Человек-невидимка (фильм, 1933 год)
Человек-невидимка | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Джеймс Уэйл |
Автор сценария | ЖК Шериф [ 2 ] |
На основе | Человек-невидимка роман 1897 года от Герберта Уэллса [ 2 ] |
Продюсер: | Карл Леммле мл. [ 2 ] |
В главных ролях | |
Кинематография | Артур Эдесон |
Под редакцией | Тед Кент [ 2 ] |
Музыка | Хайнц Ремхельд |
Производство компания | |
Распространено | Юниверсал Пикчерз Корп. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 70 минут [ 2 ] |
Страна | Соединенные Штаты [ 3 ] |
Язык | Английский |
Бюджет | $328,033 |
«Человек-невидимка» — американский научно-фантастический фильм ужасов 1933 года, снятый Джеймсом Уэйлом по роману Герберта Уэллса 1897 года «Человек-невидимка» , снятый компанией Universal Pictures , с Глорией Стюарт , Клодом Рейнсом и Уильямом Харриганом в главных ролях . В фильме рассказывается о незнакомце по имени доктор Джек Гриффин (Рейнс), который покрыт повязками и его глаза закрыты темными очками (результат секретного эксперимента, который делает его невидимым), который снимает жилье в деревне Айпинг . Никогда не покидая своей квартиры, незнакомец требует, чтобы персонал оставил его в полном покое до тех пор, пока хозяйка и жители деревни не обнаружат, что он невидим. Гриффин идет в дом своего коллеги, доктора Кемпа (Уильям Харриган) и рассказывает ему о своих планах создать царство террора. Его невеста Флора Крэнли (Глория Стюарт), дочь его работодателя доктора Крэнли ( Генри Трэверс ), вскоре узнает, что открытие Гриффина свело его с ума, заставляя его доказывать свое превосходство над другими людьми, сначала совершая безобидные шалости, а затем превращаясь в убить.
«Человек-невидимка» находился в разработке для Universal еще в 1931 году, когда Ричард Л. Шайер и Роберт Флори предположили, что роман Уэллса станет хорошим продолжением фильма ужасов студии « Дракула» . Вместо этого Universal решила снять «Франкенштейна» в 1931 году. Это привело к написанию нескольких адаптаций сценариев, и ряд потенциальных режиссеров, включая Флори, Э.А. Дюпона , Сирила Гарднера и сценаристов Джона Л. Болдерстона , Престона Стерджеса и Гаррета Форта, подписались на разработку проекта, намереваясь сделать его фильмом для Борис Карлофф . После работы Уэйла над «Старым темным домом» с Карлоффом в главной роли и «Поцелуем перед зеркалом» Уэйл подписал контракт, а его коллега-сценарист Р. К. Шеррифф разработал сценарий в Лондоне. Производство началось в июне 1933 года и закончилось в августе двумя месяцами работы над спецэффектами после окончания съемок.
После выхода фильма в 1933 году он имел большой финансовый успех для Universal и получил положительные отзывы от нескольких отраслевых изданий, а также от The New York Times , которая сочла его одним из лучших фильмов 1933 года. Фильм породил несколько сиквелов, которые были относительно не связан с оригинальным фильмом 1940-х годов. Фильм продолжал получать похвалы от переоценок со стороны таких критиков, как Карлос Кларенс , Джек Салливан и Ким Ньюман , а также был включен в список своих любимых жанровых фильмов режиссерами Джоном Карпентером , Джо Данте и Рэем Харрихаузеном . В 2008 году «Человек-невидимка» США в Национальный реестр фильмов был включен Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Снежной ночью незнакомец с забинтованным лицом и глазами, закрытыми темными очками, занимает номер в гостинице The Lion's Head Inn в английской деревне Айпинг в Сассексе . Мужчина требует, чтобы его оставили в покое. Позже жена посылает трактирщика, мистера Холла, выселить незнакомца после того, как он устроил огромный беспорядок в своей комнате во время исследования и задержал арендную плату. Разгневанный незнакомец сбрасывает мистера Холла с лестницы. Столкнувшись с полицейским и местными жителями, он снимает повязки и очки, показывая, что он невидим. Маниакально смеясь, он снимает одежду, делая себя совершенно незаметным, и прогоняет своих мучителей, прежде чем сбежать в сельскую местность.
Незнакомец — доктор Джек Гриффин, химик, открывший секрет невидимости при проведении серии испытаний с малоизвестным препаратом под названием монокаин. Флора Крэнли, невеста Гриффина и дочь работодателя Гриффина, доктора Крэнли, приходит в отчаяние из-за долгого отсутствия Гриффина. Крэнли и другой его помощник, доктор Кемп, обыскивают пустую лабораторию Гриффина и находят в шкафу только одну записку. Крэнли забеспокоился, когда прочитал это. В записке указан список химических веществ, включая монокаин, который, как знает Крэнли, чрезвычайно опасен; его инъекция свела с ума собаку в Германии. Гриффин, похоже, об этом не подозревает. Крэнли приходит к выводу, что Гриффин, возможно, узнал о монокаине из английских книг, напечатанных до инцидента, в которых описывается только его отбеливающая способность.
Вечером побега из гостиницы Гриффин появляется в доме Кемпа. Он вынуждает Кемпа стать его видимым партнером в заговоре с целью доминировать над миром посредством террора, начиная с «нескольких убийств тут и там». Они возвращаются в гостиницу, чтобы забрать его записные книжки о процессе невидимости. Пробираясь внутрь, Гриффин обнаруживает, что полицейское расследование проводится чиновником, который считает, что все это розыгрыш. Получив свои книги, Гриффин в гневе нападает и убивает офицера.
Вернувшись домой, Кемп звонит Крэнли и просит о помощи, а затем в полицию. Флора уговаривает отца позволить ей пойти с ней. В ее присутствии Гриффин становится более спокойным и называет ее «любимая». Когда он понимает, что Кемп предал его, его первая реакция — увести Флору от опасности. Пообещав Кемпу, что в 10 часов следующего вечера он убьет его, Гриффин убегает и продолжает серию убийств. Он вызывает крушение поезда, в результате чего погибает сотня людей, и сбрасывает со скалы двух добровольцев-искателей. Полиция предлагает награду тому, кто придумает, как его поймать.
Чувствуя, что Гриффин попытается выполнить свое обещание, главный сыщик, отвечающий за поиски, использует Кемпа как приманку и придумывает различные хитроумные ловушки. Пытаясь защитить Кемпа, полиция переодевает его в полицейскую форму и позволяет отогнать машину от дома. Гриффин, однако, прячется на заднем сиденье машины, удивляя Кемпа; он говорит Кемпу, что также весь день следил за ним, пока он совершал свои преступления. Он побеждает Кемпа и связывает его на переднем сиденье. Затем Гриффин отправляет машину вниз по крутому холму и через скалу, где она взрывается при ударе, убивая Кемпа.
Метель вынуждает Гриффина искать убежища в сарае, где он засыпает. Позже входит фермер и замечает движение в сене, где спит Гриффин. Он уведомляет полицию, которая выбегает на ферму и окружает сарай. Они подожгли здание, что вынудило Гриффина выйти, оставив видимые следы на снегу. Главный детектив открывает огонь, смертельно ранив Гриффина. Его доставили в больницу, где через несколько часов хирург сообщает доктору Крэнли, что Гриффин умирает, и просит о встрече с Флорой. На смертном одре Гриффин с раскаянием признается Флоре: «Я вмешался в дела, которые человек должен оставить в покое». Когда он умирает, его тело снова быстро становится видимым.
Бросать
[ редактировать ]
Актерский состав взят из книги «Универсальные ужасы» : [ 2 ]
- Глория Стюарт в роли Флоры Крэнли
- Клод Рейнс в роли доктора Джека Гриффина
- Уильям Харриган, как доктор Артур Кемп
- Генри Трэверс, как доктор Крэнли
- Уна О'Коннор в роли Дженни Холл
- Форрестер Харви в роли Герберта Холла
- Дадли Диггес — руководитель детективного отдела
- Э. Клайв в роли полицейского констебля Джафферса
- Дуайт Фрай, как репортер
- Мерл Тоттенхэм, как Милли
Производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После успеха « Дракулы» (1931) Ричард Л. Шайер и Роберт Флори еще в 1931 году предложили Universal Pictures , что адаптация « Герберта Уэллса » Человека-невидимки могла бы стать подходящим продолжением. [ 2 ] И Карл Леммле , и Карл Леммле-младший вместо этого решили сделать экранизацию « Франкенштейна» (1931). [ 2 ] Пока Франкенштейн снимался, Universal купила права на «Человека-невидимку» у Уэллса 22 сентября 1931 года за 10 000 долларов; [ 5 ] он потребовал одобрения сценария от Universal. [ 6 ] Universal приобрела права на Филипа Уайли роман 1931 года «Невидимый убийца» , намереваясь извлечь из него некоторые наиболее ужасные элементы и включить их в историю Уэллса. [ 7 ] [ 5 ]
Режиссером, первым назначившим этот проект, был Джеймс Уэйл , в которого Леммле-младший очень верил. Он поставил Р. К. Шерриффа пьесу «Конец путешествия» в Лондоне и Нью-Йорке, а также фильм 1930 года «Конец путешествия» . [ 8 ] После выхода фильма «Франкенштейн» звездой фильма Борисом Карлоффом . , который побил рекорды кассовых сборов в Соединенных Штатах, Universal подписала пятилетний контракт со [ 9 ] 29 декабря 1931 года газета Los Angeles Record сообщила, что следующим фильмом Карлоффа станет «Человек-невидимка» . [ 10 ] К 28 января 1932 года Кит покинул проект, опасаясь, что его заклеймят как режиссера «ужасов». В результате Карлофф остался единственным актером фильма, у которого не было ни сценария, ни режиссера. [ 11 ]
Подготовка к производству
[ редактировать ]Первым режиссером, который заменил Кита, был Роберт Флори, чей фильм «Убийства на улице Морг» вышел на экраны в феврале 1932 года. [ 2 ] [ 12 ] К 9 апреля у Флори был черновик « Человека-невидимки» , написанный в соавторстве с Гарретом Фортом , который внес свой вклад в сценарии « Дракулы» и «Франкенштейна» . [ 12 ] В основном основан на романе Уайли «Невидимый убийца» . [ 12 ] их схема включала такие элементы сюжета, как невидимый осьминог, невидимые крысы и взрыв Центрального вокзала . [ 12 ] Не желая ждать, пока Флори разработает сценарий и решит технические трудности фильма, Universal сделала «Старый темный дом» (1932) следующим полнометражным фильмом Карлоффа под руководством Кита в качестве режиссера. [ 2 ] Кит решил вернуться к фильмам ужасов после финансового провала своего фильма «Нетерпеливая дева» (1932). [ 12 ] К июню 1932 года продюсер Сэм Бишофф покинул Universal, чтобы основать собственную независимую студию. Флори принял приглашение Бишоффа присоединиться к нему и также покинул Universal. [ 2 ] К 6 июня Джон Л. Балдерстон , чье имя фигурировало в титрах «Дракулы» и «Франкенштейна» , представил сценарий « Человека-невидимки» в сотрудничестве с новым режиссером фильма Сирилом Гарднером . [ 2 ] [ 13 ] Это была третья попытка Бальдерстона написать сценарий, основанный главным образом на романе Уайли. [ 13 ] В середине 1932 года сценаристы Universal Джон Хьюстон и редактор сценариев студии Ричард Шайер попытались по-новому обработать фильм. [ 14 ] К 18 июля официально утвержденного сценария еще не было, и Universal одолжила Карлоффа MGM для съемок «Маски Фу Маньчжурии» (1932). [ 15 ]
К ноябрю, после выхода «Старого темного дома» , Кит снова должен был стать режиссером «Человека-невидимки» с новым сценарием, написанным Престоном Стерджесом . [ 16 ] В сценарии Стерджеса рассказывается о русском химике, который делает сумасшедшего невидимым, чтобы отомстить большевикам , уничтожившим его семью. Проработав над сценарием восемь недель, Стерджес сдал свой сценарий; На следующий день Universal уволила его. [ 17 ] Шериф описал проект Стерджеса как «своего рода прозрачный Алый Пимпернель ». [ 7 ] 5 ноября стало известно, что Карлофф должен был сыграть главную роль в фильме под названием «Волшебник» режиссера Э.А. Дюпона , а Уэйл снимет Карлоффа в «Человеке-невидимке» в начале 1933 года. [ 18 ] Кит также написал собственную трактовку фильма. [ 18 ] который, по описанию историка Грегори Мэнка, вдохновлен как «Призраком оперы» , так и доктором Джекилом и мистером Хайдом, с добавлением религиозных элементов, подобных тем, что есть в его фильмах «Франкенштейн» и «Старый темный дом» . [ 19 ] После того, как Уэллс отклонил этот проект, Уэйл снова покинул «Человека-невидимку» . [ 18 ] 17 января 1933 года Universal сообщила об убытках в размере 1 250 283 долларов за 1932 год и планировала закрыться на шесть-восемь недель после завершения съемок текущего производства. [ 20 ] В то время как Кит снял «Поцелуй перед зеркалом» (1933), проект Э. А. Дюпона «Волшебник» так и не был снят, и он стал следующим режиссером «Человека-невидимки» . [ 21 ] [ 22 ] Джон Уэлд был подписан на написание сценария фильма, и он просмотрел несколько отклоненных проектов, в том числе один Лэрда Дойла . [ 7 ] Уэлд попросил в Universal копию романа Уэллса. Поскольку у них не было копии, он взял свою собственную и использовал ее в качестве исходного материала. [ 23 ] К 3 февраля для написания сценария был назначен еще один новый сценарист. Сценаристом был Р. К. Шеррифф, а режиссером снова был назначен Кит. [ 7 ] [ 23 ] Шериф работал над сценарием у себя дома в Лондоне и проигнорировал просьбу Universal взять материал из «Невидимого убийцы» Уайли и предыдущих черновиков сценариев. [ 7 ] Universal Studios закрылась 13 февраля, и в платежной ведомости остались только руководители и основная команда. [ 24 ] Universal уволила Кита на двенадцать недель, прежде чем он поставил «Человека-невидимку» . [ 25 ] Universal сообщила, что они планируют вернуть Карлоффа в «Человеке-невидимке» в мае. [ 26 ] После того, как Universal вновь открылась в мае, они выпустили его новый фильм «Поцелуй перед зеркалом» , получивший признание критиков, но это был один из самых кассовых фильмов студии в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. [ 26 ]
Пока «Шериф» заканчивал сценарий, 1 июня несколько отраслевых газет объявили, что Карлофф покидает картину. [ 27 ] 16 мая The Hollywood Reporter сообщил, что Карлофф «определенно выбыл», а Variety сообщил, что он покинул проект к 1 июня, сославшись на проблемы с зарплатой. [ 28 ] Уэллс одобрил сценарий Шерифа, включая такие изменения, как монокань с наркотиками Гриффина, которая не только делала его невидимым, но и доводила до безумия. [ 29 ] [ 27 ] Шеррифф вспоминал, что «[Уэллс] полностью согласился со мной в том, что невидимый сумасшедший заставит людей сесть в кинотеатре быстрее, чем здравомыслящий человек». [ 29 ] Шериф завершил свой проект и вернулся в Голливуд в июле 1933 года. [ 7 ] Некоторые источники, в том числе Фила Харди книга «Научная фантастика» и Карлоса Кларенса » «Иллюстрированная история фильма ужасов , [ 30 ] [ 31 ] заявляют, что Уайли переработал окончательный вариант Шерриффа, в то время как авторы книги «Универсальные ужасы» не нашли никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. [ 7 ]
Кастинг
[ редактировать ]Уэйл рассматривал Колина Клайва На главную роль в фильме , но он также думал об актере Клоде Рейнсе , с которым он познакомился на лондонском представлении «Пьесы о насекомых» в 1923 году. [ 7 ] [ 32 ] В то время карьера Рейнса складывалась как театральный актер в Нью-Йорке и Лондоне, и Universal отговаривала Уэйла брать его на роль, не желая, чтобы в главной роли играл неизвестный актер. [ 7 ] Рейнс зарабатывал так мало денег от своей работы на сцене, что подумывал полностью уйти из театра, поскольку недавно купил ферму в Нью-Джерси. [ 33 ] Уэйл разыскал кинопробу, которую Рейнс провел для «Закона о разводе », которую Рейнс позже назвал «ужасной», сказав, что он «был повсюду! Я, конечно, ничего не знал о технике экрана и просто продолжал, как будто Я был в огромном театре. Когда я увидел испытание, я был шокирован и напуган». [ 34 ] После просмотра кинопробы Кит хотел, чтобы Рейнс сыграл главную роль, и попросил его еще раз прочитать сцену, где Гриффин хвастается доктору Кемпу своими планами править миром. [ 7 ] [ 34 ] Universal одобрила кинопробы и подписала с Рейнсом контракт на два фильма, включая лучший фильм « Человек-невидимка» . [ 35 ] Во время съемок Рейнс попросил Кита позволить ему действовать более эмоционально, спрашивая, может ли он «попытаться выразить что-то [своими] глазами». Кит ответил: «Но Клод, старина, чем ты собираешься это делать? У тебя же нет лица!» [ 36 ]
Кит не раскрыл Рейнсу подробности роли, но отправил его в лаборатории студии для подготовки к спецэффектам, где были изготовлены слепки и слепки его головы. [ 37 ] Глория Стюарт , работавшая с Уэйлом в фильмах «Старый темный дом» и «Поцелуй перед зеркалом» . В роли Флоры Крэнли выступила [ 38 ] Стюарт размышлял о работе с Рейнсом и нашел его трудным, сказав: «Он был molto difficile , он был« актером актера », и он действительно не давал результатов». [ 38 ] Роль доктора Артура Кемпа была назначена Честеру Моррису . Он покинул проект, когда узнал, что он нелестен. [ 35 ] На его замену был выбран Уильям Харриган. Он работал с Рейнсом в постановке 1932 года « Луна в Желтой реке» . [ 39 ] Другие актеры, снявшиеся в фильме, были на пороге голливудского успеха, в том числе Уолтер Бреннан, игравший человека, у которого украли велосипед, и Джон Кэрредин, игравший информатора. [ 40 ]
Среди съемочной группы оператор Артур Эдесон работал с Китом над «Мостом Ватерлоо» (1931), «Франкенштейном» , «Нетерпеливой девушкой » и «Старым темным домом» . [ 41 ] Хайнц Рёмхельд написал музыку к «Человеку-невидимке» . Позже он напишет музыку к фильмам «Дочь Дракулы» (1936), «Черная кошка» (1934) и получит премию «Оскар» за фильм «Янки Дудл Денди» (1942). [ 42 ] Ремхельд был бывшим концертирующим пианистом и дирижером, который произвел впечатление на Карла Леммле своим аккомпанементом на показах фильма 1925 года «Призрак оперы» . [ 43 ] [ 44 ] Ремхельд покинул Universal в 1931 году, но вернулся в 1933 году, чтобы написать музыку к «Человеку-невидимке» . [ 44 ] Музыка фильма слышна только в начале, в течение последних семи минут фильма и во время заключительных титров. [ 45 ] Музыка к фильму была использована в более поздних постановках Universal, что было обычной практикой в 1930-х годах. [ 46 ] Музыка снова звучит в фильмах «Лондонский оборотень» (1935), «Черная кошка» и двух сериалах «Флэш Гордон» (1936) и «Бак Роджерс» (1939). [ 46 ]
Съемки
[ редактировать ]
Основные съемки «Человека -невидимки» начались в конце июня 1933 года. [ 47 ] и завершился в конце августа. [ 47 ] Все кадры со спецэффектами были сняты, как вспоминала Глория Стюарт, «в строжайшей секретности» во время производства. [ 48 ] Работа над спецэффектами заняла еще два месяца. [ 47 ] В пресс-релизах Universal ложно утверждалось, что эффекты невидимости — это оптические эффекты, создаваемые с помощью зеркал. [ 49 ] Кит тесно сотрудничал с Джоном П. Фултоном над спецэффектами фильма. [ 50 ] Фултон рассказал, как были созданы эффекты, в сентябрьском выпуске журнала American Cinematographer за 1934 год , заявив, что они были сняты на фоне полностью черной декорации со стенами и полом, покрытыми черным бархатом, чтобы сделать ее неотражающей. [ 50 ] [ 51 ] Затем актер был с головы до ног покрыт черными бархатными колготками и носил любую одежду, необходимую для сцены. [ 50 ] [ 51 ] С этого негатива был сделан отпечаток, а также изготовлен дубликат негатива, который будет служить подложкой для печати. Затем на обычном принтере сделали составную первую печать позитива фона и нормального действия, используя негативную подложку для маскировки области, где должен был двигаться человек-невидимка. [ 50 ] [ 51 ] Фултон сказал, что основная трудность заключалась в том, чтобы согласовать освещение на видимой одежде, снятой на снимке, с общим освещением, используемым в сценах, и исправить небольшие дефекты, такие как сцены с отверстиями для глаз, которые были подкрашены в фильме кадр за кадром кистью и непрозрачный краситель. [ 50 ] [ 51 ] Джон П. Фултон писал: «Мы сфотографировали тысячи футов пленки и множество дублей различных сцен, и около 4000 футов пленки были в той или иной степени индивидуально обработаны вручную, в результате чего получилось около 63 000 кадров, которые были индивидуально отретушированы в этом фильме. манера!" [ 52 ]
В других сценах, где Рейнс разворачивает повязку со своей головы для жителей деревни, собственная голова Рейнса спрятана под воротником, а повязки снимаются с тонкого каркаса. [ 53 ] Другие эффекты, связанные с движением реквизита «сам по себе», достигаются с помощью тросов, натягиваемых стрелами или тележками. [ 53 ]
Джон П. Фултон объяснил механику сцены, где следы на снегу выявляют присутствие и путь Человека-невидимки: «Поскольку в этих кадрах появлялись другие актеры, мы не могли добиться появления следов с помощью покадровой анимации, поэтому вместо этого мы копали траншею вдоль линии, где мы хотели найти следы, и накрыли траншею доской, на которой были вырезаны следы. Отверстия для следов были заполнены деревянными контурами, которые были вырезаны, чтобы следы поддерживались; колышки доходили до дна траншеи, и вокруг колышков была обмотана веревка, так что, потянув за нее, колышки выдергивались, и контуры падали с доски. Затем доску покрыли снегом. ; и пока мы снимали эту сцену, мы тянули веревку, выдергивая колышки, и снег падал через дыры, оставляя нам идеальные следы». [ 54 ]
Окончательная стоимость фильма после того, как Фултон закончил спецэффекты, составила 328 033 доллара. [ 45 ]
Выпускать
[ редактировать ]
После пресс-показа 26 октября рецензент The Hollywood Reporter похвалил фильм, назвав его «законным потомком семьи, продюсировавшей Франкенштейна и Дракулу », и предсказал, что он «будет лучше [...], чем любой из его предшественников». . [ 45 ] В обзоре особо отмечена работа Кита, Рейнса и Шерифа. [ 56 ] «Человек-невидимка» был показан 31 октября 1933 года в театре «Кива» в Грили, штат Колорадо . [ 57 ] Другие премьерные показы состоялись в Чикаго, где премьера состоялась в Palace Theater 10 ноября, в Нью-Йорке в Roxy Theater 17 ноября и в Лос-Анджелесе в RKO-Hill Street Theater 17 ноября. [ 58 ] Universal Pictures распространяла фильм в кинотеатрах. [ 2 ] [ 3 ] Когда фильм показывали в Лос-Анджелесе на RKO-Hill Street, его показывали при почти пустых домах. [ 59 ] Гораздо лучше он выступил в нью-йоркском Roxy, где за первые три дня заработал 26 000 долларов. [ 59 ] Он побил рекорды нью-йоркского театра в сезоне 1932–1933 годов. [ 50 ] За четыре дня фильм посмотрели 80 000 зрителей, а за неделю там было собрано 42 000 долларов, в результате чего показ фильма продолжился еще на вторую неделю. [ 50 ] Фильм переехал в два кинотеатра Нью-Йорка: Radio City Roxy и RKO Palace, где продолжал хорошо показываться. [ 60 ] «Человек-невидимка» никогда не имел хороших результатов в Лос-Анджелесе во время своего первого выпуска, где он собрал 4300 долларов за неделю. [ 60 ] В целом авторы «Универсальных ужасов» охарактеризовали фильм как «большой успех» в прокате. [ 50 ] Премьера фильма состоялась 28 января 1934 года в Лондоне, в театре Тиволи , где он также имел огромный успех. [ 60 ] Общий сбор «Человека-невидимки» неизвестен. [ 61 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В 2000 году Universal выпустила «Человека-невидимку» на VHS и DVD как часть своей коллекции Classic Monster Collection, серии выпусков фильмов Universal Classic Monsters . [ 62 ] [ 63 ] В 2004 году Universal выпустила фильм «Человек-невидимка: Коллекция наследия» на DVD как часть коллекции Universal Legacy. [ 64 ] [ 65 ] В этот выпуск на двух дисках вошли «Человек-невидимка» , «Возвращение человека-невидимки» (1940), «Женщина-невидимка» (1940), «Агент-невидимка» (1942) и «Месть человека-невидимки» (1944), а также короткий документальный фильм «Теперь ты» . «Увидьте его: раскрыт человек-невидимка» , ведущий — историк кино Руди Белмер . [ 64 ] [ 65 ] В 2012 году Universal Studios отметила свое 100-летие и выпустила отреставрированную версию « Человека-невидимки» , как это было сделано для «Дракулы» , «Франкенштейна» и «Невесты Франкенштейна» . [ 66 ] Universal обратилась в службу Technicolor Creative Service для подготовки нового отпечатка в сочетании с консервированным ацетатным дубликатом негатива Universal и нитратным дубликатом, найденным в Британском институте кино . [ 66 ] На этом новом отпечатке были давно отсутствующие рамки, цифровой ремонт царапин и пятен, а также улучшенный звук. [ 67 ] В том же году «Человек-невидимка» был выпущен на Blu-ray в составе бокс-сета Universal Classic Monsters: The Essential Collection , включающего девять фильмов из серии Universal Classic Monsters. [ 68 ] В 2013 году фильм был выпущен отдельным Blu-ray, после чего последовал выпуск шести фильмов из серии фильмов « Человек-невидимка» из « Полной коллекции наследия» на Blu-ray. [ 64 ] Universal Pictures Home Entertainment выпустила фильм на 4K Blu-ray Ultra HD 5 октября 2021 года. [ 69 ]
Прием
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]Мордаунт Холл из The New York Times и критик, которого в журнале Variety назвали «Чар» , прокомментировали оригинальность материала, при этом Холл счел фильм «выдающимся достижением», что удивило его тем, что раньше его не пытались сделать. [ 70 ] «Чар». поразмышлял над этим, заявив, что это принесло «что-то новое и освежающее в пугающие фильмы». [ 71 ] [ 72 ] Критики также похвалили съемочную группу, например, Торнтон Делеханти из The New York Post , который назвал фильм «одним из лучших триллеров года», высоко оценил работу Шерифа и «качество потрясающести и напряжения», которое обеспечил Кит. [ 38 ] Кейт Кэмерон из New York Daily News дала фильму оценку в три с половиной звезды, высоко оценив игру Рейнса, заявив, что «его голос несет в себе зловещие нотки, которые очень эффективны в такого рода ужасных ролях», и назвала фильм одним из лучших. это «нельзя пропустить». [ 38 ] Более общая похвала поступила от других изданий: Film Daily написала: «Это удовлетворит всех тех, кто любит причудливое и диковинное в своих киноразвлечениях». [ 73 ] а Джон Мошер из The New Yorker назвал фильм «маленькой яркой странностью». [ 74 ] Газета New York Times поместила фильм на девятое место в списке десяти лучших фильмов 1933 года. [ 75 ]
Ретроспектива
[ редактировать ]В своей книге 1967 года « Иллюстрированная история фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов » Карлос Кларенс похвалил фильм, заявив, что «сцена, где Гриффин впервые выставляет напоказ свою невидимость, - это своего рода магия кино, которая парализует неверие и заставляет задуматься самую скептически настроенную аудиторию». [ 76 ] Кларенс отметил, что «сериал не только является техническим проявлением силы, «Человек-невидимка» также содержит одни из лучших диалогов, когда-либо написанных для фантастического фильма». [ 76 ] Джек Салливан написал в «Энциклопедии ужасов и сверхъестественного» Penguin (1986), что шутки в «Человеке-невидимке » были «противоположностью натужному», отмечая, что пение Гриффина в одних пижамных штанах было «незастенчивым розыгрышем, но это также и нечто большее: внезапное открывающее глаза очарование сцены достойно Гриммса или Л. Фрэнка Баума », заключив, что сцена была «идеальным образом, чтобы определить слегка ужасающую сказочную магию Кита». [ 77 ] В книге Фила Харди « Научная фантастика» 1984 года он похвалил спецэффекты Фултона как «заслуженно [...] широко оцененные», отметив, что они «все еще вызывают примитивное чувство изумления и удивления». Описывая сценарий как «медленный», он чувствовал, что «озорное чувство Кита черной комедии остается восхитительным». [ 30 ] В Кима Ньюмана и Джеймса Марриотта книге «Полное руководство по фильмам ужасов» (2006) Марриотт похвалил фильм как «отлично продуманное сочетание угрозы и комедии, основанное на превосходных спецэффектах и бравурной игре Рейнса». [ 78 ] Ньюман похвалил спецэффекты в фильме, заявив, что «гений спецэффектов Джон П. Фултон, созданный с использованием технологий 1930-х годов, определенно не уступает ничему в Чеви Чейза автомобиле 1992 года « Мемуары человека-невидимки» (1992)». [ 79 ] Ньюман также похвалил роль Рэйнса в роли Гриффина, отметив «выразительные жесты» как «жизненно важные для его игры» и его «потрясающий голос: бархатистый с хитрыми нотками, идеально подходящий для этих замечательных речей безумного ученого». [ 79 ] В своем пятизвездочном обзоре фильма в журнале «Империя» Ньюман заключил , что «если отбросить «Франкенштейна» скорее как фильм ужасов, а «Кинг-Конга» (1933) как фэнтези, «Человек-невидимка » станет первым по-настоящему великим американским научно-фантастическим фильмом». [ 79 ]
Ретроспективный ответ на фильм включает в себя его включение в несколько списков жанров «Лучшие». В книге « Книга эстрадных списков фильмов » «Человек-невидимка» включен в число лучших фильмов определенных жанров, снятых художниками в своих областях. В их число входили режиссеры Джо Данте («Лучший фильм ужасов»), Джон Карпентер («Лучшая научная фантастика»), где он назвал фильм «блестящим», и Рэй Харрихаузен («Лучшее из фэнтези»), где Гаррихаузен заявил, что «причём научная фантастика и так называемая фильмы ужасов начинаются, а фэнтезийные фильмы заканчиваются? Неужели они должны пересекаться». [ 80 ] В книге Фила Харди «Научная фантастика» (1984), когда критиков попросили перечислить величайшие научно-фантастические фильмы всех времен, критик Денис Гиффорд включил его в свою десятку лучших. [ 81 ] В 2008 году «Человек-невидимка» США для включения в Национальный реестр фильмов был выбран Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 4 ] [ 82 ]
Наследие
[ редактировать ]Universal возродила персонажа Человека-невидимки для будущих фильмов, но не пыталась связать фильмы с какой-либо прямой сюжетной линией, как они это сделали со своими фильмами «Мумия» или «Франкенштейн» . [ 38 ] Примеры этих связей включают «Возвращение человека-невидимки» , где персонаж Джеффри Рэдклифф ( Винсент Прайс ) получает формулу невидимости от доктора Фрэнка Гриффина ( Джон Саттон ), родственника Джека Гриффина из первого фильма, и «Невидимый агент» , где Фрэнк Рэймонд является внуком. Джека Гриффина. [ 83 ] [ 84 ] В «Мести человека-невидимки » сценарий не связывает Роберта Гриффина с предыдущими Грифонами, которые либо создали, поняли или использовали формулу невидимости. [ 85 ] Universal Pictures впервые объявила о разработке фильма « Человек-невидимка возвращается» в марте 1939 года, примерно в то время, когда «Сын Франкенштейна» (1939) имел приличные кассовые сборы. [ 86 ] «Возвращение человека-невидимки» было показано в кинотеатрах 12 января 1940 года. [ 87 ] Персонаж Человека-невидимки появляется в «Сыне Человека-невидимки» , одном из эпизодов фильма « Женщины-амазонки на Луне» (1987). Режиссером сцены является Карл Готлиб изображен , в ней Эд Бегли-младший в гостинице, похожей на фильм 1933 года, где он только думает, что он невидим. [ 88 ]
Карьера Рейнса во многом пошла на пользу его роль в фильме, позволившая ему стать одним из самых ценных актеров Голливуда. Это привело его к ролям, которые Ньюман похвалил как «все, от Приключений Робин Гуда (1938) (в роли Плохого короля Джона ) до Касабланки (1942)». [ 79 ] В своей автобиографии 1934 года Уэллс лишь кратко упомянул киноверсию « Человека-невидимки », заявив, что это «сказка, которую, во многом благодаря недавнему фильму, снятому Джеймсом Уэйлом, до сих пор читают так же много, как и раньше». [ 89 ] Размышляя о своей работе в Universal, Глория Стюарт охарактеризовала работу на студии как очень некачественную, отметив, насколько она была ветхой, а гримерные и гардеробные были «очень, очень примитивными», и что, если не считать фильмов, которые она снимала с Уэйлом, она заявила, что вся ее работа в Universal была «ужасной» и «настоящей вещью категории B », отметив, что актеры и съемочная группа, работающая в Universal, «считали ее трущобами». [ 90 ]
Перезагружается
[ редактировать ]В отличие от других проектов Universal, «Человек-невидимка» не получил никаких немедленных ремейков, подобных тем, которые были сделаны Hammer Film Productions . [ 38 ]
Ремейк «Человека-невидимки» вступил в разработку в феврале 2016 года, когда было объявлено, что Джонни Депп сыграет главную роль в ремейке, а Эд Соломон напишет сценарий фильма, а Алекс Курцман и Крис Морган выступят продюсерами. [ 91 ] [ 92 ] 8 ноября следующего года Курцман и Морган перешли к другим проектам. [ 93 ] В 2019 году Universal начала производство нового фильма «Человек-невидимка », сценарий и режиссер Ли Уоннелл , продюсер Джейсон Блюм , с Элизабет Мосс и Оливером Джексоном-Коэном в главных ролях. [ 94 ] [ 95 ]
Когда в декабре того же года был выпущен трейлер к фильму, Роберт Моран из The Sydney Morning Herald отметил, что он «встретился с такой путаницей, которая могла бы сбить с толку режиссера, не говоря уже о студии. Кажется, поклонники фильмов-монстров давно - настроенные на перевязанные выходки «Человека-невидимки» прошлого, не ожидали аллегории Уоннелла о травме, связанной с домашним насилием». [ 96 ] Уоннелл прокомментировал свое отклонение от стандартного стиля, объяснив, что он знал, что фильм будет иметь некоторую негативную реакцию, поскольку он «модернизировал его и концентрировал его не вокруг Человека-невидимки, а вокруг его жертвы». [ 97 ] Уоннел сравнил свой фильм «Человек-невидимка» с популярным образом персонажа: «Знаковое изображение Человека-невидимки представляет собой парящую пару солнцезащитных очков, понимаете? Я знал, что мне нужно убрать его с этого места». [ 97 ] Уоннелла «Человек-невидимка» вышел 28 февраля 2020 года. [ 97 ]
См. также
[ редактировать ]- 1933 год в научной фантастике
- Список фильмов ужасов 1930-х годов
- Список научно-фантастических фильмов 1930-х годов
- Список фильмов Universal Pictures (1930–1939)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нурманд и Марш 2003 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б «Человек-невидимка» . Американский институт кино . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Записи в Национальный реестр фильмов 2008 года» . Библиотека Конгресса . 30 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 198.
- ^ Лак 2013 , 147; 198.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 79.
- ^ Отсутствие 2013 , 214.
- ^ Отсутствие 2013 , 214; 228.
- ^ Отсутствие 2013 , 235.
- ^ Отсутствие 2013 , 235; 251.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Отсутствие 2013 , 264.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 281.
- ^ Отсутствие 2013 , 281; 298.
- ^ Отсутствие 2013 , 298.
- ^ Отсутствие 2013 , 313.
- ^ Отсутствие 2013 , 313; 331.
- ^ Перейти обратно: а б с Отсутствие 2013 , 329.
- ^ Отсутствие 2013 , 415.
- ^ Отсутствие 2013 , 467; 476.
- ^ Отсутствие 2013 , 476.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 491.
- ^ Отсутствие 2013 , 491; 507.
- ^ Отсутствие 2013 , 507.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 538.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 555.
- ^ Отсутствие 2013 , 538; 572.
- ^ Перейти обратно: а б Виейра 2003 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Харди 1984 , с. 89.
- ^ Кларенс 1997 , с. 205.
- ^ Отсутствие 2013 , 581; 596.
- ^ Отсутствие 2013 , 147.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 607.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 682.
- ^ Отсутствие 2013 , 949.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , стр. 79–81.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 86.
- ^ Отсутствие 2013 , 682; 755.
- ^ Отсутствие 2013 , 819.
- ^ Отсутствие 2013 , 934.
- ^ Отсутствие 2013 , 1047.
- ^ Отсутствие 2013 , 1538.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 1548.
- ^ Перейти обратно: а б с Отсутствие 2013 , 1057.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 1618.
- ^ Перейти обратно: а б с Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 81.
- ^ Отсутствие 2013 , 1009.
- ^ Бенсон 1985 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фултон 1934 , стр. 200–201, 214.
- ^ Фултон, Джон П. «Как мы создали« Человека-невидимку »». Американский кинематографист 15:5 (сентябрь 1934 г.), 201.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 974.
- ^ Фултон, Джон П. «Как мы создали« Человека-невидимку »». Американский кинематографист 15:5 (сентябрь 1934 г.), 202.
- ^ Нурманд и Марш 2004 , с. 132.
- ^ Отсутствие 2013 , 1057; 1072.
- ^ « Человек-невидимка» будет в Киве как картинка на Хэллоуин» . Грили Дейли Трибьюн . Грили, Колорадо. 31 октября 1933 г. с. 2 . Проверено 25 февраля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Отсутствие 2013 , 1370.
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 1072.
- ^ Перейти обратно: а б с Отсутствие 2013 , 1088.
- ^ Отсутствие 2013 , 1198.
- ^ Человек-невидимка (Классическая коллекция монстров) [VHS] . АСИН 6300185281 .
- ^ Аррингтон 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Человек-невидимка (1933)» . AllMovie . Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эриксон 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б Отсутствие 2013 , 1354.
- ^ Отсутствие 2013 , 1348.
- ^ Шаффер 2012 .
- ^ Ворел, Джим (3 августа 2021 г.). «Универсальные монстры впервые переходят на 4K UHD» . Вставить . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Холл 1933 .
- ^ Чар. 1933 , с. 14.
- ^ Чар. 1933 , с. 20.
- ^ «Человек-невидимка». Фильм Ежедневно . Нью-Йорк: Wid's Films и Film Folkm Inc.: 4, 18 ноября 1933 г.
- ^ Мошер 1936 , с. 69.
- ^ Лак 1989 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б Кларенс 1997 , с. 66.
- ^ Салливан 1986 , стр. 457, 460.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ньюман .
- ^ Бек 1994 , стр. 58, 81, 97.
- ^ Харди 1984 , с. 389.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Невидимый агент» . Американский институт кино . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Ханке 2014 , с. 73.
- ^ Ханке 2014 , с. 120.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 208.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 207.
- ^ Отсутствие 2013 , 1214.
- ^ Уайкс 1977 , с. 13.
- ^ Уивер 1994 , стр. 69–70.
- ^ Комплект 2016 .
- ^ Флеминг 2016 .
- ^ Кит и Диван 2017 .
- ^ Кролл 2019 .
- ^ Д'Алессандро 2019 .
- ^ Моран 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хайпс 2019 .
Источники
[ редактировать ]- Аррингтон, Чак (7 ноября 2000 г.). «Человек-невидимка-1933» . Разговор о DVD . Проверено 16 января 2020 г.
- Бек, Дж. Спенсер, изд. (1994). Книга эстрады со списками фильмов . Хэмлин . ISBN 0600580415 .
- Бенсон, Майкл (1985). Старинные научно-фантастические фильмы, 1896-1949 гг . МакФарланд и компания . ISBN 0-89950-085-4 .
- Чар. (21 ноября 1933 г.). «Человек-невидимка» . Разнообразие . Том. 112, нет. 11 . Проверено 25 февраля 2021 г. '
- Кларенс, Карлос (1997) [1-й паб. 1967]. Иллюстрированная история фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-80800-5 .
- Д'Алессандро, Энтони (10 мая 2019 г.). «В «Человеке-невидимке» Universal-Blumhouse добавлена звезда Сторм Рид из «Трещины во времени»» . Крайний срок . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- Эриксон, Гленн (12 января 2005 г.). «Человек-невидимка — Коллекция наследия» . Разговор о DVD . Проверено 16 января 2020 г.
- Флеминг, Майк младший (9 февраля 2016 г.). «Джонни Депп сыграет главную роль в «Человеке-невидимке» на Universal» . Крайний срок . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года.
- Фултон, Джон П. (сентябрь 1934 г.). «Как мы создали человека-невидимку». Американский кинематографист .
- Холл, Мордаунт (18 ноября 1933 г.). «Рецензия на фильм «Человек-невидимка» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 декабря 2015 года . Проверено 21 сентября 2015 г.
- Ханке, Кен (2014) [1991]. Критический путеводитель по серии фильмов ужасов . Рутледж . ISBN 978-0-415-72642-9 .
- Харди, Фил , изд. (1984). Научная фантастика . Морроу . ISBN 0688008429 .
- Хайпс, Патрик (22 августа 2019 г.). «Человек-невидимка» от Blumhouse выйдет на две недели раньше – обновленная информация» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 года . Проверено 22 августа 2019 г.
- Кит, Борис; Коуч, Аарон (8 ноября 2017 г.). «Вселенная Universal» в опасности, поскольку ведущие продюсеры уходят (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 8 ноября 2017 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
- Кит, Борис (9 февраля 2016 г.). «Джонни Депп сыграет главную роль в перезапуске «Человека-невидимки» студии Universal» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года.
- Кролл, Джастин (24 января 2019 г.). « Человек-невидимка находит режиссера и устанавливает новый курс для чудовищного наследия Universal (эксклюзив)» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 4 февраля 2019 г.
- Мэнк, Грегори В. (1989). Голливудские Хиссейблы . Пугало Пресс . ISBN 0810821346 .
- Мэнк, Грегори Вм. (2013). Райли, Филип Дж. (ред.). Человек-невидимка (изд. Kindle). Медвежья Манор Медиа.
- Марриотт, Джеймс ; Ньюман, Ким (2018) [1-й паб. 2006]. Полное руководство по фильмам ужасов . Лондон: Carlton Books . ISBN 9781787391390 .
- Моран, Роберт (31 января 2020 г.). «Человек-невидимка Ли Уоннелла — это аллегория о газлайтинге» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 6 февраля 2020 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- Мошер, Джон (23 мая 1936 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . Нью-Йорк: FR Publishing Corp.
- Мошер, Джон (28 августа 1937 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . Нью-Йорк: FR Publishing Corp.
- Ньюман, Ким. «Рецензия на «Человека-невидимку» . Империя . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Нурман, Тони; Марш, Грэм, ред. (2003). Научно-фантастический плакат . Лондон: Аурум Пресс Лимитед. ISBN 1-85410-946-4 .
- Нурман, Тони; Марш, Грэм, ред. (2004). Плакат ужасов . Лондон: Аурум Пресс Лимитед. ISBN 1-84513-010-3 .
- Шаффер, Р.Л. (28 июня 2012 г.). «Универсальные классические монстры: Основная коллекция Blu-ray» . ИГН . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Салливан, изд. (1986). Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin . Викинг Пингвин Инк . ISBN 0-670-80902-0 .
- Виейра, Марк А. (2003). Голливудский хоррор от готики до космоса . Гарри Н. Абрамса , Inc. ISBN 0810945355 .
- Уивер, Том (сентябрь 1994 г.). «Темные дома и люди-невидимки». Фангория . Том. 13.
- Уивер, Том; Брунас, Майкл; Брунас, Джон (2007) [1990]. Универсальные ужасы (2-е изд.). МакФарланд и компания. ISBN 978-0-7864-2974-5 .
- Уильямс, Кейт (2007). Герберт Уэллс, Современность и кино . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 978-1-84631-059-1 .
- Уайкс, Алан (1977). Герберт Уэллс в кино . Книги Юпитера. ISBN 0904041174 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Человеком-невидимкой (фильм) в Wikiquote
СМИ, связанные с Человеком-невидимкой (фильм) на Викискладе?
- Человек-невидимка на IMDb
- Человек-невидимка в AllMovie
- Человек-невидимка на Metacritic
- Человек-невидимка в Rotten Tomatoes
- Человек-невидимка в базе данных TCM Movie
- Человек-невидимка в каталоге художественных фильмов AFI
- фильмы 1933 года
- фильмы ужасов 1933 года
- Научно-фантастические фильмы ужасов 1930-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские научно-фантастические фильмы ужасов
- Фильмы Джеймса Уэйла
- Фильмы, действие которых происходит в Англии
- Фильмы, действие которых происходит в Сассексе
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы по мотивам «Человека-невидимки»
- Фильмы, написанные Хайнцем Ремхельдом
- Фильмы о безумном ученом
- Англоязычные фильмы 1930-х годов
- Американские фильмы 1930-х годов
- Фильмы продюсера Карла Леммле мл.