Ностальгия
Ностальгия | |
---|---|
![]() Афиша итальянского театрального релиза | |
Русский | Ностальгия |
Режиссер | Андрей Тарковский |
Написал | Тонино Гуэрра Андрей Тарковский |
Продюсер: | Маноло Болоньини Ренцо Росселлини Даниэль Тоскан дю Плантье |
В главных ролях | Олег Янковский Эрланд Джозефсон Домициана Джордано Делия Боккардо |
Кинематография | Джузеппе Ланчи |
Под редакцией |
|
Производство компании | |
Распространено | Gaumont Italia (Италия) |
Даты выхода |
|
Время работы | 125 минут |
Страны |
|
Языки |
|
Бюджет | £500,000 |
Театральная касса | $313,240 [ 1 ] |
Ностальгия [ а ] (выпущен как «Ностальгия» в Великобритании ) — драматический фильм 1983 года режиссёра Андрея Тарковского с Олегом Янковским , Домизианой Джордано и Эрландом Джозефсоном в главных ролях . Тарковский написал сценарий вместе с Тонино Гуэрра . [ 2 ]
В фильме изображен русский писатель ( Олег Янковский ), который приезжает в Италию, чтобы провести исследование о русском композиторе XVIII века, но испытывает тоску по дому . [ 3 ] В фильме используются автобиографические элементы, почерпнутые из собственного опыта Тарковского во время посещения Италии, и исследуются темы, связанные с непереводимостью искусства и культуры. [ 4 ]
Фильм получил приз экуменического жюри , приз за лучшую режиссуру и премию ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1983 года . [ 5 ] Он получил в целом положительные отзывы критиков. фильм получил девять голосов . В опросе Sight & Sound 2012 года , посвященном лучшим фильмам из когда-либо созданных, [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]Русский писатель Андрей Горчаков едет в Италию, чтобы исследовать жизнь русского композитора XVIII века Павла Сосновского, который жил там и покончил жизнь самоубийством после возвращения в Россию. [ 7 ] Он и его симпатичная переводчица Евгения едут в монастырь в сельской местности Тосканы , чтобы посмотреть фрески Пьеро делла Франческа . Андрей в последнюю минуту решает, что не хочет входить.
Вернувшись в отель, Андрей чувствует себя перемещенным и мечтает вернуться в Россию, но, похоже, ему мешают неназванные обстоятельства. Евгения влюблена в Андрея и обижается, что он не хочет с ней спать, утверждая, что ее ждет парень получше.
Андрей знакомится и подружится со странным человеком по имени Доменико, который известен в деревне тем, что пытался перебраться через воды минерального бассейна с зажженной свечой. Он утверждает, что, наконец достигнув этого, он спасет мир. Их обоих разделяет чувство отчуждения от своего окружения. Позже Андрей узнает, что Доменико жил в сумасшедшем доме, пока постфашистское государство не закрыло их; Доменико сейчас живет на улице. Он также узнает, что у Доменико была семья, и он был одержим идеей держать их в своем доме, чтобы спасти от конца света, пока через семь лет их не освободила местная полиция. Перед уходом Доменико дает Андрею свою свечу и спрашивает, переплывет ли он со свечой для него воду.
Во время похожего на сон эпизода Андрей видит себя Доменико и видит свою жену Евгению и Марию, мать Иисуса, как одно и то же. Андрей, кажется, прекращает свои исследования и планирует уехать в Россию, пока ему не позвонит Евгения, которая хочет попрощаться и сказать ему, что она встретила Доменико в Риме случайно и что он спросил, прошел ли Андрей сам через бассейн. как он обещал. Андрей говорит, что да, хотя это неправда. Евгения со своим парнем, но он, похоже, не интересуется ею и занимается сомнительными делами. Позже Доменико произносит речь на вершине статуи Марка Аврелия на Капитолийском холме о необходимости человечества быть настоящими братьями и сестрами и вернуться к более простому образу жизни. Наконец, он играет четвертую часть Девятой симфонии Бетховена и приносит себя в жертву. Зритель имитирует его действие, корчащееся на земле в агонии, в то время как Евгения прибывает слишком поздно вместе с полицией.
Тем временем Андрей возвращается в минеральный бассейн в Баньо-Виньони ( Валь д'Орча ), чтобы выполнить свое обещание, но обнаруживает, что бассейн осушён. Он входит в пустой бассейн и неоднократно пытается пройти от одного конца до другого, не давая свече погаснуть, поскольку испытывает признаки болезни. Когда он наконец достигает своей цели, он падает в обморок и умирает. На последнем кадре Андрей и собака отдыхают на земле аббатства Сан-Гальгано , на фоне сельской местности и деревянного дома.
Бросать
[ редактировать ]- Олег Янковский в роли Андрея Горчакова (в титрах - Олег Янковский)
- Эрланд Джозефсон, как Доменико
- Домициана Джордано в роли Евгении
- Делия Боккардо — жена Доменико
- Патриция Террено — жена Андрея
- Лаура Де Марчи — горничная
Производство
[ редактировать ]Это был первый фильм Андрея Тарковского, снятый за пределами Советского Союза. Его должны были снимать в Италии при поддержке «Мосфильма» , причем большая часть диалогов была на итальянском языке . Фильм находился в стадии подготовки еще в 1980 году. Первоначально фильм назывался «Viaggio in Italia» ( «Путешествие в Италию »), но, поскольку уже был фильм «Путешествие в Италию » (1954) Роберто Росселлини с Ингрид Бергман в главной роли, это носило название «Путешествие в Италию». это имя, они искали что-то другое, в конце концов остановились на «Ностальгии». Когда поддержка «Мосфильма» была прекращена, Тарковский использовал часть бюджета, предоставленного итальянским государственным телевидением и французской кинокомпанией Gaumont, для завершения фильма в Италии и вырезания из сценария некоторых русских сцен, а также воссоздания русских локаций для других сцен в Италии. Лучано Товоли рассматривался как оператор-постановщик, хотя в конечном итоге фильм снял Джузеппе Ланчи , хотя Товоли сыграет эту роль в документальном фильме Тарковского 1982 года «Tempo di Viaggio» , или «Путешествие во времени» . [ 4 ]
Донателла Багливо сняла девяностоминутный документальный фильм о создании фильма « Андрей Тарковский в Ностальгии» (1984) , включающий интервью с актерами и съемочной группой. [ 8 ]
Кастинг
[ редактировать ]Анатолий Солоницын изначально должен был сыграть Андрея Горчакова, но умер от рака в 1982 году, что вынудило Тарковского искать нового главного героя. В конце концов Тарковский остановил свой выбор на Олеге Янковском , который появился в его фильме 1975 года «Зеркало» . [ 4 ]
Локации
[ редактировать ]Действие нескольких сцен фильма происходило в сельской местности Тосканы и северного Лацио ; как аббатство Сан-Гальгано , курорты Баньо-Виньони , долина Орча в провинции Сиена , таинственный склеп церкви Сан-Пьетро (Тускания) и затопленная церковь Санта-Мария-ин- Сан-Витторино в Читтадукале , в Провинция Риети . [ 9 ]
Стиль
[ редактировать ]Как и в предыдущих фильмах Тарковского, «Ностальгия» использует длинные кадры, сцены сновидений и минимальный сюжет. О том, как он использует сцены сновидений, на вопрос, заданный Джан Луиджи Ронди : «Реалистичность сна, как в «Зеркале»? . Тарковский ответил: «Нет «реализма», с одной стороны, а с другой стороны (напротив, в противоречии) «мечты» Мы проводим треть нашей жизни во сне (и, следовательно, во сне): что может быть реальнее снов?» [ 10 ]
Тарковский говорил о глубокой форме ностальгии, которая, по его мнению, присуща только россиянам во время поездок за границу, сравнивая ее с болезнью, «болезнью, которая истощает силы души, трудоспособность, удовольствие от жизни», но также и о , «глубокое сострадание, которое связывает нас не столько с нашими собственными лишениями, нашей тоской, нашей разлукой, сколько со страданиями других, страстное сочувствие». [ 4 ] [ 11 ]
Целью Тарковского в «Ностальгии» с точки зрения стиля было изобразить душу, память об Италии, которую он чувствовал, находясь там. Когда он посетил Италию, чтобы начать изучать проект « Ностальгии» с Тонино Гуэрра, когда они посещали города, Тонино показывал ему архитектуру, искусство, памятники эпохи Возрождения, и он восхищался ими и делал заметки, но больше всего его поразило небо. , голубое небо, черное небо, с облаками, с солнцем, на рассвете, в полдень, вечером. Небо, говорил он, всегда просто так, но перемена часа дня, ветер, климат могут заставить его говорить с вами по-другому, с любовью, насилием, тоской, страхом и т. д. Кино Он сказал, что может вернуть вам эти «пути» и что он должен мужественно и честно всегда начинать с реальности. [ 10 ]
По словам Тарковского, во время съемок фильма он понял, что сможет выразить «что-то своеобразное», чего, как он считал, он не мог сделать в своих предыдущих фильмах – ведь только тогда он осознал, что «фильм может сделать внутреннюю жизнь его автора видим», и, таким образом, он «расширился в [себя]». [ 12 ]
Музыка
[ редактировать ]В фильме звучит музыка Людвига ван Бетховена и Джузеппе Верди ( «Реквием» ), а также русские народные песни. Бетховена Девятая симфония звучит как во время визита Андрея в дом Доменико, так и во время его демонстрации в Риме.
Прием и наследие
[ редактировать ]Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» сказал, что Тарковский «вполне может быть кинопоэтом, но он кинопоэт с крошечным словарным запасом. [...] Ничего не происходит». [ 13 ] Дэйв Кер был умеренно позитивен, считая, что она «наполнена образами, которые кажутся одновременно безнадежно неясными и сокрушительно очевидными», а также утверждал, что работе «действительно удается вызвать своего рода транс». [ 14 ] Фильм получил Приз Экуменического жюри , приз за лучшую режиссуру (Grand Prix du cinéma de Creation, разделенный с Робером Брессоном ) и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1983 года . [ 5 ] Советские власти помешали фильму получить Золотую пальмовую ветвь . [ 15 ] этот факт укрепил решимость Тарковского никогда больше не работать в Советском Союзе.
Сегодня это одно из малоизвестных произведений Тарковского. В 2010 году ученый Томас Редвуд написал, что «критики в целом склонны игнорировать фильм. О «Ностальгии» написано сравнительно мало , и еще меньше о ней понимают». [ 16 ] Ностальгия имеет рейтинг одобрения 87% на агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes на основе 23 обзоров и средний рейтинг 8,3/10. Критический консенсус веб-сайта гласит: « Ностальгия требует терпения — и вознаграждает вложения гипнотическим опытом просмотра, который находит Тарковского в отрадно бескомпромиссной форме». [ 17 ] фильм получил девять голосов . В опросе Sight & Sound 2012 года , посвященном лучшим фильмам из когда-либо созданных, [ 6 ]
Известный видеоэссеист Кайл Каллгрен использовал сцену со свечой из этого фильма, чтобы указать на политику YouTube Content ID и ограничения по времени. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- The Witness - отрывок из «Ностальгии» можно посмотреть в видеоигре 2016 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ностальгия — итальянский перевод русского слова Ностальгия [nəstɐlʲˈɡjə] , а не итальянского ностальгия [nostalˈdʒiːa ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Ностальгия (1983) » . Касса Моджо . Проверено 5 августа 2024 г.
- ↑ В какой-то момент Доменико подвергает сомнению математику, показывая это «1+1≠2» с помощью двух капель оливкового масла. Это отсылка к одной из коллабораций Герры с Микеланджело Антониони , Red Desert .
- ^ Fandor
- ^ Jump up to: а б с д «Nostalghia.com | Темы :: Тарковский беседует с Джаном Луиджи Ронди, 1980» . www.nostalghia.com . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Каннский фестиваль: Ностальгия» . фестиваль-канны.com . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Голосует за НОСТАЛЬГИЮ (1983)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Сосновский создан по образцу украинских композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского .
- ^ Андрей Тарковский в Ностальгии (1984) | MUBI
- ^ Места съемок фильма «Ностальгия» в базе данных Internet Movie.
- ^ Jump up to: а б «Разговор с Андреем Тарковским» . Горько-Сладкая Жизнь . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ "Nostalghia.com | Темы :: Тарковский дает интервью Наталье Аспези в Каннах, 1983 год" . www.nostalghia.com . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Демант, Эббо (режиссер) (1988). Андрей Тарковский Exil und Tod [ Изгнание и смерть Андрея Тарковского ] (документальный).
- ^ Кэнби, Винсент (5 октября 1983 г.). « Ностальгия» по-итальянски . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Кер, Дэйв. «Ностальгия» . Чикагский читатель . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Вагстафф, Питер (2004). Пограничные переходы: картографирование идентичностей в современной Европе . Питер Лэнг. п. 169. ИСБН 978-3-03910-279-2 . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Редвуд, Томас (2010). Поэтика кино Андрея Тарковского . Издательство Кембриджских ученых. п. 161. ИСБН 978-1443822404 .
- ^ «Ностальгия (2013)» . Гнилые помидоры . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Лучшие видеоэссе 2018 года|Sight & Sound|BFI
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ностальгия на IMDb
- Ностальгия в AllMovie
- Nostalghia.com - информационный сайт Андрея Тарковского в рамках программы киноведения факультета коммуникаций и культуры Университета Калгари.
- фильмы 1983 года
- Драматические фильмы 1983 года
- Многоязычные фильмы 1983 года
- Итальянские фильмы 1980-х годов.
- Итальяноязычные фильмы 1980-х годов
- Русскоязычные фильмы 1980-х годов
- Советские фильмы 1980-х годов.
- Фильмы о поэтах
- Фильмы о самоубийстве
- Фильмы о писателях
- Фильмы Андрея Тарковского
- Фильмы частично цветные
- Фильмы, действие которых происходит в Тоскане
- Фильмы по сценарию Тонино Гуэрра
- Итальянские драматические фильмы
- Итальянские многоязычные фильмы
- фильмы Мосфильма
- Русскоязычные драматические фильмы
- Советские драматические фильмы
- Советские многоязычные фильмы