Земля (фильм 1930 года)
Земля | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Украинский | Земля |
Режиссер | Олександр Довженко |
Написал | Олександр Довженко |
В главных ролях | |
Кинематография | Danylo Demutsky |
Под редакцией | Олександр Довженко |
Музыка |
|
Дата выпуска |
|
Время работы | 76 минут |
Страна | Советский Союз |
Языки | Немой фильм Русские субтитры |
Земля ( русский : Земля , украинский : Земля , транслит. Земля ) — советский немой фильм 1930 года украинского режиссёра Александра Довженко . В фильме рассказывается о процессе коллективизации и враждебности кулачества -помещиков в годы первой пятилетки . Это третий фильм с участием «Звенигоры» и «Арсенала» «Украинской трилогии» Довженко .
Сценарий был вдохновлен жизнью Довженко и опытом процесса коллективизации в его родной Украине . Этот процесс, который лег в основу фильма и его производства, повлиял на его восприятие в Советском Союзе, которое было в основном негативным.
«Землю» обычно считают шедевром Довженко и одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . фильм занял 10-е место в престижном списке «12 Брюсселя» На Всемирной выставке 1958 года .
Сюжет
[ редактировать ]Фильм начинается с монтажа ветра, дующего через поле пшеницы и подсолнухов . старый крестьянин Затем под яблоней умирает по имени Семен, в сопровождении его сына Опанаса и внука Василия. В других местах местные кулаки , в том числе Архип Белокин, осуждают коллективизацию и заявляют о своем сопротивлении ей. В доме Опанаса Василий и его друзья встречаются, чтобы обсудить коллективизацию и спорить с Опанасом, который скептически относится к коллективизации.
приезжает Василий с первым в поселке трактором Позже к большому волнению . После того, как мужчины помочились в перегретый радиатор , крестьяне пашут землю трактором и собирают зерно, разрушая при этом кулацкие заборы. Монтажная последовательность показывает производство хлеба от начала до конца. Той ночью Василий танцует гопака по дороге домой и его убивает темная фигура. Опанас ищет убийцу Василия и противостоит Хоме, сыну Билокина, который не сознается.
Отец Василия отвергает русского православного священника, который собирается возглавить похороны , заявляя о своем атеизме . Он просит друзей Василия устроить сыну светские похороны и "спеть новые песни для новой жизни". Жители деревни так и делают, а невеста Василия Наталья оплакивает его, а местный священник проклинает их. На кладбище Хома приходит в исступлении, чтобы заявить, что он будет сопротивляться коллективизации и что он убил Василия. Жители деревни игнорируют его, а один из друзей Василия восхваляет его. Фильм заканчивается монтажом, показывающим проливной дождь над фруктами и овощами, после чего Наталья оказывается в объятиях нового возлюбленного.
Бросать
[ редактировать ]- Stepan Shkurat as Opanas
- Semen Svashenko
- Yuliya Solntseva as Vasyl's sister
- Yelena Maksimova as Natalya
- Mykola
- Петр Масоха в роли Хомы Билокина
- Ivan Franko as Arkhyp Bilokin
- Volodymir Mikhajlov as priest
- Павел Петрик - Коммунистической партии лидер ячейки
- О. Уманец в роли крестьянки
- Вы. Бондина в роли крестьянской девушки
- Luka Lyashenko as young kulak
Производство
[ редактировать ]Довженко написал, продюсировал и снял «Землю» в 1929 году, во время процесса коллективизации в Украинской Советской Социалистической Республике , который он описал как «период… экономической [и] духовной трансформации всего народа». [1] [2] Коллективизация началась в 1929 году, когда советский генеральный секретарь Иосиф Сталин стремился контролировать сельское хозяйство в Советском Союзе по мере его индустриализации . [3] Это означало коллективизацию частных ферм, которой крестьяне сопротивлялись, убивая рабочий скот , саботируя сельскохозяйственную технику и убивая советских агентов. Большая часть Земли сценария была вдохновлена опытом Довженко в этом процессе; Смерть Василия была основана на убийстве советского агента в его родном районе. [4] Довженко также черпал вдохновение из своих детских воспоминаний, например, взяв за основу образ Семена своего деда. [5] [6]
Производство Земли началось 24 мая 1929 года и завершилось 25 февраля 1930 года. [7] Оригинальный саундтрек написал Левко Ревуцкий . [8]
Кинематография
[ редактировать ]
Съемки в основном проходили в Полтавской области Украины. [9] Для съемок фильма Довженко сотрудничал с украинским оператором Даниилом Демуцким , который также снял два предыдущих фильма Довженко, «Звенигора» и «Арсенал» . [10] [11] Крупные планы широко используются для выделения одного или нескольких персонажей, обычно безымянных крестьян, часто неподвижных. Киновед Хильберто Перес сравнил Земли кинематографию с Гомера « Одиссеей» , поскольку «все, что имеет значение в данный момент, — это то, что… четко отображается на экране». [12]
Танец Василия, посвященный успеху урожая, изначально был задуман как в казачьем стиле гопак , но Свашенко изменил его после консультации с местными украинскими фермерами. [9]
Продолжительность фильма 89 минут. [13]
Выпускать
[ редактировать ]Земля была освобождена 8 апреля 1930 года и запрещена советскими властями девять дней спустя. [7] [14] До того, как «Земля» была одобрена для общего проката, некоторые сцены, которые критиковали за придание фильму «биологической» направленности, например, крестьяне, мочащиеся в радиатор трактора, были удалены. [15] Оригинальный негатив фильма был уничтожен в 1941 году в результате налета немецкой авиации во время Первой битвы за Киев . [16] В 1952 году Довженко адаптировал фильм в новеллизацию . [1]
В 2012 году Национальный киноцентр Александра Довженко , государственный киноархив Украины, восстановил «Землю» и дал ей новую партитуру украинского фольклорного квартета «ДахаБраха» . Премьера этой версии фильма состоялась на Одесском международном кинофестивале 2012 года . [7]
Прием
[ редактировать ]«Земля» была выпущена в то время, когда независимость киноиндустрии Советского Союза от Коммунистической партии подрывалась, а ее наиболее выдающиеся режиссеры, такие как Довженко, и критики подвергались критике и чисткам. [17] Советские власти и журналисты одновременно хвалили фильм за его «формальное мастерство» и высмеивали его за предполагаемые идеологические недостатки. [18] [19] [20] Официальная газета Коммунистической партии «Правда » высоко оценила визуальный стиль фильма, но назвала его политическое содержание «ложным». [18] Советский поэт Демьян Бедный напал на Землю , назвав ее « контрреволюционной » и « пораженческой в газете « Известия» » . [21] [22] Ипполит Соколов » охарактеризовал Довженко как «великого режиссера», но также и «мелкобуржуазного художника» , советский кинокритик, в своей рецензии на «Землю . [20] Довженко был настолько расстроен негативной реакцией на фильм, что на грани нервного срыва покинул Украину и уехал за границу, чтобы показывать свои фильмы и экспериментировать с недавно разработанным звуковым оборудованием, доступным в Западной Европе . [21] [23]
Кинокритик К.А. Лежен похвалил основную часть фильма, заявив, что он «содержат, возможно, больше понимания чистой красоты в кино, больше достоверности отношений в движущемся изображении, чем любые десять минут производства, когда-либо известные на экране». Льюис Джейкобс сравнил работы Довженко с работами Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина , заявив, что Довженко «добавил глубокое личное и поэтическое понимание… [его фильмы] лаконичны по стилю, со странным, удивительно творческим качеством, которое трудно описать». [24] Кинорежиссер Григорий Рошаль похвалил фильм, написав: «Ни Эйзенштейн, ни Пудовкин не достигли той нежности и теплоты в разговорах о людях и мире, которую раскрыл Александр Довженко. Довженко всегда экспериментирует. Он всегда новатор и всегда поэт». [25]
Биограф Довженко Марко Царинник похвалил фильм за «страстную простоту… которая сделала его шедевром мирового кино» и похвалил его «мощное лирическое утверждение жизни». [10] Он занял 88-е место в рейтинге 100 лучших фильмов века по версии журнала Time Out в 1995 году . [26] Работа также получила 10 голосов критиков в опросе Sight & Sound 2012 года о лучших фильмах мира. [27] Британский институт кино заявил о Земле , что ее сюжет «вторичен по сравнению с чрезвычайно яркими образами пшеничных полей, спелых фруктов и обветренных лиц». [28]
Наследие
[ редактировать ]«Земля» широко считается выдающимся произведением Довженко . [29] [18] [30] и среди величайших фильмов, когда-либо созданных . [31] Национальный киноцентр Александра Довженко считает «Землю» самым известным украинским фильмом. [7] «Землю» одним из двенадцати величайших фильмов всех времен. 1958 году группа из 117 киноведов признала На Всемирной выставке в Брюсселе в [32] и был выбран в качестве одного из пяти фильмов, которые будут показаны на фестивале, посвященном 70-летию ЮНЕСКО в 2015 году. [33] [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Довженко 1973 , p. 58.
- ^ Бернс 1981 , стр. 86, 90.
- ^ Бернс 1981 , стр. 85–86.
- ^ Кепли 1986 , стр. 76–78.
- ^ Кепли 1986 , с. 4.
- ↑ Довженко 1973 , pp. 59-60, 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д « Земля» (на украинском языке). Центр Довженко . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Лейда 1983 , с. 436.
- ^ Перейти обратно: а б Кепли 1986 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйкман 1987 , с. 262.
- ^ Роллберг 2010 , стр. 168–169, 203.
- ^ Перес 1975 , стр. 71–72, 74–77.
- ^ Роллберг 2010 , с. 203.
- ^ Герхард, Сьюзен. "Земля" . Фестиваль немого кино в Сан-Франциско . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Бернс 1981 , с. 92.
- ^ Боймерс 2007 , с. 57.
- ^ Янгблад 1991 , стр. 194–204.
- ^ Перейти обратно: а б с Кепли 1986 , с. 75.
- ^ Папазян 2003 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б Янгблад 1991 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйкман 1987 , с. 263.
- ^ Лейда 1983 , стр. 75–76.
- ^ Кепли 1986 , с. 85.
- ^ Уэйкман 1987 , стр. 262–63.
- ^ Манвелл 1949 , стр. 159–60.
- ^ «100 лучших фильмов (столетний юбилей)» . сайт www.filmsite.org . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Голосует за ЗЕМЛЮ (1930)» . BFI.org.uk. Британский институт кино. Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «ЗЕМЛЯ (1930)» . BFI.org.uk. Британский институт кино. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Роллберг 2010 , с. 188.
- ^ Барсам 1992 , с. 56.
- ^ Петракис, Джон (7 июня 2002 г.). « Земля» — свидетельство советского немого кино» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ «MRC FilmFinder – Полная запись: Земля» . lib.unc.edu . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ «ЮНЕСКО включила украинский авангардный фильм «Земля» в пятерку величайших мировых шедевров – смотрите его здесь» . Евромайдан Пресс . 9 декабря 2015 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ "Фильм Александра Довженко попал в пятерку шедевров мирового кино ЮНЕСКО" [Oleksandr Dovzhenko's film is included in the list of UNESCO masterpieces of world cinema]. NEWSru (in Russian). 9 December 2015 . Retrieved 4 March 2022 .
Книги
[ редактировать ]- Барсам, Ричард (1992). Документальный фильм: критическая история . Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253207067 .
- Боймерс, Биргит (2007). Кино России и бывшего Советского Союза . Уолфлауэр Пресс . ISBN 9781904764984 .
- Добренко, Евгений (2007). «Продукт: «Созданное пространство» Александра Довженко ». Политическая экономия социалистического реализма . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300122800 .
- Довженко, Александр (1973). "Земля". Две классики российского кино . Саймон и Шустер . ISBN 0671213938 .
- Кепли, Вэнс (1986). На службе государству: Кино Александра Довженко . Университет Висконсина Пресс . ISBN 9780299106805 .
- Лейда, Джей (1983). Кино: История российского и советского кино . Аллен и Анвин . ISBN 9780691003467 .
- Манвелл, Роджер , изд. (1949). Эксперимент в кино . Пресса «Серые стены». OCLC 1074067763 .
- Роллберг, Питер (2010). От А до Я российского и советского кино . Пугало Пресс. ISBN 9780810876194 .
- Уэйкман, Джон (1987). Мировые кинорежиссеры: 1890–1945 . Компания HW Wilson . ISBN 9780824207571 .
- Янгблад, Дениз (1991). Советское кино в эпоху немого кино, 1918–1935 . Издательство Техасского университета . ISBN 9780292761100 .
Статьи
[ редактировать ]- Бахри, Романа М. (2011). «Подрывные действия на «Земле» Довженко ». Гарвардские украинские исследования . 32/33. Гарвардский украинский научно-исследовательский институт : 97–106. JSTOR 24711657 .
- Бернс, Пол Э. (декабрь 1981 г.). «Культурная революция, коллективизация и советское кино: старое и новое Эйзенштейна и Земля Довженко». Кино и история . 11 (4): 84–96. ISSN 1548-9922 .
- Кенез, Питер (осень 1988 г.). «Культурная революция в кино». Славянское обозрение . 47 (3). Издательство Кембриджского университета : 414–33. JSTOR 2498389 .
- Малли, Линн (январь 1993 г.). «Обзор Земли». Русское обозрение . 52 (1): 93. JSTOR 130861 .
- Папазян, Элизабет А. (июль 2003 г.). «Закадровые мечты и коллективный синтез на Земле Довженко». Русское обозрение . 62 (3): 411–28. JSTOR 3664464 .
- Перес, Жилберто (весна 1975 г.). «Все на переднем плане: Этюд «Земли» Довженко ». Хадсон Ревью . 28 : 68–86. JSTOR 3850551 .
- Перес, Жилберто (лето 2011 г.). «Довженко: Народная сказка и революция». Фильм Ежеквартально . 64 (4). Издательство Калифорнийского университета : 17–21. JSTOR 10.1525 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Земля на IMDb
- Земля на YouTube (английские субтитры)
- Земля в AllMovie
- Рэя Узвышина Земля (1930): философия, иконология, коллективизация
- Чувства кинопоэзии в движении: Земля Александра Довженко
- фильмы 1930 года
- Драматические фильмы 1930 года
- Советские фильмы 1930-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1930-х годов.
- Советские немые художественные фильмы
- Советский пропагандистский фильм
- Украинские фильмы советской эпохи.
- Советские черно-белые фильмы
- Фильмы о Советском Союзе сталинской эпохи
- Фильмы, действие которых происходит в Советском Союзе.
- Dovzhenko Film Studios films
- Всеукраинское фотокиноуправление фильмы
- Фильмы режиссера Александра Довженко
- Русский футуристический фильм.
- Советские драматические фильмы
- Русскоязычные драматические фильмы
- Фильмы с критикой религии
- Фильмы о сельском хозяйстве
- Немые драматические фильмы