Память (фильм)
сувенир | |
---|---|
Режиссер | Кристофер Нолан |
Автор сценария | Кристофер Нолан |
На основе | « Мементо Мори » Джонатан Нолан |
Продюсер: | |
В главных ролях | |
Кинематография | Уолли Пфистер |
Под редакцией | Доди Дорн |
Музыка | |
Производство компании | |
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 113 минут [1] |
Страна | Соединенные Штаты [2] |
Язык | Английский |
Бюджет | 5–9 миллионов долларов [3] [4] |
Театральная касса | 40,1 миллиона долларов [5] [3] |
«Помни» — американский в стиле неонуар психологический триллер 2000 года , сценарий и режиссёр Кристофера Нолана , основанный на рассказе « Memento Mori его брата Джонатана Нолана » , который позже был опубликован в 2001 году. [6] В главных ролях Гай Пирс , Кэрри-Энн Мосс и Джо Пантолиано . В фильме рассказывается о Леонарде Шелби (Пирс), человеке, страдающем антероградной амнезией , приводящей к кратковременной потере памяти и неспособности формировать новые воспоминания, который использует сложную систему фотографий, рукописных заметок и татуировок в попытке раскрыть преступник, который убил свою жену и заставил его поддерживать это состояние.
фильма Нелинейное повествование представлено в виде двух разных последовательностей сцен, перемежающихся на протяжении всего фильма: черно-белой серии , показанной в хронологическом порядке, и серии цветных последовательностей, показанных в обратном порядке (имитирующих для зрителя психическое состояние главного героя). Эти две сцены встречаются в конце фильма, образуя одно законченное и связное повествование. [7]
«Мементо» Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале 5 сентября 2000 года, а в кинотеатрах США он был показан 16 марта 2001 года. Он получил признание критиков, высоко оценивших его нелинейную структуру и темы памяти, восприятия, горя и самопознания. обман. Он также имел коммерческий успех: заработал 40 миллионов долларов сверх своего бюджета в 9 миллионов долларов и приобрел культ поклонников . «Мементо» получил множество наград, в том числе премию Уолдо Солта за сценарий на кинофестивале «Сандэнс» , а также номинацию на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж фильма . [8] США В 2017 году Библиотека Конгресса признала фильм «культурно, исторически или эстетически значимым» и выбрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов .
Сюжет
[ редактировать ]Фильм начинается с полароидной фотографии мертвого человека. При воспроизведении эпизода в обратном направлении фотография возвращается в непроявленное состояние и попадает в камеру до того, как мужчине выстрелят в голову. Затем фильм продолжается, чередуя черно-белые и цветные эпизоды.
Черно-белые сцены начинаются с того, что Леонард Шелби, бывший страховой следователь, в номере мотеля разговаривает с невидимым и неизвестным звонящим. У Леонарда антероградная амнезия , и он не может хранить недавние воспоминания в результате нападения двух мужчин. Леонард объясняет, что он убил нападавшего, который изнасиловал и задушил его жену Кэтрин, но второй ударил его дубинкой и сбежал. Полиция не признала существование второго нападавшего, но Леонард считает, что нападавшего зовут «Джон Джи» или «Джеймс Джи». Леонард проводит расследование, используя заметки, фотографии Polaroid и татуировки, чтобы отслеживать информацию, которую он обнаруживает. Леонард вспоминает Сэмми Дженкиса, еще одного человека с антероградной амнезией, который работал в страховой отрасли. После того, как тесты подтвердили неспособность Сэмми усваивать задания посредством повторения, Леонард решил, что его состояние в лучшем случае было психологическим (и, возможно, фальшивым), и отклонил страховку. Обезумевшая жена Сэмми неоднократно просила Сэмми сделать ей инсулина уколы от диабета. , надеясь, что он вспомнит, что недавно сделал ей прививку, и избежит смертельной передозировки. Однако Сэмми делал каждую инъекцию, и его жена умерла.
Цветовые последовательности показаны в обратном хронологическом порядке. В хронологии истории Леонард самостоятельно делает татуировку с номерным знаком Джона Джи . Найдя записку в своей одежде, он встречает Натали, бармена, которая обижается на Леонарда, потому что он носит одежду и водит машину ее парня Джимми Гранца. Поняв состояние Леонарда, она использует его, чтобы заставить Леонарда отвезти человека по имени Додд из города, и предлагает в качестве одолжения пропустить номерной знак через базу данных Департамента транспортных средств. Тем временем Леонард встречается со своим знакомым Тедди, который помогает с Доддом, но предупреждает о Натали. Леонард обнаруживает, что ранее он сделал аннотации к своему полароиду Тедди, предупреждая себя не доверять Тедди. Натали предоставляет Леонарду водительские права на Джона Эдварда Гаммелла, полное имя Тедди. Подтверждая информацию Леонарда о «Джоне Джи» и его предупреждения, Леонард отвозит Тедди к заброшенному зданию, ведущему к проему, где он стреляет в него.
В финальном черно-белом эпизоде, подсказанном звонившим, Леонард встречается с Тедди, офицером под прикрытием, который нашел «Джона Джи» Леонарда, Джимми, и направляет Леонарда к заброшенному зданию. Когда приходит Джимми, Леонард смертельно душит его и фотографирует тело на полароиде. По мере развития фотографии черно-белое изображение переходит в окончательную цветовую последовательность. Леонард обменивается одеждой с Джимми, слыша, как он шепчет «Сэмми». Поскольку Леонард рассказывал историю Сэмми только тем, кого встречал, он внезапно сомневается в роли Джимми в убийстве его жены. Приходит Тедди и утверждает, что Джимми был Джоном Джи, но когда Леонарда это не пугает, Тедди показывает, что помог ему убить настоящего нападавшего год назад, и с тех пор Тедди использует Леонарда. Тедди отмечает, что, поскольку имя «Джон Джи» является общим, Леонард будет периодически забывать и начинать поиск заново, и что даже у самого Тедди есть имя «Джон Джи». Далее Тедди показывает, что история Сэмми — это собственная история Леонарда, воспоминание, которое Леонард подавил, чтобы избежать чувства вины.
Услышав признание Тедди во всем этом, Леонард сжигает фотографию мертвого Джимми и свою фотографию сразу после убийства настоящего нападавшего год назад, указывая на свою грудь, где он сделает татуировку, чтобы задокументировать свою успешную месть. В монологе Леонард объясняет, что он готов солгать самому себе, чтобы добиться справедливости против любого, кто обидел его. Поэтому он нацелился на Тедди, заказав татуировку с номерным знаком Тедди и написав себе записку о том, что Тедди нельзя доверять, чтобы он принял Тедди за Джона Джи и убил его. Леонард уезжает на машине Джимми, уверенный, что, несмотря на эту ложь, он сохранит достаточно осведомленности о мире, чтобы знать, что его действия имеют последствия.
Бросать
[ редактировать ]- Гай Пирс в роли Леонарда Шелби
- Кэрри-Энн Мосс в роли Натали
- Джо Пантолиано в роли Джона Эдварда «Тедди» Гаммелла
- Марк Бун-младший, как Берт
- Расс Фега, как официант
- Джорджа Фокс в роли Кэтрин Шелби
- Стивен Тоболовски в роли Сэмюэля Р. «Сэмми» Янкиса
- Гарриет Сэнсом Харрис в роли миссис Дженкис
- Томас Леннон в роли доктора
- Каллум Кейт Ренни в роли Додда
- Кимберли Кэмпбелл в роли блондинки
- Марианна Мюллерлейле - татуировщик
- Ларри Холден в роли Джеймса Ф. «Джимми» Гранца
Структура фильма
[ редактировать ]В фильме есть две временные шкалы : цветные последовательности чередуются с черно-белыми. Последние расположены в хронологическом порядке. Цветные, хотя и показаны вперед (за исключением первого, который показан наоборот), расположены в обратном порядке . В хронологическом порядке сначала идут черно-белые последовательности, затем цветные.
взял цифры от 1 до 22 для черно-белых последовательностей и буквы A–V для цветных. Salon Использование схемы нумерации, предложенной Энди Кляйном, который в своей статье для журнала [7] - представленный сюжет фильма: вступительные титры (показаны «назад»), 1, V, 2, U, 3, T, 4, S, ..., 22/A, титры.
Имеется плавный переход от черно-белой последовательности 22 к цветовой последовательности А, который происходит при проявлении полароидной фотографии.
Хронологический порядок истории можно рассматривать как «скрытую особенность» на двухдисковом ограниченного выпуска для региона 1. DVD [9] и трехдисковый DVD специального выпуска для региона 2 . [10] В этом специальном выпуске главы фильма собраны в хронологическом порядке и показаны: Конечные титры (в обратном порядке), 1, 2, 3, ..., 22/A, B, ..., V. , затем вступительный заголовок воспроизводится «назад» к тому, что было показано (во время самого фильма последовательность вступительных заголовков воспроизводится в обратном направлении, поэтому в этой версии он показывается вперед).
Стефано Гислотти написал статью в Film Anthology. [11] в котором обсуждается, как Нолан дает зрителю подсказки, необходимые для расшифровки сюжета во время просмотра, и помогает нам понять хронологию. Цветовые последовательности кратковременно перекрываются, чтобы помочь аудитории понять, что они представлены в обратном порядке. Цель фрагментированной обратной последовательности - заставить аудиторию сочувственно пережить дефектную способность Леонарда создавать новые долгосрочные воспоминания, в которых предыдущие события не вспоминаются, поскольку аудитория еще не видела их.
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В июле 1996 года братья Кристофер и Джонатан Нолан отправились в путешествие по пересеченной местности из Чикаго в Лос-Анджелес , когда Кристофер переезжал из своего дома на Западное побережье . Во время поездки Джонатан рассказал историю фильма своему брату, который с энтузиазмом отреагировал на эту идею. [12] После прибытия в Лос-Анджелес Джонатан уехал в Вашингтон, округ Колумбия , чтобы закончить колледж в Джорджтаунском университете . Таинственный персонаж-убийца, известный только как «Джон Джи». на самом деле это была дань уважения тогдашнему профессору сценарного мастерства Джонатана в Джорджтаунском университете Джону Главину. [13] Кристофер неоднократно просил Джонатана прислать ему первый черновик, и через несколько месяцев Джонатан подчинился. [14] Два месяца спустя Кристоферу пришла в голову идея рассказать фильм наоборот, и он начал работать над сценарием. Джонатан написал рассказ одновременно, и братья продолжали переписываться, отправляя друг другу последующие редакции своих произведений. [15] Кристофер изначально писал сценарий как линейный рассказ, а затем «возвращался и менял его порядок так, как он есть на экране, чтобы проверить его логику». [16] На Нолана также повлиял рассказ « Фунес Памятный » Хорхе Луиса Борхеса . «Я думаю, что «Мементо» — странный родственник «Фюнеса Памятного» — о человеке, который все помнит и ничего не может забыть. Это своего рода инверсия». [17]
Рассказ Джонатана под названием « Memento Mori » радикально отличается от фильма Кристофера, хотя и сохраняет те же основные элементы. В версии Джонатана Леонарда вместо этого зовут Эрл, и он является пациентом психиатрической больницы . [18] [19] Как и в фильме, его жену убил анонимный мужчина, а во время нападения на жену Эрл потерял способность создавать новые долговременные воспоминания. Как и Леонард, Эрл оставляет себе записки и имеет татуировки с информацией об убийце. Однако в рассказе Эрл посредством своих собственных письменных заметок убеждает себя сбежать из психиатрической больницы и убить убийцу своей жены. В отличие от фильма, нет никакой двусмысленности в том, что Эрл находит и убивает анонимного человека. [19]
В июле 1997 года подруга Кристофера Нолана (впоследствии жена) Эмма Томас показала его сценарий Аарону Райдеру , руководителю Newmarket Films . Райдер сказал, что этот сценарий «возможно, самый инновационный сценарий, который я когда-либо видел». [20] и вскоре после этого компания Newmarket выбрала его и получила бюджет в 4,5 миллиона долларов. [5] Подготовка к съемкам длилась семь недель, в течение которых основное место съемок сменилось с Монреаля , Квебек, на Лос-Анджелес , Калифорния, чтобы создать более реалистичную и нуаровую атмосферу фильма. [21]
Кастинг
[ редактировать ]Брэд Питт изначально должен был сыграть Леонарда. Питт был заинтересован в этой роли, но отказался из-за конфликтов в расписании. [22] [23] Среди других рассматриваемых актеров были Чарли Шин , Алек Болдуин , Аарон Экхарт (который позже будет работать с Ноланом над «Темным рыцарем» ) и Томас Джейн , но роль досталась Гаю Пирсу , который произвел на Нолана наибольшее впечатление. Пирс был выбран отчасти из-за его «отсутствия известности» (после смерти Питта они «решили отказаться от преследования звезд первой величины и снять фильм за меньшие деньги, используя доступного качественного актера») и его энтузиазма по поводу этой роли. О чем свидетельствует личный телефонный звонок Пирса Нолану, чтобы обсудить эту роль. [24] [25]
Под впечатлением от исполнения Кэрри-Энн Мосс роли Тринити в научно-фантастическом фильме «Матрица » 1999 года Дженнифер Тодд предложила ей роль Натали. Пока Мэри МакКормак лоббировала эту роль, Нолан решил взять Мосс на роль Натали, заявив: «Она добавила к роли Натали огромное количество того, чего не было на бумаге». [26] В отношении коррумпированного полицейского Тедди «был упомянут комик Денис Лири , но он оказался недоступен». [27] Мосс предложила своего коллегу по фильму «Матрица» Джо Пантолиано . [28] Хотя были опасения, что Пантолиано может оказаться слишком злодейским для этой роли, его все равно взяли на роль, и Нолан сказал, что был удивлен тонкостью актера в его игре. [27]
Остальные персонажи фильма были быстро выбраны после того, как были определены три главных героя. Стивен Тоболовски и Гарриет Сэнсом Харрис играют Сэмми Дженкиса и его жену соответственно. Марк Бун-младший получил роль Берта, клерка мотеля, потому что Дженнифер Тодд понравился его «взгляд и отношение» к этой роли (в результате он снова появился во второстепенных ролях в других постановках Нолана). [29] Тоболовски сказал, что он согласился на роль Сэмми Янкиса, поскольку ему понравился сценарий, а также он знал, что эта роль идеально ему подходит, поскольку в реальной жизни он страдал амнезией. [30]
Съемки
[ редактировать ]Съемки проходили с 7 сентября по 8 октября 1999 года. [31] 25-дневный график съемок. Пирс присутствовал на съемочной площадке каждый день во время съемок, хотя все три главных актера (включая Пантолиано и Мосс) выступали вместе только в первый день, снимая внешние сцены возле дома Натали. Все сцены с Моссом были закончены за первую неделю. [32] включая последующие сцены в доме Натали, баре Ферди и ресторане, где она встречает Леонарда в последний раз.
Пантолиано вернулся на съемочную площадку в конце второй недели, чтобы продолжить съемки своих сцен. 25 сентября съемочная группа сняла первую сцену, в которой Леонард убивает Тедди. Хотя сцена идет в обратном направлении, Нолан использовал звуки, воспроизводимые вперед. [33] Для съемки летящей вверх гильзы приходилось сбрасывать снаряд перед камерой в поступательном движении, но он постоянно выкатывался за пределы кадра. Вместо этого Нолану пришлось вышибить корпус из кадра, но в суматохе съемочная группа отбросила его назад. [33] Затем им пришлось сделать оптику (копию кадра) и перевернуть выстрел, чтобы он снова пошел вперед. «Это была вершина сложности с точки зрения фильма», - сказал Нолан. «Оптика для выполнения выстрела назад и вперед, а выстрел вперед является имитацией выстрела назад». [34]
На следующий день, 26 сентября, Ларри Холден вернулся, чтобы снимать сцену, в которой Леонард нападает на Джимми. [35] Спустя пять дней после завершения съемок закадровая речь была записана Пирса. Что касается черно-белых сцен, Пирсу была предоставлена свобода действий для импровизации своего повествования, что позволило создать ощущение документального фильма. [34]
Гостиница Travel Inn в Туджанге, Калифорния , была перекрашена и использовалась в качестве интерьера номеров мотеля Леонарда и Додда, а также экстерьера гостиницы Discount Inn в фильме. Сцены в доме Сэмми Дженкиса снимались в пригородном доме недалеко от Пасадены , а дом Натали располагался в Бербанке . [36] Съемочная группа планировала снимать заброшенное здание (где Леонард убивает Тедди и Джимми) в кирпичном здании в испанском стиле, принадлежащем железнодорожной компании. Однако за неделю до начала съемок компания выставила возле здания несколько десятков вагонов, что сделало внешний вид непригодным для съемки. Поскольку интерьер здания уже был построен как комплекс, необходимо было найти новое место. Вместо этого использовался нефтеперерабатывающий завод недалеко от Лонг-Бич , а сцена, где Леонард сжигает вещи своей жены, была снята на другой стороне нефтеперерабатывающего завода. [37]
Музыка
[ редактировать ]Дэвид Джулиан музыку к фильму написал синтезированную . Джулиан признает, что его вдохновили несколько синтезированных саундтреков, таких как и » Вангелиса «Бегущий по лезвию « Ханса Циммера » Тонкая красная линия . [38] Сочиняя партитуру, Джулиан создавал разные, отчетливые звуки, чтобы различать цветные и черно-белые сцены: «задумчивые и классические» темы в первой и «гнетущий и грохотающий шум» во второй. [39] Поскольку он описывает всю партитуру как «тему Леонарда», Джулиан говорит: «Эмоцией, которую я стремился с помощью своей музыки, была тоска и потеря. Но вы чувствуете чувство потери, но в то же время вы не знаете, что это такое. ты потерял ощущение того, что плывешь по течению». [40]
Первоначально Нолан хотел использовать » группы Radiohead « Paranoid Android в финальных титрах, но не смог защитить права. [41] Вместо этого Дэвида Боуи используется песня « Something in the Air еще одна песня Radiohead, расширенная версия « Treefingers ». », хотя в саундтрек к фильму включена [42]
Выпускать
[ редактировать ]Фильм получил широкое распространение в прессе на кинофестивалях . Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале 2000 года , где он получил овации, а затем был показан на фестивале американского кино в Довиле и Международном кинофестивале в Торонто . [43] Благодаря огласке этих мероприятий у Memento не возникло проблем с поиском иностранных дистрибьюторов, открывшихся более чем в 20 странах мира. Его промо-тур завершился на кинофестивале «Сандэнс» , где он выступал в январе 2001 года. [44]
Найти американских дистрибьюторов оказалось сложнее. «Мементо» был показан различным руководителям студии (включая Miramax руководителя Харви Вайнштейна ) в марте 2000 года. Хотя большинству руководителей фильм понравился и они высоко оценили талант Нолана, все отказались от распространения картины, полагая, что она слишком сбивает с толку и не привлечет большую аудиторию. . [45] После того, как знаменитый независимый кинорежиссер Стивен Содерберг увидел фильм и узнал, что он не распространяется, он пропагандировал фильм в интервью и на публичных мероприятиях. [46] придав ему еще большую известность, хотя он и не нашел дистрибьютора. Ньюмаркет, предприняв финансово рискованный шаг, решил распространить фильм самостоятельно. [45]
После первых нескольких недель проката «Мементо» был показан в более чем 500 кинотеатрах и заработал в прокате на внутреннем рынке 25 миллионов долларов. Успех фильма настолько удивил тех, кто передал его, что Вайнштейн осознал свою ошибку и попытался купить фильм в Ньюмаркете. [47]
Маркетинг
[ редактировать ]Джонатан Нолан разработал официальный сайт фильма. Как и в случае с маркетинговой стратегией проекта «Ведьма из Блэр» , веб-сайт был предназначен для предоставления дополнительных подсказок и подсказок для представления истории, но не предоставления какой-либо конкретной информации. [48] После короткого вступления на веб-сайте зрителю показывают вырезку из газеты, в которой подробно описывается убийство Тедди Леонардом. Нажав на выделенные слова в статье, вы откроете дополнительные материалы, описывающие фильм, включая заметки и фотографии Леонарда, а также полицейские отчеты. [49] Создатели фильма применили другую тактику, разослав снимки Polaroid случайным людям, на которых был изображен окровавленный Леонард без рубашки, указывающий на немаркированное место на своей груди. [50] Поскольку Ньюмаркет самостоятельно распространял фильм, Кристофер Нолан сам монтировал трейлеры к фильму. [50] Проданные недорогим кабельным каналам, таким как Bravo и A&E , а также веб-сайтам, таким как Yahoo и MSN , трейлеры сыграли ключевую роль в том, что фильм получил широкое признание общественности.
Домашние СМИ
[ редактировать ]«Memento» был выпущен на DVD и VHS в США и Канаде 4 сентября 2001 г. и в Великобритании 14 января 2002 г. Издание для Великобритании содержит скрытую функцию, позволяющую зрителю смотреть фильм в хронологическом порядке. В канадской версии этой функции нет, но главы фильма настроены на это вручную или с помощью программирования DVD. В оригинальном выпуске для США нет хронологической функции, и главы не настроены для этого правильно.
Позже фильм был переиздан на DVD ограниченным тиражом с аудиокомментариями Кристофера Нолана с четырьмя разными концовками; оригинальный рассказ Джонатана Нолана, по которому снят фильм; и документальный фильм канала Sundance о создании фильма. [51] DVD ограниченного выпуска также содержит скрытую функцию, позволяющую зрителю смотреть фильм в хронологическом порядке. [51]
DVD ограниченного выпуска упакован так, чтобы выглядеть как досье Леонарда из психиатрической больницы, с пометками, написанными «докторами» и Леонардом внутри. [51] Меню DVD спроектировано как серия психологических тестов ; зритель должен выбрать определенные слова, объекты и ответы с несколькими вариантами ответов, чтобы воспроизвести фильм или получить доступ к специальным функциям. [51] «Заметки» Леонарда на упаковке DVD дают подсказки о навигации по DVD. Некоторые из «материалов», похоже, созданы для того, чтобы вызвать паранойю и неуверенность (изображение одного человека, шепчущего другому, подписано: «Они знают, что вы сделали»), намекая на психическое состояние Шелби.
Memento был переиздан в Великобритании на трехдисковом DVD Special Edition 27 декабря 2004 года. Этот выпуск содержит все особенности двух американских релизов в одном пакете, а также пару новых интервью. Меню выглядит как татуировки на теле Леонарда и более простое, чем на двухдисковом DVD ограниченного выпуска в США.
Memento был выпущен на Blu-ray 15 августа 2006 года. В этом выпуске отсутствуют специальные функции, содержащиеся на DVD ограниченного выпуска, но есть аудиокомментарии режиссера Кристофера Нолана. Однослойный диск поддерживает передачу MPEG -2 1080p и объемный звук PCM 5.1. Фильм также был выпущен на iTunes для скачивания в цифровом формате .
Фильм был переиздан на Blu-ray и DVD в США 22 февраля 2011 года компанией Lionsgate после 10-летия фильма. И на Blu-ray, и на DVD есть новая версия, которая также была показана в кинотеатрах. Помимо перевода, Blu-ray содержит новый специальный короткометражный фильм Нолана о наследии фильма. [52]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]«Мементо» имел кассовый успех. В США в первые выходные он был показан только в 11 кинотеатрах, но к 11 неделе его раздали более чем в 500 кинотеатрах. [53] Он собрал более 25 миллионов долларов в Северной Америке и 14 миллионов долларов в других странах, что в сумме составило 40 миллионов долларов по всему миру. [4] [3] Во время проката он не занимал места выше восьмого места в списке самых кассовых фильмов за один уик-энд. [53]
Критический ответ
[ редактировать ]Memento был встречен критиками. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг одобрения 93% на основе 183 рецензий со средней оценкой 8,3/10. Критический консенсус сайта гласит: «Кристофер Нолан умело ведет аудиторию через разрозненное повествование «Мементо » , наполняя свой фильм экзистенциальным страхом». [54] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 83 из 100 по мнению 34 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [55]
Кинокритик Джеймс Берардинелли дал фильму четыре звезды из четырех, поставив его на первое место в своей десятке лучших фильмов на конец года и на шестьдесят третье место в своем списке 100 лучших фильмов за всю историю. [56] [57] В своем обзоре он назвал его «бесконечно увлекательным, удивительно открытым фильмом, [который] запомнится многим, кто считает его одним из лучших фильмов года». [58] Берардинелли похвалил повествование в обратном направлении, заявив, что «что действительно отличает этот фильм, так это его блестящая, новаторская структура», и отметил, что Гай Пирс демонстрирует «поразительную… напряженную и совершенно убедительную игру». [58] В 2009 году Берардинелли назвал «Помни» третьим лучшим фильмом десятилетия. Уильям Арнольд из Seattle Post-Intelligencer пишет, что «Мементо» - это «вкусное одноразовое удовольствие», и подчеркивает, что режиссер Кристофер Нолан «не только заставляет «Мементо» работать как нелинейный фильм-головоломка, но и как напряженный, атмосферный триллер». [59] Роб Блэквелдер отметил, что «Нолан отлично владеет тонкостями этой истории. Он делает каждый отдельный элемент фильма ключом к более широкой картине ... по мере того, как история возвращается к истокам поисков [Леонарда]». [60]
Не всех критиков впечатлила структура фильма. Марджори Баумгартен писала: «В дальнейшем повествование не вызовет особого интереса, в результате чего обратное повествование станет тщеславием режиссера». [61] Шон Бернс из Philadelphia Weekly прокомментировал: «Несмотря на все свое формальное волшебство, «Мементо» в конечном итоге представляет собой ледяной подвиг интеллектуального мастерства игры. Как только интуитивное волнение от структуры головоломки начинает угасать, не остается ничего, за что можно было бы держаться. Сам фильм исчезает, как одно из временных воспоминаний Леонарда». [62] Хотя Роджер Эберт дал фильму три звезды из четырех, он не считал, что он заслуживает многократного просмотра. Посмотрев дважды «Мементо» , он пришел к выводу, что «Более глубокое понимание помогло на уровне сюжета, но не обогатило впечатления от просмотра. Замешательство — это то состояние, в котором мы должны находиться». [63] Джонатану Розенбауму фильм не понравился, и в своей рецензии на « Вечное сияние чистого разума» он отметил , что «Мементо» - это «бесполезная и непоэтичная подделка» фильма Алена Рене 1968 года « Я люблю тебя, я люблю тебя» . [64]
В 2005 году Гильдия писателей Америки поставила этот сценарий на 100-е место в списке 101 величайшего сценария, когда-либо написанного. [65] В 2012 году Гильдия киноредакторов включила этот фильм в число четырнадцатых фильмов с лучшим монтажом всех времен на основе опроса ее членов. [66] «Мементо» США «культурно, исторически или эстетически значимым» был признан Библиотекой Конгресса и был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов в 2017 году, что стало первым повествовательным фильмом 2000-х годов, удостоенным такой чести. [67]
Научный ответ
[ редактировать ]Многие медицинские эксперты называют «Мементо» одним из наиболее реалистичных и точных описаний антероградной амнезии . из Калифорнийского технологического института Нейробиолог Кристоф Кох назвал Memento «самым точным изображением различных систем памяти в популярных СМИ». [68] в то время как врач Эстер М. Штернберг, директор программы интегративного нейронного иммунитета в Национальном институте психического здоровья , назвала фильм «близким к идеальному исследованию нейробиологии памяти». [69]
Штернберг заключает:
Этот заставляющий задуматься триллер — фильм, который продолжает звучать в сознании зрителя, и каждый повтор заставляет взглянуть на предвзятые представления в новом свете. «Мементо» — фильм для всех, кто интересуется работой памяти и тем, что именно делает нашу реальность.
Клинический нейропсихолог Салли Баксендейл пишет в The BMJ :
Подавляющее большинство персонажей фильмов, страдающих амнезией, мало связаны с какой-либо неврологической или психиатрической реальностью потери памяти. По всей видимости, вдохновленный частично нейропсихологическими исследованиями знаменитого пациента Х.М. припадками развилось тяжелое антероградное нарушение памяти (у которого после нейрохирургической операции по контролю над эпилептическими ) и синдрома височной амнезии, фильм документирует трудности, с которыми столкнулся Леонард, у которого после этого развивается тяжелая антероградная амнезия. нападение, в результате которого погибла его жена. В отличие от большинства фильмов этого жанра, этот персонаж, страдающий амнезией, сохраняет свою личность, имеет небольшую ретроградную амнезию и демонстрирует некоторые серьезные повседневные проблемы с памятью, связанные с этим расстройством. Фрагментированная, почти мозаичная последовательность сцен в фильме также отражает природу синдрома «вечного настоящего». [70]
Интерпретации и анализ
[ редактировать ]Возвращаясь назад во времени, «Мементо» раскрывает настоящую тайну от зрителей, изучающих первый шаг в расследовании Леонарда, истоки его самообмана. Да, мы также узнаем, что на самом деле случилось с его женой, что случилось с ним и что случилось с его убийцей, и мы больше понимаем сложную роль Тедди в использовании Леонарда в своих целях. Но самое красноречивое открытие в конце «Помни» не ограничивается его состоянием: Леонард лжет самому себе. А когда он не лжет себе откровенно, он виновен в предвзятости подтверждения: он принимает только факты, подтверждающие его заранее подготовленные выводы, и отбрасывает все остальное.
Скотт Тобиас из AV Club [71]
С момента своего выхода «Мементо» стал широко известной темой для обсуждения фильмов как из-за своей уникальной повествовательной структуры, так и из-за тематики. Те, кто ищет объяснения сюжета фильма, либо прибегали к онлайн-форумам, доскам объявлений или научным материалам, либо игнорировали официальный сайт и форумы фильма, чтобы выдвинуть свои собственные гипотезы. [72] По той же теме самообмана Джеймс Муни из Filmandphilosophy.com отмечает, что фильм показывает, как «наши воспоминания обманывают нас, или, скорее, иногда мы обманываем себя, «выбирая» забыть или манипулируя нашими воспоминаниями о прошлых событиях». [73] Это во многом соответствует психологическому анализу фильма, особенно акту разговора . Использование Леонардом конфабуляций ставит дилемму, как объяснил профессор Медицинского центра SUNY Downstate Джон Куби для BrainFacts.org : «В Memento мы сталкиваемся с вопросом о том, какая часть воспоминаний Леонарда о прошлом реальна, а какая построена на убеждениях и пожелания». [74]
Автор Чак Клостерман подробно написал о Memento в своем сборнике эссе « Секс, наркотики и слойки какао: манифест низкой культуры» , особенно о сцене в закусочной с Леонардом и Натали. [75]
В интервью Чаку Стивенсу для Filmmaker в 2001 году Нолан также заявил:
Самое интересное для меня то, что зрители, кажется, очень не хотят верить тому, что Тедди [Пантолиано] говорит в конце, и все же почему? Я думаю, это потому, что люди весь фильм смотрели на фотографию Тедди, сделанную Леонардом, с подписью: «Не верьте его лжи». Этот образ действительно остается в головах людей, и они по-прежнему предпочитают доверять этому образу даже после того, как мы ясно дали понять, что зрительные воспоминания Леонарда совершенно сомнительны. Это было довольно неожиданно и не было запланировано. Всегда планировалось, что мы никогда полностью не выйдем за пределы головы Леонарда и будем держать аудиторию в режиме интерпретации, пытаясь проанализировать, во что они хотят верить или нет. Для меня суть фильма в том, что единственного парня, который действительно может быть авторитетом в том, что произошло, играет Джо Пантолиано... который настолько ненадежен, особенно учитывая багаж, который он несет с собой из других своих фильмов: Зрители уже видели в нем характерного актера, на которого всегда нельзя положиться. На самом деле меня очень пугает уровень неуверенности и злобы, который Джо привносит в фильм. [76]
Лучшие выступления в списке фильмов
[ редактировать ]Год | Ведущий | Заголовок | Классифицировать | Примечания |
---|---|---|---|---|
2001 | Национальный наблюдательный совет (NBR) | 10 лучших фильмов года | 4-й | [77] |
Американский институт кино (AFI) | 6-е место | [78] | ||
2003 | 1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть | Включено | [79] | |
2005 | IMDb | 15 лучших фильмов к 15-летию за последние 15 лет | 7 | [80] |
Империя | 50 величайших независимых фильмов | 14 | [81] | |
Гильдия писателей Америки Запада | 101 величайший сценарий всех времен | 100 | [82] | |
2007 | Развлечения Еженедельник | 100 лучших фильмов с 1983 по 2008 год | 23 | [83] |
2008 | Империя | 500 величайших фильмов всех времен | 173 | [84] |
2009 | АВ-клуб | Лучшие фильмы 00-х | 5 | [85] |
2012 | Тотальный фильм | 50 лучших фильмов за всю историю журнала Total Film Magazine | 2 | [86] |
2013 | Гильдия киноредакторов | 75 лучших смонтированных фильмов всех времен | 14 | [66] |
2014 | Голливудский репортер | 100 любимых фильмов Голливуда | 90 | [87] |
Империя | 301 величайший фильм всех времен | 58 | [88] | |
2016 | Би-би-си | 100 величайших фильмов XXI века | 25 | [89] |
Награды и похвалы
[ редактировать ]Поскольку рассказ Джонатана Нолана не был опубликован до выхода фильма, он был номинирован на «Оригинальный сценарий», а не на «Адаптированный сценарий» , и Кристофер и Джонатан получили номинации.
Ремейк
[ редактировать ]В ноябре 2015 года AMBI Pictures объявила, что планирует переделать Memento , одно из нескольких прав на экранизацию, которые AMBI приобрела в результате приобретения Exclusive Media. Моника Бакарди, исполнительный директор AMBI Pictures, заявила, что они планируют «оставаться верными видению Кристофера Нолана и создать запоминающийся фильм, который будет таким же острым, знаковым и достойным наград, как и оригинал». [111] По состоянию на апрель 2018 года фильм все еще находился в работе . [112]
См. также
[ редактировать ]- Обратная хронология
- «Memento Mori» (рассказ)
- Гаджини (2005), индийский боевик, на тамильском языке не указанный в титрах римейк фильма «Помни» Муругадосса А. Р. . [113]
- Гаджини (2008), фильм на индийском хинди , ремейк фильма того же режиссера 2005 года. [113]
- Что касается Генри
- Клятва (фильм, 2012 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Память» . Британский совет классификации фильмов . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ «Память (2000)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Память (2001)» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мементо (2001) — Финансовая информация» . Числа . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б Моттрам 2002 , с. 177.
- ^ «Память (2000)» . AllMovie . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн, Энди (28 июня 2001 г.). «Все, что вы хотели знать о «Мементо» » . Салон . Архивировано из оригинала 15 июня 2020 года . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «74-я церемония вручения премии Оскар» . oscars.org . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Холм, Д.К. «Обзор 2-дискового DVD LE» . DVD-журнал . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Папамихаэль, Стелла. «Обзор DVD 3 Disk SE» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Гислотти, Стефано (2003). «Назад: Память и построение фабулы в «Мементо» Кристофера Нолана» . Фильм Антология . Архивировано из оригинала 31 декабря 2009 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Кауфман, Энтони (4 декабря 2009 г.). «Игры разума; Кристофер Нолан вспоминает «Мементо» » . IndieWire.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Познакомьтесь с крутым профессором, который вдохновил Джонатана Нолана и Джона Малэни» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 162 .
- ^ Моттрам 2002 , с. 166.
- ^ Нефф, Ренфрё (20 июля 2015 г.). «Вспоминая, где все началось: Кристофер Нолан о Memento» . CreativeScreenwriting.com . Архивировано из оригинала 27 июля 2015 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ « Вопросы и ответы «Memento» с Крисом Ноланом и Гильермо дель Торо | Форумы фанатов Нолана» . www.nolanfans.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2020 года . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Моттрам 2002 , стр. 183–95.
- ^ Перейти обратно: а б Нолан, Джонатан (2001). «Мементо Мори» . Эсквайр . Архивировано из оригинала 22 сентября 2010 года . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 176.
- ^ Моттрам 2002 , с. 151-152.
- ^ Моттрам 2002 , с. 106.
- ^ «Кристофер Нолан раскрывает правду о слухах о Брэде Питте » 19 января 2014 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Моттрам 2002 , стр. 107–108.
- ^ «Измеритель фактов: знаете ли вы? До Гая Пирса у Кристофера Нолана на память были Алек Болдуин, Брэд Питт и другие!» . koimoi.com . 4 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Моттрам 2002 , с. 112.
- ^ «Интервью с Джо Пантолиано (Часть 2 из 2)» . ИГН . 4 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2022 г. Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 114.
- ^ «Память и значение Сэмми Янкиса» . Логово Компьютерщика . 16 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 125.
- ^ Моттрам 2002 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б Нолан, Кристофер (2002). DVD-диск с комментариями на память (DVD). Колумбия ТриСтар.
- ^ Перейти обратно: а б Моттрам 2002 , с. 133.
- ^ Моттрам 2002 , с. 134.
- ^ Моттрам 2002 , стр. 154–155.
- ^ Моттрам 2002 , стр. 156–157.
- ^ Моттрам 2002 , с. 92, 96.
- ^ Моттрам 2002 , с. 96.
- ^ Джулиан, Дэвид. «Комментарии к Memento» . Davidjulyan.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 99.
- ^ «Трек-лист к альбому «Memento: Музыка для фильма и вдохновленный им» » . CDuniverse.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 62-64.
- ^ Моттрам 2002 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Фиерман, Дэниел (21 марта 2001 г.). «Память отклоняется: EW сообщает об истории инди-триллера» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 9 августа 2007 г.
- ^ Моттрам 2002 , с. 52.
- ^ Моттрам 2002 , с. 58.
- ^ Моттрам 2002 , с. 67.
- ^ «Официальный сайт» . otnemem.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 9 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моттрам 2002 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бовберг, Джейсон (4 мая 2002 г.). «Мементо: ограниченное издание» . DVDtalk.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Калонже, Хуан (2 декабря 2010 г.). Анонсирован диск «Последний единорог», посвященный 10-летию Blu-ray . Blu-ray.com . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года . Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кассы выходного дня на память» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ «Память (2000)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Рецензии на память» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Берардинелли, Джеймс (31 декабря 2001 г.). «Десятка лучших по версии Берардинелли за 2001 год» . ReelViews.net . Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Берардинелли, Джеймс. «100 лучших за всю историю Берардинелли» . ReelViews.net . Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 года . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берардинелли, Джеймс. «Память» . ReelViews.net . Архивировано из оригинала 14 ноября 2019 года . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Арнольд, Уильям (30 марта 2001 г.). «Memento — это новое, оригинальное, возможно, даже великолепное» . Сиэтлский пост-разведчик . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Блэквелдер, Роб. «Пробелы для воспоминаний» . SPLICEDwire.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ Баумгартен, Марджори (30 марта 2001 г.). «Память» . Остин Хроникл . Архивировано из оригинала 2 августа 2003 года . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ Бернс, Шон (28 марта 2001 г.). «Разве это не правда?» . Филадельфийский еженедельник . Архивировано из оригинала 5 ноября 2004 года . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ Эберт, Роджер (13 апреля 2001 г.). «Память» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан (19 марта 2004 г.). «Стилист добился успеха» . Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ Сэвидж, София (27 февраля 2013 г.). «WGA перечисляет величайшие сценарии: от «Касабланки» и «Крестного отца» до «Память» и «Печально известный » . wga.org . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «75 лучших отредактированных фильмов» . Журнал Гильдии редакторов . 1 (3). Май 2012 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 г.
- ^ « Титаник», «Балбесы», «Поле чудес», «Память» добавлены в Национальный реестр фильмов» . Разнообразие . 13 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Кох, Кристоф (2004). В поисках сознания: нейробиологический подход . Издатели Робертс и компания. п. 196. ИСБН 0-9747077-0-8 .
- ^ Штернберг, Э.М. (1 июня 2001 г.). «Собираем загадочный мир: Память». Наука . 292 (5522): 1661–1662. дои : 10.1126/science.1062103 . S2CID 191345264 .
- ^ Баксендейл, Салли (18 декабря 2004 г.). «Воспоминания состоят не из этого: амнезия в кино» . БМЖ . 329 (7480): 1480–1483. дои : 10.1136/bmj.329.7480.1480 . ПМК 535990 . ПМИД 15604191 .
- ^ Тобиас, Скотт (8 ноября 2012 г.). «Структура головоломки Memento скрывает большие повороты и большую глубину» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Моллой, Клэр (2010). Американская Индия: Сувенир . Издательство Эдинбургского университета. п. 98. ИСБН 9780748637713 .
- ^ Муни, Джеймс (15 сентября 2011 г.). «Мементо: Память и идентичность» . Фильмософия . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Куби, Джон (27 августа 2013 г.). «Память и личность» . blog.brainfacts.org . Общество нейробиологии. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ Клостерман, Чак (2003). Секс, наркотики и слойки какао: манифест низкой культуры . Скрибнер. ISBN 9780743236003 .
- ^ Стивенс, Чак (зима 2001 г.). «Прошедшее несовершенное» . Кинорежиссер . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Лауреаты премии 2001 года» . Национальный наблюдательный совет . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «AFI AWARDS 2001: Фильмы года» . AFI.com . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ «1001 серия» . 1001beforeyoudie.com . 22 июля 2002 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ «15-летие» . IMDB . Архивировано из оригинала 20 февраля 2010 года.
- ^ «50 величайших американских независимых фильмов» . Империя . 5 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 г. Проверено 26 января 2011 г.
- ^ «101 сценарий» . Гильдия писателей Америки Запада . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года.
- ^ «Новая классика: Кино» . Развлекательный еженедельник . 18 июня 2007. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «500 величайших фильмов всех времен» . Empireonline.com . 5 декабря 2006. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ «Лучшие фильмы 00-х» . АВ-клуб . 3 декабря 2009. Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ «50 лучших фильмов за всю историю журнала Total Film Magazine» . Тотальный фильм . 26 октября 2012. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «100 любимых фильмов Голливуда» . Голливудский репортер . 25 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «301 величайший фильм всех времен» . Empireonline.com . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «100 величайших фильмов XXI века» . Би-би-си . 23 августа 2016. Архивировано из оригинала 31 января 2017 года . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ «Кинофестиваль Сандэнс 2001» . Sundance.org . Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «2001 — Победители 14-й ежегодной премии кинокритиков Чикаго» . Chicagofilmcritics.org . Январь 2013. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «54-я ежегодная премия DGA» . DGA.org . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Райан, Джоал (23 марта 2002 г.). « Мементо имеет дух» . Э! Новости . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ « Любовь Перроса» сообщает о награде UCC . La Libre Belgique (на французском языке). 6 января 2002 г. Архивировано из оригинала 10 января 2021 г. Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Победители и номинации 2001 года» . бифа.фильм . 24 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 29 января 2023 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Победители BSFC 2001» . BostonFilmCritics.org . 27 июля 2018. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Номинанты и победители премии Брэма Стокера 2001 года» . Премия Брэма Стокера . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «7-я церемония вручения кинопремии «Выбор критиков» . bfca.org . Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Премия Сатурн 2001» . КиноВеб . 13 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 6 января 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Лауреаты премии Артиос 2001 года» . Кастинговое общество . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Уайз, Дэймон (15 октября 2000 г.). «Это незабываемо» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Все победители» . Награды Эдгара . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Лауреаты премии FFCC 2001 года» . Круг кинокритиков Флориды . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Номинанты GTA3 (2002)» . goldtrailer.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2017 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Память» . Каталог художественных фильмов AFI . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «27-я ежегодная премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса» . lafca.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Манчини, Роб (3 июня 2002 г.). « Властелин колец» Николь Кидман на вершине премии MTV Movie Awards . МТВ . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Награды 2001 года» . ofcs.org . 3 января 2012 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2019 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Келли, Брендан (19 декабря 2001 г.). « 'Memento' вспоминает критик из Торонто» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Лауреаты 2-й ежегодной премии» . Кинокритики Ванкувера . 31 января 2002 года. Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Кит, Борис (16 ноября 2015 г.). «Ремейк Кристофера Нолана на память» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ «Этот ремейк «Мементо» Кристофера Нолана все еще выходит, но его продюсер настаивает, что «на самом деле это не ремейк», просто «что-то похожее» » . Метро США . 20 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Когда Кристофер Нолан рассердился на режиссера Гаджини А. Р. Муругадосса: «Слышал, один из моих фильмов был скопирован…» » . Индийский экспресс . 25 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года . Проверено 20 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Моттрам, Джеймс (2002). Изготовление сувенира . Нью-Йорк: Фабер. ISBN 0-571-21488-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Сувенир на IMDb
- Сувенир в базе данных фильмов TCM
- Сувенир в AllMovie
- Дыры в сюжете: Память о том, как определенные несоответствия могут быть дырами в сюжете или иметь большее значение, на Slate.
- Мементо и антероградная амнезия
- 2000 фильмов
- Криминальные триллеры 2000 года
- 2000 независимых фильмов
- Психологические триллеры 2000 года
- Англоязычные фильмы 2000-х годов
- детективные триллеры 2000-х годов
- Американские криминальные триллеры
- Американские фильмы о мести
- Американские независимые фильмы
- Американские детективные триллеры
- Американские фильмы в стиле неонуар
- Американские нелинейные повествовательные фильмы
- Американские психологические триллеры
- Работы, отмеченные премией Эдгара
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Фильмы об амнезии
- Фильмы об инвалидности в США
- Фильмы о фотографии
- Фильмы о татуировках
- Фильмы по мотивам короткометражных игр
- Фильмы Кристофера Нолана
- Фильмы частично цветные
- Фильмы продюсера Сюзанны Тодд
- Фильмы, написанные Дэвидом Джулианом
- Фильмы, действие которых происходит в Лос-Анджелесе
- Фильмы, действие которых происходит в мотелях
- Фильмы, снятые от первого лица
- Фильмы, снятые в Лос-Анджелесе
- Фильмы по сценариям Кристофера Нолана
- Премия «Независимый дух» победителям за лучший фильм
- Ньюмаркет фильмы
- Фильмы Summit Entertainment
- Фильмы, отмеченные наградами кинофестиваля «Сандэнс»
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы об уксорициде
- Американские фильмы 2000-х годов
- Постмодернистские фильмы