахольт. С наступлением темноты Тородд решает отдохнуть на ферме недалеко от Скалахольта. Посреди ночи Тородд и владельцы фермы просыпаются и обнаруживают мертвую обнаженную Торгунну, накрывающую обеденный стол и готовящую еду. Владелец фермы пытается поговорить с Торгунной, но она исчезает, приготовив полноценный обед. Тородд вместе с другими участниками, перевозящими труп, и поселенцы фермы благословляют мясо, окропляя его святой водой , едят мясо без вреда, а затем мирно спят всю ночь. На следующий день труп Торгунны переносят в Скалахольт и хоронят, больше никогда не беспокоя Тородда и его родственников. [ 22 ] [ 23 ]
Торир Деревянная Нога и его компания нежити
[ редактировать ]После смерти Торгунны автор описывает смерть пастуха на Фродис-воде, где когда-то жила Торгунна. Пастух часто посещал дом во Фродис-Уотер, пока Торир Деревянная Нога не заболел и не умер после встречи с призраком пастуха. Пастух и Торир не давали покоя Фродис-воде, в которой один за другим заболели и умерли еще четыре человека. Зимой, накануне Святочного праздника , возле дома Фродиса на воде можно было услышать постоянный шум рыбаков, снимающих шкуру с рыбы. Кроме того, недалеко от берега часто видели команду из шести человек, управляющую десятивесельной лодкой. Однажды ночью, когда обитатели Фродис-воды собрались на ужин, . из-под пола стала высовываться голова тюленя Жители дома пытались вбить тюленя обратно в половицы палками и дубинками, но после каждого удара тюлень продолжал неуклонно подниматься все дальше от пола. Киартан, молодой человек из Фродис-Уотер, вбежал в дом с кувалдой и ударил тюленя обратно в половицы. [ 24 ] [ 25 ]
После инцидента с тюленем во Фродис-воде Турид и Киартан приглашают своих соседей во Фродис-воду на Святочный праздник . Пока Турид, Киартан и гости обедают и сидят у костра, Торир и его последователи вошли в дом и разбросали грязную одежду по всему дому, обливая гостей грязью. Следующие три ночи Киартан переносит гостей и огонь в другую комнату, однако Торир и другие призраки продолжают входить в дом, обливаясь грязью и убивая слуг и батраков. [ 10 ] Киартана В конце концов, Снорри, который также был дядей , изгоняет Торира и призраков из Снайфедльснеса, используя эффективное сочетание христианских ритуалов и исландского общего права. [ 26 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Сага послужила источником вдохновения для ряда современных романов, в том числе Роберта Льюиса Стивенсона » «Бродяга: реплика из саги » Джеффа Яноды (1914), «Саги (2005) и » Армана Якобссона ( «Глэсир 2011). [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Йохана Фримана Две пьесы: «Фрода» (1938) и «Бьёрн дер Викинг» Роберта Римана . Ein Germanisches Kulturdrama in vier Akten (1901) также заимствовали свой сюжет из саги. [ 29 ] графический роман Эндрю Пфренгера, Эндрю Валкаускаса и Джонатана Буррелло. Сага об Эйрбиггье (2022) — [ 29 ]
Редакции и переводы
[ редактировать ]Издания
- Гудбрандур Вигфуссон , изд. (1864). Сага об Эйрбиггии . Лейпциг: FCW Фогель.
- Вальдимар Асмундарсон, изд. (1895). Сага об Эйрбиггии . Рейкьявик: Сигурдур Кристьянссон.
- Геринг, Хьюго, изд. (1897). Сага об Эйрбиггии . Галле а. С.: М. Нимейер. PDF
- Сага об Эйрбиггии. Бренды ̨órvąorva. Рассказ Эйрика о красном. Гренландская история. Grœnlendinga þátrr , изд. Эйнар Ол. Свейнссон и Маттиас Тордарсон, Исленцк Форнрит, 4 года (Рейкьявик: Hið íslenzka fornritfélag, 1935)
Переводы
- Моррис, Уильям ; Магнуссон, Эйрик (1892). История жителей Эре (Сага об Эйрбиггья): С историей об убийствах в пустоши (Сага о Хейдарвиге) . Лондон: Бернард Куоритч. Интернет-архив
- Палссон, Герман ; Эдвардс, Пол Джеффри (1969). Сага об Эйрбиггии . Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-044530-7 .
- Сага об Эйрбюггья . Перевод Пола Шаха; Ли М. Холландер . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. 1959.
Исследования
[ редактировать ]- Малле, Поль Анри (1847). Северные древности . Перевод Перси, Томас ; Блэквелл, Айова, Лондон: Х.Г. Бон. стр. 517–540. , ( Скотта Аннотация саги датированная 1813 годом).
- Арманн Якобссон. 2007. Две мудрые женщины и их юная ученица. Неудачный урок магии. АНФ 122:43-57.
Ссылки
[ редактировать ] Эта статья содержит материалы из Owl Edition Nordisk familjebok , шведской энциклопедии, изданной между 1904 и 1926 годами и ныне находящейся в свободном доступе .
- ^ Бьок, Джесси. Исландия эпохи викингов . Пингвин Букс Лтд.; Лондон, 2009. Страница 99.
- ^ Бьок, Джесси. Исландия эпохи викингов . Пингвин Букс Лтд.; Лондон, 2009. Стр. 99, 100, 104.
- ^ «Сага об Эйрбюггья (История об обитателях Эре)» . www.northvegr.org . Архивировано из оригинала 16 июня 2010 г.
- ^ Бьок, Джесси. Исландия эпохи викингов. Пингвин Букс Лтд.; Лондон, 2009. Страница 100.
- ↑ Сага об Эйрбюггья, глава 9
- ↑ Сага об Эйрбюггья, глава 33
- ↑ Сага об Эйрбюггья, глава 50
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 49
- ^ Джесси Байок и др. Долина эпохи викингов в Исландии: археологический проект Мосфелла. Издательство Мани, 1995. Страницы 200, 201, 205.
- ^ Перейти обратно: а б Джойнс, Эндрю. Средневековые истории о привидениях, антология чудес, чудес и прогресса . Бойделл Пресс; Рочестер, Нью-Йорк, 2001. Страница 112.
- ↑ Сага об Эйрбюггья, главы 37, 38.
- ↑ Сага об Эйрбюггья, глава 46
- ↑ Сага об Эйрбиггья, главы 44–46.
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 47
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 62
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 65
- ^ Перейти обратно: а б Сага об Эйрбюггии Глава 31
- ^ Бьок, Джесси. Исландия эпохи викингов . Пингвин Букс Лтд.; Лондон, 2009. Стр. 103, 104.
- ↑ Сага об Эйрбюггья, глава 37
- ↑ Сага об Эйрбиггии, глава 24.
- ^ Джойнс, Эндрю. Средневековые истории о привидениях, антология чудес, чудес и прогресса . Бойделл Пресс; Рочестер, Нью-Йорк, 2001. Стр. 106–108.
- ↑ Сага Эйрбиггья, главы 50, 51
- ^ Джойнс, Эндрю. Средневековые истории о привидениях, антология чудес, чудес и прогресса . Бойделл Пресс; Рочестер, Нью-Йорк, 2001. Страницы 108–109.
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 53
- ^ Джойнс, Эндрю. Средневековые истории о привидениях, антология чудес, чудес и прогресса . Бойделл Пресс; Рочестер, Нью-Йорк, 2001. Стр. 109–110.
- ↑ Сага об Эйрбиггья, глава 54
- ^ Шахматы 1959 , с. xvi
- ^ САГА | Обзоры Киркуса .
- ^ Перейти обратно: а б с «База данных литературных обработок средневековых исландских саг» . Кристофер В.И. Крокер . 23 февраля 2019 г. Проверено 12 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных исландских саг: Eyrbyggja saga - полный текст и перевод на английский язык
- Снерпа: современный исландский текст
- Библиотека средневековой и классической литературы. Английский перевод: [1]
- Пословицы в саге об Эйрбиггье