Зеркало (фильм 1975 года)
Зеркало | |
---|---|
![]() Русская обложка DVD | |
Режиссер | Андрей Тарковский |
Написал |
|
Продюсер: | Эрик Вайсберг |
В главных ролях |
|
Рассказал | |
Кинематография | Георгий Рерберг |
Под редакцией | Lyudmila Feiginova |
Музыка | Eduard Artemyev |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 106 минут [1] |
Страна | Советский Союз |
Языки | Русский, Испанский |
Бюджет | 622 000 рублей [2] |
Mirror (Russian: Зеркало , romanized: Zerkalo ) [а] — советский биографический драматический фильм 1975 года. [3] Режиссер Андрей Тарковский . Он во многом автобиографичен, нестандартно структурирован и включает в себя стихи, сочиненные и прочитанные отцом режиссера Арсением Тарковским . В фильме участвуют Маргарита Терехова , Игнат Данильцев, Алла Демидова , Анатолий Солоницын , жена Тарковского Лариса Тарковская и его мать Мария Вишнякова. Иннокентий Смоктуновский озвучивает, Эдуард Артемьев - музыкальное сопровождение и звуковые эффекты.
«Зеркало» построено в форме нелинейного повествования , основная концепция которого восходит к 1964 году и претерпевает многочисленные сценарные версии Тарковского и Александра Мишарина . Он разворачивается вокруг воспоминаний умирающего поэта о ключевых моментах его жизни и советской культуры. В фильме сочетаются современные сцены с детскими воспоминаниями, мечтами и кадрами кинохроники . Его кинематография колеблется между цветным, черно-белым и сепией . в фильме Свободный поток онейрических образов сравнивают с техникой потока сознания, связанной с модернистской литературой .
Первоначально «Зеркало» поляризовало критиков и аудиторию, и многие сочли его повествование непонятным. С момента выхода его переоценили как один из величайших фильмов всех времен , а также как выдающееся произведение Тарковского . [4] [5] Оно особенно понравилось многим россиянам, для которых оно остается самым любимым произведением Тарковского. [6] [б]
Сюжет
[ редактировать ]Структура и содержание
[ редактировать ]Зеркало отображает мысли, эмоции и воспоминания Алексея, или Алеши (Игнат Данильцев), и окружающий его мир в детстве, юности и 40-летнем возрасте. Взрослого Алексея можно увидеть лишь ненадолго, но он присутствует в качестве закадрового голоса в некоторых сценах, включая содержательные диалоги. Структура фильма прерывистая, нехронологическая, без условного сюжета, сочетает в себе происшествия, сны, воспоминания и кадры кинохроники. [7] Фильм переключается между тремя разными временными рамками: довоенным (1935 г.), военным временем (1940-е гг.) и послевоенным (1960-е или 70-е гг.).
«Зеркало» во многом опирается на детство Тарковского. Заметное место занимают такие воспоминания, как эвакуация из Москвы в деревню во время войны, замкнутый отец и собственная мать, работавшая корректором в типографии.
Краткое содержание
[ редактировать ]Фильм начинается с того, что сын-подросток Алексея Игнат включает телевизор и наблюдает за осмотром мужчины с заиканием, проводимым врачом, которому наконец удается заставить своего пациента без помех сказать: «Я могу говорить». После вступительных титров действие происходит в сельской местности в довоенные времена, когда мать Алексея Мария, также называемая Машей и Марусей, разговаривает с случайно проходившим мимо врачом. Виден внешний и внутренний вид загородного дома дедушки Алексея. Юный Алексей, его мать и сестра наблюдают, как горит семейный сарай. Во сне Мария моет волосы.
В послевоенное время слышно, как Алексей разговаривает с матерью по телефону, а также видны комнаты квартиры. Возвращаясь к довоенным временным рамкам, Мария лихорадочно спешит на свое рабочее место корректором в типографии. Она обеспокоена ошибкой, которую, возможно, не заметила, но ее утешает ее коллега Лиза ( Алла Демидова ), которая затем, похоже, доводит ее до слез резкой критикой. Еще в послевоенное время Алексей ссорится со своей бывшей женой Натальей, которая развелась с ним и живет с сыном Игнатом. Далее следуют кадры кинохроники гражданской войны в Испании и подъема на воздушном шаре в СССР.
В следующей сцене в квартире Алексея Игнат встречается со странной женщиной, сидящей за столом. По ее просьбе Игнат читает отрывок из письма Пушкина , и ему звонит отец Алексей. На стук в дверь отвечает Игнат, которым оказывается женщина, которая говорит, что ошиблась квартирой. Когда Игнат возвращается к женщине за столом, она исчезает, хотя конденсат из ее чашки на мгновение остается. Перейдя в военное время, подросток Алексей проходит обучение стрельбе под руководством сурового инструктора, что перемежается кадрами кинохроники Второй мировой войны и советско-китайского пограничного конфликта . Перед войной Мария вместе с Алексеем ездит к соседу за туалетными принадлежностями. Женщина знакомит Марию с сыном и просит зарезать петушка , что она и делает.
Алексей и его сестра воссоединяются со своим отцом в конце войны. Затем фильм возвращается к ссоре между Алексеем и его женой в послевоенном эпизоде. Возвращаясь снова к довоенному времени, виды загородного дома и окружающей сельской местности сопровождаются сказочным эпизодом, показывающим парящую Марию. Затем фильм перемещается в послевоенное время, показывая Алексея, очевидно, лежащего на смертном одре с загадочной болезнью и держащего в руках маленькую птицу. Финальная сцена относится к довоенному периоду и показывает беременную Марию, перемежающуюся сценами, показывающими Марию молодой и старой.
Бросать
[ редактировать ]Некоторых персонажей играют одни и те же актеры.
- Филипп Янковский в детстве Алексея
- Игнат Данильцев в роли подростка Алексея и Игнат, сын Алексея.
- Иннокентий Смоктуновский в роли взрослого Алексея (только голос)
- Маргарита Терехова в роли юных Марии/Маши/Маруси (матери Алексея) и Натальи (жены Алексея)
- Мария Вишнякова (настоящая мать Тарковского) в роли пожилой Марии.
- Oleg Yankovsky as Aleksei's father
- Alla Demidova as Liza, Maria's friend at printing house
- Анатолий Солоницын — судмедэксперт, прохожий
- Николай Гринько — директор типографии
- Yuriy Nazarov as military instructor
- Тамара Огородникова в роли няни и странной женщины за чайным столом
- Larisa Tarkovskaya as Nadezhda, Aleksei's neighbor
- Арсений Тарковский — рассказчик/поэт (только голос)
- Ольга Кизилова в роли рыжей
Темы и интерпретация
[ редактировать ]Несмотря на высокую оценку, «Зеркало» по-прежнему считается загадочным. Наташа Синессиос писала, что по структуре он ближе к музыкальному произведению, чем к повествовательному фильму, отмечая, что Тарковский «всегда утверждал, что он использовал законы музыки как организационный принцип фильма... акцент делался не на логике , а на форме » . потока событий». [8] Критик Антти Аланен назвал фильм «космической одиссеей во внутреннюю часть психики» и собственной персонализированной версией Тарковского « В поисках утраченного времени » Марселя Пруста . [9] Говард Хэмптон утверждал, что центральной темой произведения является «неизбежное существование прошлого». [10]
Производство
[ редактировать ]Письмо
[ редактировать ]Идея «Зеркала» возникла в 1964 году, когда Тарковский записал идею фильма о снах и воспоминаниях человека без появления человека на экране. Первые серии «Зеркала» были написаны, когда Тарковский работал над «Андреем Рублевым» . Эти эпизоды были опубликованы в 1970 году как рассказ под названием «Белый день» . Название было взято из стихотворения его отца Арсения Тарковского , написанного в 1942 году . В 1968 году, закончив «Андрея Рублева» , Тарковский отправился на курорт кинематографистов в Репино, намереваясь вместе с Александром Мишариным написать сценарий «Зеркала» . Этот сценарий назывался «Исповедь» и был предложен кинокомитету Госкино . Хотя в нем содержались такие популярные темы, как героическая мать, война и патриотизм, предложение было отклонено. Основной причиной, скорее всего, был сложный и нестандартный сценарий. Более того, Тарковский и Мишарин ясно заявили, что не знают, каким будет окончательный вид фильма; это предстояло выяснить в процессе съемок. [11]
Поскольку сценарий был отклонен кинокомитетом, Тарковский снял фильм «Солярис» . Но его дневниковые записи показывают, что он все еще хотел снять фильм. Наконец, летом 1973 года новый руководитель Госкино Филипп Ермаш утвердил сценарий. Тарковскому был выделен бюджет в 622 000 рублей и 7500 метров (24 606 футов) пленки Kodak, что соответствует 110 минутам, или примерно трем дублям, если предположить, что Длина фильма 3000 метров (10 000 футов). [12]
Существует несколько версий сценария «Зеркала» , поскольку Тарковский постоянно переписывал его части, причем последний вариант был написан в 1974 году, когда он был в Италии. Одной сценой, которая была в сценарии, но была удалена во время съемок, было интервью с его матерью. Тарковский хотел взять у нее интервью скрытой камерой под предлогом того, что это исследование для фильма. Эта сцена стала одной из главных причин, по которой Вадим Юсов , оператор всех предыдущих фильмов Тарковского, отказался работать с ним над этим фильмом. [13] В разное время сценарий и фильм назывались «Исповедь» , «Искупление» , «Мартиролог» , «Почему ты стоишь так далеко?» , «Бушующий поток» и «Белый-белый день» (иногда также переводится как «Светлый-светлый день» ). Во время съемок Тарковский решил назвать фильм « Зеркало» . [11] В фильме присутствует несколько зеркал, некоторые сцены сняты в отражении.
постер фильма Тарковского « Андрей Рублёв» 1969 года. На стене висит [14] «Зеркало» — третий фильм из серии, в которой Тарковский ссылается на Андрея Рублёва , а также на его одноименный фильм 1969 года и «Солярис» (1972), в котором в комнате главного героя виден бюст художника. [15]
Кастинг
[ редактировать ]Первоначально Тарковский рассматривал Аллу Демидову и шведскую актрису Биби Андерссон на роль матери . В итоге он выбрал Маргариту Терехову . [16]
Съемки
[ редактировать ]Основные съемки начались в июле 1973 года. [17] и завершился в марте 1974 года. Наружные сцены снимались в подмосковном Тутшково, а внутренние сцены — на киностудии «Мосфильм» . [18] Натуралистический стиль фильма потребовал от Тереховой отказаться от макияжа. [19]
Редактирование
[ редактировать ]» был потрачен колоссальный объем работы Тарковский сказал, что «на монтаж «Зеркала ». около 200 кадров В «Зеркале» , очень мало для фильма такой длины. Тарковский отверг монтаж как средство создания или определения ритма, полагая, что монтаж «означает возможность спонтанно объединить отдельные сцены и кадры». И только после «последней, отчаянной перестановки» «фильм родился». Он чувствовал, что это «чудо», что «Миррор» удержался вместе. [20]
В июле 1974 года Филипп Ермаш отверг фильм как непонятный. Тарковский был разгневан отказом и подумывал снять фильм за пределами Советского Союза. Госкино утвердило «Зеркало» без каких-либо изменений. Осенью 1974 года [21]
Выпускать
[ редактировать ]Некоторые разногласия возникли вокруг плохо спланированного показа фильма на Каннском кинофестивале . Госкино не разрешило его показать. Но управляющий директор фестиваля Морис Бесси симпатизировал Тарковскому и, узнав, что «Зеркало» не разрешен к показу, пригрозил не показывать другие советские фильмы. [22] У Mirror никогда не было официальной премьеры, только ограниченный выпуск второй категории всего в 73 экземпляра. Официально о нем было объявлено в сентябре 1975 года, но показали уже в марте 1975 года.
Прием
[ редактировать ]Mirror имеет рейтинг одобрения 100% на агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes на основе 26 обзоров и средний рейтинг 9,2 из 10. [23] Metacritic присвоил фильму средневзвешенную оценку 82 из 100 на основе 14 критиков, что указывает на «всеобщее признание». [24]
Когда в ноябре 1974 года критиков «Мосфильма» попросили оценить «Зеркало» , ответы разделились. [25] Некоторые рассматривали это как важную работу, которая будет лучше понята будущими поколениями; другие отвергли его как несфокусированный провал и полагали, что даже более культурным зрителям его история покажется неясной. Это привело к очень ограниченному распространению. [26] Многие зрители ушли с кинопоказов, но те, кому фильм понравился, горячо хвалили его. [27] В статье «Нью-Йорк Таймс» 1975 года Джеймс Ф. Клэрити писал: «В первой серии опубликованных рецензий, в которых некоторые из коллег-кинематографистов г-на Тарковского оценивали его новую работу, содержится много похвал, смешанных с критикой некоторых частей фильма. фильм." [28]
Наследие
[ редактировать ]«Зеркало» часто называют одним из величайших фильмов всех времен . По результатам Sight & Sound опроса режиссеров 2012 года «Зеркало» занял девятое место среди величайших фильмов всех времен. В параллельном опросе кинокритиков фильм занимает 19-е место. В том же опросе 2022 года «Зеркало» заняло восьмое место по версии режиссеров и 31-е место по версии критиков. [29] [30] Режиссер Ашим Ахлувалиа включил этот фильм в свою личную десятку лучших (по опросу The Sight & Sound «50 величайших фильмов всех времен »), написав: « Зеркало предлагает эпическую гипнотерапию и одни из самых красивых целлулоидных фильмов, когда-либо снятых». [31] В том же опросе Уилл Селф заявил, что этот фильм остается «самым красивым фильмом из когда-либо созданных». [32] Питер Брэдшоу из The Guardian назвал его «поразительным произведением кинопроизводства», а многие из его изображений «необычайно блестящими». [33] В Британском институте кино фильм объявлен «произведением совокупного ритмического эффекта», а его нетрадиционное повествование считается «пионером в поэтической и богато намекающей форме». [34] Режиссер Михаэль Ханеке проголосовал за «Зеркало» в опросе режиссеров Sight & Sound 2002 года (где фильм занял 16-е место). [35] [36] а позже сказал, что видел его как минимум 25 раз. [37] [38] В опросе критиков 2002 года он занял 35-е место. [39] В 2018 году фильм занял 20-е место в списке 100 величайших фильмов на иностранном языке по версии BBC по результатам голосования 209 кинокритиков из 43 стран. [40]
«Зеркало» назвал Режиссер Кристофер Нолан оказавшим влияние на его фильм 2023 года «Оппенгеймер» , особенно в отношении кинематографии. [41]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В США его часто называют «Зеркало» , хотя официальный английский переводчик Тарковского Китти Хантер-Блэр всегда называла фильм « Зеркало» , а не «Зеркало» , что было более поздним нововведением, несанкционированным режиссером. [ нужна ссылка ]
- ↑ Сам Тарковский рассказывает в «Ваянии во времени» , что «Зеркало» вызвало такой ошеломляющий отклик аудитории, который затмил другие его фильмы. Он получил сотни писем, в самых трогательных и интимных выражениях выражающих, как фильм оказал на них глубокое влияние. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « ЗЕРКАЛО (У)» . Британский совет классификации фильмов . 23 января 1980 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Тарковский, Андрей; перевод Китти Хантер-Блэр (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Калькутта: Книга Чайки . п. 77 (11 июля 1973 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ "Зеркало" . cinema.mosfilm.ru (in Russian) . Retrieved 19 June 2022 .
- ^ «Опросы Sight & Sound 2012 | BFI» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 16 августа 2012 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Sight & Sound пересматривает списки лучших фильмов всех времен» . Студия Ежедневно . 1 августа 2012 года . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Synessios 2001 «... сегодня остается любимым фильмом Тарковского большинства россиян».
- ^ Тимо Хойер: Работа в кино – работа мечты. Андрей Тарковский и его фильм «Зеркало» («Серкало»). В: Р. Лук / А. Малер-Бангерс (ред.): Проекция и реальность. Бессознательное послание фильма. Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2007, стр. 85–110. ISBN 978-3-525-45179-3 .
- ^ Редвуд 2010 , с. 63.
- ^ «Антти Аланен» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Говард Хэмптон» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Тарковский, Андрей (1999). Уильям Пауэлл (ред.). Сборник сценариев . Лондон: Фабер и Фабер.
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . п. 77 (11 июля 1973 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 60–61 (17 сентября 1972 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ Кэрнс, Дэвид (16 июля 2011 г.). " Зеркало " . Электрическая овца . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Джонс, Джонатан (12 февраля 2005 г.). «Из этого мира» . Хранитель . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . п. 41 (20 августа 1971 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ Синессиос 2001, с. 27
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 78, 92–93 (30 сентября 1973 г. и 8, 17 марта 1974 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ Дмитрий Гордон. Маргарита ТЕРЕХОВА: "Рубить голову петуху? С какой стати? Я же артистка, а не этот самый — как его? — живодер" [Маргарита Терехова, «Отрубить голову петуху? По какой причине? Я актёр, а не — что это? — живодер»] (на русском языке). Бульвар Гордона.
- ^ Тарковский, Андрей (1986). Скульптура во времени . Издательство Техасского университета. стр. 116–120. ISBN 978-0-292-77624-1 .
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . стр. 96–97 (27, 29 июля и 1 августа 1974 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ Тарковский, Андрей (1991). Время внутри времени: Дневники 1970–1986 гг . Перевод Китти Хантер-Блэр. Калькутта: Книга Чайки . С. 106–109 (2 марта, 8, 11 апреля 1975 г.). ISBN 978-81-7046-083-1 .
- ^ «Зеркало» . Гнилые помидоры . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Зеркало (1975)» . Метакритик .
- ^ Стеффен, Джеймс. «Зеркало» . Turner Classic Movies, Inc. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 3 мая 2022 г.
Готовый фильм подвергся широкой критике за то, что он был слишком «элитным» и частным для того, что должно было стать «массовым» видом искусства.
- ^ Синессиос 2001 , стр. 114–115.
- ^ Синессиос 2001 , с. 116.
- ^ Ясность, Джеймс Ф. (13 апреля 1975 г.). «НОВЫЙ ФИЛЬМ БУДУТ СОВЕТСКОЙ ЗРИТЕЛИ: «Зеркало» Тарковского неординарно и популярно» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Опрос критиков Sight & Sound 2022» . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Опрос режиссеров Sight & Sound 2022» . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Ашим Ахлувалия» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Кинофестиваль «Смотрю внутрь, смотрю наружу» . Квиетус . 27 июня 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ Брэдшоу, Питер (13 августа 2004 г.). "Зеркало" . Хранитель . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Зеркало (1974)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ «Опрос лучших режиссеров Sight & Sound 2002 года» . список.com . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Счастливый Ханеке» . Житель Нью-Йорка .
- ^ «Михаэль Ханеке: «Искусство не дает ответов, только вопросы» » . Салон .
- ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002: Остальные участники списка критиков» . Вид и звук . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года . Проверено 24 апреля 2009 г.
- ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Британская радиовещательная корпорация . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Как Кристофер Нолан создал мир Оппенгеймера » . Стервятник . 17 июля 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.
Библиография
- Синессиос, Наташа (2001). Зеркало: Компаньон по фильму . ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-521-1 .
- Редвуд, Томас (2010). Поэтика кино Андрея Тарковского . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-2240-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зеркало на IMDb
- Зеркало в Rotten Tomatoes
- Зеркало на официальном Мосфильма с английскими субтитрами. сайте
- В фильме прочитаны стихи Арсения Тарковского (на русском языке)
- Занял 16-е место в списке 100 лучших фильмов "Искусство и вера" (2010).
- «Все бессмертно» Зеркало: эссе Кармен Грей из Criterion Collection.
- фильмы 1975 года
- Советские фильмы 1970-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1970-х годов
- Испаноязычные фильмы 1970-х годов
- 1975 год в Советском Союзе.
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1970-х годов
- Биографические драмы 1970-х годов
- Советские биографические драматические фильмы
- Российские биографические драматические фильмы.
- Фильмы Андрея Тарковского
- Фильмы, озвученные Эдуардом Артемьевым
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Фильмы, действие которых происходит в 1935 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1940-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1969 году.
- Фильмы, снятые в Московской области.
- Экзистенциалистские фильмы
- Фильмы об отношениях матери и сына
- Неповествовательные фильмы
- Советские авангардные и экспериментальные фильмы
- Русский авангард и экспериментальное кино
- Российские нелинейные повествовательные фильмы
- фильмы Мосфильма
- Фильмы о Гражданской войне в России.
- Фильмы о гражданской войне в Испании