Ангелы ада (фильм)
Ангелы ада | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Говард Хьюз Джеймс Уэйл (диалог) [ 1 ] |
Написал | Гарри Бен Говард Эстабрук Маршалл Нилан Джозеф Монкюр Марч (в титрах не указан) |
Продюсер: | Говард Хьюз |
В главных ролях | Бен Лион Джеймс Холл Джин Харлоу |
Кинематография | Тони Гаудио Гарри Перри |
Под редакцией | Дуглас Биггс Фрэнк Лоуренс Перри Холлингсворт (в титрах не указан) |
Музыка | Хьюго Ризенфельд |
Производство компания | Компания Каддо (де) |
Распространено | Объединенные художники |
Даты выхода |
|
Время работы | 131 минута |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 2,8 миллиона долларов [ 2 ] |
Театральная касса | 2,5 миллиона долларов ( театральный прокат ) [ 3 ] |
«Ангелы ада» — американский независимый эпический военный фильм 1930 года, снятый Говардом и продюсированный Хьюзом и режиссером диалогов Джеймсом Уэйлом . Написанный Гарри Беном и Говардом Эстабруком, с Беном Лайоном , Джеймсом Холлом и Джин Харлоу в главных ролях , он был выпущен через United Artists . В нем рассказывается о двух непохожих друг на друга братьях, оба служили в Британском королевском летном корпусе во время Первой мировой войны .
Изначально фильм снимался как немой . Премьера «Певца джаза» , открывшего эру звука , состоялась за несколько недель до начала основных съемок « Ангелов ада» и заставила публику требовать говорящих картинок. Полтора года спустя Хьюз решил озвучить свой фильм. Первоначальную главную женскую роль, американку норвежского происхождения Грету Ниссен , пришлось заменить из-за ее акцента. Джин Харлоу стала главной звездой как ее преемница. Производство заняло три года (1927–1930), и Хьюз не пожалел средств, так что, несмотря на то, что он был одним из самых кассовых фильмов ранней эры звука, он не окупил непомерную стоимость в 2,8 миллиона долларов. [ 4 ]
Хьюз и пилот Гарри Перри разработали множество трюков для сцен воздушных боев . Когда Пол Манц , главный пилот-каскадер, сообщил Хьюзу, что трюк в финальной сцене слишком опасен, Хьюз сам пилотировал самолет, но разбился; он получил перелом черепа, и ему также пришлось перенести операцию на лице. Трое пилотов-каскадеров и механик погибли в результате несчастных случаев во время съемок.
Большая часть отснятого материала черно-белая , но есть несколько сцен , окрашенных в один цвет для создания драматического эффекта, например, ночная перестрелка; полноцветная часть экрана, изображающая пламя, охватывающее немецкий дирижабль; и полноэкранный полноцветный фильм для одного эпизода, который является единственным цветным кадром в карьере Харлоу.
Несмотря на все трудности, он считался и сегодня считается вехой раннего использования звука и цвета, а также жанра эпического боевика .
Сюжет
[ редактировать ]
Рой и Монте Ратледж — очень разные британские братья. Прямолинейный Рой любит и идеализирует якобы скромную Хелен, но Монте - бабник. Их немецкий друг и сокурсник по Оксфордскому университету Карл против идеи воевать с Англией, если разразится новая война.
Тем временем в Мюнхене ничего не обращающая внимания Монте попадает в объятия женщины ее мужа-немецкого офицера, которая настаивает на дуэли на следующее утро. Монте убегает той ночью. Когда Роя принимают за своего брата, он продолжает дуэль и получает ранение в руку.
Карла призывают в немецкий военно-морской флот, а два британских брата записываются в Королевский летный корпус . Монте целует девушка на призывном пункте.
Когда Рой наконец знакомит Монте с Хелен, она приглашает Монте в свою квартиру. Монте пытается дать отпор ее ухаживаниям ради своего брата, но уступает. Однако на следующее утро ему впервые становится стыдно за себя.
Тем временем Карл — офицер на борту дирижабля «Цеппелин» , посланный бомбить Трафальгарскую площадь в Лондоне. В роли бомбардира-наблюдателя он спускается под облака в шпионской корзине . Он намеренно ведет дирижабль над водой, где бомбы не действуют. На перехват Цеппелина отправляются четыре истребителя RFC. Рой пилотирует один, а Монте - его стрелок. Чтобы быстрее набрать высоту и скорость, командир дирижабля решает пожертвовать Карлом, перерезав трос, удерживающий его капсулу. Когда этого недостаточно, он приказывает выбросить все возможное. Затем он принимает совет другого офицера; офицер и другие члены экипажа послушно прыгают насмерть «за Кайзера и отечество». Немецкие пулеметчики сбивают три самолета; Рой и Монте пережили аварийную посадку. После того, как его пулеметы заклинивают или заканчиваются боеприпасы, последний британский пилот пикирует свой истребитель в дирижабль, поджигая его. Братья едва не были убиты разбившимся дирижаблем.
Позже во Франции Монте заклеймили трусом за то, что он уклонился от своих обязанностей, когда его место занял другой пилот и был сбит. Рой и Монте вмешиваются, когда штабной полковник просит двух добровольцев для самоубийственной миссии. Им предстоит уничтожить жизненно важный склад боеприпасов противника. На следующее утро они проберутся туда на захваченном немецком бомбардировщике, чтобы у британской бригады был шанс провести безнадежную дневную атаку.
Той ночью Рой обнаруживает пьяную Хелен в ночном клубе с капитаном Редфилдом. Когда он пытается забрать ее домой, она нападает на него, показывая, что никогда не любила его, что на самом деле она не была той молодой невинной девушкой, которой он ее считал. Опустошенный, Рой присоединяется к Монте, чтобы погулять. Монте решает не отправляться на миссию и почти уговаривает Роя сделать то же самое, но в конце концов Рой тащит Монте обратно на аэродром.
Они взрывают немецкий склад боеприпасов, но попадают в ловушку эскадрильи Имперского немецкого летного корпуса по прозвищу « Летающий цирк » под командованием легендарного «Красного барона» Манфреда фон Рихтгофена . Монте защищает бомбардировщик из пулемета, пока не прибудет их эскадрилья, и воздушный бой не начнется . Их приятель «Лысый» сбивает одного немца, все еще нацеленного на бомбардировщик, но затем фон Рихтгофен нападает и сбивает братьев. Они взяты в плен.
Поскольку использование немецкого самолета нарушило законы и обычаи войны , у братьев есть возможность поговорить или встретиться с расстрельной командой не кем иным, как старым противником Роя на дуэли. Монте решает рассказать все, что ему известно о нападении, чтобы спасти свою жизнь. Не в силах изменить мнение брата, Рой убеждает Монте поговорить с немецким генералом наедине. Он предлагает рассказать все, что знает, при условии, что не будет свидетелей его измены, но требует пистолет, чтобы убить Монте, чтобы никто не узнал о его трусости. Генерал дает ему свой пистолет и одну пулю. Рой не может убедить Монте поступить правильно, и ему ничего не остается, как выстрелить брату в спину. После этого Роя казнят. Британская атака начинается успешно.
Бросать
[ редактировать ]- В порядке вступительных титров
- Бен Лайон - Монте Ратледж
- Джеймс Холл — Рой Ратледж
- Джин Харлоу — Хелен
- Джон Дэрроу — Карл Арнстедт
- Люсьен Приваль — барон фон Кранц
- Фрэнк Кларк — лейтенант. фон Брюен / дублёр фон Рихтгофена в боевых сценах
- Рой Уилсон — «Лысый» Мэлони
- Дуглас Гилмор — капитан Редфилд
- Джейн Уинтон — баронесса фон Кранц
- Эвелин Холл — леди Рэндольф
- Уильям Б. Дэвидсон - майор штаба
- Уиндем Стэндинг - командир эскадрильи RFC
- Лена Мелана — Гретхен, официантка
- Мэриан Марш — Девушка, продающая поцелуи (в роли Мэрилин Морган)
- Карл фон Хаартман — командир цеппелина
- Ф. Шуман-Хейнк - Первый помощник дирижабля
- Стивен Карр — Эллиотт
- Томас Карр — пилот
- Дж. Грэнвилл-Дэвис - пилот
- Ганс Джоби — фон Шлибен (в титрах не указан)
- Пэт Сомерсет — Марриэт (в титрах не указан)
- Вильгельм фон Бринкен — фон Рихтгофен (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]
Первоначально «Ангелы ада» задумывались как немой фильм с Джеймсом Холлом и Беном Лайоном в роли Роя и Монте Ратледжа, а норвежская немого кино звезда Грета Ниссен сыграла Хелен, главную женскую роль, а режиссером должен был стать Маршалл Нейлан . Основные съемки начались 31 октября 1927 года с интерьеров, снятых в студии «Метрополитен» в Голливуде . [ 5 ] Однако через несколько недель после начала производства властные методы производства Хьюза вынудили Нилана уйти. Хьюз сначала нанял Лютера Рида , взятого в аренду у Paramount, но все еще был в конфликте из-за режиссерских ролей, прежде чем нанять более податливого режиссера, Эдмунда Гулдинга , но взял на себя бразды правления, когда дело доходило до безумных сцен воздушных боев. [ 6 ]
Появление звукового кино произошло с появлением фильма «Певец джаза» , премьера которого состоялась за несколько недель до начала основных съемок «Ангелов ада» . Это заставило общественность требовать разговоров о фильмах, а полтора года на производство, после развода с женой, смерти двух пилотов-каскадеров и механика, смены двух режиссеров и 2 миллионов долларов, Хьюз внедрил новую технологию в полуфабрикат. готовый фильм, [ 4 ] но Грета Ниссен стала первой жертвой здорового века из-за своего ярко выраженного норвежского акцента. Он заплатил ей за ее работу и сотрудничество и заменил ее, потому что ее акцент сделал бы смехотворной ее роль британской аристократки. Вскоре на эту роль была назначена многообещающая звезда-подросток, которую Холл нашел в ревю и нанял сам Хьюз, Джин Харлоу. [ 7 ]
Когда Хьюз принял решение превратить «Ангелов ада» в звуковое кино, он нанял тогда еще неизвестного Джеймса Уэйла , который только что прибыл в Голливуд после успешной работы в качестве режиссера пьесы « Конец путешествия» в Лондоне и на Бродвее, чтобы поставить сцены с разговорами; это был кинодебют Уэйла, и, возможно, он подготовил его к дальнейшему успеху, которого он добился с художественной версией « Конца путешествия» , «Мостом Ватерлоо» и, что наиболее известно, версией «Франкенштейна» 1931 года . Недовольный сценарием, Уэйл пригласил Джозефа Монкюра Марча, чтобы тот его переписал. Позже Хьюз подарил Марчу пистолет Люгера, который использовался в знаменитой сцене казни в финале фильма. [ 8 ]
Одна сцена разговора, снятая в многоцветном режиме , но напечатанная в Technicolor , представляет собой единственную цветную пленку с участием Джин Харлоу. (Мультиколор не был готов напечатать такое количество вставок, необходимое для широкого проката, которого хотел Хьюз.) Неопытная актриса, которой на момент съемок было всего 18 лет, требовала большого внимания со стороны Уэйла, который закрыл производство на три года. дней, пока он работал с Харлоу над ее сценами. [ 9 ]
Во время основных съемок Хьюз вместе с пилотом Гарри Пэрри разработал множество воздушных трюков для сцен воздушных боев. Новатор воздушного кинематографа Элмер Дайер запечатлел многие воздушные сцены, в которых Пол Манц летал в роли главного пилота-каскадера, возглавляя команду настоящих пилотов времен Первой мировой войны, нанятых Хьюзом. Хьюз, сам опытный авиатор, лично руководил воздушными сценами сверху, используя радиоуправление для координации полетных маневров. [ 10 ]
Манц посчитал финальную сцену, в которой самолету пришлось резко уйти после обстрела, слишком опасной, и сообщил, что его пилоты не смогут безопасно выполнить маневр. Хьюз сам пилотировал самолет, но, как и предсказывал Манц, он не смог выбраться из самолета, разбился и получил серьезную травму с переломом черепа. [ 11 ] Следующие несколько дней он провел в больнице, где ему сделали операцию на лице. [ 5 ] Еще трое авиаторов и механик погибли во время съемок фильма. [ 12 ] Пилот Эл Джонсон разбился после того, как задел провода при приземлении на аэродроме Кэддо Филд, недалеко от Ван Найс, Калифорния, где проходила большая часть натурных съемок. Пилот Си К. Филлипс разбился при доставке истребителя SE5 к месту стрельбы в Окленде. Руперт Сайм Макалистер, австралийский пилот, также погиб, а механик Фил Джонс погиб во время производства после того, как ему не удалось спастись с парашютом перед крушением немецкого бомбардировщика «Гота» , пилотируемого Элом Уилсоном , который был дублирован Сикорского Игоря Sikorsky S . -29-А , его первый биплан, построенный после прибытия в США. [ 13 ] Всего в съемках последней крупной сцены полета было задействовано 137 пилотов. [ 14 ]
Из-за задержки, пока Хьюз возился со сценами полета, Уэйлу удалось полностью снять свою экранизацию « Конца путешествия» и выпустить ее за месяц до «Ангелов ада» выхода ; разрыв между завершением диалоговых сцен и выполнением трюков в воздушном бою позволил Китту получить оплату, вернуться в Англию и начать работу над последующим проектом, сделав «Ангелов ада » настоящим (хотя и не указанным в титрах) дебютом Кита в кино, но его вторым фильм, который будет выпущен. [ 8 ]
Поскольку большая часть фильма была снята и находилась в монтаже, Хьюз понял, что аналогичный фильм, Дэррила Ф. Занука » «Рассветный патруль , станет конкурентом по кассовым сборам. [ 15 ] После попытки арендовать все доступные самолеты того времени, чтобы остановить своего конкурента, Хьюз подал иск через Caddo Company и Gainsborough Corporation, в котором утверждалось, что сценарий « Ангелов ада» был плагиатом. [ 16 ] В результате иска «Рассветный патруль» был срочно отправлен на пост-продакшн, чтобы выйти в кинотеатрах перед «Ангелами ада» . В конце 1930 года Warner Bros. и Занук выиграли иск. [ 16 ] [ № 1 ]
Современные источники широко сообщили, что этот фильм является одним из самых дорогих фильмов, когда-либо созданных, с предполагаемым бюджетом в 4 миллиона долларов. [ 17 ] Однако это миф, созданный Хьюзом для популяризации фильма, и отчеты об « Ангелах ада» показывают, что на самом деле он стоил всего 2,8 миллиона долларов, что значительно меньше, чем 4 миллиона долларов за фильм «Бен-Гур: Повесть о Христе» , вышедший три раза. лет назад. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]«Ангелов ада» Премьера состоялась в Китайском театре Граумана в Голливуде 27 мая 1930 года. [ 4 ] Присутствовали все звезды и создатели фильма, а также Сесил Б. Демилль , Бастер Китон , Глория Суонсон , Долорес дель Рио , Лоретта Янг и Грант Уизерс , Норма Талмадж , Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс , Билли Дав , Джо Э. Браун. , Джоэл МакКри , Бебе Дэниелс , Чарльз Фаррелл , Рут Роланд и Бен Бард , Мэри Брайан , Джеки Куган , Салли Эйлерс и Хут Гибсон , Лоуренс Тиббетт , Салли Блейн , Уилер и Вулси , Джозеф Шилдкраут и Чарли Чаплин со своей девушкой Джорджией Хейл . Программа в кожаном переплете была разработана для премьеры знаменитым авиационным иллюстратором Клейтоном Найтом . Рецензии получили всеобщее признание за сцены полета, но также были отмечены обыденный сюжет и сентиментальные характеристики. Показ « Ангелов ада» раскрыл многие черты докодового Голливуда . В дополнение к довольно откровенной сексуальности, во время финальной сцены воздушного боя было удивительно много (для того времени) взрослой лексики, например, «сукин сын», «черт побери» и «ради всего святого», а также слова «задница», «ад» и несколько случаев использования слова «Бог» в других сценах. [ 18 ]
В то время как Харлоу, Лайон и Холл получили неоднозначные отзывы за свою игру, Хьюза хвалили за его усердную работу над съемками и сценами с самолетами. Мордуант Холл, рецензент The New York Times , особенно критически отнесся к игре Харлоу, заявив: «Его фильм захватывающий и захватывающий. Но хотя она и является центром притяжения, картина представляет собой самое посредственное произведение». [ 19 ]
У Харлоу был самый высокий рейтинг на афишах, но в самом фильме она заняла третье место после Лиона и Холла.
В прокате он заработал для своих спонсоров 2,5 миллиона долларов, что сделало его одним из самых кассовых звуковых фильмов своего времени. [ 3 ] [ 20 ] но все же немного меньше производственных затрат в 2,8 миллиона долларов. [ 2 ]
Тони Гаудио и Гарри Перри были номинированы на премию Оскар за лучшую операторскую работу . [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]- В 1962 году кинорежиссер Стэнли Кубрик назвал «Ангелов ада» одним из 10 своих любимых фильмов, повлиявших на его дальнейшую карьеру. [ 22 ]
- В телевизионном фильме 1977 года «Удивительный Говард Хьюз» есть один отрывок, где Хьюз ( Томми Ли Джонс ) снова и снова руководит сегментом «Цеппелина» в непрерывных дублях: хотя он делал повторные дубли, Хьюз на самом деле снимал сцены с «Цеппелином» и частично оставил Отснятый материал нетронут, за исключением добавления звука. По мнению киноэкспертов, он не делал никаких повторных съемок эпизода «Цеппелин».
- Мартина Скорсезе » В биографическом фильме о Хьюзе 2004 года «Авиатор на разогреве рассказывается о создании « Ангелов ада» , а затем о его премьере в Китайском театре Граумана . [ 4 ]
- Фраза «Вы были бы шокированы, если бы я надела что-нибудь более удобное?», произнесенная Джин Харлоу, была номинирована на включение Американского института кино в 2005 году в список AFI «100 лет… 100 цитат из фильмов» . [ 23 ]
«Ангелы ада» были переизданы на форматах VHS и DVD компанией Universal Studios , которая в последующие годы приобрела права на фильм. В оригинальном британском выпуске цензура вырезала из фильма более 30 минут. [ 24 ]
Участие Говарда Хьюза в «Ангелах ада» создало нишу среди энтузиастов в группах коллекционеров развлечений, авиации и военной техники. [ 25 ] Любители авиации отметили в фильме качество и подлинность авиации времен Первой мировой войны. [ нужна ссылка ] [ Н 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Пилот реактивного самолета (1957)
- Список ранних цветных художественных фильмов
- Список фильмов с самым длительным сроком производства
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Ангелы ада» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйман 1997, с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б «Картины самых больших денег». Variety , 21 июня 1932, 1. Дата обращения: 14 июля 2011.
- ^ Перейти обратно: а б с д Никсон, Роб. «Статьи: Ангелы Ада (1930)». Классические фильмы Тернера . Проверено: 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барлетт и Стил 2004, с. 63.
- ^ Барлетт и Стил 2004, с. 62.
- ^ Барлетт и Стил 2004, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Кертис 1998, с. 86.
- ^ Кертис 1998, с. 45.
- ^ Браун и Броеске 1996, с. 87.
- ^ Браун и Броеске 1996, стр. 88-89.
- ^ Фермер 1990. с. 20.
- ^ Фармер 1990, стр. 70–71.
- ^ Будянский 2004, с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Ричард Харланд. «Статьи: Рассветный патруль». Классические фильмы Тернера. Проверено: 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Примечания: Рассветный патруль». Классические фильмы Тернера. Проверено: 5 августа 2024 г.
- ^ "Кино: G с W." Время , 25 декабря 1939 г., с. 2. Дата обращения: 6 июля 2011 г.
- ^ «Харлоу до Кодекса». Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Программа классического американского кино Хью М. Хефнера, 2011 г. Дата обращения: 27 августа 2012 г.
- ^ Холл, Мурдан. «Ангелы ада (1930)». «Нью-Йорк Таймс» , 16 августа 1930 г.
- ^ "Картины самых больших денег". Cinemaweb , 8 июля 2011 г. Дата обращения: 14 июля 2011 г.
- ^ Осборн 1994, с. 25.
- ^ Бакстер 1997, стр. 12.
- ^ «100 лет AFI... 100 номинантов на цитаты из фильмов». Американский институт кино . Проверено: 22 августа 2016 г.
- ^ "Ангелы Ада". Архивировано 22 февраля 2012 года на сайте Wayback Machine bbfc.co.uk , ссылка BBFC AFF207125, Британский совет по классификации фильмов. Проверено: 11 мая 2009 г.
- ^ Хардвик и Шнепф 1989, с. 57.
- ^ «Редкий пистолет Люгера Говарда Хьюза «Ангелы ада» будет выставлен на аукцион». ammoland.com. Дата обращения: 5 августа 2024 г.
- ^ "Люгер, принадлежащий Говарду Хьюзу, использован в фильме". cgmauctions.com. Проверено: 11 июля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Балио, Тино. United Artists: Компания, созданная звездами . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, 2009. ISBN 978-0-299-23004-3 .
- Барлетт, Дональд Л. и Джеймс Б. Стил. Империя: жизнь, легенда и безумие Говарда Хьюза . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1979. ISBN 0-393-07513-3 , переизданный в 2004 году под названием « Говард Хьюз: его жизнь и безумие» .
- Бакстер, Джон. Стэнли Кубрик. Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 1997. ISBN 978-0-7867-0485-9 .
- Браун, Питер Гарри и Пэт Х. Броеск. Говард Хьюз: Нерассказанная история. Нью-Йорк: Penguin Books, 1996. ISBN 0-525-93785-4 .
- Будянский, Стефан. Воздушная мощь . Лондон: Penguin Group, 2004. ISBN 978-0-670-03285-3 .
- Кертис, Джеймс. Джеймс Уэйл: Новый мир богов и монстров . Бостон: Фабер и Фабер, 1998. ISBN 0-571-19285-8 .
- Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 0-86124-229-7 .
- Эйман, Скотт. Скорость звука: Голливуд и революция звукового кино, 1926–1930 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1997. ISBN 978-0-684-81162-8 .
- Фармер, Джеймс Х. «Говард и ангелы ада». Air Classics», том 26, номер 12, декабрь 1990 г.
- Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов , серия «Авиация общего назначения», том 2, 1989.
- Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN 0-9613088-0-X .
- Осборн, Роберт. 65 лет Оскару: официальная история премии Оскар Лондон: Abbeville Press, 1994. ISBN 1-55859-715-8 .
- «Производство «Ангелов ада» стоило жизни трем авиаторам». Сиракьюс Геральд , 28 декабря 1930 г., с. 59.
- Робертсон, Патрик. Факты о фильме . Нью-Йорк: Billboard Books, 2001. ISBN 0-8230-7943-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1930 года
- Цветные фильмы 1930-х годов.
- Драматические фильмы 1930 года
- Военные драмы 1930-х годов
- Американские авиационные фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские эпические фильмы
- Американские военные драмы
- Фильмы Говарда Хьюза
- Фильмы Джеймса Уэйла
- Фильмы частично цветные
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы о Западном фронте (Первая мировая война)
- Фильмы об авиации Первой мировой войны
- Культурные изображения Манфреда фон Рихтгофена
- Фильмы по сценарию Гарри Бена
- Англоязычные фильмы 1930-х годов
- Американские фильмы 1930-х годов
- Фильмы, написанные Хьюго Ризенфельдом