Мэри Сью
Мэри Сью — это персонажа архетип в художественной литературе, обычно молодая женщина, которую часто изображают необъяснимо компетентной во всех областях, одаренной уникальными талантами и способностями , любимой или уважаемой большинством других персонажей, нереально свободной от слабостей, чрезвычайно привлекательной, врожденной. добродетельный и, как правило, лишенный значимых недостатков характера . [1] [2] [3] [4] Мэри Сью, обычно женщина и почти всегда главная героиня автора , часто представляет собой идеализированную самовставку и может служить формой исполнения желаний . Рассказы о Мэри Сью часто пишут авторы- подростки . [5]
, возникший из фанфиков Термин « Мэри Сью» , был придуман Паулой Смит в пародийном рассказе 1973 года «История Трекки» как имя персонажа, заменяющего идеализированных женских персонажей, широко распространенных в по «Звездному пути» фанфиках . Этот термин также применялся к мужским персонажам, хотя мужского персонажа с похожими чертами можно назвать Гэри Стю или Марти Стю . [6]
Как литературный образ , архетип Мэри Сью широко ассоциируется с некачественным письмом, и истории с участием персонажа Мэри Сью часто считаются более слабыми из-за этого. Хотя этот термин в основном используется отрицательно, иногда он используется и положительно. [2] [7]
Происхождение
[ редактировать ]Термин «Мэри Сью» происходит от имени персонажа, созданного Паулой Смит в 1973 году в пародийном рассказе «История трекки». [1] Смита и Шэрон Ферраро «Звездный путь» опубликовано в журнале для фанатов «Зверинец» . [8] В сюжете фигурирует лейтенант Мэри Сью («самый молодой лейтенант флота - всего пятнадцать с половиной лет»). [9] ), и высмеивали идеалистических женских персонажей, широко распространенных в по «Звездному пути» . фанфиках [9] [10] В 1976 году « Зверинца » редакторы писали:
Истории Мэри Сью — приключения самого молодого и умного человека, окончившего академию и получившего комиссию в столь нежном возрасте. Обычно характеризуется беспрецедентным мастерством во всем, от искусства до зоологии, включая каратэ и армрестлинг. Этот персонаж также может найти свой путь к благосклонности/сердцу/разуму одного из Большой тройки [ Кирка , Спока и Маккоя ], если не всех троих одновременно. Она спасает положение благодаря своему остроумию и способностям, и, если нам повезет, ей выпадает честь умереть в конце, огорченная всем кораблем. [11]
Смит и Ферраро создали персонажа, чтобы пародировать повторяющийся образец, найденный в материалах авторов для Зверинца , в котором молодая женщина прибывает на звездолет «Энтерпрайз» и быстро побеждает известных персонажей. Хотя у персонажа Мэри Сью изначально не было определенного пола, представленные истории, как правило, писались женщинами. По словам Смита и Ферраро, женщины составляли большую часть фанатов «Звездного пути» , в отличие от более крупного фаната научной фантастики. [8] Смит и Ферраро изначально рассматривали другие (мужские) имена, такие как «Мюррей Сью» или «Марти Сью». Сравнивая персонажа с мужчинами-прокси, такими как Супермен , Смит позже сказал: «Для [мужчин] было нормально иметь невероятно способных персонажей-заполнителей». [8]
Первоначально использовался для описания характеристик фанфиков, [12] Термин «Мэри Сью» также применялся к персонажам и историям в коммерческих художественных произведениях. [3] : 98 [13] По словам фольклориста Камиллы Бэкон-Смит , истории, представляющие «чистую» форму персонажа Мэри Сью, «можно найти в разделе «Звездный путь » любого книжного магазина». [3] : 98 например, кадет Пайпер, главная героиня «Звездный путь» романа 1986 года «Дредноут!» автор: Дайан Кэри. [3] : 98–99 Мэри Сью также может относиться к жанру фанфиков с участием таких персонажей; в этих рассказах представлены молодые, привлекательные и исключительно одаренные героини женского пола, которые служат автору самовставки в рассказ. [14] Они часто разрешают конфликт истории, завоевывают любовь других персонажей и в конце умирают героической смертью. [3] : 53 Рассказы о Мэри Сью часто пишут авторы- подростки . Автор может создать нового персонажа на основе себя или изменить личность и интересы существующего персонажа, чтобы они больше походили на свои собственные. [5]
Анализ
[ редактировать ]Фанаты обычно называют две характеристики идеализации и самоутверждения отличительными чертами персонажа Мэри Сью. [9] Энджи Фазекас и Дэн Вена пишут, что такие персонажи «дают возможность девочкам-подросткам вписаться в повествования популярной культуры как героини своих собственных историй». [5] По словам Джеки Мански из Смитсоновского института , некоторые критики утверждают, что «Мэри Сьюс открыла возможность писателям, особенно женщинам и членам недостаточно представленных сообществ, увидеть себя в выдающихся персонажах». [8] Автор Энн К. Криспин описала термин « Мэри Сью» как «унижение, подразумевающее, что персонаж, столь резко отвергнутый, не является настоящим персонажем, независимо от того, насколько хорошо он нарисован, какого пола, вида или степени индивидуальности». [3] : 98
Бэкон-Смит пишет, что истории Мэри Сью «занимают центральное место в болезненном опыте подросткового возраста фанаток», особенно для тех, кто не мог или не хотел оставаться интеллектуально или физически подчиненным своим сверстникам-мужчинам; они представляют собой сочетание активного главного героя с «культурно одобренными чертами красоты, жертвенности и самоуничижения». [3] : 100–101 В версиях фанфиков главный герой традиционно умирает в конце истории; Бэкон-Смит говорит, что это выражает «культурную истину» о том, что для того, чтобы стать женщиной в американском обществе, где доминируют мужчины, нужно убить «активного агента внутри [себя]»; Таким образом, Мэри Сью воплощает «фантазию об идеальной женщине», которая существует для того, чтобы служить потребностям мужчин, сводя при этом к минимуму свои собственные способности. [3] : 102 Реже мужские персонажи могут использоваться для олицетворения тех же функций исполнения желаний. Зовут Марти Стю , Гэри Стю , [15] или Ларри Стю , [а] эти персонажи обычно обсуждаются в фанатской культуре как дополнение к образу Мэри Сью. [15] Например, фанаты утверждали, что в «Звездном пути » персонаж Джеймс Т. Кирк — это «Марти Стю». [3] : 97
В 1980 году Смит отметила, что ее намерением никогда не было «отложить все истории о вдохновляющих женщинах». [3] : 96 В интервью 2011 года она сказала, что мужская альтернатива упоминается редко, назвав Джеймса Бонда и Супермена популярными персонажами «Марти Стю». [10] мужской аудитории Она утверждала, что Мэри Сью-мужчины приносят пользу взрослению : «[То], на чем фокусируется внимание в культуре, определяется мальчиками и молодыми мужчинами. Психологически в жизни мужчин наступает поворотный момент. Есть момент, когда им нужно порывают с женщинами в юности, а затем позже возвращаются к женщинам уже взрослыми мужчинами, но многим мужчинам так и не удается этого добиться, так и не вернуться в мир, который включает в себя женщин как людей». [10]
Культурное влияние
[ редактировать ]Персонаж Мэри Сью приобрел негативный оттенок в фан-сообществах [3] : 53 как плохо проработанный персонаж, слишком совершенный и лишенный реализма, чтобы быть интересным. [4] По словам Бэкон-Смита, этот ярлык является «самым повсеместно очерняемым жанром во всем каноне фанфиков». [3] : 94 и может представлять собой «добровольный сексизм», ограничивая качества, разрешенные для женских персонажей. [3] : 97 Мански пишет, что по мере того, как этот термин стал широко использоваться, фанаты - чаще всего фанаты-мужчины - использовали его, чтобы очернить любого способного женского персонажа. [8]
Бэкон-Смит утверждает, что страх перед созданием «Мэри Сью» может ограничивать и даже заставлять замолчать некоторых писателей. Она цитирует «Звездного пути» журналов для фанатов архивы , в которых паранойя «Мэри Сью» указана как один из источников отсутствия «правдоподобных, компетентных и узнаваемых женских персонажей». [3] : 110–111 Во время дискуссии между авторами-женщинами на «Звездного пути» съезде фанатов ClipperCon в 1987 году один автор заявил: «Каждый раз, когда я пытался включить женщину в любую историю, которую я когда-либо писал, все сразу говорили: это Мэри Сью». [3] : 110–111 На групповой дискуссии 1990 года участники «с растущим беспокойством отметили, что любой женский персонаж, созданный в [фанатском] сообществе, проклят термином Мэри Сью». [3] : 110 Редактор Эдит Кантор описывает автора-фаната, который боялся, что его персонаж - «Мэри Сью», хотя автор призналась, что не знала, что такое «Мэри Сью». Кантор пишет: «так же, как каждой собаке разрешен один укус, так и каждому писателю Трекрайтеру должна быть разрешена одна Мэри Сью», чтобы ее «сочувственно прочитали и критиковали и, возможно, вернули автору с объяснением, что она тоже следует какой-то причине». проторенная дорога». [3] : 96–97
В феминистском журнале популярной культуры Bitch Кейдра Чейни и Райзел Либлер описывают «Звездного пути: Следующее поколение персонажа » Уэсли Крашера как «квази-Гэри Сью», который является «блестящим подростком, который, кажется, всегда находит ответы на проблемы и который переведен в экипаж «Энтерпрайза» без формального обучения». [16] : 56 По словам писателя Пэта Пфлигера , персонаж, возможно, был дублером Джина Родденберри , второе имя которого было Уэсли. [17]
Гавиа Бейкер-Уайтлоу из Daily Dot описывает главную героиню фанфика «Мой бессмертный » , Ebony Dark'ness Dementia Raven Way, как «главного героя Мэри Сью, который явно был прославленной версией автора». [7] Персонаж Арья Старк из сериала HBO «Игра престолов» была названа Мэри Сью за ее героическую роль в финале сериала; разочарование этой характеристикой вызвало реакцию на феминистском веб-сайте «Мэри Сью» , который получил свое название как попытку «переприсвоить» этот термин. [8]
существует тенденция Исследователь медиа-исследований Кристин Скодари говорит, что среди слэш-фандома называть главных женских персонажей, таких как Ниота Ухура в фильме «Звездный путь» 2009 года , «Мэри Сьюс», поскольку существует мнение, что развитие женского персонажа отнимает у них экранное время. мужские персонажи. [18] Пользователи Твиттера спорят о том, есть ли «Звездных войн» в сиквеле трилогии Мэри Сью в роли главной героини Рей , основываясь на, казалось бы, естественных навыках Рей как механика, бойца, пилота и пользователя « Силы », которые вызывают восхищение. от других главных героев фильма. [19]
См. также
[ редактировать ]- Заместитель автора
- Компетентный человек
- Девушкабосс
- Гуди-Две Туфли
- Идеальная женственность
- Волшебный негр
- Маниакальная Пикси Девушка Мечты
- Поллианна
- Такеризация , когда кто-то вписывается в историю кем-то другим.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Мэри Сью, н.» . Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . Март 2017 г. (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Jump up to: а б «Что означает Мэри Сью?» . www.definitions.net . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бэкон-Смит, Камилла (1992). «Обучение новых участников» . Предприимчивые женщины: телевизионный фэндом и создание популярного мифа . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 81–114. ISBN 0-8122-3098-1 . Включает полный текст «Сказки Трекки» на страницах 94–96.
- ^ Jump up to: а б Милхорн, Томас (2006). Написание жанровой художественной литературы: Руководство по ремеслу . Ла Вернь, Теннесси: Lightning Source Incorporated. п. 55. ИСБН 978-1-58112-918-2 .
- ^ Jump up to: а б с Фазекас, Энджи; Вена, Дэн (2020). « Что мы были — идиоты?» Переоценка женского зрительского восприятия и новая героиня ужасов в «Сумерках » Кэтрин Хардвик ». В Пашкевиче, Катажине; Руснак, Стейси (ред.). Финальные девушки, феминизм и популярная культура . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 240–241. ISBN 978-3-030-31523-8 .
- ^ «Мэри Сью | Происхождение и история» . Словарь.com . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Бейкер-Уайтлоу, Гавиа (29 июля 2013 г.). «Самый худший фанфик по «Гарри Поттеру» теперь превратился в веселый веб-сериал» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 12 июня 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мански, Джеки (16 мая 2019 г.). «Женщины, придумавшие термин «Мэри Сью» » . Смитсоновский институт . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Барнер, Эшли Дж. (2017). Аргументы в пользу фанфиков: изучение удовольствий и практик оклеветанного ремесла . МакФарланд. стр. 36–37. ISBN 978-1-4766-6877-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Уокер, Синтия В. (2011). «Разговор с Полой Смит» . Трансформационные работы и культуры . Спецвыпуск: Фан-работы и фан-сообщества в эпоху механического воспроизводства. Рейгин, Нэнси; Рубинштейн, Энн (ред.). 6 . дои : 10.3983/twc.2011.0243 .
- ^ Берд, Патрисия (весна 1978 г.). «Звездный путь жив: треккерский сленг». Американская речь . 53 (1): 52–58. дои : 10.2307/455340 . ISSN 0003-1283 . JSTOR 455340 .
- ^ Лантань, Стейси М. (2011). «Лучшие ангелы нашего фанфика: необходимость правдивого и логичного прецедента» . Гастингсский юридический журнал в области коммуникаций и развлечений . 33 (2): 171.
- ^ Чизмен-Мейер, Эллен (26 апреля 2012 г.). «Мэри Сью борется с фашизмом: дредноут Дайаны Кэри ! и боевые станции! » . Тор.com .
- ^ Хеллексон, Карен ; Буссе, Кристина , ред. (2014). Читатель фанфиков . Университет Айовы Пресс. п. 133. ИСБН 978-1-60938-227-8 .
- ^ Jump up to: а б Турк, Тиша (2011). «Металепсис в фан-видео и фанфиках» . Ин Кукконен, Карин; Климек, Соня (ред.). Металепсис в массовой культуре . Берлин: Вальтер де Грюйтер. Примечание 8, с. 96. ИСБН 978-3-11-025278-1 .
- ^ Чейни, Кейдра; Либлер, Райзел (2006). «Я, я и я: фанфики и искусство самовставки» (PDF) . Сука . № 31. С. 52–57. ISSN 2162-5352 . Юбилейный выпуск.
- ^ Пфлигер, Пэт (2001). « Слишком хорошо, чтобы быть правдой»: 150 лет Мэри Сью» . Merrycoz.org . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Скодари, Кристина (2012). « Ньота Ухура - не белая девушка»: пол, интерсекциональность и альтернативные романтические вселенные «Звездного пути 2009». Феминистские медиа-исследования . 12 (3): 335–351. дои : 10.1080/14680777.2011.615605 . ISSN 1468-0777 .
- ^ Фрамке, Кэролайн (28 декабря 2015 г.). «Что такое Мэри Сью и есть ли она в «Звездных войнах: Пробуждение силы»?» . Вокс . Нью-Йорк.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон-Смит, Камилла (2014). «Обучение новых участников». В Хеллексоне, Карен; Буссе, Кристина (ред.). Читатель фанфиков . Университет Айовы Пресс. стр. 138–158. ISBN 978-1-60938-227-8 .
- «Полная запись о Мэри Сью н.» Цитаты из научной фантастики . Архивировано из оригинала 17 июля 2018 года.
- Гарднер, Дэвид (март 2004 г.). «Мэри Сью рожает, ребенок меняет пол. Роль фанфиков по «Звездному пути» в создании «Звездного пути: Следующее поколение » . Интернет-обзор научной фантастики . 1 (3). Архивировано из оригинала 5 июня 2010 года.
- Пфлигер, Пэт (2001). « Слишком хорошо, чтобы быть правдой»: 150 лет Мэри Сью» . Merrycoz.org . Архивировано из оригинала 30 августа 2019 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- Смит, Паула. «Сказка Трекки». Перепечатано в: Кантор, Джоанна, изд. (зима 1980 г.). «Мэри Сью, краткий сборник». Архивы V (фанзин). Дэнверс, Массачусетс: Yeoman Press. п. 34.
- Верба, Джоан Мари (2003). «Часть вторая: устойчивый рост (1972–1974)». Смело пишу: поклонник треккера и история журнала, 1967–1987 (PDF) . Миннетонка, Миннесота: Публикации FTL. ISBN 978-0-9653-5754-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 апреля 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение Мэри Сью в Викисловаре