Jump to content

Нелинейное повествование

(Перенаправлено из «Нелинейного повествования »)

Нелинейное повествование , несвязное повествование или прерванное повествование — это техника повествования , в которой события изображаются, например, не в хронологическом порядке или другими способами, при которых повествование не следует прямой причинно-следственной связи показанных событий, например, параллельные отличительные сюжетные линии. , погружения во сны или повествование другой истории внутри основной сюжетной линии. Этот метод распространен в электронной литературе , особенно в гипертекстовой художественной литературе . [1] а также хорошо зарекомендовал себя в печатных и других последовательных средствах массовой информации.

Литература

[ редактировать ]
Нелинейные сюжетные линии, иллюстрация из Лоуренса Стерна книги « Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена » (1759–67).

Начало нелинейного повествования в medias res (лат. «в середину вещей») началось в древности и использовалось как условность эпической поэзии , в том числе в Гомера «Илиады» 8 веке до нашей эры. Техника повествования большей части истории в воспоминаниях также встречается в эпической поэзии, например, в индийском эпосе «Махабхарата » . Несколько средневековых сказок «Тысяча и одна ночь», такие как « Город латуни » и « Три яблока », также содержали нелинейные повествования с использованием методов in medias res и воспоминаний. [2] Средневековая английская поэма «Беовульф» также использует нелинейную структуру, сосредотачиваясь на событиях на протяжении всей жизни главного героя, а не описывая их в линейном повествовании. [3]

С конца 19-го и начала 20-го века -модернисты романисты Джозеф Конрад , Вирджиния Вульф , Форд Мэдокс Форд , Марсель Пруст и Уильям Фолкнер экспериментировали с хронологией повествования и отказывались от линейного порядка. [4]

Примеры нелинейных романов:

Некоторые романы Майкла Муркока, особенно из серии Джерри Корнелиуса, в частности «Английский убийца: роман энтропии» (1972) и «Состояние Музака» (1977), примечательны расширением нелинейной формы повествования с целью исследования сложной природы идентичности в мультивселенной.

Скотт МакКлауд утверждает в книге «Понимание комиксов» , что повествование в комиксах нелинейно, поскольку оно зависит от выбора и взаимодействия читателя.

Определить нелинейную структуру в фильме порой бывает сложно. В фильмах могут использоваться обширные воспоминания или воспоминания в рамках линейной сюжетной линии, тогда как нелинейные фильмы часто содержат линейные эпизоды. [6] » Орсона Уэллса «Гражданин Кейн (1941), структурно находящийся под влиянием «Силы и славы» (1933), и Акиры Куросавы » «Расёмон (1950) используют нехронологическое повествование-воспоминание, которое часто называют нелинейным.

Тихая и ранняя эпоха

[ редактировать ]

Эксперименты с нелинейной структурой в кино восходят к эпохе немого кино , включая » Д. У. Гриффита ( «Нетерпимость 1916) и Абеля Ганса » «Наполеон (1927). [7] Нелинейный фильм возник во французском авангарде [5] в 1924 году с Рене Клера » «Антрактом , дадаистским фильмом, а затем в 1929 году с » Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали Андалузским « псом . Сюрреалистический . фильм погружается в фантазию и сопоставляет образы, предоставляя создателям фильма возможность создавать утверждения о Церкви, искусстве и обществе, которые остаются открытыми для интерпретации [8] В произведении Бунюэля и Дали «Золотой век» (1930) (англ. The Golden Age ) также используются нелинейные концепции. Революционные русские кинематографисты Сергей Эйзенштейн , Всеволод Пудовкин и Александр Довженко также экспериментировали с возможностями нелинейности. Эйзенштейна «Забастовка» » Довженко (1925) и «Земля (1930) намекают на нелинейный опыт. [9] Английский режиссер Хамфри Дженнингс использовал нелинейный подход в своем документальном фильме о Второй мировой войне « Слушай Британию» (1942). [9]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Работы Жана-Люка Годара с 1959 года также сыграли важную роль в развитии нелинейного кино. Годар заявил: «Я согласен, что у фильма должно быть начало, середина и конец, но не обязательно именно в таком порядке». [10] Годара «Уик-энд» (по-французски: Le выходной ) (1968), а также Уорхола Энди «Девушки из Челси» (1966) бросают вызов линейной структуре в обмен на хронологию событий, которая на первый взгляд случайна. [11] Ален Рене экспериментировал с повествованием и временем в своих фильмах «Хиросима, моя любовь» (1959), «День поздней Анны в Мариенбаде» (1961) и Мюриэль (1963). Федерико Феллини определил свое собственное нелинейное кино фильмами «Страда» (1954), «Сладкая жизнь» (1960), «8½» (1963), «Сатирикон Феллини» (1969) и «Рома» (1972), как и советский режиссер Андрей Тарковский своими модернистскими фильмами. «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Ностальгия» (1983). Николаса Роуга Фильмы , в том числе «Перформанс» (1970), «Прогулка» (1971), «Не смотри сейчас» (1973), «Человек, который упал на Землю» (1976) и «Неудачное время» (1980), характеризуются нелинейным подходом. [12] Среди других ведущих нелинейных режиссеров — Микеланджело Антониони , Питер Гринуэй , Крис Маркер , Тео Ангелопулос , Аньес Варда , Рауль Руис , Карлос Саура , Ален Роб-Грийе . [13]

В Соединенных Штатах Роберт Альтман использовал нелинейный мотив в своих фильмах, в том числе «Маккейб и миссис Миллер» (1971), «Нэшвилл» (1975), «Игрок» (1992), «Короткие кадры» (1993) и «Госфорд Парк» (2001). [14] Вуди Аллен использовал экспериментальный характер нелинейного повествования в фильмах «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1978) и «Воспоминания о звездной пыли» (1980).

1990-е и 2000-е годы

[ редактировать ]

В 1990-е годы Квентин Тарантино повлиял на огромный рост популярности нелинейных фильмов, в первую очередь «Криминального чтива» (1994). Он также использовал нелинейное повествование в фильмах «Бешеные псы» (1992), «Убить Билла» ( 2003 и 2004 ) и «Омерзительная восьмерка» (2015). Критики назвали сдвиг временных рамок эффектом Тарантино. [8] Другие важные нелинейные фильмы включают Атома Эгояна » «Экзотику (1994), Терренса Малика » «Тонкая красная линия (1998) и Карен и Джилл Спречер ( «Тринадцать разговоров об одной вещи» 2001). [8] Дэвид Линч экспериментировал с нелинейным повествованием и сюрреализмом в фильмах «Шоссе в никуда» (1997), «Малхолланд Драйв» (2001) и «Внутренняя империя» (2006).

В годы, предшествовавшие началу XXI века, некоторые кинематографисты неоднократно возвращались к использованию нелинейного повествования, в том числе Стивен Содерберг в фильмах «Шизополис» (1996), «Вне поля зрения» (1998), «Лайми» (1999), «Полный фронт» ( 2002 г.), Солярис (2002 г.) и Че (2008 г.); и Кристофер Нолан в фильмах «Следуя » (1998), «Помни» (2000), «Бэтмен: Начало» (2005), «Престиж» (2006), «Начало» (2010), «Темный рыцарь: Возрождение легенды » (2012) и «Дюнкерк» (2017). «Мементо» с его фрагментацией и обратной хронологией было описано как характеристика движения к постмодернизму в современном кино. Другим примером может служить Терренса Малика знаменитая книга «Древо жизни » (2011). Элемент обратной хронологии был дополнительно исследован в фильме Гаспара Ноэ 2002 года «Необратимое» . В фильме Ноэ 2009 года «Вход в пустоту» также использовалась необычная повествовательная структура: мужчина вспоминает свою жизнь через воспоминания во время своей смерти, вызванной употреблением психоделических наркотиков . [15] Ричард Линклейтер использовал нелинейное повествование в фильмах «Пробуждение жизни» (2001), «Мрачный сканер» (2006); Гас Ван Сент в фильмах «Слон» (2003), «Последние дни» (2005) и «Параноидальный парк» (2007). Алехандро Гонсалеса Иньярриту Фильм «Вавилон » является примером фрагментированной повествовательной структуры. Гонконгский автор Вонг Кар-вай исследовал нелинейные сюжетные линии в фильмах «Дни дикости» (1991), «Пепел времени» (1994), «Чунгкингский экспресс» (1994), «Любовное настроение» (2000) и «2046» (2004). Фернандо Мейреллиш в «Городе Бога» и «Верном садовнике» . В некоторых фильмах Алехандро Гонсалеса Иньярриту присутствует нелинейное повествование, в том числе фильмы, написанные Гильермо Арриагой, который также использует нелинейные повествования в других своих сценариях. Чарли Кауфман также известен своей любовью к нелинейному повествованию, примененному в фильмах «Адаптация» и «Вечное сияние чистого разума» . Такаси Симидзу Японский сериал ужасов «Дзю-он» , привезенный в Америку под названием «Проклятие» , также нелинейен в повествовании (единственным исключением является «Проклятие 3 »). Директор Мартин Колховен снял больше фильмов с нелинейным повествованием, но самым известным из них, вероятно, является его скандальный вестерн «Сера» , премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале в 2016 году . Режиссер Ветримааран снял триллер на тамильском языке «Вада Ченнаи» (2018), имеющий нелинейную структуру повествования. Другой фильм на тамильском языке, «Иравин Нижал» (2022), имеет однокадровую нелинейную структуру. «Друг мира» (2020) разбит на главы и имеет нелинейный сюжет.

Телевидение

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

На американском телевидении есть несколько примеров сериалов, в которых нелинейное повествование используется в разных формах и для разных целей. Некоторые известные примеры: «Остаться в живых» , «Несделанный» , «Во все тяжкие» , «Ходячие мертвецы» , «Однажды в сказке» , «Ведьмак» , «Стрела» , «Оранжевый – хит сезона » и «Настоящий детектив» . Несмотря на то, что это часто встречается в драмах , некоторые комедийные шоу также используют нелинейное повествование, например, «Замедленное развитие» и «Как я встретил вашу маму» . Этот вид повествования используется по-разному. В некоторых сериалах есть только определенные нелинейные эпизоды, например, «Ужасные пенни» и «Оставленные» . Другие используют нелинейные сюжетные линии на протяжении всей серии, например, Lost и Arrow . Другие сериалы используют нелинейное повествование в начале сезона, а затем исследуют прошлое до тех пор, пока не встретятся, например «Ущерб» и «Родословная» .

Прошлое в некоторых сериях

[ редактировать ]

Некоторые телесериалы используют нелинейное повествование в определенных эпизодах, чтобы полностью раскрыть важную часть прошлого главных героев. Примером может служить Showtime канала ужасов драма «Ужасные пенни» , в которой есть по одному эпизоду в сезоне, полностью посвященному исследованию ключевых моментов прошлого Ванессы Айвз ( Ева Грин ). Другой пример — HBO драма «Оставленные» , девятый эпизод которой разворачивается в прошлом и исследует жизнь главных героев до того, как произошло критическое событие, которое движет сюжетом. Fox В научно-фантастическом сериале «Грань» , Amazon оригинальной комедийной драме «Прозрачный» и Netflix оригинальной комедии «Грейс и Фрэнки» этот прием также используется только в определенных эпизодах.

Будущее или прошлое на протяжении всего сериала

[ редактировать ]

Существуют определенные телесериалы, в которых нелинейное повествование используется для исследования прошлого (или будущего) одного или нескольких персонажей на протяжении всего сериала. В ABC телесериале «Остаться в живых» широко использовалось нелинейное повествование, при этом в каждом эпизоде ​​​​обычно присутствует основная сюжетная линия на острове, а также второстепенная сюжетная линия из другого момента жизни персонажа, прошлого или будущего. То же самое можно сказать и о CW сериале «Стрела» , в каждом эпизоде ​​которого представлена ​​сюжетная линия, рассказывающая о жизни Оливера Куина ( Стивен Амелл ), оказавшегося на острове, и основная сюжетная линия пять лет спустя, в которой он возвращается домой и решает стать линчевателем. . Используя аналогичную технику повествования, « Netflix оригинальный сериал Оранжевый — хит сезона» исследует жизнь главных героев в тюрьме, а также некоторые важные части их прошлого до того, как они стали заключенными . Другой пример FX « ужасов канала драматический сериал Штамм » .

Как повествовательный крючок

[ редактировать ]

Некоторые телесериалы используют нелинейное повествование в начале сезона в качестве повествовательной зацепки , показывая интенсивное или шокирующее событие, а затем подробно исследуют прошлое и причины, которые привели к тому, что это событие произошло. Ярким примером является AMC драматический сериал «Во все тяжкие» , который в начале последнего сезона показал заброшенного и одинокого Уолтера Уайта ( Брайан Крэнстон ), а затем исследовал то, что с ним случилось. Эта техника также использовалась в Во все тяжкие» фильме « пилотном и во втором сезоне . Используя ту же формулу, FX канала », получившая премию «Эмми» юридическая драма « Ущерб в главной роли с Гленн Клоуз , начинается каждый сезон с чрезвычайно мелодраматического события, которое происходит на шесть месяцев раньше. На протяжении всего сезона в каждой серии показаны события прошлого, настоящего и будущего, которые привели к указанному событию и последовали за ним. « Netflix Оригинальный сериал Родословная» и ABC криминальная драма «Как избежать наказания за убийство» используют схожую технику повествования.

Имитировать человеческую память

[ редактировать ]

Еще одна причина, по которой телесериалы используют нелинейное повествование, заключается в том, чтобы лучше отобразить то, как человеческая память запоминает события. В первом сезоне антологического HBO « сериала Настоящий детектив» использовалось нелинейное повествование, изображающее события, которые описали главные герои, и такими, какими они их запомнили. Showtime канала «Золотой глобус» , получившая Драма «Дело» , использует эту повествовательную технику таким же образом. Однако, используя ненадежных рассказчиков , это шоу подчеркивает, насколько по-разному два человека вспоминают одни и те же события.

Другие примеры

[ редактировать ]

В четвертом и пятом сезонах постапокалиптической « драмы AMC Ходячие мертвецы» широко использовалось нелинейное повествование.

Хотя это не является обычным явлением, в некоторых комедийных шоу также используется нелинейное повествование. Примером может служить ситком «Замедленное развитие» , в четвертом сезоне которого широко использовалось нелинейное повествование, посвящая каждый эпизод исследованию истории каждого из персонажей в отдельности.

Другими примерами нелинейного повествования на американском телевидении являются: «12 обезьян» , «От А до Я» , «Алькатрас» , «Американская история ужасов» , «Лучше звоните Солу» , «Конь БоДжек» , «Сорвиголова» , « Дурачок» , «Фарго» » , , « Флэш , «FlashForward» . «Навсегда» , «Готэм» , « Заземленный на всю жизнь» , «Ганнибал» , Герои , Карточный домик , Однажды в стране чудес , Интересные лица , Милые обманщицы , Возвращенные , Революция , Чувство 8 , Несделанное , Дневники вампира , Своенравные сосны и Ведьмак .

Японские аниме- сериалы иногда представляют сюжет в нелинейном порядке. Например, в «Меланхолии Харухи Судзумии» эпизоды намеренно выходили в эфир не в хронологическом порядке. Более нелинейный пример — Баккано! , где каждая сцена отображается в нехронологическом порядке, при этом большинство сцен происходят в разное время в начале 1930-х годов, а некоторые сцены происходят до (начиная с 18 века) и после (начиная с 21 века). Другие примеры включают Дюрарару!! , Серия «Моногатари» , «Ями от Боши до Хон но Табитито» , «Тука Геттан» , «Прокатная магия» , «Эрго Прокси» , «Стальной алхимик» , «Силы Оси Хеталия» , «Эскиз Хидамари» , «Актеры Мекакусити» , «Принцесса-директор» , «Сад грешников» и (частично) «Призрак бугипопа» .

Видеоигры

[ редактировать ]

Некоторые видеоигры имитируют нелинейность фильма, представляя отдельный сюжет в хронологически искаженном виде вместо того, чтобы позволить игроку самому определять ход истории. Шутер от первого лица Tribes: Vengeance — тому пример; от Sega другой — Sonic Adventure .

Нелинейная структура сюжета может сочетаться или не сочетаться с ветвлением:

Все «Квантовые игры» представляли собой развитые нелинейные структуры в стиле гиперссылки на кино .

Некоторые игры рассказывают свою нелинейную историю, при этом игрок не может изменить какую-либо (или очень небольшую) структуру сюжета. Например, Uncharted 2 начинается в medias res , где главный герой оказывается после несчастного случая, до которого игрок добирается лишь через несколько часов игрового процесса.

Инди-игра Fragments of Him также начинается в медиа-разрешении , но, помимо нелинейного начала, позже она переключается между персонажами, чтобы построить историю и отношения персонажей нелинейным образом, а тонкая ветвь означает, что игроки могут видеть истории в другом закажите, если они вначале войдут в другую комнату.

Инди-разработчики Dennaton Games нелинейные ходы времени используют в своей игре Hotline Miami 2 точно так же, как в «Криминальном чтиве» написано . Например, некоторые сегменты игры происходят до событий приквела. В большинстве случаев он используется для драматического эффекта: у некоторых персонажей уже была смерть на экране, но игрок не осознает этого до тех пор, пока в более поздней главе персонаж не пойдет слепо к своей уже показанной смерти.

Часто разработчики игр используют в играх идею амнезии персонажей . Это помогает дать игре начало, потому что зрители понимают только то, что существует история до того, как происходят события игры. Более того, за счет создания нелинейной сюжетной линии сложность игрового процесса значительно увеличивается. Нелинейный игровой процесс повышает ценность повторного прохождения, позволяя игроку собирать воедино различные части потенциально загадочной сюжетной линии. Подходящим примером амнезии персонажей является видеоигра Façade 2005 года . В Façade игрок попадает в ситуацию, которая длится примерно 10–15 минут в реальном времени, однако вспоминаемые события, похоже, имеют основу из многолетней драматической истории. [16]

HTML-рассказы

[ редактировать ]

В современном обществе веб-страницы, или, точнее, гипертекст, стали распространенной формой повествования. [ нужна ссылка ] Гипертексты обладают огромным потенциалом для создания нелинейных форм повествования. Они позволяют людям перемещаться по истории с помощью ссылок, изображений, аудио и видео, состоящих из множества подтем, которые не заставляют аудиторию делать следующий выбор на основе своего предыдущего опыта. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Прессман, Джессика (2014). Цифровой модернизм: делая его новым в новых медиа . Модернистская литература и культура. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-993710-3 .
  2. ^ Пино, Дэвид (1992). Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» . Издательство «Брилл» . стр. 86–94. ISBN  90-04-09530-6 .
  3. ^ Фридрих Клаебер , изд. (2008). Клабера «Беовульф и битва при Финнсбурге» . Университет Торонто Пресс. п. xcv. ISBN  9780802098436 .
  4. ^ Хейзе, Урсула К. (1997). Хроношизмы: время, нарратив и постмодернизм . Издательство Кембриджского университета . п. 77 ISBN   0-521-55544-2
  5. ^ Мазо, Кэрол (1993). Ава: роман . Вымысел. Нормальный, Иллинойс : Dalkey Archive Press . ISBN  1-56478-029-5 . OCLC   26763542 .
  6. ^ Блюм, Ричард А. (2001). Телевидение и сценарий: от концепции к контракту . Фокальная пресса . п. 125. ISBN   0-240-80384-1 .
  7. ^ Дебрюге, Питер (7 декабря 2007 г.). « Больше сценариев идут по нелинейному маршруту ». Разнообразие . Проверено 3 февраля 2008 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Дэнсигер, Кен и Раш, Джефф. (2006). Альтернативное написание сценариев: успешное нарушение правил . Фокальная пресса . стр. 154-163. ISBN   0-240-80849-5 .
  9. ^ Jump up to: а б Дэнсигер, Кен (2002). Техника монтажа фильмов и видео: история, теория и практика . Фокальная пресса . стр. 393-394. ISBN   0-240-80225-X
  10. ^ « Только Годар знает... ». Наблюдатель . 26 ноября 2000 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
  11. ^ Детридж, Лиза (2003). Написание вашего сценария . Аллен и Анвин. стр. 114-117. ISBN   1-74114-083-8
  12. ^ " Николас Роуг в сериале "Не смотри сейчас" [ постоянная мертвая ссылка ] ". Канал 4. Проверено 2 февраля 2008 года.
  13. ^ Киндер, Марша « Горячие точки, аватары и поля повествования навсегда. Архивировано 20 августа 2008 г. в Wayback Machine ». Фильм Ежеквартально . Том. 55, № 54. Проверено 9 февраля 2008 г.
  14. ^ Боггс, Карл (2003). Мир в хаосе: социальный кризис и рост постмодернистского кино . Роуман и Литтлфилд . п. 195. ISBN   0-7425-3289-5
  15. ^ Нельмес, Джилл (2003). Введение в киноведение . Рутледж . п. 87. ISBN   0-415-26268-2
  16. ^ Чен, Шерол. «Нелинейное повествование в играх: деконструкция разновидностей нелинейного опыта». Блог студии Expressive Intelligence | EIS в Калифорнийском университете в Санта-Крус. Веб. 17 ноября 2009 г. < http://eis-blog.ucsc.edu/2009/08/nonlinear-storytelling-in-games-deconstructing-the-varieties-of-nonlinear-experiences/ >.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a43aa4e81a8ff62776e06c16f4ccd2d__1717862460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/2d/2a43aa4e81a8ff62776e06c16f4ccd2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nonlinear narrative - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)