Темный город (фильм, 1998 г.)
Темный город | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Алекс Пройас |
Автор сценария |
|
Рассказ | Алекс Пройас |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Дариуш Вольский |
Под редакцией | Дов Хёниг |
Музыка | Тревор Джонс |
Производство компания | Кинотеатр Тайные Часы |
Распространено | Нью Лайн Синема |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут [1] |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 27 миллионов долларов [2] |
Театральная касса | 27,2 миллиона долларов [3] |
«Тёмный город» — в стиле неонуар научно-фантастический фильм 1998 года режиссёра Алекса Пройаса с Руфусом Сьюэллом , Уильямом Хёртом , Кифером Сазерлендом , Дженнифер Коннелли , Ричардом О’Брайеном и Яном Ричардсоном в главных ролях . Сценарий написали Пройас, Лем Доббс и Дэвид С. Гойер . В фильме Сьюэлл играет человека, страдающего амнезией , который, оказавшись подозреваемым в убийстве, пытается раскрыть свою настоящую личность и очистить свое имя, скрываясь от полиции и загадочной группы, известной как «Незнакомцы». [4]
снятый в основном на студии Fox Studios Australia Фильм, , был произведен совместно New Line Cinema и продюсерской компанией Пройаса Mystery Clock Cinema и распространялся первой для проката в кинотеатрах. Премьера фильма состоялась в США 27 февраля 1998 года и получила в целом положительные отзывы критиков, но кассовые сборы были бомбой . Роджер Эберт , в частности, поддержал фильм, высоко оценив его художественное оформление, сценографию, кинематографию, спецэффекты и воображение, и даже записал аудиокомментарий к выпуску домашнего видео фильма.
Фильм был номинирован на премию «Хьюго» за лучшую драматическую постановку и шесть премий «Сатурн» . Некоторые критики позже отметили Тёмного города » сходство « «Матрица» с серией фильмов , первая часть которой вышла год спустя, и влияние на неё. [5] [6] [7] и теперь этот фильм широко считается культовой научно-фантастической классикой . [8] [9] [10] [11]
Обеспокоенная тем, что зрители не поймут фильм, New Line попросила Пройаса добавить ко вступлению пояснительную закадровую речь, и тот подчинился. Когда в 2008 году вышла режиссерская версия фильма, среди изменений было удаление вступительного повествования.
Сюжет
[ редактировать ]Джон Мердок просыпается в ванне отеля с амнезией. Ему звонит доктор Дэниел Шребер и убеждает его бежать из отеля, чтобы уйти от группы мужчин, преследующих его. В комнате Мердок обнаруживает труп ритуально убитой женщины вместе с окровавленным ножом. Он убегает с места происшествия, когда прибывает группа бледных мужчин в плащах («Незнакомцы»).
Инспектор полиции Фрэнк Бамстед ищет Мердока в качестве подозреваемого при расследовании убийств проституток, хотя Мердок не помнит, чтобы кого-то убивал. Следуя подсказкам, Мердок узнает его имя и узнает, что у него есть жена по имени Эмма. Когда Незнакомцы догоняют его, он показывает, что обладает способностью изменять реальность по своему желанию , что Незнакомцы также могут делать и называть «настройкой», и ему удается сбежать.
Мёрдок бродит по улицам анахроничного города, где никто, кажется, не замечает вечную ночь. [12] В полночь он наблюдает, как все остальные засыпают, а Незнакомцы заставляют город физически перестраиваться и с помощью Шребера меняют личности и воспоминания жителей. Он узнает, что приехал из прибрежного городка Шелл-Бич, который знаком всем, но никто не знает, как туда добраться, и его попытки посетить его терпят неудачу. Незнакомцы вводят копию воспоминаний, переданных Мердоку, одному из своих людей, мистеру Хэнду, надеясь, что это поможет им предсказать движения Мердока и выследить его.
Инспектор Бамстед ловит Мердока, хотя признает, что Мердок, скорее всего, невиновен, поскольку у него есть опасения по поводу природы города. Они противостоят Шреберу, который объясняет, что Незнакомцы, которые являются инопланетянами , которые используют человеческие трупы в качестве своих хозяев, обладают коллективным разумом и экспериментируют с людьми, чтобы проанализировать индивидуальность в надежде сделать открытие, которое поможет их расе выжить. Шребер также сообщает, что Мердок - аномалия, которая случайно проснулась, когда Шребер был в процессе запечатления своей последней личности как убийцы.
Мердок и Бамстед берут Шребера и пытаются добраться до Шелл-Бич, но вместо этого оказываются у плаката с изображением города на стене на окраине города. Разочарованные, Мердок и Бамстед прорываются через стену, открывая космическое пространство, как раз перед тем, как некоторые из Незнакомцев, включая мистера Хэнда, прибывают с Эммой в качестве заложницы. В завязавшейся битве Бамстед и один из Незнакомцев проваливаются в дыру и улетают в космос, а город оказывается средой обитания в глубоком космосе, окруженной силовым полем.
Незнакомцы приводят Мердока в свой дом под городом и заставляют Шребера запечатлеть Мердока в своей коллективной памяти , полагая, что Мердок является кульминацией их экспериментов. Шребер бросает им вызов и вселяет в Мердока ложные воспоминания, которые искусственно восстанавливают его детство, состоявшееся в годах, проведенных в тренировках и оттачивании навыков настройки и изучении Незнакомцев и их машин. Мердок просыпается и может полностью реализовать свои силы, освобождается и сражается с Незнакомцами, побеждая их лидера мистера Бука в психокинетической битве высоко над городом.
Узнав от Шребера, что Эмма была повторно запечатлена и не может быть восстановлена, Мердок использует свои силы, усиленные машиной Незнакомцев, чтобы создать Шелл-Бич, затопив территорию внутри силового поля водой и образовав косу и пляжи. По пути домой Мердок встречает умирающего мистера Хэнда и сообщает ему, что Незнакомцы искали не в том месте - в разуме - чтобы понять человечество. Он поворачивает среду обитания к звезде, от которой она была повернута, и город впервые видит солнечный свет.
Открыв дверь, ведущую из города, Мердок выходит, чтобы увидеть восход солнца. На пирсе перед ним находится женщина, которую он знал как Эмма, у которой теперь новые воспоминания и новая личность как Анна. Мердок вновь представляется, и они идут в Шелл-Бич, начиная свои отношения заново.
Бросать
[ редактировать ]- Руфус Сьюэлл в роли Джона Мердока
- Уильям Хёрт в роли инспектора Фрэнка Бамстеда
- Кифер Сазерленд в роли доктора Дэниела П. Шребера
- Дженнифер Коннелли в роли Эммы Мердок/Анны
- Ричард О'Брайен, как мистер Хэнд
- Ян Ричардсон в роли мистера Бука
- Брюс Спенс, как мистер Уолл
- Колин Фрилз в роли детектива Эдди Валенски
- Джон Блутал, как Карл Харрис
- Митчелл Бутел, как офицер Хассельбек
- Мелисса Джордж в роли Мэй
- Фрэнк Галлахер — главный инспектор Стромболи
- Ричи Сингер - менеджер отеля / продавец
- Джастин Монджо — водитель такси
- Николас Белл , как мистер Рейн
- Сатья Гумберт в роли мистера Сна (Ной Гумберт в роли мистера Сна, снимающегося в дубле)
- Фредерик Мираглиотта, как мистер Квик
- Жанетт Кронин в роли незнакомки
- Дэвид Уэнам — помощник Шребера
- Алан Чинис в роли автоматического полицейского
- Билл Хайфилд в роли полицейского-автомата
- Даррен Гилшенан — полицейский по отпечаткам пальцев
- Терри Бейдер в роли мистера Джереми Гудвина
- Розмари Трейнор в роли миссис Сильвии Гудвин
- Морин О'Шонесси в роли Кейт Валенски
Анита Келси озвучила Эмму Мердок.
Производство
[ редактировать ]Влияния
[ редактировать ]В «Темном городе » Пройас находился под влиянием фильмов-нуар 1940-х и 1950-х годов, таких как «Мальтийский сокол» (1941). [13] Фильм был описан как кафкианский , и Пройас упомянул, что на него повлиял сериал «Сумеречная зона» . [14] Пройас хотел, чтобы в фильме, хотя и номинально научно-фантастическом, был элемент ужаса, который расстроил бы публику. [15]
Письмо
[ редактировать ]Пройас задумал историю о детективе 1940-х годов, который одержим фактами и не может раскрыть дело, в котором факты не имеют смысла, говоря: «В этой истории он постепенно начинает сходить с ума. в сумме это не даст ничего рационального». [16] В процессе создания вымышленного мира для персонажа сыщика Пройас создал других персонажей и сместил фокус фильма с сыщика (Бамстед) на человека, преследуемого сыщиком (Мердок). Пройас задумал насыщенное повествование, в котором зрители могли бы рассмотреть фильм с точки зрения нескольких персонажей и сосредоточиться на сюжете. [13]
Написав первый вариант сценария самостоятельно, Пройас работал с Лемом Доббсом и Дэвидом С. Гойером над созданием окончательного варианта сценария. Гойер написал «Ворона: Город ангелов» (1996), продолжение фильма Пройаса 1994 года «Ворон» , и Пройас пригласил Гойера стать соавтором сценария «Темного города» после прочтения сценария Гойера к фильму «Блэйд» , который еще не был выпущен. Гильдия писателей Америки первоначально протестовала против указания более двух сценаристов для фильма, но уступила и упомянула всех трех сценаристов. [17]
Дизайн
[ редактировать ]Когда Пройас закончил свой предыдущий фильм «Ворон » в 1994 году, он обратился к художнику-постановщику Патрику Татопулосу с просьбой нарисовать концепции мира, в котором «Тёмного города» . происходит действие [18] Город был построен на съемочной площадке, и в фильме не использовались никакие практические локации. [16] Описывая город, Татопулос сказал:
Действие фильма происходит повсюду и происходит нигде. Это город, построенный из частей городов. Угол из одного места, другой из другого места. Итак, вы действительно не знаете, где находитесь. Часть будет выглядеть как улица в Лондоне, но часть архитектуры будет похожа на Нью-Йорк, но нижняя часть архитектуры снова будет похожа на европейский город. Ты здесь, но не знаешь, где ты. Как будто каждый раз, путешествуя, ты теряешься. [19]
В дизайне постановки были использованы темы тьмы, спиралей и часов. Кажется, в мире города нет солнца, и использовались спиральные конструкции, сжимающиеся при приближении. На больших часах Незнакомцев нет цифр, и Татопулос сказал: «Но в волшебный момент они становятся чем-то большим, чем просто часы». [19] Художник-постановщик создал архитектуру города так, чтобы она органично сочеталась со структурными элементами. [20]
Логово Незнакомцев представляет собой большой подземный амфитеатр, в котором скульптура человеческого лица скрывает большие часы, а спиралевидное устройство меняет планировку города наверху. Набор для логова имел высоту пятьдесят футов (15 м), а средний набор - тридцать шесть футов (11 м) и был построен на ярмарочной площади в Сиднее, Австралия. Бюджет фильма составлял 30–40 миллионов долларов, поэтому для создания декораций съемочная группа использовала недорогие методы, такие как натяжение холста на сварные металлические каркасы. [21] В логове также был железнодорожный транспорт, который оказался дорогим. Татопулос сказал: «Очевидно, у нас была построена машина, но мы построили только одну. Мы проложили рельсы, по которым она могла ездить. Мы сделали участок коридора, по которому мы все время проезжали, и в конечном итоге вы верите в эту вещь. бежит вечно». Пройас хотел, чтобы вагон проезжал разные помещения, что было невозможно с учетом бюджета, поэтому Татопулос и команда использовали «сменные элементы и сильные дизайнерские текстуры», чтобы создать впечатление, что он проезжает разные помещения. [22]
Незнакомцы — энергетические существа, обитающие в мертвых человеческих телах. В начале процесса проектирования создатели фильма посчитали, что «Незнакомцы» являются ошибками, но решили, что внешний вид ошибки слишком использован. Татопулос рассказал, что однажды Пройас «позвонил мне и сказал, что ему нужно что-то вроде энергии, которая постоянно восстанавливает свою силу, воссоздает себя, меняет свою форму, сидя внутри сухого куска человеческого тела». [23]
Кастинг
[ редактировать ]О персонаже мистера Хэнда Пройас сказал: «Когда я писал этого персонажа, я имел в виду Ричарда, потому что у меня были эти странные, лысые на вид мужчины с неземными андрогинными качествами», и О'Брайен, как известно, играл похожего персонажа. персонаж (Рифф Рафф) в «Шоу ужасов Рокки Хоррора» . Когда Пройас приехал в Лондон для съемок фильма, он встретился с О'Брайеном и нашел его подходящим на эту роль. [15]
Дэниел П. Шребер, персонаж, которого сыграл Кифер Сазерленд , был назван в честь Даниэля Пауля Шребера , немецкого судьи, страдающего нарциссическим, параноидальным психозом и, возможно, шизофренией , чьи автобиографические «Воспоминания о моей нервной болезни» ( Denkwürdigkeiten eines Nervenkranken ) (1903) вдохновили на некоторые элементы. из сюжета фильма. [24] [25] [26] Первоначально Хёрта просили сыграть доктора Шребера. [15] Пройас сказал, что Бен Кингсли был одним из первых кандидатов на роль доктора Шребера. [27] Когда Сазерленд получил сценарий, он не понял, почему его отправили ему, думая, что это ошибка и что им нужен его отец Дональд . [28]
Саундтрек
[ редактировать ]к фильму Саундтрек был выпущен 24 февраля 1998 года на лейбле TVT Records . [29] В него входит музыка из оригинальной партитуры и Тревора Джонса версии песен " Sway " и " The Night Has a Thousand Eyes " в исполнении певицы Аниты Келси . В него также включена музыка Хьюза Холла из трейлера. [30] песня Echo & the Bunnymen , которая играла в финальных титрах, а также песни Гэри Ньюмана и Course of Empire , которые не появлялись в фильме. Музыку к фильму редактировали Саймон Лидли и Джим Харрисон. [31]
Выпускать
[ редактировать ]New Line Cinema хотела, чтобы создатели фильма рассмотрели возможность переименования фильма «Темный мир» или «Темная империя» , чтобы отличить его от недавно вышедшего « Безумного города» , но Темный город» было сохранено. название « [13] Первоначально фильм планировалось выпустить в кинотеатрах 17 октября 1997 года. [17] затем 9 января 1998 г., [13] и, наконец, 27 февраля 1998 года, когда он дебютировал в 1754 кинотеатрах США. [3]
Домашние СМИ
[ редактировать ]с фильмом для региона 1 Широкоэкранный DVD был выпущен в Соединенных Штатах 29 июля 1998 года. Специальные функции на DVD включали две дорожки с аудиокомментариями (одну с кинокритиком Роджером Эбертом и одну с режиссером Алексом Пройасом, сценаристами Лемом Доббсом и Дэвидом С. Гойер и художник-постановщик Патрик Татопулос), биографии и фильмографии актеров и съемочной группы, сравнения с «Метрополисом » Фрица Ланга , эскизы декораций и театральный трейлер. [32] Фильм был выпущен на лазерном диске в США 12 августа 1998 года. Специальными функциями были аудиокомментарии сценариста и режиссера Алекса Пройаса, сценаристов Лемма Доббса и Дэвида Гойера, художника-постановщика Патрика Татопулоса и оператора-постановщика Дариуша Вольского на левом аналоге. трек и театральный трейлер к главе 19. Правый аналоговый трек содержал саундтрек Dolby Digital/AC3 5.1. Фильм также был выпущен на VHS 2 марта 1999 года. [33]
Режиссерская версия « Темного города» была официально выпущена на DVD и Blu-ray дисках 29 июля 2008 года. В режиссерской версии удалено вступительное повествование, которое, по мнению Пройаса, объясняло слишком многое в сюжете, и включает примерно одиннадцать минут дополнительных кадров, большая часть которых которые дополняют сцены, уже присутствующие в театральном выпуске, дополнительными установочными кадрами и диалогами. [34] На DVD и Blu-ray представлены расширенные аудиокомментарии Эберта, Пройаса, Доббса и Гойера, а также несколько новых документальных фильмов. Blu-ray также включает оригинальную театральную версию фильма и специальные материалы из DVD-версии 1998 года.
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Среди основных критиков США фильм получил в целом положительные отзывы. [35] На агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes он имеет рейтинг одобрения 75% на основе 85 обзоров со средней оценкой 6,8 из 10; «Консенсус критиков» сайта гласит: «Стильно мрачный Темный город предлагает поляризующий вихрь захватывающих визуальных эффектов и нуарового действия». [36] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 66 из 100 на основе рецензий 23 критиков. [35]
Ни в одном фильме не может быть слишком много атмосферы, и «Темный город» излучает ее из каждого кадра целлулоида. Мир Пройаса — это не просто игровая площадка, на которой могут резвиться его персонажи, это зловещее место, где зрители могут заблудиться. Мы не просто хладнокровно наблюдаем за причудливым, постоянно меняющимся горизонтом; мы погружаемся в темные глубины города, следуя за главным героем, который исследует тайны этого мрачного места, где никогда не светит солнце. У «Тёмного города» такая же потрясающая визуальная текстура, как и у любого фильма, который я видел.
— Джеймс Берардинелли , автор для ReelViews [37]
В статье для «Чикаго Сан-Таймс » Роджер Эберт назвал фильм «великим фантастическим достижением», а также воскликнул, что это «фильм настолько оригинальный и захватывающий, что он взволновал мое воображение, как «Метрополис» и «Космическая одиссея 2001 года ». [38] В San Francisco Chronicle Питер Стэк написал, что этот фильм вошел «в число самых запоминающихся кинематографических проектов последних лет» и «возможно, нет ничего плохого в фильме, который просто сенсационен на вид». Он почувствовал, что «искажение реальности в фильме и его смелый вид - многослойные и беспорядочные оттенки серого, зеленого и черного - заставляют его щелкнуть». [39] В неоднозначном обзоре Уолтер Аддиего из The San Francisco Examiner отметил, что «как история « Тёмного города » не имеет большого значения», его «сложный сюжет» содержит важные темы, которые были «не более чем показухой», но « что здесь имеет значение, так это шоу, создание странного мира режиссером, который ясно знает научную фантастику и фэнтези, прошлое и настоящее, и хочет поделиться своей любовью к ней». [40]
Не впечатленный фильмом, Марк Савлов из The Austin Chronicle написал: «Вы действительно должны сочувствовать Алексу Пройасу. Этот парень носит неудачу, как грязные плащи его главных героев, только молния у него застряла, и он, похоже, не может встряхнуть эту проклятую нитку». вещь выключена». Он чувствовал, что « Темный город выглядит как миллион долларов (или, скорее, миллион долларов, ушедший в компост), но по своей темной сути это утомительное, сбивающее с толку дело, на которое приятно смотреть, но со всей сутью рассеивающейся мечты». [41] Столь же разочарованным остался Джон Андерсон из Los Angeles Times , что Пройас сам вышел из мира комиксов, а не из музыкальных клипов и рекламы. , который сказал о режиссуре: «Если бы вам пришлось догадываться, вы могли бы сказать построены как панели в книге о Бэтмене , где каждая картинка стремится к максимальному ужасу», и что Пройас «пытался одновременно создать чистый триллер и научно-фантастический кошмар вместе со своей ироничной критикой искусственности». очень хорошо потренироваться». [42] Автор ТЧ из Time Out считал, что развитие персонажа Мердока было «на удивление захватывающим», и считал, что «художественное направление всегда поражает, и в отличие от большинства современных научно-фантастических фильмов, фильм действительно рискует использовать интеллектуальный подход, затрагивая вену постмодернистской паранойи. ." [43]
Ричард Корлисс из Time сказал, что фильм «такой же крутой и далекий, как планета, с которой пришли Незнакомцы. Но, Господи, Тёмный город — это чудо, которое стоит увидеть». [44] Джеймс Берардинелли, пишущий для ReelViews , заметил: «Визуально этот фильм не просто впечатляет, это настоящее проявление силы». и отметил, что « Темный город открывается погружением аудитории в раздробленное кошмарное повествование». [37] Берардинелли также сказал: « Темный город кажется Нью-Йорком первой половины этого столетия, но, используя стиль, который является отчасти научной фантастикой, отчасти нуар-триллером и отчасти готическим ужасом, [Пройас] приукрасил его, чтобы создать сюрреалистическое место. не похожий ни на что другое». [37] Описывая некоторые ловушки, Джефф Вайс из Deseret News сказал, что «когда критики говорят о том, что в фильмах стиль важнее содержания», они определенно имеют в виду такие фильмы, как « Темный город» , который выглядит хорошо, но оставляет неприятное послевкусие». [45] Он поспешил признать, что «Спецэффекты и декорации великолепны», но в конечном итоге почувствовал, что «Пройас допускает решающую ошибку, рассматривая эту тему даже более серьезно, чем «Ворона », и диалог (написанный в соавторстве с Пройасом и «Вороной»: Сценарист «Города ангелов» Дэвид С. Гойер) временами непреднамеренно забавен, а часто просто глуп». [45]
Что они сделали, так это взяли несколько подержанных идей из нуара и спекулятивной фантастики и смешали их порой поразительными способами, даже если в конечном итоге результат оказался не таким уж веселым.
— Тодд Маккарти , статья в Variety [46]
Андреа Басора из Newsweek заявила, что режиссер Пройас наводнил экран «кинематографическими и литературными отсылками, от Мурнау и Ланга до Кафки и Оруэлла , создавая уникальный, но чрезвычайно убедительный мир». [47] Точно так же Дэвид Стерритт написал в The Christian Science Monitor : «Эта история мрачная и часто жестокая, но рассказана она с удивительной визуальной энергией и воображением». [48] Маршалл Файн из USA Today счел этот фильм «увлекательным, дальновидным кинопроизводством» и сказал, что «с его янтарной палитрой и отчетливо антиутопическим взглядом на жизнь, это, возможно, самый уникальный фильм, который мы видели за последние годы». ", но сказал, что оно "не поддается логике и совершает пугающие и неожиданные скачки". [49] Стивен Холден из The New York Times написал, что «сюжет, который Темный город строит на затруднительном положении Джона, является запутанным делом» и что предпосылка фильма «достаточно тревожна, чтобы заставить задуматься, может ли он на самом деле пустить под откос серьезно одурманенный наркотиками разум». [50]
Стив Биодровски из Cinefantastique нашел постановочный дизайн и кинематографию ошеломляющими, но он счел повествование персонажа Сьюэлла, страдающего амнезией, в конечном итоге успешным, написав: «По мере развития истории части головоломки становятся на свои места, и мы постепенно понимаем, что фильм не представляет собой мрачную путаницу визуальных эффектов, поддерживающих слабую историю. Все вопросы ведут к ответам, и ответы имеют смысл в рамках фэнтези». Он сравнил «Темный город» с предыдущим фильмом Пройаса «Ворона » по стилю, но обнаружил, что «Темный город» представляет новые темы и является «более последовательным» фильмом. [51] Биодровски пришел к выводу, что « Темный город , возможно, не дает глубоких ответов, но он серьезно рассматривает глубокую идею и делает это очищающим и даже воодушевляющим образом, не будучи надуманным или снисходительным. Как техническое достижение это превосходно, и эта техника используется для того, чтобы рассказать историю, которую было бы трудно реализовать другим способом». [52]
Театральная касса
[ редактировать ]В первые выходные в кинотеатрах « Темный город» собрал 5 576 953 доллара, чего достаточно, чтобы занять четвертое место по кассовым сборам; [3] «Титаник» , вышедший десятью неделями ранее, собрал 19 633 056 долларов и по-прежнему оставался номером один. [53] В следующие выходные он заработал 2 837 941 доллар (снижение на 49,1%) и опустился на девятое место, тогда как «Титаник» остался на первом месте с общими сборами в 17 605 849 долларов. [54]
За четыре недели проката фильм заработал на внутреннем рынке 14 378 331 доллар. На международном уровне было собрано дополнительно 12 821 985 долларов, а общие кассовые сборы по всему миру составили 27 200 316 долларов. [3] Совокупный сбор фильма занял 105-е место в 1998 году. [55]
Похвалы
[ редактировать ]Фильм выиграл и был номинирован на несколько наград в 1998 году. Кинокритик Роджер Эберт назвал его лучшим фильмом 1998 года. [56] [57] а в 2005 году он включил его в свой список «Великих фильмов». [58] Эберт использовал его в своем обучении, а также записал аудиокомментарии к оригинальному DVD и режиссерской версии 2006 года. [58] Фильм был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале 1998 года . [59]
Премия | Категория | Имя | Исход |
---|---|---|---|
Амстердамский фестиваль фантастических фильмов | Серебряный крик | Алекс Пройас | Выиграл |
Премия Брэма Стокера | Лучший сценарий | Алекс Пройас, Лем Доббс и Дэвид С. Гойер | Выигран (вничью с «Богами и монстрами ») |
Брюссельский международный фестиваль фэнтези-фильмов | Приз зрительских симпатий «Пегас» | Алекс Пройас | Выиграл |
Круг кинокритиков Австралии | Лучший сценарий – оригинальный | Алекс Пройас, Лем Доббс и Дэвид С. Гойер | Выигран (вничью с Интервью ) |
Премия Хьюго | Лучшее драматическое представление | номинирован | |
Премия Международной гильдии ужасов | Лучший фильм | номинирован | |
Национальный наблюдательный совет | Особое признание | Выиграл | |
Премия Сатурн | Лучший научно-фантастический фильм | Выиграл (сравнял с Армагеддоном ) | |
Лучший костюм | Лиз Кио | номинирован | |
Лучший режиссер | Алекс Пройас | номинирован | |
Лучший макияж | Боб МакКэррон , Лесли Вандервальт и Линн Уилер | номинирован | |
Лучшие спецэффекты | Эндрю Мейсон, Мара Брайан, Питер Дойл и Том Дэвис | номинирован | |
Лучший писатель | Алекс Пройас, Лем Доббс и Дэвид С. Гойер | номинирован |
Анализ
[ редактировать ]Одна из вещей, которую мы исследуем в этом фильме, — это то, что делает нас такими, какие мы есть. И когда вы лишаете человека его идентичности, есть ли в нем какая-то искра, какая-то сущность, которая сохраняет его человечность, дает ему какую-то идентичность?
Алекс Пройас [60]
Богослов Джерард Лафлин интерпретировал «Темный город» как пересказ платоновской « Аллегории Пещеры» . Для Лафлина горожане — это заключенные, которые не осознают, что находятся в тюрьме. Побег Джона Мердока из тюрьмы аналогичен побегу из пещеры в аллегории. Ему помогает доктор Шребер, который объясняет механизм города, как Сократ объясняет Главкону, как отбрасываются тени в пещере. Мердок становится больше, чем Главкон: «Он — Главкон, который приходит к пониманию того, что рассказ Сократа о верхнем, более реальном мире сам по себе является тенью, подделкой». [61] Мёрдок побеждает Незнакомцев, контролирующих жителей, и переделывает мир на основе детских воспоминаний, иллюзий, устроенных Незнакомцами. Он отбрасывает новые тени на жителей города, которые должны доверять его суждениям. В отличие от Платона, Мердок «разочаровывается в какой-либо надежде на внешнее» и становится демиургом пещеры, единственной среды, которую он знает. По поводу отсутствия предыстории в фильме Лафлин сказал: «Происхождение города находится за сценой, неизвестно и непознаваемо». [61]
Город в Темном городе был описан Сарой Л. Хигли как «мрачный, кошмарный немецкий экспрессионистский фильм-нуар, изображающий городские репрессии и механизмы». В нем есть мрачность времен Второй мировой войны, напоминающая работы Эдварда Хоппера , а также детали разных эпох и архитектур, которые изменены Незнакомцами: «здания рушатся, когда появляются другие и в конце сражаются друг с другом». Круглое окно гостиничного номера Мердока вогнуто, как аквариум, и является часто встречающимся элементом по всему городу. Жители не живут в верхней части города; Дома главных героев затмеваются бриколажем зданий . [62]
В фильме присутствуют мотивы греческой мифологии , в которых боги манипулируют людьми, чтобы служить более высоким целям. Пройас сказал: «Мне нравится греческая мифология, и я немного ее читал, так что, возможно, что-то из нее проникло в работу, хотя я не полностью согласен с этой точкой зрения». [63]
Сходства с другими произведениями
[ редактировать ]Стиль фильма часто сравнивают со стилем работ Терри Гиллиама (особенно Бразилии ). [64] [65] [66] [67] [68] [69] Некоторые стилистические сходства также были отмечены с фильмом Жан-Пьера Жене и Марка Каро 1995 года «Город потерянных детей» . [70] [71] еще один фильм, который был особенно вдохновлен Гиллиамом (Гильям представил в Северной Америке предыдущий фильм Жене и Каро «Деликатесы» (1991), который был преднамеренной данью уважения стилю Гиллиама). [72] [73] ).
«Матрица» , вышедшая через год после «Тёмного города» , также была снята на студии Fox Studios в Сиднее, и в ней даже использовались некоторые декорации «Тёмного города » . [58] Сравнение двух фильмов выявило сходство в кинематографии , атмосфере и сюжете. [74]
Фильм Фрица Ланга 1927 года «Метрополис» оказал большое влияние на архитектуру, представления о низости людей в мегаполисе и общий тон « Темного города» . [75] В одном из короткометражных документальных фильмов, включенных в режиссерскую версию домашнего видео-релиза фильма, влияние ранних немецких фильмов «М» и «Носферату» также упоминается .
Одна из последних сцен фильма, в которой здания «восстанавливают» себя, похожа на последнюю панель «Акира манги » , а Пройас назвал финальную битву фильма «данью уважения » Отомо Акире . [76] Темный город также сравнивают с аниме -фильмами «Урусей Яцура 2: Прекрасный мечтатель» (1984). [77] [78] и Мегазона 23 (1985), [79] а также видеоигра Gadget Invention, Travel, & Adventure 1993 года . [80]
Когда Кристофер Нолан впервые задумался о написании сценария « Начала» , на него повлияла «та эпоха фильмов, когда была «Матрица» , «Тёмный город» , «Тринадцатый этаж» и, в определённой степени, «Помни» ещё . .Они основывались на принципах, согласно которым мир вокруг вас может быть нереальным». [81]
Врезки
[ редактировать ]«Маска злого явления» , короткометражный фильм, сценарий и режиссер Пройас, действие которого происходит в кинематографической вселенной Темного города , был выпущен в 2021 году. Во время сессии вопросов и ответов после показа короткометражного фильма Пройас рассказал, что находится на ранних стадиях разработки. сериал « Темный город» . [82]
См. также
[ редактировать ]- Технико-экономическое обоснование (внешние пределы)
- Список фильмов с участием космических станций
- Сигнал (фильм, 2014 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тёмный город» . Британский совет классификации фильмов . Проверено 3 января 2017 г.
- ^ «Темный город (1998) — Финансовая информация» . Числа . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Тёмный город (1998)» . Касса Моджо . Проверено 29 августа 2010 г.
- ^ Хелмс, Майкл (май 1998 г.). «Темный город: Интервью с Эндрю Мейсоном и Алексом Пройасом». Документы о кино (124). Северный Мельбурн: Cinema Papers Pty Ltd.: 18–21. ISSN 0311-3639 .
- ^ Эберт, Роджер (31 марта 1999 г.). «Матрица» . РоджерЭберт.com . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Тёмный город против Матрицы» . РетроДжанк. 17 августа 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Тиридал, Саймон (28 января 2005 г.). «Матричный город: фотографическое сравнение Матрицы и Темного города» . ЭлектроЛунд . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ «Сообщается, что режиссер «Темного города» Алекс Пройас готовится к съемкам нового сериала, основанного на культовой научно-фантастической классике 1998 года» . Официальный сайт SYFY . 12 августа 2021 г. Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Тёмный город», культовая классика научной фантастики, превращается в телесериал . Шортлист . 13 августа 2021 г. Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Лучший фильм, который вы никогда не видели: Темный город» . ДжоБло . 15 апреля 2020 г. Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Сериал «Тёмный город» находится в разработке под руководством режиссёра Алекса Пройаса» . КиноВеб . 13 августа 2021 г. Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Пройас, Алекс (Директор) (2008). Темный город , режиссерская версия: примерно на 1:08 г-н Хэнд заявляет, что город представляет собой смесь эпох. (Диск Blu-Ray)
- ^ Jump up to: а б с д Вагнер 1998а , с. 40
- ^ Вагнер 1997a , с. 8
- ^ Jump up to: а б с Вагнер 1997а , с. 9
- ^ Jump up to: а б Вагнер 1997а , с. 7
- ^ Jump up to: а б Вагнер 1997b , с. 67
- ^ Вагнер 1997b , с. 64
- ^ Jump up to: а б Вагнер 1997b , с. 65
- ^ Вагнер 1997b , с. 66
- ^ Вагнер 1998b , с. 33
- ^ Вагнер 1998b , с. 34
- ^ Вагнер 1998b , с. 32
- ^ Кембл, Гэри (2009). Фильм «Минуты: Темный город» (1998) . Эй-Би-СиНьюс. Articulate: ежедневные разговоры о новостях и событиях в области искусства. 28 марта 2009 г. Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ Харрис, Кен: Фильм и заговор , в: Найт, Питер (2003). Теории заговора в американской истории: энциклопедия, Том 1 , ABC-CLIO Inc., Санта-Барбара, Калифорния, ISBN 1-57607-812-4 , с. 262
- ^ Боулд, Марк. На границе между собой и другим: инопланетяне и язык в фильмах AVP, Темный город, Брат с другой планеты и возможные миры. Архивировано 3 апреля 2012 г. в Wayback Machine , Ежегодник исследований английского языка, Университет Западной Англии.
- ^ "SPLICEDwire | Интервью Алекса Пройаса для "Темного города" (2002)" .
- ^ https://filmschoolrejects.com/39-things-we-learned-from-the-dark-city-commentary/
- ^ Фаутроп, Питер. « Тёмный город (Оригинальный саундтрек) ». Вся музыка . Проверено 4 марта 2006 г.
- ^ Темного города Трейлер ( QuickTime ). Проверено 4 мая 2007 г.
- ^ «Тёмный город (1998)» . Yahoo! Кино. Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ DVD "Темный город" . DVDEmpire.com . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Формат VHS «Тёмный город» . ISBN 0780622545 .
- ↑ Интервью Алекса Пройаса — Режиссерская версия «Тёмного города» и многое другое. Архивировано 21 июня 2010 года в Wayback Machine . twitchfilm.net. Проверено 5 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Темный город . Метакритик . CBS Interactive , дата обращения 2 сентября 2010 г.
- ^ Темный город (1998) . Гнилые помидоры . Fandango Media Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Берардинелли, Джеймс (1998). Темный город . Просмотры роликов . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Эберт, Роджер (27 февраля 1998 г.). Темный город . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Стек, Питер (27 февраля 1998 г.). Потрясающие визуальные эффекты затмевают запутанный сюжет триллера . Хроники Сан-Франциско . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Аддиего, Уолтер (27 февраля 1998 г.). Мрачный новый мир с мрачным сюжетом . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Савлов, Марк (27 февраля 1998 г.). Темный город . Остин Хроникл . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Андерсон, Джон (27 февраля 1998 г.). Темный город . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ ТЧ (1997). Темный город. Архивировано 19 октября 2012 года в Wayback Machine . Тайм-аут . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Корлисс, Ричард (2 марта 1998 г.). Темный город. Время . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Вайс, Джефф (27 февраля 1998 г.). Темный город . Новости Дезерета . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Маккарти, Тодд (19 февраля 1998 г.). Темный город . Разнообразие . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Басора, Андреа (1998). «Тёмный город». Newsweek . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Стерритт, Дэвид (1998). Темный город. Христианский научный монитор . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Хорошо, Маршалл (1998). Темный город. США сегодня . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ↑ Холден, Стивен (27 февраля 1998 г.). Темный город: Тебе хочется спать: Кто ты вообще такой? . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Биодровски 1998 , стр. 35.
- ^ Биодровски 1998 , стр. 61.
- ^ «27 февраля — 1 марта 1998 года выходные» . Касса Моджо . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ «6–8 марта 1998 г. Выходные» . Касса Моджо . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ «Внутренние доходы» . Касса Моджо . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Эберт, Роджер (27 февраля 1998 г.), «Тёмный город» , Chicago Sun-Times , заархивировано из оригинала 11 марта 2013 г. , получено 28 июля 2009 г.
- ^ Эберт, Роджер. « 10 лучших фильмов 1998 года. Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine ». Чикаго Сан-Таймс . Проверено 20 декабря 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с Эберт, Роджер. Великие фильмы: Темный город (2005) . 6 ноября 2005 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Темный город» , фестиваль-cannes.com , заархивировано из оригинала 18 октября 2012 г. , получено 4 октября 2009 г.
- ^ Прояс, Алекс (режиссер) (2008). Темный город (комментарий режиссерской версии) (DVD). Событие происходит в 1:15:23-1:17:40.
И поэтому для меня аспект любовной истории этого фильма, любовная связь между Мердоком и его женой, которая как бы нарастает и достигает кульминации в этой сцене, [Сцена 12, «Ты помнишь?»] предназначена для Я исследую эту идею, и как, когда вы убираете обоих этих людей, личность этих персонажей, остается ли что-то, что-то, что они признают или признают друг в друге, что выражается как любовь друг к другу? Для меня вопрос в том, были ли влюбленные мужчина и женщина, которые были женаты, скажем, и которые были вместе очень долгое время, если бы какой-то странной процедурой они могли стереть свои воспоминания, а затем они встретятся ли они снова, влюбятся ли они снова? Является ли любовь своего рода силой, которая управляет нами за пределами нашего отождествления друг с другом и с самим собой? Я чувствую, что это, вероятно, так. Я не думаю, что какой-либо учёный полностью понял, почему два человека среди многих миллионов людей в мире и многих тысяч, которые могут встретиться, почему вы находите партнёра и имеете эту связь с конкретным человеком. Поэтому я считаю, что это очень фундаментальный аспект того, как мы функционируем как человеческие существа, и что, возможно, это что-то, что нами управляет, что одурманивает нас так, что мы не можем объяснить или понять.
- ^ Jump up to: а б Лафлин, Джерард (февраль 2004 г.), «Видение в темноте», Чужой секс: тело и желание в кино и теологии , Уайли – Блэквелл, стр. 46–48, ISBN 0-631-21180-2
- ^ Хигли, Сара Л. (2001), «Вкус к уменьшению: киноминиатюры и нереальный город», Camera Obscura , 16 (2 47), Duke University Press : 9–12, doi : 10.1215/02705346-16-2_47- 1 , ISSN 0270-5346 , S2CID 192198570
- ^ Вагнер 1998a , стр. 40–41.
- ^ Хикс, Эдриенн. «ТЕМНЫЙ ГОРОД» (1998): критический обзор и библиография. Архивировано 19 марта 2015 года в Wayback Machine.
- ^ Блэквелдер, Роб. Видения «незнакомцев» танцуют в его голове: 30 минут со сценаристом и режиссером «Темного города» Алексом Пройасом , SPLICEDwire
- ^ Данн, Сьюзен (2006). Добро пожаловать в антиутопию в Trinity's Cinestudio , Хартфорд Курант, 23 февраля 2006 г.
- ^ Фишер, Расс (2008). Почему Темный город — это «Что за херня»? Архивировано 8 декабря 2008 года на Wayback Machine , chud.com.
- ^ Мациак, Люк (2010). Темный город , Терминально бессвязный, 15 октября 2010 г.
- ^ Вроблевски, Грег. Темный город (1998) , Scoopy.com
- ^ Карпентер, Джерри, «Город потерянных детей» , Обзоры фильмов , SciFilm.org, заархивировано из оригинала (обзора) 12 октября 2007 г. , получено 7 ноября 2007 г. ,
Художник-постановщик Жан Рабасс изумителен. В городе темно и сыро, все лестницы и переходы. Он явно послужил источником вдохновения для создания «Тёмного города» три года спустя — в одной из сцен даже есть резко наклонённые стояки, заполненные членами культа циклопов, точно такие же, как те, что использовались синобитами в более позднем фильме.
- ^ Местас, Алекс (3 марта 2003 г.), «Город потерянных детей (1995)» , Обзоры DVD , LightsOutFilms.com, заархивировано из оригинала (рецензия) 7 сентября 2008 г. , получено 7 ноября 2007 г. ,
Фильм похож по теме. и казнь в немного лучшем Темном Городе .
- ^ "Гастроном" . www.sfrevu.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кларк, Майк (5 мая 2006 г.). «Новинка на DVD» . США сегодня .
- ^ Моралес, Хорхе. Сравнение фильмов «Темный город» и «Матрица» . Проверено 24 декабря 2005 г. (на испанском языке).
- ^ "Сравнение мегаполисов". DVD «Тёмный город» (1998).
- ^ Пройас, Алекс. «Тёмный город DC: Оригинальный финал!?» . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 29 августа 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) . Форум Тайных Часов. Проверено 29 июля 2006 г. - ^ «С полки – Урусей Яцура 2: Прекрасный мечтатель» . Дайджест высокого разрешения . 12 сентября 2018 г.
- ^ Шмейнк, Ларс; Мюллер, Ханс-Харальд (2012). Странные миры: пути и пространства фантазии в XXI веке (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер . п. 170. ИСБН 9783110276732 .
- ^ Пеллитери, Марко; Буиссу, Жан-Мари; Фратта, Джанлука Ди; Марторелла, Криштиану; Сувилай, Баунтави (2010). Дракон и блеск: модели, стратегии и особенности японского воображения: европейская перспектива . Тунуэ. п. 607. ИСБН 9788889613894 .
- ^ «Директор Хеллбоя рассказывает об играх» . Край . 26 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 г. Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ Баучер, Джефф (4 апреля 2010 г.). « Начало врывается в мечты» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 6 апреля 2010 г.
- ^ Сквайрс, Джон (12 августа 2021 г.). «Алекс Пройас сообщает, что работает над сериалом «Темный город»!» . Чертовски отвратительно . Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 14 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Биодровски, Стив (апрель 1998 г.), «Темный город – обзор», Cinefantastique , 29 (12): 35, 61, ISSN 0145-6032
- Хури, Джордж (сентябрь 2000 г.), «The Imagineer: Интервью с Алексом Пройасом», Creative Screenwriting , 7 (5): 83–90, ISSN 1084-8665
- Вагнер, Чак (сентябрь 1997a), «Темный мир», Cinefantastique , 29 (3): 7–9, ISSN 0145-6032
- Вагнер, Чак (октябрь 1997b), «Темная империя», Cinefantastique , 29 (4/5): 64–67, ISSN 0145-6032
- Вагнер, Чак (январь 1998a), «Темный город», Cinefantastique , 29 (9): 40–41, ISSN 0145-6032.
- Вагнер, Чак (апрель 1998b), «Темный город», Cinefantastique , 29 (12): 32–34, ISSN 0145-6032.
- Уилсон, Эрик Г. (2006), Пройаса «Гностическая Паранола в темном городе » , Literature/Film Quarterly , 34 (3): 232–239, заархивировано из оригинала 30 июня 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1998 года
- драматические фильмы 1998 года
- Американские фильмы 1990-х годов
- Фильмы-антиутопии 1990-х годов
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Научно-фантастические драмы 1990-х годов
- Американские фильмы-антиутопии
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Американские научно-фантастические драмы
- Австралийские фильмы в стиле неонуар
- Австралийские научно-фантастические драмы
- Фильмы об амнезии
- Фильмы о внеземной жизни
- Фильмы о стирании и изменении памяти
- Фильмы об экстрасенсорных способностях
- Фильмы режиссера Алекса Пройаса
- Фильмы продюсера Алекса Пройаса
- Фильмы, написанные Тревором Джонсом
- Фильмы, действие которых происходит в космосе
- Фильмы, снятые в Сиднее
- Фильмы по сценарию Алекса Пройаса
- Фильмы по сценариям Дэвида С. Гойера
- Фильмы по сценариям Лема Доббса
- научно-фантастические фильмы 1998 года