Jump to content

Зеркало (фильм 1975 года)

Зеркало
Русская обложка DVD
Режиссер Андрей Тарковский
Написал
Продюсер: Эрик Вайсберг
В главных ролях
Рассказал
Кинематография Георгий Рерберг
Под редакцией Lyudmila Feiginova
Музыка Eduard Artemyev
Производство
компания
Дата выпуска
  • 7 марта 1975 г. ( 07.03.1975 )
Время работы
106 минут [1]
Страна Советский Союз
Языки Русский, Испанский
Бюджет 622 000 рублей [2]

Mirror (Russian: Зеркало , romanized:  Zerkalo ) [а] — советский биографический драматический фильм 1975 года. [3] Режиссер Андрей Тарковский . Он во многом автобиографичен, нестандартно структурирован и включает в себя стихи, сочиненные и прочитанные отцом режиссера Арсением Тарковским . В фильме участвуют Маргарита Терехова , Игнат Данильцев, Алла Демидова , Анатолий Солоницын , жена Тарковского Лариса Тарковская и его мать Мария Вишнякова. Иннокентий Смоктуновский озвучивает, Эдуард Артемьев - музыкальное сопровождение и звуковые эффекты.

«Зеркало» построено в форме нелинейного повествования , основная концепция которого восходит к 1964 году и претерпевает многочисленные сценарные версии Тарковского и Александра Мишарина . Он разворачивается вокруг воспоминаний умирающего поэта о ключевых моментах его жизни и советской культуры. В фильме сочетаются современные сцены с детскими воспоминаниями, мечтами и кадрами кинохроники . Его кинематография колеблется между цветным, черно-белым и сепией . в фильме Свободный поток онейрических образов сравнивают с техникой потока сознания, связанной с модернистской литературой .

Первоначально «Зеркало» поляризовало критиков и аудиторию, и многие сочли его повествование непонятным. С момента выхода его переоценили как один из величайших фильмов всех времен , а также как выдающееся произведение Тарковского . [4] [5] Оно особенно понравилось многим россиянам, для которых оно остается самым любимым произведением Тарковского. [6] [б]

Структура и содержание

[ редактировать ]

Зеркало отображает мысли, эмоции и воспоминания Алексея, или Алеши (Игнат Данильцев), и окружающий его мир в детстве, юности и 40-летнем возрасте. Взрослого Алексея можно увидеть лишь ненадолго, но он присутствует в качестве закадрового голоса в некоторых сценах, включая содержательные диалоги. Структура фильма прерывистая, нехронологическая, без условного сюжета, сочетает в себе происшествия, сны, воспоминания и кадры кинохроники. [7] Фильм переключается между тремя разными временными рамками: довоенным (1935 г.), военным временем (1940-е гг.) и послевоенным (1960-е или 70-е гг.).

«Зеркало» во многом опирается на детство Тарковского. Заметное место занимают такие воспоминания, как эвакуация из Москвы в деревню во время войны, замкнутый отец и собственная мать, работавшая корректором в типографии.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Фильм начинается с того, что сын-подросток Алексея Игнат включает телевизор и наблюдает за осмотром мужчины с заиканием, проводимым врачом, которому наконец удается заставить своего пациента без помех сказать: «Я могу говорить». После вступительных титров действие происходит в сельской местности в довоенные времена, когда мать Алексея Мария, также называемая Машей и Марусей, разговаривает с случайно проходившим мимо врачом. Виден внешний и внутренний вид загородного дома дедушки Алексея. Юный Алексей, его мать и сестра наблюдают, как горит семейный сарай. Во сне Мария моет волосы.

В послевоенное время слышно, как Алексей разговаривает с матерью по телефону, а также видны комнаты квартиры. Возвращаясь к довоенным временным рамкам, Мария лихорадочно спешит на свое рабочее место корректором в типографии. Она обеспокоена ошибкой, которую, возможно, не заметила, но ее утешает ее коллега Лиза ( Алла Демидова ), которая затем, похоже, доводит ее до слез резкой критикой. Еще в послевоенное время Алексей ссорится со своей бывшей женой Натальей, которая развелась с ним и живет с сыном Игнатом. Далее следуют кадры кинохроники гражданской войны в Испании и подъема на воздушном шаре в СССР.

В следующей сцене в квартире Алексея Игнат встречается со странной женщиной, сидящей за столом. По ее просьбе Игнат читает отрывок из письма Пушкина , и ему звонит отец Алексей. На стук в дверь отвечает Игнат, которым оказывается женщина, которая говорит, что ошиблась квартирой. Когда Игнат возвращается к женщине за столом, она исчезает, хотя конденсат из ее чашки на мгновение остается. Перейдя в военное время, подросток Алексей проходит обучение стрельбе под руководством сурового инструктора, что перемежается кадрами кинохроники Второй мировой войны и советско-китайского пограничного конфликта . Перед войной Мария вместе с Алексеем ездит к соседу за туалетными принадлежностями. Женщина знакомит Марию с сыном и просит зарезать петушка , что она и делает.

Алексей и его сестра воссоединяются со своим отцом в конце войны. Затем фильм возвращается к ссоре между Алексеем и его женой в послевоенном эпизоде. Возвращаясь снова к довоенному времени, виды загородного дома и окружающей сельской местности сопровождаются сказочным эпизодом, показывающим парящую Марию. Затем фильм перемещается в послевоенное время, показывая Алексея, очевидно, лежащего на смертном одре с загадочной болезнью и держащего в руках маленькую птицу. Финальная сцена относится к довоенному периоду и показывает беременную Марию, перемежающуюся сценами, показывающими Марию молодой и старой.

Некоторых персонажей играют одни и те же актеры.

Темы и интерпретация

[ редактировать ]

Несмотря на высокую оценку, «Зеркало» по-прежнему считается загадочным. Наташа Синессиос писала, что по структуре он ближе к музыкальному произведению, чем к повествовательному фильму, отмечая, что Тарковский «всегда утверждал, что он использовал законы музыки как организационный принцип фильма... акцент делался не на логике , а на форме » . потока событий». [8] Критик Антти Аланен назвал фильм «космической одиссеей во внутреннюю часть психики» и собственной персонализированной версией Тарковского « В поисках утраченного времени » Марселя Пруста . [9] Говард Хэмптон утверждал, что центральной темой произведения является «неизбежное существование прошлого». [10]

Производство

[ редактировать ]

Идея «Зеркала» возникла в 1964 году, когда Тарковский записал идею фильма о снах и воспоминаниях человека без появления человека на экране. Первые серии «Зеркала» были написаны, когда Тарковский работал над «Андреем Рублевым» . Эти эпизоды были опубликованы в 1970 году как рассказ под названием «Белый день» . Название было взято из стихотворения его отца Арсения Тарковского , написанного в 1942 году . В 1968 году, закончив «Андрея Рублева» , Тарковский отправился на курорт кинематографистов в Репино, намереваясь вместе с Александром Мишариным написать сценарий «Зеркала» . Этот сценарий назывался «Исповедь» и был предложен кинокомитету Госкино . Хотя в нем содержались такие популярные темы, как героическая мать, война и патриотизм, предложение было отклонено. Основной причиной, скорее всего, был сложный и нестандартный сценарий. Более того, Тарковский и Мишарин ясно заявили, что не знают, каким будет окончательный вид фильма; это предстояло выяснить в процессе съемок. [11]

Поскольку сценарий был отклонен кинокомитетом, Тарковский снял фильм «Солярис» . Но его дневниковые записи показывают, что он все еще хотел снять фильм. Наконец, летом 1973 года новый руководитель Госкино Филипп Ермаш утвердил сценарий. Тарковскому был выделен бюджет в 622 000 рублей и 7500 метров (24 606 футов) пленки Kodak, что соответствует 110 минутам, или примерно трем дублям, если предположить, что Длина фильма 3000 метров (10 000 футов). [12]

Существует несколько версий сценария «Зеркала» , поскольку Тарковский постоянно переписывал его части, причем последний вариант был написан в 1974 году, когда он был в Италии. Одной сценой, которая была в сценарии, но была удалена во время съемок, было интервью с его матерью. Тарковский хотел взять у нее интервью скрытой камерой под предлогом того, что это исследование для фильма. Эта сцена стала одной из главных причин, по которой Вадим Юсов , оператор всех предыдущих фильмов Тарковского, отказался работать с ним над этим фильмом. [13] В разное время сценарий и фильм назывались «Исповедь» , «Искупление» , «Мартиролог» , «Почему ты стоишь так далеко?» , «Бушующий поток» и «Белый-белый день» (иногда также переводится как «Светлый-светлый день» ). Во время съемок Тарковский решил назвать фильм « Зеркало» . [11] В фильме присутствует несколько зеркал, некоторые сцены сняты в отражении.

постер фильма Тарковского « Андрей Рублёв» 1969 года. На стене висит [14] «Зеркало» — третий фильм из серии, в которой Тарковский ссылается на Андрея Рублёва , а также на его одноименный фильм 1969 года и «Солярис» (1972), в котором в комнате главного героя виден бюст художника. [15]

Первоначально Тарковский рассматривал Аллу Демидову и шведскую актрису Биби Андерссон на роль матери . В итоге он выбрал Маргариту Терехову . [16]

Основные съемки начались в июле 1973 года. [17] и завершился в марте 1974 года. Наружные сцены снимались в подмосковном Тутшково, а внутренние сцены — на киностудии «Мосфильм» . [18] Натуралистический стиль фильма потребовал от Тереховой отказаться от макияжа. [19]

Редактирование

[ редактировать ]

» был потрачен колоссальный объем работы Тарковский сказал, что «на монтаж «Зеркала ». около 200 кадров В «Зеркале» , очень мало для фильма такой длины. Тарковский отверг монтаж как средство создания или определения ритма, полагая, что монтаж «означает возможность спонтанно объединить отдельные сцены и кадры». И только после «последней, отчаянной перестановки» «фильм родился». Он чувствовал, что это «чудо», что «Миррор» удержался вместе. [20]

В июле 1974 года Филипп Ермаш отверг фильм как непонятный. Тарковский был разгневан отказом и подумывал снять фильм за пределами Советского Союза. Госкино утвердило «Зеркало» без каких-либо изменений. Осенью 1974 года [21]

Выпускать

[ редактировать ]

Некоторые разногласия возникли вокруг плохо спланированного показа фильма на Каннском кинофестивале . Госкино не разрешило его показать. Но управляющий директор фестиваля Морис Бесси симпатизировал Тарковскому и, узнав, что «Зеркало» не разрешен к показу, пригрозил не показывать другие советские фильмы. [22] У Mirror никогда не было официальной премьеры, только ограниченный выпуск второй категории всего в 73 экземпляра. Официально о нем было объявлено в сентябре 1975 года, но показали уже в марте 1975 года.

Mirror имеет рейтинг одобрения 100% на агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes на основе 26 обзоров и средний рейтинг 9,2 из 10. [23] Metacritic присвоил фильму средневзвешенную оценку 82 из 100 на основе 14 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [24]

Когда в ноябре 1974 года критиков «Мосфильма» попросили оценить «Зеркало» , ответы разделились. [25] Некоторые рассматривали это как важную работу, которая будет лучше понята будущими поколениями; другие отвергли его как несфокусированный провал и полагали, что даже более культурным зрителям его история покажется неясной. Это привело к очень ограниченному распространению. [26] Многие зрители ушли с кинопоказов, но те, кому фильм понравился, горячо хвалили его. [27] В статье «Нью-Йорк Таймс» 1975 года Джеймс Ф. Клэрити писал: «В первой серии опубликованных рецензий, в которых некоторые из коллег-кинематографистов г-на Тарковского оценивали его новую работу, содержится много похвал, смешанных с критикой некоторых частей фильма. фильм." [28]

Наследие

[ редактировать ]

«Зеркало» часто называют одним из величайших фильмов всех времен . По результатам Sight & Sound опроса режиссеров 2012 года «Зеркало» занял девятое место среди величайших фильмов всех времен. В параллельном опросе кинокритиков фильм занимает 19-е место. В том же опросе 2022 года «Зеркало» заняло восьмое место по версии режиссеров и 31-е место по версии критиков. [29] [30] Режиссер Ашим Ахлувалиа включил этот фильм в свою личную десятку лучших (по опросу The Sight & Sound «50 величайших фильмов всех времен »), написав: « Зеркало предлагает эпическую гипнотерапию и одни из самых красивых целлулоидных фильмов, когда-либо снятых». [31] В том же опросе Уилл Селф заявил, что этот фильм остается «самым красивым фильмом из когда-либо созданных». [32] Питер Брэдшоу из The Guardian назвал его «поразительным произведением кинопроизводства», а многие из его изображений «необычайно блестящими». [33] В Британском институте кино фильм объявлен «произведением совокупного ритмического эффекта», а его нетрадиционное повествование считается «пионером в поэтической и богато намекающей форме». [34] Режиссер Михаэль Ханеке проголосовал за «Зеркало» в опросе режиссеров Sight & Sound 2002 года (где фильм занял 16-е место). [35] [36] а позже сказал, что видел его как минимум 25 раз. [37] [38] В опросе критиков 2002 года он занял 35-е место. [39] В 2018 году фильм занял 20-е место в списке 100 величайших фильмов на иностранном языке по версии BBC по результатам голосования 209 кинокритиков из 43 стран. [40]

«Зеркало» назвал Режиссер Кристофер Нолан оказавшим влияние на его фильм 2023 года «Оппенгеймер» , особенно в отношении кинематографии. [41]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В США его часто называют «Зеркало» , хотя официальный английский переводчик Тарковского Китти Хантер-Блэр всегда называла фильм « Зеркало» , а не «Зеркало» , что было более поздним нововведением, несанкционированным режиссером. [ нужна ссылка ]
  2. Сам Тарковский рассказывает в «Ваянии во времени» , что «Зеркало» вызвало такой ошеломляющий отклик аудитории, который затмил другие его фильмы. Он получил сотни писем, в самых трогательных и интимных выражениях выражающих, как фильм оказал на них глубокое влияние. [ нужна ссылка ]
  1. ^ « ЗЕРКАЛО (У)» . Британский совет классификации фильмов . 23 января 1980 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 3 мая 2022 г.
  2. ^ Тарковский, Андрей; перевод Китти Хантер-Блэр (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Калькутта: Книга Чайки . п. 77 (11 июля 1973 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  3. ^ "Зеркало" . cinema.mosfilm.ru (in Russian) . Retrieved 19 June 2022 .
  4. ^ «Опросы Sight & Sound 2012 | BFI» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 16 августа 2012 года . Проверено 19 октября 2015 г.
  5. ^ «Sight & Sound пересматривает списки лучших фильмов всех времен» . Студия Ежедневно . 1 августа 2012 года . Проверено 1 августа 2012 г.
  6. ^ Synessios 2001 «... сегодня остается любимым фильмом Тарковского большинства россиян».
  7. ^ Тимо Хойер: Работа в кино – работа мечты. Андрей Тарковский и его фильм «Зеркало» («Серкало»). В: Р. Лук / А. Малер-Бангерс (ред.): Проекция и реальность. Бессознательное послание фильма. Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2007, стр. 85–110. ISBN   978-3-525-45179-3 .
  8. ^ Редвуд 2010 , с. 63.
  9. ^ «Антти Аланен» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  10. ^ «Говард Хэмптон» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б Тарковский, Андрей (1999). Уильям Пауэлл (ред.). Сборник сценариев . Лондон: Фабер и Фабер.
  12. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . п. 77 (11 июля 1973 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  13. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 60–61 (17 сентября 1972 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  14. ^ Кэрнс, Дэвид (16 июля 2011 г.). " Зеркало " . Электрическая овца . Проверено 18 августа 2014 г.
  15. ^ Джонс, Джонатан (12 февраля 2005 г.). «Из этого мира» . Хранитель . Проверено 18 августа 2014 г.
  16. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . п. 41 (20 августа 1971 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  17. ^ Синессиос 2001, с. 27
  18. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 78, 92–93 (30 сентября 1973 г. и 8, 17 марта 1974 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  19. ^ Дмитрий Гордон. Маргарита ТЕРЕХОВА: "Рубить голову петуху? С какой стати? Я же артистка, а не этот самый — как его? — живодер" [Маргарита Терехова, «Отрубить голову петуху? По какой причине? Я актёр, а не — что это? — живодер»] (на русском языке). Бульвар Гордона.
  20. ^ Тарковский, Андрей (1986). Скульптура во времени . Издательство Техасского университета. стр. 116–120. ISBN  978-0-292-77624-1 .
  21. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 96–97 (27, 29 июля и 1 августа 1974 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  22. ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . С. 106–109 (2 марта, 8, 11 апреля 1975 г.). ISBN  978-81-7046-083-1 .
  23. ^ «Зеркало» . Гнилые помидоры . Проверено 3 мая 2022 г.
  24. ^ «Зеркало (1975)» . Метакритик .
  25. ^ Стеффен, Джеймс. «Зеркало» . Turner Classic Movies, Inc. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 3 мая 2022 г. Готовый фильм подвергся широкой критике за то, что он был слишком «элитным» и частным для того, что должно было стать «массовым» видом искусства.
  26. ^ Синессиос 2001 , стр. 114–115.
  27. ^ Синессиос 2001 , с. 116.
  28. ^ Ясность, Джеймс Ф. (13 апреля 1975 г.). «НОВЫЙ ФИЛЬМ БУДУТ СОВЕТСКОЙ ЗРИТЕЛИ: «Зеркало» Тарковского неординарно и популярно» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 3 мая 2022 г.
  29. ^ «Опрос критиков Sight & Sound 2022» . Проверено 4 апреля 2022 г.
  30. ^ «Опрос режиссеров Sight & Sound 2022» . Проверено 4 апреля 2022 г.
  31. ^ «Ашим Ахлувалия» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 3 мая 2022 г.
  32. ^ Кинофестиваль «Смотрю внутрь, смотрю наружу» . Квиетус . 27 июня 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
  33. ^ Брэдшоу, Питер (13 августа 2004 г.). "Зеркало" . Хранитель . Проверено 9 марта 2017 г.
  34. ^ «Зеркало (1974)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 9 марта 2017 г.
  35. ^ «Опрос лучших режиссеров Sight & Sound 2002 года» . список.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  36. ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 3 мая 2022 г.
  37. ^ «Счастливый Ханеке» . Житель Нью-Йорка .
  38. ^ «Михаэль Ханеке: «Искусство не дает ответов, только вопросы» » . Салон .
  39. ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002: Остальные участники списка критиков» . Вид и звук . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года . Проверено 24 апреля 2009 г.
  40. ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Британская радиовещательная корпорация . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
  41. ^ «Как Кристофер Нолан создал мир Оппенгеймера » . Стервятник . 17 июля 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5aa0ca23cf25b5cdea84bfe9595a92d__1722064320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/2d/f5aa0ca23cf25b5cdea84bfe9595a92d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mirror (1975 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)